- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определение места и роли экономических факторов в реформировании ЖКХ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012661 |
Тема: | Определение места и роли экономических факторов в реформировании ЖКХ |
Содержание
Содержание Обозначения и сокращения………………………………………………..3 Введение…………………………………………………………………….4 Глава 1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, особенности, структура и состояние…………………………………………………………….7 1.1. Понятие, особенности и структура жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………………………………..7 1.2. Характеристика состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства в современной России……………………………………………….10 1.3.Этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России…………………………………………………………………………….13 Глава 2. Основные факторы, влияющие на состояние жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….19 2.1. Проблемы, мешающие эффективному реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ. Система факторов, влияющих на него………………………………………………………………………………..19 2.2. Экономические факторы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ…………………………………………………22 Заключение………………………………………………………………..30 Библиографический список………………………………………………32 Обозначения и сокращения ЖКХ – жилищно – коммунальное хозяйство ЖКУ – жилищно – коммунальные услуги Введение Актуальность исследования вопросов реформирования жилищно–коммунального хозяйства заключается в том, что состояние ЖКХ оказывает весомое влияние на уровень жизни населения всей страны. В настоящее время в России существуют минусы в обеспечении доступности жилищно – коммунальных услуг и их качестве. Это свидетельствует о том, что в отрасли наблюдается кризис и низкая эффективность управления в сфере ЖКУ. Кризисное состояние ЖКХ и государственная политика в этой сфере являются наиболее злободневными темами. Органы власти и управления особое внимание обращают на необходимость решения проблем в ЖКХ и повышение качества его услуг.1 Проблемы ЖКХ волнуют многих людей, и от решения задач в этой сфере зависит стабильность в обществе и благополучие граждан. Реформы, которые проводились в России до настоящего времени значительно влияли на сферу ЖКХ. Из-за проводимых в российской экономике реформ в области экономики меняются и функции государства в сфере ЖКХ. Это постепенный уход государства от бюджетного финансирования отрасли, перевод ее на рыночные методы хозяйствования, передача в частную собственность значительной составляющей жилого фонда, вопросы строительства нового жилья и поддержания его в нормальном состоянии за счет средств собственников жилья, постепенный переход на 100% оплату ЖКУ населением. В следствие этого реформирование сферы ЖКХ является одним из важнейших направлений социальных и экономических преобразований, которые проводятся в России. При этом действующая система тарифного регулирования, делая доступными услуги ЖКХ малообеспеченным гражданам, является препятствием для привлечения частных инвестиций. В этой связи проводимая реформа ЖКХ требует соответствующего финансового обеспечения. Проблема заключается в том, что в условиях кризиса российской экономики возможности финансирования социальных программ во многом снижаются. В следствие этого необходимо нахождение иных путей финансирования программ развития ЖКХ. Проблематика ЖКХ хорошо разработана в литературе. Исследованием сферы ЖКХ занимаются следующие авторы: Иванов Е.С. Клименков Г.В., Кондратьева М.Н., Кузнецов И.А., Молчанова Е.И. К проблемам реформирования ЖКХ обращались в своих работах следующие исследователи: Агитаев Е.В. Иванов Е.С. Исянов Р.А., Королёва Е.Ю. Степанова Э.В., Руньков Р.А. Ярославцева Т.А., Ярославцев А.В. Работы вышеупомянутых авторов составили теоретическую основу настоящего исследования. В то же время многие вопросы, касающиеся реформирования ЖКХ, еще не являются изученными до конца. Поэтому возникает необходимость в дальнейших исследованиях по данной проблематике. Объектом исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство России. Предмет исследования – экономические факторы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России. Цель работы – определение места и роли экономических факторов в реформировании ЖКХ. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: 1. изучить основы в том числе понятие, особенности и структура жилищно-коммунального хозяйства; 2. дать характеристику состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства в современной России; 3. исследовать реформирование жилищно-коммунального хозяйства и его этапы; 4. изучить проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ, рассмотреть систему факторов, влияющих на реформирование; 5. проанализировать экономические факторы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ и выявить их место и роль. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по кругу проблем финансового обеспечения деятельности ЖКХ, нормативно–правовые акты, инструктивные материалы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка. Глава 1. Жилищно-коммунальное хозяйство как часть экономики России: понятие, особенности, структура и состояние 1.1. Понятие, особенности и структура жилищно-коммунального хозяйства ЖКХ – важнейшая сфера современного общества. Именно эта сфера формирует среду обитания человека, а также определяет уровень жизни в населенных пунктах. Степень развития ЖКХ влияет на уровень благосостояния населения и условия его жизни. Нельзя представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Услуги ЖКХ – важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы. Жилищно-коммунальное хозяйство России - это многоотраслевой комплекс, в котором переплелись социально-экономические вопросы жизнеобеспечения различных населенных мест.2 Система ЖКХ включает в себя не только жилые и общественные здания, а также предприятия различных видов деятельности (ремонтно-строительные, транспортные, эксплуатационные и др.). Место ее ведущих отраслей занимают жилищное строительство и хозяйство. Современное производство невозможно без обеспечения его услугами ЖКХ, предприятия которого создают условия жизни население, а именно : поставляют в здания воду, газ, электроэнергию, тепло, что говорит об участии в процессе производства услуг ЖКХ. Предприятия ЖКХ так же снабжают и жилые дома такими ресурсами, как вода, газ, электроэнергия, тепло. Предприятиями ЖКХ обслуживается как непосредственно население, так и промышленные предприятия. Определенную специфику имеет формирование рынка жилищно-коммунальных услуг. Рынок услуг ЖКХ – это рынок несовершенной конкуренции, признаки которого состоят в: – однородности продукции; – свободным входе и выходе продавцов с рынка; – множестве продавцов товара; – абсолютной подвижности факторов производства; – полной доступности информации о рынке; – отсутствии ценового различия – товар продается по одной цене. Главными свойствами рынка коммунальных услуг, которые представляют сложность для конкуренции, являются: –уникальность оказываемых услуг не позволяеют потребителям отказаться от них; –доступность услуг позволяет использовать их в любое время; – существует связь между производством и потреблением услуг. В сфере ЖКХ цена является регулируемой, а предложение услуг – технологический параметр системы инженерных коммуникаций. Цена на рынке коммунальных услуг отражает экономические интересы общества. В этом отношении рынок ЖКХ близок к монополии. Одна из важнейших отличительных черт ЖКХ состоит в том, что эта сфера является социально значимой. Еще одна отличительная черта – специфичность критериев оценки эффективности функционирования ЖКХ. Учитывается социально – экономический и чисто социальный эффект. А главной целью ЖКХ является улучшение качества предоставляемых населению услуг, улучшение обслуживания населения. Таким образом, ЖКХ – это комплекс предоставляемых услуг, которые значительно влияют на уровень жизни населения. Сфера ЖКХ предоставляет такие услуги, как поставка воды, тепла, газа, электроэнергии. Так же в эту сферу входят предприятия по обслуживанию населения во всех населенных пунктах. ЖКХ отводится особая роль в обществе, потому что оно формирует среду обитания человека, определяет уровень его жизни. ЖКХ как важная часть народного хозяйства страны отрасль требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. 1.2. Характеристика состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства в современной России Состояние ЖКХ является неотъемлемой частью жизни населения страны. Сегодня в России отмечаются серьезные недостатки в обеспечении доступности и качества ЖКУ, что говорит о кризисе в отрасли и низкой эффективности управления в этой сфере. Современная сфера ЖКК в России – это 4 трлн. руб. годового оборота, более 36 тыс. организаций и 2 млн. работников отрасли, 140 млн. потребителей (без учета промышленного сектора). Общий объем капитальных вложений в отрасль – более 600 млрд. руб. (с учетом средств бюджетов всех уровней). В регионах реализуется более 70 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 227 млрд. руб., из них более 139 млрд. руб. (61%) составляют частные средства.3 Сейчас отмечается системный кризис жилищно–коммунальной сферы. Отмечаются также массовые протестные действия граждан, социальное напряжение в трудовых коллективах отрасли, а также значительной части общества.4 В очереди на получение благоустроенного жилья по обязательствам государства многими десятилетиями стоят около 4 млн. семей и еще более 60% россиян стремятся улучшить свои жилищные условия. В аварийном состоянии находится 15–30% жилищного фонда страны, не обеспечены газом жилища 35% граждан, канализацией – 30%, водопроводом 26%, горячим водоснабжением – 40%. Расход энергии в российских предприятиях сферы ЖКХ в среднем на 25–30% выше, чем в европейских, а иногда эта цифра доходит до 50%.5 Некачественное энергоснабжение ведет к сбоям в обеспечении населения необходимыми услугами. Отсутствие качественного водоснабжения, например, ведет к тому, что чистая питьевая вода недоступна для многих граждан, что ведет к отравлениям и другим заболеваниям. По данным Г.Н. Онищенко, 42% наземных источников не соответствуют санитарным нормам, из них 32% водопровода по причине отсутствия комплексов очистки. В результате 50 млн. человек потребляет некачественную воду. Это является причиной 80% заболеваний граждан.6 Износ объектов ЖКХ составляет 63%, из них 26,6% тепловых сетей уже отслужили свой нормативной срок и требуют замены. То же можно сказать о 42,3% водопроводных и 39,2% канализационных сетей. В результате растет число инцидентов и аварий в системах тепло–, электро– и водоснабжения, что увеличивает сроки ликвидации аварий, а также стоимость ремонтов. Ежегодное количество аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ составляет около 200 тыс., из них около 50 аварий имеют тяжкие последствия с человеческими жертвами. Большое значение в сфере ЖКХ имеет предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и услуг ЖКХ. Всего социальной поддержкой пользуются 25% семей России. Следовательно, четверть населения страны практически не может оплачивать услуги ЖКХ самостоятельно. Сейчас наиболее острыми являются две проблемы, которые состоят в недостаточном качестве, надёжности и безопасности предоставляемых услуг, в также их доступности.7 В результате, согласно исследованиям ВЦИОМ, 60% россиян не удовлетворены данными услугами.8 В целом основные проблемы сферы ЖКХ состоят в: ? монополизации предприятий сферы ЖКХ; ? несоответствии предлагаемых услуг спросу потребителей по таким показателям, как их цена и качество; ? ценовой недоступности услуг ЖКХ для малоимущей части населения; ? несоответствии предприятий ЖКХ таким требованиям рынка, как самоокупаемость, самофинансирование и самостоятельность в организации представления ЖКУ потребителям; Перечисленные причины привели к тому, что услуги ЖКХ населению сейчас некачественны, недоступны и небезопасны. Кроме того, ЖКХ – социально ориентированная отрасль. В связи с этим, важнейшая задача государства состоит в обеспечении граждан России доступным и комфортным жильём, а также в содействии улучшении их жилищных условий. В связи с этим дальнейшее пребывание ЖКХ в таком состоянии невозможно, потому что это, прежде всего, небезопасно. Таким образом, современная сфера ЖКК в России – это 4 трлн. руб. годового оборота, более 36 тыс. организаций и 2 млн. работников отрасли, 140 млн. потребителей Сейчас отмечается системный кризис жилищно–коммунальной сферы. Процент износа объектов ЖКХ довольно высокий, то есть объекты отслужили свой срок и требуют замены. 1.3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства и его этапы Реформы жилищной сферы идут в России уже на протяжении 25 лет. Изначально они касались приобретения гражданами права собственности на жилые помещения, затем – повышения качестве ЖКУ. Курс на развитие рыночных отношений, взятый в начале 1990–х гг., не мог не затронуть отрасль ЖКХ. В дореформенный период отрасль включала в себя третью часть всех основных фондов страны, и отличалась функционированием под жестким государственным регулированием, доминированием государственной формы собственности и исключительно государственным финансированием этой сферы. Со второй половины 1980–х гг. экономическое положение практически всех предприятий ЖКХ в стране ухудшилось, темпы создания жилищно–коммунальной инфраструктуры замедлились. С началом поворота к рыночной экономике разрушилась сложившаяся за десятилетия система хозяйствования, финансирования и контроля в ЖКХ, что потребовало разработки новых принципов управления в этой сфере.9 Кроме этого, в тот период особенно обострились такие негативные стороны городской жизни, как ухудшения состояния инженерной, транспортной и ЖКХ инфраструктуры.10 В целом реформа ЖКХ прошла ряд этапов. Первый этап – 1991 год – Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Граждане получили право приобретать в собственность бесплатно путем приватизации жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Вторым этапом реформирования сферы ЖКХ считают принятую в 1993 г. государственную целевую программу «Жилище». Для преодоления кризиса в жилищной сфере было предложено ввести рыночную модель финансирования ЖКХ. Но проведенные мероприятия, вложенные средства снова не привели к улучшению жилищного фонда, его содержания и качества услуг. В 1997 г. Указ Президента РФ от 28.04.1997 №425 "О реформе жилищно–коммунального хозяйства в Российской Федерации" скорректировал Концепцию реформы жилищно–коммунального хозяйства в Российской Федерации. Концепция закрепила курс на конкуренцию и рыночные механизмы управления и финансирования ЖКХ. Владельцы приватизированных квартир стали рассматриваться уже как полноценный класс собственников. Собственники помещений имели право выбрать способ управления многоквартирным домом, кроме того, провозглашался обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов. На уровне управления многоквартирных жилых домов начинают закрепляться принципы самофинансирования. Принятие закона «О фонде содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. №185–ФЗ заметно повлияло на такие показатели, как проведение капитального ремонта, переселение граждан из ветхого аварийного жилья, формирование частных управляющих организаций, а также органов самоуправления и самофинансирования многоквартирными домами. Современный этап реформирования ЖКХ начался с 2010 года и продолжается до сих пор. Это этап характеризуется изменением форм управления жилищно – коммунальной инфраструктурой, что связано с управлением этой сферой со стороны государства, направлено на привлечение финансовых средств частного бизнеса, инвестиций в сферу ЖКХ. В настоящее время определяющим нормативным актом современного этапа реформирования ЖКХ на федеральном уровне является ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы от 17.12.2010 №1050.11 Цели Программы состоят в: * создании рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; * выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством. Основные задачи Программы состоят в: - создании условий для развития массового строительства жилья экономкласса; - обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; - предоставлении социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям. Программа предполагает следующие механизмы финансирования сферы ЖКХ: * заключение соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; * софинансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по завершению строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. Еще один нормативный акт - Постановление Правительства РФ №1464 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014–2016 годы», утвердившее федеральные стандарты в среднем по России и по субъектам РФ. Принятие указанного нормативного акта также должно способствовать развитию концессии в сфере ЖКХ. Например, на этой основе в Ростовской области активно заключаются концессионные соглашения в сфере ЖКХ. Так, по данным на 28 июня 2017 года в Ростовской области реализуется 62 концессионных соглашения в сфере водно-канализационного хозяйства, общим объемом средств в 815 млн. руб. По условиям такого соглашения муниципалитетом предоставляется право пользования муниципальным имуществом частному лицу. Последний несет расходы по содержанию и эксплуатации этого имущества, в качестве вознаграждения получает в собственность или в аренду произведенную им продукцию.12 В сфере ЖКХ большое значение имеет региональное нормативное регулирование, осуществляемое на основе муниципальных программ. В качестве примера таких муниципальных программ можно привести программу "Развитие сферы жилищно–коммунального хозяйства и благоустройство города Ростова–на–Дону".13 Цель Программы – создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшение санитарно–эпидемиологической обстановки и благоустроенности города Ростова–на–Дону. Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета города Ростова–на–Дону в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Ростовской–на–Дону городской Думы о бюджете города Ростова–на–Дону на соответствующий период, а также средств федерального и областного бюджетов в соответствии с государственными программами и в пределах доведенных лимитов. Правовую основу реформирования ЖКХ также составляет подписанный Президентом РФ Федеральный закон «О реновации жилищного фонда в городе Москве» от 1 июля 2017 №141-ФЗ, согласно которому собственники московских квартир в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, получат равнозначные жилые помещения. Сносить будут дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период 1957-1968 гг., с использованием типовых изделий стен и перекрытий. Собственник жилого помещения на основании письменного заявления вправе вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить равноценное возмещение в денежной форме или равноценное жилье.14 Таким образом, в настоящее время определяющей программой в сфере ЖКХ на федеральном уровне является ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы от 17.12.2010 №1050. В сфере ЖКХ большое значение имеет региональное нормативное регулирование, осуществляемое на основе муниципальных программ. В качестве примера таких муниципальных программ можно привести программу "Развитие сферы жилищно–коммунального хозяйства и благоустройство города Ростова–на–Дону". Сейчас одна из самых главных проблем, которая стоит в центре внимания как специалистов, занимающихся сферой ЖКХ, так органов государственного управления – современное состояние ЖКХ, которое сейчас вызывает много нареканий у граждан и решение которой является одной из самых необходимых и приоритетных. Глава 2. Основные факторы влияющие на состояние жилищно-коммунального хозяйства 2.1. Проблемы, мешающие эффективному реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ. Общая система факторов, влияющих на реформирование. Проблемы развития предпринимательства в нашей стране состоят в следующем: -отсутствии стартового капитала и сложность его получения, -трудностях с регистрацией и получением помещений и приобретением оборудования, -неэффективной налоговой политики государства, -отсутствие поддержки со стороны государства, -незащищенности от рисков. Все указанные проблемы актуальны для предпринимательской деятельности и в сфере ЖКХ. Кроме того, специфические проблемы для сферы ЖКХ состоят в: - больших издержках производства, - долгом сроке окупаемости инвестиционных проектов, - нестабильности тарифной политики, - недостаточном количестве заказчиков.15 Первый опыт функционирования частного бизнеса в сфере ЖКХ на примере таких крупных компаний, как «Российские коммунальные системы», «Межрегиональная инвестиционная строительная коммунальная компания», «Интеррос» и др., показал, что средства вкладываются в отдельные краткосрочные инвестиционные проекты по реконструкции инфраструктуры и текущему ремонту. Во многом это объясняется тем, что у частных компаний, работающих в данной сфере, как показывает практика, нет заинтересованности в капитальных вложениях по целому ряду причин накопившемуся за многие годы: очень большому износу основных фондов в сфере ЖКХ, значительным рискам, связанным как с большой вероятностью техногенных катастроф, так и с природными катаклизмами, с нечеткостью правовых актов в сфере ЖКХ, с отсутствием конкуренции на рынке ЖКХ и наличием административных барьеров для участия в тендерах. Следовательно, потому, что у государства нет достаточных финансовых средств, а бизнес больше заинтересован в скорой отдаче и гарантированной прибыли от вложенных средств и занял выжидательную позицию, ЖКХ в настоящее время продолжает находится в кризисном состоянии, несмотря на проводимые реформы. Основные предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ формируются под воздействием ряда факторов эндогенного и экзогенного характера. Названные факторы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Основные социально-экономические факторы реформы ЖКХ наглядно показаны на рисунке 1. Рисунок 1 - Основные предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ16 Таким образом, основными направлениями реформирования сферы ЖКХ является государственное регулирование и саморегулирование. Государственное регулирование представлено существующей совокупностью нормативных актов. Государством определены основные направления реализации реформы: — перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения; — привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий; — модернизация всего комплекса ЖКХ; — сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения. Саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка ЖКХ – эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации. Саморегулируемая система экономических отношений реализуется через саморегулируемые организации (СРО). Они возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности на рынке ЖКХ. В результате ослабевает давление государства в тех сферах регулирования ЖКХ, где его присутствие представляется излишним и неоправданным. В целом саморегулирование хозяйственной деятельности в ЖКХ - это формирование и внедрение системы норм и требований к качественной и количественной составляющей жилищно-коммунальной услуги, а также контроль за ее выполнением, проводимый всеми субъектами экономических отношений данного вида рынка. Таким образом, проблемы развития предпринимательства и специфические проблемы ЖКХ схожи и являются актуальными в настоящее время. Основными направлениями реформирования сферы ЖКХ является государственное регулирование и саморегулирование. 2.2. Экономические факторы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ Предприятия сферы ЖКХ подвергаются воздействию различных факторов внешней среды, которые действуют как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. ЖКХ как важная часть народного хозяйства страны требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. В качестве важнейших экономических факторов реформирования ЖКХ следует назвать: - финансовое обеспечение; - изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и ремонтно- строительные материалы; - рост и снижение объемов потребления услуг в связи с сезонностью их потребления; - потребность в дополнительных услугах; - жесткое регулирование отпускных цен на коммунальные услуги со стороны органов государства. 17 Важнейшим экономических фактором реформирования ЖКХ является совершенствование его финансового обеспечения. Важная особенность, которая отличает систему финансирования сферы ЖКХ, состоит в необходимости государственного регулирования финансовых потоков, которые возникают и развиваются в процессе взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ и потребителей коммунальных услуг. 18 Роль бюджетных средств в финансировании отраслей и подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью бюджетными ассигнованиями финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает средства бюджета только на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделение бюджетных дотаций. В связи с действием ряда факторов, которые состоят в повышении стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др. себестоимость услуг ЖКХ постоянно растет, а темпы роста затрат опережают темпы роста производительности труда. При стабильности тарифов это ведет к снижению рентабельности, убыточности отрасли и необходимости дотаций из бюджета. В то же время услуги ЖКХ – это элемент жизненных средств населения. Поэтому если повысить тарифы на эти услуги, возрастут затраты потребителей на них, т.е. затраты населения. Это увеличение возмещается за счет повышения заработной платы или за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов – бюджета дотаций предприятиям ЖКХ или населению. На практике применяются все эти способы. Выделение дотаций – способ возмещения предприятиям ЖКХ их затрат живого и овеществленного труда, а работникам – затрат на воспроизводство рабочей силы. В то же время дотационность производства и реализации продукции негативно сказывается на развитии коммерческого расчета, на усилении интенсивных методов хозяйствования, а также на повышении заинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовых ресурсов. В условиях рыночных отношений проблема дотаций еще более злободневна. Поэтому главная задача в экономике ЖКХ состоит в улучшении экономической работы в этой отрасли и повышения эффективности использования средств, которые выделяют на ее развитие и содержание, а также в снижении темпов роста эксплуатационных затрат. Поэтому важнейшее направление поиска путей эффективного использования затрат на ЖКХ и снижение темпов роста затрат в этой сфере состоит в концентрации предприятий этой отрасли в ведении муниципалитетов. Что позволяет шире вести работы по специализации предприятий, направленных на интенсификацию производства, снижение себестоимости оказываемых ими услуг. Реальными действиями в этом направлении станет проводимая в нашей стране реформа в ЖКХ, предполагающая реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий: – переход к самофинансированию предприятий ЖСК путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей; – увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций. Деятельность органов власти в сфере ЖКХ характеризует двойственная направленность. Во–первых, они осуществляют реализацию финансовой политики при формировании тарифов на ЖКУ, предоставляют малообеспеченным слоям населения субсидии на оплату ЖКУ и осуществляют финансовую поддержку отдельных институциональных экономических субъектов сферы ЖКХ. Во–вторых, они выступают в качестве собственников жилищного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах) и являются наймодателями. В обоих названных случаях возникают финансовые потоки. В первом случае они возникают между: – бюджетами всех уровней и потребителями ЖКУ – начисление субсидий; – бюджетами всех уровней и институциональными экономическими субъектами сферы ЖКХ – компенсационное субсидирование разницы в тарифах, которая финансируется из бюджетов в порядке реализации целевых программ и оказании финансовой помощи. Во втором случае они возникают между управляющим субъектом (товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно–строительный кооператив (ЖСК), управляющая компания (УК)) и бюджетами всех уровней (в зависимости от того, в чьей собственности находится жилое помещение) по поводу оплаты ЖКУ. Средства на оплату ЖКУ аккумулируют соответствующие бюджеты в зависимости от вида собственности в виде платежей, которые поступают за наем жилых помещений от прямых потребителей ЖКУ. Управляющие субъекты сферы ЖКХ (ТСЖ, ЖСК, УК и иные объединения собственников жилищного фонда) в процессе его текущей эксплуатации и потребления ЖКУ вступают в финансовые отношения с такими контрагентами, как: – органы местной власти – бюджетное финансирование; – потребители ЖКУ – своевременный сбор платежей; – институциональные экономические субъекты сферы ЖКХ – текущая эксплуатация и ремонт жилищного фонда, а также оплата коммунальных ресурсов; – финансовые посредники – проведение расчетов, получение и возврат кредитов и займов, финансовый и аналитический учет платежей. Поскольку собственники и наниматели жилья несут бремя расходов на содержание общего имущества принадлежащего им жилищного фонда, то в этом случае между ними и управляющими субъектами (ТСЖ, ЖСК, УК) и обслуживающими организациями возникают определенные финансовые отношения по поводу содержания и ремонта общего имущества и предоставления ЖКУ. В системе финансов ЖКХ важную роль играют финансы управляющих субъектов. Управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы с целью производства и предоставления качественных ЖКУ. Все финансовые потоки управляющего субъекта можно классифицировать на входящие и исходящие. Входящие финансовые потоки: оплата ЖКУ потребителями, компенсационные выплаты из бюджета на покрытие разницы в тарифах, связанные с государственным регулированием ценообразования, социальной защитой малоимущих слоев населения и выделение средств на финансирование целевых программ в сфере ЖКХ. Исходящие финансовые потоки – это расходы на содержание и ремонт жилищного фонда, предоставление ЖКУ и уплату налогов. Финансовые потоки в сфере ЖКХ возникают и реализуются на основании определенных договоров, которые заключают собственники жилых помещений, организации–поставщики ЖКУ и управляющие субъекты. Новая система финансово–экономического взаимодействия между институциональными экономическими субъектами в сфере ЖКХ предполагает принципиальное изменение функций взаимодействия ее участников и механизмов управления финансовыми потоками. В процессе реализации финансовых отношений в сфере ЖКХ используются определенные инструменты – контрактные обязательства. Они обеспечивают механизм реализации отдельных управленческих решений субъекта экономических отношений и фиксируют эти отношения с другими экономическими субъектами. Финансовый механизм ЖКХ нацелен на обеспечение высокого уровня содержания жилищного фонда и надлежащего качества жилищно–коммунального обслуживания населения. Финансовый механизм ЖКХ – это совокупность финансовых методов, инструментов, инструментов и рычагов регулирования директивных взаимоотношений государства, поставщиков услуг и потребителей для создания благоприятных условий для развития общества, то есть с целью обеспечения эффективного функционирования отрасли ЖКХ, удовлетворяющей потребности всего населения. В сфере ЖКХ используются такие финансовые инструменты, как тариф, доходы, прибыль, амортизационные отчисления. Все рычаги в сфере ЖКХ можно разделить на две основные группы: -финансовые (прямые и косвенные); -правовые. К прямым финансовым инструментам относят следующие: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий; хозяйственные договоры. К косвенные финансовые инструменты относят налоги, льготные кредиты, тарифы, льготы по оплате услуг и ряд других. Финансовые инструменты составляют дебиторская и кредиторская задолженности по текущим операциям. К финансовым методам уменьшения или устранения дебиторской задолженности следует отнести: * штрафные санкции; * передача дела для рассмотрения в арбитражный суд; * возбуждение дела о банкротстве. Важнейшим финансовым инструментом сферы ЖКХ является тариф. В сфере ЖКХ формирование тарифов имеет следующие особенности: некоторые особенностями. При формировании тарифов предпочтение отдается принципу одинаковой оплаты за услуги полезного эффекта, учитывается социальная значимость услуги, такие услуги могут предоставляться по льготным ценам. Факторы, которые оказывают влияние на формирование цен и установления уровня тарифов: -платежеспособность населения; -уровень фактических затрат; -государственное регулирование; -конкуренция. Регулирование сферы ЖКХ со стороны государства заключается в установлении тарифов, норм и целевом финансировании. Платежеспособность населения – это показатель, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Изучение роли и места предпринимательства в современном российском обществе
- Установления роли и места группового обучения на уроках русского языка и литературы в современной школе
- Исследование места и роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности современной и России