- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007812 |
Тема: | Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА» ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра: «оРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине______________________________________________________ Тема: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие Студент___________________________________________________________ И.О. Фамилия Группа____________________________________________________________ (шифр и номер группы) Специальность_____________________________________________________ (код и наименование специальности) Курсовая работа защищена с оценкой_________________________________________________ Руководитель________________________________________Е.Н.Щендригин (подпись) Орёл 2018 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА» ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра: «оРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой И.о. директора юридического института Щендригин Е.Н./_________/ Пашин А.Л./______________/ подпись подпись Протокол № ___ от «____» ____________20___г. от «____» ____________20___г. Задание на курсовую работу Дисциплина________________________________________________________ Специальность_____________________________________________________ Тема: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие Дата получения задания: «_____»_________________г. Дата планируемой защиты: «_____»_________________г. Руководитель курсовой работы: _________________Е.Н. Щендригин (подпись) Студент ___________________Ю.Ю. Ветрова (подпись) Группа __________________________________ (шифр и номер группы) ВВЕДЕНИЕ С помощью оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные сотрудники получают необходимую информацию о составе, структуре преступной группы, ее связях, планах и т.д. Показания лиц, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях, особенно когда это сопровождается фиксацией некоторых важных обстоятельств, в частности на аудио- и видеозаписях, позволяют непосредственно наблюдать отдельные фрагменты совершаемого преступления, дают в последующем органу дознания, следователю и суду наглядное и убедительное представление о происшедшем. Для достижения целей оперативно-розыскной деятельности необходимо, чтобы каждый оперативный сотрудник твердо знал, что такое оперативно-розыскное мероприятие, как его правильно организовать и юридически грамотно провести. Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника) и других участников этой деятельности. Оперативно-розыскная деятельность имеет законодательно определенное целевое назначение - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В качестве инструмента, средства достижения этой цели законодатель обозначил и определенные формы: защиту и обеспечение. Эти формы дифференцированы в зависимости от объекта. Защита относится к человеку и гражданину, т.е. речь идет о защищаемых интересах отдельной личности или групп лиц, а обеспечение отнесено к обществу и государству, т.е. к сфере более емкой, одинаково важной для всех членов общества, граждан государства. Цель данной курсовой работы является юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий, а именно опрос граждан и наведение справок. Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи: 1) исследование понятия оперативно-розыскные мероприятия; 2) исследование классификации оперативно-розыскных мероприятий; 3) изучение содержания опроса граждан как оперативно-розыскное мероприятие; 4) изучение содержания наведения справок как оперативно-розыскное мероприятие. Объектом исследования в данной работе являются правовые отношения, регулирующие оперативно - розыскные мероприятия. Предметом исследования являются сами оперативно-розыскные мероприятия, а именно опрос граждан и наведения справок. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий 1.1 Понятие и классификация оперативно-розыскных мероприятий В процессе формирования российского законодательства в юридический язык был введен новый правовой термин - «оперативно-розыскные мероприятия». Изначально этот термин появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, в качестве правовой категории. Далее он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и целом ряде других законодательных актов, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его определение. В этой ситуации возникает потребность в установлении содержания нового правового термина для его единообразного употребления. В теории ОРД указанный термин, в отличие от законодательства, употребляется давно и довольно широко, но при этом используется в различных значениях. В одних случаях ОРМ связываются с познавательной стороной ОРД, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, которая представляет интерес для оперативных аппаратов. В других случаях связанны с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Исходя из этого, возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении. После принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в 1995 г. на страницах литературы появляется понятие оперативно-розыскного мероприятия, которое сформулировано в комментарии к этому законодательному акту. Под ОРМ предлагалось понимать «составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач». По иному формулируется определение ОРМ в комментарии к Закону об ОРД, который был подготовлен авторским коллективом Академии ФСБ России. В нем под оперативно-розыскным мероприятием подразумевается «проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности». Классификация ОРМ: 1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан: - ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент). - ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи). 2. В зависимости от продолжительности проведения: - разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее) - длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее). 3. В зависимости от видов санкционирования: а) не требующие какого-либо санкционирования: - опрос; - наведение справок; - сбор образцов для сравнительного исследования; - исследование предметов и документов; - наблюдение; - отождествление личности; - проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена. б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД: - проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена. - оперативный эксперимент - оперативное внедрение в) требующие судебного санкционирования(решения): - контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - прослушивание телефонных переговоров, - снятие информации с технических каналов связи - негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. оперативный розыскной право гражданин 1.2 Содержание оперативно-розыскной информации Сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, классифицируются на две категории: - данные, которыми оперирует оперативно-розыскной процесс, осуществляемый оперативными аппаратами спецслужб; - информация, свойственная оперативно-розыскному процессу, проводимому оперативными подразделениями правоохранительных органов. Основное внимание в оперативно-розыскных законах уделяется информации, которая касается оперативно-розыскного процесса, осуществляемого правоохранительными органами. Главным образом для ее обозначения используются подобные понятия, в частности, такие как: криминальная информация; информация о сфере и инфраструктуре преступности; сведения, необходимые для защиты прав и законных интересов граждан, их здоровья, жизни, собственности. К их числу относятся: - лица, которые подготавливают, совершают или совершали противоправные деяния, в том числе преступления, правонарушения, получение незаконных доходов. При этом попадается упоминание и о группах лиц, занимающихся противоправной деятельностью; - лица, которые по разным причинам разыскиваются органами, осуществляющими ОРД; - граждане, сбор сведений о которых необходим в профилактических целях. Кроме такого информационного элемента оперативно-розыскных данных, как физические лица, законодатель называет конкретные факты, события, процессы, охватываемые понятием оперативно-розыскной информации. В их числе такие категории, как сведения о преступлениях, противоправных деяниях, правонарушениях и преступной деятельности. Кроме того в оперативно-розыскных законах указываются различные признаки, свойства и особенности, подчеркивающие качества указанных фактов и событий. Прежде всего, констатируется то обстоятельство, что сведения о противоправных деяниях могут быть результатом оперативно-розыскного процесса. Например, указывается, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий служат сведения, ставшие известными, поступившие в орган, осуществляющий ОРД. С этой же целью используется такой термин, как первичная информация. Также называется и признак, подчеркивающий правовое значение данных о противоправных деяниях с точки зрения возможности их использования для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Например, что сведения о противоправной деятельности могут быть недостаточными для возбуждения уголовного дела, что указывает на необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий по восполнению соответствующих пробелов. Помимо этого подчеркивается, что анализируемые сведения по своему содержанию предназначаются для информирования других правоохранительных органов. В оперативно-розыскных законах декларируется и разновидность оперативно-розыскной информации с точки зрения ее значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности в виде сведений, имеющих значение для выявления и раскрытия преступления. Эта норма исключительно важна в силу рассредоточения оперативно-розыскной функции между различными оперативно-розыскными ведомствами, деятельность которых порой дублирует друг друга и приводит к возникновению многочисленных проблем. В оперативно-розыскных законах выделяются и такие разновидности оперативно-розыскной информации с точки зрения их значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности, как: - сведения, позволяющие или необходимые для пресечения; - сведения, требующиеся для предупреждения и профилактики преступлений (правонарушений). Законодатель не поясняет, что это за сведения и каков их механизм применения для решения вышеуказанных проблем. Особое внимание законодатель в оперативно-розыскном законе уделяет тем свойствам оперативно-розыскных данных, которые предопределяют их пригодность для использования в сфере уголовного процесса. Здесь выделяются сведения, удовлетворяющие определенным требованиям, установленным для соответствующих уголовно-процессуальных процедур. Исходя из этого, оперативно-розыскные данные дифференцируются на определенные виды в зависимости от их значения для уголовного процесса: - сведения, которые могут служить поводом (предлогом) для возбуждения уголовного дела; - данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств; сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда и т. п.). Таким образом законодатель в оперативно-розыскном законе обозначает с определенными особенностями спектр данных, образующих результатами оперативно-розыскной деятельности. 2. Опрос граждан как оперативно-розыскное мероприятие Опрос - оперативно-розыскное мероприятие, которые основано на проведении специальной беседы с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения тактических задач оперативно-розыской деятельности. Это мероприятие носит традиционное название - разведывательный опрос, и указывает на его исследовательский, поисковый характер, направленный на обнаружение (выявление) скрытой информации, которая имеет значение для решения задач борьбы с преступностью. В составе этого ОРМ обязательным признаком выступает лицо – носитель информации: каждый опрашиваемый человек, который имеет необходимую информацию для оперативника. Объектами опроса могут быть любые лица, имеющие оперативно значимую информациею, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств. Существует исключение, в качестве такого лица не может выступать психически больной человек, так как он не осознает характер и последствия беседы с оперативником. С предметно-практической стороны различают следующие виды опроса: 1) в зависимости от стадии осуществления выделяют: опрос, заранее подготовленный и неподготовленный (проводимый экспромтом); 2) с учетом вступления опрашиваемого в личный контакт с лицом- носителем информации, различают опрос контактный (личная беседа с оперативником), бесконктатный (по телефону), путем проведения письменного анкетирования; 3) в зависимости от определенности числа опрашиваемых известен опрос определенного лица, группы лиц (двух или более) и неопределенного числа лиц (как правило, анкетирование). Формы проведения опроса - гласно и конфиденциально (негласно). Гласная форма допроса включает в себя два способа: официально представление оперативника и его зашифрованные действия. Место и время проведения опроса законом не ограничены. Опрос может быть проведен в любом месте и в различной обстановке (в кабинете, квартире, на улице). При проведении опроса сотрудники вправе использовать технические (например, полиграф) и иные средства - видео-, кинокамеру, магнитофон и т.п. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. В соответствии со ст. 15 Закона об ОРД сотрудники оперативных аппаратов, которые проводят опрос, из тактических соображений имеют право скрывать истинные цели беседы либо свою профессиональную принадлежность. Опрос так же может носить конфиденциальный характер. Если просьба о сохранении конфиденциальности поступила со стороны опрашиваемого, то сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федеральный Закон об ОРД. Такое лицо не может впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля без его письменного согласия, как того требует ч. 2 ст. 12 Федеральный Закон об ОРД. Результаты опроса опрашиваемого могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной) либо рапортом (справкой) должностного лица. Информация, полученная при условии конфиденциальности, хранится и используется по правилам секретного делопроизводства. К материалам уголовного дела такая информация приобщена быть не может. Согласно ч. 3 ст.6 Федеральный Закон об ОРД при проведении опроса могут как гласно, так и негласно использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего. При опросе, который проводится с согласия его участников, может использоваться полиграф. Полиграф - многоканальный медико-биологический прибор, регистрирующий психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющее выявить тщательно скрываемые им факты. Опрос с применением полиграфа проводят сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений органов внутренних дел, прошедшие специальную подготовку и имеющие допуск на право работы с полиграфными устройствами. Процедура полиграфного опроса предусмотрена Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 1995 г. N 353. Указанная Инструкция регламентирует порядок получения сотрудниками органов внутренних дел допуска (свидетельства) на право работы с полиграфными устройствами при осуществлении в процессе оперативно-розыскной деятельности опросов граждан. Субъект опроса простой: основной - оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД; дополнительный - сотрудник специального подразделения правоохранительного органа или спецслужбы, проводящий опрос по поручению оперативника. Допустим опрос каждого. Причем при опросе лица женского пола не требуется, чтобы опрос проводила женщина. Допустим опрос больного, раненого и т.п. При опросе несовершеннолетнего не требуется присутствие одного из родителей, опекуна или педагога. Согласия опрашиваемого на использование технических средств при опросе не требуется. Осуществление заранее подготовленного опроса во многом зависит от определения его цели, места проведения и поводов, ознакомления с имеющимися сведениями о личности опрашиваемого, прогнозирования его возможной реакции, уяснения вопросов их постановки. Осуществление этого вида опроса классическое: оно проходит все стадии, начиная с подготовки. Осуществление опроса, проводимого экспромтом, зависит от конкретной оперативно - розыскной ситуации. Начало осуществления этого вида опроса совпадает с этапом его непосредственного проведения. Полученная в итоге информация, должна документироваться. Сведения оформляют актом (рапортом, справкой.) должностного лица, проводившего опрос. К акту могут прилагаться аудио, видео записи и другие технические носители информации. Если опрос проводился в гласной форме, то его данные могут быть оформлены письменным объяснением лица по фактическим обстоятельствам, о котором ему были заданы вопросы в ходе опроса (заявление, явка с повинной). 3. Наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие Наведение справок - это оперативно-розыскное мероприятие, которое основано на непосредственном изучении документов, содержащих сведения, которые представляют оперативный интерес, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок подразумевает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, необходимых для конкретных задач ОРД. Предметом наведения справок являются оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и федеральные информационно-поисковые системы) и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции (это могут быть пофамильные картотеки и картотеки неопознанных трупов). Адресатом наведения справок может выступать, как юридическое, так и физическое лицо. Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоприменительные органы других государств с просьбой наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора. С предметно-практической стороны для наведения справок характерны два основных способа проведения: - непосредственное обращение оперативника в ту или иную организацию и личное ознакомление с документами; - направление запроса, как правило документального, в ту или иную инстанцию. Место и время (сроки) наведения справок ФЗ об ОРД не ограничены. Но необходимо учитывать, что наведение справок - это, как правило, длящееся ОРМ, его проведение может быть сопряжено с последующим длительным (по времени) исполнением адресатом необходимых обязанностей. Субъектами наведения справок выступает оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД (основной), а так же может выступать сотрудник специального подразделения правоохранительного органа или спецслужбы, проводящий это ОРМ по поручению оперативника (дополнительный). В Законе об ОРД отсутствуют ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, но следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы ограничения доступа к достаточно большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну. Режим ограниченного доступа распространяется на данные, содержащие в себе: - коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ); - банковскую тайну и тайну денежных вкладов (ст. 26 Закона Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3февраля 1996 г.); - нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1); - врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля1993 г. N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 2 марта 1998г.), ст. 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"); - журналистскую тайну (ст. 41 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. Федерального закона от 2 марта 1998 г.)) и ряд других видов тайн. Предоставление данных сведений без согласия граждан допускается по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (вред. Федерального закона от 30 июня2003 г. N 86-ФЗ) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по борьбе с налоговыми преступлениями. Для наведения справок согласно ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона могут использоваться информационно-поисковые системы, имеющиеся в органах, осуществляющих ОРД. Кроме того, на основании п. 4 и п. 30 ст. 11 Закона РФ "О милиции" сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел имеют право на получение от должностных лиц необходимых сведений, справок, документов и копий с них, а также на безвозмездное получение информации от предприятий, организаций, учреждений и граждан, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации. Наведение справок в информационно-поисковых системах ОВД, а также других правоохранительных органов осуществляется на основании требования (запроса) за подписью руководителя органа, осуществляющего ОРД. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны содержать перечень требуемых сведений, исходные данные для их получения, а также юридические основания для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Информация, полученная путем проверки лица по информационным системам, имеющая значение для всестороннего и полного расследования и рассмотрения дела в суде, может приобщаться к материалам уголовного дела, если она не содержит сведений, составляющих государственную тайну. Наведение справок путем изучения документов может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 15 Федерального Закона об ОРД могут зашифровываться. Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, бухгалтерские, кадровые и т.п.), а также места их получения (предприятия, учреждения, учебные заведения и др.) определяются должностным лицом оперативного аппарата. Сведения, полученные в результате наведения справок, оформляют в виде справки-меморандума (справки), акта оперативника, который его проводил. Если из запрашиваемого адресата ответ получен в письменной форме, то документ приобщается к акту. К нему также могут прилагаться аудио-, видеозаписи и др. технические носители информации и предметы. В данной работе была исследована тема «Оперативные мероприятия», которые обеспечивают оперативно-розыскную деятельность, в ходе которой приводятся следующие выводы: - на протяжении многих веков совершенствовалось законодательное регулирование сыскной работы, и работа сыщиков, её методы, но все же развитие происходило не так активно, как в последнее десятилетие. Только с середины 90-х годов прошлого столетия нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности выросло в настоящую систему; - сегодня законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, представляет собой целую систему нормативных актов. Во главе такой системы стоит Конституция РФ. В соответствие и во исполнение Конституции РФ разработаны нормативные акты, центральными из которых является Федеральный Закон № 144 - ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно - розыскной деятельности», Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ; - особенная часть УК РФ в свою очередь, предусматривает виды преступлений, за совершение которых оперативные работники несут уголовную ответственность, тем самым, ограничивая деятельность этих работников законными рамками, гарантирующими соблюдение конституционных прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Формируемая оперативно-розыскная теория - область научных знаний, призванная вооружать практику борьбы с преступностью всех оперативно-розыскных органов системой научных выводов и рекомендаций, необходимых для эффективной организации и осуществления оперативно-розыскных мероприятий, создания правовых, организационных, информационных, методических, кадровых и ресурсных предпосылок и условий их успешной деятельности. Поскольку Федеральный закон об Оперативно-розыскной деятельности не допускает осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательством, то именно они (цели и задачи) определяют основные цели и задачи теоретических исследований в сфере оперативно-розыскной деятельности. Целевая направленность этих исследований состоит в совершенствовании организации и тактики осуществления ОРД для защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств, а их содержание определяется целями и задачами оперативно-розыскной деятельности, сформулированными законодателем. Единая теория оперативно-розыскной деятельности на протяжении десятилетий развивалась, прежде всего, как юридическая наука. Отсюда её неразрывная связь как с другими науками криминального цикла (уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом, криминалистикой, криминологией, прокурорским надзором, судопроизводством), так и с другими юридическими науками (административным, гражданским, финансовым, налоговым, таможенным, государственным, международным правом и иными научными отраслями юриспруденции). Учитывая всё вышеизложенное можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскную деятельность необходимо изучать как отдельную науку, как отдельную отрасль права. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Под оперативно-розыскными мероприятиями понимается проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности. ФЗ об ОРД предусматривает ряд принципиально новых правовых установлений, значительно расширивших права и возможности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью; регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий; более четко сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов ОРД. В новом Законе был дополнен перечень оперативно - розыскных мероприятий. В него включены: а) оперативное внедрение, б) оперативный эксперимент, в) контролируемая поставка. Тем самым законодатель отреагировал на качественные изменения в преступности, создал условия для активизации борьбы с преступностью. Однако в нынешней редакции ФЗ об ОРД содержит определенные недостатки, которые необходимо исправлять. Особенно это касается положений, регулирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативно-розыскных мероприятий, указанный в ст.6 ФЗ об ОРД, является исчерпывающим. Изменить или дополнить данный перечень возможно только путем принятия соответствующего федерального закона. Это положение в определенной мере сковывает деятельность правоохранительных органов. Российская Федерация. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. [Текст]: [принята 12.12.1993г.]//Российская газета-1993.-25дек. 2. Российская Федерация. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». [Текст]: [принят ГД ФС РФ 05.07.1995г. (ред. от 26.12.2008)] // СЗ РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349 3. Российская Федерация. Уголовно – процессуальный кодекс РФ [Текст]:[принят 22.11.2001г.]//Российская газета-2002.-18янв. 4. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., //М.: Изд–во “ Бек ”,1997г. с. 800 5. Давыдов Н.В. / Уголовный процесс. // М., 1990г. с. 710 6. Зусь Л.Б. / Правовое регулирование в уголовном процессе.// М., 1998г. с. 730 7. Козырев Г./ Документирование прослушивания и звукозаписи телефонных и иных переговоров // Законность. 1993. N 4. с. 700 8. Козусев А/. Законность прослушивания телефонных и иных переговоров // Законность. 1993. N 2. с. 900; 9. Маркушин А.Г. ОРД- необходимость и законность, //СПб.,1995, с. 920 10. Пиголкин А.С. /Язык закона. //М. 1990., с. 430 11. Рушайло В.Б. /Основы ОРД, // СПб,2000,390 с. 12. Рыжаков А.П. /Уголовный процесс. // М. 1999. с.500 13. Самойлов В.Г./ Сущность правовых основ ОРД ОВД. // М., 1981. с.490 14. Сурков К.В. /Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск. //СПб.,1993. с.870....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Экспертный опрос как метод социологического исследования реформирования высшего образования
- Мероприятие внедряемые и используемые на ремонтных заводов и в депо позволяющие повысить прочностные характеристики и надежность деталей подвижного состава
- Соотношение доказывания и оперативно розыскной деятельности.