VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности поведения олиголиполистических фирм в россии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006964
Тема: Особенности поведения олиголиполистических фирм в россии
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Факультет экономики и финансов



Кафедра экономики



Особенности поведения олиголиполистических фирм в россии.



Реферат

по экономической теории









студента 1 курса ФЭиФ

Сироткиной Кристины Владимировны

Руководитель: Прокопенко Людмила Кирилловна



Уникальность: _______________

Оценка:   ____________________









Киров

2016





СОДЕРЖАНИЕ.

1.Введение

2.Олигополия

2.1Понятие олигополии, ее особенности и основные черты

2.2Характер взаимодействия фирм

2.3Проблема устойчивости цен в условиях олигополии

3.Олигополистические фирмы в России.

         3.1 Поведение олигополистических фирм на рынке.

         3.2 Плюсы и минусы олигополии. 

4.Вывод.

5.Список используемой литературы. 













































1.ВВЕДЕНИЕ.

     В наиболее широком понимании, рынок - это сфера экономики, в которой происходит непрерывный процесс товарного обращения. Экономисты же под словом рынок предполагают любую отрасль, где взаимодействуют продавцы и покупатели на условиях свободных цен. В микроэкономике мы изучаем рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. В своем реферате я остановлюсь на рассмотрении рынка несовершенной конкуренции. Чтобы лучше понять такой рынок нужно рассмотреть классификацию рыночных структур. Выделяют несколько моделей рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия (одна фирма в отрасли), дуополия (две фирмы), олигополия (малое количество фирм) и монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта (множество фирм). Так как тема моего реферата особенности поведения олигополистичеких фирм в России, я буду подробней рассматривать олигополию.

2.ОЛИГОПОЛИЯ.

2.1Понятие олигополии, ее особенность и основные черты.

 Олигополия — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей.  Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых компаний на рынок (барьер масштаба, у многих фирм должна быть специальная лицензия и третий барьер - патентование изобретений, которое позволяет не копировать изобретения конкурентами), именно поэтому новым фирмам сложно попасть на рынок несовершенной конкуренции.

 Важной особенностью рыночного поведения олигополии является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам, то есть ни одно аналогичное решение не может быть принято без учетных действий конкурентов. 

     Важной чертой олигополии является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты — это не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Для фирм олигополистического рынка нужно уметь предвидеть, или же предугадывать, поведение своих конкурентов, потому что у олигополистов нет возможности договориться между собой, так как этот сговор запрещается антимонопольным законодательством. А вступать в тайные соглашения довольно рискованно, ведь нет уверенности в прочности союза со своими конкурентами. 

 При олигополии вероятна и нечестная конкуренция, то есть олигополистические фирмы препятствуют вхождению на рынок конкурентов не рыночными методами (силовым давлением и др.).

  Олигополистические фирмы чаще всего применяют методы неценовой конкурентной борьбы. Существуют подтверждения, что в большинстве олигополистических отраслей цены сохранялись стабильными на большой промежуток времени, потому что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть ограничена количеством производителей, которые поделили рынок между собой. 

    Сколько может быть участников олигополистического рынка? Обычно олигополия насчитывает от трёх до десяти участников, но если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия — это частный случай олигополии, который в большинстве случаев встречается в виде теоретической модели, чем в реальной жизни. Первая модель дуополии была представлена французским экономистом А. Курно еще в 1838 г. Главным моментом теории Курно стало понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (равновесие Курно). В странах, где рынок развит хорошо, преобладает именно олигополистический тип производства, что более характерно для обрабатывающей промышленности. К тому же в условиях олигополии производятся как однородные (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированные товары (автомобили, сигареты и т. д.). Например, в США между четырьмя производителями разделен весь рынок первичного свинца, 90% изготовления пива, сигарет, холодильников и стиральных машин, во Франции же все 100% сигарет и холодильников.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции — цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут выбрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.

2.2 Характер взаимодействия фирм

Так как общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать как монополисты и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия. Когда компании отрасли координируют собственные действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение станут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии станет картель. Если же фирмы идут некооперативной стратегией, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения фирмы стратегию, цены и предложения будут стремиться к конкурентным. Крайней формой такого поведения считаются «ценовые войны», в которых компании ставят на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны часто бывают губительны для фирм, в особенности для тех, кто соревнуется с более влиятельными и крупными фирмами.

2.3 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. 

На олигополистических рынках часто наблюдается стабильность цен. Чтобы это объяснить, обратимся к модели ломаной кривой спроса. 

(точка P(нет) — если компания установит цену на товар выше данного уровня, то конкуренты не последуют за ней)

Предположим, что начальная цена Р1, количество Q1. Если фирма решит уменьшить цену и увеличить спрос на продукцию, то конкурирующая компания сделает то же самое для того, чтобы не потерять свою долю рынка. Следовательно, прирост спроса будет маленьким, а сам спрос будет характеризоваться невысокой эластичностью. Ежели компания начнет увеличивать цену, то конкуренты свою цену менять не станут, рассчитывая тем самым получить дополнительных покупателей. В итоге при повышении цены фирма столкнется с большим сокращением спроса. Это говорит о том, что он будет эластичным. Объединяя 2 графика спроса получаем единую его динамику (график ломаная кривая спроса).

3.1Поведение олигополистических фирм на рынке.

Возможно выделить три принципиальные возможности действия компаний на олигополистическом рынке:

1.Нескоординированная олигополия, при которой компании никак не входят ни в какие контакты друг с другом и не стараются преднамеренно найти точку устраивающего абсолютно всех равновесия.

2.Картель или сговор компаний, ориентирующихся не на достижении равновесия Курно, а на долговременное монополистическое равновесие с дальнейшим разделом монополистической прибыли (наиболее значительной, нежели доходы олигополистические) среди участников.

3. «Игра по правилам», при которой компании преднамеренно совершают действие, которое будет понятным и предсказуемым для своих конкурентов, благодаря чему облегчают достижения равновесия в отрасли.

Рассмотрим подробнее каждую разновидность олигополии.

Нескоординированная олигополия.

Наиболее простой моделью этой разновидности является модель ломаной кривой спроса, которую я рассмотрела выше.

Картель.

Немногочисленность главных участников олигополистического рынка способствует заключению среди них соглашения. Главная концепция такого сговора складывается в установлении объема производства и цен на таком уровне, который гарантирует наибольший доход для всей группы, договаривающихся компаний в целом. После этого данный объем делится между участниками картеля благодаря определению доли каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).

Временем расцвета картелей был промежуток с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они обладали легальной формой и были широко распространены. В случае если превосходство одной-единственной компании в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, в таком случае картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на долгий промежуток времени.

Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е гг. В большинстве стран они законодательно запрещены.

В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они разрешены лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.

«Игра по правилам».

Эта форма олигополии представляет собой соглашение между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Компании не вступают друг с другом в договоры, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.

Более часто используемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно заключается в том, что все большие изменения цен сначала проводит одна компания (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными фирмами. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии, поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Лидерство в ценах весьма популярно на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, к примеру, в автомобилестроении. Так в 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые автомобили всегда выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним.

3.2 Основные олигополистические рынки.

Для современных российских олигополий возможно привести такие примеры:

Рынок мобильной связи: МТС, Билайн, Мегафон, Теле 2

Металлургия: Севастополь, Норильский никель

Нефтяной сектор: Газпром, Лукойл, ТНК.

Более подробно я рассмотрю металлургию. 

Одной из классических сфер рынка олигополии является черная металлургия. В России, лидирующей стране по запасам железной руды, эта сфера является основной.  

   Черная металлургия – это отрасль тяжелой промышленности, которая объединила в себе различные отрасли по добыче сырья, выплавке стали и чугуна и производство проката. Доля России в мировых запасах железных руд 32%, т.е. 57 млрд т, а ежегодная добыча – 15% от мировой.

Общеизвестно, что в сфере черной металлургии идет острая конкуренция среди четырех главных «гигантов»: Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), EVRAZ, в структуру которого вступают 3 больших русских сталеплавильных компании:
  1.ОАО ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) на Урале;

  2.ОАО ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат и Новокузнецкий металлургический комбинат (НКМК, Сибирь);

 3.Магнитогорский металлургический комбинат (ММК).

Лидирующим по изготовлению черных металлов в России является Evraz Group, на долю которого приходится 16% от общего объема производства всех видов черных металлов, второе место занимает НЛМК – 11%, далее следует ММК – 10%, Северсталь – 10%, Мечел – 7% и Металлинвест – 8%.

Черная металлургия - это экспортная отрасль, которая зависит от мировых цен на металл. В данное время в этой сфере происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7%. В общем же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%.

  Российские металлурги охотно покупают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Главным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

3.2 Плюсы и минусы олигополии.

Плюсы:

В условиях борьбы за часть рынка компании избегают устанавливать высокие цены, благодаря этому у покупателя появляется возможность приобрести большее количество товара. Потому как в рынке олигополии функционируют большие фирмы, потребитель приобретает доступ к экономии большого масштаба.

Так как среди компаний в олигополии ведется конкуренция на современном уровне, в многочисленных случаях огромное внимание уделяется качеству товара или услугам, потому что каждая компания хотела бы, чтобы ее товар покупали в большом количестве.

Минусы:

Вероятность сговора может негативно сказаться на ценах и степени потребления товара.

Оплата издержек антимонопольного регулирования – это издержки общества, которые связаны с тем, что рынок не может сам регулировать антиконкурентное поведение компаний.

В отрасли возможно медленное развитие из-за опасений каждого из основных участников, что совершенствование его изделия способно спровоцировать новую конкурентную борьбу за переделы рынка.

Желание переделать рынок выражается в наиболее активных слияниях и поглощениях, что часто приводит к довольно долгому этапу снижения эффективности «реструктурированных» организаций.

4.Вывод.

Олигополия- это рыночная структура, где доминирует малое количество продавцов, в вход в отрасль новых производителей ограничен из-за высоких барьеров. На таком рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные товары.

   Отношения среди компаний выражаются как взаимозависимость, то есть фирма принимает решение только после того, как попытается предугадать характер реакции своих конкурентов.

   Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей в своей работе «Рынок: микроэкономическая модель» (Санкт-Петербург, 1992) писал, что основная трудность при анализе олигополии заключается в установлении того, с какими трудностями встречаются компании на рынке, где существует несколько конкурирующих фирм.

   Олигополистические фирмы чаще всего используют методы неценовой борьбы. Есть доказательство, что в большинстве олигополистических отраслях цены оставались стабильными на большой промежуток времени. Олигополия является одной из более распространенных структур рынка в современной экономике.

































Список литературы.

Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., 50 лекций по микроэкономике – Издательство: «Экономическая школа», 2000.

Чепурин М. Н., Киселева Е. А., Курс экономической теории. Учебник – Киров, «АСА». 2001.

Сидорович А. В., Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики – Издательство «Дело и Сервис», 2001........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%