- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационно-педагогические условия индивидуального сопровождения несовершеннолетних.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016325 |
Тема: | Организационно-педагогические условия индивидуального сопровождения несовершеннолетних. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра общей и социальной педагогики ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ В ГАК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ Заведующий кафедрой д-р пед. наук _________И.Н. Емельянова __________________2018 г. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ГРУППЫ РИСКА" 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Управление образованием» Выполнил работу Студент 2 курса очной формы обучения Башинская Светлана Юрьевна Научный руководитель д-р пед.наук, профессор Селиванова Ольга Антиевна Рецензент Тюмень 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛОССАРИЙ………………………………………………………..................... 4 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 5 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ГРУППЫ РИСКА»................................................................................................................. 10 1.1. Понятие «сопровождение» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………... 10 1.2. Социально-педагогические особенности несовершеннолетних «группы риска…………………………………………………………………….. 14 1.3. Виды, этапы и методы индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска» .................................................................. 20 1.4. Анализ подходов к определению понятия «организационно-педагогические условия»………………………………………………………… 28 1.5. Характеристика комплекса организационно-педагогических условий индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска»……………………………………………………………………………… 34 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 45 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ГРУППЫ РИСКА» 48 2.1. База исследования…………………………………………………….. 48 2.2. Оценка организации процесса индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска»………………………………………….. 50 2.3. Содержание деятельности по оптимизации организационно-педагогических условий для индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска»………………………………………… 60 2.4. Оценка эффективности проведенной работы ………………………. 58 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ...................................................................... 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 65 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 78 ГЛОССАРИЙ Организационно-педагогические условия - это характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы [19]. Сопровождение – это процесс недирективной помощи здоровым людям, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [35, С.21]. Индивидуальное сопровождение- это процесс предоставления услуг, при котором профессиональный специалист (социальный педагог) изучает потребности клиента (дезатаптированного несовершеннолетнего), после чего выполняет организационную, координирующую, мониторинговую, оценивающую и защитную функции для решения личностно-актуальных проблем клиента [21, С. 64]. Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы: - малолетние (до 14 лет); - несовершеннолетние (от 14 до 18 лет). Несовершеннолетние «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [38, С. 20]. ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка группы риска. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. С каждым годом отмечается рост несовершеннолетних, которые не посещают школу. Школьная неуспеваемость вызывает у детей отрицательное отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий и трудолюбия. Постоянные конфликты с родителями и учителями, также сказывается отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением и отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы, все это приводят к тому, что дети перестают посещать школу, приобщаются к асоциальным группам, вступают на путь правонарушений. В связи с тем, что школьные мероприятия не являются достаточно эффективными, несовершеннолетним «группы риска» оказывают помощь учреждения дополнительного образования, предлагающее возможность проведения организованного досуга, свободного общения, создающие комфортную социально-психологическую нишу для ребенка, место, в котором становится возможным его контакт с окружающим миром. Индивидуальное сопровождение детей является важнейшим шагом в приближении к ребенку, изучении его непосредственных нужд и проблем. Все вышесказанное подчеркивает актуальность развития педагогической деятельности для реализации необходимой помощи несовершеннолетним «группы риска». Е.А. Александрова, М.И. Рожков и Н.Н. Никитина придавали индивидуальному сопровождению большое значение в воспитании достойного поведения детей и формировании личности[2; 35; 39]. Концепция модернизации российского образования определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов. Таким образом, перед отечественным образованием стоят не только задачи обновления целей, содержания, используемых технологий обучения, воспитания и развития личности, но и задачи совершенствования организации образования на всех уровнях: федеральном, территориальном (региональном и муниципальном), образовательного учреждения. Необходимо констатировать, что предложенные исследователями определения организационно-педагогических условий позволяют включить в это понятие самые разнообразные условия: общепедагогические, социальные, социально-психологические, санитарно-гигиенические, организационные, дидактические, методические и т.п. Анализ состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить противоречие: ? между необходимостью эффективного индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска» и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий данного процесса. В связи с противоречиями, актуальной становится проблема исследования, состоящая в изучении эффективных организационно-педагогических условий, на конкретных этапах индивидуального сопровождения. Объект исследования: процесс управления технологией профилактики девиантного поведения. Предмет исследования: система организационно-педагогических условий индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска». Цель исследования: разработать комплекс организационно-педагогических условий, повышающих эффективность индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска». Гипотеза исследования: индивидуальное сопровождение несовершеннолетних «группы риска» будет осуществляться эффективно, если в управление данным процессом будут включены следующие организационно-педагогические условия: - разработан план решения проблемы несовершеннолетнего «группы риска»; - организованна работа с межведомственными учреждениями; - организованно консультирование с несовершеннолетним «группы риска»; - организован ежемесячный мониторинг; - выработаны дальнейшие рекомендации. Задачи исследования: 1.Уточнить содержание понятия «сопровождение». 2. Выявить социально-педагогические особенности несовершеннолетних «группы риска». 3. Проанализировать организационно педагогические условия процессаиндивидуального сопровождения. 4. Разработать модель организационно-педагогических условий индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска». 5. Разработать комплекс мер, обеспечивающих эффективность индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска» в учреждении дополнительного образования и проверить его эффективность. Теоретико-методологическая основа исследования: Исследования в области индивидуального сопровождения (Битянова М.Р., Олиференко Л.Я., Шульга Т.И.). Концепция сопровождения как образовательная технология Казаковой Е.И. Подходы к проектированию организационно-педагогических условий (Н.М. Борытко, Е.А. Ганин). Этапы исследования: Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2016 г. по июнь 2018 г. 1. Постановочно-аналитический этап (октябрь - ноябрь 2016 г.) – проводилось исследование проблемы индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска»; определялись исходные теоретические позиции, научный аппарат исследования; изучались труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике и психологии, диссертационные исследования по проблематике исследования. В этот период был сформулирован понятийный аппарат, определена рабочая гипотеза, намечены цели и задачи исследования, выбраны методы и организационно-педагогические условия индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска». 2. Поисково-констатирующий этап (март – апрель 2017 г.) - проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась программа для апробации индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска». Проводилась оценка итогов, конструирование, совершенствование и анализ исследуемого процесса. 3. Опытно-экспериментальный этап (январь – май 2018) – проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению программы индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска», разрабатывались и апробировались организационно-педагогические условия и их реализация; проводился формирующий этап эксперимента, а также работа по обработке, анализу и систематизации полученных результатов, по уточнению теоретических и экспериментальных выводов. 4. Обобщающий этап (июнь 2018) – осуществлялся анализ, обобщались результаты исследования, подводились итоги, формулировались выводы, обобщение, систематизация и описание полученных результатов. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения «Центр внешкольной работы «Дзержинец» города Тюмени. Методы исследования: методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической литературы по проблемам исследования; теоретический анализ); методы эмпирического уровня (анализ продуктов деятельности специалистов социальной работы, экспертная карта оценки). Научная новизна исследования: научно обоснована система организационно-педагогических условий успешного индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска». Практическая значимость исследования: разработанный комплекс оптимизации организационно-педагогических условий индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска»может быть использован специалистами при организации работы по ресоциализации несовершеннолетних группы социального риска. Данные диагностики, результатов формирующего эксперимента и их анализ предполагается использовать в целях повышения эффективности работы по индивидуальному социально-психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних «группы риска» в целях их социальной адаптации. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ГРУППЫ РИСКА» 1.1. Понятие «сопровождение» в психолого-педагогической литературе Идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. В.И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Соответственно «сопроводитель», тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс его развития [14]. К настоящему времени сложились разные формы и уровни сопровождения. В научной литературе сопровождение рассматривается в педагогическом, психологическом, социальном, методическом, информационном и других аспектах. По мнению М.И. Губановой, основанием для такой дифференциации выступают: источник (кто сопровождает), содержательное наполнение (чем, ради чего), форма (как) и средство (с помощью чего) [13]. В педагогической науке идея сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического, личностно ориентированного, индивидуального подходов к обучающимся. Следует отметить, что сопровождение и близкие ему идеи поддержки, помощи, заботы существовали в педагогической практике и концепциях гуманистической ориентации с давних времен и нашли отражение в педагогических сочинениях и трудах Сократа, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка, Ф. Дистервега и др. Активное развитие идеи сопровождения получили в психологии, которая рассматривает его как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (в работах Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой, М. Р. Битяновой, Н. Л. Коноваловой, Ю. В. Слюсарева и др.) [6; 9]. Исходными положениями для формирования теории и методики педагогического сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, рассматриваемое как помощь субъекту развития в решении проблем за счет преобразования ориентационного поля его развития. Элементами ориентационного поля развития человека выступают его чувство социальной защищенности, компетентности, приобретенный опыт разнопланового взаимодействия, способствующий решению проблем. Целью педагогического сопровождения является оказание помощи формированию самостоятельной личности обучающегося, помощь в обучении самостоятельно решать свои проблемы и использовать этот опыт в будущем. Задача сопровождающего - не предлагать готовые решения, а способствовать самостоятельному поиску вариантов решений с опорой на уже имеющийся опыт [42]. Анализ научной литературы показал, что педагогическое сопровождение широко используется в теории и практике и рассматривается как: - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (О.С. Газман, Е.И.Казакова, А.П. Тряпицына, Л.И.Маленкова, Л.Г. Тарита, В.Г. Маралов) [11; 21; 28; 45; 46; 29]; - организация различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса (Л.Б. Лаптева, Л.Н. Бережнова, В.И.Богословский, В.В. Семикин) [7; 41]; -процесс, включающий в себя такие виды деятельности со стороны педагога, как совместная деятельность, стимулирование и мотивация учебной деятельности, предупреждающая поддержка, предвидение и совместное решение проблемы (В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев) [43]; - особая сфера деятельности педагога как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьниками в процессе оказания им поддержки в становлении их личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова) [13]. В нашем исследовании под сопровождением мы понимаем - процесс недирективной помощи здоровым людям, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [35, С.21]. Когда ребёнок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека находящегося в сложной жизненной ситуации. С одной стороны мы сопровождаем ребёнка, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации. Сопровождение - это комплексный процесс, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана решения. В сопровождении принято выделять три основных компонента: диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы [12, С.75]. Также комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает: - сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности; - междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб; - широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений; - особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности; - использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития [4, С.85]. Особенность процесса педагогического сопровождения заключается в его направленности на усиление позитивных факторов развития и нейтрализацию негативных, что позволяет соотнести сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса [49, С.19]. Таким образом, сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода личности и (или) семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Результатом сопровождения личности признается возникновение нового жизненного качества - адаптивности, то есть способности человека самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. 1.2. Социально-педагогические особенности несовершеннолетних «группы риска» Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекает с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных». Несовершеннолетние с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы, составляют "группу риска". К понятию «дети группы риска» относят ряд синонимичных определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства», трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и т.п. Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы: - малолетние (до 14 лет) - несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) По мнению Олиференко Л.Я., понятие «несовершеннолетние группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии [36, C. 48]. Несовершеннолетние «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [38, С. 20]. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов. Несовершеннолетних «группы риска» можно распределить по четырем категориям, представленным в таблице 1. Таблица 1 Категории несовершеннолетних «группы риска» Категории Критерии, по которым определяются несовершеннолетние "группы риска" 1. Медицинская Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году). Стоят на учете у психоневролога. Перенесли сложную медицинскую операцию. 2. Социальная Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные). Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные). 3. Учебно-педагогическая Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины 4. Поведенческая Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность. Существует еще один вариант разделения несовершеннолетних данной группы на категории (Олиференко Л.Я.): - дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из «неблагополучных», асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации [36, С. 24]. В нашей работе нас интересуют, прежде всего, несовершеннолетние, нарушающие какие-либо нормы. Это могут быть правовые нормы, нравственные, этические - любые социальные нормы, предписывающие личности принятие их. К числу наиболее распространенных проблем несовершеннолетних «группы риска» можно отнести: 1. Материальная проблема: ветхое жилье, отсутствие одежды и обуви, соответствующие сезону, неполноценное питание. 2. Проблема семейного неблагополучия: родители или законные представители не выполняют своих обязанностей. 3. Проблема психологического характера: конфликтность, агрессия и аутоагрессия, неадекватная самооценка, размытость жизненной перспективы, отсюда совершение правонарушений и преступлений. 4. Психологические особенности категории «группы риска» и демотивация несовершеннолетних к сотрудничеству [51, С.39]. Анализ исследовательской работы показывает, что невозможно выделить одну причину. Чаще всего это сочетание многих неблагоприятных условий, которые приводят к возникновению значительных отклонений, как в поведении, так и в личностном развитии. Несовершеннолетние«группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. По данным социологических и психологических исследований несовершеннолетние «группы риска» имеют следующие особенности: 1. Социальные особенности. Стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям. Искажение направленности интересов - свободное времяпрепровождения в подъезде, на улице - только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.). Потребительская психология в отношениях кблизким, государству, обществу. Они убеждены в своей ненужности невозможности добиться в жизни чего-то своими руками, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия, обычно так происходит из-за проекции на себя неудачной жизни собственных родителей. 2. Психологические особенности. Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними, несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения). Также несовершеннолетним «группы риска» свойственна склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.), это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. 3. Педагогические особенности. Обычно несовершеннолетние составляющие категорию «группы риска» имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения. Негативизм, упрямство, безразличие к оценки их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Несовершеннолетние могут начать вести дневники, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных сообществ. Фалько В.В., изучавшая социально-педагогические аспекты взаимодействия социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми в условиях учреждения дополнительного образования, важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи [47]. В 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков; социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из-за жестокого обращения пьянства родителей; центры психолого-педагогической помощи; «телефоны доверия» и т.п. Каждое из этих социально-педагогических учреждений вносит свой определенный вклад в «лечение» некоторых социальных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают весь комплекс проблем. Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева считают, что главной причиной здесь является отсутствие системных подходов в организации деятельности всей совокупности этих учреждений и объединяемых ими специалистов, а также в подготовке кадров [36]. Таким образом, несовершеннолетним «группы риска» присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.). Сами несовершеннолетние своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом несовершеннолетние «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь, в виде процесса индивидуального сопровождения, могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью [27, С. 282]. 1.3. Виды, этапы и методы индивидуального сопровождения несовершеннолетних «группы риска» Индивидуальное сопровождение в социально-педагогической деятельности - это процесс предоставления услуг, при котором профессиональный специалист (социальный педагог) изучает потребности клиента (дезатаптированного несовершеннолетнего), после чего выполняет организационную, координирующую, мониторинговую, оценивающую и защитную функции в процессе предоставления услуг для решения личностно-актуальных проблем клиента [21, С. 64]. Основная идея индивидуального сопровождения состоит в оказании содействия клиенту в получении доступа к реабилитационным, медицинским, психологическим программам, программам поддержки, координации предоставляемых услуг. Кроме того, важная роль отводится посредничеству между различными службами и профессионалами в ходе решения проблемы конкретного человека. М.И. Рожковым определены ценностные основания процесса педагогического сопровождения несовершеннолетних в различных ситуациях, которые могут выступить в качестве принципов индивидуального сопровождения: - принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого несовершеннолетнего как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого индивидуальное сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации; - принцип персонификации сопровождения, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого несовершеннолетнего; - принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что реализации задач сопровождения ограничено соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самого несовершеннолетнего; - принцип оптимистической стратегии сопровождения предполагает, что субъект сопровождения рассматривают развитие несовершеннолетнего с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии; - принцип социального закаливания, который одновременно является и принципом воспитания, предполагает включение несовершеннолетних в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции [39, с. 325]. Таким образом, индивидуальное сопровождение является достаточно самостоятельным педагогическим процессом, суть которого состоит в усилении позитивных и нейтрализации негативных тенденций в развитии несовершеннолетнего «группы риска». Существуют различные варианты индивидуального сопровождения несовершеннолетних. Рассмотрим их подробнее. Таблица 2 Виды индивидуального сопровождения несовер....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: