- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общие положения о социальной помощи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000042 |
Тема: | Общие положения о социальной помощи |
Содержание
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГОТОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 История становления института государственной социальной помощи в России Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы.1 Историческое прошлое социальной работы - не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальностью. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему - светское понятие «благотворительность». Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XVвв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVIIв. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; выделялись средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682г. был принят «Приговор».2 Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» (1701г.) и «Об учреждении во всех Губерниях госпиталей» (1712г.). Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных.3 В 1764г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения «для всех гражданских сословий». На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.4 В 1797г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. Середина XIXв. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга.5 Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности. Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. До 1912г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.6 Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718г. при Петре уже 90 с 400 «призреваемыми». В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе. Екатерина Великая в 1775г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского). Также при Александре I, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета «Русский инвалид», уделявшая внимание прежде всего ветеранам.7 В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал «Слепец». В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, как составные части единого социально-исторического процесса. Один из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «Об общественном призрении» (СПб., 1818). На протяжении первой половины XIX столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории – Х-Х I вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых. При изучении прошлого общественной помощи нуждающимся исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной поддержке. Ученые связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями. Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Надо заметить, что помимо освещения филантропической практики этих обществ в поле зрения исследователей находятся общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий. В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии - социальная работа - появляется потребность в изучении ее истории. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы - целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Основные проблемы социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания. Призрение нищих и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование - явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе. Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связываются с принятием христианства на Руси, но и всех последующих систем помощи и защиты. 1.2 Понятие и значение государственной 0социальной помощи В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи не существовало на законодательном уровне. Первое в отечественном законодательстве легальное определение государственной социальной помощи содержится в статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» №178 от 17.07.1999г. Согласно данной статье, этим понятием обозначаются государственная система представления малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По нашему мнению, такой подход к понятию государственной социальной помощи, ограничивал круг лиц, которые могли бы получать данную социальную помощь, а также не указывал за счёт каких средств выделяется данная помощь. Приведенная формулировка отражает наиболее существенные признаки социальной помощи, к которым относятся: - особые субъекты; - источники финансирования; - виды помощи. Эти признаки являются базовыми для формирования научного представления о государственной социальной помощи как явлении социально-правовой деятельности. В нем прямо указаны такие существенные признаки социальной помощи, как особые субъекты (малоимущие лица и семьи) и источники финансирования (федеральный и местные бюджеты, фонды социальной поддержки населения). В соответствии с законом государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.8 В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.9 В тех случаях, когда граждане не имеют средств в объеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия субсидии и разнообразные компенсации) бесплатные или частично-платные (льготные) услуги (на дому, в стационаре и т. п.) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Государственная социальная помощь направлена на поддержание уровня жизни тех категорий населения, чей среднедушевой доход по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Источник финансирования социальной помощи - это средства федерального бюджета и бюджетов других уровней, основным принципом распределения которых является принцип адресного и рационального использования средств. Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресная социальная помощь может оказываться единовременно на период не менее трех месяцев. Виды этой помощи: социальное пособие, субсидия, компенсация. Социальное пособие - это определенная денежная сумма, которая безвозмездно предоставляется малоимущему лицу за счет средств бюджетов. Субсидия - это целевая оплата предоставленных малоимущему лицу материальных благ и услуг. Компенсация - это возмещение производственных малоимущим лицом расходов. Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия «материальное положение» практически не используется, обычно речь идёт об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления».10 Для нас предпочтительнее термин «материальное положение», поскольку он устоявшийся и привычный для населения; позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду денежные доходы; натуральное поступление от сада, огорода и т. д.; необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам. Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. Третий путь - создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.11 Государственная социальная помощь назначается компетентным органом по социальной защите населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущего лица на основе его заявления. В нем должны указываться сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем семье имуществе на праве собственности. Эти сведения должны обследоваться комиссионно. Нуждаемость - это материальное положение, при котором индивидуальный доход лица или среднедушевой доход семьи по не зависящим от них причинам является ниже прожиточного минимума. В таком случае эти лица признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи. Социальной помощью являются выплаты социальных пенсий и многих видов компенсационных выплат, которые представляются неадресно (вне зависимости от уровня индивидуального дохода среднедушевого дохода). Во-первых, они назначаются лицам, не приобретшим права на какую-либо трудовую пенсию, не имеющим заработка или трудового дохода (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и др.), т. е. являются для них основным источником средств существования. Во-вторых, источником их финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, их размеры соотносятся с установленной минимальной оплатой труда, а не с прежним заработком или трудовым доходом обратившегося. В настоящее время социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска. Речь идёт не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товарах, но и о других показателях. Ряд учёных не согласных с данной концепцией государства считают, что главное сейчас выделить приоритеты и сосредоточить немногие имеющиеся у государства ресурсы предназначенные для социальной сферы, на поддержание минимальных государственных стандартов жизни населения по потреблению продовольствия, лекарств, тепловой и электрической энергии. Транспортного и другого коммунального обслуживания. Что же касается второго отличительного признака действующего определения государственной социальной помощи, то это законодательно закреплённое указание на источники финансирования данного вида помощи. В соответствии со ст. 5 Закона «О государственной социальной помощи» ими являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи, такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счёт средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством. Данное положение указывает на то, что при принятии и утверждении бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов нашей страны должны учитываться реальные средства, направленные на оказание государственной социальной помощи малоимущим слоям населения. Следующей чертой государственной социальной помощи является то, что она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций. Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.12 Под субсидиями понимаются денежные средства, которые предоставляет государство, органы местного самоуправления, предприятия, организации либо воинские части, цель которых - назначение оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.13 Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. Кроме денежных выплат Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме. Как указывает Долотин Б. Закон «О государственной социальной помощи» даёт органам исполнительной власти самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат, так и в натуральной форме. Данное положение позволяет утверждать, что при недостатке денежных средств местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.14 Таким образом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что определение социальной помощи, закреплённое на законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав. В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие Закона «О государственной социальной помощи» в 1999 году, который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.15 1.3 Цели и виды социальной помощи Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональных финансовых и материальных ресурсов. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи; существенное улучшение социальной инфраструктуры.16 Для достижения всех этих целей, прежде всего потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения; увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения; введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам; обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой стороны - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики; усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи; В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» целями оказания данной помощи являются: - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума; - адресное и рациональное использование бюджетных средств. Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.17 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена. Различают следующие виды оказания государственной социальной помощи: - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); - натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.18 Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь. Как правило, она предоставляется во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России.19 К гуманитарной помощи относятся грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование). Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь.20 ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ ГРАЖДАНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Получатели социальной помощи До принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи» в соответствии с постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121 и утверждённым этим постановлением положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения получателями помощи из этих фондов являлись особо нуждающиеся пенсионеры, инвалиды, лица имеющие иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи), другие нетрудоспособные граждане, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Таким образом, в данный список не была включена часть трудоспособного населения нашей страны. С одной стороны это является несомненно правильным, так как государство должно поддерживать прежде всего наименее защищённых граждан, а именно пенсионеров, инвалидов, лиц, имеющих иждивенцев, и других нетрудоспособных граждан. В настоящее время в России складывается ситуация, при которой даже трудоспособные граждане, по независящим от них причинам, имеют доход, ниже прожиточного минимума, что ставит их в наихудшее положение, так как ранее действующем законодательством они не могли надеяться на получение социальной помощи.21 По оценкам прессы, на сегодня одна из наиболее острых социальных проблем - низкий уровень жизни россиян. Например, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в России увеличилась в 2013 году на 300 тысяч, составив 15,9 миллиона человек (11,1 процента от всего населения). Об этом сообщается в пресс-релизе Росстата. В 2012 году бедняки составляли 10,9 процента населения. Согласно пояснениям Росстата, увеличение числа бедных может быть связано с пересмотром определения прожиточного минимума. Новый порядок, введенный с 2013 года, предусматривает «более высокий уровень потребностей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». В 2012 году президент России Владимир Путин заявлял о необходимости уравнять прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда (МРОТ) для смягчения имущественной дифференциации в стране, однако впоследствии депутаты Госдумы отказались повышать МРОТ до уровня прожиточного минимума.22 Вот почему, по нашему мнению и по мнению большинства граждан РФ необходимо в первую очередь протянуть руку помощи именно тем людям, которые находятся в настоящее время за чертой бедности. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» впервые предусмотрено, что получателями данной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход соответствующем субъекте Российской Федерации. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан: - инвалиды войны; - участники Великой Отечественной войны; - ветераны боевых действий из числа лиц; - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г.; - военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период; - лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; - лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и т.д.; - члены семей погибших инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий; - инвалиды (первой, второй и третьей группы); - дети-инвалиды.23 Право на получение государственной социальной помощи за счет средств региональных бюджетов следующие категории граждан: - ветераны труда;24 - труженики тыла; - граждане, пострадавшие от политических репрессий;25 В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме» семья или одинокий гражданин, среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. 2.2 Порядок назначения и размер социальной помощи В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О Государственной социальной помощи» данная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.26 Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.27 Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Своё решение о назначении социальной помощи (или об отказе в её назначении) органы социальной защиты населения должны направить в письменной форме заявителю по месту жительства не позднее, чем через 10 дней после обращения и предоставления им следующих документов: - заявление о присвоении семье статуса малоимущей; - паспорта взрослых членов семьи; - свидетельства о рождении детей; - свидетельство о браке; - справка о доходах, составленная по форме; - справка о составе семьи (выписка из домовой книги); - справка из Центра занятости населения и трудовая книжка (при необходимости); - пластиковая карта или сберегательная книжка.28 При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ ему должен быть дан не позднее, чем 30 дней после подачи заявления. Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.29 Об изменениях (о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе) являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему или его семье государственной помощи. Заявитель обязан известить органы социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных изменений. В противном случае он может быть лишён права на получение этой помощи.30 Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что нормативные акты не указывали в каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение определённого конкретного минимума. В настоящее время с принятием Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный пробел устранён, так как им предусмотрен размер оказания социальной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко проживающего гражданина.31 Расчёт среднедушевого дохода для предоставления государственной помощи производится органом социальной защиты на основании сведений предоставляемых гражданами.32 Среднедушевой доход рассчитывается как общая сумма всех доходов каждого члена семьи за три месяца до обращения в социальную службу. В указанную сумму попадает не только заработная плата, но и пенсия, пособия, авторские вознаграждения, доходы от имущества, а также натуральные доходы (например, продукция личного подсобного хозяйства). Полученная сумма делится дважды: сначала на три, по количеству расчетных месяцев, а затем на количество членов семьи. Результат деления сравнивается с уровнем прожиточного минимума по региону, и если его значение меньше планки прожиточного минимума, семье присваивается статус малоимущей33. Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей. За I квартал 2014 года составляет: - на душу населения - 7688 руб. - для трудоспособного населения - 8283 руб. - для пенсионеров - 6308 руб. - для детей - 7452 руб. С 1 января 2014 года МРОТ на федеральном уровне повышают на 6,7 % до 5 554 рублей(5205 рублей была).34 Довести МРОТ до прожиточного минимума Минтруда собирается к 2017-2018 году. Прожиточный минимум в к 2014 году составит около 7 000 рублей по России. Материальная поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как правило, помощь малоимущим семьям оказывается в следующих видах: - денежные пособия и компенсации; - натуральная помощь малоимущим семьям одеждой, обувью, топливом, продуктами питания, медикаментами и другими предметами потребления; - повышенные субсидии на оплату услуг ЖКХ, ряд налоговых льгот, право на бесплатные юридические консультации.35 Рассмотрим самые распространенные из этих мер поддержки более подробно: 1) то денежные пособия, которые ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: