VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные требования к занимающимся спортом высших достижений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003976
Тема: Основные требования к занимающимся спортом высших достижений
Содержание
Оглавление
     Введение	2
      Глава 1. Ценностные ориентации подростков на спорт высших достижений	6
      1.	Основные требования к занимающимся спортом высших достижений	6
      2.	Ценности и ценностные ориентации на занятия спортом	34
      3.	Особенности ориентаций на достижение подростком высоких спортивных результатов	42
      Глава 2. Факторы, определяющие формирование и развитие у подростков ориентаций на высшие достижения в спорте	50
      Заключение	71
      Список используемой литературы	72
     


     
     

     Введение
     Актуальность работы: В жизни подростка спорт играет очень важную роль. Зачастую здоровье подростков в большей мере зависит от занятий спортом. Когда у подростка активный ритм жизни, он проживет счастливую, здоровую, а также долгую жизнь. Кроме того, спортом необходимо заняться после консультации у врачей, которые помогут излечить определенные болезни, а также назначить нагрузки, которые выдержит организма ребенка. Было доказано, что даже самым больным детям не помешает обыкновенная утренняя зарядка.
      Практически все успешные и знаменитые персоны в детстве активно занимались спортом, а это, в свою очередь, развивало и укрепляло их характер. В жизни каждого подростка спорт способен не просто развивать характер, но и менять его в наилучшую сторону. Любая сильная личность постоянно нуждается в занятиях, которые могут привести к соответствующим результатам. Если ребенок имеет слабый характер, это совсем ничего не означает, поскольку есть сила воли, а ее нужно развивать. Только сила воли способна разрушить все вредные последствия, а также сделать из подростка личность, которая сможет добиться практически всего.
      Спорт дает уникальную возможность получить от жизни максимум, даже если отсутствуют какие-либо возможности для высших достижений. Занятия спортом помогают подростку поставить перед собой любые цели и постепенно добиться их.
     Спортивная деятельность связана с максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков, развитием моторных способностей, постоянным поддержанием их на высоком уровне, а также с резко выраженным сознательным характером, что объясняется чувством большой ответственности и стремлением достигнуть наиболее эффективного результата.
      В связи с эти возникают противоречия между подростками, которые ведут обычный образ жизни (те, кто не занимается в спортивных секциях) и подростками, занимающимися спортом для достижения высших результатов. При этом существует проблема собственной активности подростка в развитии задатков способностей, позволяющих получить высшие результаты.
     Объектом исследования стали подростки, занимающиеся спортом в Детско-юношеских спортивных школах в возрасте 14-17 лет; 
      Предметом ? ориентация подростков на занятие спортом, позволяющая добиться высших достижений. 
      Цель ? выявление факторов, которые определяют формирование ценностных ориентации подростков на достижение высших результатов в спорте. 
     Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
     1. Определить сущность и содержание ориентаций на занятия спортом высших достижений. 
     2. Раскрыть привлекательные стороны и сложности занятия спортом подростками.
     3. Определить факторы, способствующие высоким результатам в занятиях спортом подростков.
     Методология исследования.
     Теоретико-методологической основой данного исследования являются принципы детерминизма, развития, системности, идеи личностного, социального и деятельностного опосредования, поисковой активности, саморегуляции человека.
     Особое значение имеют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), психологические теории развития личности, особенностей подросткового и юношеского возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский).
     Теоретическую основу исследования составили работы отечественных психологов Х.М. Алиева, Г.Е. Никифорова, В.Ф. Перевалова, В.А.Пономаренко, Б.А. Сосновского, Е.П. Крупника, Ю.В. Ткаченко, В.Д. Шадрикова, а также труды зарубежных ученых А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В.Франкла, 3. Фрейда и др.
     Эмпирическая база исследования.
     В декабре 2016 года нами было проведено исследование «Ориентация подростков на спорт высших достижений», которое позволило нам выявить причины, по которым подросток занимается спортом. Нами было опрошено 150 человек методом он-лайн опроса и 6 человек методом глубинного интервью.
     В процессе исследования были использованы следующие методы сбора эмпирического материала:
* Анализ литературных источников;
* Методы социологического исследования ? онлайн опрос и метод глубинного интервью.
     Метод он-лайн опроса позволяет исследователю экономить время. Так, за короткий промежуток времени можно опросить необходимое число респондентов. Так же исследователь экономит средства, так как он-лайн исследования не требуют больших затрат. Появляется возможность расширить медиа возможности ? в опрос можно добавить фото, видео или аудио ряд. Удобство для респондента ? опрос можно пройти в любое удобное для человека время, в уютной для него обстановке. Контроль качества заполнения анкеты ? с помощью специальных функций респондент не сможет допустить ошибки в опросе, не будет пропусков. Широкая география исследования ? возможность опросить респондентов с разных городов страны. Потенциально возможно набрать большее число испытуемых, что обеспечивает большую точность статистических выводов.
     Метод глубинного интервью дает возможность свободно высказываться респондентам. Исследователь может контролировать полноту полученной информации, а также получить более подробную информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке. В ходе интервью появляется возможность в формировании более серьезного отношения респондента к опросу. Исследователь может пронаблюдать за невербальными реакциями респондента. А также существует возможность скорректировать ход исследования в случае необходимости.
     Выборка исследования ? направленная, метод «снежного кома». Она позволяет исследователю найти по совету других респондентов из узкой группы исследования.
     Выделим основные гипотезы нашего исследования:
     1. Спортсмен начинает достигать успехи благодаря своим природным данным, но он не ставит их в приоритет, так как считает, что достижения определяются тренером.
     2. Для любого подростка важно самоутвердиться в коллективе, благодаря умению управлять собой во время соревнований.
     3. Каждый спортсмен, стремясь добиться наивысших результатов, мало времени на досуг, отдых, что становится привычным образом жизни. 
     4. Большинство спортсменов не обращают внимание, какое влияние оказывает спорт на здоровье, так как для них главным является достижение успеха любой ценой.
     5. Для каждого спортсмена целеустремленность является самой важной характеристикой успешного спортсмена.
     

     Глава 1. Ценностные ориентации подростков на спорт высших достижений
1. Основные требования к занимающимся спортом высших достижений
      Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.
     Слово «спорт» происходит от старофранцузского слова «de sporte» что означает развлечение, увеселение, забава1. 
      Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем. 
     Спорт – это составляющая физической культуры, а также средство и метод физического воспитания. Он основывается на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. Соревнования, соперничество, состязания – всё это является основой спорта. 
     Спорт можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле слова спорт – это именно соревновательная деятельность. Для нее характерно постоянное повышение требований к соревнующимся спортсменам, повышение уровня соревнований, определенный состав действий в каждом соревновании,  регламент поведения спортсменов. В широком смысле слова спорт – это соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также отношения в этой сфере2.  
      Эти отношения очень важны для самого результата. В этих отношениях присутствует соперничество. Этот феномен вызывает резкое увеличение энергии, производительность сил, общий коэффициент полезного действия. В таких случаях происходит функциональное изменение состояния человека, двигательная активность переходит на другой уровень, все ресурсы организма мобилизуются3. 
      Основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен когда-то дал такое определение понятию спорта: «Спорт – добровольный и устоявшийся культ интенсивных мышечных упражнений, сопряженный с интенциями высоких достижений, со стремлением и допущением пойти на риск ради таких достижений»4.
     Наиболее четко и развернуто дает определение понятия «спорт» кодекс спортивной этики Совета Европы: «Спорт признается…как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, здоровья и благополучия»5.   
     Спорт высших достижений – составная часть спорта, представляющая системы организованной подготовки спортсменов высокой квалификации и проведение соревнований с целью достижения максимальных спортивных результатов. В таком спорте спортсмены преодолевают пределы человеческих способностей и показывают всё более увеличивающийся спортивный результат, ставят рекорды. Основной критерий – это спортивное достижение. Учебно-тренировочный процесс становится всё более интенсивным. Для достижения в спорте высших достижений необходим талант и огромный тяжелый труд. Очень важен спортивный отбор, поиск талантов. С каждым годом состав спортсменов в спорте высших достижений омолаживается. 
     Если раньше для достижения результатов в спорте высших достижений необходимы были только хорошие тренировки, достаточная подготовка самого спортсмена, то сейчас этого мало. Спорт вышел на  новый уровень. Сейчас немаловажную роль, а иногда и решающую роль играют психологическая подготовка, современные технологии, медицина, фармакология и так далее6.
         Спорт высших достижений имеет очень высокую политическую и социальную значимость, для него присущ высокий уровень спортивных результатов. Оценивая спорт высших достижений можно оценивать также здоровье всей нации в целом, состояние экономики страны, уровень медицины, состояние развития науки и многое другое.
      В связи с растущей популяризацией спорта высших достижений появилась отдельная наука о спорте, которая изучает проблему становления личности в большом спорте. В каждом виде спорта есть принципы, по которым идет спортивный отбор молодежи. Проверяются на соответствие физическое развитие, уровень функционирования всех систем организма. Определяют, соответствуют ли данные показатели возрасту и подготовленности спортсмена. Также определяют психологические особенности личности спортсмена. На каждом этапе отдельные характеристики спортсмена становятся более или менее значимыми7.
             В связи с этим, большое значение принадлежит психологической  устойчивости личности, ориентированной на достижение высших результатов. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости8: 
     * стойкость;
     * стабильность;
     * уравновешенность;
     * соразмерность; 
     * сопротивляемость (резистентность).
      Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения. Уравновешенность ? соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события9.	
      Сопротивляемость ? это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции10. 	
     Одна из сторон стойкости ? приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность.
      Экзистенциальная определенность ? это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределенность ? отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей11. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми.
      Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях ? также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости12. 
      Стабильность как составляющую психологической устойчивости не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. Л. Н. Толстой писал: «Нам кажется, что настоящая работа ? это работа над чем-нибудь внешним ? производить, собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой ? это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа ? пустяки»13.
      Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения14. Уровень психологической устойчивости личности проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.
     Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска, человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.
      Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации15.
      Уравновешенность ? способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уравновешенность как составляющая психологической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах16. Уравновешенность ? это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью ? с другой. 
      В психологической устойчивости важен еще один аспект ? соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями ? с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.	
     Сниженные стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний)17.
      Сопротивляемость ? это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом.
      Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой ? сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие.
     Таким образом, психологическая устойчивость ? это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях18. 
     Психологическая устойчивость ? это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций19.
     Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача ? актуализируемый ею мотив ? осуществление действий, ведущих к его реализации, ? осознание трудности ? негативная эмоциональная реакция ? поиск способа преодоления трудности ? понижение силы отрицательных эмоций ? улучшение функционирования20.
     Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит, в конечном счете, к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность ? как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.
     В рамках психологии личности изучение личностной саморегуляции осуществляется в целях поиска решения актуальных задач совершенствования процессов самоопределения, самоутверждения, самоактуализации, самореализации в целях формирования направленности, характера, способностей и профилактики рассогласований внутреннего «Я»21. 
     Социально-психологическая проблематика саморегуляции отражает вопросы активно-действенного отношения человека к самому себе через призму отношений к другим людям. В совокупности данных отношений проявляются нравственные и социальные установки, социальный опыт, специфика общения в коллективном взаимодействии.
     Общепсихологические исследования (Г.М. Андреева, Ш.А. Надирашвили, А.Б. Орлов, В.Ф. Перевалов) ведутся в области выявления особенностей психических познавательных процессов ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, речи, эмоциональной сферы, воли как элементов саморегуляции поведения22.
     В психологии личности проблема саморегуляции и устойчивости в стрессовых ситуациях представлена рядом продуктивных исследований (Х.М. Алиев, Л.А. Китаев - Смык, Ю.Б. Тарнавский, Р. 3. Шайхутдинов) по следующим направлениям: мотивационно ? смысловые образы, целевые установки, способы действий, условия повышения результативности в игре, учении и труде23.
     Рассмотри факторы, относящихся к личностным особенностям и социальной среде формирования у спортсменов ценности устойчивости во время соревнований 24.
     Факторы социальной среды:
* факторы, поддерживающие самооценку;
* условия, способствующие самореализации;
* условия, способствующие адаптации;
* психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).
     Личностные факторы:
     Отношения личности (в том числе к себе):
* оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
* философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям;
* уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение;
* терпимость, принятие других такими, какие они есть;
* чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности;
* удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
* достаточно высокая самооценка; 
* согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).
     Сознание личности:
* вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
     Экзистенциальная определенность ? понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;
* установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;
* осознание социальной принадлежности к определенной группе.
      Эмоции и чувства:
* доминирование стеничных позитивных эмоций;
* переживание успешности самореализации;
* эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.
     Познание и опыт:
* понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования
* рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
* адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;
* структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.
     Поведение и деятельность:
* активность в поведении и деятельности;
* использование эффективных способов преодоления трудностей25. 
     В этом списке перечислены факторы, влияющие на психологическую устойчивость спортсмена. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неустойчивым.
     Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности спортсмена на соревновании. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности.
     Считают, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение ? относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида)26. Именно настроение выступает тем звеном, через которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психологическая устойчивость обусловливает изменения в психическом состоянии в негативном направлении. Это может привести к неудачному выступлению на соревнованиях при наличии высокой готовности к ним.
     Выше были перечислены основные составляющие психологической устойчивости личности спортсмена. Заметим, что они не охватывают всего базиса психологической устойчивости. В поддержании ее, так или иначе, участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств спортсмена. 	
     Важная составляющая психологической устойчивости ? позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности27.
     Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек обретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных интересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки 28.
     Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость29.
     Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к снижению устойчивости спортсмена:
* повышенная тревожность;	
* гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя;	
* эмоциональная возбудимость, нестабильность;
* пессимистическое отношение к жизненной ситуации;
* замкнутость, закрытость30. 
     Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип поведения А. Врачи-исследователи Р. Г. Розенман и Г. Фридман и их последователи описали два типа поведения, различающиеся степенью риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск, были названы типом А, или коронарным типом, снижающие ? типом Б 31. 
     Коронарному типу свойственны: честолюбие;  потребность в одобрении; импульсивность; нетерпеливость; неспособность снизить активность; стремление все успеть; эмоциональность; раздражительность; враждебность; гневливость. 
     В число личностных особенностей лиц коронарного типа входят также: высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят в них новый источник стресса. Мотив соревнования позволяет им найти оценку достижений в двигательных упражнениях и устремиться к повышению показателей.
     Р. Г. Розенман и Г. Фридман помимо личностных особенностей отметили у лиц, склонных к ишемической болезни сердца, быстрый, усиленный, слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время обычного разговора, постоянное стремление ускорить ход обычной беседы, обрывая высказывания собеседника или подбадривая его говорить быстрее32. 
     Потребность получения поддержки, прежде всего со стороны близких, вполне естественна для человека. Так и для спортсменов, поддержка со стороны друзей и людей, с мнением которых они считаются, играют важную роль в их активном занятии спортом. Здесь важную роль играет вера. Вера может выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности, в частности связанной со спортом. Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры: 
     1.	вера преимущественно как эмоциональный, чувственный феномен (Юм, Джемс и др.); 
     2.	вера как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.); 
     3.	вера как феномен воли, как атрибут воли (Декарт, Фихте и др.).
     Вера ? необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный момент деятельности людей. Объекты веры ? факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности ? не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, причем представление сопровождается достаточно сильными переживаниями33.
     Чувствуя поддержку, спортсмен выступает более уверенно, у него больше шансов выстоять при различных испытаниях. Он понимает, что в него верят родственники, зрители, товарищи по команде, тренер, и не хочет никого подводить.
     Также большую роль играет и самооценка спортсмена, его вера в свой успех. Так, если спортсмен действует не уверенно, то зачастую он допускает много ошибок, которые мешают в достижении успеха. Неверие и сомнение в себе, наоборот, делает нас менее целеустремленными и нацеленными, снижает нашу заинтересованность в успехе. Когда же человек верит в себя, он будет делать все для достижения своей цели. Вера в себя как бы постегивает человека, заставляет делать все необходимое и даже больше, что и ускоряет достижение задуманного.
     Таким образом, становится понятна роль самооценки в достижении задуманного результата. И ее важно учитывать и воспитывать с первых шагов и в спорте, и в жизни. Ведь от этого малозаметного на первых порах внутреннего состояния ? собственной стихийной самооценки любого явления ? зависит, как будет развиваться судьба будущего спортсмена.
     Поддерживать психологическую устойчивость спортсмена на соревнованиях зачастую помогают приметы. Выходя на площадку с определенной ноги, спортсмен как бы убеждает себя, что все в порядке. Привычный ритуал, который спортсмен совершает перед стартом, дает подсознанию сигнал, что все в порядке. У него появляется дополнительная точка опоры. И наоборот — любое отклонение от привычного обряда может выбить атлета из колеи. Так, например, многие футболисты выходят на поле с «определенной» ноги. По статистике восемь из одиннадцати игроков в любой команде предпочитают ступать на газон с левой ноги. Для гимнасток-художниц всегда важно эмоциональное состояние перед стартом: они настраиваются один на один с предметом. Фигуристы, выходя на лед, сами снимают чехлы от коньков, и многие предпочитают отдавать их в руки тренеру, а не класть на бортик»34. Таким образом, вера в приметы помогает спортсменам, находящимся под колоссальным давлением справиться со стрессом.
     Активность в поведении и деятельности является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каждая доминанта существует одновременно и как определенная направленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим механизм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, реагированию, интерпретации, поведению, деятельности35.	
     Достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит личность, тем больше она встречает трудностей. Здесь есть и положительный момент: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жизненных целей. При возникновении трудной жизненной ситуации, вызывающей необходимость адаптивных перестроек, комплекс происходящих в организме и личности изменений в наибольшей степени зависит от уровня личностной мобилизации. 
     

2. Ценности и ценностные ориентации на занятия спортом
     Ценность является продуктом жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом. Преломляясь через призму социальной жизнедеятельности, ценности входят в психологическую структуру личности в форме разделяемых ею ценностей, являющихся одним из источников мотивации поведения. Как правило, для принятых индивидом ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида36.
     Существует понятие «система ценностей», что представляет собой предметы и явления, которые для человека являются наиболее важными в окружающем мире. У понятия ценности есть много разных значений. Наиболее часто встречающееся значение – это признание его значимости37. 
     Вообще все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества и его культуры38.
     Духовными ценностями называют ценности, которые необходимы для формирования и развития внутреннего мира людей. К духовным ценностям относят: добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение, вера в лучшее. Материальные ценности способствуют жизни человека. К .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44