- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные правовые сисемы современности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008922 |
Тема: | Основные правовые сисемы современности |
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: « Основные правовые сисемы современности» Выполнила студентка 1 курса, 1 гр. Гущина Ольга Олеговна Научный руководитель к.ю.н. доцент Архипов С. В. Санкт-Петербург 2017 г СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Юридическая география мира………………………………………….7 1.1 Правовая система и правовая семья: понятие, сущность, классификация.. 1.2 Семья общего (англосаксонского) права и романо-германская правовая семья………………………………………………………………………………... 1.3 Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании……………………………………………………………………… 1.4 Иные правовые системы……………………………………………………… Глава 2. Правовая система России……………………………………………….. 2.1 Становление, общая характеристика и особенности российской правовой системы……………………………………………………………………………... 2.2 Элементы и источники правовой системы России………………………….. 2.3 Тенденции развития правовой системы в Российской Федерации………... Заключение…………………………………………………………………………. Список использованных источников……………………………………………... ВВЕДЕНИЕ В современном мире каждое государство имеет свое право. В настоящее время достаточно тяжело отразить правовую действительность с помощью устаревших моделей и конструкций. Изучая право, мы видим, что это не конкретный элемент, а целая система, включающая источники права, методы работы юристов, структуру права и т. д. Правовая система-именно та категория, которая дает возможность изучать правовую действительность. Исторически в каждой стране сложились свои правовые обычаи и традиции, а так же законодательство и особенности методов правового регулирования. Каждое государство имеет свое национальное право, а бывает так, что в нем действуют и несколько правовых систем. Однако, можно заметить общие черты, присущие различным национальным системам. Это позволяет группировать их в правовые семьи. Для того, чтобы понять правовое развитее в целом, следует соотнести правовую систему с национальной, исторической и религиозной спецификой той или иной цивилизации, сопоставить правовые институты, принципы и нормы и выявить общие закономерности правового развития. Изучением таких аспектов права занимается такой раздел юридической науки как сравнительное правоведение. Результатом применения этого метода является классификация правовых систем. Сравнительное правоведение позволяет лучше понять ту или иную правовую систему, усовершенствовать ее путем применения опыта различных государств. Оно способствует интеграции и сближению различных правовых систем, заполняет пробелы в существующем праве, применяя опыт других государств. О российском праве можно говорить, как об оригинальном явлении, насчитывающим тысячелетнюю историю. Россия, с момента своего возникновения, постепенно завоевывала довольно обширные территории, которые населяли народы, имеющие совершенно непохожую друг на друга культуру, верования, традиции, обычаи. Это и определило своеобразие российского права. За последние 25 лет наше государство прошло несколько этапов преобразования правовой системы: от советской до современной. И сегодня правовая система России находится в процессе постоянной модернизации и реформирования. «Современная правовая система России – сложное, многогранное правовое явление, характерной особенностью которого является активное развитие, преобразование составляющих его компонентов.»1 Актуальность темы исследования. Сегодня мир стал единым. Ни одно государство и ни одна общность людей не может полноценно развиваться без взаимодействия с другими странами. Характерной чертой современно мира является интеграция правовых систем, культур. Расширение системных исследований в юридических науках связано с потребностью усовершенствования механизмов регулирования, системы права, различных процессов. Современная юридическая наука изучает механизмы взаимодействия отдельных частей права, анализирует общественные процессы с учетом специфики, исследует систему идей, взглядов, теорий. Знаменитый немецкий юрист Э. Рабель говорил: «Учение о правовых семьях является путеводной нитью в лабиринте множества и разнообразия позитивных правовых систем.» Россия не осталась в стороне от этого процесса. Произошедшие в конце предыдущего века изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых механизмов и средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе. Наша страна идет по пути становления правового государства, в котором важное место занимают вопросы формирования и развития нового типа мышления, правовой культуры. Именно поэтому в юридической науке, в большей части в Теории государства и права большая роль отводится изучению и анализу правовых систем современности, в особенности российской правовой системы. Именно это и составляет одну из первоочередных задач, призванную решить вопросы, связанные с ролью и местом права среди других социальных регуляторов, а также с его совершенствованием. Рассмотрение этого вопроса так же позволит выявить пути развития современного российского права. Степень научной разработанности исследуемой темы. Комплексное изучение правовой карты современного мира, а так же отдельных правовых систем стали предметом изучения таких авторов как: Р. Давид, Саидов А. Х., Матузов Н. И., Алексеев С. С., Синюков В. Н., Тихомирова Ю. А., Туманов В. А.,К. Цвайгерт, Жидков О. А., Орлов А. Г., Сюкияйнен Л. Р., . Хайдарова М. С., Крашенникова Н. А., Денисов В. Н. и др. В этих работах рассматриваются особенности правовых систем различных государств, их взаимосвязь друг с другом. Изучая правовую систему нашей страны, ученые рассматривают правовую систему, существовавшую в период социализма или после его распада. Однако, как уже говорилось, Россия находится на пути постоянных преобразований и перемен как в законодательстве, так и в самой системе права. Поэтому необходимо новое осмысление данного явления путем анализа общественных явлений. Объектом исследования являются современные правовые системы и непосредственно система Российской Федерации. Предметом исследования является определения понятия правовая система, анализ национальных систем, особенности Российской правовой системы, а также специфика ее развития в наши дни. Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ и изучение правовых систем современности, и на этой основе изучение основных характеристик российской правовой системы, ее генезис, тенденции развития. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие правовой системы и правовой семьи, проанализировать различные подходы к данным определениям. 2. Изучить правовые семьи современности. 3. Проанализировать элементы и особенности правовой системы Российской Федерации. 4. Рассмотреть тенденции и проблемы российской правовой системы. Методологическую и теоретическую основу исследования составили общенаучные (диалектический подход, анализ, синтез) и частнонаучные методы: исторический, структурно-функциональный, системный и др. Структура работы. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 1.1 Правовая система и правовая семья: понятие, сущность, классификация Право - явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем.2 Каждое из ныне существующих государств и даже ряд негосударственных образований имеют свое собственное право, включающее свой язык, систему, характеристики. И если под правом понимается обусловленная природой человека и общества система, регулирующая общественные отношения, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения,3 то правовая система более широкое понятие, отражающее множества правовых явлений, существующих в обществе. Существуют разные точки зрения на определение правовой системы. А введение этого понятие в оборот вызвало много споров среди ученых. Например С. С. Алексеев при характеристике правовой системы использует понятие «правовая действительность», охватывающее все, без исключения, правовые явления. Но, чтобы сохранить четкость и не размытость данной категории, приходит к понятию «правовая система», которая образует единство трех узловых правовых явлений. Однако существует другая точка зрения. Некоторые ученые скептически относятся к данному понятию, считая недопустимым использования его как категорию теории права, поскольку считают его условным. Так В. С. Нерсисянс считает понятие « правовая система» подменой общего понятия права. «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется «юридической надстройкой», возвышающейся над «юридическим базисом».4 В отечественной юридической науке существует несколько подходов к пониманию правовой системы. Единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия так и не появилось. Например, по мнению В. В. Гаврилова таких подходов существует три. Согласно первому подходу, данное понятие рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Согласно второму подходу, «правовая система» характеризуется не только через позитивное право, но также и через другие тесно связанные с ним элементы. Третий подход предусматривает рассмотрение понятия, как категорию, включающую все правовые явления, существующие в обществе. Важно так же сказать о ставшей уже традиционной классификацией к понимаю правовых систем на два подхода: узкий» и «широкий». В узком смысле понятие «система права» рассматривается либо как система законодательства, целостное единство правовых актов и норм, либо как система права. Согласно широкому подходу, правовая система не сводится только к праву и системе законодательства, но также включает в себя юридическую практику и теоретические компоненты. Не стоит отождествлять понятия «правовая система» и «система права». Они соотносятся как целое и часть. Термин «система права» раскрывает внутреннее строение права, характеризует его элементы и систему. В свою очередь «правовая система» включает в себя само объективное право и отражает всю правовую действительность. «Если система права- своеобразная «внутренняя карта» национального права, то типология правовых систем создает своеобразную «правовую карту мира».5 Таким образом, правовая система-это совокупность взаимосвязанных, согласованных правовых средств, методов, регулирующих общественные отношения, и характеризующих уровень и особенности его правового развития. В современном мире так же различают: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальная правовая система- это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны.6 Она отражает элемент того или иного конкретного общества. Правовая семья служит для обозначения группы национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки. В рамках той или иной правовой семьи возможно так же деление на более дробные элементы, называемые группой правовых систем. В мировой сравнительно-правовой литературе нет единства в определении критериев классификации правовых семей. Об этом говорят количественные показатели. В двадцатом веке число национальных правовых систем увеличилось почти в трое. Так В. М. Корельский и В. Д. Перевалов выделяют следующие критерии объединения правовых систем в правовые семьи: - Общность генезиса -Общность источников, форм закрепления и выражения норм права - Структурное единство, сходство -Общность принципов регулирования общественных отношений - Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а так же техники изложения и систематизации норм права Известный компаративист Р. Давид основывает свою классификацию правовых семей на сочетании двух критериев : юридической техники и идеологии, включающей религию, философию, политические и экономические институты. Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделение трёх правовых семей (романо-германская, англо-саксонская, социалистическая), к которому примыкает остальной мир. Наиболее известным представителем второго направления является К. Цвайгерт. Он выделяет понятие «правовой стиль», которое как критерий для классификации складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовой системы, специфические правовые институты, идеологические факторы, природа источников права и способы их толкования, своеобразие юридического мышления. К. Цвайгер в результате приходит к выделению схожих с Р. Давидом семей. При этом ни в одной классификации не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации. С учетом изложенного можно сказать, что изучение и классификация на определенные группы, или семьи, правовых систем является одной из основных проблем в юридической науке. В течении двадцатого века количество национальных систем постоянно возрастало. При таком большом «наплыве» национальных правовых систем и возникает необходимость в их группировке. Сегодня как никогда необходимо знание иностранного права. Необходимость международного сотрудничества требует, чтобы мы обратили внимание на зарубежные правовые системы. Мы сталкиваемся с тем, что данная отрасль правоведения изучена не до конца и нуждается в постоянной доработке и переосмыслении. Работы ученых имеют разную точку зрения на данное понятие, что усложняет процесс классификации и изучения правовых систем. 1.2 Семья общего (англосаксонского) права и романо-германская правовая семья. К наиболее старым и распространённым правовым семьям обычно относят семью общего (англосаксонского) права и романо-германскую (континентальную) правовую семью. В англосаксонском праве юридическое регулирование строится на юридической практике, на прецедентах — судебных решениях. Сфера применения общего права включает в себя кроме английского права, правовые системы всех англоязычных стран, за редким исключением. Особо велико было влияние общего права на британские колонии и страны, которые были политически связаны с Англией. В первую группу входят наряду с Англией и Уэльсом, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи. Вторую группу образует право США. Система общего права была создана в Англии после норманнского завоевания в 1066. Общее право-это система, несущая значимый отпечаток истории. Р. Давид выделял 4 периода становления общего права. Первый период-право до 1066 г., второй-период становления общего права ( 1066-1485 гг.), третий- период прогресса общего права (1485-1832 гг.), четвертый- с 1832-до наших дней, так называемый современный период. Основным источником права в англосаксонской правовой системе является судебный прецедент. После норманнского завоевания правосудие в основном вершили королевские суды. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Закон играет в этой системе вторичную роль. Английское право в основном-это судебное право, разрабатываемое судьями по решению того или иного дела. Правило прецедента обязывает судей придерживаться решений, принятых их предшественниками. Ранее созданный прецедент подлежит изменению лишь вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Кроме прецедента к источникам права в англосаксонской системе так же относят юридические обычаи, доктрины, статуты. Сегодня, однако, роль статутного права, в связи с международным сотрудничеством, существенно возросло. Но не смотря на это, сам закон реализуется через прецедент. В англосаксонском праве приоритетное значение придается именно процессуальным нормам и формам судопроизводства. А особенностью и в то же время явным признаком является обособленность судебной власти. В английском праве нет традиционного деления права на частное и публичное. Вместе этого оно подразделяется на общее право и право справедливости. Нет четкого разделения права по отраслям и не существует конституции в нашем понимании. То, что обычно англичане называют конституцией, — это комплекс норм законодательного и судебного происхождения. В отличии от государств англосаксонской семьи в романо-германской правовой семье основным источником права является введенный в действие закон. «Романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти, а была исключительно продуктом культуры»7 Романо-германское право возникло в 12-13 веке в Европе на основе римских, канонических и местных традициях. Произошла так называемая «рецепция римского права». Она привела к тому, что в период Средневековья правовые системы стран Европы приобрели определенное сходство. Так романо-германская правовая семья распространилась на страны континентальной Европы, а затем на Латинскую Америку, Африку, страны Востока, Японию. Выделяют несколько групп национальных правовых систем, формирующих континентальное право: романского права, германского права, скандинавского права. «Романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченным им органом.»8 Правовая норма не является производной судебной практики. Основное различие между англосаксонской и романо-германской системой состоит в используемых ими источниками права. Источниками права в последней являются: правовая доктрина, международные акты, закон. В качестве основного источника права используется писанное право, сформулированное в законодательстве, иными словами-закон. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Законы должны выражать волю большинства, основные права человека, социальную справедливость. Так как основным и наивысшим законом является Конституция, то во всех странах романо-германской правовой семьи существуют писанные конституции. Таким образом признается верховенство закона. Он может запретить или легализовать обычай, решения судебной практики. Судьи в романо-германской правовой не обязаны следовать решению других судей. Так как судебная практика официально не является источником права, поэтому ее можно отнести к числу так называемых «вспомогательных» источников. Во всех странах романо-германской правовой семьи существует деление права на частное и публичное. Так же система права подразделяется на отрасли, среди которых ключевыми являются: конституционное, уголовное, административное, гражданское право. Суть указанного разделения состоит в том, что в системе права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом, и нормы, защищающие интересы частных. Итак, мы видим, что данные правовые семьи имеют достаточно большое различие, имеют свои достоинства и недостатки. Преимущества романо-германской правовой семьи – это четкая регламентация действий со стороны законодателя, в англосаксонсонской - это возможность беспрерывно творить право. Возникает вопрос: можно ли как-то объединить эти системы для создания универсальной, впитавшей в себя все преимущества, правовой системы. 1.3 Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании. Безусловно, англосаксонская и романо-германская – главенствующие правовые семьи, они охватывают большинство экономически развитых государств и влияют на правовые семьи Африки и Азии. Данные семьи тесно связаны с развитием европейской цивилизации. Но нельзя отвергать тот факт, что в Азии и в Африки существовало многочисленное население, а так же цивилизации, которые были развиты не менее, чем Западные. Эти типы местных цивилизаций были в большей степени связаны с религиозными верованиями где право не рассматривалось, как результат деятельности человека и тем более государства. Различают религиозные правовые и традиционные правовые системы ( которые строятся на обычном праве). К первым относятся мусульманские страны и страны индусского права, ко вторым относят Японию, государства Африки, Китай. В основе религиозного права лежит какая-либо система верований. Так мусульманское право основано на исламе. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Бога, в исламе называемым Аллахом, который от имени пророка Мухаммеда адресовал правила поведения и нормы всем мусульманам. Для всех мусульман Аллах является главным наставником и «мерилом». “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его.” 9 Закон в нашем понимании не существует. Только Аллах имеет законодательную власть. Данное право охватывает не только те сферы, которые относят обычно к праву, но охватывает все сферы социальной жизни. Оно основано на вере, поэтому его нельзя отменить, изменить, исправить, оно должно исполняться беспрекословно. Работа же мусульманских юристов состоит в толковании данного права. Они так же отвергают все то, что может быть недостоверным или неопределенным. Например, мотивы и психологическое состояние индивида не принимается во внимание. Все поступки делятся на пять категорий: рекомендуемые, обязательные, запрещенные, разрешаемые, порицаемые. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь, как служитель данной религии. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна , иджма и кияс. Коран - священная книга мусульман, в которой содержатся изречения Аллаха к последнему пророку Магомеду в Мекке и Медине. Большая часть его касается положений морали, нравственности, религии. Вопросы правовых взаимоотношений охватывают лишь незначительную часть. Положения Корана носят обобщенный и односторонний характер, в нем так же не указаны правовые санкции за нарушение заветов. Но не смотря на то, что Коран не стал для мусульманского права документом, подобным конституции, он является первым и самым главным источником мусульманского права. Следующим, вторым по значимости источником, является Сунна- собрание преданий о жизни Мухаммеда. Как и в Коране, в Сунне содержится больше норм нравственного и религиозного характера, чем собственно юридических норм. В ней прежде всего представлены конкретные случаи из жизни Мухаммеда, которые должны служить образцом для мусульман. Третьим источником служит Иджма- общее решение древних исламских правоведов. В Иджме содержатся комментарии Ислама, она призвана восполнить пробелы мусульманского права и объяснить видимые изъяны. Юристы ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме. Четвертым источником права является кияс – рассуждение по аналогии. Рассматривается как способ толкования и применения права. Шариат (дословно «путь следования») и составляет то, что называют мусульманским правом. Законы и обычаи являются второстепенными и не могут противоречить Шариату. Характерные черты данного права – отсутствие деления права на частное и публичное, отсутствие писанных систематизированных правовых норм, судебная практика не является источником права, главный творец права Бог. Другой системой религиозного права является Индусское право. «Индусское право – это не право Индии, так же как право мусульманское не то же самое, что и право государств с мусульманским населением. Индусское право - это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм.»10 В отличии от других религий индуизм не требует верности одному-единственному Богу. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей к определенному пониманию мира. «Основу индуизма составляют учения о перевоплощении душ и о карме.»11 Все индусское общество делится на касты – группы людей, объединенные специфическим занятием или профессией. Традиционно выделяют четыре группы : брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги). У каждой касты есть свои обычаи и нормы, переход из одной в другую касту невозможен. Так же как и в мусульманском праве источниками права в Индии являются религиозные книги — шастры. Имеются шастры трех видов, ибо поведение людей можно определить тремя движущими силами: удовольствием, добродетелью и интересом. Так кама развивает науку удовольствий, дхарма учит как вести себя, чтобы быть угодными Богу, а архты учит как разбогатеть и искусству руководить. Разумный человек сочетает добродеятель с интересом и удовольствием. Все три шастры легитимны и требуют, чтобы люди надлежащим образом исполняли их. Это позволяет им считаться правовыми источниками. Индусская философия признает за дхармой приоритет. Авторитет дхармы основан не на обычаи, а на почитании создателей этих правил. Дхарма не соответствует слову «закон». Хотя правителям и разрешено законодательствовать, судебные прецеденты и законодательство не считаются в индуизме источниками права. Современная доктрина изложена в книге, которая непосредственно посвящена праву в понятии Запада, называется виавахара. Мусульманское господство и период британской колонизации привнесло в индусское право свои черты, что затормозило развитие индусского права. После провозглашения независимости Индии в 1947 году индусское право смогло развиваться без всяких препятствий. Начало развиваться законодательство в сфере семейного и наследственного права. Конституция Индии отвергает систему каст, запрещает дискриминацию по мотивом кастовой принадлежности. Индусское право в наши дни остается правом, применяемым только к индусской части населения. Много обычаев отпало. Современные правовые системы молодых стран сочетаются так же с обычным правом, которое действует в достаточно широкой сфере отношений. К семье традиционного права относятся правовые системы стран Африки и Мадагаскара. Эти страны в течении многих веков жили по нормам обычая. Каждая из общин имела свои собственные нравы и традиции. Люди верили в сверхъестественные силы и боялись их. Повиновение обычаю значит –уважение предков, нарушение обычая ведет к негативным последствиям. Обычай является наиболее древним источником права, хотя в странах общего и романо-германского права он имеет второстепенное значение, то в Африке он и сегодня имеет важное значение. Термином «обычное право» обозначают традиционное право, существовавшее у африканских народов до колонизации. Обычное право представляет собой преимущественно неписанное право. Правовые и моральные нормы существуют в неразрывной связи. По большей части, обычаи регулирую отношения между группами, а не отдельными индивидами. С началом колонизации широкое распространение приобретают ислам и христианство. Они оказали значительное влияние на население Южного континента. Период колонизации заложил предпосылки для создании законодательства, но не изменил правосознание населения. Таким образом сложилась дуалистическая система права, включающее право метрополий и обычное право. Действовало два вида судов. : колониальные и местные. После получения независимости основные тенденции в развитии права стали характеризоваться ограничением регулирующего значения обычая в праве. Во многих государствах принимаются кодексы и конституции. Что касается сохранения обычного права в процессе законодательства, известный теоретик В. Н. Денисов пишет: « Обычное право, по-видимому, может сохраниться лишь в той части, которая, получив в модифицированном виде законодательное закрепление, станет составной частью единой правовой системы, отражая особенности исторического развития народов Тропической Африки.»12 Традиционное право постепенно утрачивает регулирующее значение, но все же большая часть африканцев продолжает жить по обычаям. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что не только западный образ мышления достоин внимания. Существует право, которое весьма отличается от общепринятого понятия данного явления. Но нельзя не заметить тенденцию сближения и взаимодействия обычного и традиционного права с англосаксонским и романо-германским. Роль закона, как источника права, увеличивается. Однако значение традиционных и религиозных норм остается весьма значимым. 1.4 Иные правовые семьи. Помимо широко распространённых, существует множество других правовых систем, которые имеют не такой широкий ареал. Существуют так же разные точки зрения на то, выделять ли какую-то правовую семью или нет. Страны Дальнего Востока достаточно разнообразны и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Несмотря на это можно выявить некоторые их общие черты. Народы этих стран не считают право неким регулятором общественных отношений. Конечно, в них существует право, но оно играет незначительную роль. В суды здесь обращаются только если другим способом решить конфликт не является возможным. А основными методами охраны социального порядка являются : убеждение, умеренность, согласие, самостоятельной оценкой своего поведения. Выделяют право двух главных стран Дальнего Востока –Японии и Китая, которые позволяют выявить характерные черты дальневосточного права. Китайское право сложилось на основе философских идей даосизма, конфуцианства и легизма. Даосизм основан на идеи «дао»- путь, по которому развивается Вселенная и которому должен следователь человек. Все неестественное (право и закон в том числе) отрицается. Даосизм проповедует не деяние. Конфуцианство наоборот отрицает принцип не деяния. Оно оказало существенное влияние на становление китайского права, а во II в. до н.э. было признано официальной идеологией. Согласно их учению, мир людей отличается от мира природы. Поэтому необходимо разрабатывать правила для человека, имитирующие природные законы. Общественные отношения есть часть естественного порядка. Правила поведения называются «ли», и они различны для каждого случая. Поэтому и право со своей упорядоченностью и схематизацией не могло учитывать все разнообразие ситуаций. Конфуцианство так же не одобряло установления прав путем судебного решения. В отличие от даосизма и конфуцианства легизм по-другому рассматривал социальные вопросы. Если конфуцианцы верили в доброе начало у человека, в возможность его перевоспитания, то легисты верили, что человек по своей сути эгоистичен и должен наказываться строго в соответствии с законом. Причем закону должны были подчиняться как поданные, так и правители. Это была концепция права, близкая к существующей на Западе. Легисты полагали, что общественные отношения должны регулироваться позитивным правом. Для закона не существует исключений. Как полагали легисты, закон должен быть обнародован и известен всем. Большое влияние на становление китайского права оказала коммунистическая идеология. Однако сегодня происходит модернизации права. Конфуцианство, впитав в себя идеи других систем, остается наиболее значимым и распространённым в стране. Закон уже не отвергается, но ставится на ступень ниже «ли». Японское право так же считается составной частью Дальневосточного права. Японское право сложилось под влиянием китайских концепций, основной из которых было конфуцианство. До середины 19 века Япония находилась практически в полной изоляции от стран Запада, что позволило создать иерархическую систему общества, по которой низшие слои населения не имели никаких прав перед высшими. В стране действовало правило, по которому законы могли знать только судьи и чиновники, ибо знание наказания меньше удерживает от совершения наказания, чем незнание. В период эпохи Мейдзи демократическое государство западного типа сменило прежнее феодальное. Влияние японского права начало сходить на нет. Была отменена феодальная собственность на землю и различия между сословиями. Началось формирование новой системы. Происходит широкое внедрение западных кодексов и норм. После Второй Мировой Войны к романскому влиянию добавилось влияние англо-саксонского права. Начали приниматься кодексы и законы, была введена конституция. Но данные нововведения охотно воспринимаются японцами. Ведь право предлагает способ решения в тех случаях, когда другим путем решить невозможно. Р. Давид выделял социалистическую правовую семью как одну из трех основных. Но большинство теоретиков относят ее к правовым системам, которые остались в прошлом. Социалистическая правовая система возникла в России в период революции 1917 года. Советская система оказала существенное влияние на социалистические правовые системы Европы, Азии, Южной Америки. Страны, входящие в «социалистический лагерь» раньше принадлежали к романо-германской правовой семье, они и сегодня сохраняют много ее черт. Те же, которые вышли из социалистического права находятся на пути «возвращения» к романо-германскому праву. Основными идеями социалистической системы являются: плановая экономика, создание государственной собственности, национализация предприятий, регламентация гражданских договоров и т. п. Вмешательство государства во все сферы общественной жизни привело к отмиранию частного права. Известна точка зрения В. Ленина, который говорил: « Мы ничего « частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное.» В настоящее время к социалистической правовой семье относятся Куба, КНДР, Вьетнам и Китай. Несомненно, кроме данных систем существует и множество других, но они малочисленны и не оказывают большого влияния на юридическую географию. На сегодняшний день каждое государство имеет свою правовую систему, содержащую как общие черты, так и различия с иными правовыми системами. Каждая правовая система не совершенна и имеет свои и плюсы и минусы. Мы видим, что ни одна правовая система и ни одна правовая семья не существует изолированно от других, все они тем или иным образом взаимодействуют. 1 Арановский К.В. В преддверии сравнительного правоведения // Правоведение, 1998, № 2. – с.59 2 Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н. И. Матузова и А. И. Малько.- М.: Юристъ, 1997 - С. 168. 3 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова- 2.е изд., изм. и доп.- М. Издательство Норма, 2000. – С.231 4 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. — М.: Изд-во НОРМА, 1999. С. 241. 5 Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н. И. Матузова и А. И. Малько.- М.: Юристъ, 1997 - С. 169 6 Там же. – С 170 7 Давид Р., Жоффре-спинози К. Основные правовые системы современности.-М. 1999 –С. -30 8 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова- 2.е изд., изм. и доп.- М. Издательство Норма, 2000. – С.562 9 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: