- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные направления деятельности профсоюзов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001021 |
Тема: | Основные направления деятельности профсоюзов |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Основные направления деятельности профсоюзов 5 1.1. Понятие и цели деятельности профсоюзов 5 1.2. Основные функции профсоюзов 8 ГЛАВА 2. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА 19 2.1. Профсоюзы как социальный институт 19 2.2. Статус профсоюзов в современном обществе 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ Рынок труда является неотъемлемой частью экономики. Смена экономического режима, а именно отказ от плановой экономики и переход к рыночным отношениям привел к необходимости формирования нового механизма регулирования рынка труда. В зависимости от того, насколько этот механизм сможет регулировать трудовые отношения, зависит положение миллионов людей, поскольку для них трудовая деятельность является основным источником дохода, а зачастую и единственным местом самореализации. На протяжении последних лет в России происходит формирование социального партнерства, предпринимаются попытки создания институтов трипартизма на разных уровнях (федеральном, региональном). Таким образом, механизм регулирования трудовых отношений постепенно приобретает некоторые формы, в основе которых лежит принцип социального партнерства. Социальными партнерами формирующегося диалога являются государство, работодатели и профсоюзы. Профсоюзы в странах Европы и США являются важнейшим элементом, влияющим на динамику спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В России профсоюзы играют лишь незначительную роль, не выполняя первоначального своего предназначения. Администрация и профсоюзы видят решение своих проблем не в улучшении работы, а в усилении государственных гарантий. Это приводит к тому, что профсоюзы практически отстранены от управления производством. Отсутствие должного контроля над работой работодателя и неучастие в управлении - основные причины неспособности профсоюзов решать социально-трудовые проблемы предприятия, а, следовательно, принимать меры в регулировании занятости. Актуальность темы обусловлена превращением профсоюзов, включая региональные, в существенный фактор реформирования российского общества, развития социальных процессов и социальной демократии. Сегодня профсоюзы - это самые крупные общественные объединения в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагают большими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы. Однако сегодня налицо противоречие между социально-институциональными функциями профсоюзов и реальными возможностями их осуществления. Это является следствием слабости российских профсоюзов, их недостаточной действенности, а также отчасти, негативного восприятия профсоюзов обществом, слабой мотивированности; и недостаточной компетентности профсоюзных кадров и руководителей. Всё вышеизложенное подчёркивает актуальность настоящего исследования. Объект исследования - общественно-политическая инфраструктура общества. Предмет исследования – современные российский профсоюзы. Цель работы заключается в рассмотрении современных российских профсоюзов в общественно-политической инфраструктуре общества. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Раскрыть понятие и цели деятельности профсоюзов. 2. Описать основные функции профсоюзов. 3. Исследовать профсоюзы как социальный институт. 4. Осветить статус профсоюзов в современном обществе. Глава 1. Основные направления деятельности профсоюзов 1.1. Понятие и цели деятельности профсоюзов Профсоюз – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем (работодателем) от имени и по поручению всех своих членов1. Самая главная задача профсоюзов состоит в повышении цены на труд. Эта задача может решаться множеством способов, но последствия от её решения могут быть различными как для членов профсоюзов, так и для работодателей. Предприниматели изначально видели в профсоюзном движении лишь врага, в лучшем случае требующего повышения зарплаты (что неминуемо ведет к увеличению издержек производства), и поэтому всячески препятствовали его становлению. Бизнесом был выработан ряд мер, направленных на подрыв профсоюзов: вступающие в них рабочие увольнялись, широко практиковались локауты. Далеко не сразу научилось взаимодействовать с профсоюзами и государство. Так, в 1890 г. в США был принят закон Шермана, согласно которому их создание приравнивалось к преступному сговору. Даже тогда, когда профсоюзы уже были легализованы судами, инициируемые ими забастовки, пикетирование и бойкотирование долго считались незаконными. Объединяясь в профсоюзы, рабочие выдвигали и политические лозунги, порой их борьба принимала жесткие, а то и экстремистские формы. Популярные сегодня идеи социального партнерства складывались постепенно, через тяжелейшие конфликты между трудом и капиталом. Преодолев фазу противостояния, профсоюзное движение развивалось при поддержке, в том числе законодательной, со стороны государства. Например, в США в 30-е годы был принят закон, запрещающий работодателям вести антипрофсоюзную деятельность, а вскоре - другой, обязывающий их заключать коллективный договор с профсоюзом, представляющим большинство работников. После Второй мировой войны вышли еще два закона, запретившие требовать от работника вступления в профсоюз в качестве условия найма и защитившие права рядовых членов профсоюза. Своего пика профсоюзное движение в США достигло в 60-е годы прошлого века, затем начался спад - в первую очередь из-за активного противодействия работодателей и ошибок, допущенных руководством Американской федерации труда - Конгресса производственных профсоюзов. Важнейший элемент отношений между профсоюзом и администрацией - коллективное соглашение. При его заключении обычно рассматриваются не только аспекты труда, непосредственно связанные с денежным вознаграждением (уровень зарплаты, оплата сверхурочной работы, праздничных дней и отпусков, медицинское страхование, пенсии), но и гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, условия труда (безопасность, право работника на отказ от сверхурочной работы), процедура урегулирования трудовых споров и т.п. Трудовые конфликты - неотъемлемая составляющая трудовых отношений. Одним из способов их разрешения служит забастовка - согласованное прекращение работы персоналом ради выполнения его требований. Однако коллективный трудовой конфликт может обернуться локаутом, когда работодатель, стремясь навязать работникам свои условия, сам приостанавливает работу предприятия. За рубежом создано множество моделей, описывающих цели и поведение профсоюзов, процесс их переговоров с работодателями и т.п. Например, профсоюз может рассматриваться как продавец услуг по защите экономических интересов работника, а вступивший в него работник - как их покупатель. В таком случае явно просматриваются спрос на услугу и предложение, следовательно, отношения между профсоюзом и его членами становятся экономическими, рыночными. Успешность деятельности профсоюза может оцениваться по двум важнейшим параметрам: уровню зарплаты его членов (в сочетании с социальным пакетом) и уровню занятости. Их соотношение может быть разным, но никогда нет ясности, в какой мере можно пожертвовать одним ради другого. Теоретически стремление добиваться беспредельного повышения зарплаты абсурдно, поскольку это ведет к снижению занятости до недопустимо низкого уровня. Однако на практике оно встречается в качестве единственной цели профсоюза, в частности, когда в кадровой политике фирмы реализуется правило ”последним пришел - первым ушел” (в первую очередь увольняют тех, у кого стаж работы меньше). Основные условия роста зарплаты давно описаны в учебниках по экономике: повышение спроса на труд, сокращение предложения труда, реализация монопольной власти профсоюза. В экономике любой страны существуют фактически два сектора рынка труда - охваченный и не охваченный профсоюзным движением. Зарплата в первом - выше, что ограничивает мобильность работников. В сочетании с жесткостью зарплатной политики это способствует росту безработицы. Спровоцированные профсоюзами забастовки приводят к дополнительным издержкам для общества. Негативные последствия такой профсоюзной деятельности очевидны: растет разрыв в доходах, менее эффективно распределяются ресурсы, снижаются производительность труда, объемы выпуска продукции и, вероятно, уровень занятости. Существует, однако, и иная точка зрения, представляющая для нас не только теоретический интерес, правда, к ее восприятию российский бизнес в массе своей пока явно не готов. Ее сторонники признают негативные последствия монопольной власти профсоюзов, но считают, что там, где они активно действуют, производительность труда выше. По их мнению, фирма, вынужденная из-за требований профсоюза повысить своим работникам зарплату, должна компенсировать дополнительные издержки ростом эффективности, иначе в условиях жесткой конкуренции она просто разорится (так называемый эффект шока). Это можно сделать посредством применения передовых технологий, совершенствования организации производства и сбыта и т.п. 1.2. Основные функции профсоюзов Функции профсоюзов — это направления их деятельности. Выделяются следующие целевые социальные ориентиры (латентные функции), которые выстраивают деятельность института профсоюзов2: 1. Интеграция общества, достижение социального мира. Наиболее значителен вклад профсоюзов в институционализацию социальных конфликтов, прежде всего в сфере социально-трудовых отношений, во введение их (конфликтов) в организующее русло, в предотвращение стихийных, неконтролируемых массовых выступлений. Даже такие острые формы индустриальных конфликтов как забастовки, инициируемые профсоюзами, в конечном счете способствуют интеграции общества, так как позволяют лучше понимать положение и интересы противоборствующих групп и находить взаимоприемлемые решения. В целом же профсоюзы больше способствуют объединению людей, чем их разъединению, социальный мир предпочитают войне «всех против всех» и немало делают в этом направлении практически, выступая в роли социального амортизатора между противостоящими сторонами. 2. Создание гражданского общества через развитие производственной демократии. Российское общество пока не может преодолеть авторитарный стиль отношений между носителями власти (политической и экономической) и рядовыми членами общества. Более того, этот стиль ужесточается, несмотря на проводимые демократические преобразования. Рядовой работник, непосредственный производитель товаров и услуг оказался сторонним наблюдателем и безучастным исполнителем менеджерских стратегий, оперативных планов и заданий. Профсоюзы позволяют разрушить монополию экономической власти через такую оправдавшую себя во всем мире форму, как коллективные договора и соглашения. Согласно договоренностям сторон часть полномочий по регулированию социально-экономических процессов делегируется трудовым коллективам, которые вместе с работодателями и администраторами начинают разделять ответственность за характер их протекания и результат. Это вполне вписывается в современные менеджерские концепции партисипативного управления. Развитие самоуправленческих начал в производственной жизни, чему содействуют профсоюзы, ускоряет процесс создания гражданского общества. 3. Содействие формированию социального государства. Немалую роль в создании социальных государств многих стран сыграли профсоюзы, выступая настойчивыми лоббистами в парламентах и правительствах по проведению разнообразных социальных программ, по приданию экономикам социально ориентированного характера. Через механизмы контроля за движением крупных финансовых сумм, которые концентрируются в социальных фондах, через участие в утверждении уставов и положений этих фондов, через рассмотрение проектов разнообразных социальных программ и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения, профсоюзы пусть не напрямую, но косвенно содействуют становлению социального государства. 4. Сохранение и развитие трудового потенциала общества. Эта ориентирующая цель наиболее близка профсоюзам, поскольку их основная деятельность протекает в сфере общественного труда. Позитивное воздействие профсоюзов на сохранение и развитие трудового потенциала общества проявляется при осуществлении ими работы по следующим направлениям: - повышение уровня оплаты труда, обеспечивающей воспроизводство трудовых потенций каждого конкретного работника и общества в целом; - охрана труда, снижение производственного травматизма и профзаболеваний; - профессиональная подготовка работников, включая оказание им помощи в овладении знаниями «рынка»; - обеспечение продуктивной занятости, недопущение сверхэксплуатации, социально и экономически необоснованной и застойной безработицы. 5. Развитие рыночных отношений, формирование рынка труда. Профсоюзы при известных условиях могут позитивно влиять на развитие рынка, поднимая цену рабочей силы и создавая тем самым условия не только улучшения жизни людей, но и экономического роста. Пока они работают преимущественно на первичном рынке, в традиционном производстве, вторичный рынок с его нестабильностью и негарантированностью в сущности еще не охвачен профсоюзным влиянием, особенно в секторах полулегальной и нелегальной занятости, но то, что и на этом рынке профсоюзы должны стать сильным игроком, сомнению не подлежит. Сейчас же наемный работник в этих секторах оставлен один на один с работодателем, который, будучи не связанный какими-либо ограничениями, включая моральные, может творить произвол: платить низкие зарплаты, не обеспечивать необходимые социальные условия, допускать сверхэксплуатацию работника. 6. Утверждение в обществе гуманистических ценностей и развитой трудовой морали. Ускоренное движение России к рынку привело к ценностным сдвигам, крайне болезненно воспринимаемым обществом. На смену коллективизму приходит индивидуализм, отношения всеобщей коммерциализации заменяют прежние отношения товарищества и взаимопомощи, погоня за выгодой становится основным движущим мотивом. Конкуренция за рабочие места, должности, ресурсы ведет к отчужденности, разобщению людей, их взаимной изоляции. Профсоюзы, будучи общественными объединениями людей труда, по природе своей являются носителями ценностей, которые не могут быть подвержены девальвации. Это ценности честного и добросовестного труда, справедливого распределения совместно произведенного продукта, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие. Для профсоюзов утверждение этих гуманистических норм и норм трудовой морали является одним из важнейших целевых ориентиров деятельности. К основным функциям профсоюзов относят также следующие3: 1. Организационная, или функция организации социальных практик. 2. Функция регуляции социально-трудовых отношений. 3. Защитная функция. 4. Представительская функция. 5. Контрольная функция. Организационная функция профсоюзов состоит в том, что они организационно обеспечивают некоторое число долговременных и повторяющихся социальных практик. Это практики: - разрешения индустриального трудового конфликта; - осуществления социального партнерства; - ведения колдоговорного процесса; - проведения массовых акций; - осуществления деятельности внутрисоюзных органов и организаций; - обеспечения членства; - осуществления международных контактов и связей и др. Функция регуляции социально-трудовых отношений осуществляется профсоюзами на паритетных началах с основными социальными партнерами: государством и предпринимателями. Профсоюзы не управляют напрямую процессами в сфере социально-трудовых отношении, но участвуют в их регулировании на уровне своей компетенции и в интересах различных групп наемного труда. Свое влияние профсоюзы оказывают в большей или меньшей степени, на следующие аспекты социально-трудовых отношений: • оплата труда; • условия, организация и нормирование труда; • охрана труда и его безопасность (включая экологическую); • занятость и безработица; • приватизация; • налоги и бюджеты в части, касающейся общественного труда. Работа совместно с законодательными и исполнительными органами власти (не исключающую лоббирование), с работодателями по регулированию социально-трудовых отношений - это то поле, где профсоюзы на практике могут демонстрировать свою социальную полезность, так как включаются в создание нормативно-правовой системы, обязательной для всех социальных деятелей. Представительская функция заключается в том, что профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению различных профессиональных групп работников, трудовых коллективов, работников, занятых в одной или нескольких отраслях, работников, проживающих на одной территории, выражать и отстаивать их интересы. Контрольная функция профсоюзов рассматривается как одна из форм осуществления гражданского общественного контроля за действиями властей и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, а также за деятельностью самих профсоюзных органов и организаций. Отсутствие надлежащего контроля в период экономического реформирования, когда профсоюзы по различным причинам оказались урезаны в правах контроля за многими процессами, породило в значительной мере многочисленные нарушения трудовых норм, от которых страдает все общество. Вспомогательные функции профсоюзов представлены следующим набором: 1. Функция трудовой социализации. 2. Экспертно-консультативная функция. 3. Информационно-аналитическая функция. 4. Образовательная функция. 5. Коммуникативная функция. 6. Хозяйственно-экономическая функция. Профсоюзы, объединяя людей труда и разделяя базовые трудовые ценности, выполняют важную функцию трудовой социализации, которая в самом общем виде означает освоение человеком роли работника. Особое значение имеет первичная социализация, то есть вхождение молодого человека в трудовую среду, освоение им норм внутриколлективной жизни и трудовой морали, начальную профессиональную подготовку, отношение к работе. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция — защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию — представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда4. Защитная функция профсоюзов — это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей. Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами. Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм — морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются. Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи — представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися. Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах. Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника — члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право5: • осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации; • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; • защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ). По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации. Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников6. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами. Возможны случаи, когда профсоюзы принимают самостоятельные решения в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок. ГЛАВА 2. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА 2.1. Профсоюзы как социальный институт В современном словоупотреблении понятие «профессиональные союзы» или «профсоюзы» утратило свой первоначальный смысл. Во-первых, профсоюзы в подавляющем большинстве уже слабо соотносимы с понятием профессии и связанными с нею профессиональными интересами. Если какой-либо профсоюз и создается по признаку общности профессии, то последняя является агрегированной профессией (металлург, химик, рыбак и т.д. - каждая есть совокупность многих конкретных профессий). Большинство современных профсоюзов организуются по производственному принципу, то есть объединяют работников различных профессий, но занятых на одном производстве (предприятии, фирме, компании и т.д.). И, главное, людей связывают не столько собственно профессиональные интересы (содержание работы, ее функциональные особенности, мастерство, квалификационные требования и пр.), сколько находящиеся как бы вне профессии условия ее реализации. В основе объединения в профсоюзы лежат, прежде всего, экономические интересы, оказывающиеся сходными для профессиональных и межпрофессиональных групп, а также социальные условия осуществления профессиональной деятельности, и лишь в последнюю очередь - все то, что относится непосредственно к содержательным и технологическим аспектам труда. Во-вторых, профсоюзы давно не «союзы» в классическом понимании этого слова. Они действуют не только и не столько на основе согласия, сколько на основе установлений, достаточно формализованных и обязывающих - законы, уставы, постановления, резолюции, инструкции и т.д. Сохраняя определенные внешние признаки союза - добровольность участия, демократизм процедур и пр. - профсоюзы обладают ныне всеми атрибутами института, причем института оказывающего существенное влияние на общественную жизнь. К какому же из известных базовых институтов отнести профсоюзы? Учитывая полифункциональность профсоюзов, многообразие внутри- и межинституциональных связей, большое количество включенных в орбиту их деятельности людей, множество взаимодействующих социальных групп и организаций, сложность нормативной системы, разнообразие организационных форм и т.д., профсоюзы следует считать самостоятельным базовым социальным институтом. Таким же, как государство, семья или церковь. Достаточно хотя бы мысленно исключить из развивающихся обществ XIX, а особенно XX века этот институт и легко представить, какие бы общества мы имели сегодня, какой уровень жизни в них преобладал, какие дифференциации наблюдались, и какова была в этих обществах степень социального напряжения и конфликтности. Благодаря профсоюзам удалось во многом снять дестабилизирующие дифференциации, особенно в оплате труда, направить разрушительные социальные конфликты в организованное русло и в значительной степени уменьшить их остроту, улучшить условия труда больших отрядов индустриальных работников и в целом условия продажи рабочей силы. Многое сделано профсоюзами в плане развития производственной демократии, гуманизации отношений между трудом и капиталом, менеджерами и рабочими, а также в профессионализации рабочих, организации их быта и отдыха. Даже столь беглое перечисление результатов институциональной деятельности профсоюзов говорит об их значении в общественном развитии, которое не может быть сведено к какой-то одной пусть и важной, например, защитной, функции7. Институциональная особенность профсоюзов состоит, прежде всего, в том, что они встроены в систему социально-трудовых отношений - важнейших отношений в обществе, регулируют эти отношения, выступая на стороне наемного труда, и в этом их основное предназначение. Поэтому профсоюзы скорее можно считать регулятивным институтом, или институтом регуляции социально-трудовых отношений. Еще одна особенность данного института заключается в том, что он занимает промежуточное, буферное положение в ряду других базовых институтов - политических, экономических, социальных (в узком смысле) - и он вынужден, поэтому, испытывать влияние и нагрузки этих институтов, беря на себя часть их функций. Бывшие советские профсоюзы отчасти замещали хозяйствующих субъектов, выступали проводниками политической линии правящей партии, инициировали конкурентность, соревновательность среди работников и коллективов, осуществляли социализацию, приобщая молодых работников к базовым трудовым ценностям, самостоятельно вели большой объем социальной работы (оздоровительная, культурно-воспитательная, физкультурно-спортивная, благотворительная и др.) Профсоюзы, имея транзитный, маргинальный статус, выполняют функции посредника между работодателем (собственником, предпринимателем) и наемным работником как непосредственным производителем товаров и услуг. Они как бы аккумулирует претензии двух сторон и стараются разрешить их в пользу работника. В составе системного института, каковым являются профсоюзы, действуют пединституты или частные институты, имеющие социально-технологическую природу и организующие конкретные социальные практики. Это институт коллективных договоров и соглашений, институт социального партнерств, институт представительства и членства. Данные институты нормативно и организационно регулируют процессы взаимодействия субъектов - наемного работника, предпринимателя, государства, внося сюда элементы упорядоченности и контроля. Через институты колдоговоров, партнерства и представительства профсоюзы осуществляют ныне основной объем практической работы. 2.2. Статус профсоюзов в современном обществе Позиции профсоюзов в обществе определяется двумя группами факторов: экзогенными и эндогенными. К первым, в наибольшей степени обеспечивающим соответствующий статус профсоюзам, можно отнести их отношения с: 1) государством; 2) бизнесом; 3) политическими партиями и движениями; 4) гражданским обществом. Отношения эти можно рассматривать и как наиболее существенные внешние институциональные связи. Профсоюзы объективно не могут не выражать интересы государства, тем более, если последнее претендует называться «социальным», так как от этого зависит само их существование в институциональных формах. Но профсоюзы не могут не выражать и интересы другой стороны - работников наемного труда, создающих эти союзы для представительства и защиты своих интересов. Больший или меньший компромисс в сторону государства или, напротив, в сторону совокупного наемного работника зависит от конкретной политико-экономической ситуации в обществе. Если государство достаточно сильно и дееспособно, правительство демонстрирует политическую волю, а в обществе не присутствуют революционные настроения, то профсоюзы целиком и полностью склоняются на сторону государства, вплоть до растворения их в государственных структурах. Так было во времена советских профсоюзов, которые оказались до такой степени прочно вшитыми в ткань государства и правящей в нем партии, что только по формальным признакам можно было различить «кто есть кто»8. Перекрещивание функции, перетекание элит, однообразные принципы строения (унитаризм, централизм) делали трудно различимыми те специфические особенности, которыми отличается данный социальный институт от государственных институтов. Компромисс в пользу государства проявлялся во многих отношениях, начиная от оплаты труда профработникам по принятым государством стандартам и кончая практической невозможностью (и недопустимостью) применения силовых акций в виде митинг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: