VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности государственного устройства Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011911
Тема: Особенности государственного устройства Российской Федерации
Содержание
Введение



Российская Федерация – это единое федеративное государство с республиканскойформой правления. Она является суверенным государством, обладающим всей полнотойгосударственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на всей территорииРоссии, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерациинаходятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая закрепляет основы конституционного строя государства и взаимоотношений между личностью, обществом игосударством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношенийФедерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другимисуверенными государствами. Возможность самостоятельного решения всех этих вопросовсвидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется ее территориальным единством. Российская Федерация имеет свою территорию, которая складывается из территорий ее субъектов и включает в себя сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Территория Российской Федерации образует материальное содержание государственного суверенитета, является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитетРоссийской Федерации. Она обладает высшей властью в отношении своей территории,ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международногоправа.



																Под  государственным  устройством  понимается   политико-территориальнаяорганизация власти, определяющая  правовое  положение  региональных  частейгосударства и их взаимоотношения с центральной  властью.  Исходя  из  этогоположения, можно говорить о том, что  государственное  устройство  являетсяфактором,  определяющим  меру  централизации  и  децентрализации  власти  вгосударстве. В территориально небольших государствах этот  вопрос  решаетсясравнительно легко, но в  крупных  государствах  он  становится  достаточносерьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Устройство (по вертикали) государственной власти в Российской Федерации определено в первую очередь в российской Конституции от 12-ого декабря 1993 года. В ней различаются три уровня: Федерация (государство в целом), субъекты Федерации, которые находятся в ее непосредственном подчинении, и территориальные единицы, из которых состоят субъекты Федерации.

Актуальность исследования.Россия как федеративное государство – это союз государственных образований,  каждоеиз  которых  обладает  определенной  самостоятельностью.  Субъекты   такогосоюзного государства имеют одинаковый статус и равные права.Федерация  в  основном  объединяет  субъектов  с   одинаковым   правовымстатусом. Проблемы  становления  современного  федеративного  государства  являютсянасущными и одними из важнейших для современной России. Во многом  от  того,удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит  дальнейшаясудьба  России:  сохранение  единства   государства,   успешное   проведениеэкономической  реформы,  демократизация  политической  жизни,  интеграция  ссоседними  государствами,  эффективное  функционирование  законов  и  многоедругое.

Конституция Российской Федерации 1993г. в целом заложила  современнуюправовую основу развития федеративного государства и федеративных  отношенийв России.  Глава   3   Конституции   “Федеративное   устройство” раскрывает основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства,закрепляет базовые механизмы взаимодействия  федеральных  органов  власти  игосударственных органов власти субъектов Федерации. Как показала  многолетняя практика становления и  развития  федеративных  отношений,  эти  принципы  ибольшинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный  характер  развитияфедеративного государства.

Объектом исследованияявляется государственное устройство Российской Федерации как национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов.

Предметом исследованияявляется федеративная форма государственного устройства Российской Федерации.

Цель курсовой работы – исследовать особенности государственного устройства Российской Федерации.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

-дать понятие и изучить сущность государственного устройства Российской Федерации;

-рассмотреть федеративную форму государственного устройства Российской Федерации;

-изучить субъекты Российской Федерации;

-выявить принципы  государственного  устройства Российской Федерации.

		















Глава 1. Государственное устройство в системе государственной власти в Российской Федерации



1.1.Понятие и сущность государственного устройства Российской Федерации





В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство,  политика которого направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть  в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную  власть  в  Российской  Федерации осуществляют Президент Российской Федерации,  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную  власть  в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Государственное устройство - это обусловленное социально-экономической сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на государства, национально-государственные, политико-территориальные и территориальные образования, определяющие форму государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определенной территории. Неотъемлемыми признаками государства являются наличие публичной власти, суверенитета, гражданства, строго ограниченной территории, аппарата управления и принуждения.

Лазарев В.В. отмечает, что государственное устройство - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Конкретная форма государственного устройства дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория государства, каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь его иерархических структур. 

Обычно выделяют три формы государственного устройства. Это унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Российская Федерация основана на национальном принципе. Существуют федерации, основанные на территориальном принципе, например, США, ФРГ и Мексика. 

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная и кредитная система, единая государственная политика и федеральная конституция. В отношении функционирования государственной власти федерация предполагает наличие законодательной, исполнительной и судебной власти.

На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Из них около 120 млн. русских. Среди других национальностей: татар - 5,5 млн., чувашей - 1,8 млн., башкир - 1,3 млн., мордвы - 1,1 млн. Национальный состав проявляется во внутреннем устройстве Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности.

Следует отметить, правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. При этом Конституция республики не должна противоречить Основному Закону - Конституции Российской Федерации. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа устанавливается наряду с Конституцией России собственными уставами.

Прежде чем вести речь о системе государственной власти в Российской Федерации, необходимо разъяснить ряд важных категорий и понятий.

«Власть» как термин имеет несколько значений. Власть - это не только способность и право распоряжаться кем-либо, чем-либо, возможность оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств, но и система органов управления, наделенных властными полномочиями.Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. При этом народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как отмечалось выше, неотъемлемым признаком государства является наличие суверенитета. Суверенитет государства - это его свойство самостоятельно и независимо от власти других государств и политических сил осуществлять свои функции на территории государства и за его пределами. Он проявляется в верховенстве государственной власти, которое определяет порядок правовых отношений в государстве, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. 

Субъекты Федерации не обладают суверенитетом. Наиболее ярким примером этого является верховенство на всей территории государства Конституции РФ и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

В этой связи верховенство государственной власти - это такое состояние власти, при котором над ней не стоит никакая другая власть. Это не означает неограниченность власти. В конституционном государстве она всегда ограничена правом. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, в своей совокупности составляющих высшую государственную власть.

Согласно Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. То есть государственная власть реализуется государственным аппаратом, который представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Кроме того, государственная власть обладает силой принуждения, осуществляемого специально приспособленными для этой цели органами, являющимися частью государственного аппарата в отношении лиц, нарушающих законы и совершающих правонарушения.

В основу конституционного строя России заложен принцип разделения властей: то есть государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы этих ветвей самостоятельны. 

Принцип разделения властей сформулирован французским мыслителем Шарлем Монтескье и впервые нашел свое законодательное закрепление в 1787 году в Конституции США. Ныне этот принцип закреплен в большинстве конституций государств мира, в том числе в Конституции Российской Федерации.

В демократических государствах принцип разделения властей препятствует чрезмерной концентрации и монополизации власти одним органом или должностным лицом. Кроме того, это позволяет трем независимым властям контролировать друг друга, что не обеспечивается достаточно эффективно при сосредоточении власти в руках одного государственного органа или человека. При попытке усиления одной власти за счет других указанный принцип позволяет не допустить этого и тем самым обеспечить порядок и стабильность в обществе.

Глава 4 Конституции РФ определяет права и обязанности Президента России, который как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование. На Президента РФ в системе государственной власти возложено руководство внешней и внутренней политикой государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, представление страны в международных отношениях. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и органами ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Органы законодательной власти состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и др.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда России и выступлений руководителей иностранных государств.

К компетенции Совета Федерации (верхней палаты парламента) относятся: утверждение границ между субъектами Федерации; утверждение Указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государственной территории; назначение выборов Президента России и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора России.
К ведению Государственной Думы (нижней палаты парламента) относятся: предоставление согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека, объявления амнистии и другие вопросы.

Главным направлением деятельности Федерального собрания является законодательная деятельность. Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Закон считается одобренным им, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае его отклонения создается согласительная комиссия для преодоления разногласий, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней делает это либо может отклонить закон. В этом случае он вновь будет рассматриваться Государственной Думой и Советом Федерации. Если при повторном голосовании закон будет вновь одобрен двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Органы исполнительной власти включают: Правительство России; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.
Высшим органом исполнительной власти в России является Правительство РФ, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Дума может отклонить кандидатуру, причем после трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые ее выборы.

К ведению Правительства РФ относится разработка и представление федерального бюджета Государственной Думе, обеспечение его исполнения и отчет по его выполнению; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другие вопросы.
Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К высшим органам судебной власти относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации, состоящий из 19 судей, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и нормативных актов субъектов Федерации; до го воров междуор га нам и государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Таким образом, законодательная, исполнительная и судебная власти образуют систему государственной власти, характерную для демократических государств и отвечающую волеизъявлению Российского общества.







1.2. Федеративная форма государственного устройства Российской Федерации



Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это достигается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром. 

Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и т.д. 

Мировая практика государственного строительства выработала две основные формы государственного устройства — унитаризм и федерализм. 

Как отмечалось выше, Конституция России закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции так и называется “Федеративное устройство”. Конституция закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу российского государства. 

Во-первых, частями, субъектами российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства — республики (всего их 21); государственно-территориальные образования (края — 6, области — 49, города федерального значения — 2); национально-государственные образования (1 автономная область и 10 автономных округов). Перечень всех субъектов дан в ст. 65 Конституции РФ. 

Во-вторых, законодательную систему России составляют Конституция РФ и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов РФ, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов. 

В-третьих, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов. 

В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент — Федеральное Собрание, одна из палат которого — Совет Федерации — представляет интересы всех субъектов РФ и имеет в своем составе всех их представителей. 

В-пятых, наряду с гражданством России имеется гражданство республик в составе РФ. 

Существуют и другие признаки, подтверждающие федеративный характер России. 

Российская Федерация стала правопреемницей РСФСР, которая была оформлена с принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. В период своего создания и в последующем Россия имела много особенностей. 

Прежде всего, Россия была провозглашена федерацией “сверху”, в этот момент в ее составе не было ни одного субъекта. Они стали появляться с согласия центральной власти на территории уже существующего государства. Не было момента объединения субъектов в союзное государство, что присуще большинству государств с федеративной формой устройства. На протяжении веков постоянно шел процесс создания и распада государств. В результате исторических процессов в одно государство могли быть объединены народы, непохожие в силу национальной культуры, разъединенные вероисповеданием, географией проживания, уровнем жизни, независимые государства.Процесс создания и возникновения государств активно протекает и в настоящее время. В нем существует две тенденции: центростремительная и центробежная. Государства в большинстве случаев объединяют различные народы и территории и по-разному определяют свое внутреннее устройство. Это зависит от территории, исторических традиций, национального состава.

Как отмечает Б.С. Крылов, государственное устройство — это политико-территориальная организация власти, определяющая положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии — империи — делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и так далее. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. 

Теория государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства. Как отмечалось выше, существует две формы территориального устройства: унитарная и федеральная, но оптимальной формой национально-государственного устройства является федерация (например, в Российской Федерации), позволяющая избежать сверхцентрализации.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно выделить при этом черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного федеративное государство в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно — союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, то есть самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя).

Федерация — это государственно-правовое объединение двух или более государств в одно новое союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт — федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами.Федерализм в России обусловлен рядом причин: огромной территорией; спецификой экономического развития отдельных регионов; этническим многообразием населения; социокультурными различиями.

Как показывает практика, федерации образуются в основном потому, что большим государством трудно управлять из центра: сложно проследить за тем, что делается на местах; с другой стороны, жители регионов больше доверяют местному правительству, которое они выбирали и которое легче проконтролировать в случае необходимости.

Федерация образуется путем слияния нескольких государств, которые решили объединиться, или путем введения принципа федерализма, как это было сделано в РФ.

Наиболее важными юридическими признаками Российской Федерации являются следующие:

-Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью.

-В Российской Федерации создана особая палата парламента, которая является органом представительства субъектов Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

-В России федерация имеет конституционную форму, а потому именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и субъектами Федерации.

Российская Федерация — нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерации. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом.

Особое правовое положение занимают российские республики.

Таким образом, можно выделить особенности российского федерализма:

-Россия была провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств.

-Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией (а не конституционно-договорной).

-Россия создавалась как асимметричная федерация.

-Субъекты РФ создавались как по национально-территориальному, так и по территориальному признакам.

-Субъекты Федерации не обладали правом выхода из ее состава.

-Статус субъекта Федерации может быть изменен.

В Конституции Российской Федерации можно выделить четыре основополагающих принципа федерализма:

-Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.

-Равноправие всех субъектов Федерации.

-Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной.

-Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации он проживает, один и тот же.

Современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов.



1.3. Субъекты Российской Федерации



Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.

Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип построения федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам: 

-не обладают суверенитетом; 

-не имеют права на отделение; 

-граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; 

-закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; 

-перед лицом федеральной власти субъектов Федерации равны.

Российская Федерация — это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку.

Национально-государственные образования: республики — 21; автономные округа — 10; автономная область (Еврейская АО).

Государственно-территориальные образования: края — 6; области — 47; города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

Российская Федерация — это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область — всего 32 национально-государственных образования; 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения — всего 57 государственно-территориальных образований.

Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием.

Согласно статье 65, пункт 1 Конституции РФ, Российская Федерация состоит из 89 субъектов с различным правовым статусом: 21 республика; 6 краев; 49 областей; 2 города федерального значения; 1 автономная область; 10 автономных округов. Это формальное различие между субъектами Федерации имеет, прежде всего, исторические причины. Что касается реального положения (размеры, население, экономический потенциал), то здесь существуют значительные различия между субъектами Федерации. Тем не менее, правовой статус субъекта – республика, область или иной, – не определяется этими критериями. Хотя по ст.5 п.4 Конституции РФ субъекты Федерации должны быть равноправными в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, в самой Конституции РФ закреплена целая серия различий между субъектами (ст.5 п.2, ст.68 п.2, ст.66 п.п.3 и 4 Конституции РФ). 

Наконец, в ст.11 п.3 и ст.78 п.2 и 3 российская Конституция РФ позволяет изменять договорным путем распределение полномочий между Федерацией и ее субъектами. С тех пор эта возможность широко использовалась в форме соглашений о разграничении и распределении полномочий, которых в настоящее время насчитывается 26. Три из этих соглашений о распределении полномочий (подписанные с Татарстаном, Башкортостаном и Якутией (Саха), прямо затрагивают организацию местного самоуправления.

Рассмотрим структуру субъектов Федерации.

Каждый субъект Федерации обычно делится на районы. На таком же административном уровне находятся крупные города прямого подчинения субъекту Федерации (города областного или республиканского значения), которые не входят ни в какой район. Ввиду своего размера эти самостоятельные города часто подразделяются на городские районы. Районы субъектов Федерации обычно состоят из городов, городских и сельских поселений, а также из сельских округов, т.е. объединений нескольких небольших деревень.По официальным статистическим данным на 1 января 2006 года, в России насчитывалось 19 городов с населением свыше 750.000 жителей; 62 города с населением от 250.000 до 750.000 жителей; 268 городов с населением от 50.000 до 250.000 жителей; и, наконец, 741 город и поселок городского типа с населением до 50.000 жителей. Всего, на сегодняшний день, в России насчитывается 1085 городов и городских поселений, а также 152.922 сельских населенных пункта, образующих 23.976 сельских округов (волостей, сельсоветов).

Рассмотрим виды субъектов более подробно.

Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы:

1. Республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн).

2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область.

3. Автономные округа и автономная область; по их предъявлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.