VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация управления деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004461
Тема: Организация управления деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании
Содержание
70





Министерство образования и науки Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования



Северо-Восточный государственный университет

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра менеджмента

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»



РАЗРАБОТКА МЕР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕНЬКИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»







Допустить к защите

		

Зав. кафедрой менеджмента

к.э.н., доцент  Е.А.Дмитриева



________________________



«_____»__________ 2017 г.





	

	Выпускная квалификационная работа студентки группы ГМУ-31

  

    _____________А.П. Буркиной

«  «____»_____________2017 г.





Научный руководитель

к.п.н., доцент



 ___________ Н.В.Губарева

 «____»_____________2017 г.







Магадан

2017

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента

«Утверждаю»

Зав. кафедрой _______________

«___»______________201_ г.





Научный руководитель _______________

«___»______________201_ г.



Задание

по подготовке выпускной квалифицированной работы

студентке: Буркиной Анне Павловне



Тема проекта: «РАЗРАБОТКА МЕР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕНЬКИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»)».	

Утверждена приказом по СВГУ №  481/ст  от «12» апреля  2017 г.

Срок сдачи студентом выпускной квалификационной работы  «09» июня  2017 г.

Исходные данные к выпускной квалификационной работе:

 устав МБУДО «Тенькинский центр дополнительного образования детей;

 организационная структура МБУДО «Тенькинский центр дополнительного образования детей;

 положение «О системе внутреннего мониторинга качества образования в МБУДО «Тенькинский центр дополнительного образования детей;

Перечень подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе  вопросов или краткое содержание:

1.   Изучить теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры.

2. Проанализировать деятельность МБУДО «Тенькинский центр дополнительного образования детей;

3. Определить разработку мер повышения эффективности деятельности МБУДО «Тенькинский центр дополнительного образования детей;

Методы, применяемые в выпускной квалификационной работе: анализ научной литературы и нормативно-правовой документации, сравнительный метод, социологический опрос.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 33 источников, приложений. 

Перечень графических приложений: электронная презентация, выполненная в редакторе Microsoft Power Point.




СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………………...7

 Сущность и содержание культурной политики в муниципальном образовании…..7

 Законодательное регулирование в области культуры……………………………….14

 Организация управления деятельностью учреждений культуры в муниципальном       образовании………………………………………………………………………………23

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕНЬКИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»………………………………………29

 Характеристика деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей»……………………………………………………………………………………..29

	  Анализ направлений деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей»……………………………………………………………………………………..43

	РАЗРАБОТКА МЕР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕНЬКИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»………………………………………………………………………………………52

	 Предлагаемые пути повышения эффективности деятельности МБОУ ДОД «ТЦДОД»…………………………………………………………………………………52

	  Меры повышения доступности дополнительного образования детей…………….56

	  Повышение квалификаций кадрового состава……………………………………...60

	  Анализ эффективности предлагаемых мер………………………………………….64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...70

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...73




ВВЕДЕНИЕ



В условиях демократического государства именно культура является основой сохранения духовных, нравственных ориентиров общества.

Социально-культурная деятельность составляет важную область общественной жизни. На протяжении всей истории России культурная деятельность являлась основополагающей частью духовного воспитания и жизнедеятельности общества в целом. Она выступает способом передачи духовного образа жизни народов, сложившегося на определенной территории новым поколениям, является основой формирования исторического облика городов и районов. 

В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как ресурс привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие региона можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющим его место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Муниципальная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуются местные органы в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама их деятельность в области культуры.

Актуальность исследования определяется тем, что доступ населения к услугам  сферы культуры характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому сохранение и развитие сферы культуры является важнейшей  задачей государства, а на местном уровне ею является всемерное повышение эффективности деятельности  учреждений культуры по предоставлению услуг населению. 

В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью администрации Тенькинского городского округа в сфере культуры являлось сохранение богатого культурного наследия и традиций культурной жизни поселка Усть-Омчуг. Основная проблема отрасли культуры в поселке заключается в несоответствии между уровнем культурных запросов населения и возможностями их удовлетворения муниципальными учреждениями культуры.

Решение этой проблемы невозможно без укрепления материально-технической базы учреждений, создания условий для привлечения молодых специалистов в сферу культуры и повышения их профессионального уровня.

Объект исследования: деятельность Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).

Предмет исследования: меры повышения эффективности деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).

Цель: разработка предложений по повышению эффективности деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).

Задачи:

1.  Изучить теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры.

2. Проанализировать деятельность Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).

3. Определить разработку мер повышения эффективности деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).

Теоретической, методологической и информационной основой исследования являются положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных ученых и зарубежных ученых. В процессе исследования использовались также законодательные и нормативные акты Российской Федерации: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, методические разработки и инструкции разных государственных служб и ведомств, материалы периодической печати и научные публикации. Кроме того, в работе широко использованы материалы научных конференций, нормативно-правовые акты законодательных органов и органов местного самоуправления. 

В отечественной литературе, в частности в работах А.С.Балакшина, Е.В.Галаевой, И.И.Горловой, Н.В.Кротовой, Е.Я.Морозовой, Э.Д.Тихоновой, и др., накоплен значительный опыт исследования организационно-экономических проблем сферы культуры и смежных с ней отраслевых систем. Известен целый ряд исследований, в которых анализируется специфика хозяйствования и управления в сфере культуры в региональном аспекте. Это работы таких авторов, как С.Н. Горушкина, Д.В. Загоскин, Е.Л. Игнатьева, О.К. Луховская, К.Н. Ширко и др. 

Исследование базируется на использовании общенаучных методов, в том числе логического, сравнительного, системного подходов, а также методов анализа документов, социологического опроса, непосредственной количественной оценки с использованием методики экспертного опроса. 

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из источников и приложений. 

В первой главе исследования изучены теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры, а именно: сущность и содержание культурной политики в муниципальном образовании, законодательное регулирование в области культуры, организация управления деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании.

 Вторая глава исследования посвящена анализу организации деятельности учреждений культуры  на примере Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования   «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).

Третья глава работы посвящена разработке мер повышения эффективности деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования   «Тенькинский центр дополнительного образования детей» («TЦДОД»).	

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ





 Сущность и содержание культурной политики в муниципальном образовании



Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющим его место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также создаваемых людьми культурных ценностях. 

Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры [27, с. 68].

К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская деятельность, библиотечное дело, музейное дело, кино, видеопроизводство, изобразительные искусства, содержание и реставрация памятников истории и культуры, краеведение, радио и телевидение, историко-архивная деятельность, декоративно-прикладное искусство, цирковая деятельность, театрально-концертная деятельность.

Конструирование национальной концепции культурной политики прежде всего зависит от принятой в данном обществе политической идеологии как системе идей, находящихся в основе и поддерживающих экономическую рациональность выбора той или иной концепции, и культурных ценностей, в основе которых лежат предположения о природе культурных процессов, их влиянии на развитие общества, роли творцов и их месте в культурной политике, в приоритетности решения проблем культурной политики для государства, во взаимообязательствах объектов, творящих культуру своих стран, со своими государствами и институтами, и как обществом в целом [27, с. 127].

Культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории [21, с. 346].

Одно из первых определений понятия «культурная политика» было дано на круглом столе ЮНЕСКО, в Монако, в 1967 году. В докладе «Политика в сфере культуры – предварительные соображения» под политикой в сфере культуры понимался «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». В этом контексте реализация политики в сфере культуры представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время».

Исходное условие разработки политики в сфере культуры – это достижение согласия между официальными, творческими, общественными силами в отношении приоритетности целей культурного развития.

В литературе при исследовании культурной политики, и прежде всего ее сущности, используются различные подходы, позволяющие раскрыть ее многогранность.

Подавляющая часть многообразных культурных процессов протекает в обществе стихийно, подчиняясь лишь глубинным законам социальной самоорганизации людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем, отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются разумному и целенаправленному регулированию, стимулированию одних тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемых с позиций видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия и может быть назван «культурной политикой».

Под культурной политикой также подразумевается деятельность, связанная с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей [21, с. 245].

Культурную политику правомерно рассматривают и как часть государственной социальной политики, которая направлена на воспроизводство механизмов преемственности разных видов деятельности, а за счет этого – на улучшение качества жизни людей, освоение ими современной искусственной среды и в результате – на улучшение адаптированности членов общества в сложных и динамичных современных условиях.

Исследования, проведенные И.И.Горловой, показали, что культурная политика зависит от двух важнейших условий: соответствия развития культуры ее природе, основным закономерностям и решению задач, стоящих перед ней. Второе обстоятельство предполагает взаимосвязь концепции развития и управления в культуре с концепцией становления нового общества, его политической, экономической и духовной сферами [19, с. 98].

Свое собственное определение культурной политике даёт В. С. Жидков. Культурная политика – это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее картины мира, то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики» [21, с. 270].

 С одной  стороны, культурная политика – это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее «картины мира», то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. С другой стороны, культурная политика – это вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (то есть на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некой субкультуры. Очевидно, что все приведенные определения Жидкова В.С. ограничены функциональным подходом и не учитывает его содержательное наполнение.

Конкретизируя данное понятие, Флиер А. Я. в своей статье «О новой культурной политике России» определяет культурную политику как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов; как систему новых принципов сочетания государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни; как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное – как осмысленную корректировку общего содержания отечественной культуры [29, с. 155]. Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем, существующих культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день. 

При этом Флиер А. Я. указывает на то, что «государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социально-синергетических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончалось» [29, с. 156].

Известная сербская исследовательница, профессор Белградского университета Милена Драгечевич-Шешич дает следующее определение: «Термин «политика» означает сознательную деятельность, направленную на достижение востребованных обществом целей. Каждая сторона общественной жизни имеет свою цель, поэтому мы говорим о целях в области экономики, здравоохранения образования. Когда речь идет об осуществлении востребованных обществом целей в области культуры, появляется понятие культурной политики. Зная, что нет человеческого общества без культуры, можно было бы прийти к выводу, что нет и общества без культурной политики. Этот вывод, однако, не соответствует действительности, так как само по себе существование культуры не означает, что направление ее развития определено рядом целей и задач, которые необходимо осуществить с помощью соответствующих мер, механизмов и действий, а именно в этом и заключается понятие «культурная политика».  Итак, культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом» [20, с. 110].

В определении, предложенном известными французскими исследователями в области культурной политики Августином Жерар и Женевьевой Гентил, особо подчеркивается определение «культурной политики» с точки зрения не только поставленных целей, но и состояния институтов и ресурсов: «Политика представляет собой систему взаимосвязанных целей, практических задач и средств, выбранных экспертом и направленных на определенную группу в обществе. Культурная политика может осуществляться в рамках объединения, партии, образовательного движения, организации, предприятия, города, правительства. Но независимо от субъекта политики, она предполагает существование долгосрочных целей, средне-срочных и измеряемых задач и средств (человеческих ресурсов, финансов и законодательной базы), объединенных в чрезвычайно сложную систему». Особо подчеркивая сложность культурной политики как объекта управления, ее комплексность и не сводимость к составляющим её элементам, французские исследователи дают корректную постановку стратегических задач культурного развития, но оставляют за скобками проблемы тактического и оперативного управления учреждениями культуры со стороны государственных институтов.

В Федеральном законе «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 года уточняется, что государственная культурная политика – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры [2].

Особого внимания заслуживает и проблема региональной культурной политики. В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Примером такого явления служит русская культура, которая развивается на территории огромной страны и просто обречена на многовариантность. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры. Следовательно, рассмотрение государственного влияния не может быть успешным без учета специфики отдельного региона. Знание и понимание региональных особенностей развития культуры является первоосновой для создания перспективной региональной культурной политики, которая учитывала бы культурные интересы различных субъектов этой политики как основы для взаимопонимания. При этом необходимо, чтобы государство и регионы выступали не как оппоненты, а как партнеры, имеющие общую цель – создание условий для положительной направленности культурных процессов, направленности на развитие творческой жизнедеятельности человека [21, с. 234].

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики на всех уровнях власти. Стратегическими целями культурной политики государства являются:

– сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

– обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

– формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

К функциям культурной политики можно отнести защитную (сохранение культуры); конструктивную (создание культурных ценностей; их распространения и пропаганды); оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов; общественного контроля всего процесса развития культуры [18, с. 83]. В отношении принципов реализации культурной политики обращается внимание на стимулирование ускоренного развития общества в том естественном направлении, в котором оно само по себе объективно движется.

Отсюда первый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентируясь на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов социокультурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении.

Второй существенный принцип – правильное определение объекта этой политики. Неоднородность российского общества (национальная, социальная, конфессиональная и т. п.) требует гибкого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части нашего многообразного общества.

Третий принцип – определение субъекта культурной политики. Было бы большой ошибкой ограничивать понимание субъекта лишь одним государством и органами его управления. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, это в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия [18, с. 64].

Четвертый принцип предполагает постепенное содержательное воздействие культурной политики на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры социальной престижности. Поэтому основной инструментарий культурной политики – не столько культуротворческие институты, создающие актуальные образцы культурных форм, сколько наука, образование, просветительство, воспитание, публицистика и т. п., формирующие ценностно-нормативную иерархию социокультурных запросов общества в целом.

С этим связан пятый принцип культурной политики: глубокое изучение национальной традиции, ценностных ориентации и признаков идентичности нашего общества, всего комплекса явлений, объединяемых в категорию национально-культурное наследие, исследование тенденций эволюции их восприятия и интерпретации современниками и выбор форм культурной модернизации, не входящих в непримиримое противоречие с национальной цивилизационной спецификой [18, с. 67].

Сущность культурной политики предопределяется природой культуры (не политики, не экономики), а именно многозначностью, многоуровневостью смыслов, содержания культуры. И это обстоятельство делает ее составной частью всех направлений деятельности государства (экономической, внешнеполитической, социальной и т.п.). Именно природа культуры обусловливает требование единства норм и принципов функционирования любого субъекта в этой области, прежде всего, государства.

Итак, исходя из сказанного, культурная политика имеет довольно сложную структуру, выполняя функции, которые заключены в рамки определенных общественных отношений. 

Культурная политика – это динамичный процесс, отражающий неразрывную цепь культурного развития и общесоциального развития, пронизанный обратными связями [27, с. 127].

Таким образом, управленческое воздействие на культуру со стороны государства может пониматься как включение внешнего воздействия в процесс самоорганизации системы – но не для подчинения развития этой системы, а для повышения ее внутренней активности, раскрытия заложенного в логике ее собственного развития творческого потенциала. Только в этом случае можно будет говорить об эффективном управлении, которое проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство.





1.2.  Законодательное регулирование в области культуры



Законодательство о культуре заняло прочное место в современной системе российского законодательства. Его можно рассматривать как упорядоченную и находящуюся во взаимосвязи совокупность федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих отношения в области культуры. Предмет этого законодательства составляет культурная деятельность в том смысле, как она понимается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. В соответствии со ст. 3 данного Закона культурной является деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Деятельность Российского государства в области культуры основывается на положениях Конституции РФ. Она определяет компетенцию органов государственной власти в области культуры. Это выражается в выделении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в данной области (ст.71 и ст.72), что представляется необходимым в реалиях федеративного государства. Конституция РФ 1993 г. указывает также место Правительства РФ (ст.114) – обеспечение проведения единой политики в области культуры [1].

Конституция РФ закрепляет культурные права и свободы человека – это свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Положениями ст. 30 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Конституция РФ основана на приоритете прав и свобод человека и гражданина. На государство возлагается обязанность по обеспечению, гарантированию и охране прав и свобод человека и гражданина. Вследствие этого законодательство о культуре как отрасль российского законодательства должно быть направлено на обеспечение культурных прав человека, закрепленных в Конституции РФ [1].

Развитие национального законодательства о культуре определяется также обязательствами Российской Федерации, принятыми ею в рамках ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций. Международным правом затрагиваются вопросы сохранения различных категорий культурных ценностей, авторского права, ввоза и вывоза культурных ценностей и сотрудничества государств в предотвращении соответствующих нарушений, обеспечения культурного сотрудничества между странами. ЮНЕСКО принимались также документы, определяющие правовой статус субъектов культурной деятельности. Участие России во многих международных договорах в области культуры обусловлено ее положением правопреемника СССР. Кроме того, проводится работа по присоединению к тем соглашениям, которые были проигнорированы в советский период (в основном это относится к конвенциям в области авторского права). Во многих случаях это предполагает внесение определенных изменений в отечественное законодательство.

До 1991 г. в России действовал только один закон в сфере культуры – Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый в 1978г.

В структуре современного российского законодательства о культуре необходимо отметить повышение роли закона в правовом регулировании культурной деятельности. Только в период с 1991 г. по 2002 г. было принято девять законодательных актов, непосредственно посвященных вопросам создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей [4].

Центральное место занимали Основы законодательства о культуре. В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.2015 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»  в систему законодательства о культуре входят [2]:

–  данные Основы;

–  законы Российской Федерации;

–  законы субъектов Российской Федерации о культуре;

–  нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

Все принятые нормативные правовые акты на федеральном, региональном и муниципальном уровне должны быть основаны на положениях Конституции Российской Федерации.

Основы законодательства о культуре продолжают играть роль активного центра отрасли законодательства, хотя в современной российской правовой системе их приоритет перед иными законодательными актами не предусмотрен. Основы законодательства о культуре можно рассматривать в качестве своеобразной общей части законодательства о культуре, принципы и нормы которой конкретизируются и развиваются в законах, посвященных отдельным направлениям культурной деятельности.

В 2014 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития образования в области культуры и искусства в Российской Федерации на 2014-2016 гг., согласно которому планируется в том числе внесение изменений в Основы законодательства о культуре.

Кроме Основ законодательства о культуре, культурная деятельность как специфический объект правового регулирования получила закрепление и в иных законодательных актах федерального уровня, посвященных непосредственно деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

К таким законам можно отнести следующие акты:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации, которым регулируется оборот объектов культурного наследия, культурных ценностей, порядок создания, реорганизации, ликвидации организаций, осуществляющих культурную деятельность, а также объединений в области культуры;

2)  Федеральный закон от 26.05.1996 № 54 (с изменениями на 3 июля 2016 года) –ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», который определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации;

3)  Федеральный закон от 25.06.2002 № 73 (с изменениями на 7 марта 2017 года) –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, б.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44