- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные этапы развитие радио в россии.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001061 |
Тема: | Основные этапы развитие радио в россии. |
Содержание
Типология студенческих радиостанций. Их роль в современноммедиапространстве СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ 1. Основные этапы развитие радио в россии 6 1.1. Основные этапы возникновения радио в России 6 1.2. Первые радиоведущие в СССР 20 1.3. История развития радио в Крыму 30 Выводы 41 РАЗДЕЛ 2. ТИПОЛОГИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ. ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 43 2.1. Понятие студенческая радиостанция 43 2.2. Обзор студенческих радиостанций: «Факультет», «P.FM», «StudInfo», «КПИ» и «Campus Radio Ukraine», 48 2.3. Жанрово-тематический спектр студенческих радиостанций 52 Выводы 57 РАЗДЕЛ 3. СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО ФАКУЛЬТЕТА ФСФиЖ «STUDINFO» 3.1. Создание и разработка радио «ТНУ» и «StudInfo» 3.2. Ребрендинг радио «StudInfo» 3.3. Практическая часть. Создание анимационного ролика Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Современное российское и украинское студенческое радиовещание находится на этапе динамичного становления. С каждым годом стремительно увеличиваются молодежные радиостанции, которые функционируют на базе университетов. Именно это повлияло на научное осмыслениеданного явления и описания его типологических характеристик. Актуальность исследования обусловлена тем, что более детально, по сравнению с предыдущими научными работами, исследуем студенческое радио «StudInfo», подключив к нему еще четыре радиостанции («Факультет», «P.FM», «КПИ», «CampusRadioUkraine»,). Благодаря предыдущим исследованиям анализируем весь накопленный опыт и предлагаем концепцию для дальнейшего развития и усовершенствования студенческих радиостудий. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать студенческие российские и украинские радиостудии, а также определить дальнейшую перспективу данного вида СМИ и пути развития студенческих радио. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историю возникновения радио в России. 2. Рассказать о первых радиоведущих СССР. 3. Рассмотреть исследования по типологии радиовещания, и исходя из этого, выявить главные критерии анализа для данного вида СМИ. 4. Разработать критерии оценки, чтобы проанализировать выбранные нами молодежные радиостудии. 5. На базе накопленного материала и проведенного анализа современного российского и украинского студенческого радиовещания выработать ряд основных рекомендаций для успешного развития молодежной радиостанции, действующей на базе вузов. Объектом исследования является изучение студенческого радиовещания в России и Украине,как процесс формирования нового медиарынка. Предметом исследования является типология и дальнейшая перспектива развития современных студенческих радиостанций. Теоретическую основу работы составили исследования в области теории массовой коммуникации, средств массовой информации, журналистики и радиожурналистики. При ознакомлении нашей темы был сделан акцент на исследованиях таких авторов, как И.П. Беликов, Е.Л. Вартанова, О.Я. Гоян, В.А. Запевалов, А.В.Зыкова, Е.Ю. Криворученко, В.А. Колодкин, Ю.А. Костин, Т.В. Лебедева, В.П. Ситников, А.В. Вербицкая и др. Эмпирическую базу исследования составили пять студенческих радиостанций России, Украины и Крыма («КПИ», «CampusRadioUkraine», «Факультет», «P.FM» и «StudInfo»). Научная новизна. В начале 90-х годов в России и Украине говорить о таком явлении как «студенческое радио» было невозможно, так как этот феномен зародился с недавних пор. В 21 веке почти во всех известных вузах России и Украины функционирует свое студенческое радио, при этом число таких радиостудий растет с каждым годом, поэтому мы исследуем студенческое радио как отдельное направление медиакоммуникативной деятельности в сфере СМИ. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что студенческие радиостанции вносят свой вклад в теоретическое изучение и историю студенческого радиовещания в России и Украине. Нами были разработаны критерии оценки, модель усовершенствования и рекомендации для начинающих выпускающих редакторов студенческого радио. Практическая значимость работы определяется наличием критериями оценки радиопроектов и основными рекомендациями для последующей реализации на практике. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе – курсах по теории и истории радиовещания, эфирное радиовещания, а также в практических курсах, таких как журналистское мастерство, риторика, постановка голоса и т.д. В работе используются традиционные методы: описательный метод, анализ, синтез, работа с научными источниками, методы сравнения, аналогии, обобщения. Апробация результатов исследования. Система создания студенческого радио «StudInfo» была представлена на PR премии Юга России «Серебряный Лучник» - Юг в 2016 году. Также были опубликованы основные идеи исследования в научном сборнике студенческих работ «Межкультурные коммуникации» в 2013,2014,2015 годах (г. Симферополь), а в 2016 году участие в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ПЕРСПЕКТИВА-2016» (г. Нальчик), где была опубликована научная статья. Структура работы определена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из введения, трех разделов и заключения, в которых в закономерной очередности и взаимосвязи изучены вопросы, являющиеся предметом данной работы. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЕ РАДИО В РОССИИ 1.1. Основные этапы возникновения радио в России Слово «радио» происходит от латинского radiare – излучать или испускать лучи и является общим термином, используемым к любым практическим применениям радиоволн. При этом под радиоволнами понимаются электромагнитные волны, распространяющиеся через открытое пространство (среду распространения радиоволн) без искусственных направляющих сред, таких, как провода или трубы – волноводов. При использовании электромагнитных волн в качестве материального носителя для передачи информации на расстояние приходим к радиосвязи как к одному из способов электросвязи, применяющей для обмена информацией электрические системы передачи. Таким образом, радиосвязь – это электросвязь, осуществляемая посредством радиоволн [40]. Радио – это один из видов беспроводной связи, в которой роль носителя информации исполняют радиоволны, а они в свою очередь свободно передаются в пространстве. Радиоволны могут перемещаться в атмосфере, а вот вода и земля для них непрозрачны. Получаемый радиоприемником сигнал, как правило, немного отличается от передаваемого из-за действия разнообразных помех [1, с. 19]. Термин «радиовещание», вытеснивший бытовавшие во время СССР понятия «радиотелефония» и «широковещание» был предложен в 1924 году журналом «Радиолюбитель» (1924, № 1) [12, с. 12]. И по прошествии нескольких лет, данный термин установился в строго определенном значении. И сегодня радио вещает в каждой стране и на всех языках мира. Согласно «Большой Советской энциклопедии», определившей еще в 1955 г. значение термина, радиовещание это «передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и изображений» [27]. Вопубликованном в 1974 г. справочнике Демьяна Григораша «Журналистика в терминах и выражениях» термин «радиовещание»обозначается как «способ передачи разнообразных звуковых программ широкой аудитории через эфир или по проводам» [2, с. 17]. Но ни одна из этих формулировок не раскрывает родовые и видовые признаки понятия «радиовещание».Поэтому для определения в полном объеме необходимо систематизировать все составляющие элементы термина. В первую очередь, следует отметить, что звуковые колебания, проявляющиеся в шумах, музыке и звучащей речи – это единственный материальный сигнал, из которого складывается в коммуникаторе субъективный образ объективного мира. Поэтому только указанные звуковые волны могут выполнять функции изобразительных средств радиовещания [8, с. 10]. А во-вторых, следует отметить, оперативность радио по сравнению с остальными СМИ, так как произнесенные диктором слова могут воссоздавать субъективный образ объективного мира посредством мобильной системы технических средств «без бумаги и расстояний» [11, с. 111].Оперативность является важнейшей особенностью радиовещания, однако не определяет его специфики как особого вида. Но в экстремальных условиях или при наступлении катастроф именно радио становится главным информатором общественности. Согласно словарю финансовых и юридических терминов «Радиовещание: технология передачи звуковой информации по эфиру, проводным сетям (проводное радиовещание), в том числе по сетям с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях – интернет-радио)» [50]. Исходя из вышесказанного, можно дать обобщающее определение радиовещательного процесса. Радиовещание – это оперативное средство массовой информации, которое обладает документальными, публицистическими и художественными формами звуковой организации речи, шумов и музыки в процессе ориентированной на определенную аудиторию передачи информации, распространяемой по радиотехническим каналам [56]. Можно сделать вывод, что все определения не лишены доли условности. Они не охватывают все признаки объекта. Поэтому многие исследователи не согласны с изложением определенного термина, но чтобы избежать и решить данную проблему, следует в полной мере изучить все предложенные термины и придти к общему мнению [18, с.25]. Прежде чем приступить к анализу студенческих радиостудий как одного из видов средств массовой информации, рассмотрим исторические факты становления отечественного радио. Мнения насчет того, кто изобрел радио сильно расходятся. Многие страны считают, что именно её учёный изобрёл радио. В Германии это Генрих Герц (1888), в США – Томас Эдисон (1875) и Дэвид Хьюз (1878), в ряде балканских стран – Никола Тесла (1891), в Беларуси – Яков Оттонович Наркевич-Иодко (1890), во Франции – Эдуард Бранли (1890), в Индии – ДжагадишЧандра Боше (1894), в Англии – Оливер Джозеф Лодж (1894), в Бразилии – Ландель де Муру (1893) и так далее. Тем не менее, первый патент на беспроводную связь в 1872 году получил Малон Лумис (MahlonLoomis) [5, с. 78]. Инженер из Италии Гульемо Маркони в 1895 году совместил передатчик Герцена и приемник Попова в один механизм. Двумя годами ранее в Соединенных штатах Никола Тесла запатентовал передатчик, а через два года иприемник. Нынешние радиоустройства имеют точно такую же конструкцию, как и изобретение Теслы [3, с. 13]. Изобретение радио осуществлено в России 7 мая 1895 года. А.С. Попов на заседании Русского Физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал изобретенный им грозоотметчик первый в мире радиоприемник [53]. Стоит уточнить один факт, касающийся изобретателей радио: A.C. Попов в России и Г. Маркони в Италии являются первооткрывателями только средства связи, средства же массовой информации и культуры были созданы после них. Впервые радиосвязь была благополучно использована при спасении экипажа и пассажиров парохода «Mathens», потерпевшего крушение в 1899 году. А в начале двадцатого века в России была построена первая радиостанция по инструкциям А.С.Попова на острове Гогланд, вблизи которого сел на отмель броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» [6, с. 53]. Начиная с 1900 г. в Кронштадте, а затем в Санкт-Петербурге был организован промышленный выпуск аппаратуры для беспроволочного телеграфа, но по объёму производства Россия отставала от Англии, Германии и США. Радиостанций не хватало даже для удовлетворения потребностей почтово-телеграфного ведомства и военно-морского флота России, поэтому приходилось покупать аппаратуру за рубежом [53]. В 20-е годы прошлого века радиотехнологии пустили в дело для передачи сначала черно-белых изображений, а после и цветных, так и появилось телевидение. В Детройте стали транслироваться программы новостей, первая демонстрациятелевиденияв цвете [4, с. 55]. Массовое развитие и распространение радио в России началось в 20-е годы пошлого века. Как только радиовещание начало свое существование, совершенно никто не предполагал, что оно будет общественным информационным рычагом. Изначально было принято решение, что радиовещаниебудет, служить только в военных целях, а для простого гражданина будет не доступно[37]. О том, когда же именно началось первое отечественное массовое радиовещание, мнения расходятся. Одни исследователиназывают дату 12 октября 1924 году, когда начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А.С. Попова, а другие полагают, что датой начала радиовещания в России нужно считать май 1921 года, когда на двух площадях Казани были введены рупоры с цельюобщественногопризыва к аудитории[5, с. 123]. Не будем опровергать ту, или другую позицию. Данныерасхождениятолько демонстрируют,какмалопонятносуществовало втот периодбудущеерадиовещание. Первыми в истории отечественного радиовещания передачами, направленные на аудиторию, правильно считать вещательные программы вербального характера, транслируемые с 22 июня 1921 года ежедневно с 21 до 23 часов. Радиопрограммы были оформлены как комплекс сообщений, разнообразные по структуре и содержанию [8, с. 22]. Первые радиостанции в России были заказаны царем у французской компании «Дюкрет», компания для выполнения работы на консультацию пригласила русского физика Александра Степановича Попова. Во время государственного переворота 1917 года, радио стало средством массовой информации, в период с 1918-25 года Российское телеграфное агентство стало рассылать информацию подписчикам за установленную плату [11, с. 40]. В 1918 году появилась радиостанция «Вестник РОСТА», а с 1921 года, благодаря изобретению Чистоцкого радиотелефона, стала возможна передача музыки, а чуть позже и голосового вещания. Начиная с этого года в эфире «Устной газеты РОСТА» звучали стихи призывного характера, сатирические рассказы. Двумя годами позже в 1923 был дан первый концерт в эфире Советского союза [53]. В 1924 году на Центральной радиотелефонной станции собран телеграфный передатчик. И с 12 октября 1924начались ежедневные передачимосковской радиостанции им. Попова. Первоначально эти радиопередачи создавались как радиоверсии газет: «Рабочая радиогазета», «Комсомольская правда», «Красноармейская радиогазета».Радио в России было призвано не только дополнять прессу, но и выполнять функцию замещения ее роли в системе информации. С 1924 года Российское телеграфное агентство (РОСТА) вывело в эфир регулярную передачу информации по радио для местных газет – «Вестник РОСТА», которая выходила пять раз в сутки. В конце 1924 года РОСТА выпустило в эфир первую в стране радиогазету. В 1925 году в СССР начались передачи внутриобластного радиовещания [31]. Стали появляться первые радиорежиссеры, а вместе с ними и специальные художественные постановки для радио. В 1928 году создается научно-исследовательский институт, получивший название Центральная радиолаборатория. Также в 1928 году был создан Рабоче-крестьянский университет по радио. Для проведения занятий в университетах по радио были привлечены лучшие ученые и педагоги [34]. Следующий этап развития связи в стране характеризуется переходом к широкому использованию коротких волн и началом применения на практике ультракоротких волн (УКВ) [53]. В 30-х был выпущен первый автомобильный приемник, было получено разрешение на строительство первой в Соединенных штатах Америки радиостанции [37]. В 1930-е годы вступили в строй международные радиолинии, связывающие Москву с Нью-Йорком, Парижем и Мадридом.В этот период в СССР образована сеть крупных научно-исследовательских учреждений связи. В 1931 году организуется научно-исследовательский институт радиовещания и телевидения, в 1932 году центральная лаборатория связи реорганизуется в научно-исследовательский институт связи (НИИС), в 1935 году в Ленинграде создается радиотехнический научно-исследовательский институт. В том же году на базе ЦРЛ создан Всесоюзный НИИ радиовещательного приема и акустики. Кроме того, уже к 1933 году в промышленности средств связи организуется 5 отраслевых научно-исследовательских лабораторий. Основные усилия в области радио были направлены на развитие магистральной связи и радиовещания, а также совершенствование техники связи, используемой для этих целей[34]. С принятием закона о свободном микрофоне, каждый стал иметь право и возможность принять участие в разговоре или дискуссии. В течение 1935-1938 годов разработаны новые КВ-радиостанции, положившие начало третьей системы радиовооружения Красной Армии. В 1940 году началась эксплуатация телеграфной линии радиосвязи Москва – Сан-Франциско, работавшей через автоматический ретранслятор сигналов в Хабаровске.К началу Великой Отечественной войны войска имели на оснащении радиосредства, разработанные в предвоенный период и составившие четвертую систему радиовооружения Красной Армии [31]. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в эфир выходили передачи «Письма с фронта», «На фронт» и сводки от Советского информационного бюро, а 24 июня 1945 была проведена трансляция парада Победы на Красной площади [37]. В период Великой Отечественной войны многие радиостанции были эвакуированы, но трансляция не прекращалась. Основной формой сообщений стали обращения первых лиц советского государства к населению страны, призывы и лозунги, сводки с фронтов, рассказы о трудовых буднях в тылу, памфлеты-фельетоны, патриотические стихи и эссе, публицистические монологи деятелей литературы (поэтов Анны Ахматовой и Ольги Берггольц, Алексея Суркова и Константина Симонова, писателей Льва Кассиля и Валентина Катаева, Мариэтты Шагинян и Ильи Эренбурга, публициста Всеволода Вишневского и других)[53]. Огромную роль радиотрансляционные узлы сыграли в годы ВОВ, и в тылу, и на фронте.Во время Великой Отечественной войны радиосвязь не только широко использовалась на фронте и в тылу страны, но и продолжала развиваться. Ежедневно, начиная с 24 июня 1941 года, Советское информбюро передавало в эфир для всей страны сообщения о событиях на фронте, регулярные передачи для партизан, начатые из Москвы в апреле 1942 года, информировали о положении на фронтах и важнейших событиях в СССР и за границей. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями «Совинформбюро». Вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Можно утверждать, что радио сыграло значимую роль в победе СССР[31]. Развитие радиосвязи в этот период происходило в направлении совершенствования способов организации радиосвязи и применения радиосредств. Опыт обеспечения радиосвязи, полученный в Великой Отечественной войне, был использован сразу после ее окончания в войне с Японией. В послевоенные годы радиопрограммы, которые выходили в эфир, серьезно контролировалось. Аудиоматериалы транслировались только после предварительной записи. Даже предположить о том, чтобы сделать прямой эфир никто не догадывался. В тот период радиовещание по большей мере несло просветительскую функцию. Транслировались оперные представления, всевозможные радиоконцерты с участием знаменитых певцов. Были радиопрограммы для детей, а также научно-популярные. Исключительно радио, которое было под контролем правительства, могло нести положительные эмоции в массы[53]. В послевоенное время Всесоюзное радио перешло на 3-программное вещание, охватывая не только города, но и сельскую местность. Кроме основного канала «Радио-1» (1921), все большей популярностью стали пользоваться «Юность» (1956) и «Маяк» (1964). С 1 октября 1960-го Всесоюзное радио стало круглосуточным [31]. В советское время передачи охватывали не только все слои населения, но и учитывали все возраста. Так, школьникам предлагались «Пионерская зорька» (1925) и «Ровесники» (1960-е), «Радионяня» (1970–1980), «КОАПП. Репортаж о событиях невероятных» – цикл юмористических радиоспектаклей (1964–1973), затем мультфильмов (1984–1990) и «Клуб знаменитых капитанов» (1945–1980) – многосерийный радиоспектакль, персонажами которого были герои любимых приключенческих книг [28]. Первое место по объему занимали музыкальные передачи: «Встреча с песней» (1967), «С добрым утром!» (1960-е), «В рабочий полдень» (1970-е) и другие. В годы Перестройки и гласности (1985–1991) основной объем радиоэфира заняли общественно-политические и публицистические передачи, программы пропагандистского характера, например: «Время, события, люди», «Последние известия», обсуждающие пленумы ЦК КПСС и XXVII съезд партии, освещающие XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, транслирующие 50-летие стахановского движения, 70-летие Октябрьской революции. Крупная пропагандистская акция была проведена в связи с постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» [28]. За более чем полувековой период от окончания Великой Отечественной войны до наших дней радио проделало огромный путь развития. Отметим только основные достижения начального этапа этого пути, в значительной степени определившие современный облик радиосвязи. В сетях радиовещания диапазона средних и длинных волн с целью более эффективного использования выделенной полосы частот с середины 1960-х годов начали внедряться системы синхронного вещания, давшие начало новому этапу развития вещания этих диапазонов волн [1, с. 68]. В шестидесятых годах было введено новое положение, в котором оговаривалось точное содержание и жанр планируемых передач, организованы сезонные сетки вещания. В октябре 1962 года начинает вещание радио «Юность», в эфире можно было услышать популярные песни советской эстрады,радиостанциявещает до сих пор, сейчас она известна как«Юность FM». Двумя годами позже создается радиостанция«Маяк», которая также транслируется сегодня [13, с. 41]. Впервые радиостанции «Юность» и «Маяк» опробовали новый жанр – радиомост между двумя странами: «СССР – США» (1986), «Москва – Вашингтон» (1988). Внимание радиослушателей было приковано к репортажу из «горячих точек» страны – Сумгаита, Нагорного Карабаха, Нахичевани, Ферганы, Армении, Грузии, Душанбе. Эпоха гласности открыла многие запрещенные произведения классиков литературы. Все большую популярность стали приобретать консультационные программы: «На ваши вопросы отвечает...», «Спросим у юриста», «Дела семейные...» и т.д. [28]. Важнейшими вехами развития телевидения середины XX века стали рост числа передаваемых программ вещания, внедрение цветного телевидения, расширение зоны уверенного приема телевизионных станций за счет увеличения количества программных телецентров и телевизионных ретрансляционных станций большой и малой мощности, ввода в действие сети станций «Орбита», развития приемной телевизионной сети. Первые регулярные передачи программ цветного телевидения из студии телевизионного центра в Москве начались 1 октября 1967 года. 7 ноября с помощью экспериментального образца передвижной телевизионной станции была осуществлена первая внестудийная передача цветного телевидения с Красной площади [1, с. 74]. В магистральной радиосвязи на коротких волнах произошло значительное увеличение числа международных линий связи. К середине 1970-х годов СССР имел телефонную, телеграфную или фототелеграфную радиосвязь на коротких волнах с 40 государствами всех континентов. В 1963 году была введена в эксплуатацию прямая телеграфная связь круглосуточного действия между Москвой и Вашингтоном (линия «Кремль – Белый дом»). Ежедневно осуществлялась телефонная связь Москвы с такими городами, как Гавана, Шанхай, Нью-Йорк, Дели, Бамако, Ханой с использованием передатчиков однополосных радиосигналов (ОПС), передающих сигналы одновременно по двум полосам [31]. С целью централизованного использования технические средства магистральной радиосвязи стали объединяться в передающие и приемные радиоцентры, которые соединительными линиями связываются с радиобюро.Значительное развитие получила техника радиопередающих и радиоприемных устройств. В значительной степени этому способствовал существенный прогресс в разработке и производстве новых электро- и радиоэлементов. Создание новых типов электронных приборов, развитие полупроводниковой электроники радикально изменили конструктивные решения и возможности радиотехнических систем [13, с. 28]. Важнейшими характерными особенностями развития радиоприемников стало их усложнение, вызванное повышением требований к основным электрическим характеристикам, и микроминиатюризация на основе широкого применения транзисторов и ИМС. Огромная роль принадлежит радиосвязи и радиотехническим средствам в осуществлении запуска первых искусственных спутников Земли (ИСЗ) и космических кораблей [22]. В 1970-ом – смена руководства Гостелерадио и реогранизация. На первое место выходят пропагандистские цели, а не просвещение. Объективное информирование, досуг – ушло на второй план. Феномен 70х-начала 80х – огромное число рубрик, многие из которых дублируют друг друга [16, с. 138]. С 1985 – открытость информации, закон о печати, обращение к ранее запрещенным темам (как и вообще в журналистике). Поиск новых форм вещания на радио, тем, тональности репортажей [19, с. 70]. Развитие цифровых технологий дало новый поворот в развитии радио. С начала 80-х годов ХХ века в Европе начались работы по созданию цифрового радиовещания (DAB – digitalaudiobroadcasting). В 1987-м европейские компании организовали консорциум Eureka-147, чтобы перенести цифровое радиовещание на практику [22]. Возникновение коммерческого радио в России происходило в конце 80-х, начале 90-х. Можно сказать, что произошло полное изменение структуры эфира, целей эфира. И самое важное и неизвестное раньше то, что радио можетбыть средством получения коммерческой выгоды [31]. В России на основе местных радиостанций, которые входили в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур – телерадиокомпаний. Основной задачей перед этими радиостанциями ставится осуществление местного вещания. Выходили в эфир они, как правило, на технических каналах «Радио России»дважды в день с передачами, содержащими местную информацию. В конце 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую, государственную телерадиокомпанию «Останкино».После 1991 года, когда было разрешено частное, коммерческое радиовещание, по многих крупных городах и областных центрах страны начинался быстрый рост негосударственных радиостанции [15, с. 88]. В 1993 года в США зародилось новое направление радиовещания – интернет-радио. В российском сегменте Интернета первые опыты по веб-вещанию были сделаны еще в 1994 г., когда музыкант Василий Шумов (группа «ЦЕНТР») создал сайт «Радио Совдеп» [22]. В отличие от США, в России первые рaдиocaйты были лишь представительствами крупных столичных oфлaйнoвых радиовещателей [10, с. 191]. 6 октября 1995 года вышел Указ президента России «О совершенствовании телерадиовещания», который стал важным событием в преобразовании государственного радиовещания [31]. Характерной чертойразвития СМИ на рубеже XX и XXI веков является создание крупных радиовещательных империй: «Европа Плюс», «Русское радио», «Радио России «Носталъжи», «Радио 101» и других, выходящих в FМ-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России и дальнего зарубежья [37]. Сегодня российское радио рассчитано на самую разнообразную аудиторию слушателей. Его отличает многообразие каналов и станций. Современное радиовещание можно разделить за формой собственности на частные и государственные радиостанции. А также по вещанию на местное, региональное и международное [28]. В современном мировом информационном пространстве эфирное звуковое радиовещание продолжает оставаться одним из важнейших глобальных средств массовых коммуникаций. Сети мощного радиовещания остаются, может быть, последним технологическим ресурсом, способным обеспечить определенный уровень информационного суверенитета. С точки зрения Европейского вещательного союза, у радио не будет уверенного будущего, если оно будет оставаться аналоговым без возможности эволюционировать вместе с развитием и внедрением новых технологий. Цифровое радио экономически более эффективно и дает преимущества в использовании спектра частот [16, с. 140]. Преимущества цифрового радиовещания: – высокая помехоустойчивость сигнала; – высокое качество звучания; – снижение потребляемой мощности при сохранении зоны охвата [17, с. 99]. Принципиально важным условием модернизации отрасли является возможность перевода в диапазонах ДВ, СВ и КВ передатчиков радиовещания после модернизации на цифровой стандарт. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 года № 445-р принято решение о внедрении в Российской Федерации системы цифрового радиовещания DRM [16, с. 142]. Посредством становления и развития радиовещания появилась новая профессия – радиожурналистика. Радиожурналистика является видом журналистской деятельности, который основан на использовании технических средств радиовещания. Также радиожурналистика выступает как совокупность радиопередач вобласти журналистики икак результат творческой деятельности журналистов. Радиожурналистика как вид журналистской деятельности отличается высоким уровнем оперативности, что позволяет эффективно ив краткие сроки передавать актуальную информацию. Радиожурналистика эффективно воздействует на аудиторию посредством акустики [7, с. 1258]. Далее дадим краткую характеристику современным популярным радиостанциям[47]. Рисунок 1 содержит популярные радиостанции России, Украины и Белоруссии на сегодняшний день. Рис. 1. Популярные радиостанции на русском языке Передовые позиции среди музыкальных радиостанций по всем критериям занимает «Русское радио».«Европа плюс» – первая коммерческая радиостанция начала своё существование в 90-х годах, активно развивающая свои каналы в интернете и остающаяся лидирующей радиостанцией.«Авторадио»,помимо вещания новостей и различных передач, является ежегодным организатором фестиваля музыки «Дискотека восьмидесятых». «Радио Шансон» ведет вещание во всех странах постсоветского пространства; радиостанция практически не имеет конкурентов, так как не использует коммерческую музыку и не повторяет плей-лист других радиостанций.«Наше Радио» ? одна из самых популярных радиостанций нашей страны, начавшая работу в 1998 году сразу в трех странах России, Казахстане и Финляндии. В эфире «Ретро FM» звучит музыка 1970-1990-х [58].А в столице число слушателей радио «Эхо Москвы» превышает число слушателей других радиостанций; оно занимает особое почетное место среди всех радиостанций[14, с. 215]. 7 маяРоссия отмечает великий день в мировой истории науки и техники ? день изобретения первого радиоприемника русским физиком и профессором Александром Степановичем Поповым. Впервые этот праздник отметили в СССР в 1925 году, но ежегодно отмечать День радио начали только после 1945 года. Наряду с российским праздником, в мире отмечают Всемирный день радио, который был утвержден ЮНЕСКО совсем недавно, в 2011 году. А 18 апреля датируетсяВсемирный день радиолюбителя: этот праздник появился после того, как в 1925 году в Париже был основан Международный союз радиолюбителей [57]. 1.2. Первые радиоведущие в СССР В СССР радио стало одним из главных инструментов средств массовой информации, до становления телевидения именно радио было основным источником новостей и слухов, а радиоведущие были настоящими звёздами. Изучая первых радиоведущих СССР, рассмотрим краткие биографии самых известных. Балашов Виктор Иванович родился 24 декабря 1924 года. До Великой Отечественной войны жил в Москве. Участник Великой Отечественной войны. В Красной Армии с 1942 года. С 1944 года – рядовой, линейный надсмотрщик 166-й роты правительственной связи 4-го отдельного Одесского орденов Александра Невского и Красной звезды полка правительственной связи НКВД СССР. С того же 1944 года – диктор Всесоюзного Радио [21]. С 1947 по 1996 год Виктор Иванович Балашов работал на Центральном телевидении. Именно Виктор Балашов сообщил гражданам СССР о полёте Юрия Гагарина в космос. В 1975 году вместо заболевшего генерального секретаря Леонида Брежнева напутствовал космонавтов советско-американской станции «Союз Аполлон». Виктор Иванович вёл главную информационную программу страны «Время», телепередачи «Победители», «Клуб фронтовых друзей», «Огонек…», «Требуются, требуются…». Работал на телевидении до 1996 года. Дублировал документальные и художественные фильмы. Работал на радиостанции «Говорит Москва». Народный артист Российской Федерации [21]. БартоАгния Львовна (урождённаяВолова, согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество ГетельЛейбовна;4(17)февраля1906,Москва) – русскаясоветскаядетская поэтесса, писательница,киносценарист, радиоведущая.ЛауреатСталинской премиивторой степени (1950) иЛенинской премии(1972) [20]. Родилась в еврейскойсемье. В 1924 году на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещенияЛуначарский. Он обратил внимание на исполнение стихов Агнией и через несколько дней пригласил её на приём к себе в наркомат, где посоветовал ей стать поэтессой. Во времяВеликой Отечественной войнысемья Барто была эвакуирована вСвердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря.В 1944 году семья вернулась в Москву[20]. В 1964-1973 годах вела нарадиостанции «Маяк»программу «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся во времяВеликой Отечественной войны. Благодаря этой передаче были восстановлены связи между членами почти тысячи советских семей.На основе программы была написана прозаическая книга «Найти человека» (1968) [20]. Высоцкая Ольга Сергеевна (11 июня1906г.р.) – дикторВсесоюзного радио, народная артистка СССР (1980). В юности Высоцкая О.С. много занималась спортом, преподавала физкультуру детям. Именно увлечение физкультурой привело её на радио [25]. С 1929 года она участвует в подготовке уроков «Утренней гимнастики» на Всесоюзном радио. Случай помог ей дебютировать – к началу выпуска новостей на студии не было ни одного диктора. Редчайшие свойства голоса, хорошая дикция, простота, убедительность, ясность, доскональное знания русского языка не могли оставить ее незамеченной. Она стала ведущим диктором. С1932годаона уже читает информационные и другие передачи на радио. И очень скоро становится ведущимдиктором. Простота, убедительность, ясность, доверительность её чтения в эфире вместе с великолепным знанием тонкостей русского языка, культурой речи – всё это сделало её ведущим диктором Всесоюзного радио [36]. В послужном списке Ольги Сергеевны самые ответственные передачи, прямые трансляции сКрасной площади, изКремлёвского дворца съездов, она вела трансляции концертов и спектаклей изКолонного зала,Большого театра,МХАТаи др. театров, приобщая миллионы радиослушателей к великому искусству театра.Талант Высоцкой раскрылся особенно в годы противостояния гитлеровской Германии. В то время, когда фронтовые радионовости ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: