VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные показатели деятельности негосударственного пенсионного фонда НПФ Сбербанка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013054
Тема: Основные показатели деятельности негосударственного пенсионного фонда НПФ Сбербанка
Содержание





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	5
ГЛАВА   1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НПФ	8
1.1. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, функции и роль в пенсионной системе РФ	8
1.2. Особенности и методы оценки эффективности экономической деятельности НПФ	13
1.3. Негосударственное пенсионное обеспечение в зарубежных странах	20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ НА ПРИМЕРЕ НПФ СБЕРБАНКА	26
2.1. Анализ деятельности современной пенсионной системы РФ	26
2.2. Организационно-экономическая характеристика НПФ Сбербанка	30
2.3. Оценка экономической деятельности НПФ Сбербанка	42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ	55
3.1. Сравнительный анализ экономической деятельности НПФ в РФ	55
3.2. Методы повышения эффективности экономической деятельности НПФ	58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	76



      ВВЕДЕНИЕ
      
      В последние годы развитие пенсионной системы РФ оказало содействие формированию большого количества негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это вызвало потребность оценки их бизнеса в различных целях и, в то же время, выполнения финансового анализа, который важен для вычисления рисков деятельности  НПФ, учетной ставки и в целом для определения его финансового положения. После реформ в РФ в сфере предоставления пенсий, гражданам РФ предлагалось, оставить пенсию в ПФР или выбрать любой из доступных НПФ. 
      Негосударственный пенсионный фонд - организация, которая предоставляет услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, включая досрочное негосударственное предоставление пенсии и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность реализуется фондом на основе лицензии на реализацию действий направленные на предоставление пенсий и пенсионного страхования. Выделим, что деятельность негосударственных пенсионных фондов отрегулирована Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и инструкциями Центрального Банка. Соответственно финансовый анализ НПФ должен быть выполнен, основываясь на положения закона.
      Актуальность темы выпускной квалификационной работы  это то, что пенсионная система в РФ нестабильна. Это выражено в бюджетном дефиците, в увеличении пенсионного возраста и пенсионных отчислений, в росте трудового стажа. Расходы государства на предоставлении пенсий растут, число пенсионеров растет, расходы всех участников пенсионной системы также увеличиваются. Поэтому, размер выплачиваемых пенсий, очень низок. Пенсионный фонд РФ полностью не способен  удовлетворить потребности населения. Поэтому предоставление пенсий негосударственными пенсионными фондами может стать решением проблемы, в связи с этим необходимо заниматься  их развитием. НПФ выполняют важную роль в экономике, они предоставляют дополнительные услуги населению в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, стоит отметить наличие гибкости программ пенсионного обеспечения. Также фонд осуществляет деятельность по  перераспределению доступных финансовых средств населения и экономических предприятий, инвестируя их.
      В современной финансовой системе России негосударственные пенсионные фонды занимают особое место. Особенность заключается рядом факторов, которая приведена ниже:
       НПФ, хоть и  коммерческие структуры, но у них есть точные социальные направленности, которые предназначены для улучшения финансового положения пенсионеров.
       Деятельность НПФ направлена к решению финансовых проблем государства, а именно, федерального бюджета, который расходует большие средства на покрытие дефицита ПФР.
       НПФ предназначены сыграть важную роль в экономическом развитии РФ.
      Начало созданию негосударственных пенсионных фондов в России положил Указ Президента РФ от 16.09.1992г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В Указе были зафиксированы только две цели функционирования нового финансового института: улучшение пенсионного обеспечения граждан и защита от инфляции их сбережений.
      Собственность фондов формируются на основе вкладов учредителей, целевых поступлений вкладчиков и доходов фонда от размещения пенсионных резервов, благотворительных вкладов и других вкладов. Для обеспечения платежеспособности, согласно обязательствам перед участниками, фонд формирует пенсионные резервы и страховую пенсию. Источники их формирования - это пенсионные вклады и доходы фонда от размещения пенсионных вкладов. Преимущества НПФ реализуются при соблюдении следующих условий: наличие соответствующего законодательства, управления и контроля со стороны государства, наличие систем и процедур, осуществляющие координацию деятельности негосударственных пенсионных фондов.
      В 2016 году пенсионные накопления формировали 76,4 млн. человек. Из них в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) – 29,8 млн. граждан, в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» – 46,5 млн. граждан, остальные в частных управляющих компаниях (УК). Управляющие компании занимаются инвестированием пенсионных накоплений, которые передают им в доверительное управление пенсионные фонды.
      В первой главе данной работы, будут рассматриваться теоретические основы функционирования негосударственных пенсионных фондов. Определим их сущность, функции и роль в пенсионной системе РФ. Так же определим, какими методами будет проводиться оценка эффективности экономической деятельности НПФ, и рассмотрим их особенности. Рассмотрим, какие негосударственные пенсионные системы существуют в зарубежных странах.
      Во второй главе был проведён анализ системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ, на примере НПФ Сбербанка. Проведён анализ всей пенсионной системы РФ, государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Определим организационно-экономическую характеристику НПФ Сбербанка и проведём оценку его экономической деятельности.
      В третьей главе будет необходимо дать рекомендации по совершенствованию деятельности НПФ. Для этого нам необходимо, провести сравнительный анализ ведущих НПФ в РФ, а затем разработать методы повышения эффективности экономической деятельности НПФ.
      Объектом исследования является система негосударственного пенсионного обеспечения российской федерации.
      Предмет исследования – экономическая деятельность негосударственных пенсионных фондов.
      Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать основные показатели деятельности негосударственного пенсионного фонда НПФ Сбербанка, разработать методы повышения эффективности экономической деятельности АО «НПФ Сбербанка».
      Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:
        рассмотреть теоретические основы функционирования НПФ;
        провести оценку экономической деятельности НПФ и выявить особенности экономической деятельности НПФ;
        проанализировать негосударственное пенсионное обеспечение на примере НПФ Сбербанка;
        разработать рекомендации для совершенствования деятельности НПФ Сбербанка.
Для проведения анализа формирования пенсионных накоплений в НПФ были использованы официальные данные, размещенные на сайте Центробанка, отчётность, размещённая на официальном сайте НПФ Сбербанка, а так же научные статьи.
Структурно, выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Выпускная квалификационная работа включает в себя 78 страниц.
      В начале 1990-х годов российская финансовая система начала интегрироваться в глобальную финансовую систему. Одним из ключевых финансовых институтов государственной финансовой системы являются пенсионные фонды. Исторически сложилось так, что российская пенсия система контролировалась правительством. В декабре 1990 года был создан Пенсионный фонд России, который застраховать пенсии физических лиц. 

      ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НПФ
      
      1.1. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, функции и роль в пенсионной системе РФ
      
      С точки зрения законодательства, негосударственный пенсионный фонд (далее НПФ) – это организация, которая занимается негосударственным пенсионным обеспечением, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Данная деятельность осуществляется Фондом на основании лицензии на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию [34].
      На сайте Пенсионного фонда России (далее ПФР) представлено следующее определение НПФ, НПФ – это пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые решили сформировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестировать пенсионные накопительные средства, предназначенные для выплаты пенсий [31]. Исключительная деятельность НПФ:
       деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
       деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
       деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства) [11].
      С экономической точки зрения НПФ - некоммерческая организация социального обеспечения, основная цель которой - не прибыль, а выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).
      В целом, можно определить негосударственные пенсионные фонды как некоммерческую организацию социального обеспечения. Эти организации занимаются обеспечением пенсионеров и застрахованных лиц дополнительной пенсией, а также обеспечением обязательным пенсионным страхованием, которое является добровольным. У фонда имеются социально-экономические функции. К социальным функциям можно отнести:
       обеспечение достаточного уровня жизни нетрудоспособного населения пенсионного возраста;
       сохранение покупательской способности пенсионеров;
       мотивационная;
       предотвращение отрицательных социальных последствий, которые могут быть вызваны снижением уровня доходов населения;
       формирование рабочих мест.
Экономические функции включают в себя следующие пункты:
       инвестици?нная;
       перераспределительная;
       накопление финансовых ресурсов – в рамках действующей пенсионной системы часть доходов граждан должен быть передан в негосударственный пенсионный фонд для последующего его накопления в виде пенсионного пула, который после наступления пенсионных оснований будет распределен и выплачен в течение предположительного срока дожития. Также НПФ могут привлекать средства граждан на основе добровольного пенсионного обеспечения;
       преумножение (капитализация) вложений – увеличение средств, передаваемых в распоряжение НПФ, за счет их размещения в УК либо за счет самостоятельного инвестирования.
      Одновременное выполнение общих функций влияет как на социальную, так и на экономическую сферу. Эти функции перечислены ниже:
       сберегательная;
       страх?вая;
       информационная;
       посредническая.
      Негосударственные пенсионные фонды взаимодействуют с участниками, как пенсионного рынка, так и финансового рынка в целом, в результате они часто выступают в качестве посредников между субъектами. Так, НПФ выступает промежуточным звеном в следующих случаях:
       между населением и государством в части обязательного пенсионного страхования. В этом случае граждане посредством НПФ передают свои накопления или резервы (при решении НПФ) в распоряжение государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (УК «ВЭБ»), которая в дальнейшем занимается инвестированием передаваемых средств;
       между населением и управляющими компаниями. Отношения выстраиваются по аналогии с предыдущим вариантом, только средства передаются под управление негосударственных управляющих компаний;
       между государством и управляющими компаниями. Государство регулирует взаимодействие в рамках пенсионного рынка НПФ и УК, разрешая или запрещая НПФ самостоятельно размещать свои средства в те или иные объекты;
       между управляющими компаниями и инвестиционным рынком (финансовый рынок и рынок недвижимости); 
       между населением и инвестиционным рынком (финансовый рынок и рынок недвижимости);
       между государством и инвестиционным рынком (финансовый рынок и рынок недвижимости) [8].
      Государственный контроль за деятельностью НПФ осуществляются следующими ведомствами:
       Пенсионный Фонд РФ;
       Министерство финансов РФ;
       Минздравсоцразвития РФ;
       Банк России.
      Существует немало проблем, сдерживающих расширение деятельности российских НПФ, в частности:
       неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;
       недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;
       невысокий уровень доходов граждан России;
       низкая страховая культура населения;
       отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения.
      Только целенаправленная государственная политика создаст условия для осуществления пенсионной реформы и для решения этих проблем, и позволит системе негосударственного пенсионного страхования компенсировать низкое государственное пенсионное страхование [6].
После начала пенсионной реформы гражданам для формирования накопительной части пенсионных взносов и добровольных взносов на его увеличение, предложили выбрать между государственными и негосударственными пенсионными фондами [7].
Введение НПФ в пенсионных россиянах было начато в 1992 году. За период с 1992 по 2007 год в стране было создано более 200 НПФ, основная задача которых состояла в накоплении средств граждан с последующей выплатой пенсионных переводов. С 2007 года число НПФ в России значительно сократилось. Большинство средств было ликвидировано учредителями, лицензия у некоторых НПФ была отозвана [14].
Гражданин самостоятельно выбирает фонд, заключает специальный договор с НПФ на основании которых производятся регулярный платежи и инвестируют их. По завершению периода после инвестирования получаемая прибыль перечисляется на счета вкладчика, зачисляются на счет вкладчика, за исключением части прибыли, которую удерживают для нужд фонда и оплату работы управляющих.
На рис. 1 показана схема работы НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды, как представляется, ведут финансовые и пенсионные системы страхования многих стран и функционируют как социальные и инвестиционные институты. Их социальная функция важна в тех странах, где государственное пенсионное страхование недоступно или его роль слишком низкая. Инвестиционная функция может быть важна для всех, поскольку негосударственные пенсионные фонды способны накапливать значительные финансовые ресурсы и обеспечивать инвестиции
деятельности в стране. В Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды вносят меньше средств как на весь финансовой системы и системы пенсионного страхования. Их вклад должен увеличиться с развитием и реформированием пенсионной системы РФ. Исследования, посвященные, поэтому развитие этого важнейшего финансового института становится актуальным и в России.
В статистике по количеству НПФ и количеству застрахованных лиц указывается
развитие такого ключевого финансового учреждения, как российские НПФ.
В 1993-1994 годах около 350 организаций НПФ были созданы после принятия Указа
Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Однако после этого их число уменьшилось.
Согласно данным Росстата из Таблицы 1, количество частных пенсионных фондов уменьшилось более чем в два раза по сравнению с 200
до 2014 года. Наряду с этим участники негосударственных пенсионных фондов увеличились почти в два раза, а количество и удельный вес пенсионеров выросли более чем в пять раз.

Рис. 1. Схема работы НПФ
Денежные средства вкладчиков аккумулируются в специальном депозитарии, после этого денежные средства передают в НПФ. НПФ, в свою очередь передают эти средства в управляющую компанию, которая занимается инвестированием. В результате инвестирования, средства вкладчиков приумножаются и они получают прибыль.
Имущество фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления. 
Пенсионные резервы – это средства, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв, и формируются за счет:
       пенсионных взн?сов;
       инвестиционных дох?дов от размещения пенси?нных резервов;
       целевых поступлений [34].
Страх?вой резерв формируется за счет пенсионных взносов, части дохода от целевых поступлений от размещения.  Страховой резерв должен составлять не менее 5% от размера резерва покрытия пенсионных обязательств [10].
Основная задача НПФ – инвестировать накопительную часть пенсии работающих граждан. Для управления их средствами оформляется договор доверительного управления [17].
Регулирование деятельности данных организаций производится двумя законами:
        от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионн?м страх?вании в Российской Федерации» (ред. от 23.04.2018);
        от 07.05.1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенси?нных фондах» (ред. от 07.03.2018). 
Законодательство РФ ограничило список инструментов для инвестирования НПФ, что позволяет обеспечить стабильность прироста накоплений и снизить риски банкротства.
Надёжность фонда определяется по следующими показателями:
       Общий объем пенсионных резерв?в – показывает масштаб деятельности и показывает свою платежеспособн?сть.
       Уставной капитал фонда – гарантия надежн?сти, защита прав участник?в и застрахованных лиц.
       Опыт работы на рынке предоставления услуг по пенсионн?му обеспечению – количеств? участников и динамика их увеличения или уменьшения.
       Уровень професси?нализма перс?нала фонда – его квалификация и стаж раб?ты.
       Состав учредителей – свидетельствует о близ?сти к ведущим, финансов? уст?йчивым предприятиям.
       Репутация на рынке – приостан?вление действия лицензии, убыточн?сть баланса и т.д.
       Диверсификация инвестиционн?го портфеля – распределение рисков между инвестици?нными программами [9].
      
      1.2. Особенности и методы оценки эффективности экономической деятельности НПФ
      
      У функционирования НПФ имеются свои особенности, к ним относятся:
       деятельн?сть НПФ имеют строгое законодательное регулирование;
       образ?вание НПФ с? стор?ны физических и юридических лиц н?сит добров?льный характер;
       участие граждан в системе НПФ ?существляется только на добровольн?й основе и на осн?ве догов?ра;
       учет и хранение актив?в его ?снователей и активов НПФ ведется раздельн?, чтобы сделать его банкр?тство невозм?жным;
       использ?вание средств фонда имеет стр?гое целев?е назначение;
       со стор?ны государства произв?дится регулирование деятельности НПФ;
       учредители не получают дивиденды от деятельности ф?нда, так как НПФ является некоммерческ?й организацией;
       третьи лица, в том числе государств?, не вправе ни при каких обст?ятельствах присвоить себе пенси?нные накопления НПФ;
       НПФ имеет прав? инвестировать активы в акции и облигации на фонд?вых рынках, что позв?ляет получать дополнительный дох?д;
       возможн?сть получения пенсии без трудов?го стажа.
      НПФ имеет право инвестировать пенсионные средства только с целью получения дополнительного дохода. В России НПФ относят к краткосрочным инвесторам. Размещая пенсионные резервы, пенсионный фонд не может вложить более 20% средств в один объект. Также НПФ не может вложить в выпущенные учредителями фонда ценные бумаги более 30% размещенных резервов. НПФ не имеет права вкладывать более 50% резервных пенсионных средств в следующие активы:
       федеральные г?сбумаги;
       ценные бумаги субъектов РФ;
       корп?ративные акции и ?блигации;
       векселя;
       банк?вские вклады и недвижим?сть.
      На инвестиционную деятельность НПФ накладываются ограничения по степени риска. Например, в объекты, риск потери средств в которых составляет более 50%, НПФ имеет право вложить не более 10% резервных средств. Если же риск потерь составляет 25-50%, процент доступных для вложения резервов, увеличивается до 20.
      Пенсии, которые НПФ выплачивает своим вкладчикам, не облагаются налогом. Кроме того, доход, относящийся к индивидуальному счету вкладчика в НПФ, также не облагается налогом.
      Если вкладчик, имеющий счет в НПФ, покинет территорию РФ, то дополнительную пенсию, выплачиваемую негосударственным пенсионным фондом, он получит в любом случае. В случае смерти вкладчика, его пенсионные выплаты отходят родственникам в порядке наследования.
      Процедура оценки деятельности НПФ имеет два компонента: экономический и социальный. Экономическая составляющая основывается на оценке способности Фонда выполнять обязательство по выплате уже назначенных негосударственных пенсий и оценке поступлений, полученных Фондом от инвестиционной деятельности, а социальная составляющая оценивает социальные результаты фонда. Способность Фонда выполнять обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению характеризует наличие устойчивого актуарного баланса, отсутствие профицита и дефицита. Отсутствие дефицита предполагает, что Фонд способен выполнить свои обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению, а отсутствие профицита означает систематическое начисление доходов, полученных Фондом за счет его вкладчиков (акционеров, застрахованных лиц). 
Бухгалтерский баланс, на котором основывается любой финансовый анализ у негосударственного пенсионного фонда (НПФ) отличается от стандартной формы и имеет ряд статей, которые не присутствуют в балансе производственного предприятия. Основные отличия присутствуют в пассиве баланса НПФ. Например, помимо разделов «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» в пассиве баланса НПФ есть дополнительно разделы «Пенсионные резервы» и «Пенсионные накопления». Поэтому при проведении анализа финансового состояния НПФ необходимо определить динамику изменения финансового состояния (финансовой достаточности, ликвидности) за определенный период.
Для проведения анализа ликвидности баланса НПФ, необходимо сгруппировать активы и пассивы. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы негосударственного пенсионного фонда можно разделить на следующие группы:
А1 – наиболее ликвидные активы: «Краткосрочные инвестиции» и «Денежные средства» (стр. 260 + стр.250);
А2 – быстрореализуемые активы: «Краткосрочная дебиторская задолженность» и пр. (стр. 230 + стр. 270);
А3 – медленно реализуемые активы: «Дебиторская задолженность» (платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), «Долгосрочные финансовые вложения», «Запасы» и пр. (стр. 140 + стр. 210 + стр. 240 + стр. 220);
А4 – труднореализуемые активы: «Нематериальные активы», Основные средства, имеющие инвестиции в материальные активы, находящиеся на стадии строительства, Прочие внеоборотные активы и т.д. (стр. 120 + стр. 110 + стр. 125 + стр. 130 + стр. 145 + стр. 150)
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1 –  краткосрочные обязательства: «Кредиторская задолженность» (стр. 620);
П2 – среднесрочные обязательства «Займы и кредиты», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Прочие обязательства» (стр. 610 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660);
П3 – долгосрочные обязательства: «Пенсионные резервы», «Пенсионные накопления», «Долгосрочные обязательства» (стр. 450 + стр. 490 + стр. 590);
П4 – постоянные обязательства: «Целевое финансирование» (стр. 390).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения:
А1 ? П1 – фонд может выплачивать долги кредиторам из своих средства. Такое соотношение бывает редко и это является сигналом о неэффективном использовании средств.
А2 ? П2 – фонд может оплатить все текущие обязательства путем конвертации быстро реализуемых активов в денежные средства.
А3 ? П3 – фонд сможет оплачивать долгосрочные обязательства путем конвертации медленно движущихся активов в денежные средства.
А4 ? П4 – основные средства фонда, трудно реализуемые активы, полностью финансируются из собственных средств.
Для НПФ одним из важнейших показателей финансовой стабильности является достаточность собственных средств. Достаточность собственных средств для НПФ – показатель платежеспособности и основной норматив, регламентированный Банком России. Достаточность собственных средств фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, рассчитывается по следующей формуле (1.1):
ДА= {?(А/О?1,01@А-О?Н)?   (1.1)
где
ДА – достаточность собственных средств фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;
Н – норматив, установленный Банком России, (по состоянию на январь 2016 г.) составлял 130 млн. руб.
А – стоимость активов фонда, за исключением активов, в которых размещены средства пенсионных резервов, включает в себя стоимость активов фонда, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации к составу средств пенсионных накоплений фондов, за исключением активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов, а также стоимость активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений и соответствующих требованиям  законодательства Российской Федерации к составу и структуре средств пенсионных накоплений фондов;
О – величина обязательств фонда, включающая в себя сумму средств застрахованных лиц и стоимость обязательств фонда, подлежащих исполнению за счет имущества фонда, за исключением обязательств фонда, подлежащих исполнению за счет имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления.[16]
На завершающем этапе финансового анализа НПФ для полноты расчетов мы дополнительно проведём горизонтальный анализ. Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов.
При горизонтальном анализе отчетности, берется показатель (строка) и прослеживается его изменение в течение двух или более периодов. В качестве периодов могут браться любые одинаковые временные интервалы. При горизонтальном анализе используют два подхода:
       Сравнение изменение в абсолютных величинах (например, рублях);
       Сравнение изменений в относительных (процентных) величинах.
Рассчитываются по формулам:
Абсолютный прирост = сумма основных средств в текущем году - сумма основных средств в предыдущем году.
Относительный прирост = (абсолютный прирост/сумма основных средств в предыдущем году) * 100.
Чтобы оценить экономическую деятельность одного НПФ, так же можно сравнить её показатели с другими НПФ. Существуют различные рейтинги НПФ России с точки зрения надежности и рентабельности. Следует обратить внимание на такие параметры, как [33]:
       Наличие лицензии Центрального банка - он может проверить официального представителя реестра на веб-сайте Центрального банка НПФ. НПФ без лицензии или с истекшим сроком действия не имеют права получать средства от населения;
       участвует ли фонд в системе страхования вкладов – если да, то в случае банкротства НПФ или отзыве у него лицензии государство выплатит всем клиентам фонда компенсацию в размере вложенных средств;
       срок работы – чем дольше фонд функционирует, тем больше опыта накоплено у его управляющих и тем устойчивее организация к кризисам;
       кто является учредителем НПФ – лучше, если фонд входит в серьезный холдинг с мощной финансовой поддержкой: тогда меньше вероятность банкротства фонда или слияния;
       объем средств, находящихся под управлением фонда – необходимо, чтобы этих средств было большое количество: в связи с этим, самые высокие рейтинги НПФ России 2016 года по доходности занимают самые крупные НПФ, способные достаточно широко диверсифицировать средства и извлекать из них наибольшую пользу;
       руководство фонда – управляющие и руководство не должны быть замешаны в незаконных делах, а сам фонд быть связанным с ненадежными компаниями, в том числе оффшорными.
Какое бы место ни занимал фонд в рейтинге доходности НПФ России, после закрытия его клиенты получат только те средства, которые они лично внесли на счета, а накопительная часть в полном объеме будет перечислена обратно в ПФР. Накопленный же инвестиционный доход будет аннулирован.
Для того, чтобы оценить экономическую деятельность НПФ Сбербанка, сравним фонд с другими НПФ. Изучив официальный рейтинг НПФ, можно получить представление об уровне доходности структуры, ее надежности, количеству застрахованных лиц; оценить динамику развития; ознакомиться с прогнозом на ближайшие годы и т.д.
Основными показателями, отражающими эффективность негосударственного пенсионного фонда, считаются доходность и надежность работы.
       Рейтинг доходности НПФ.
Показатель доходности демонстрирует ежегодный прирост пенсионных накоплений участников НПФ. При анализе рейтинга доходности негосударственных пенсионных фондов не следует ограничиваться одним годом, лучше подробно изучить среднегодовую доходность компании на протяжении всего срока ее деятельности. Стоит иметь в виду, что наиболее надежные и стабильные фонды демонстрируют средний (а не высокий) уровень доходности, а организации, скрывающие данные о своей доходности, вообще не стоит рассматривать.
       Рейтинг надежности негосударственных пенсионных фондов.
Такие списки могут составить только профессиональные структуры, учитывающие в работе максимально возможное число показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов. Рейтинг надежности присваивает НПФ различные классы надежности, самый лучший — класс А, внутри которого также идет деление на несколько категорий. Наиболее высокий уровень надежности демонстрируют фонды, которым присваивается квалификация А++. Кроме того, о надежности фонда косвенно могут свидетельствовать:
       ?ткрытость и инф?рмативность ег? сайта;
       качественная раб?та операт?р?в к?лл-центра;
       числ? ?тделений НПФ;
       квалификация с?трудников [17].
       Другие критерии выб?ра НПФ.
Мы рассмотрим рейтинги НПФ РФ используя такие рейтинговые агентства как «Эксперт РА» и «Национальное рейтинговое агентство».  
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» — кредитное рейтинговое агентство России. Он занимается присвоением рейтингов, а также научно-коммуникационной деятельностью. Включен в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. В табл. 1 рассмотрим шкалу оценки от «Эксперт РА» [17].
Таблица 1.
Рейтинговая шкала «Эксперт РА»
Категория
Уровень
Определение
AAA
ruAAA
Объект оценки характеризуется максимальным уровнем кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой стабильности. По данным Агентства, высокая кредитоспособность / финансовая надежность / финансовая устойчивость в национальном масштабе для Российской Федерации.
AA
ruAA+
Высокий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации, который лишь немного ниже рейтинга объектов в рейтинговой категории ruAAA.

ruAA


ruAA-

A
ruA+
Умеренно высокий уровень платежеспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации, но есть некоторая чувствительность к неблагоприятным изменениям экономических условий.

ruA


ruA-

BBB
ruBBB+
Умеренный уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации, в то же время наблюдается более высокая чувствительность к неблагоприятным изменениям экономических условий, чем рейтинг объектов в рейтинговой категории ruA..

ruBBB


ruBBB-

BB
ruBB+
Умеренно низкий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации. Существует высокая чувствительность к неблагоприятным изменениям экономических условий.

ruBB


ruBB-

B
ruB+
Низкий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации. В настоящее время по-прежнему возможно исполнение финансовых обязательств вовремя и в полном объеме, но сфера безопасности ограничена. Способность выполнять свои обязательства уязвима для ухудшения экономических условий.

ruB


ruB-

CCC
ruCCC
Очень низкий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации. В краткосрочной перспективе существует значительная вероятность дефолтного рейтинга объекта их финансовых обязательств.
CC
ruCC
Очень низкий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации. В краткосрочной перспективе возросла вероятность дефолта по объекту их финансовых обязательств.
C
ruC
Очень низкий уровень кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами в рейтинге Российской Федерации. В краткосрочной перспективе существует очень высокая вероятность дефолта по объекту своих финансовых обязательств. Своевременное выполнение финансовых обязательств крайне маловероятно.
RD
ruRD
Объект находится под контролем регулирующих органов, которые могут устанавливать приоритеты для некоторых обязательств перед другими. В этом случае недействительность Агентства по умолчанию не установлена.
D
ruD
Объект находится в состоянии дефолта.

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) – кредитное рейтинговое агентство России, аккредитованное Минфином России, работает с 2002 года. Шкала рейтингов от НРА представлена в табл. 2.
Таблица 2.
Рейтинговая шкала НРА
Обозначения
Расшифровка
ААА
Максимальная степень надежности.
АA
Очень высокая степень надежности.
А
Высокая степень надежности.
BBB
Достаточная степень надежности.
BB
Средняя степень надежности.
B
Удовлетворительная степень надежности.
CC
Невысокая степень надежности.
C
Низкая степень надежности.

Высокое или низкое обозначение шкалы определяется знаками «плюс» (+) или «минус» (-) [13].

      1.3. Негосударственное пенсионное обеспечение в зарубежных странах
      
      Негосударственные пенсионные фонды, как правило, затрагивают финансовые и пенсионные системы страхования многих стран и функционируют как социальные и инвестиционные институты. Их социальная функция важна в тех странах, где государственное пенсионное страхование недоступно или его роль слишком низкая. Инвестиционная функция может быть важна для всех, поскольку негосударственные пенсионные.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44