- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы организации учета основных средств
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001285 |
Тема: | Основы организации учета основных средств |
Содержание
Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6 1.1 Нормативное регулирование учета основных средств 6 1.2 Бухгалтерский учет основных средств 15 1.3 Амортизация основных средств 24 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ИЗВЕСТНЯК» 36 2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия 36 2.2 Учет поступления и выбытия основных средств 46 в ООО «Известняк» 46 2.3 Компьютеризация учета основных средств в ООО «Известняк» 58 ГЛАВА III. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ИЗВЕСТНЯК» 67 3.1 Сравнительный анализ используемых способов начисления амортизации 67 3.2 Рекомендации по совершенствованию амортизационной политики предприятия 78 Заключение 87 Список используемых источников 90 Приложения 93 Введение В современных условиях хозяйствования правильно сформированная амортизационная политика в области основных средств позволит организации умело регулировать свое текущее финансовое состояние и повысить свою инвестиционную активность. Важность и значимость рассматриваемого вопроса обусловлены необходимостью решения теоретических и методологических проблем, связанных с формированием более эффективной амортизационной политики хозяйствующего субъекта на современном этапе развития. Амортизационная политика организации как эффективный инструмент контроля за сохранностью и приумножением собственного капитала реализуется в двух направлениях учета амортизируемых объектов основных средств: бухгалтерском и налоговом. Современная практика показывает, что амортизационная политика организации характеризуется наличием тенденций либерализации. Так, в соответствии с действующим законодательством организациям разрешено самостоятельно определять срок полезного использования основных средств в соответствии с положениями налогового законодательства и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации; выбирать способ начисления амортизации по однородным объектам амортизируемого имущества; применять специальные ускоренные или пониженные нормы амортизации в случаях, предусмотренных законодательством; также предусмотрена возможность приостановления начисления амортизации (например, при реконструкции и модернизации основных средств по решению руководителя организации, а также при переводе их на консервацию) [8, с.17]. Возможность оптимизации амортизационных сумм позволяет организации целенаправленно влиять на финансовые результаты производства и хозяйственную устойчивость. В этой связи необходимо обратить внимание на необходимость построения оптимальной амортизационной политики, направленной, прежде всего, на обновление основных фондов организации. Недаром при рассмотрении любого инвестиционного проекта одним из наиболее актуальных вопросов при принятии решения о реализации инвестиционного проекта является рассмотрение вопроса о покрытии амортизационными отчислениями оттоков денежных средств по инвестиционному проекту. Именно данный факт заставляет менеджеров и главных бухгалтеров организаций проводить более активную амортизационную политику, направленную на стимулирование инвестиций в обновление основных средств. Выше перечисленные аргументы подтверждают актуальность и важность исследуемой темы. Предметом исследования является организация бухгалтерского и налогового учета основных средств, в том числе амортизации по ним, а также источники воспроизводства основных фондов в ООО «Известняк». Объектом исследования являются основные средства ООО «Известняк», служащие инструментом амортизационной, стратегической, инвестиционной политик предприятий всех форм собственности и сфер деятельности. Основной целью проведения данного исследования является изучение способов начисления амортизации основных средств, установленных действующим бухгалтерским и налоговым законодательством, изучение существующих способов и источников воспроизводства основных средств, методы финансового анализа воспроизводства основных фондов. Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие основные задачи: - изучение основной понятийной базы, применяемой по вопросам амортизации основных средств; - изучение нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы начисления амортизации основных средств; - изучение существующих способов начисления амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете, а также выявление их отличительных особенностей; - исследование порядка формирования бухгалтерских записей при начислении амортизации по основным средствам; - исследование существующих подходов к понятию воспроизводства основных средств, способов воспроизводства основных средств; - изучение методик анализа воспроизводства и эффективности использования основных средств предприятия. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы проведения научного исследования: анализ существующих положений, публикаций, касающихся темы исследования и их разностороннее исследование; индукция, дедукция и классификация – при проработке теоретической части исследуемой тематики; монографический, расчетно-конструктивный и др. Источниками информации для данного исследования послужили: - нормативно-правовая база (федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Минфина РФ); Основные средства занимают высокую долю активов в структуре баланса предприятия. Одной из основных проблем обеспечения устойчивого экономического роста хозяйствующих субъектов в настоящее время является неэффективная политика управления внеоборотными активами. В этих условиях особенно важными становятся задачи учета и анализа основных средств на предприятии. Основой экспериментальных расчетов является бухгалтерская отчетность ООО «Известняк», разработанные учетные политики для целей бухгалтерского учета и налогового учета, рабочий план счетов. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 1.1 Нормативное регулирование учета основных средств В Российской Федерации сложилась четырехуровневая система документов, регулирующих и регламентирующих бухгалтерский учет, которую наглядно представлена на рис.1 Рисунок 1- Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета Первый уровень системы документов составляют законодательные акты. К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Гражданский кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 30 ноября 1994 года, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) относится к первому уровню системы документов, который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц. Основа законодательства о налогах и сборах: признание всеобщности и равенства налогообложения. Вторая часть кодекса намного объемнее. Каждая из глав второй части посвящена какому-либо налогу. Вторая часть Налогового кодекса постоянно изменяется, вводятся новые налоги, соответственно, появляются новые главы; вносятся корректировки в уже имеющиеся главы. В ст. 146 п. 2 пп. 5 не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Согласно ст. 170. п. 2. суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в определенных случаях, согласно Налоговому кодексу РФ. Следующим документом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года №402-ФЗ. Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать данному Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом данного Федерального закона, имеют приоритет. Этот Закон определяет основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Второй уровень системы включает стандарты (положения) бухгалтерского учета и отчетности, задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. Основные правила ведения бухгалтерского учета, а также составления и представления бухгалтерской отчетности изложены в Положении о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н относится к документам второго уровня. На основе Закона «О бухгалтерском учете» и Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Министерство финансов РФ разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий учета и бухгалтерского сопровождения, достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), так же как и документы первого уровня, носят строго обязательный характер. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета. В настоящее время в России разработано, утверждено и введено в учетную практику 24 положения по бухгалтерскому учету. Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Основным документом второго уровня, регламентирующим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. В нем дается классификация объектов, относящихся к основным средствам, и определяется, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. ПБУ 6/01 содержит порядок определения первоначальной стоимости основных средств, порядок переоценки имущества, способы начисления амортизации по основным средствам. В нем раскрываются вопросы, касающиеся ремонта, модернизации и реконструкции основных средств, порядок выбытия основных средств и раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности. Третий уровень системы составляют документы рекомендательного характера, т.е. инструкции, положения, указания, предлагающие возможные варианты организации учета на предприятии. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (в ред. от 08. 11. 2010). Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Согласно гл. IV Раскрытие учетной политики п. 18 к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» - ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26н, с учетом изменений и дополнений от (ред. от 24.12.2010) в котором установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. В общих положениях приводятся условия, единовременное выполнение которых позволяет отнести объект к основным средствам. Приводится перечень объектов, которые относятся к основным средствам [15, c.75]. В Положении дается понятие стоимости, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Приводится перечень фактических затрат на приобретение, из которых слагается первоначальная стоимость объекта. В разделе амортизация основных средств приводятся четыре способа начисления амортизации и указываются объекты, в отношении которых не начисляется амортизация. В ПБУ раскрывается информация, в каких случаях происходит выбытие основных средств. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 от 30.12.1999 №107н, (ред. от 06.04.2015). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. По определению установленном в ПБУ, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В Положении описывается, что относится к доходам от обычного вида деятельности и, что является прочими поступлениями, как подразделяются доходы организации. В Положении приводится перечень условий, при наличии которых признается в бухгалтерском учете выручка, что непосредственно влияет на финансовый результат организации. Согласно гл. III Прочие поступления п. 7 к прочим доходам относятся поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99 от 06.05.1999 г. N33н (ред. от 08. 11. 2010 г.). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. По определению установленном в ПБУ, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [20, c.114]. В гл. I не признается расходами организации выбытие активов связанные в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.). Согласно гл. II расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся: – план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н, составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций; – методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95 г. №49. Инвентаризации подлежит всё имущество организации, независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Основными целями инвентаризации обязательств является проверка полноты отражения в учёте обязательств, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. К документам третьего уровня относятся Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49). Данные методические указания регулируют вопросы, связанные с инвентаризацией основных средств. Данные методические указания определяют документы, которые необходимо проверить до начала инвентаризации, порядок проведения инвентаризации, порядок оценки выявленных неучтенных ценностей, порядок заполнения инвентаризационных описей по объектам основных средств. В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющим нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.). Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. В Плане счетов основным средствам посвящены следующие счета: 01 «Основные средства», где ведется учет по видам основных средств, 02 «Амортизация основных средств». Кроме того, к третьему уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся Методические указание по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н). Данные методические указания приняты на основание ПБУ 6/01. К четвертому уровню системы относятся рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие документы, формирующие его учетную политику. В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация: * о выбранных способах начисления амортизации; * о порядке списания затрат по ремонту основных средств; * о способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств; * об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету; * о принятых сроках полезного использования объектов; * об объектах основных средств, представленных и полученных по договору аренду. С 2002 года организации, кроме бухгалтерского учета основных средств обязаны вести и их налоговый учет. Налоговый учет основных средств регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. В данной главе амортизируемое имущество объединяется в десять амортизируемых групп, в зависимости от срока полезного использования. В налоговом учете в отличие от бухгалтерского существует только два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Классификацию основных средств, приведенную в НК РФ, можно применять и в бухгалтерском учете для тех основных средств, которые были приобретены после 1 января 2002 года. С ведением в действие главы 25 НК РФ, организации стали вынуждены вести два вида учета основных средств, по многим вопросам сильно отличающимися друг от друга. С одной стороны это сильно усложнило ведение учета, но с другой, обширная нормативная база позволяет организациям выбирать наиболее приемлемые и рациональные методы ведения бухгалтерского учета. Рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие документы, формирующие его учетную политику утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат: - выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов; - способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней; - особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.) Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно. 1.2 Бухгалтерский учет основных средств Основные средства – это материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов-средств труда и материальных условий процесса труда. Средства труда - станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент, материальные условия процесса труда- производственные здания, транспортные средства и другие. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам [25, c.82]. К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия. Первое условие — объект предназначен для использования в производстве, при выполнении работ или оказании услуг; для управленческих нужд, либо для сдачи в аренду. Второе условие — объект предназначен для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев (либо обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев). Третье условие — последующая перепродажа объекта не предполагается. Четвертое условие — объект способен в будущем принести экономическую выгоду. Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч. Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель. Не является основными средствами предметы, которые числятся как готовая продукция на складе производителя или как товары на складе торговой компании. Такое имущество предназначено для перепродажи, поэтому его нельзя расценивать как ОС. Кроме того, основными средствами не являются материалы и объекты, находящиеся в пути или переданные в монтаж, капитальные и финансовые вложения (кроме капитальных вложений в арендованные объекты ОС и на коренное улучшение земель). Инвентарный объект это единица бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом может быть отдельный предмет (например, шкаф), либо комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое. Такой комплекс представляет собой несколько предметов с общими приспособлениями и принадлежностями, смонтированных на одном фундаменте. Они могут иметь одинаковое или разное назначение. Главное, чтобы каждый предмет мог выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Каждому инвентарному объекту бухгалтер присваивает свой инвентарный номер и заводит отдельную карточку по форме ОС-6 (унифицированные формы по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России № 7). На практике возникает много вопросов относительно того, как правильно учесть различные составляющие компьютера: процессор, монитор, принтер, мышь и проч. Чиновники считают, что все перечисленные устройства относятся к одному объекту (см., например, письмо Минфина России № 03-03-06/4/950). Но некоторые специалисты придерживаются иной точки зрения и полагают, что раз части ЭВМ не смонтированы на едином фундаменте, то их можно учитывать как отдельные объекты. Именно этот подход кажется нам наиболее корректным. Чтобы принять объект ОС к учету, бухгалтер должен определить его первоначальную стоимость. Это величина затрат на приобретение, сооружение и изготовление основного средства. В первоначальную стоимость, в частности, входят: - сумма, перечисленная поставщику; - плата за доставку и за приведение в состояние, пригодное для использования; - оплата работ по договорам строительного подряда; - стоимость консультационных и информационных услуг, связанных с покупкой ОС; - вознаграждение посредника, через которого приобретен объект ОС; - таможенные пошлины и сборы, уплаченные при импорте основного средства; - государственная пошлина, перечисленная в связи с покупкой объекта; - иные затраты, непосредственно связанные с объектом. Надо обратить внимание, что первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 118 000 руб., в том числе НДС 18% — 18 000 руб. К первоначальной стоимости нужно отнести только 100 000 руб. (118 000 – 18 000), а сумму НДС учесть отдельно. Общехозяйственные расходы (заработная плата администрации, бухгалтеров, аренда офиса и проч.), как правило, не относятся к первоначальной стоимости. Исключение составляет ситуация, когда такие затраты связаны не со всей организацией, а только с данным основным средством (к примеру, премия, начисленная инженеру за настройку нового оборудования). В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения. Так, изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. Все расходы на приобретение, сооружение и изготовление основного средства учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы. В итоге здесь формируется величина, равная первоначальной стоимости. В момент, когда объект принят к учету в качестве ОС, бухгалтер списывает данную величину в дебет счета 01 «Основные средства». Не существует четких правил относительно того, когда именно объект нужно переводить в состав основных средств. Поэтому компании вправе самостоятельно установить этот момент и зафиксировать его в учетной политике. Чаще всего основное средство ставят на баланс на дату ввода в эксплуатацию, либо на дату, когда объект готов к эксплуатации (например, после успешного тестирования). Активы, стоимость которых не превышает 40 000 руб., допустимо отразить в составе материально-производственных запасов. Это значит, что компания вправе учесть такие объекты на счете 10 «Материалы», а стоимость сразу списать на текущие расходы. Аналогичное правило действует и в налоговом учете. Особые правила установлены для объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Если здание уже построено, и капитальные вложения в него завершены, объект необходимо признать основным средством независимо от факта госрегистрации. В ситуации, когда здание еще не зарегистрировано, его следует отразить на специальном субсчете к счету 01. При принятии к учету основного средства бухгалтер составляет акт по форме ОС-1 (для зданий и сооружений — по форме ОС-1а, для групп объектов — по форме ОС-1б). Одной из важных характеристик основного средства является срок его полезного использования. Это период, в течение которого объект приносит организации доход. Организация определяет его самостоятельно [29, c.5]. Существует классификация ОС, утвержденная постановлением Правительства РФ № 1. В ней все основные средства распределены на группы, и для каждой группы задан нижний и верхний предел срока полезного использования. К примеру, вычислительная техника отнесена ко второй группе со сроком полезного использования от двух до трех лет включительно. Для целей бухгалтерского учета использование данной классификации является добровольным, а для целей налогового учета — обязательным. Поэтому, чтобы максимально сблизить два вида учета, большинство компаний при назначении срока полезного использования в бухучете также руководствуются классификацией. У сложных объектов, состоящих из нескольких частей, сроки полезного использования для каждой составляющей могут существенно отличаться. В этом случае каждую часть необходимо учитывать как самостоятельное основное средство. После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются. Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя. В налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять. Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100 процентам, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20 процентов (100% : 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений. Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратный» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств». Амортизацию нужно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев. Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях. Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать ОС придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов. В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной. Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Проводки будут следующие: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации, сделанной по итогам уценки. Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91. Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: