- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы понятия права.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000916 |
Тема: | Основы понятия права. |
Содержание
Введение Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право - наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи. Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные). Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает. Как становиться ясно из всего вышеизложенного, темой для данного исследования было выбрано право, как государственный регулятор общественных отношений. Объектом данного исследования является право как таковое, а предметом будут являться теоретические основы теории государства и права, принципы и монографии виднейших ученых в области теории государства и права России, таких как С.С. Алексеев, В.Н. Кудрявцев, В.А. Туманова, М.В. Баглай,Е.А. Лукашевой, В.С. Нерсесянца, Р.З. Лившица, Д.И. Луковской, Л.Б. Тиуновой, И.Ю. Козлихина и др. Целью данного исследования будет являться раскрытие роли права в общественных отношениях и использование государством права как механизма регулирования общественных отношений. Актуальность данного исследования нам демонстрирует сама жизнь, а точнее история России, где в последнее столетие право становиться наиважнейшим способом управления массами, что и будет продемонстрировано в ходе изложения результатов проделанной работы. 1 Основы понятия права 1.1 История развития права Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т. е. подразумевается естественное право. Во-вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право". Право - общественное явление, оно есть сторона, "часть" общества, или, как любил говорить Гегель, его "момент". В отечественной правовой истории наблюдается сложная эволюция права. С течением времени менялись представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале ХХ в. ученые-юристы связывали с правом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание зависимости от власти и т.п. В 20-х годах XX в. формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права, которое оказалось весьма устойчивым. Но в 50-е годы вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором выделялись помимо норм также правоотношения и правосознание. Вообще говоря о праве и обществе, ни в коем случае нельзя разделять эти два понятия, потому что первое в любом случае зависит от второго, однако как и в споре, что появилось раньше курица или яйцо, также и здесь идет спор о том, возможно ли было бы существование общества без права. Но в данной ситуации преувеличивать число ученых, считающих, что развитие общества без права возможно не стоит, потому что их теоретических оппозиционеров больше. К сожалению, как и в советские годы, так и в настоящее время государство все чаще использует жесткие меры с целью управления массами, а эти жесткие меры к счастью или сожалению воплощаются в тех законах и правовой системе которую мы имеем . Коренное изменение общественного строя в нашей стране в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право. С одной стороны, расширяются научные разработки в области философии права, когда наряду с позитивным правом более резко выделяются начала естественного права и проводится различение права и закона. С другой стороны, сохраняется и обогащается прежнее нормативистское представление о праве. Сошлемся на типичное определение права как системы общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с социально-экономическими, политическими и духовными устоями общества. Обогащение правопонимания позволяет предложить определение права, которое учитывает названные подходы и новую общественную и международную практику. Право - это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующих общественные отношения, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества. Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категорическое признание, или столь же решительное отрицание классового характера права. Первые - строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Вторые же, - молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к "общим и индивидуальным интересам населения страны". В качестве примера сугубо классового подхода к определению понятия права можно сослаться на довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса". Или на определение права как на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)". Примером внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений". Иными словами право уже первоначально было рассчитано как инструмент управления обществом, направления его движения, его вектором . 1.2 Понятие права Пра?во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти. В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация. 1.3 Сущность и назначение права Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика - это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации. Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы. Современная юридическая наука формулирует два главных подхода к назначению права. Первый подход исходит из того, что назначение права выражать интересы господствующего класса, воплощать волю экономически господствующего класса в законы, служить средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Такой подход к назначению права, его роли в обществе исповедует марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений. Другой подход трактует право и его назначение как средство компромисса, снятия противоречий в обществе. Быть средством управления делами в обществе - вот назначение права. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с применением принуждения, но на первый план в правовом решении проблем должны выдвигаться не принуждение, а достижение согласия и компромисса. В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса. 1.4 Признаки права Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки. 1. Право состоит из нормативных установок. Нормативность — явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения людей. В ее основе — типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы и поведение человека. Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки. Именно поэтому право является достижением цивилизации. 2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество . Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека — его поведение, справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве. К определению и смыслу таких критериев обращались лучшие умы человечества. О них говорили Платон, Аристотель, вели почти все крупные философы. Так, например, по словам Гегеля, «справедливость касается уважения мною прав других людей..» Ф. Ницше — немецкий философ прошлого века, отнесенный ранее официальной советской доктриной к безнадежно реакционным, видел первоначальный характер справедливости в характере обмена: «Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил» . Основоположники марксизма-ленинизма справедливость связывали, прежде всего, с классовыми интересами. Преобладал такой подход в течение долгого времени и в отечественном правоведении. Критерии справедливости зависят от многих факторов — экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др. Они, могут меняться у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права, о чем уже шла речь. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. «Если мы обратим внимание на природу какой-либо власти, писал известный русский дореволюционный государствовед Л.А. Тихомиров, — то можно сказать, что чем более чутка она к естественному праву человека, тем более она склонна охранять личные права в государстве» . Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», — говорится в ст. 17 Конституции Российской Федерации. Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще неадекватна) в гражданском праве - в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении — в зависимости размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности. Таким образом, нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя некоторые законодательно и оформленные.3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность. Идеи справедливости и свободы получают отражение и в других формах сознания и образцах поведения. Но в праве они существуют в свободах, правах, обязанностях человека, государства, общества, в размерах, видах и формах их взаимной ответственности. При этом права, свободы, обязанности, ответственность либо закрепляются в законодательстве, либо существуют в виде нормативных установок в сознании, идеях, фактических отношениях. Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д. 4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства. Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание, на психику. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается оно только поведения (а не сознания - как при внутренней обязательности). Обладая внутренней и внешней обязательностью, право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе. 5. Праву присуща специфическая форма выражения - законодательство. ? Идеи ? справедливости ? и ? свободы, ? выражающие ? суть ? естественного ? права, ? существуют ? в ? разнообразной ? форме - ? в ? виде ? правосознания, ? правоотношений, ? правовых ? понятий, ? иных ? правовых ? явлений. ? Значительная ? их ? часть ? облекается ? в ? законодательную ? форму ? и ? становится ? положительным (? позитивным) ? правом. ? Законодательство, ? таким ? образом, - ? форма ? выражения ? значительной ? части ? права. ? Иная ? его ? часть ? существует ? в ? других ? формах. ? Именно ? поэтому, ? право ? никогда ? не ? может ? совпадать ? с ? законодательством. ? Оно ? шире ? законодательства ? по ? объему ? и ? соотносится ? с ? ним ? как ? содержание ? и ? форма. ? Та ? часть ? права, ? которая ? вовне ? выражается ? в ? законодательстве, ? т.? е. ? положительное ? право, ? приобретает ? специфические ? признаки, ? нередко ? приписываемые ? праву ? в ? целом. ? И ? обусловлены ? они ? связью ? положительного ? права ? с ? государством. ? Это - ? следующие ? признаки. ? А. ? Право - ? возведенная ? в ? закон ? воля. ? Воля - ? сознательно ? обусловленное ? психофизиологическое ? состояние ? человека, ? выраженное ? в ? целенаправленном ? поведении. ? Как ? функция ? мозга ? воля ? отражает ? окружающий ? мир, ? социальные ? и ? иные ? потребности ? и ? интересы ? человека. ? Именно ? они ? определяют (? детерминируют) ? направленность ? воли, ? ее ? содержание. ? Воля ? пронизывает ? всю ? деятельность ? человека, ? все ? его ? целенаправленное ? поведение ? во ? всех ? областях ? жизни, ? в ? том ? числе ? и ? в ? правовой ? сфере. "? Почвой ? права, - ? по ? словам ? Гегеля, - ? является ? вообще ? духовное, ? и ? его ? ближайшим ? местом ? и ? исходной ? точкой - ? воля..." . ? Процесс ? возведения ? воли ? в ? закон ? представляет ? собой ? оформление ? ее ? определенным ? образом, ? издание ? законодательными ? органами ? внешне ? обязательных ? нормативных ? предписаний. ? Право ? в ? этом ? случае ? получает ? государственное ? освещение. ? Создается ? иллюзия, ? что ? право ? исходит ? от ? государства. ? На ? самом ? деле ? государство ? в ? лице ? своих ? законодательных ? органов "? возводит ? в ? закон" ? существующие ? вне ? зависимости ? от ? государства ? идеи ? справедливости ? и ? свободы, ? т.? е. ? идеи ? естественного ? права. "? Если ? бы ? воля ? не ? была ? всеобщей, - ? верно ? писал ? Гегель, - ? то ? не ? существовало ? бы ? никаких ? действительных ? законов, ? ничего, ? что ? могло ? бы ? действительно ? обязывать ? всех. ? Каждый ? мог ? бы ? поступать, ? как ? ему ? заблагорассудится, ? и ? не ? обращал ? бы ? внимание ? на ? своеволие ? других" . ? Определенная ? часть ? юридических ? норм - ? тех ? норм, ? которые ? прошли ? всенародное ? обсуждение, ? были ? скорректированы, ? а ? затем ? стали ? законодательством, - ? несомненно, ? выражает ? волю ? народа. ? Что ? же ? касается ? других ? актов, ? и ? прежде ? всего ? принимаемых ? министерствами ? и ? ведомствами, ? то ? они ? нередко ? выражают ? узковедомственные ? интересы, ? зачастую ? не ? совпадающие ? с ? интересами ? большинства ? народа ? либо ? прямо ? им ? противоречащие. ? Резкое ? сокращение, ? а ? в ? дальнейшем ? и ? сведение ? на ? нет ? ведомственного ? правотворчества - ? первоочередная ? задача ? развития ? российской ? правовой ? системы. ? По ? справедливому ? замечанию ? И. ? Канта, "? законодательная ? власть ? может ? принадлежать ? только ? объединенной ? воле ? народа" . ? Возведенную ? в ? закон ? волю ? социальной ? группы, ? класса ? или ? народа ? можно ? считать ? сущностью ? права, ? т.? е. ? глубинным ? свойством, ? которое ? определяет ? все ? остальные ? его ? черты. ? Содержанием ? воли, ? выраженной ? в ? праве, ? является ? интерес . ? По ? словам ? известного ? русского ? философа B.C. ? Соловьева, "? сущность ? права ? состоит ? в ? равновесии ? двух ? нравственных ? интересов: ? личной ? свободы ? и ? общего ? блага" . ? Анализируя ? содержание ? воли ? и ? сопоставляя ? его ? с ? идеями ? справедливости ? и ? свободы, ? можно ? сделать ? вывод ? о ? сущности ? права, ? о ? его ? прогрессивном ? или ? реакционном ? характере. ? Б. ? Формальная ? определенность ? права. ? Закрепленные ? в ? законодательстве ? нормативные ? установки ? обретают ? особое ? свойство - ? формальную ? определенность. ? Она ? проявляется ? в ? четкости, ? однозначности ? и ? лапидарности ? законодательных ? предписаний. ? Достигается ? это ? с ? помощью ? правовых ? понятий, ? их ? определений, ? выработанных ? столетиями ? правил ? юридической ? техники. ? Именно ? поэтому ? субъекты ? права ? четко ? знают ? границы ? правомерного ? и ? неправомерного, ? свои ? права, ? свободы ? и ? обязанности, ? размер ? и ? вид ? ответственности ? за ? совершенное ? правонарушение. ? Формальная ? определенность - ? важнейшее ? свойство ? права, ? ибо ? она ? позволяет ? внести ? строгость ? и ? четкость ? в ? общественный ? порядок, ? избежать ? произвольного ? толкования ? и ? применения ? юридических ? норм. ? Уместно ? заметить ? в ? этой ? связи, ? что ? термин "? закон" ? образован ? от ? сочетания ? слова "? кон" (? граница) ? и ? частицы "? за", ? означающей ? предел ? движения. ? Закон, ? таким ? образом, ? даже ? этимологически ? означает ? четкие ? границы ? поведения ? субъектов ? права. ? В. ? Системность ? права. ? Выраженные ? в ? законодательстве ? нормы ? права ? приобретают ? свойство ? системности, ? т.? е. ? взаимосвязанности, ? согласованности. ? Системность ? в ? право ? привносится ? именно ? законодательством. ? Существующие ? в ? сознании, ? в ? поведении ? нормативные ? правовые ? установки ? этим ? свойством ? не ? обладают. ? Законодатель, ? закрепляя ? в ? предписаниях ? новые ? юридические ? нормы, ? обязательно ? согласовывает ? их ? с ? уже ? существующими. ? Только ? системное, ? непротиворечивое, ? официально ? существующее ? право ? способно ? выполнить ? стоящие ? перед ? ним ? задачи. ? Бум ? в ? законодательной ? деятельности ? современной ? России, ? несогласованность ? нормативно-? правовых ? актов, ? быстро ? меняющаяся ? социально-? экономическая ? и ? политическая ? обстановка ? основательно ? подорвали ? системообразующие ? связи ? между ? юридическими ? нормами. ? Важнейшая ? и ? неотложная ? задача - ? восстановить ? и ? укрепить ? системность ? права. ? Без ? этого ? эффективность ? правового ? регулирования ? будет ? ничтожно ? мала. ? Г. ? Динамизм ? права. ? Проявляется ? в ? подвижности, ? возможности ? быстрого ? изменения ? законодательных ? положений. ? Это ? свойство ? права ? наиболее ? наглядно ? проявляется ? в ? период ? бурных ? социально-? экономических ? и ? политических ? преобразований. ? Именно ? тогда ? интенсивно ? изменяются ? и ? отменяются ? устаревшие ? нормативные ? акты, ? активно ? разрабатываются ? и ? принимаются ? новые. ? Это ? и ? происходит ? в ? настоящее ? время ? в ? нашей ? стране. ? Д. ? Право - ? это ? равный ? масштаб ? по ? отношению ? к ? разным ? людям. ? На ? это ? обстоятельство, ? но ? применительно ? к ? социализму, ? обращал ? внимание ? К. ? Маркс. ? По ? его ? словам, "? право ? производителей ? пропорционально ? доставляемому ? ими ? труду: ? равенство ? состоит ? в ? том, ? что ? измерение ? производится ? равной ? мерой - ? трудом". ? Но ? и ? здесь (? имеется ? в ? виду ? социализм) ? равное ? право "? по ? своему ? содержанию ? есть ? право ? неравенства , ? как ? всякое ? право" .? Мысль ? К. ? Маркса ? верна, ? если ? не ? связывать ? ее ? только ? с ? социализмом ? и ? только ? со ? сферой ? производства. ? Право ? посредством ? законодательства "? дозирует" ? поведение, ? определяет ? его ? масштабы. ? Эти ? одинаковые ? мерки "? прикладываются" ? к ? разным ? людям (? разным ? по ? своим ? способностям, ? физическим ? возможностям, ? семейному ? и ? иному ? положению ? и ? т.? д.). ? В ? производстве ? это ? выражается ? в ? равной ? оплате ? за ? равное ? количество ? и ? качество ? труда (? за ? равную ? работу - ? равная ? оплата), ? при ? купле-? продаже - ? в ? равной ? для ? всех ? покупателей ? цене ? за ? товар, ? при ? поступлении ? в ? вуз - ? равных ? для ? всех ? абитуриентов ? условиях ? поступления ? и ? т.? д. ? Являясь ? равным ? масштабом ? для ? разных ? людей, ? право ? не ? может ? обеспечить ? их ? фактическое ? равенство, ? да ? и ? не ? должно. ? Иначе ? это ? подорвало ? бы ? творческие ? и ? трудовые ? стимулы ? и ? привело ? бы ? общество ? к ? застою. ? Существовавшее ? в ? недавнем ? прошлом ? советское ? уравнительное ? распределение - ? печальный ? тому ? пример. ? Смягчая ? проявление ? данного ? свойства ? права, ? развитые ? государства ? дифференцированно ? взимают ? налоги, ? распределяют ? общественные ? фонды, ? выплачивают ? пособия ? в ? зависимости ? от ? материального ? и ? иного ? положения ? граждан. ? В ? этом ? и ? проявляется ? распределительный ? аспект ? справедливости. ? Полнота ? его ? реализации ? и ? есть ? наиболее ? яркий ? показатель ? заботы ? государства ? о ? своем ? народе. ? Е. ? Охрана ? права ? государством. ? Далеко ? не ? все ? нормы ? позитивного ? права ? соблюдаются ? и ? исполняются ? добровольно, ? в ? силу ? внутреннего ? убеждения. ? Значительная ? часть ? населения ? подчиняется ? требованиям ? правовых ? предписаний ? лишь ? потому, ? что ? за ? правом ? стоит ? государство. ? Государство ? издает ? юридические ? нормы, ? т.? е. "? возводит ? в ? закон" ? интересы ? определенных ? субъектов, ? и ? государство ? их ? охраняет. ? Без ? такой ? охраны ? нет ? права. ? Государственная ? охрана ? правовых ? норм ? включает ? в ? себя ? государственное ? принуждение, ? различные ? организационные, ? организационно-? технические, ? воспитательные ? и ? превентивные (? предупредительные) ? меры ? государственных ? органов ? по ? соблюдению ? и ? исполнению ? гражданами ? юридических ? норм. ? Этим ? мерам ? в ? правовом ? государстве ? отводится ? большая ? роль, ? ибо ? они ? позволяют ? стабилизировать ? правовой ? порядок ? в ? обществе, ? не ? приводя ? в ? движение ? дорогостоящий ? государственный ? репрессивный ? аппарат. ? По ? этой ? причине ? в ? нашей ? стране ? следует ? четче ? и ? шире ? организовывать ? обсуждение ? законопроектов, ? полнее ? учитывать ? высказанные ? по ? ним ? замечания, ? значительно ? увеличить ? издание ? нормативно-? правовых ? актов, ? создать ? хорошо ? работающую ? систему ? правового ? воспитания. 2 ? Прово – ? регулятор ? общественных ? отношений 2.1 ? Право ? важнейший ? социальный ? регулятор ? Одна ? из ? главнейших ? функций ? права - ? регулирование ? социальных ? отношений. ? Правовое ? регулирование ? определяется ? как ? воздействие ? на ? социальное ? поведение ? индивидов, ? общественные ? отношения, ? социальные ? процессы, ? системы, ? придающее ? им ? социально ? необходимое, ? желаемое ? состояние, ? определяемое ? правовой ? нормой. ? Регулирование ? осуществляется ? на ? основе ? правила (? нормы), ? которое ? может ? спонтанно ? формироваться ? в ? самоорганизующейся ? системе. ? Социологию ? права ? интересуют ? те ? сферы ? жизнедеятельности ? общества, ? которые ? подвергаются ? социальному ? регулированию, ? а ? также ? вопрос, ? почему ? один ? вид ? общественных ? отношений ? регулирует ? право, ? другой - ? мораль, ? а ? третий - ? религия; ? почему ? один ? закон ? охватывает ? все ? социальное ? пространство, ? а ? другой - ? только ? один ? его ? фрагмент ? и ? т.? д. ? Социальное ? регулирование ? распространяется ? на ? такие ? сферы, ? как ? брачно-? семей-? ная, ? трудовая, ? обрядово-? культовая, ? политическая, ? экономическая ? и ? др. ? Важное ? значение ? имеет ? регулирование ? отношений ? собственности - ? общественной, ? государственной, ? групповой, ? семейной, ? частной, ? личной, ? интеллектуальной. ? Социальное ? регулирование ? осуществляет ? распределение ? социальных ? ролей ? в ? обществе, ? определяет ? социальную ? подчиненность, ? иерархию, ? организацию ? и ? функционирование ? власти ? и ? т.? п. ? Согласно ? мнению ? известного ? российского ? правоведа ? С.? С. ? Алексеева, ? рассмотрение ? права ? сквозь ? призму ? выполняемой ? им ? функции ? социального ? регулятора ? позволяет "? увидеть ? в ? нем ? социальное ? образование, ? обеспечивающее ? такую ? непрерывную ? динамику ? функционирования ? общества, ? при ? которой ? достигается ? постоянное ? и ? стабильное ? воспроизводство ? и, ? следовательно, ? сохранение ? и ? утверждение (? своего ? рода "? увековечение") ? выраженных ? в ? праве ? социальных ? ценностей, ? условий ? и ? механизмов ? функционирования ? общества" ? Способы ? социального ? регулирования ? поведения ? людей ? можно ? по ? характеру ? свести ? в ? три ? основные ? группы: ? побуждения, ? понуждения, ? принуждения. ? Побуждение - ? метод ? социального ? регулирования, ? обращенный ? к ? психологической ? сфере (? чувствам, ? привычкам, ? эмоциям) ? человека, ? убеждающий ? в ? полезности, ? выгодности ? определенного ? поведения, ? распределении ? тех ? или ? иных ? социальных ? ролей. ? Акцент ? делается ? на ? авторитете, ? а ? не ? на ? насилии. ? Понуждение - ? метод ? регулирования, ? основанный ? главным ? образом ? на ? материальном ? стимулировании (? поощрении, ? вознаграждении ? или ? лишении ? соответствующих ? имущественных ? благ, ? привилегий), ? когда ? та ? или ? иная ? выгода ? определяет ? желаемое ? поведение. ? Наконец, ? принуждение - ? это ? способ ? воздействия, ? когда ? социально ? необходимое ? или ? желаемое ? поведение ? достигается ? с ? применением ? насилия, ? т.? е. ? лицам, ? отклоняющимся ? от ? установленных ? правил ? поведения, ? причиняются ? физические ? или ? психические ? страдания. ? Такой ? метод ? регулирования ? основывается ? на ? возможности (? угрозе) ? государственного ? или ? общественного ? принуждения, ? а ? в ? случае ? необходимости ? и ? реализации ? этой ? угрозы. ? В ? социальном ? регулировании, ? как ? правило, ? задействованы ? все ? эти ? методы ? в ? различных ? комбинациях, ? или ? может ? использоваться ? каждый ? метод ? в ? отдельности. ? Они ? позволяют ? достаточно ? гибко ? регулировать ? поведение ? индивидов ? и ? социальных ? групп ? в ? обществе. ? Важное ? место ? в ? социальном ? регулировании ? занимают ? структуры ? и ? способы ? контроля ? за ? результатами ? воздействия ? на ? общественные ? отношения ? и ? процессы. ? В ? качестве ? контролирующих ? инстанций ? могут ? выступать ? высшие ? государственные ? органы ? законодательной ? или ? исполнительной ? власти, ? общественные ? организации, ? средства ? массовой ? информации, ? специализированные ? контрольные ? организации (? например, ? налоговая ? инспекция, ? аудиторские ? организации, ? институт ? уполномоченного ? по ? правам ? человека ? и ? т.? д.). ? Социальное ? регулирование ? может ? осуществляться ? в ? правовых (? отдельные ? законы, ? кодексы), ? моральных (? кодексы ? чести, ? этика ? предпринимательства), ? эстетических (? мода, ? стиль), ? орг?? низационно-? технических(? пра-? вила ? безопасности, ? стандарты), ? централизованных (? директивы, ? программы) ? формах. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: