- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные понятия, сущность и значение бухгалтерской отчётности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009038 |
Тема: | Основные понятия, сущность и значение бухгалтерской отчётности |
Содержание
Введение 1.Бухгалтерская отчётность: её сущность, значение и содержание. 1.1 Понятие, сущность и значение бухгалтерской отчётности. 1.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. 1.3 Содержание бухгалтерской отчётности. 2. Бухгалтерская отчётность и её роль в управлении хозяйственной деятельностью. 3. Трансформация российской бухгалтерской отчётности, ее проблемы и роль в развитии внешнеэкономических связей. Заключение Список использованной литературы Введение В ходе своей деятельности любое предприятие осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Она является завершающим этапом учетной работы. Бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков. Предприятие любой организационно-правовой формы обязано составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации, закрепленным в п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Согласно этому принципу организация будет продолжать функционировать в обозримом будущем. В результате проведения в России реформ, связанных со становлением рыночных отношений, постепенно устанавливаются новые правила формирования бухгалтерской отчетности отечественных организаций, проводящее ее в соответствие международным стандартам финансовой отчетности(МСФО). От степени их соблюдения зависит достоверность оценки достижений организации и ее возможностей, степень риска решений, принимаемых на основе отчетных данных. В связи с отмеченными обстоятельствами повышаются требования к профессионализму бухгалтеров в вопросах составления бухгалтерской отчетности. Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской отчетности, и ее роли в управлении хозяйственной деятельностью. Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи: Определить основные понятия, сущность и значение бухгалтерской отчётности Рассмотреть требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности Изучить содержание бухгалтерской отчётности Изучить роль бухгалтерской отчётности в управлении хозяйственной деятельностью Рассмотреть трансформации российской бухгалтерской отчётности, ее проблемы и роль в развитии внешнеэкономических связей. 1.Бухгалтерская отчётность: её сущность, значение и содержание. 1.1 Понятие, сущность и значение бухгалтерской отчётности. Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно – правовой формы, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса бухгалтерского учета, позволяющим сформировать на определенную отчетную дату полную и достоверную информацию о результатах деятельности организации за определенный отчетный период. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета. Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных. На самом нижнем уровне - первичные документы с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах. На всех стадиях обработки поступающей информации, бухгалтер составляет отчеты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т. п. организации составляют отчетность по формам и инструкциям, утвержденным МФ РФ и Госкомстатом РФ. Основными нормативными документами является Приказ МФ РФ от 06.07.99 №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В приказе в частности отмечается, что бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня. Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований: * отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса; * основываться на единой методологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ; * составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли; * своевременно предоставляться соответствующим органам; * иметь ясность и гласность; * обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета. Перед бухгалтерской отчетностью стоят следующие задачи: - создание необходимых условий для существующих и потенциальных пользователей информации при принятии ими управленческих решений о взаимодействии с организацией; - возможность оценки времени, вероятности и объемов, причитающихся пользователям выплат от деятельности организации; - обеспечение адекватности отражения составления экономических ресурсов организации, включая все возможные внешние обстоятельства. Выше перечисленные задачи могут быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Зарубежный опыт и отечественная практика позволяют отнести к ним следующие критерии: - ценность для пользователя; - надежность (достоверность); - сопоставимость; - постоянство; Ценность для пользователя подразумевает, что бухгалтерская отчетность играет важнейшую роль при принятии управленческих решений. При этом предполагается, что информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае она не отражает реального положения дел на момент ее получения. Кроме того, критерий ценности для пользователя должен обеспечиваться прогностической ценностью бухгалтерской отчетности, т.е. информация, отраженная в ней. Служит основной для прогнозирования дальнейших перспектив организации. Надежность (достоверность) бухгалтерской отчетности означает реальность отражения экономических показателей организации. Этот критерий должен обеспечиваться достоверным представлением информации в отчетности, т.е. отражением в ней экономической сущности деятельности организации, а не ее формальной стороны. Тем самым достигается объективность информации и невозможность составления отчетности в интересах, какой- либо группы лиц. При этом должна обеспечиваться возможность проверки представляемой информации в бухгалтерской отчетности. Критерий сопоставимости подразумевает возможность сравнения показателей организации с аналогичными показателями других организаций либо с показателями той же самой организации, но взятыми за другой отчетный период. Постоянство означает применение одних и тех же элементов учетной политики от одного учетного периода к другому. Тем самым обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерской отчетности организации за различные отчетные периоды. Эти теоретические положения нашли свое отражение в соответствующих нормативных актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности. Так, п.6 ПБУ 499 « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н, декларируется, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, о финансовом положении и финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении. Реализация этого положения достигается путем применения целой системы принципов и требований, направленных на обеспечение соответствующих подходов к составлению бухгалтерской отчетности. Выполнение требования полноты представления информации достигается при условии отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из: * бухгалтерского баланса (форма №1); * отчета о прибылях и убытках (форма №2); * отчета об изменениях капитала (форма №З); *отчета о движении денежных средств (форма №4); * приложений к бухгалтерскому балансу (форма №5); * пояснительной записки; * аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту. Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. По стандарту бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (актив баланса), другая - из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассив. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Существуют определенные правила составления баланса: - данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года; - не допускается зачета между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету; - отдельные показатели отражаются в нетто-оценке, т.е. за минусом регулирующих величин (износа, амортизации, оценочных резервов и др.); - активы и пассивы показываются в зависимости от срока их обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные). Бухгалтерская (финансовая) отчетность классифицируется: 1. по видам 2. по периодичности составления 3. по степени обобщения отчетных данных 4. по объему сведений включаемых в отчетность По видам отчетность подразделяется на: а) бухгалтерскую - содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности организации в стоимостных показателях. б) статистическую - составляется на основе данных бухгалтерского учета, в ней находят отражение отдельные показатели хозяйственной деятельности предприятия, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. в) оперативную - составляется на основе данных оперативного учета, в ней отражаются данные за короткие промежутки времени (день, декада и т.п.). Эти показатели используют для оперативного контроля и управления предприятием. По периодичности составления отчетность подразделяется на: а) внутригодовую (промежуточную) – это отчетность за день, декаду, месяц, квартал, полугодие. Эта периодическая бухгалтерская отчетность организации. Она состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено действующим законодательством РФ или учредителями (участниками) данной организации. В большинстве случаев организация должна сформировать промежуточную финансовую отчетность не позднее тридцати дней по окончании отчетного периода. б) годовую – это отчетность организации за год, составляется на 1 января года, следующего за отчетным. Большинство управленческих решений, влияющих на конечные результаты деятельности, принимаются в течение года, их эффективность можно оценить по работе за год, по результатам которого определяются сумма доходов, расходов, реальной прибыли и долговых обязательств, налоговые и приравненные к ним платежи, дивиденды. В годовой бухгалтерской отчетности условность в расчетах отчетных показателей сведена до минимума, резервы подлежат погашению или регулированию, собирательно - распределительные и сопоставляющие счета — закрытию, потери — списанию. Все это ведет к существенному повышению реальности отчетных показателей года по сравнению с месяцем или кварталом. Консолидированная отчетность — это финансовая отчетность, составленная относительно деятельности группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единый хозяйствующий субъект. Такая бухгалтерская отчетность обычно подготавливается головной (материнской) компанией этой группы. В отличие от обычной сводной отчетности, в которой обобщаются и суммируются показатели различных хозяйствующих субъектов, независимых друг от друга, консолидированная отчетность обобщает показатели дочерних и материнских компаний как единого хозяйственного комплекса. При формировании консолидированной отчетности показатели материнской компании и дочерних предприятий объединяют по пунктам путем алгебраического сложения величин активов, обязательств, доходов и расходов. При этом из подсчета исключаются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и ее доля в их собственности, внутригрупповые расчеты и сделки, расходы и дивиденды, нереализованная прибыль от внутригрупповых сделок, а также потери и другие убытки от таких сделок. Комбинированная бухгалтерская отчетность — это финансовая отчетность, составляемая путем сведения воедино всех финансовых показателей взаимозависимых предприятий за вычетом коммерческих сделок между ними. Такая отчетность подготавливается вместо консолидированной финансовой отчетности в случае, когда в совместной деятельности ни у одного входящего в единый хозяйствующий субъект предприятия нет контроля над другими. Полная финансовая отчетность включает все предусмотренные действующим законодательством формы и содержащиеся в них показатели. Если при составлении бухгалтерской отчетности собственников приходят к выводу о недостаточности этих данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом состоянии, в отчетность могут быть внесены соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Отчетность называется сокращенной, если отдельные несущественные для заинтересованных пользователей показатели могут быть записаны в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках общей суммой. Организации, чья годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована, обычно представляют для публикации сокращенную финансовую отчетность, проверенную аудитором. По степени обобщения отчетных данных отчетность подразделяется на: а)первичную – составляет организация, как самостоятельный хозяйствующий субъект б) сводную - составляет вышестоящая (головная) организация на основании первичных отчетов зависимых организаций По объему сведений отчетность подразделяется на: а) внутреннюю – характерна для деятельности отдельного участка организации, составляется для использования внутри организации б) внешнюю – характерна для организации в целом, составляется для внешних пользователей Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Организации составляют месячную, квартальному и годовую бухгалтерскую отчетность. При этом первая и вторая бухгалтерские отчетности являются промежуточными. Отчетный год для всех организаций охватывает период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Законодательство также устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной – в течении 30 дней по окончании квартала, а годовой - в течении 90 дней по окончании года. Сроки сдачи бухгалтерской отчетности: * годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года (то есть до 1 апреля); * квартальная (промежуточная) отчетность - в течение 30 дней * по окончанию квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября включительно). Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы после ее утверждения компетентным органом юридического лица, определенным учредительными документами организации. В ООО таким органом является Общее собрание участников, в ЗАО, ОАО - общее собрание акционеров. Отсутствие финансово – хозяйственной деятельности, движения по банковским счетам не является основанием для не сдачи бухгалтерской отчетности. 1.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом «О бухгалтерском учете» (I) и ПБУ 4/99 (9). Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Эти требования являются дополнительными к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98 (6). Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4. Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами представительствами и иными подразделениями, в том числе выявленными на отдельные балансы. Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, 0гчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому. В соответствии с требованиями сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам. Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы - 29 февраля). Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.). В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности: Должны приводиться обособленно в случае их существенности и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями; могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. 1.3 Содержание бухгалтерской отчётности. В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99) и приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н организации и предприятия в настоящее время представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса — форма № 1; отчета о прибылях и убытках — форма № 2; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчета об изменениях капитала — форма № 3; отчета о движении денежных средств — форма № 4; приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5; пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Некоммерческие организации в состав бухгалтерской отчетности дополнительно включают отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6). Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: бухгалтерский баланс — форма № 1; отчет о прибылях и убытках — форма № 2. При этом необходимо иметь в виду, что организация по своей инициативе в состав промежуточной бухгалтерской отчетности может включать также и другие формы, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета также другими органами, утверждающими в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, но при условии, что их содержание не противоречит нормативным актам Министерства финансов РФ. В международной практике применяют два вида бухгалтерской отчетности: статическую и динамическую. Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и финансово-экономическое состояние предприятия на определенный момент времени. Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Он отражает результат проведения совокупности хозяйственных операций за определенный период времени. В российской учетной политике преимущество отдается статической отчетности, при которой основной формой отчетности является бухгалтерский баланс. В бухгалтерском балансе отражается имущество предприятия, его капитал и обязательства в денежном выражении на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств). В отличие от российской учетной традиции, выделяющей баланс как основную форму бухгалтерской отчетности, в экономически развитых странах некоторый приоритет отдается динамической отчетности, включающей главным образом отчет о прибылях и убытках. Именно эта форма приводится первой в годовом отчете фирмы. Это связано с тем, что для западных предпринимателей важнейшим показателем деятельности фирмы является прибыль, в связи с чем ее и стремятся продемонстрировать внешним пользователям в первую очередь. Динамическая бухгалтерская отчетность (отчет о прибылях и убытках) состоит из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов. Вторая часть отражает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов. Эта часть относится к категории расходов. Прибыль — эта та сумма, на которую доходы превышают расходы. Динамическая бухгалтерская отчетность составляется на основе следующих принципов. Принцип учетного периода. Сущность этого принципа заключается в том, что руководству предприятия и его учредителям, а также различным контролирующим и заинтересованным органам необходима периодическая информация о состоянии дел. Показатель прибыли, полученной за учетный период, является основополагающим критерием для оценки работы организации за данный период. Принцип консерватизма. Для предприятия, которое предположительно будет существовать неопределенно долго в будущем, не существует достаточной определенности и в том, какая информация относится к прошлым или будущим отчетным периодам. Кроме того, нераспределенной является также оценка прибыльности предприятия. Поэтому признание факта получения прибыли должно осуществляться с известной долей осторожности. В отношении же факта получения убытков такая осторожность может не соблюдаться. Таким образом, согласно принципу консерватизма: доход признается только тогда, когда на это есть обоснованная уверенность; расход признается сразу же, как только возникает обоснованная возможность. Этот принцип основан на том, что последствия, связанные с убытком и банкротством, значительно более серьезны, чем последствия получения прибыли. Следовательно, оценивать и отражать прибыли и убытки необходимо по разным правилам. Принцип начислений. Он заключается в том, что при определении величины прибыли объем реализованной продукции должен сопоставляться с ее себестоимостью, независимо от того, когда произошла оплата. Данный принцип предполагает хорошую кредиторскую репутацию покупателя, которая дает обоснованную уверенность в получении в будущем суммы платежа. Однако поскольку практический опыт свидетельствует о том, что не все клиенты оплачивают свои счета, при определении величины прибыли за учетный период сумму продаж целесообразно уменьшить на величину возможных не поступлений. Принцип увязки доходов с расходами. В соответствии с этим принципом для определения прибыли методом начислений необходимо, чтобы из всех произведенных затрат были выделены только те, которые относятся к деятельности текущего периода и не относятся к доходам будущих периодов. Таким образом, целесообразно все затраты классифицировать либо как расходы, либо как активы, и подразумевать под расходами затраты текущего периода, а под активами — затраты будущих периодов. Принцип последовательности. Сущность этого принципа заключается в том, что выбранная учетная политика предприятия должна последовательно применяться из года в год, если не появятся достаточно веские причины для ее изменения, так как изменения в учетной политике затрудняют проведение анализа финансовой отчетности предприятия в разные периоды времени. Принцип взаимосвязи бухгалтерского учета и налоговых расчетов. Он заключается в том, что налоговое законодательство предъявляет дополнительные требования к ведению бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости корректировок прибыли для целей налогообложения по величине и по времени ее получения. Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложенных в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что отечественная учетная практика во многом приблизилась к международным стандартам. Свидетельством этому могут быть последние положения бухгалтерского учета: “Доходы организации” (ПБУ9/99), “Расходы организации” (ПБУ 10/99), “Бухгалтерская отчетность” (ПБУ 4/99) и др. Бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса. Это обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами. Бухгалтерская отчетность, по своей сущности, предназначена для удовлетворения потребностей как внутренних, так и внешних пользователей. Поэтому при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета и их соответствие показателям бухгалтерской отчетности; своевременная инвентаризация денежных средств, материальных ценностей и расчетов; правильная оценка статей баланса. Для составления бухгалтерской отчетности необходимо проделать предварительную работу, которая должна обеспечить точность и полноту включаемых в отчетные формы данных. Для этого производится тщательная сверка данных синтетического и аналитического учета, контроль за тем, чтобы ни один документ не остался вне записи в соответствующих учетных регистрах, ликвидируются расхождения в расчетах с другими организациями и лицами. При завершении годового цикла бухгалтерского учета, кроме того, проводится полная инвентаризация всех средств и расчетов для устранения возможных расхождений между данными текущего учета и действительным фактическим состоянием средств хозяйства, производятся также заключительные годовые записи и подсчет итогов и сальдо по счетам. Проверка учетных записей и уточнение оценки объектов бухгалтерского учета обеспечивает реальность показателей бухгалтерской отчетности. В ней объекты должны отражаться в следующей оценке: Нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации; Основные средства — по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления, за минусом начисленного износа; Оборудование — по фактической себестоимости приобретения; капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика); Финансовые вложения — по фактическим затратам для инвестора; материальные ценности (материалы, топливо, запасные части, тара и другие материальные ресурсы) — по фактической их себестоимости; Незавершенное производство — по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, либо по стоимости материальных затрат; Расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: