VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация, результаты деятельности которой использованы в ВКР в качестве объекта исследования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006628
Тема: Организация, результаты деятельности которой использованы в ВКР в качестве объекта исследования
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» 

Факультет онлайн обучения





Направление подготовки: «Юриспруденция»

Магистерская программа: «Гражданское право»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



«проблемы РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»







	Студент

 Дворникова Анастасия Геннадьевна

 

 



(Фамилия, имя, отчество )



(подпись)

Руководитель

 Журавлева Елена Михайловна



 



(Фамилия, имя, отчество)



(подпись)



Рецензент 

 Крипакова Дина Равильевна



 



(Фамилия, имя, отчество)



(подпись)





Москва 

2017




	Факультет онлайн обучения

КОНЦЕПЦИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Обучающийся 

 Дворникова Анастасия Геннадьевна

Направление подготовки

Юриспруденция





1. Тема ВКР

«Проблемы реорганизации юридических лиц»

 



Утверждена приказом по Университету     № ________ от «____» _____________ 20___ г.

2. Срок сдачи магистрантом законченной ВКР «____» ________________ 20___ г.

3. Исходные данные по ВКР 

 





4. Обоснование актуальности темы _____________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Цель исследования _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Задачи исследования

6.1.__________________________________________________________________________

6.2.__________________________________________________________________________

7. Организация, результаты деятельности которой использованы в ВКР в качестве объекта исследования_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Предполагаемые методы исследования

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Ожидаемые основные результаты исследования



10. Содержание разделов ВКР (наименование глав)







11. Перечень приложений к ВКР



 

 

Дата утверждения концепции  

 «____» ______________ 201___ г.



«Утверждаю»

Руководитель ВКР

 



подпись

Обучающийся 

 



подпись




ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Глава 1. Правовая природа института реорганизации юридических лиц

1.1 Понятие реорганизации. Реорганизация как способ прекращения и образования юридических лиц

1.2. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц

1.3 Формы реорганизации: общие характеристики

Глава 2. Порядок и условия проведения реорганизации юридических лиц

2.1 Основания проведения реорганизации

2.2 Подготовка и принятие решения о реорганизации юридического лица

2.3 Завершение реорганизации юридического лица и ее последствия

Глава 3. Виды реорганизации и проблемы ее правоприменительства 

3.1 Особенности процедур слияния и присоединения

3.2 Разделение, преобразование и выделение юридических лиц

3.3 Ликвидация юридического лица как следствие неправомерности его реорганизации 

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов и научной литературы

Приложение




ВВЕДЕНИЕ



Условия российского бизнеса рубежа XX - XXI веков, характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, повышением требовательности потребителей, усилением конкурентной борьбы, выдвинули на первый план проблемы эффективного управления организацией, важнейшей из которых является сохранение конкурентоспособности в условиях непрерывно меняющихся факторов микро и макросреды. Адаптация к новым условиям предполагает проведение изменений во внутренней среде организации. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что существующая система управления не всегда соответствует текущим целям организации. Центральными факторами успеха становятся процессы переосмысления деятельности компании, реконструкции производства, реорганизации бизнес-процессов.

Успешная организация постоянно находится в динамике. Организация - живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все организации направлены на развитие, а значит, их целью является движение только в положительном направлении, в направлении роста. 

Не всегда организациям удается двигаться в направлении роста, и тогда наступает момент, когда принимается решение о реорганизации Общества, как один из самых распространенных способов прекращения деятельности. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Процессы приватизации и обновления российского законодательства также в немалой степени способствовали распространению на практике отдельных форм реорганизации. Для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Все это потребовало более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса реорганизации. Так, в ныне действующем ГК РФ общим вопросам реорганизации юридических лиц посвящено четыре статьи и, кроме того, по одной статье - в отношении реорганизации хозяйственных товариществ и обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов. Законодательные акты об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц еще подробнее регулируют соответствующие вопросы реорганизации. Вместе с тем, даже такое более детальное по сравнению с ранее действовавшим законодательством правовое регулирование не позволяет решить всех возникающих при реорганизации вопросов, делая актуальной проблему изменения и дополнения существующих нормативных актов. 

Недостаточность правового регулирования проявляется, например, в отсутствии четкого указания на порядок оформления правопреемства при реорганизации, необходимости включения положений о правопреемстве в отношении ответственности, потребности в более комплексном сочетании интересов реорганизуемого юридического лица и его кредиторов, чему должно способствовать, как представляется, деление кредиторов на две группы: кредиторов, имеющихся у юридического лица на день принятия решения о реорганизации, а также кредиторов, появившихся после такого решения, и соответственно этому различное правовое регулирование защиты их интересов. Совершенствование же законодательства невозможно без научной разработки проблем реорганизации, в частности, определения понятия реорганизации и выделения ее признаков. 

Актуальность выбранной темы в том, что реорганизация - это один из путей прекращения деятельности, который необходимо исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Таким образом, научная и практическая значимость указанных проблем, недостаточная их теоретическая разработка и дискуссионность ряда вопросов предопределили выбор темы.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных правоведов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук, а также работы зарубежных юристов. Среди них следует выделить работы: Б.П. Архипов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Д.В. Жданов, И.А. Зенин, Д.О. Колосов, М.А. Коханова, М.М. Кулагин, Н.В. Пантелеев, М.Г. Розенберг, Е.А. Суханов, М.В. Телюкина, Д.И. Шабанова, Ю.М. Юмашев и многие другие.

Цель исследования заключается в выработке и обосновании понятия реорганизации юридического лица, выявлении и раскрытии признаков реорганизации, проведении анализа гражданского законодательства и правоприменительной практики в сфере реорганизации юридических лиц для разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Исходя из названной цели, определены следующие основные задачи:

- проанализировать законодательные основы реорганизации юридических лиц, в том числе изучить понятие реорганизации юридических лиц и специфику правовое регулирование данной процедуры,

- рассмотреть формы и ключевые этапы процедуры реорганизации,

- выявить особенности различных форм реорганизации юридических лиц.

Объектом исследования дипломной работы являются правоотношения, возникающие в сфере реорганизации юридических лиц.

Предмет исследования - реорганизация как особый процесс, происходящий с юридическим лицом; понятие реорганизации; признаки реорганизации: особый субъектный состав, создание и (или) прекращение при реорганизации юридических лиц, наличие правопреемства.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, гражданское законодательство РФ.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области гражданского и предпринимательского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка используемой литературы. 




Глава 1. Правовая природа института реорганизации юридических лиц

1.1 Понятие реорганизации. Реорганизация как способ прекращения и образования юридических лиц

Как известно, участниками гражданских правоотношений являются не только отдельные граждане (физические лица), но и создаваемые ими коллективные образования – организации (юридические лица).

Юридическим лицом признается организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.

Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру проведения реорганизации, достаточно обширна. Она включает в себя большое количество нормативно-правовых документов. Одним из наиболее важных документов является Гражданский кодекс РФ, включающий в себя следующие разделы: 

ст. 56 ГК РФ Ответственность компании 

ст. 57 ГК РФ Процесс проведения процедуры реорганизации 

ст. 58 ГК РФ Как происходит передача прав вновь образованным предприятиям 

ст. 59 ГК РФ Как происходит формирование передаточного акта 

ст. 60 ГК РФ Все права кредиторов при проведении разделения гарантируются 

ст. 60.1 ГК РФ Какие могут возникнуть последствия при признании процедуры проведения реорганизации недействительной 

ст. 60.2 ГК РФ Когда именно возможно признание реорганизации несостоявшейся 

ст. 61 ГК РФ Что такое ликвидация юридического лица 

ст. 62 ГК РФ Какие имеются обязанности у лиц, которые принимают решение о проведении реорганизации юридического лица 

ст. 63 ГК РФ В каком порядке проводится ликвидация 

ст. 64 ГК РФ Как удовлетворяются требования кредиторов 

ст. 65 ГК РФ Что такое банкротство (несостоятельность) компании 

Не менее важным является Федеральный закон №129-ФЗ от 08.08.01 г. «О государственной регистрации». В нем также достаточно обширно затрагивается тема проведения реорганизации юридического лица. Наиболее важными разделами данного нормативно-правового документа являются следующие: 

ст. 13.1 Обязательно формирование специального уведомления о проведении реорганизации юридического лица 

ст. 14 Какие именно документы нужны для проведения процедуры реорганизации 

ст. 15 В каком именно порядке осуществляется государственная регистрация юридического лица в случае его составления путем реорганизации 

ст. 16 Каким образом проводится заключительный этап регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 51 общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причём одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определённые права и обязанности.

Реорганизация – это сложный процесс, причем не только с правовой точки зрения, но и с экономической. Для успешного проведения требуется знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения и бухгалтерского учета.

Решение о реорганизации юридического лица принимают его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на осуществление этой процедуры учредительными документами. Такая реорганизация считается добровольной. Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. 

Помимо законодательства, дополнительными основаниями для проведения реорганизации присоединения должны быть определенные обстоятельства. 

Нарушение порядка юридического оформления реорганизации может привести к признанию реорганизации недействительной (несостоявшейся). Неправильное отражение процесса реорганизации в бухгалтерском учете может повлечь за собой серьезные ошибки в исчислении налогов и, соответственно, большие экономические потери для организаций. 

Поэтому перед реорганизацией необходим детальный правовой, налоговый и бухгалтерский анализ путей и механизмов ее проведения. 

Прекращение общества с ограниченной ответственностью с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (ст. 61 ГК РФ, ст. 57 Закона).

Действующее гражданское законодательство РФ до конца не формулирует точного и полного понятия и сущностные признаки института реорганизации. 

М.И. Кулагин трактовал реорганизацию юридических лиц, как одну из правовых форм, в которую облекается процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран.

Некоторые авторы отождествляют процесс реорганизации с процедурой прекращения юридического лица.

Как считал М.И. Брагинский, реорганизация - это прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определённые права и обязанности. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица. 

По мнению Е.А. Суханова реорганизация - это прекращение юридических лиц, влекущее, переход прав и обязанностей, ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т. е. правопреемство.

В.С. Мартемьянов трактовал реорганизацию как прекращение существования предприятия в его прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства.

Правопреемство – это переход от одного лица (субъекта права) к другому прав и обязанностей или отдельных прав, который может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований. Правопреемство призвано гарантировать стабильность хозяйственных отношений. Как правило, под правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного лица – правопредшественника к другому лицу – правопреемнику, заменяющему его в правоотношении. 

При правопреемстве новый субъект в правоотношении заступает на место первоначального, а перешедшие к нему права остаются тождественными правам первоначального субъекта. 

Таким образом, правопреемство представляет собой разновидность способа приобретения права. 

	Формально правопреемство документируют:

	передаточный акт (при слиянии, присоединении и преобразовании) (Приложение 1);

	разделительный баланс (при разделении и выделении) (п. 1 ст. 59 ГК) (Приложение 2);

	предусмотрено заключение договора о слиянии или присоединении (Приложение 3).

Понятие реорганизации также приводится К. Т. Трофимовым: «Реорганизация — прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась».

На мой взгляд, все вышеперечисленные определения не универсальны, так как не охватывают такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права.

Более подходящее определение реорганизации, с моей точки зрения, было предложено Н.И. Клейн, такое как: «Реорганизация предприятия - организационные мероприятия, в результате которых изменяется субъектный состав рынка, то есть прекращаются ранее действовавшие и (или) возникают новые предприятия».

Как видно из данного понятия и определения, реорганизация рассматривается как процесс прекращения и создания юридических лиц, при соблюдении условия универсального правопреемства. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации общества с ограниченной ответственностью регулируют также ст. 52 - 56 Закона.

Прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью проводимой реорганизации. В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

 Основные  цели, которые преследуют участники реорганизации – это, прежде всего финансовая выгода (укрупнение юридического лица, увеличение материального и имущественного фонда), увеличения доли присутствия на рынке, оптимизация налогообложения. Также не стоит списывать со счетов и такую цель как уход от исполнения обязательств, гарантиями исполнения которых, могут служить привлекательные активы либо имущество.

Задачей реорганизации является перевод предприятия в некоторое целевое состояние, характеризующееся, как правило, качественно более высоким уровнем организации работы за счет повышения эффективности бизнес-процессов, создания организационной структуры, направленной на поддержку выполнения бизнес-процессов, создания информационной системы поддержки выполнения бизнес-процессов.

 В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 

Довольно обширное понятие реорганизации дает Коровайко А.В. - «Реорганизация, представляется способом консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица на основе их субъективных интересов, иногда отличных от целей реорганизуемого субъекта как такового, в противоположность господствующему мнению о реорганизации как о способе оптимизации бизнеса путем перераспределения имущества».

Из современных ученых Ю.Б. Фогельсон поддерживает концепцию, согласно которой юридическое лицо представляет собой социальный субъект, в основе которого лежит социально-целевая связанность. По его мнению, деятельность юридического лица — это такая деятельность людей, которая направлена на достижение единой цели и потому образует социально-целевое единство. Существенным является то, что деятельность организации является одной из форм деятельности граждан (физических лиц).

Законодательным подтверждением приведенных концепций может служить часть 2 ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», установившая, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

В определенной степени, приводимые теоретические основы нашли отражение в правоприменительной практике высших судебных органов России. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П содержится указание на то, что юридические лица по сути своей являются объединениями граждан, которые созданы для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Опираясь на приведенные доводы и, несмотря на то, что в Конституции РФ вообще отсутствует упоминание о юридических лицах, Конституционный Суд РФ распространил на юридических лиц конституционные гарантии, предусмотренные в отношении граждан и объединений граждан в качестве субъектов названных прав.

За понятием «реорганизация» стоит переход имущества (его части) одного лица к другому. На мой взгляд, если бы не было установлено законодательного легального определения, то процесс реорганизации вполне бы мог протекать в следующей форме: получение участниками причитающегося им после расчетов с кредиторами имущества (активов) прекращенного (за исключением случаев выделения) юридического лица и незамедлительная передача его в полном объеме другому юридическому лицу. 

В настоящее время процедура реорганизации стала более узаконенной, требования к проведению регистрационных действий ужесточили в связи с изменениями, принятыми в 2017 г. в Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (с изменениями и дополнениями от 30.10.2017 г.). Данную процедуру, как правило, контролируют Федеральные налоговые органы, как местные, так и созданные на базе ФНС Единые регистрационные центры. 

В течении трех дней с момента принятия решения о реорганизации налогоплательщик обязан уведомить Федеральный налоговый орган (ЕРЦ) о принятом решении о реорганизации юридического лица в письменной виде. Подробная процедура описана в главе 2 настоящей дипломной работы.

Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати – Вестник государственной регистрации, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Программа реорганизации и каждый ее этап нацеливаются на преодоление возникших организационно-управленческих проблем во всех их проявлениях. 

При этом, не всегда по истечении 30 дней принимается положительное решение о реорганизации. По решения Федерального налогового органа процедура реорганизации может быть приостановлена, а также принято решение о прекращении процедуры реорганизации в связи с определенными обстоятельствами. Данный вопрос подробнее описан в главе 2 настоящей дипломной работы.

Институт реорганизации бесспорно имеет как и преимущества, так и недостатки. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки и, возможно, самое главное, производительный капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства, пусть даже на незначительный срок. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного технического, организационного и финансового эффекта.

Существующая в настоящее время неоднозначность представлений о понятии и содержательной стороне реорганизации может привести к неправильному пониманию юридической природы этого процесса.

Так, А.П. Башилов указывал, что во всех исключительных случаях прекращения товарищества следует отличать прекращение внутренних отношений между товарищами от прекращения внешних отношений товарищества с третьими лицами. Моменты того и другого прекращения могут не совпадать. Что касается внутренних отношений между товарищами, то они прекращаются немедленно по наступлению факта, прекращающего товарищество. По отношению же к третьим лицам товарищество во все время ликвидации продолжает считаться существующим.

В этой связи, можно выделить две специфические сферы правоотношений по поводу реорганизации: «внутреннюю», охватывающую лишь круг участников реорганизуемых субъектов, и «внешнюю», отражающую связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом правила о трудовых отношениях при реорганизации организации - работодателя установлены в ст. 75 Трудового кодекса РФ.

Соответственно, с содержательной стороны реорганизацию можно определить как способ консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица.

С формально-юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

Юридически значимыми признаками реорганизации являются:

	универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения — измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику имущественных и исключительных прав, также передачу имущественных обязанностей (пассива);

	изменение размера уставного капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования);

	учреждение вновь образуемых обществ — правопреемников не самим реорганизуемым обществом, а его участниками (всеми или частью в зависимости от вида реорганизации), и как следствие — отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия последнего.

	

1.2. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц

Институт реорганизации юридических лиц является относительно новым и мало изученным в системе российского законодательства. В настоящее время, до сих пор возникают проблемы при реорганизации юридических лиц как у государственных органов, сопровождающих процедуру реорганизации, так и у самих юридических лиц.

Для изучения проблем реорганизации юридических лиц мною была изучена история развития законодательства о реорганизации юридических лиц.

В российском дореволюционном законодательстве существовало немало норм, специально посвященных участию в гражданском обороте корпоративных образований. Такие образования представляли собой «объединения лиц», созданные для извлечения прибыли (имелись в виду акционерные и иные «товарищества») или созданные для достижения других, не связанных с извлечением прибыли целей (имелись в виду «общества»). Наряду с ними существовали нормы, регулировавшие государственные учреждения. Такие нормы регулировали, наряду с созданием и осуществлением деятельности юридического лица, и порядок его прекращения.

Сложностью правового регулирования прекращения юридических лиц обычно объяснялось то, что соответствующие вопросы должны были решаться в основном в уставе юридического лица. При этом принятые государством специальные нормы применялись только при необходимости восполнить пробелы, обнаруженные в уставе юридического лица.

Единственными формами реорганизации, которым нашлось место в законодательстве, были слияние и присоединение. При этом второе рассматривалось обычно как разновидность первого. В этом своем качестве слияние противопоставлялось остальным возможным видам прекращения. Как писал в свое время Г.Ф. Шершеневич: «отличие слияния от иных способов прекращения акционерного товарищества обнаруживается в отсутствии ликвидации». 

Российский Устав Торговый 1903 г. не содержал понятия «реорганизация» (ни прямо, ни косвенно). Прекращение акционерных компаний рассматривалось только в смысле ликвидации Коровайко А.В. 

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда утвердилась общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и стремления к монополистическому положению на рынке. Соответственно, из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний - учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г. 8 июля 1799 г. 

Раннее советское законодательство прямо не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала перечень оснований прекращения организаций, среди которых такой процедуры, как реорганизация, не значилось. Но в то же время п. «б» ст. 364 первого Гражданского кодекса Советской Республики устанавливал в качестве основания прекращения акционерного общества упоминается его слияние с другим акционерным обществом. В отношении прочих юридических лиц, говоря об их прекращении, ГК РСФСР 1922 г. не упоминает о реорганизации вовсе. 

При отсутствии в ГК РСФСР 1922 г. соответствующих норм, прекращение юридических лиц регулировалось главным образом актами, посвященными отдельным видам юридических лиц.

В 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли Положение об акционерных обществах, в котором в качестве основания прекращения акционерного общества без ликвидации его дел и имущества упоминались: соединение его с другим акционерным обществом в новое общество или присоединение его к другому обществу; разделение его на два или несколько самостоятельных обществ; переход его активов и пассивов к юридическому лицу другого вида (преобразование). Одновременно с этим Положением действовало Положение «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении» от 15 июня 1927 г. Данное постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативов - слияние и разделение, однако не регламентировало процедуру и механизм такой реорганизации.

В 1957 г. в Риме был подписан международный договор, провозгласивший создание Общего рынка для стран - участниц Европейского экономического сообщества (далее по тексту – ЕС). С этого времени, в странах Западной Европы начался процесс унификации акционерного законодательства. Главным инструментом унификации акционерного законодательства стран - участниц ЕС стали директивы Совета Министров ЕС.

Вопросам реорганизации акционерных обществ были посвящены две из двенадцати принятых директив: третья директива от 9 октября 1978 г. (78/855) об объединении открытых АО; шестая директива от 17 декабря 1982 г. (82/891) о разделении открытых акционерных обществ.

В зарубежном законодательстве правовое регулирование процесса реорганизации чаще всего является предметом отдельного нормативного акта. Это обстоятельство, а также наличие неразрешенных законодательных противоречий и недоработок и послужили причиной появления точки зрения о необходимости принятия специального закона, который регулировал бы процесс реорганизации.

В силу особенностей исторического развития Советского Союза зарубежное акционерное законодательство не могло быть воспринято законотворческими органами. Кроме того, в законодательстве СССР практически отсутствовало дифференцированное регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики.

В качестве самостоятельного правового института реорганизация юридических лиц впервые появляется в ГК РСФСР 1964 г., который посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (ст. 37, 38 и 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривается исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37 ГК РСФСР). Согласно ГК РСФСР 1964 г. реорганизация могла осуществляться в трех формах: слияния, разделения и присоединения (ст. 37, 39). Подробное регулирование реорганизации осуществлялось и в это время посредством актов, посвященных отдельным видам юридических лиц и принятых в основном до вступления в силу ГК РСФСР 1964 г.

Следующий этап законодательного развития процедуры реорганизации юридического лица исторически связан с периодом становления правовой системы суверенной России. Одними из первых в 1990 г. принимаются Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановление Совета Министров РФ от 25 декабря 1990 г., утвердившее Положение об акционерных обществах. В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в п. 1 ст. 37 впервые были указаны пять форм реорганизации - слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование. В соответствии с п. 8 ст. 37 указанного Закона «при преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия».

Следующим за ними нормативным актом, включавшим положения о реорганизации, были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. № 2211-1. Они предусматривали пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 16).

Принятые до 1994 г. нормативные акты, затрагивающие вопросы реорганизации юридических лиц, носят в основном специальный характер. Так, указами Президента РФ от 25 ноября 1991 г. № 232 и от 28 ноября 1991 г. № 240 предписывалось реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением последним прав юридического лица. Вопросам преобразования государственных предприятий и их объединений в акционерные общества посвящен Указ Президента РФ № 721 от 01.07.1992 г.

Несмотря на заметный прогресс в развитии проблем реорганизации, связанный с принятием ГК РФ 1994 г. и ряда специальных актов (Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»), процесс формирования правового института реорганизации юридических лиц вряд ли можно считать завершенным.

Нормативная база по вопросам реорганизации претерпела ряд видоизменений после принятых поправок в статьи Гражданского кодекса РФ. Редакция, существовавшая до вступления в силу новшеств, действовала до 1 сентября 2014 года и предусматривала порядок реорганизации, который не был детально урегулирован.

С 2014 года юридическим лицам.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.