VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности финансового механизма функционирования бюджетных организаций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002397
Тема: Особенности финансового механизма функционирования бюджетных организаций
Содержание
     1. Теоретические аспекты планирования расходов в бюджетном учреждении
     
     1.1. Особенности финансового механизма функционирования бюджетных организаций 
     
     Бесплатное предоставление материальных благ и услуг населению, в том числе в социальной сфере, является основой для осуществления государством своих функций и реализации им поставленных целей и задач государственной политики. Для предоставления бюджетных услуг необходимо их финансовое обеспечение посредством выделения финансовых средств уполномоченным субъектам бюджетного финансирования, которыми, как правило, являются органы государственной власти (местного самоуправления) и государственные (муниципальные) организации. 
     Являясь одним из видов государственных (муниципальных) организаций, бюджетное учреждение ставит в своей деятельности некоммерческие цели на первое место и оказывает населению часть услуг на бесплатной или льготной основе. Количество услуг оказываемых на платной основе не велико и в принципе не может обеспечить функционирование бюджетного учреждения необходимыми финансовыми ресурсами. Поэтому финансирование большей части расходов бюджетной организации осуществляется именно за счет бюджетных ресурсов, а лишь оставшейся – за счет поступлений от оказания платных услуг.
     Отметим, что в нормативно-правых актах и научной литературе понятия «бюджетное учреждение» и «бюджетная организация» взаимозаменяемы.
     Базовое определение бюджетного учреждения дается в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно данному положению бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. 
     В последние годы в финансовой политике государства особое внимание уделялось вопросам совершенствования финансового механизма функционирования организаций, финансируемых за счет бюджетных средств.
     Для целостного формирования понимания сути финансового механизма функционирования бюджетных учреждений рассмотрим общий подход к категории «финансовый механизм».
     Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений. Как сложная экономическая категория, финансовый механизм состоит из нескольких элементов, перечень которых представлен на рисунке __. [Миляков, С. 40]
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок – Элементы финансового механизма
     
     Понятие финансового механизма в контексте функционирования бюджетных организаций сформулировано Е.В. Маркиной. По ее мнению он представляет собой «совокупность форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении бюджетных учреждений, которые необходимы для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах». [Маркина, С. 24]
     В современных условиях определяющим фактором содержания финансового механизма бюджетных учреждений является их правовой статус, определяемый финансовым законодательством.
     Характеризуя правой статус современных бюджетных учреждений, необходимо отметить, что он претерпел ряд значительный изменений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Основные положения этого закона впервые были обозначены в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., разработанной Министерством финансов РФ в соответствии с Бюджетным посланием Президента России Федеральному собранию от 20 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».
     Положения данного закона в корне изменили структуру государственных учреждений в нашей стране. До 2010 года Бюджетный кодекс Российской  Федерации определял бюджетное учреждение как «государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы». 
     В принципе старое и новое определения бюджетного учреждения  похожи, однако слова «на основе бюджетной сметы» в отношении современных бюджетных организаций употреблять совершенно неверно. Кроме того, необходимо учитывать, что бюджетное учреждение создается для оказания услуг не во всех сферах государственной деятельности, а только сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
     Основные достигнутые цели и используемые для их реализации механизмы в ходе реализации Закона №83-ФЗ можно представить следующим образом:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок – Основные цели и механизмы Закона №83-ФЗ [Глотова, 57]
     До проведения в 2010 году реструктуризации все государственные (муниципальные) учреждения имели организационно-правовую форму бюджетных организаций, сейчас же государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три вида: казенные, бюджетные и автономные. Сложившиеся в настоящее время закономерности и особенности финансовых взаимоотношений разных видов государственных (муниципальных) учреждений с государственным (муниципальным) бюджетом можно представить на рисунке __.
     
      
      
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     В настоящее время все государственные (муниципальные) учреждения осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
     Главным отличием между разными видами учреждениями является то, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетные учреждения же финансируются не по смете, а по государственному заданию, в котором должны быть определены показатели эффективности и конечный результат, за который бюджет предоставляет субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания. [антипова, 206-207]. При этом все указанные государственные (муниципальные) учреждения имеют возможность и право заниматься и приносящей доход деятельностью [Воробьева, С. 64].
     Данные два документа, являющиеся основными в деятельности тех или иных видов государственных учреждений, отличаются друг от друга, прежде всего своим качественным содержанием. Так бюджетная смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.  Государственное (муниципальное) задание является документом, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). 
     Рассмотрим изменения, произошедшие в правовом статусе бюджетных учреждений в последние годы. 
     До реформирования сети бюджетных учреждений правовой статус бюджетных учреждений предполагал:
     - наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления (некоммерческие организации других форм являются собственниками своего имущества); 
     - закрепление имущества на праве оперативного управления, что предполагает возможность изъятия собственником излишнего имущества, неиспользуемого или используемого не по назначению; 
     - полное или частичное финансирование собственником по смете доходов и расходов, утвержденной главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств. При этом в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая средства от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления; 
     - полная субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения;
     - возможность осуществления предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых создана организация, с предоставлением бюджетным учреждениям права самостоятельного распоряжения доходами, полученными от такой деятельности, и приобретенным за счет этих доходов имуществом и необходимостью учитывать их на отдельном балансе. 
     Все данные признаки бюджетного учреждения определяли структуру и содержание финансового механизма его функционирования, который предполагал механизм формирования и использования как бюджетных средств, так и средств от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. 
     Однако дореформенный финансовый механизм снижал эффективность деятельности бюджетных учреждений, поскольку подразумевал следующие ограничения правового статуса бюджетного учреждения:
     - несоблюдение государственных гарантий достаточного финансирования из бюджета учреждений, необходимого для нормального функционирования; 
     - жесткий контроль казначейства за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, не позволяющий осуществлять эффективную финансово-хозяйственную деятельность; 
     - отсутствие зависимости между объемом предоставленных бюджетных средств и качеством оказания учреждениями услуг в социальной сфере. [Маркина, С. 24-25]
     Кроме того, вызывал проблему необходимости обеспечения деятельности квазибюджетных учреждений (значительную долю доходов которых составляют доходы от платных услуг), что препятствовало увеличению объемов финансирования тех учреждений, которые производят государственные (муниципальные) услуги на нерыночной основе. [Годин, С. 153]
     Как справедливо отмечено Г.Б. Поляком суть реформы по реорганизации сети бюджетных учреждений состяла в переходе от управления бюджетными расходами к управлению результатами, полученными после произведенных затрат. [Поляк, финансы, С. 387]
     Принятие Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» значительно изменило финансовый механизм функционирования бюджетных учреждений. 
     Перечислим новые составляющие финансового механизма бюджетных учреждений: 
     -  отказ от финансирования содержания учреждения в рамках сметного финансирования и переход на финансирование государственных (муниципальных) услуг путем предоставления субсидии на выполнение задания учредителя и субсидии на иные цели; 
     - устранение субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам бюджетных учреждений, что предопределило их исключение из числа участников бюджетного процесса; 
     - объединение бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности на едином счете с необходимостью составления плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения; 
     - расширение прав бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает учредитель учреждения. 
     Таким образом, бюджетное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее свою деятельность в некоммерческих целях, обусловленных оказанием бюджетных услуг населению в рамках проведения государственной политики, за счет бюджетных средств и собственных доходов от платной деятельности. В последние годы произошли важные изменения вызвавшие переход от сметного финансирования бюджетных организаций к предоставлению из бюджета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Данные изменения повысили самостоятельность бюджетных учреждений в финансовом обеспечении своей деятельности, способствовали возникновению у бюджетных учреждений заинтересованности в своих результатах деятельности и создали стимулы к повышению качества оказываемых услуг.
     
     1.2 Сущность расходов бюджетного учреждения в контексте реализации государственной политики в социально значимой сфере
     
     Понятие «расходы бюджетного учреждения» в научной литературе является малоисследованным: как правило, формулируются понятия «государственные расходы» и «расходы бюджета», в принципе очень близкие по смыслу. 
     Это связано с тем, что государственные расходы являются широким понятием, охватывающим как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных учреждений. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета. [Мысляева, С. 184] 
     По нашему мнению, прежде всего, необходимо разобраться с терминологией, принятой в бюджетном законодательстве. Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет расходы бюджета как «выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета». 
     Кроме того, законодатель выделяет категории «бюджетные ассигнования» и «расходные обязательства». 
     В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства – это «обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета».
     Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
     Важной характеристикой планирования расходов бюджета является то, что его следует рассматривать как единую систему планирования расходных обязательств и бюджетных ассигнований. Важно отметить, что основу планирования объема и направлений использования бюджетных средств составляет понятие «расходное обязательство». Более того, через расходные обязательства устанавливается взаимосвязь выбора направлений использования бюджетных средств и выплачиваемых из бюджета бюджетных ассигнований. » [Сугарова,2 С.75].
     На основе анализа научной литературы можно отметить, что при определении понятия «расходы» авторы руководствуются либо процессным, либо ресурсным подходом. 
     Все исследователи отмечают, что экономическая сущность государственных расходов неразрывно связана с финансовой деятельности государства и процессом собирания денежных средств в государственный фонд. 
     Подход М.П. Афанасьева к определению расходов бюджета полностью соответствует положениям Бюджетного кодекса РФ [Афанасьев С.96].
     Большинство исследователей придерживаются ресурсного подхода к определению понятия расходов бюджета, очень близкого определению, данному в бюджетном законодательстве.
     В.В. Ковалев определяет расходы бюджета как «денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления» [Ковалев, С. 201].
     М.Л. Белоножко дает определение государственных расходов как «затрат государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности». [Белоножко, С. 46]
     Е.Н. Гладковская определяет расходы бюджета как «денежные средства, выплачиваемые из бюджета и направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления». [Гладковская с 34]
     Некоторые исследователи трактуют понятие государственных расходов с точки зрения процессного подхода. 
     И.М. Александров определяет расходы бюджетов как «процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы», в соответствии с законодательством о бюджетах [Александров, С. 163].
     В.А. Федосов определяет расходы как «систему денежных отношений, связанную с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней». [Федосов, с. 62]
     И.М. Мысляева и А.М. Годин дают схожие определения государственных расходов сразу с точки зрения обоих подходов. [Мысляева, С. 183, ГОДИН, С. 130] Суть их трактовки заключается в следующем. По их мнению, расходы государственного бюджета представляют собой «денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления» и выражают экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. 
     По нашему мнению определение расходов как определенного процесса, не совсем корректно, поскольку существует еще понятие «финансирование расходов», которому такие определения более подходят.
     Определение расходов с позиции учреждения дается Г.В.Поляком. По его мнению расходы представляют собой затраты организации, приводящие к уменьшению ее средств или к увеличению ее обязательств. [Поляк ФБО С.284] Данное определение слишком расплывчатое и не отражает особенности, обусловленные организационно-правовой формой бюджетной организации.
     На основе анализа определений государственных расходов и расходов бюджета, данных различными исследователями, с учетом правового статуса бюджетного учреждения можно предложить следующее определение понятия «расходы бюджетного учреждения».
     Расходы бюджетного учреждения представляют собой денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня на финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения в рамках качественного и эффективного выполнения поставленных перед ней целей и задач в области социальной сферы.
     Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п. [Мысляева, С. 184] В связи с этим отдельное внимание в научной литературе уделяется вопросам классификации расходов. 
     М.Л. Белоножко выделяет следующие критерии классификации расходов бюджета общего характера:
     1. В зависимости от экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные. 
     2. По характеру потребностей расходы делятся на чрезвычайные и обыкновенные. 
     3. По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление. 
     4. По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы. [Белоножко, С. 46]
     Наиболее значимой для планирования расходов является классификация расходов согласно Бюджетному кодексу РФ. Она имеет методологический характер и играет важнейшую роль в планировании и дальнейшем осуществлении расходов, поскольку обеспечивает единый подход к отдельным группам расходов и сопоставимость расходов по разным уровням их осуществления. 
     Планирование расходов осуществляется в разрезе трех видов классификации: ведомственной, функциональной и экономической. Отметим, что при планировании расходов бюджетными организациями наиболее актуальна экономическая классификация. Это обусловлено следующими факторами. 
     Во-первых, бюджетные организации обычно получают финансирования от одного главного распорядителя бюджетных средств, подведомственными которому являются, поэтому по ведомственной классификации расходы бюджетной организации будут соответствовать только одному ведомству.
     Во-вторых, функциональная классификация представляет собой группировку расходов по разделами и подразделам бюджетной классификации в соответствии с теми сферами, на финансирование которых предусматриваются расходы. Каждое бюджетное учреждение имеет закрепленные цели и задачи чаще всего в одной сфере, например, осуществлении социальной политики или здравоохранении, и расходы  предусматриваются в соответствующем разделе классификации. Такая группировка расходов представляет интерес с аналитической точки зрения и методологической точки зрения при определении общих бюджетных ассигнований бюджета.
     Согласно экономической классификации расходы делятся по признаку экономического содержания на капитальные и текущие. Охарактеризуем данные виды применительно к расходам бюджетных организаций.
     Текущие расходы бюджетных организаций обеспечивают текущее функционирование бюджетных учреждений и связаны с предоставлением услуг населению. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. [ковалев , С. 202]
     В составе текущих расходов выделяются целевые статьи, не подлежащие сокращению в результате секвестирования бюджета. Эти статьи не могут быть сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных источников. К их числу относятся:
     1) заработная плата с начислениями;
     2) пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению;
     3) расходы на питание в организациях систем правоохранительной деятельности, в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, детских домах, школах, детских садах, детских дошкольных учреждениях, дневных профессионально-технических училищах, институтах-интернатах для инвалидов, специальных школах и т.п.;
     4) приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
     5) приобретение мягкого инвентаря (расходы на приобретение постельных принадлежностей, штор, ковровых дорожек, матрацев, подушек, одеял) и обмундирования (приобретение фирменной одежды, обуви, халатов, курток и т.п.);
     6) оплата коммунальных услуг. [Мысляева, С. 185]
     Капитальные расходы бюджетных организаций представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал, в рамках осуществления инновационной и инвестиционной деятельности и включают:
     - расходы на осуществление инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; 
     - расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; 
     - расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; 
     - другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.  [Ковалев, С. 201]
     Таким образом, нами был проведен анализ определений понятия «расходы» применительно к государственному бюджету в целом, используемых в научной литературе. Затем самостоятельно сформулировано определение понятия «расходы бюджетного учреждения» как денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня на финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения в рамках качественного и эффективного выполнения поставленных перед ней целей и задач в области социальной сферы. Кроме того, были рассмотрены различные подходы к классификации бюджетных расходов. При этом особое внимание уделено экономической классификации расходов, имеющей наиболее важное значение при планировании.
     
     
     1.3. Планирование расходов как основа финансового механизма осуществления расходов бюджетных организаций 
     
     Современная экономическая обстановка в России и в мире в целом отличается значительной нестабильностью. Такие факторы, как сохраняющиеся кризисные явления в экономике большинства стран, нарастающая политическая напряженность, крайне негативно влияют на динамику мировых цен на энергоносители. В условиях высокой зависимости российской экономики и бюджета от мирового рынка сырья и цен на энергоносители обостряется проблема недополучения доходов бюджета, что в свою очередь повышает актуальность планирования и программирования бюджетных расходов (в том числе с позиции повышения их эффективности), а также контроля за их расходованием на этапе исполнения бюджета [Мастеров, С. 22] 
     Качественное планирование бюджетных расходов способствует повышению рациональности распределения имеющихся финансовых ресурсов, последующей эффективности их использования, а значит, позволяет государству более эффективно осуществлять свою деятельность по оказанию услуг населению.
     В исследованиях Н.С. Шмиголь бюджетное планирование рассматривается как часть системы управления государственными (муниципальными) финансами. Так, по его мнению система управления государственными (муниципальными) финансами состоит из следующих элементов: 
     - бюджетного планирования и прогнозирования; 
     - оперативного управления бюджетными средствами; 
     - государственного (муниципального) финансового контроля. 
[Шмиголь С. 56]
     Совершенствование бюджетного планирования стало одним из ключевых направлений реформ, проводимых в последние годы в системе управления расходами. Это обусловлено необходимостью решения задач по увеличению финансовых возможностей за счет экономного и эффективного расходования бюджетных ресурсов. [Крылова, 190]
     Основными законодательными преобразования, оказавшими влияние на процесс планирования в последние годы, стали совершенствование правового положения бюджетных учреждений на основе разработки и утверждения государственных заданий, активное внедрение программно-целевого бюджетного планирования на основе разработки и внедрения государственных программ, переход к среднесрочному планированию на всех уровнях бюджетной системы. [глотова, с.64]
     В литературе термин «планирование» используется в разном контексте. Рассмотрим основные подходы к определению понятий «планирование», «бюджетное планирование», «финансовое планирование», встречающиеся в научной литературе.
     Планирование расходов бюджетных организаций является частью процесса бюджетного планирования в целом и осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти.. Это обусловлено тем, что финансирование деятельности бюджетные организации находится на самом нижнем иерархическом уровне финансовой деятельности государства. 
     По мнению автора соотношение различных категорий планирования можно представить схематично на рисунке 1. 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
     Рисунок 1.  – Система планирования в социально-экономической системе страны
     В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее.
     Кроме того, по мнению М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанги понятие «планирование» связано с понятием «планомерности», которое в свою очередь означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А в свою очередь, планирование представляет собой практическую реализацию планомерности, т.е. осознанной деятельности по достижению сбалансированности и пропорциональности. Применительно к финансовому планированию — это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность —рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Федерации. 
     Коллектив авторов М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанги особо выделяют категорию «финансовое программирование» как метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, и предполагающий:
     • установление приоритетов государственных расходов по направлениям;
     • повышение эффективности расходования государственных средств;
     • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. [Романовский, С. 86]
     По мнению И.В. Сугаровой экономическая сущность бюджетного планирования «заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня» [Сугарова,1 С.85]. Кроме того, данный автор формулирует понятие планирования расходов бюджета как совокупности методов, реализуемых в соответствующих способах и приемах, связанные с определением объема бюджетных средств в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований, принятыми исходя из приоритетов проводимой в соответствующих экономических условиях бюджетной политики. » [Сугарова,2 С.75].
     Г.Б. Поляк определяет бюджетное планирование как «централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня». [Поляк, ФБО, С. 393]
     По мнению Н.В. Милякова финансовое планирование представляет собой вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств. [Миляков, С. 34]
     Е.Б. Крылова, Н.А. Смирнова, М.В. Беляева дают определение планированию расходов бюджета как совокупности методов, реализуемых в соответствующих способах и приемах, связанных с определением объемов средств бюджетов в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований, принятыми исходя из проводимой социально-экономической государственной политики. [Крылова , С. 191]
     Грязнова, Маркина сформулировали понятие финансового планирования расходов как «совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику [Грязнова97-98]
     Планирование расходов бюджетными организациями призвано обеспечить их деятельность по оказанию бюджетных услуг необходимыми финансовыми ресурсами и способствовать их эффективному и полному использованию.
     В целях определения сущности планирования расходов бюджетных организаций дадим характеристику ее составляющим: объекту, субъекту, факторам, принципам, целям и задачам.
     Объектом планирования расходов бюджетных организаций является финансовая деятельность бюджетной организации по использованию финансовых ресурсов. Субъектом планирования расходов бюджетных организаций является соответственно бюджетная организация.
     Целью планирования расходов бюджетных учреждений является обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени процесса бесперебойной деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг. [Подъяблонская. С 112] 
     В ходе планирования расходов бюджетные организации ставят перед собой следующие задачи:
     - провести анализ социально-экономических и бюджетных процессов и тенденций;
     - оценить действие этих процессов и тенденций в будущем и построить предположение о новых условиях и проблемах, требующих своего разрешения;
     - выявить возможные пути развития в перспективе и найти обоснования для принятия тех или иных решений с учетом их оптимальности и эффективности в аспекте дальнейшего развития. [Пивень, ФБО, С. 4]
     - определить возможные пропорции осуществления расходов за счет бюджетных и собственных ресурсов;
     - определить конкретные направления использования бюджетных средств и установить приоритеты в расходовании средств. [Крылова , С. 190]
     - определить объем в соответствии с выбранными направлениями использования финансовых ресурсов. [Подъяблонская. С 113]
     - обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов [финансы грязновой С.99]
     Рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на процесс планирования расходов бюджетной организации. 
     1. Влияние на процесс планирования расходов бюджетной организации со стороны органа государственной власти, являющегося учредителем организации.
     2. Необходимость планирования расходов в строгом соответствии с целями создания бюджетной организацией и выполняемыми ею некоммерческими функциями.
     3. Осуществление финансирования расходов бюджетных организаций за счет средств из различных источников: федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета, бюджета внебюджетного фонда, средств, полученных от оказания платных услуг. [Пивень, ФБО, С. 4]
     Рассмотрим основные принципы, на которых основывается планирование расходов бюджетных организаций.
     1) Принцип максимизации эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться бюджетным организациям при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований. [Мысляева, С. 198]
     - Принцип единой классификации расходов означает, что планирование осуществляется с учетом .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%