VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Опыт опеки и попечительства в России и в других странах мира

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002583
Тема: Опыт опеки и попечительства в России и в других странах мира
Содержание
Введение
     На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     Актуальность темы исследования определена тем, что на сегодняшний день социальное сиротство – это одна из наиболее важных и трудноразрешимых проблем российского общества, затрагивающая не только вопросы сегодняшнего состояния социума, но и перспектив его развития в будущем. Миграционные волны, вызванные распадом Советского Союза, локальные военные конфликты, острые материальные проблемы, родительская несостоятельность и снижение общего воспитательного потенциала семьи, рост количества неполных семей и детей, рожденных вне брака, лишают многих детей возможности жить в родных семьях. Они становятся сиротами при живых родителях.
     Однако в обстановке социально-экономической и политической нестабильности в стране принимаемые меры не дают достаточного эффекта. Все менее значимой становится роль социальных институтов социализации несовершеннолетних – семьи и школы. Падение уровня жизни большинства семей, эмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, снижением качества жизни, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей, организации их отдыха и досуга, - все это усугубляет семейное неблагополучие, болезненно отражается на детях.
     Постепенное разрушение важнейших институтов социализации несовершеннолетних ведет к крайне нежелательным последствиям: растет число детей и подростков безнадзорных, бездомных, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, имеющих задержки психического развития. Поэтому сегодня роль органов опеки и попечительства актуальна как никогда.
     Сегодня без поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что ведет, как уже было сказано выше, к появлению многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность и т.д.
     Опека и попечительство над несовершеннолетними является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
     Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы исследования, так как теоретическая и практическая проработка проблем регулирования института опеки и попечительства над несовершеннолетними является актуальной для современной жизнедеятельности любого гражданина и государства в целом.
     Предметом дипломного проекта являются правовые нормы, регулирующие как правоотношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Российской Федерации, так и процедуру установления опеки и попечительства и правовые последствия ее применения.
     Цель дипломного проекта состоит в комплексном анализе правовых норм, регулирующих институт опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации, определении направлений совершенствования действующего законодательства в сфере правового регулирования применения данного института.
     Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
     1. Изучить историю развития опеки и попечительства над несовершеннолетними в России.
     2. Рассмотреть содержание опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей.
     3. Исследовать особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними в зарубежных странах.
     4. Проанализировать правовое положение подопечного, опекуна и попечителя, а также органов опеки и попечительства.
     5. Рассмотреть порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.
     6. Определить способы и основные тенденции защиты прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством
     7. Выявить теоретические и практические проблемы в рассматриваемой сфере и разработать предложения по совершенствованию законодательства в области регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения опеки и попечительства над несовершеннолетними как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
     Структура дипломной работы состоит из трёх глав:
     В первой главе раскрывается изучение и обобщение литературы по вопросу организации деятельности органов опеки и попечительства в России и за рубежом.
     Во второй главе анализируются функции местных органов опеки и попечительства, а также рассматривается деятельность конкретного органа опеки и попечительства на примере МО «Северный» г. Санкт-Петербурга.
     В третьей главе формулируются определённые выводы и предложения на основе выявленных проблем, направленные на совершенствования деятельности органов опеки и попечительства.
Глава 1. Опыт опеки и попечительства в России и в других странах мира
1.1.Особенности исторического развития института опеки и попечительства
     В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов и задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России.
     Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось "установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены", взамен власти родителя, отца1. Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет.
     В России разграничение опеки и попечительства берет свое начало лишь от екатерининского Учреждения о губерниях (1775 г.). "Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается: В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества"2
     Подобные отличия сохранялись довольно длительное время. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных,3 а В.И. Синайский указывал на то, что "... идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки"4. Налицо значительное сходство правил об опеке и попечительству над несовершеннолетними по действующему ГК РФ с положениями российского законодательства конца XIX - начала XX в. с одной только разницей - в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17, а не до 14 лет.
     В то же время по проекту Гражданского Уложения, опубликованному в 1904 г., попечительство представляло собой совершенно иное явление5. Оно выступало в основном как способ охраны интересов нерожденного наследника, охраны непринятого наследства, имущества безвестно отсутствующих лиц. Предполагалось учреждать попечительство над лицами в следующих случаях: над несовершеннолетним, если его представители временно не могут выполнять своих обязанностей; над неправоспособным совершеннолетним лицом; над совершеннолетним лицом, которое "вследствие душевной или телесной болезни или вследствие физического недостатка лишен возможности заведовать всеми или некоторыми своими делами". В этом последнем случае воля подопечного имеет важное значение - помимо его желания попечительство не возникнет, за исключением тех случаев, когда лицо не сможет устно или письменно заявить соответствующее ходатайство.
     В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.6 попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При этом к попечителям применялись постановления об опекунах. Юридическое качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного ст. 198: "Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае".
     Четкое разграничение опеки и попечительства по основаниям возникновения и правовым последствиям было установлено лишь в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и над лицами, признанными в законном порядке слабоумными или душевнобольными, а также над имуществом умерших или лиц, безвестно отсутствующих. Попечительство устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над совершеннолетними, если "последние по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои права", и состояло в оказании помощи подопечным, выдаче согласия на совершение сделок.
     Статья 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г.7 не разграничивала понятий "опека" и "попечительство", что дало союзным республикам основание по своему усмотрению выбирать для той или иной категории граждан способ их устройства или охраны интересов. В ст. 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержался перечень лиц, над которыми устанавливалась опека или попечительство. В отличие от действующего законодательства опека над детьми длилась до достижения 15 лет. Кроме того, прямо указывалось, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство. Таким образом, охрана прав этой категории лиц осуществлялась посредством попечительства, а не патронажа (сам термин "патронаж" в современном праве появился только с введением в действие ГК РФ 1994 г.).
     С введением в действие ГК РСФСР 1964 г. связаны и перемены в позиции законодателя по отношению к такому социальному явлению, как расточительство. В ст. 16 Кодекса появилась формулировка, которая присутствует и в действующем ГК РФ: "Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности". Таким образом, для такого ограничения, а следовательно, для назначения попечителя наряду с поведением гражданина определяющее значение приобрело материальное положение семьи. Этот пример ярко демонстрирует направленность мер правовой охраны. Если гражданин одинок либо злоупотребление им алкоголем еще не затронуло семейного бюджета, его поведение остается за рамками общественного интереса.
     Традиционно по российскому праву опека и попечительство хотя и не совпадают по содержанию этих средств, однако охватываются единым назначением и поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который традиционно носит название "опека и попечительство"8.
     До начала XX в. в России отсутствовало "социальное сиротство". В истории отечественного права проблема создания правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возникла с особой остротой только в современный период. Длительное время не существовало такого правового понятия, как "ребенок, оставшийся без попечения родителей", содержание которого раскрывает п. 1 ст. 121 СК РФ. Применялось понятие "сирота".
     До начала XX в. опека (попечительство) над детьми устанавливалась, как правило, только в случае смерти родителей ребенка. В российском праве довольно долго не было положений о лишении или ограничении родительских прав,9 что в первую очередь связано с существованием института родительской власти. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что в историческом развитии родительская власть представляется формой собственности, "отец имеет право на жизнь и смерть своих детей". Такое положение вещей продолжается практически до времен правления Петра I. Лишь к началу XX в. "родительская власть вручается родителям в предположении их способности воспитать будущих граждан и как средство для достижения этой цели".10 Иными словами, право перестало рассматривать ребенка как объект правоотношения, наделяет его правоспособностью субъекта и начало формировать юридические гарантии соблюдения его прав.
     В то же время достаточно долго у законодателя не возникало необходимости устанавливать правила об изъятии детей у родителей и еще по одной причине. Уровень жизни, общественный уклад, исторические и культурные, национальные традиции - все это способствовало в целом добропорядочному отношению родителей к детям и не давало закону повода вмешиваться в частную жизнь семьи. Лишение родительских прав было впервые закреплено в Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. (ст. 153, 159, 169) и, как известно, всеми последующими основополагающими актами семейного законодательства.
     Опека длительное время не имела легального определения и чаще всего понималась как генеральное понятие, как институт, объединяющий в себе собственно опеку и попечительство. Приоритетной задачей данного института всегда являлась охрана интересов детей как наиболее значимой категории нуждающихся в социальной заботе лиц. Актуализация этой задачи связана с появлением "социального сиротства".
     Нормы об опеке и попечительстве впервые появляются в законодательстве лишь при установлении контроля за лицами, фактически осуществляющими попечение, со стороны государственной власти. До этого момента опека осуществляется семьей, общиной, родом под воздействием норм обычного права и в управлении со стороны публичной власти не нуждается. Такое управление требует закрепления в законодательстве не только правил о случаях, в которых опека должна быть установлена, но и правил о ее осуществлении, процедурных норм о контроле за ней и ее прекращении. Следовательно, в определенный исторический период потребность развернутого правового регулирования отношений, связанных с опекой, породила существование целого института опеки и попечительства, содержащего как общие положения, так и правила об отдельных видах опеки.
     Круг лиц, над которым устанавливается опека или попечительство, всегда различен и определяется в том числе приоритетными задачами (охрана лица или его имущества). Отношения опеки и попечительства не всегда строятся на альтруистических началах, они могут быть и возмездными.
     
1.2.Опыт опеки и попечительства в России
1.2.1. Понятие опеки и попечительства, их разграничение
     Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности. Правоспособность это способность индивида иметь права и нести обязанности. Ею наделен каждый человек с момента рождения. Дееспособность это способность своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять их. Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин сознает значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и те негативные последствия, которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых им на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме с достижением определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого возраста, вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей, закрепленный в законе.
     Нужно подчеркнуть, что дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст гражданского совершеннолетия определяется законом и различается в различных правовых системах. В последние годы в зарубежных государствах наблюдается тенденция к снижению этого возраста.
     Закон допускает также частичную дееспособность, так как было бы неразумно применять одинаковые ограничения и запреты к пятилетнему ребенку и подростку 16-ти лет. Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
     Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет это довольно большой временной промежуток, в течение которого сознание ребенка значительно меняется. Поэтому закон выделяет в данном периоде два промежутка: 1) с рождения до 6 лет, и 2) с 6 до 14 лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку, признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение ими выгоды, сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Иные сделки за малолетних совершают от их имени представители -- родители, усыновители или опекуны. Указанные лица несут имущественную ответственность за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен не по вине законных представителей.
     Возможность осуществления своих прав и обязанностей неотчуждаема. Гражданин может быть ограничен в дееспособности только в случаях, предусмотренных законом, и только по решению суда. Например, такая возможность предусмотрена в ст. 30 ГК для граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами, если они ставят свою семью в тяжелое материальное положение. По решению суда над таким гражданином устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, получать доходы и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, за исключением мелких бытовых сделок. Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для того чтобы максимально полно реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица гражданина, признанного недееспособным осуществляют его опекуны.
     Возможна также ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее, не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
     Что такое опека и попечительство? В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Однако наиболее точно определение Ершовой Н.М., которая определяет опеку и попечительство как комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав11.
     Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
     * Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия.
     * Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
     * Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
     * Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
     * Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.
     * Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
     Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
     
1.2.2. Опекуны и попечители
     Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.
     Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:
     1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;
     2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;
     3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских правах;
     4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
     5) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.
     При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа.
     Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним.
     В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.
     При установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований. Так как основная задача подобной опеки и попечительства - это создание для несовершеннолетнего условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам. Также желательно, чтобы ребенок знал своего опекуна (попечителя) до установления опеки или попечительства, что способствовало бы установлению между ними теплых, доверительных отношений. Поэтому при наличии малейшей возможности, опекуна или попечителя для несовершеннолетнего стараются подбирать из числа его родственников или людей, с которыми ребенок хорошо знаком.
     Опека и попечительство носят безвозмездный характер. Содержание подопечного осуществляется за счет его имущества, пенсии или пособия. Это позволяет защитить интересы подопечного и избежать согласия на назначение опекуном или попечителем из корыстных побуждений.
     Осуществление опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента вынесения органом исполнительной власти местного самоуправления решения о назначении опекуна (попечителя). Ему выдается опекунское удостоверение. Являясь законным представителем подопечного, опекун может совершать все действия, которые мог бы совершать подопечный, если бы был полностью дееспособным. Закон предусматривает и определенные исключения из этого правила, имеющие целью оградить подопечного от возможных злоупотреблений со стороны опекуна.
     Однако следует подчеркнуть такое обстоятельство, что даже согласие органов опеки и попечительства на совершение той или иной сделки не служит гарантией ее законности. Единственным реальным критерием оценки здесь может быть только соблюдение прав и законных интересов подопечного.
     В соответствии со ст. ст. 28 и 37 ГК РФ разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи с чем именно реальное соблюдение этих прав - критерий оценки действительности сделки.
     Опекун или попечитель с согласия соответствующих органов может распоряжаться доходами своего подопечного исключительно в интересах последнего. Для этих целей могут использоваться и доходы, полученные от управления имуществом подопечного.
     Защите имущественных прав подопечного служит закрепленное в законе положение о том, что ни опекуны и попечители, ни их близкие родственники и супруги не вправе совершать какие-либо сделки с подопечным. Исключение предусмотрено лишь для передачи подопечному имущества в безвозмездное пользование или в качестве дара. Опекун также не имеет права представлять своего подопечного в сделках, где одной из сторон являются родственники или супруг опекуна (попечителя).
     Опекуны и попечители обязаны проживать вместе со своими подопечными. В случаях, если опека или попечительство устанавливаются над несовершеннолетними, это способствует формированию вокруг них семейной атмосферы, способствующей успешному воспитанию. Совместное проживание опекуна вместе с душевнобольным человеком позволяет оказывать последнему необходимый медицинский уход, следить за своевременным приемом лекарств и прохождением процедур. Кроме того, совместное проживание в подобных случаях способствует обеспечению безопасности как самого подопечного, так и окружающих его людей. Поэтому в Правилах регистрации граждан РФ по месту жительства (п.28) закреплено положение о том, что подопечный может быть беспрепятственно зарегистрирован по месту жительства опекуна или попечителя. Также и наоборот, опекун или попечитель может быть зарегистрирован на жилой площади своего подопечного по решению об установлении опеки и попечительства. При этом должно указываться конкретное место жительства.
     Раздельное проживание попечителя и подопечного возможно, только если подопечный уже достиг возраста шестнадцати лет, и факт раздельного проживания не может отрицательно отразиться на его воспитании или защите его прав и законных интересов. На раздельное проживание попечителя и подопечного необходимо разрешение органов опеки и попечительства.
     Совместное проживание опекуна (попечителя) и подопечного способствует также защите прав последнего на жилище. Собственником жилого помещения ребенок или недееспособный (ограниченно дееспособный) гражданин может стать по договору купли-продажи, приватизации, унаследовав его по закону или завещанию и другими законными способами. В задачу опекунов или попечителей в таких случаях входит обеспечение прав их подопечных на владение, пользование или распоряжение жилым помещением.
     Так как за лицами, над которыми были установлены опека либо попечительство, сохраняется право на получение различных пенсий, алиментов и других пособий, опекуны (попечители) обязаны следить за своевременным их получением.
     При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними, опекун (попечитель) получает также право на получение ежемесячного пособия.
     Порядок его получения определен в Положении о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством). Данное положение было разработано на основе постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 16 февраля 1993 года12. В соответствии с этим положением местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для подопечных, исходя из установленных норм по фактическим ценам данного региона. При выплате данного пособия не учитываются размеры пенсий алиментов и т.д., получаемых на ребенка. Выплаты продолжаются до достижения ребенком 16 лет (18 лет, если он является учащимся образовательных учреждений), включая месяц рождения.
     На опекуна или попечителя возложены обязанности и по поддержанию физического и нравственного здоровья его подопечного. Опекун психически больного гражданина обязан заботиться о состоянии его здоровья, следить за своевременным оказанием ему медицинской помощи и прохождением периодического медицинского обследования.
     То же относится и к опекунам (попечителям) несовершеннолетних. Но на них возлагаются и обязанности по заботе об обучении их подопечных. При выборе формы получения образования для ребенка опекун или попечитель в соответствии с действующим отечественным законодательством обязан учитывать интересы и склонности самого ребенка.
     Следует отметить и тот факт, что опекун обязан компенсировать ущерб, нанесенный его подопечным, кому бы то ни было. Попечитель восполняет ущерб, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет лишь в том случае, если у несовершеннолетнего не хватает собственных средств для покрытия ущерба в той части, в какой ущерб не покрыт. Исключением из этого правила являются случаи, когда опекун или попечитель могут доказать, что вред возник не по их вине (ст. 1073 и 1074 ГК РФ).
     Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и в суде. В подтверждение своих полномочий на ведение дел подопечного, они обязаны предъявить суду опекунское или попечительское удостоверение. Однако для совершения таких действий, как полный или частичный отказ от иска, заключение мирового соглашения и т.п. опекун (попечитель) обязан предоставить предварительное разрешение органа опеки, т.к. названные процессуальные акты относятся к той сфере имущественных прав и интересов подопечного, самостоятельно распоряжаться которым опекуну (попечителю), закон не дозволяет.
     Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства. Задачи по опеке и попечительству возлагаются в таких случаях на администрацию указанных учреждений.
     Перечисленные организации имеют тот же объем прав и обязанностей, что и граждане-опекуны (попечители). В частности, они также несут ответственность за действия своих подопечных.
     
1.2.3. Установление опеки и попечительства
     В зависимости от того, устанавливается ли опека и попечительство над ребенком или над взрослым, она имеет свои особенности.
     * установление опеки и попечительства над несовершеннолетними
     Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
     Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
     В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.
     Как отмечалось ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.
     Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.
     При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, опека автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.
     * установление опеки над совершеннолетними недееспособными
     Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
     Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках13.
     В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.
     Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявле.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.