VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Определение понятия и форм реорганизации юридического лица

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008638
Тема: Определение понятия и форм реорганизации юридического лица
Содержание
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИЛАЛ
  МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 


  Факультет _______________________________________________
Кафедра _________________________________________________ 

  КУРСОВАЯ РАБОТА 

   По дисциплине__________________________________________________________
   
  Студента _____________________________________________________________________
   					(фамилия, имя, отчество)
   
  
На тему:______________________________________________________
           _______________________________________________________________



         Автор работы:						
	___________________					___________________
	           (ФИО)								(подпись)

	Научный руководитель:					
	___________________					___________________
	(ученая степень, звание, ФИО)					(подпись)	(подпись)


  								Дата сдачи:
  								«____»______________20__г.
  								
  								Дата защиты:
  								 «____»_____________20__г.
  								
  								Оценка: __________________
   
   
Сергиев Посад 2016__
  

      
     Оглавление
      
      
Введение……………………………………………………….…………......…….3
1. Правовая характеристика реорганизации юридических лиц.…………..........................................5
1.1 Понятие и основные формы реорганизации юридических лиц…………… 5
1.2 Порядок проведения реорганизации…………….…….…….....….................…9
1.3 Правовые последствия реорганизации юридических лиц......................20
2. Правовое регулирование ликвидации юридических лиц в гражданском праве России………………………………………………………………………36
2.1  Понятие и виды ликвидации юридических лиц............……………………...36
2.2  Порядок проведения ликвидации юридических лиц……………………………….....38
2.3  Правовые последствия ликвидации юридических лиц...............................42
Заключение………………………………………………………...............….…
Приложения .............................................................................................…..…….
Список использованных источников…………………………………….…..
Перечень принятых терминов...................................................................….....
    
    
Введение
   
	Выбранная мною тема Курсовой работы «Реорганизация и ликвидация юридических лиц» актуальна на сегодняшний день, так как юридические лица в гражданском праве занимают не менее важное место среди отраслей, регулирующих имущественные отношения.  
	Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо
	Конструкция юридического лица, понимаемая как сложившаяся нормативная схема регулирования некоторой части общественных отношений, выполняет важную роль в правовой регламентации имущественного оборота. 
	Проблема реорганизации и ликвидации юридических лиц заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо либо выбывает из числа субъектов гражданских правоотношений, либо его права  и обязанности, в некоторых случаях, переходят к другому лицу, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридического лица. 
	В нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в России, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает достаточно актуальный характер. Правильные, основанные на требованиях законодательства действия учредителей (участников) по ликвидации созданных ими товариществ или обществ снимут многие моменты возможных осложнений во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, иными контролирующими органами. 
	Данной проблематике посвящены научные труды Мельникова А.А.,
Елисеева И.В., Суханова Е.А., Соцковой А.В., Егорова Н.Д.
	Цель исследования - определение понятия и форм реорганизации юридического лица. Определение и понятие ликвидации юридического лица, а также её последствия.
	Задачи исследования – анализ возникающих при проведении реорганизации и ликвидации юридических лиц. 
	Предметом данного исследования являются нормы законодательных актов Российской Федерации.

   
   
   
   
   
   
   

   
   

   
   


1.Правовая характеристика реорганизации юридических лиц.
1.1.Понятие и основные формы реорганизации юридических лиц. 

	Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшиеся исследованиями темы реорганизации юридических лиц. Например, К.Т. Трофимов предлагает понимать под реорганизацией прекращение организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы управления, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась. Реорганизация влечет за собой изменение субъектного состава и правопреемство.1
	Другой же правовед, С.В. Мартышкин, видит в реорганизации процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).2 
	В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении, для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.3
		Действующее гражданское законодательство Российской Федерации не даёт точного определения реорганизации юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых, она может осуществляться. В цивилистической доктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства. Вместе с тем, законодательно понятие реорганизации юридических лиц не закреплено.4 
		Реорганизация сегодня представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.5
		В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо которое и является правопреемником всех реорганизованных.6 
		Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п.1 и 2 ст. 57 ГК РФ).7 
		Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизация юридического лица. 
		Итак, исходя из вышесказанного, реорганизация может происходить следующими путями: 
1. Слияние: на основе нескольких существующих (материнских) юридических лиц возникает одно новое, а материнские прекращают существование. 
2. Присоединение:  одно или несколько существующих юридических лиц присоединяются к другому существующему юридическому лицу и прекращают существование. То же юридическое лицо, к которому они присоединились, продолжает существовать. 
3. Выделение: из материнского юридического лица выделяется одно или несколько новых, а материнское юридическое лицо продолжает существование. 
4. Разделение: материнское юридическое лицо делится на два или несколько новых и прекращает существование. 
5. Преобразование: юридическое лицо одной организационно-правовой формы изменяет эту форму и продолжает существовать в новой. Например, государственное унитарное предприятие становится в результате реорганизации акционерным обществом. 
	Во всех указанных случаях вновь возникшие юридические лица становятся правопреемниками реорганизованного (материнского) юридического лица (лиц).	
	В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению суда. Так, коммерческие организации, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности по иску антимонопольного органа могут быть подвергнуты судом принудительной реорганизации в форме разделения и выделения.8  
	С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, и производительный капитал остаётся целостным, не дробится между участниками юридического лица  и не изымается из сферы производства.9 В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного технического, организационного и финансового эффекта. 

1.2. Порядок проведения реорганизации. 

	Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с нормами ГК РФ. В противном случае решение о реорганизации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного реорганизации  в результате другого юридического лица, признаются судом недействительными.
	При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях преобразования, слияния и присоединения).		
	Ч. 1-2 ст.59 ГК РФ гласит: «Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые мог произойти после даты, на которую составлен передаточный акт». 
  	«Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц». 
  	«Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации».10
	Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство. 
	Согласно ст. 11 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц, предусмотренная законодательством о бухгалтерском учете. 
 	На день, предшествующий дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения), реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.11 
  Порядок государственной регистрации юридических лиц создаваемых  путем реорганизации, определен  гл. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствие со ст. 1-3 данного Федерального закона, следует: «Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации».
  «Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами».
  «Внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации».12
  
Основные этапы реорганизации в форме слияния: 
  - общества, принимающие участие в слияние, разрабатывают договор о слиянии;
  - каждое из обществ, участвующих в слиянии, принимает решение о реорганизации; 
    -  проводится общее собрание участников обществ, участвующих в слиянии;
  - уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ);13 
  - уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц; 
  - государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации, а также внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизуемых организаций; 
  - в случае если в результате реорганизации создано акционерное общество - регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг; 
  - для акционерных обществ - уведомление ФСФР о реорганизации и погашении акций реорганизованных обществ.
    Договор о слиянии должен содержать:
    1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
    2) порядок и условия слияния;
    3) порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
    4) указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества;
    5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;
    6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
    7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;
    8) наименование регистратора создаваемого общества и сведения о его месте нахождения.14 
    Основные этапы реорганизации в форме разделения:
    - в акционерных обществах - оценка рыночной стоимости акций;
    - общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации;
    - уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ);15
    - уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц;
    - в обществах с ограниченной ответственностью общее собрание участников каждого создаваемого юридического лица принимает решение об утверждении устава, учредительного договора и об избрании органов организации;
    - государственная регистрация возникших юридических лиц и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации;
    - для акционерных обществ - регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг каждого созданного;
    общества, уведомление ФСФР о реорганизации и погашении акций реорганизованного общества. 
    Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме разделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать:
    1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения;
    2) порядок и условия разделения;
    3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
    4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества;
    5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
    6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;
    7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса;
    8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;
    9) наименование регистратора каждого создаваемого общества и сведения о его месте нахождения.16
    Основные этапы реорганизации в форме выделения:
    - в акционерных обществах - оценка рыночной стоимости акций;
    - общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации;
    - проводится общее собрание участников (акционеров) выделяемого юридического лица;
    - уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ);
    - уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц;
    - государственная регистрация возникших юридических лиц и государственная регистрация связанных с реорганизацией изменений в учредительные документы реорганизованной организации;
    - для акционерных обществ - регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг. 
     Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме выделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать:
    1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения;
    2) порядок и условия выделения;
    3) способ размещения акций каждого создаваемого общества (конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом), порядок такого размещения, а в случае конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества - соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
    4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества;
    5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
    6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;
    7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса;
    8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;
    9) наименование регистратора создаваемого общества и сведения о его месте нахождения.17
    Основные этапы реорганизации в форме преобразования:
    - в акционерных обществах - оценка рыночной стоимости акций;
    - общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации;
    - уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ);
    - уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц;
    - в ООО общее собрание участников создаваемого юридического лица принимает решение об избрании органов организации, утверждает учредительные документы;
    - государственная регистрация возникшего юридического лица и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации;
    - если в случае реорганизации создается акционерное общество - регистрация в ФСФР эмиссии акций. 
    Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать:
    1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
    2) порядок и условия преобразования;
    3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство;
    4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
    5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;
    6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;
    7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или членов некоммерческого партнерства) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
    8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
    9) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.18

  Процесс реорганизации вообще таит в себе значительные опасности для кредиторов-контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после разделения и выделения окажутся переданными более слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение и слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности  участников юридического лица перед кредиторами. 
   Поэтому закон требует, чтобы реорганизуемое юридическое лицо опубликовало уведомление о своей реорганизации для сведения кредиторов, а последние вправе по общему правилу требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п.1 и 2 ст. 60 ГК РФ) 19
  Таким образом, из приведенного выше краткого анализа действующего законодательства можно сделать вывод о сложности процедуры реорганизации. Важным является не только выбор формы реорганизации, соблюдение необходимых требований законодательства и осуществления процедур реорганизации, но и последовательность проведения реорганизации юридических лиц. 

	 

   1.3. Правовые последствия при реорганизации юридических лиц. 
   
  	Как показывает практика, несовершенство и противоречивость норм, регулирующих процесс реорганизации юридических лиц, и отсутствие норм о недействительности реорганизации ведут к тому, что любая реорганизация, проводимая в настоящее время в РФ, несет в себе высокий риск признание ее незаконной. Такой риск несут все субъекты, вовлеченные в процесс реорганизации: сами общества, их участники и кредиторы. 
	На первый взгляд может показаться, что защита требуется только не заинтересованным в реорганизации лицам, а именно кредиторам, миноритарным участникам. Однако реорганизованное общество, а также общество, созданное в результате реорганизации, нуждаются в защите от возможного оспаривания реорганизации и документов, оформляющих ее процесс, не меньше, чем кредиторы и участники от незаконных действий реорганизуемых юридических лиц.
	Ни ГК РФ, ни специальные законы в настоящее время не позволяют определить основания оспаривания реорганизации, круг лиц, имеющих право на оспаривание реорганизации, последствия такого оспаривания. поэтому в силу отсутствия прямого регулирования процедуры проверки законности реорганизации суды самостоятельно формируют соответствующие составы при разрешении судебных споров. Анализ судебной практики в сере применения норм о реорганизации юридических лиц свидетельствует о том, что подавляющее число исковых требований заявляется кредиторами. встречаются иски о признании недействительной сделки по реорганизации и о применении последствий недействительности реорганизации, о признаии недействительным разделительного баланса в части, касающейся объема распределительных прав и обязанностей, о признании недействительной регистрации вновь созданных в результате реорганизации юридических лиц, о признании недействительным решения общего собрания акционеров в  утверждения разделительного баланса и о признании недействительными сделок по передаче имущества согласно разделительному балансу, о применении последствий недействительности ничтожной сделки по передаче имущества в уставный капитал при проведении реорганизации.20 
	Как видно из приведенного перечня, формулировки исковых требований не подчиняются никаким правовым нормам,  а зависят, скорее, от фантазии их заявителей. Поэтому попробуем разобраться, каковы исковые требования и кем они могут быть заявлены, каковы правовые последствия удовлетворения таких требований. 
	Спорным представляется также вопрос о соотношении понятий "недействительность реорганизации" и "недействительность решений и документов, опосредующих реорганизацию".  	
	  Как отмечалось, исковое требование о признании недействительной реорганизации достаточно часто встречается в судебной практике. Примером служит известное судебное дело, которое рассматривалось в Арбитражном суде Астраханской области и решение по которому проверялось Президиумом ВАС РФ, о признании недействительной реорганизации ОАО "Молочный комбинат
"Астраханский" в форме выделения из его состава нового юридического лица - ООО "ПКФ "Астрахань-молоко"21. Кредитор реорганизуемого общества подал иск в связи с тем, что действия реорганизованного общества были направлены на уклонение от погашения долгов. Суд квалифицировал действия ответчика как злоупотребление правом и признал реорганизацию недействительной. Таким образом, Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность предъявления иска о признании недействительной реорганизации юридического лица. 
	Рассматривая проблему недействительности реорганизации и подкрепляя свою позицию приведенным судебным актом, некоторые авторы отмечают необходимость законодательного закрепления оснований признания реорганизации недействительной: это должны быть грубейшие, носящие неустранимый характер нарушения законодательства. В качестве примера таких нарушений, дающих право обратиться в суд с иском о признании реорганизации недействительной, называется не уведомление кредиторов22. Однако высказывается и иная точка зрения. Как отмечает Е.П. Дивер, "заявление искового требования о признании реорганизации недействительной некорректно с терминологической точки зрения, так как реорганизация представляет собой процедуру перемены участников правоотношения"23. 
	Представляется, что возможность признания реорганизации недействительной есть исключительное следствие рассмотрения реорганизации как гражданско-правовой сделки. Если допустить, что реорганизация является сделкой в понимании ст. 153 ГК РФ, то правомерно и существование недействительной реорганизации (сделки) в понимании ст. 167 ГК РФ. Тогда получается, что реорганизация, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна (ст.168 ГК РФ). О.А. Наумов отмечает, что несоблюдение правила об уведомлении кредиторов может привести к признанию реорганизации недействительной на основании ст. 168 ГК РФ, если это повлекло нарушение законных прав и интересов кредиторов24. 
	О.А. Наумов приходит к выводу, что "рассмотрение реорганизации как сделки допускает в случае ее ничтожности предъявление требований
о применении последствий недействительности сделки и без предъявления самостоятельного иска о признании ее ничтожной (п. 1 ст. 166 ГК РФ)". Кроме того, при недействительности оспоримой реорганизации можно применять все последствия, перечисленные в ст. 167 ГК РФ. В качестве примера О.А. Наумов называет "слияние по решению суда вновь образованных юридических лиц с
восстановлением в правах собственника имущества реорганизованного юридического лица и признание недействительным решения об утверждении разделительного баланса". Д.И. Степанов более осторожно предлагает использовать дифференцированный подход в данном вопросе к различным формам реорганизации, а именно: для реорганизации в форме слияния (присоединения) "необходимо установить особые условия, при которых недействительность реорганизации со стороны одного из участвующих в
такой реорганизации юридических лиц не порочила бы всей реорганизации"25. 
	Нельзя  не согласиться с авторами, рассматривающими реорганизацию как сделку26. Для этого отсутствуют законодательные и правовые условия. Реорганизация как сложный юридический состав может включать в себя такой юридический факт, как сделка, - договор присоединения (слияния), однако
это не служит достаточным основанием для того, чтобы отождествлять реорганизацию, которая прежде всего является процедурой, с такой правовой конструкцией, как сделка. Поэтому нельзя также не согласиться и с возможностью признания недействительной реорганизации и применения к реорганизации последствий недействительности сделок. 
	Если же рассматривать реорганизацию не как сделку, а как процедуру (порядок действий), опосредующую переход прав и обязанностей одного хозяйственного общества к другому в порядке правопреемства, то пол.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44