- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обзор изменений законодательства об акционерных обществах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007603 |
Тема: | Обзор изменений законодательства об акционерных обществах |
Содержание
Содержание Введение …………………………………………………………………....... 3 1 АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ……………………………………………………. 5 1.1 Обзор изменений законодательства об акционерных обществах ………. 5 1.2 Изменения в гражданском законодательстве об акционерных обществах ……………………………………………………………… 13 2 ОГРАНИЧЕНИЕ НЕПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В ПРАВЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТАТУСА СУБЪЕКТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ……………………………... 18 2.1 Требования для хозяйственных обществ …………………………. 18 2.2 Привилегии, которых лишаются непубличные акционерные общества ………………………………………………………………… 22 Заключение …………………………………………………………………… 24 Список литературы …………………………………………………………... 27 Приложение ………………………………………………………………….. 30 Введение Актуальность исследования заключается в том, что с 1 сентября 2014 года вступившие в силу поправки в Гражданский кодекс РФ относятся ко всем компаниям. Изменения относятся к обществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам, некоммерческим организациям и внутрикорпоративным отношениям. Как известно, с 1 августа 2016 года действует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который вводит Федеральная налоговая служба. Данный реестр содержит сведения только о тех акционерных обществах, которые соответствуют установленным законодателем условиям. При несоответствии акционерного общества ни одному из указанных условий, в настоящее время нет оснований, чтобы внести в Реестр МСП сведения о таком обществе. Такая «формальная дискриминация» в качестве одного из неблагоприятных последствий приводит к тому, что акционерным обществам будет отказано в участии в закупках, которые размещаются среди субъектов МСП, основанием отклонения их заявок выступает несоответствие участника закупки предъявленным требованиям. По прогнозам с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 года в Реестр МСП будут вноситься сведения об акционерных обществах, соответствующих установленным законом условиям по доле участия в капитале. Перечни таких акционерных обществ будут передаваться в Федеральную налоговую службу регистраторами, которые занимаются ведением реестров акционерных обществ. Таким образом, большинство акционерных обществ, которые намерены участвовать в закупках, размещённых среди МСП, не имеют для этого возможности, и вынуждены ожидать 10 августа 2017 года, чтобы «заработать» позитивные изменения. Другое возможное решение проблемы – преобразовать АО в ООО, но процесс реорганизации занимает много времени, и, по сути, не решает вопросов, существующих на настоящий момент. Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в области изменений гражданского законодательства относительно акционерных обществ. В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют: - нормы Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов; - материалы применительно к проблеме исследования. Целями данного исследования является изучение и анализ акционерного общества как юридического лица. Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: - провести обзор изменений законодательства об акционерных обществах; - изучить изменения в гражданском законодательстве об акционерных обществах; - рассмотреть требования для хозяйственных обществ; - описать привилегии, которых лишаются непубличные акционерные общества. Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического. Структура курсовой работы определена ее содержанием и соответствует целям и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на разделы, заключения и списка использованных источников. 1 АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 1.1 Обзор изменений законодательства об акционерных обществах С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения акционерного законодательства, согласно которым: детально регулируется порядок составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам; изменяется порядок осуществления прав акционерами, действующими через номинальных держателей; интегрируются современные технологии в порядок проведения общих собраний акционеров; изменяется порядок добровольного приобретения обществом своих акций и порядок выкупа акций обществом по требованию акционеров. С 15 июля 2016 года акционеры имеют возможность внесения безвозмездных вкладов в имущество АО, не увеличивая его уставной капитал. 1. Новое регулирование порядка составления списков лиц, осуществляющих права по ценным бумагам Чтобы осуществлять некоторые корпоративные действия, необходимо создать списки лиц, имеющих право так действовать (например, участвовать в ОСА или реализовывать права преимущественной покупки дополнительно размещаемых акций). Такие списки составляются не только, чтобы осуществлять корпоративные права акционеров, их составление также необходимо, чтобы реализовывать права по иным ценным бумагам, например, при выплате купонного дохода владельцам облигаций. С 1 июля 2016 года вступила в силу ст. 8.7-1 Закона о РЦБ «Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам», которая вводит единое для ценных бумаг регулирование порядка составления списков, фиксирующих перечень лиц, имеющих право на реализацию определенных прав по ценным бумагам (далее – «Список»). Списки составляются держателем реестра или лицом, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг. Данная статья определяет, в том числе: - сведения, которые должны включаться в данные Списки; - порядок передачи Реестродержателю сведений о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, через номинальных держателей; - порядок предоставления Реестродержателем справки заинтересованным лицам о включении / не включении их в Список. Дата, на которую должна происходить фиксация Списка, по-прежнему определяется Законом об АО, но с изменениями (п. 1 ст. 51 Закона об АО): теперь дата составления Списка для целей участия в ОСА должна устанавливаться не более чем за 25 дней до обычного ОСА и не более чем за 50 дней до ОСА по вопросам переизбрания СД / ЕИО (раньше – 50 и 80 дней, соответственно). В п. 9 ст. 8.7-1 Закона о РЦБ закреплено следующее важное положение – если по закону исполнение по ценной бумаге должно осуществляться лицам, включенным в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, то лицо, сведения о котором не включены в указанный список, не вправе требовать от эмитента такого исполнения (в т.ч. не вправе требовать выкупа / погашения ценных бумаг, оспаривать решение собрания). Данное положение, по сути, придает Списку правоустанавливающее значение, поскольку именно от включения или невключения лица в данный Список зависит, имеет ли акционер право требовать исполнения от эмитента по ценной бумаге. Особое положение данный пункт приобретает для лиц, чьи бумаги учитываются через номинальных держателей, поскольку включение их в Списки прямо зависит от своевременного и полного предоставления сведений о них номинальными держателями Реестродержателю. Согласно п. 7 ст. 8.7-1 Закона о РЦБ в случае несвоевременного / неполного предоставления номинальным держателем сведений реестродержателю о лице, осуществляющем права по ценным бумагам, такое лицо не включается в Список, что означает утрату права требовать исполнения от эмитента по принадлежащей ему ценной бумаге. В такой ситуации номинальный держатель обязан будет возместить убытки, причиненные лицу, утратившему право требовать исполнения от эмитента. Однако далеко не все убытки можно оценить (например, утрату права на оспаривание невыгодного для общества решения ОСА). 2. Особенности осуществления прав акционерами, не зарегистрированными в реестре Вступил в силу комплекс поправок, связанных с регулированием порядка осуществления прав акционерами, чьи акции учитываются через номинальных держателей. Ключевое регулирование данной сферы закреплено в ст. 8.9 Закона о РЦБ (особенности осуществления прав по ценным бумагам лицами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией) которая устанавливает, в частности, что лицо, осуществляющее права по ценным бумагам (например, акционер), путем дачи указаний (инструкций) номинальному держателю (согласно статье 8.9 Закона о РЦБ к лицам, учитывающим ценные бумаги третьих лиц, относятся номинальный держатель, иностранный номинальный держатель, иностранная организация, имеющая право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги и лиц, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг – все указанные лица в настоящем обзоре для краткости именуются «номинальный держатель»): - реализует преимущественное право приобретения ценных бумаг и право требовать выкупа, приобретения или погашения принадлежащих ему ценных бумаг, и - (если это предусмотрено договором с номинальным держателем) осуществляет иные права по ценным бумагам: вносит вопросы в повестку ОСА, предлагает кандидатур в органы управления, требует созыва ОСА и пр. На основании полученных указаний (инструкции) номинальный держатель составляет сообщение, содержащее волеизъявление лица, осуществляющего права по ценным бумагам. Данное сообщение должно содержать установленную законом информацию и должно быть доведено до лица, осуществляющего учет прав на ценные бумаги (например, до реестродержателя). В Закон об АО внесен ряд поправок, которые как раз и описывают возможность осуществления тех или иных корпоративных действий путем дачи акционером инструкций (указаний) своему номинальному держателю. 3. Новеллы при проведении ОСА Дистанционное участие на ОСА Теперь согласно п. 11 ст. 49 Закона об АО при проведении очного ОСА (т.е. в форме совместного присутствия) могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в собрании, в т.ч. возможность участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по ним. Расширены альтернативные способы сообщения о созыве ОСА, которые можно закрепить в Уставе По общему правилу, сообщение о созыве ОСА должно рассылаться адресатам заказным письмом или вручаться под роспись, если иной способ информирования о созыве ОСА не предусмотрен Уставом. Раньше таким альтернативным способом было только опубликование сообщения о созыве ОСА в определенном печатном издании / интернет-сайте. Однако теперь можно зафиксировать в Уставе следующие способы информирования акционеров о проведении ОСА: - направление сообщения об ОСА по электронной почте по адресу, указанному в реестре акционеров; - направления текстового сообщения с описанием порядка ознакомления с сообщением об ОСА по смс или по электронной почте по телефону / адресу, указанным в реестре акционеров. Обязанность хранить информацию об отправке сообщений о созыве ОСА Общество обязано хранить информацию об отправке сообщений о созыве ОСА в течение 5 лет с даты его проведения. Заполнение бюллетеней в электронной форме Как известно, при проведении очного ОСА общество вправе, а крупные общества обязаны, осуществлять голосование с использованием бюллетеней. Раньше такие бюллетени могли направляться по почте, вручаться под роспись или, в особо крупных обществах, публиковаться в печатном издании. Теперь в Уставе общества можно закрепить, что такие бюллетени могут: - направляться в электронном виде по адресам электронной почты, указанным в реестре акционеров; - заполняться в электронном виде на сайте в сети Интернет, указанном в сообщении о проведении ОСА (причем как до ОСА, так и непосредственно на нем). 4. Дополнен порядок добровольного приобретения Обществом собственных акций Напомним, согласно ст. 72 Закона об АО Общество по решению уполномоченного органа вправе: - приобретать собственные акции с целью уменьшения уставного капитала; - приобретать до 10% собственных акций без цели уменьшения уставного капитала на срок не более 1 года (если это предусмотрено уставом). С 1 июля 2016 года порядок добровольного приобретения Обществом собственных акций урегулирован более подробно, в частности: - приобретение акций производится на основании заявлений акционеров о продаже обществу принадлежащих им акций; - уведомление акционеров о приобретении обществом своих акций производится в порядке уведомления о созыве ОСА; - в решении уполномоченного органа о приобретении обществом собственных акций должны быть определены конкретные сроки для (i) подачи акционерами заявлений о продаже своих акций (? 30 дней) и (ii) для оплаты обществом приобретенных акций (? 15 дней с даты окончания срока для подачи заявлений); - не позднее 5 дней с окончания срока для подачи заявлений акционерами о продаже обществу своих акций СД составляет отчет об итогах предъявления акционерами акций к продаже с указанием конкретного количества акций, которое Общество может приобрести. В неурегулированной части к данным правоотношениям применяются положения ст. 76 Закона об АО о порядке выкупа обществом акций по требованию акционеров. 5. Изменения в порядок выкупа обществом акций по требованию акционеров С 1 июля 2016 года также вступили в силу изменения порядка выкупа обществом акций по требованию акционеров. Отметим лишь наиболее значимые из них: - раньше требования о выкупе должны были направляться акционером в общество, теперь они должны подаваться акционером регистратору общества; - с момента получения требования о выкупе регистратор без какого-либо специального распоряжения акционера вносит запись об ограничении по счету (запрет на распоряжение предъявленными к выкупу акциями до момента отзыва требования или до момента выкупа акций обществом); - прописаны основания для снятия регистратором вышеуказанного ограничения на распоряжение счетом; - прописаны особенности выкупа акций по требованию лиц, действующих через номинальных держателей. 6. Разрешены безвозмездные вклады акционеров в имущество общества С 15 июля 2016 года вступила в силу новая ст. 32.2 Закона об АО, которая предоставляет акционерам возможность вносить безвозмездные вклады в имущество общества без изменения величины уставного капитала и без изменения номинальной стоимости акций. Внесение вкладов в имущество является альтернативой заемного финансирования и предоставляет возможность акционеру финансировать и поддерживать деятельность общества без выдачи обществу займов. Ранее такая возможность в гражданском законодательстве предусматривалась только в отношении обществ с ограниченной ответственностью (ст. 27 Закона об ООО). Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ достаточно давно допускал такую возможность и в отношении акционерных обществ, НК РФ не является актом корпоративного законодательства. Теперь Закон об АО предусматривает: 1) добровольное внесение вкладов – на основании договора между акционерным обществом и его акционером (-ами); 2) обязательное внесение вкладов – такая обязанность акционеров может быть установлена уставом непубличного акционерного общества. Добровольный порядок может быть осуществлен независимо от того, предусматривает устав такое внесение вкладов или нет, и применим как к публичному, так и к непубличному акционерному обществу. Требуется лишь одобрение со стороны Совета директоров. Такие безвозмездные вклады в имущество общества вносятся на основании договора между акционером (-ами) и обществом, при этом: - на такой договор не распространяются нормы о дарении (абз. 2 п. 1 ст. 32.2 Закона об АО), что снимает возможную проблему о запрете дарения между коммерческими организациями (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ); - такой договор должен быть предварительно одобрен Советом директоров. Что касается обязательного порядка внесения вкладов в имущество, то вклады вносятся на основании решения ОСА и только в том случае если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. При этом такой вариант можно реализовать только непубличным АО. В этом случае, если акционеры заинтересованы во внедрении обязательного порядка внесения вкладов в имущество всеми акционерами, то необходимо сначала внести соответствующие изменения в устав общества. В таком случае у непубличного АО появляется еще один способ финансирования общества – путем внесения вкладов в имущество всеми акционерами, а не только через увеличение уставного капитала или путем выдачи займов. Необходимо иметь в виду, что ст. 32.2 Закона об АО содержит много диспозитивных норм, что позволяет акционерам предусмотреть в уставе определенные условия внесения вкладов в имущество, например: - порядок, основания и условия внесения вкладов в имущество общества; - обязанность по внесению вкладов в имущество всеми или акционерами, являющимися владельцами акций определенной категории (типа); - непропорциональный порядок внесения вкладов в имущество; - внесение неденежных вкладов. 1.2 Изменения в гражданском законодательстве об акционерных обществах В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации претерпевает кардинальные изменения. Все они являются постепенной реализацией «Концепции совершенствования гражданского законодательства», подготовленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Уже приняты 7 из 10 Федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в ГК РФ. Преимущественное большинство из них касается Части I ГК РФ и не в малой степени меняет положения законодательства о юридических лицах. Среди одной из основных тенденций государства в течение последних нескольких лет является постепенное «вытравливание» Акционерных обществ из гражданского оборота. Об этом свидетельствует принятие государством следующих мер: - 13.04.2009 г. – установление несоразмерно больших штрафов (от 700 тыс. до 1 млн. рублей на организацию) за любые нарушения, связанные с ведением реестра акционеров (ст. 15.19, 15.20 и 15.22 КоАП РФ); - 13.08.2009 г. – установление обязанности по раскрытию более 50 видов различной информации о деятельности акционерных обществ, в случае публичного размещения ими ценных бумаг; - 02.07.2013 г. – установление обязанности по передаче ведения реестра независимому регистратору с льготным периодом до 01.10.2014 г. Таким образом, государство пытается сократить численность акционерных обществ, оставив в данной организационно-правовой форме (ОПФ) только крупнейших участников бизнеса, деятельность которых предполагает неограниченную множественность акционеров для привлечения капиталов за счет оборота акций на рынке. Осенью 2014 года список мер по «вытравливанию» акционерных обществ существенно расширился. C 01.09.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ», а с 1 октября 2014 г. истёк срок на исполнение обязанности по передаче обязанности по ведению реестра акционеров регистратору в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ. Суть вносимых изменений заключается в том, что после 01.09.2014 г. произошло существенное удорожание и усложнение содержания Закрытых акционерных обществ: Во-первых, ОАО и ЗАО подлежат исключению из ГК РФ как организационно-правовые формы (ОПФ) юридических лиц, вместо них появляются Публичные и Непубличные акционерные общества, в связи с чем создать юридическое лицо данной ОПФ невозможно, а учредительные документы существующих организаций необходимо будет привести в соответствие с действующим законодательством; Во-вторых, все решения общего собрания акционеров ЗАО и состав участников, которые присутствовали при его принятии, должны будут подтверждаться: либо путем нотариального удостоверения, либо путем удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии (п. 3 ст.67.1 ГК РФ). В соответствии с данной нормой каждое проведение общего собрания акционеров (очередного и внеочередного, вне зависимости от важности вопроса, поставленного на голосование) для ЗАО будет платным (стоимость от 10 тыс. рублей), более того, можно забыть обо всех решениях, подписанных задним числом, без фактического проведения общего собрания, даже если все акционеры готовы проголосовать «ЗА» и подписать протокол. В-третьих, ЗАО для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (п.5 ст.67.1 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ). Введение данной нормы также связано с дополнительными расходами для ЗАО, а также с дополнительными налоговыми рисками для компании. В-четвертых, с 1 октября 2014 года действует запрет на самостоятельное ведение реестра акционеров эмитентами на основании Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Ранее акционерные общества, число акционеров которых не превышало 50, вели реестр акционеров самостоятельно (п.3 ст. 44 ФЗ «Об АО»). В соответствии с новой нормой с 01.10.2014 года независимо от количества акционеров АО обязано передать реестр Регистратору (профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему деятельность по ведению реестра). Ведение реестра включает в себя обязанность по оформлению многочисленных документов, в том числе: - Протокол об открытии реестра и утверждении положения о нем; - Положение о ведении реестра; - Эмиссионный счет эмитента; - Лицевые счета и анкеты на каждого акционера; - Регистрационный журнал сделок с акциями; - Журнал входящих документов. Зачастую акционерные общества не соблюдают требования законодательства в отношении ведения реестра акционеров и не производят в полном объеме все процедуры. Таким образом, обязанность передать ведение реестра Регистратору означает фактически обязанность восстановить и привести в соответствие всю документацию, связанную с ведением реестра. Кроме того, стоимость ведения реестра регистратором составляет не менее 5000 р. в мес. + оплата за операции (от 60 000 руб./год). С целью подтвердить серьезность намерений государства Банк России в письме № 015-55/6227 от 31.07.2014 г. дал письменные разъяснения, указывающие, что данная обязанность касается всех акционерных обществ без исключения. Число акционеров, тип общества, наличие/отсутствие лицензий, финансовое состояние, транспортная удаленность регистратора и другие обстоятельства значения не имеют. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность - штраф (от 700 тыс. до 1 млн. рублей на организацию), дисквалификация для должностных лиц. Кроме того, не менее актуальной является ответственность органов управления АО перед обществом, т.е. возмещение убытков, причиненных несвоевременной передачей реестра акционеров. ЗАО при таких обстоятельствах становится все более проблемным и неудобным инструментом для ведения бизнеса, т.к. по существу разница между ЗАО и ООО исчезает, различие фактически заключается лишь в дополнительных и затратных обязанностях для ЗАО. Базовые сходства и различия ЗАО и ООО представлены в таблице Приложения А. Наиболее удачным вариантом решения проблемы удорожания и усложнения содержания ЗАО является реорганизация в форме преобразования ЗАО в ООО. Преобразование ЗАО в ООО позволит: - не передавать ведение реестра акционеров регистратору; - не привлекать аудитора для проверки правильности годовой отчетности; - не привлекать нотариуса или регистратора при проведении общего собрания акционеров; - не сдавать отчетность в ФНС, ФСФР по УрФО (ЦБ РФ) по чистым активам; - иметь полный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Процедура реорганизации является абсолютно безопасной для вашего бизнеса и никак не повлияет на хозяйственную деятельность организации, так как: - все права и обязанности вашего акционерного общества перейдут к обществу с ограниченной ответственностью автоматически (в порядке универсального правопреемства, поэтому по факту преобразования ЗАО в ООО нет необходимости перезаключать действующие договоры и соглашения, достаточно уведомить контрагентов; - в процессе реорганизации акционерное общество может продолжать осуществлять хозяйственную деятельность без каких-либо ограничений; - соотношение долей акционеров сохранится в изначальном состоянии, т.к. при преобразовании ЗАО в ООО происходит обмен акций реорганизуемого общества на доли участников ООО. 2 ОГРАНИЧЕНИЕ НЕПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В ПРАВЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТАТУСА СУБЪЕКТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 2.1 Требования для хозяйственных обществ В результате внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) непубличные акционерные общества были существенно ограничены в праве на получение статуса «субъект малого и среднего предпринимательства». Для начала кратко напомним, какое акционерное общество признается публичным, а какое непубличным. Публичным обществом, согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), является «акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным». Обратите внимание: Статьей 97 ГК РФ установлено, что «в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру». Непубличным акционерным обществом признается общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ (п.2 ст.66.3 ГК РФ). Иными словами, непубличным акционерным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, размещены путем закрытой подписки, либо не обращаются на бирже, а также в уставе общества не содержится положение о том, что общество является публичным. На сегодняшний день непубличные акционерные общества – АО или ЗАО. В предыдущей редакции Закона № 209-ФЗ использовалась терминология «коммерческие организации» и «юридические лица». Данные термины включали все организационно-правовые формы: ОАО (ПАО), ЗАО (АО) и ООО. В новой редакции в части 1 и части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, помимо терминов «хозяйственные общества» и «юридические лица», используются более узкие термины «общество с ограниченной ответственностью» и «публичное акционерное общество». Рассмотрим подробно новую редакцию части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, в которой устанавливаются критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно новой редакции части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества…». Обратите внимание: Хозяйственные общества, согласно новым требованиям, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и одновременно соответствовать условиям части 1.1 ст.4 Закона № 209-ФЗ. Каковы требования для хозяйственных обществ Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться хотя бы одно из следующих условий: «а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в»-«д» настоящего пункта; б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»; в) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования; г) хозяйственные общества получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ «являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев: - юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета); - юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; - юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Вывод: из приведенных выше критериев для хозяйственных обществ можно сделать вывод о том, что если непубличное акционерное общество (АО или ЗАО) не соответствуют условиям либо подпункта «в», либо подпункта «г», либо подпункта «д» пункта 1 части 1.1. ст.4 Закона № 209-ФЗ, то даже при соответствии критериям, указанным в п.2-3 части 1.1. ст.4 Закона № 209-ФЗ, непубличное акционерное общество не будет относиться к субъектам малого предпринимательства. А это подавляющее большинство АО и ЗАО. 2.2 Привилегии, которых лишаются непубличные акционерные общества Например, согласно абзацу10 пункта 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит по кассе. В связи с утратой статуса субъекта малого предпринимательства непубличные акционерные общества обязаны установить лимит кассы. Еще одна привилегия, которой лишаются непубличные акционерные общества – трехлетние надзорные каникулы. Напоминаем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Трехлетние надзорные каникулы введены Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исключение: Орган государственного или муниципального контроля вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. Также непубличные акционерные общества не смогут рассчитывать на программы, ориентированные на поддержку малого и среднего бизнеса. Заключение С 1 сентября 2014 года поправки в Гражданский кодекс РФ вступили в силу и затронули все компании. Изменения затронули общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, некоммерческие организации и внутрикорпоративные отношения. Коснёмся наиболее громких изменений в части акционерных обществ, их влияния на работу организаций и необходимых действий. Итак, закрытых и открытых акционерных обществ больше не существует. Акционерные общества делятся только на публичные и непубличные. Публичные общества занимаются размещением своих акций на рынке ценных бумаг. Остальные акционерные общества, которые не занимаются ра....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: