- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация контроля знаний учащихся как важный фактор обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002433 |
Тема: | Организация контроля знаний учащихся как важный фактор обучения |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………...………2 1. Организация контроля знаний учащихся как важный фактор обучения .…5 1.1 Становление тестового контроля в педагогике……………………………..5 1.2 Педагогический контроль и его функции в обучении…………………….12 1.3. Виды и формы контроля ……………………………………………...……17 2. Построение тестовой системы контроля…………………………………….21 2.1. Понятие и методика тестового контроля………………………………….22 2.2. Технология разработки тестовых заданий………………………..………26 2.3. Методика построения компьютерного теста……………………………..36 3. Результаты эксперимента по созданию и апробации тестовой системы контроля…………………………………………………………………………41 3.1 Анализ эффективности различных типов тестовых заданий…………….54 Заключение………………………………………………………………………53 Список использованных источников и библиографический списоклитературы…………………………………………………….…………………57 Приложения………………………………………………………………………63 Введение Объективный контроль знаний, необходимость которого всегда стояла на повестке дня, должен быть свободен от субъективных оценок, должен обеспечить точность и адекватность. Методом решения этой задачи в современном образовании становится тестирование, сочетающее в себе контрольное задание и эталон-ответ. Результат тестирования однозначен, он может воспроизводиться, и проверяющий не влияет ни на ход испытания, ни на оценку. При этом важно отметить, что роль учителя, который доносит знания до каждого ребенка, невозможно переоценить. Именно он формирует у учащихся умение совершать универсальные учебные действия (УУД), он создает тот объем знаний, который можно протестировать, закладывает фундамент системного взгляда на историю, на место России в мире. Необходимо помнить, что «империи создает школьный учитель»1. Вопрос необходимости усиления эффективности и надежности контроля качества образования обсуждается на всех уровнях. В настоящее время проводится серьезная исследовательская и практическая работа по разработке, испытанию и внедрению различных систем педагогического мониторинга, основанныев основном на тестировании. Внедрение тестовой системы контроля знаний для государственной итоговой аттестации призывает педагогическое сообщество к разработке тестов для стартового, текущего, промежуточного и итогового школьного контроля. 1 .Выражениепрофессора географии из Лейпцига ОскараПешеля (1826—1875), ошибочно приписываемое «железному» канцлеру Германии Отто Бисмарку. «...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Оскар Пешель, июль 1866 г. газета «Заграница» В России после франко-прусской войны выражение стало ассоциироваться именно с этой кампанией, и поэтому в русском языке стал популярен такой вариант фразы Оскара Пешеля: «Францию победил прусский учитель». Употребляется как напоминание о роли школьного учителя в формировании нации, ее интеллектуального потенциала, морали, духа и пр. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор-составитель Вадим Серов http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/250.htm Педагогическое тестирование— это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку уровня знаний тестируемых. В последнее время на федеральном уровне предприняты действенные шаги по развитию тестирования как одной из центральных дидактических технологий. Интерес к богатому образовательному потенциалу России, к ее научно-педагогическому опытуувеличился и важность этого прекрасно осознается в связи с решением о создании в России своих отечественныхмерил качества знаний, умений и навыков (ЗУН), показателей сформированности универсальных учебных действий (УУД). Министерством образования и науки России был принят ряд решений о сертификации качества педагогических материалов, о проведении конкурса аттестационных технологий. Воссоздается российская система квалиметрии и экспертизы качества диагностического инструментария. Накапливается опыт создания современных нормативных тестов;складываются благоприятные предпосылки для тестового контроля знаний на всех уровнях и для всех типов образовательных учреждений России. Необходимость соответствия качества контроля современным требованиям выдвигает на первый план создание научно обоснованной тестовой системы. Объект исследования дипломной работы: диагностическая иконтрольно-измерительная работа учителя истории. Предмет исследования дипломной работы: тестирование как средство контроля исторических знаний учащихся. Цель исследования: разработка тестовой системы контроля знаний школьников по истории. Задачи: 1. Провести изучение историко-педагогических предпосылок и современного положения тестового контроля в российской педагогике. 2. Определить функции, виды и назначение контроля знаний учащихся. 3. Осуществить подбор и композицию тестовых заданий. 4. Провести экспериментальную проверку диагностических возможностей разработанной тестовой системы Методология исследованиядипломной работы опирается на системные положения: - теории тестового педагогического контроля (В.С.Аванесов); - теории создания тестов для системы образования (А.Н.Майоров); - теории моделирования учебных технологий (В.П.Беспалько); - теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Г.И.Щукина); - теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И.Я.Лернер); - теории системно-деятельностного подхода к становлению личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); - теории активизации познавательного интереса (Г.И.Щукина); - теории индивидуальных возрастных особенностей мотивации учения (А.К.Маркова). Методология построения тестовой системы контроля опиралась нанаработки Н.Ф. Ефремовой, Е.А. Михайлычева, С. А. Сафонцева, М. Б. Челышковой. Методы исследования: - анализ научных идей и взглядов, изложенных в психологии и педагогике по изучаемой проблеме; - изучение нормативных документов Министерства образования РФ, Российской академии образования, школьных программ и проекта Государственного образовательного стандарта; - анкетирование, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и учителями, наблюдения; - констатирующий и формирующий эксперименты; - методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №66 г.Сочи. В экспериментальном тестировании знаний по школьному курсу истории принимали участие учащиеся 5-10классов. Этапы работы: Подготовительный этап: анализ истории проблемы и современной научно-педагогической и научно-методической литературы для определения степени разработанности проблемы. Диагностический этап: анализ реального состояния проблемы, изучение степени распространенности затруднений, типичные затруднения в диагностировании. Разработка плана эксперимента, технология создания тестовой системы контроля. Экспериментальный этап: апробация подготовленных тестовых материалов, сбор, накопление и обработка данных. Заключительный этап: анализ полученных результатов тестирования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - анализ истоков дидактической диагностики и тестирования в России и за рубежом; - теоретическое обоснование и определение модели и существенных параметров проектируемой тестовой системы контроля по школьному курсу истории; - экспериментальноеиспытание предложенной модели Практическая значимость исследования: - внедрение тестирования знаний учащихся, позволяющее добиться лучших результатов в процессе обучения за счет оперативности и объективности; -повышение индивидуализации и дифференциации учебного процесса в результате апробации разработанной методологии построения тестов по истории. Ориентация учащихся на личностное развитие, на преодоление конкретных недостатков, выявленных в процессе тестирования; - созданная тестовая система может быть применена при изучении истории на всех этапах обучения. 1. Организация контроля знаний учащихся как важный фактор обучения 1.1 Становление тестового контроля в педагогике Происхождение термина «тестирование» от английского test–«испытание» позволяет рассматривать процесс педагогического мониторинга в более широком, не только письменном, аспекте. Но закрепившееся современное понимание как письменной формы проверки знаний рассматривает тест как инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Точную дату возникновения тестирования в истории человечества назвать трудно. Об испытаниях начинающих жрецов – своеобразных вступительных экзаменах – упоминается еще в истории Древнего Египта.1 Большое значение выявлению различий у людей уделяли мыслители античных государств. В трудах Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Теофраста приведены различные диагностические показатели особенностей личности: Гераклит (VI–V вв. до н.э.) впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, соотнеся познавательные способности человека со степенью влажности души; Аристотель (IV в. до н.э.) впервые 1Каплун О.А. История возникновения и развития тестирования ./Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, №1, 2008, с.340 заговорил о необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка и т.д. Многочисленные попытки систематизации различий между людьми и создание на этой основе адекватных методик для выявления индивидуальных особенностей предпринимались и в дальнейшем.Систематизация методик, выявляющих различия между людьми, и создание диагностических тестов для выявления индивидуальных особенностей предпринимались и в последующей истории человечества. Разработка диагностических методик в современном понимании началась в XIXвеке. Временем возникновения теста как общенаучного диагностического метода считается конец XIX века, когда для изучения индивидуальных различий начинают применяться различные способы измерения. Так английский психолог Ф. Гальтон, воспользовавшись работами бельгийского статиста А. Кетле, внес вклад в развитие теории тестов, определил три основных принципа: применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; статистическая обработка результатов; выделение эталонов оценки. Все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента. Основу современной тестологии составляет ряд требований, выдвинутых американским психологом Дж. Кеттеллом: - одинаковые условия для всех тестируемых; - ограниченное время, оговариваемое в условиях теста; - отсутствие внешних воздействий; -статистическая обработка результатов. Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века педологии - направления в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Немалая часть эффективных научных методов и результатов педологических исследований была воспринята психологией детского возраста. Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены критически. Истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года. В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. После 1925 года тесты получили практическое значение в России, и в Москве при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В её задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года были созданы такие тесты. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др. Педология, претендуя на комплексный подход к изучению ребенка, активно вторгалась в педагогическую практику, в частности в область оценки результатов обучения и воспитания.1 В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов и организации школьного режима.Педология ставила во главу угла численные методы оценки уровня знаний, не учитывая того, что они не способны оценить умение мыслить. По всей стране был создан ряд педологических институтов, создававших методики сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически 1 Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с., с.39. нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей.Начало 30-х годов прошлого века стало временем массового использования тестов и их неконтролируемого применения в народном образовании. Мнимая простота определения уровня интеллекта с помощью тестирования, лёгкость получения результатов и их толкование обусловили широкое использование тестов. Решение проблемы повышения качества подготовки учащихся невозможно без его измерения: «Пытаться открывать законы и строить модели различных процессов и явлений, пока нет надежных и строго обоснованных методов измерений управляющих ими фактов, - занятие совершенно бессмысленное и бесполезное, как бы полученные законы и модели не были стройны и изящны»1. Благодаря измерениям, можно определить, насколько учебные достижения соответствуют целям обучения. «Лишь подкрепив качественный, содержательный анализ тех или иных объектов и явлений обоснованными и надежными измерениями, можно обеспечить педагогов-практиков, ученых, методистов, руководителей… объективной научной информацией», - отмечает Н.М. Розенберг 2. Понятие «измерение» неоднозначно трактуется в разных областях знаний. Анализ исследований по проблеме измерения в педагогике позволяет говорить о его многообразии, об отсутствии единой точки зрения. Наиболее полно раскрывает суть этого понятия Н.М. Розенберга: «Измерение в педагогике – познавательный процесс, состоящий в том, что на основании ранее полученной числовой системы (или системы классов), изоморфной эмпирической системы с отношениями, экспериментально определяютчисловые значения величин, характеризующих некоторые признаки педагогических объектов или явлений, или указывают на класс, к которому 1 Патругин Ю.А. Об изменении качественных признаков.// Моделирование социальных процессов. - М.: Наука, 1970. – 247с., с. 118 2 Розенберг Н.М. Проблема измерений в дидактике. - Киев: Вища школа, 1979, с. 3 они относятся» 1. Разработка самого понятия «измерение», проблемы измерений предполагают решение, как отмечает М.Б. Челышкова, «трех взаимосвязанных задач: для чего, что и чем измерить». Ответ на первый вопрос связан с постановкой цели измерения. И если целью является определение качества подготовки учащихся в ходе аттестации, то главное внимание уделяется выявлению объема усвоенных знаний или умений и их соответствию требованиям государственных образовательных стандартов. Измерение качества обучения призвано дать руководителям учебного процесса информацию для принятия решений о корректировке этого процесса в таком направлении, которое позволило бы достичь целевых состояний учащихся. Анализ работ по проблеме педагогических измерений позволяет сказать, что отечественными учеными созданы инструментарии, способные точно и объективно измерить качество подготовки учащихся. Традиционные методы диагностики, используемые педагогами для измерения качества учебных достижений учащихся, - контрольная работа, изложение, сочинение, диктанты, реферат и т.п. К числу современных точных и объективных измерительных методов в таких сферах, как психология и педагогика, исследователи относят метод тестирования, в качестве измерительного инструмента даже в гуманитарных дисциплинах используются педагогические тесты. Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк, разработавший первый педагогический тест и опубликовавший книгу «Введение в теорию психологии и социальных измерений» в 1904 г. В 1915–1930 годы в Америке социальные измерения получили широкое распространение, и в это время во многих странах происходит настоящий бум в развитии тестологии. 1 Розенберг Н.М. Проблема измерений в дидактике. - Киев: Вища школа, 1979, с. 15 2 Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432с.,с.13 На рубеже 20—30-х гг. недостатки в организации педологической службы в школе становятся очевидными. Первый педологический съезд (конец 1927 — начало 1928 г.) был вынужден принять специальное решение по этому вопросу, которое ограничивало их применение в педагогической практике. В нем особо подчеркивалось, что «для практических выводов о том или другом ребенке долженприниматься во внимание весь комплекс условий, в которых живет ребенок, и полная его психофизиологическая характеристика» 1. В 1928 г. было издано первое официальное положение «О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства», разработанное совместно Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР. Главной его целью являлась дифференциация врачебно-педологической и педолого-педагогической службы, выделение последней в качестве самостоятельной службы в школе. Однако это положение оказалось малодейственным: оно не устанавливало четкой организационной структуры педологической работы, не устраняло ведомственной разобщенности в руководстве ею. Часть педолого-педагогических учреждений по-прежнему находилась в системе органов здравоохранения. Специальное постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 г. «Об организации педологической работы, проводимой различными ведомствами», разграничивало функции и содержание педолого-педагогической и врачебно-педологической работы, заложило более четкую правовую и организационную основу для ее проведения в школе. В соответствии с этим постановлением 6 мая 1931 г. был издан приказ наркома просвещения «Об организации педологической работы по линии органов народного образования», дополнением и развитием которого явилось постановление коллегии Наркомпроса РСФСР «О состоянии и задачах педологической работы» от 7 мая 1933 г. В этих документах нашло отражение новое понимание назначения 1 Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. - № 2,с.42 школьной педологической службы: в них она выступает как научное обеспечение всего процесса обучения и воспитания учащихся и отдельных видов учебно-воспитательной работы с учетом психологических и физиологических данных об их индивидуальных и возрастных особенностях. Счетный способ оценки знаний, являвшийся основным в педологических тестах, обнаружил неспособность такого тестирования оценить умение учащегося мыслить, сопоставлять, грамматически правильно и красиво озвучивать ответы. Принятое в 1936 году постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» охарактеризовало педологию как «враждебную марксизму лженауку», наложив запрет на применение тестов и анкет. Метод тестирования был признан буржуазным орудием дискриминации учащихся и «изгнан» из советской школы.В дальнейшем в течение многих лет тестирование официально не признавалось объективным методом и не находило практического применения. Это вернуло советскую школу к дореволюционной гимназической системе организации образования. Это постановление получило расширенное толкование и, по мнению ведущих психологов СССРА.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.А. Смирнова, послужило основой для свертывания исследований в области разработки диагностических методик и отказа от систематической психолого-педагогической диагностики. 1.2 Педагогический контроль и его функции в обучении Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения, он помогает выявить достижения и недостатки. Применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся1. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса; Обучение не может быть успешным без объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, могут ли они применят ь полученные знания для решения практических задач. Анализ этих данных поможет в случае необходимости вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, наметить пути заполнения лакун компетентности, устранения недостатков в обучении. Основные требования к проведению тестирования: - планомерность и систематичность. Контроль должен осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению; все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных, но и межпредметных знаний. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. - индивидуализация. Овладение знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, умений, но иногда необходимо принимать во внимание индивидуальные качества учащихся, такие как особенности темперамента 1 Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000, с.112-115 (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический), специфику характера, а также возможные ограничения по здоровью. -экономичность по затратам времени учителя и учеников. Знание и понимание функций контроля - диагностической, проверочной, обучающей, развивающей, воспитательной, и др. - помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные измерения, достигать нужного эффекта, при этом важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также контрольно-корректирующую функции1. 1) Диагностическая функция непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности. Диагностическая функция состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить. 2) Проверочная функция - констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательной работы; подсказывает меры, необходимые для ее совершенствования. 3) Обучающая функция реализуется в ходе выполнения контрольных заданий на этапах повторения и закрепления. В процессе проверки состояния знаний, умений и навыков учащихся происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся. 4) Развивающая функция способствует развитию личности учащегося, формированию его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности: работа внимания, памяти, мышления, воображения. 1 Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с., с.85-88 5) Воспитательная функция затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, формирует позитивную мотивированность к учебе и самоконтролю, преодолению заниженной самооценки и тревожности. 6) Методическая функция позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности. 7) Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи неуспевающим учащимся, о поощрении успевающих и заинтересованных учащихся и учителей. Организующим моментом является и последующее использование форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике,обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), формирующих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков1. 8) Учетная функция контроля проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе. 9) Контрольно-корректирующая функция обеспечивает обратную связь, необходимую для внесения учителем корректив в методику обучения, 1 Юнина Е.А., Солодникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии). Учебно-методическое пособие. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004, с. 653-657 необходимого перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях школьников, уровнем подготовки класса. 10) Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. 11) Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с реальным результатом усвоения учащимися учебного материала. У педагогапоявляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы. Для ученика важно установить результаты его обучения: что освоено, что доработать. 12) Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками1. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Тестовый контроль, проводимый в школе, эмоционально более комфортен по сравнению с другими формами контроля: контрольной работой, зачетом, экзаменом. 13) Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Она дает возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить пути улучшения учебного 1 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с., с.100-102 процесса и обучающего, и обучающегося. 14) Функция управления очень важна для самоконтроля учащегося, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. В учебно-воспитательном процессе все функциивзаимосвязаны. 1.3 Виды и формы контроля Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. В исследованиях В.С. Аванесова, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, З.Д.Жуковской, В.И.Михеева, В.И.Огорелкова, Н.Ф.Талызиной, Н.М.Розенберга, сформулированы четкие требования к качеству знаний учащихся, критериям и нормам оценок, выявлены преимущества и недостатки различных видов опросов, разработаны эффективные методики контроля знаний1. Анализ исследовательских работ В. С. Аванесова, В. П. Беспалько, В. М. Соколова, Б. У. Родионова, А. О. Татура и др. показывает, что традиционные формы контроля не всегда бывают объективными и надежными методами контроля2. 1 Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991 (пер. с немецкого), с.34-38 2Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989 – 167 с., с.17-18 Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для учителя. В практике педагогического контроля выделены следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, тестирование, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по заданиям. К формам контроля относятся устный, письменный, программированный и др. Выбор формы контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места1. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из урока в урок, и обеспечивает возможность диагностирования усвоения учащимися лишь отдельных элементов учебной программы. Основные задачи текущего контроля: 1) регулярное управление учебной деятельностью учащихся; 2) стимуляция познавательной деятельности; 3) определение уровня овладения знаниями учащимися. Рубежныйконтроль позволяет определить качество изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и по большим разделам учебного материала.Наиболее используемыми формами рубежного контроля являются контрольные работы. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление уровня владения учащимися системой знаний, умений и навыков. Задача итогового контроля - зафиксировать минимум подготовки, 1 Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000., с.30 который обеспечивает дальнейшее обучение. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.Формами итогового контроля являются ЕГЭ. Методы контроля - это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащихся требуемыми знаниями, умениями, навыками. Основными методами контроля являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, программированный контроль и др. Устная форма проверки знаний является наиболее распространенной формой контроля успеваемости. Она проводится почти на каждом уроке в виде краткой проверки усвоения темы предшествующего урока. Только когда ученик может объяснить то, что он понял, своими словами, тогда мы твердо можем сказать, что усвоены знания, а не перечень информации.Устная форма наиболее субъективна и не позволяет полностью обеспечить перепроверяемость и воспроизводимость. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в школьных, так и в домашних работах. Однородность заданий, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, что повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым. Существующие исследования единодушно подтверждают, что традиционные письменные проверки знаний недостаточно объективны, надежны, обоснованы и пригодны к применению (валидны), и что от класса к классу и от предмета к предмету появляются значительные расхождения в масштабе оценки. Анализ результатов исследований, показывающих недостаточную объективность письменных работ, показывает, что на оценку влияют: внешнее оформление письменной работы, последовательность оценивания, характер предварительной информации об испытуемом, грамматические ошибки, почерк, расположенность к ученику, зависимость оценок от уровня успеваемости класса. Оценивая ответ учащегося, преподаватель пользуется не абсолютным масштабом, а своим личным представлением о качестве, ориентируясь зачастую при этом на уровень успеваемости класса. В монографии К. Ингенкампа«Педагогическая диагностика» доказано, что один и тот же предмет оценивается иначе, если он не является основным в школе, т.е. «трудность» предмета не зависит от его содержания. Перспективным направлением учебного процесса в школе является внедрение информационных технологий, в которых компьютер выступает как средство обучения и решения учебных задач, повышающее эффективность обучения. Введение персонального компьютера в учебный процесс и использование информационно-компьютерных те....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: