VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Oрганизация кредитного процесса в банках

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000282
Тема: Oрганизация кредитного процесса в банках
Содержание
Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3 
1. Оценка кредитоспособности заемщика…………………………………………5
2. Механизм предоставления ссуд………………………………………………..17
3. Кредитный мониторинг…………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….30 
Расчетная часть …………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………33





















    
    Введение
    
      Кредитно-финансовая системы – одно из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства  исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителямиперераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.
      Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Важнейшим средством такого выбора является оценка кредитоспособности клиента. При анализ кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы:
      1. Способена ли заемщик выполнить сво обязательствы в срок? 
      2. Готов ли он их исполнить?
      На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.
      Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. 
      В настоящее время, единой нормативно – правовой базы организации процесса кредитования не существует, как и универсальной методики оценки кредитоспособности заемщика, в связи с чем, каждый банк самостоятельно разрабатывает свою систему кредитования на основании федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность в России, а также положений и инструкций Центрального Банка РФ. И, именно от эффективности разработки данного процесса зависит доходность кредитных операций банка и его финансовая устойчивость, что определяет важность исследования данного процесса.
      Таким образом, очевидным является то, что организация процесса и порядок предоставления банковских кредитов отражают специфику деятельности банка, в связи с чем, исследование в рамках данной темы курсовой работы является актуальным на любом этапе развития сферы банковского кредитования.
      Цель данной работы – рассмотреть возможные варианты оценки кредитоспособности заемщика,  разобрать методики предоставления ссуд и понять, что такое кредитный мониторинг.
      Объектом исследования является организация кредитного процесса в банках.
      Предметом исследования выступают теоретическая и практическая база банковского кредитования. 
      























1. Оценка кредитоспособности заемщика

      Процесс кредитования связан с действием многочисленных и разнообразных факторов риска, т.е. вероятность (степень) возможного невозврата заемщиком ссуженных денежных средств кредитной организацией (банком) в установленный срок и по полной сумме с процентами. Поэтому до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк после получения заявки и необходимых документов должен тщательно изучить факторы, которые могут повлечь за собой непогашение ссуд, т.е. осуществить оценку кредитоспособности заемщика.
            Кредитоспособность заемщика – это способность возвратить кредитору (банку) денежные заемные средства по полной сумме с процентами в установленный срок согласно условиям кредитного договора.
       Основная цель оценки кредитоспособности – определить способность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду и на этой основе формализовать в кредитном договоре условия ее предоставления. Коммерческий банк в каждом конкретном случае определяет степень риска, который он готов взять на себя, размер кредита и возможность его предоставления в данных обстоятельствах.
      Таким образом, кредитоспособность представляет собой такое реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале, продолжении или прекращении кредитных отношений с клиентом. 
      В российской практике, для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков. Целью проведения анализа рисков является определение возможности, размера и условий предоставления кредита. [5, c. 138]
      Кредитный риск представляет собой риск невыполнения третьей стороной кредитных  обязательств перед кредитной организацией.
      Основными задачами оценки кредитоспособности заемщика являются:
      * изучение финансового положения предприятия;
      * предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной деятельности заемщика;
      * стимулирование предприятия в направлении повышения эффективности его деятельности;
      * определение тенденций изменения кредитоспособности на перспективу;
      * определение результативного показателя кредитоспособности клиента с целью сравнения разных заемщиков. 
      Основные этапы проведения анализа кредитоспособности клиента:
      * оценка финансового состояния заемщика (анализируется на основе расчета финансовых коэффициентов: коэффициентов ликвидности, показателей финансовой устойчивости, показателей оборачиваемости и рентабельности);
      * качественный анализ (осуществляется на основе анализа информации о заемщике не финансового значения);
      * определение рейтинга заемщика. [3, с. 115]
      Рассмотрим более подробно каждый этап проведения анализа кредитоспособности заемщика:
      1. Оценка финансового состояния заемщика 
      Оценка финансового состояния заемщика проводится с учетом тенденций изменений финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения. С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления финансово – хозяйственной политики предприятия.
      Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: 
      1) Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность
      предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
      Коэффициент абсолютной ликвидности К1 характеризует способность организации погашать текущие краткосрочные обязательства наиболее ликвидными активами в полном объеме в установленные банком-кредитором сроки и определяется как соотношение (1.1): [10, с. 355]
      
      	Денежные средства    +   Краткосрочные фин. вложения
      К1  =   ___________________________________________________      (1.1)
       	  Срочные обязательства предприятия
        	 (краткосрочные кредиты и займы)
     
      Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Сбербанка России. Значение коэффициента в пределах 0,8 - 1,0.
      Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. [10, c. 356]
      К2 определяется как отношение (1.2):
                   Денежные средства + Краткосрочные фин. вложения
       К2  = _______________________________________________    (1.2)
      Краткосрочные обязательства
     
      Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей «краткосрочные финансовые вложения» и «дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)». Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно. Данный коэффициент представляет интерес для кредитов. При его значении меньшем 0,8 можно говорить о высокой степени финансового риска.
      Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) К3 является обобщающим показателем платежеспособности предприятия.           Он указывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства (1.3):
      
                          Оборотные активы
       К3   = _____________________________                                          (1.3)
                         Краткосрочные обязательства
     
      Коэффициент К3 используется для оценки предела кредитования. Рекомендуемое значение не менее 1, но не более 5. Для одних предприятий достаточный уровень может быть ниже, для других - выше. Все зависит от структуры материальных оборотных средств и дебиторской задолженности.
      	При расчете требуется индивидуальный подход к каждому из предприятий, так как один и тот же уровень коэффициента может быть достаточным для одного предприятия и недостаточным для другого, с другой структурой оборотных активов. 
      По рассмотренным показателям определяется уровень кредитоспособности клиента (таблица 1.1.).
      Таблица 1.1.
     Уровень кредитоспособности клиента
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Полностью кредитоспособно
Ограниченно кредитоспособно
Не кредитоспособно
общий k покрытия
> 2
общий k покрытия
= 2
общий k покрытия
< 2
промежуточный k покрытия
> 1
промежуточный k покрытия
= 1
промежуточный k покрытия
< 1
k абсолютной ликвидности
> 0,2
k абсолютной ликвидности
= 0,2
k абсолютной ликвидности
< 0,2

      2) Показатели финансовой устойчивости, финансовая устойчивость
      оценивается по соотношению собственных и заемных средств предприятия, по темпам накопления собственных средств в результате хозяйственной деятельности, достаточным обеспечением оборотных средств собственными источниками.
      Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия. [10, c. 357]  
      К4 рассчитывается как отношение (1.4):
      
      
                               
                        Собственные средства
      К4 = ______________________________________________       (1.4)
                Обязательства по привлеченным заемным средствам
     
      При оценке финансовой устойчивости предприятия используются и другие коэффициенты (таблица 1.2).
     Таблица 1.2.
     Коэффициенты финансовой устойчивости
Наименование коэффициента
Расчет
Значение
k независимости
собственный капитал /валюта баланса
Считается, если этот показатель больше 0,5, то риск кредитования сведен к минимуму. Максимальное значение 1. Снижение значения показателя в течение рассматриваемого периода указывает на недостаток собственных средств.
k привлечения заемных средств
заемные средства /валюта баланса
Оптимальные параметры в пределах от 0 до 0,5. Чем выше значение, тем больше риск.
k обеспечения собственными оборотными средствами
собственные оборотные средства /оборотные активы
Значение показателя менее 0,6 означает сильную зависимость клиента от заемных средств, более 0,8 – предприятие практически не пользуется заемными средствами. В этом случае необходимо проанализировать состояние кредиторской задолженности.
k финансового рычага
заемные средства /собственный капитал
Характеризует финансовую независимость предприятия. Оптимальное значение 1.

k маневренности
собственные средства /собственный капитал
Оптимальное значение 0,6 - 0,9. При значении показателя меньше 0,6 складывается ситуация, при которой активы предприятия не обеспечиваются собственными источниками покрытия и поэтому нарушается финансовая устойчивость. У заемщика снижается возможность маневрирования собственными ресурсами. Значение показателя более 0,9 означает омертвление источников финансирования и свидетельствует об отсутствии у заемщика реальной деятельности.
      3) Показатели оборачиваемости и рентабельности, оборачиваемость
разных элементов оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитывается в днях исходя из объема дневных продаж (однодневной выручки от реализации). Объем дневных продаж рассчитывается делением выручки от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270 или 360 дней).
      Средние (за период) величины оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитываются как суммы половин величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.
      Оборачиваемость оборотных активов (1.5):
                   средняя стоимость оборотных активов
       Коб  = _____________________________________                                  (1.5)
                              объем дневных продаж
      
      Оборачиваемость дебиторской задолженности (1.6):
      
                           средняя стоимость ДЗ
       Коб. дз.  = __________________________                                                  (1.6)
                           объем дневных продаж
      
      Оборачиваемость запасов (1.7):
      
                           средняя стоимость запасов
       Коб. зап.  = ____________________________                                            (1.7)
                              объем дневных продаж
      
      Аналогично при необходимости могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости других элементов оборотных активов (готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов) и кредиторской задолженности. [10, c. 358]
      Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.
      Рентабельность продукции (рентабельность продаж) (1.8):
      
                    прибыль от реализации (продаж)
       К5  =     ________________________________                                    (1.8)                                             
                     выручка от реализации (продаж)
       
      Рентабельность вложений в предприятие (1.9):
      
                   балансовая прибыль
       К5  = _________________________                                                            (1.9)
                          итог баланса
      
      2. Качественный анализ основан на использовании информации,
которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения данного анализа используются сведения, представленные заемщиком, службой безопасности и информация базы данных о кредитных историях. Качественный анализ влияет на окончательное решение о выдаче кредита.
      На этом этапе оцениваются следующие риски:
      1) отраслевые (состояние рынка по отрасли; тенденции в развитии конкуренции; уровень государственной поддержки; значимость предприятия в масштабах региона; риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков);
      2) акционерные (риск передела акционерного капитала; согласованность позиций крупных акционеров);
      3) регулирования деятельности предприятия:
      	- подчиненность (внешняя финансовая структура);
      	- формальное и неформальное регулирование деятельности;
      	- лицензирование деятельности;
      	- льготы и риски их отмены;
      	- другие.
      3. Определение рейтинга заемщика 
      Это заключительный этап оценки кредитоспособности, который позволяет класс заемщика. Все предприятия на основании коэффициентов и показателей их деятельности делятся на 3 класса. При этом, в основе методики определения класса кредитоспособности заемщика  лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.
      Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения заемщика ко II классу, выше средних - к I  и ниже средних к III. 
      Классы заемщиков [10, c. 358-359]:
      * первоклассные – кредитование которых не вызывает сомнений;
      * второго класса – кредитование требует взвешенного подхода;
      * третьего класса – кредитование связано с повышенным риском.




Таблица 1.3.
Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика
Коэффициенты
Первая категория
Вторая категория
Третья категория
К1
0,2 и выше
0,15 - 0,2  
менее 0,15
К2
0,8 и выше
0,5 - 0,8
менее 0,5
К3
2,0 и выше
1,0 - 2,0
менее 1,0
К4
1,0 и выше
0,7 - 1,0
менее 0,7
К5
0,15 и выше
менее 0,15
нерентабельные
      Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности.
      Сумма баллов (S) влияет на рейтинг заемщика следующим образом:
      Если S = 1 или 1,05 – заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности. При S > 1, но < 2,42 – рейтинг заемщика соответствует второму классу. Иначе при S = 2,42 или > 2,42 – рейтинг заемщика соответствует третьему классу.
      Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить [10, с. 351]:
      - анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты ликвидности и покрытия; 
      - оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов;
      - изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на коэффициенты ликвидности и покрытия; 
      - анализ факторов, определивших рост или снижение показателя обеспеченности собственными средствами;
      - оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции достаточности собственных средств клиента.
      Анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности, а также выработать условия по данному классу.
      Основываясь на кредитном рейтинге заемщика, банк получает дополнительную возможность для реализации своей процентной политики. Так, предприятиям, отнесенным к первой категории риска, кредиты могут выдаваться по минимально допустимой ставке, в то время как предприятиям с более высоким риском кредитования устанавливается повышенная процентная ставка по кредиту.
      Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает: разработку системы оценочных показателей, определения критериальных границ этих показателей, их ранжирование и оценку суммарной кредитоспособности. 
      Методику оценки кредитоспособности каждый банк разрабатывает самостоятельно, поэтому как в подходе к общей рейтинговой оценке, так и в критериях по каждому аналитическому блоку имеются существенные различия во взглядах разных банков. Это не может не отражаться на общем состоянии рассматриваемого рынка и в частности на развитии малого и среднего бизнеса. Кроме того, неправильная оценка приводит к все более прогрессирующему росту невозвращенных и просроченных кредитов, кредитов, не приносящих банкам доходов и т.д., что, в свою очередь, вызывает рост недоверия банков к потенциальным заемщикам и в результате дестабилизирует кредитный рынок.
      Таким образом, оценка кредитоспособности заемщика основывается на результатах анализа его деятельности.
      Для сравнения ниже представлены американская и французская методики оценки кредитоспособности заемщика.
      В американской практике применяется «правило пяти си». [8, c. 183]
      С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву С: 
      1. Характер заемщика (Сharacter) – его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится, прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию. 
      2. Финансовые возможности (Сapacity) – способность заемщика погасить кредит, определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов, перспектив их изменения в будущем. Способность заемщика получать деньги по всем своим операциям (изучается общий приток денег, полученных заемщиком в ходе предпринимательской деятельности в течение всего периода его деятельности) или по конкретному проекту; способность заемщика управлять наличными (изучение прошлых проектов).
      3. Капитал, имущество (Сapital) – наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов. Заемщик должен быть в состоянии разделить риск проекта с кредитующим банком.
      4. Обеспечение (Сollateral) – его достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска. Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже. 
      5. Общие экономические условия (Сonditions) – выяснение текущего состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно – экономики, отрасли, к которой принадлежит заемщик. Различные экономические условия и различные прогнозы для разных отраслей хозяйства требуют различных критериев в разных фазах делового цикла.
      Оценка кредитоспособности  клиентов  французскими   коммерческими   банками включает три блока:
      1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
      2) оценка  кредитоспособности  клиентов   на   основе   методик,   принятых отдельными коммерческими банками:
      3) использование  для  оценки  кредитоспособности  данных  картотеки  Банка Франции.
      При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
      1) характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
      2) факторы производства;
      a) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала  (образование, компетентность и возраст руководителя, частота передвижения управленцев по  рабочим  местам,  структура персонала и т.д.);
      b) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
      c) финансовые ресурсы;
      d) экономическая  среда  (на  какой  стадии  жизненного  цикла  находится выпускаемая продукция, является ли предприятие  монопольным  производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной  продукции  предприятия, коммерческая  политика  фирмы,   степень   освоения   приемов   и   способов маркетинга). [2, c. 84]
      Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности используются для  расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных  показателей.
      Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом, предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса каждой группе присваиваются литеры от А до К. 
      В соответствии с американским подходом оценки кредитоспособности, можно сделать вывод, что в первую очередь американские банки уделяют внимание именно оценке личных качеств клиента, в то время как в российской и французской практике первостепенное значение имеют финансовые показатели деятельности заемщика. Во Франции формируется общая картотека заемщиков, что, на мой взгляд, очень удобно. В России и в Америке такие картотеки не составляются. В целом методики оценки кредитоспособности заемщиков всех трех стран содержат схожие этапы.  
      Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки, как в российских, так и в зарубежных банках. Все представленные методики оценки кредитоспособности заемщика существенно отличаются друг от друга, как по количеству отобранных показателей, так и по степени влияния данных показателей на оценку кредитоспособности предприятия.
      При использовании рейтинговой оценки анализ кредитоспособности является несколько незавершенным, т.к. здесь не учитывается деятельность предприятия (является ли она эффективной или нет). Разносторонне оценивается предприятие и в американской методике. Здесь выделяются такие показатели как прибыльность фирмы, которые в некоторой степени способны компенсировать зависимость предприятия от заемных средств. Достоинство методики французских банков состоит в том, что они принимают во внимание и расходы, которые несет фирма, а также учитывает долгосрочные обязательства.[8. c. 186]
      Таким образом, все вышеперечисленные методики очень разные и для того, чтобы снизить риск банка, повысить  качество кредитного портфеля банка и привлечь заемщиков,  необходимо правильно выбрать методику оценки кредитоспособности и скорректировать ее так, чтобы она сочеталась с целями и задачами кредитной политики банка.






2. Механизм предоставления ссуд

      Банки играют роль хранилища денег, организуют денежный оборот и кредитные отношения. Наряду с этим они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов. Банк также является и кредитным учреждением, которое может одновременно выступать в качестве кредитора и в качестве заемщика и в каждый отдельный момент быть либо тем, либо другим субъектом.
      В современных условиях механизм кредитования организуется исходя из основных положений ФЗ «О банках и банковской деятельности».
      Механизмом кредитования называется совокупность взаимоувязанных частных действий или организационно-технических приемов, с помощью которых происходит выдача и погашение банковских ссуд.
      Специфика организации кредитования каждого конкретного банка отражается в самостоятельно разрабатываемом и утверждаемом руководством банка Положении о кредитовании, которое определяет внутренние правила организации кредитной работы в банке и основные этапы, механизм и критерии работы с клиентами. Очень важным является вопрос о наиболее характерных целях получения кредитов.[9, c. 118]
      Предоставление (размещение) банком денежных средств осуществляется в следующем порядке:
      - юридическим лицам – только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы;
      - физическим лицам - в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на счет физического лица в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка;
      - предоставление средств в иностранной валюте юридическим и физическим лицам осуществляется уполномоченными банками в безналичном порядке.
      Для осуществления операций по выдаче и погашению кредита учреждения коммерческих банков открывают заемщикам ссудные счета, формы которых обусловливаются методом кредитования. Классификация ссудных счетов весьма разветвлена и в чем-то следует классификации видов счетов. Метод кредитования обусловливает форму, вид ссудного счёта, используемого для выдачи и погашения кредита в зависимости от потребностей клиента и интересов банка. В каждом конкретном случае клиенту могут быть открыты:
      - обычные (простые) ссудные счета;
      - специальный ссудный счет;
      - контокоррентный (расчетно-ссудный) счет [6, c. 195].
      Рассмотрим особенности каждого вида ссудного счета.
      Обычные (простые) ссудные счета используются в банковской практике преимущественно для выдачи разовых ссуд. Погашение задолженности по этим счетам осуществляется в согласованные с заемщиком сроки на основании срочных обязательств-поручений. Предприятию может быть открыто сразу несколько простых ссудных счетов, если оно одновременно пользуется кредитом под несколько объектов и, следовательно, ссуды выдаются на разных условиях, на разные сроки и под неодинаковые проценты. 
      Специальный ссудный счет открывается, как правило, заемщикам, испытывающим постоянную потребность в банковском кредите, когда кредитом опосредуется большая часть платежного оборота клиента. Специфика выдачи кредитов по этому счету заключается в том, что выдача ссуд каждый раз документально не оформляется, а производится на основе заявления-обязательства, которое предоставляется банку заемщиком. При открытии специального ссудного счета ссуды выдаются по мере необходимости путем оплаты расчетных документов, а их погашение происходит путем оплаты направления выручки непосредственно на специальный ссудный счет, минуя расчетный. Расчетный счет выполняет здесь роль вспомогательного счета, т.к. по нему совершается ограниченный круг операций, связанных, главным образом, с распределением прибыли и выплатой зарплаты. Для этого периодически со специального на расчетный счет клиента перечисляется содержащаяся в выручке плановая доля нематериальных затрат и прибыли. 
      	Путем использования единого расчетно-ссудного (активно-пассивного) счета, называемого в банковской практике контокоррентным, происходит кредитование первоклассных платеже- и кредитоспособных заемщиков. Этот счет является высшей формой доверия банка клиенту. По дебету этого счета идут все платежи клиента, связанные с его производительной деятельностью и распределением прибыли, а в кредит зачисляется выручка и все другие поступления в пользу предприятия. Контокоррентный счет не исключает оформления клиентом в банке других видов банковского кредита (в основном средне- и долгосрочных), предоставляемых с простых ссудных счетов, а зачисляются либо в кредит контокоррентного счета, либо направляются непосредственно на оплату счетов поставщиков. Основанием для открытия контокоррентного счета является заключение договора с клиентом о предоставлении контокоррентного кредита. 
      Чтобы покрыть возможные потери, связанные с невозвратом заемщиками полученных денежных средств, банки – кредиторы обязаны создавать резервы на возможные потери по ссудам, которые в зависимости от степеней риска последних могут достигать 100% от их суммы. Очевидно, что такое отвлечение средств из оборота невыгодно банку и должно приводить к возрастанию процентов по кредитам, особенно рискованным.
      Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами [6, с. 219-221].
      Первой стадией кредитного процесса является программирование. Она заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Исходя из проведенных исследований руководство банка (обычно правление банка) принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно на год). В этом документе излагаются:
      1) основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например, соотношения кредитов и депозитов, соотношения собственного капитала и активов, клиентские активы и т.д.;
      2) следующим внутрибанковским нормативным документом по кредитной работе является Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:
      - организация кредитного процесса;
      - перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
      - правила проведения оценки обеспечения.
      Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к второй основной стадии кредитования.
      Вторая стадия кредитования – это непосредственно предоставление банковской ссуды. В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники (инспекторы) кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения обязан провести экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитной операции. При проведении такой работы от сотрудника кредитного подразделения требуются навыки и умения экономиста, специалиста по маркетингу, знания макроэкономики, отраслевых и региональных тенденций развития народного хозяйства.
      На основе проведенного анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, а также о способе погашения ссуды. 
      Подготовка и заключение кредитного договора является важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита. Необходимо подчеркнуть, что ссуда должна выдаваться на осуществление определенной хозяйственной операции, а не в обмен на обеспечение как таковое. Обеспечение - это последняя линия обороны для банка и решение предоставить кредит всегда должно базироваться на достоинствах самого финансируемого проекта, а не на привлекательности обеспечения. Если сама основа кредитной сделки связана с повышенным риском, было бы большой ошибкой выдать кредит под хорошее обеспечение, использовав его как источник погашения долга. Поэтому вопрос обеспечения должен решаться уже после того, как кредитная сделка сочтена приемлемой для банка. [9, c. 231]
      Именно второе место вопроса с обеспечением после экономического анализа отличает банковское кредитование от ссудных операций небанковских кредитных учреждений, например, от ломбардов. Правда, в существующей российской банковской практике надо отметить, что вопрос обеспечения выходит зачастую на первое место. Это происходит, вероятно, из-за повышенной рискованности кредитуемых банками операций, наличия большого количества рисков в околобанковском рыночном пространстве, отсутствием качественных, высоконадежных с длительной кредитной историей заемщиков. Третья стадия кредитного процесса – это контроль за использованием кредита. Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на совершение платежей по обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег. Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашение ссуды. 
      Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.