VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общее представление об эмоциональном состоянии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004534
Тема: Общее представление об эмоциональном состоянии
Содержание
14



введение

Актуальность. 

	Проблема эмоционального состояния на соревнованиях в наше время занимает одно из первых мест в современном спорте. Специалисты в области спорта считают, что именно от эмоционального состояния зависит стабильность результатов, которые показывают спортсмены на соревнованиях. Многие тренеры ставят перед собой задачу психологической подготовки спортсмена к соревнованиям, повышение стрессоустойчивости своих подопечных и  умение снять эмоциональное напряжение в нужный момент.

	Нынешний уровень развития спорта требует использования различных комплексов психологических мероприятий по улучшению уровня подготовки спортсмена к соревнованиям и внедрения эффективной системы психологического контроля. Для создания такой системы необходимо учесть основные положения психодиагностики, задачей которой стоит прогноз достижения максимального результата. Точность этого прогноза зависит от  способностей выделить нужное количество психологических признаков и соединить их в ту самую систему психологического контроля. 

	Улучшение спортивной деятельности нуждается в знании о текущем психологическом состоянии спортсменок, строения регуляторных процессов, которые, в конечном счете, обеспечивают ее эффективное осуществление.

Объект исследования – соревновательный процесс в художественной гимнастике.

Предмет исследования –  эмоциональное состояние в процессе соревновательной деятельности художественных гимнасток.   

Цель исследования – изучить эмоциональные состояния во время соревновательной деятельности у художественных гимнасток 13-14лет. 

Гипотеза исследования: мы предположили, что эмоциональное состояние в процессе соревновательной деятельности у девушек 13-14лет, занимающихся художественной гимнастикой изменяется.

Задачи исследования: 

Проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе.

Провести исследование эмоциональных состояний у гимнасток 13-14лет в соревновательной деятельности и проанализировать полученные данные.

Обобщить полученные данные.


Глава 1. ТЕОРЕТИОтические ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИя



Общее представление об эмоциональном состоянии.

На данный момент, ученые не могут придти к одному точному определению эмоциональных состояний. На пример Немов Р.С. дает такое определение «Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» [20]. А вот Нуркова В.В. дает другое определение «Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям» [25].

Эмоциональные состояния, которые испытывает человек, собственно делятся на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предсказывают процесс, который направлен на удовлетворение потребности, имеют идеаторный  характер и находятся как бы в начале этого процесса. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции внешне слабо, иногда вообще незаметны для окружающих людей, если человек умело скрывает свои чувства. Даже сам человек может не всегда осознавать свои эмоции, которые сопровождают какое либо действие, хотя как мы выяснили любое деяние, направленное на удовлетворение потребностей связанно с эмоциями. Чувства же, наоборот внешне очень сильно проявляются.

Эмоции, как  правило следуют за актуализацией мотива и до разумной  оценки адекватности сомой деятельности человека. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предсказывать ситуации и события, которые еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер и связываются с отношением  к некоторым объектам. Еще одна особенность чувств, в том, что они развиваются, образуя ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая чувствами, которые относятся к духовным ценностям.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект в отличие от эмоций не предшествует поведению субъекта, а наоборот находится ближе к его завершению. Это есть реакция на уже совершившиеся, действия и обозначает собой его субъективную эмоциональную окраску, по мере достижения поставленной цели совершенного поступка [24].

Но, по мнению Маклакова А. Г. существует еще одна группа эмоциональных состояний,  которую составляют настроения человека. Настроение, как утверждает  Маклаков,  самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшей интенсивностью и меньшей предметностью. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение весьма сильно зависит от общего стояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и конечно же от состояния нервной системы. Человеку не всегда понятны причины какого-либо настроения, а уж тем более они не понятны окружающим людям [20].

Так же Маклаков считает, что следует выделить еще два вида эмоций, которые делятся по влиянию на деятельность человека - стенические и астенические. Стенические  эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Рассмотрим их функции

 Как утверждает Нуркова В.В. всего 7 функций: функция оценки, функция мобилизации, функция следообразования, функция побуждения и поддержания деятельности, функция компенсации информационного дефицита, функция коммуникации, функция дезорганизации [25].

Уровневая модель функционирования эмоций.

В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций. 

Модели уровней переработки информации предполагают, что Психика человека обрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками. Выделяют следующие уровни теории эмоций:

сенсорный (аналоговый) уровень переработки (простейшие сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос «Шрифтом какого цвета набрано это слово?»); 

перцептивный (ассоциативный) уровень переработки (более сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов, Например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом "мрак"?»);

семантический (уровень объективных закрепленных в языке значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово  болезнь?»); 

смысловой (уровень самоотнесенной информации, например ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких  родственников от этой болезни?») [25].

Конкретный уровень, на котором будет  переработана информация, определяется в большей мере не  особенностями стимула, а целями человека. Поэтому один и тот же стимул будет обладать эмоциональным значением на одном уровне  переработки и окажется эмоционально нейтральным на другом. Уровневые теории функционирования эмоций хорошо предсказывают, насколько человек будет эмоционально вовлечен в ту или иную ситуацию. Они фиксируют известное явление: эмоции  играют значительную регулятивную роль в протекании познавательных процессов только тогда, когда человек сталкивается не с сухой,  безличной информацией, а с тем, что касается его персонально, задевает за «больное»[25].



Возрастные особенности эмоционального состояния в подростковом возрасте.

Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.

У подростков резко увеличивается скорость полового развития. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. Подростковый возраст – это несколько лет испытаний для детей, родителей и учителей. Пережить их сложно, но необходимо.

Причины неустойчивости поведения

Психология подросткового возраста обусловлена физическими изменениями организма ребенка. В начале периода скорость развития эндокринных центров опережает развитие половой системы. Поэтому центральная нервная система подростков находится в неуравновешенном состоянии.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.

Повышена утомляемость. Из-за ускоренного роста и недостатка витаминов и полезных веществ могут появиться проблемы в опорно-двигательном аппарате: сутулость, искривление позвоночника. Это еще больше влияет на психическую устойчивость подростков. От анатомо-физиологических особенностей подросткового возраста зависит процесс развития психики детей от 11 до 17 лет.

В подростковом возрасте формируется окончательно и значительно усиливается интерес к противоположному полу. Возникает и развивается половое влечение.  Предъявляются повышенные требования к своей внешности.

Психологические особенности

Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью во всем:

С одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой – ждет общения с ним как с взрослым человеком.

Из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться иногда даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел.

Внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью.

Желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих.

Независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

эмоциональной неустойчивостью;

резкими перепадами настроения;

повышенным самолюбием;

резкостью суждений;

застенчивостью и неуверенностью в своих силах.



Психологические особенности спортивного соревнования.

Спортивное соревнование – это самая важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности человека. Все обучение и тренировки направлены именно на подготовку спортсмена к участию в соревнованиях. Соревнования – это, в своем роде, экзаменом для спортсменов, кроме того, они оказывают огромное влияние на развитие личности спортсмена, являются определенным видом учебно-воспитательной работы [4]. 

Стоящие перед спортсменом цели соотносятся с достижением определенного спортивного результата, или с реализацией его возможностей. Действия, связанные с достижением целей, всегда осуществляются в определенных эмоциональных условиях и за счет волевых усилий. Трудности и не привычные условия вызывают у спортсменов сильные переживания, которые могут отрицательно влиять на деятельность и ее результат [5].

Существует значительное разнообразие видов спортивной деятельности: поединок, групповая борьба и т.д., однако их объединяют общие психологические особенности:

Спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием;

Целью выступления в соревнованиях являются достижение победы или лучшего результата. Это основная причина экстремальности условий этой деятельности;

Соревнования всегда социально значимы: их результаты ,как правило, получают широкую общественную известность и оценку;

Результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена;

Соревнования являются специфичным фактором, создающим экстремальные эмоционально-волевые состояния [4].

Ученными доказано, что для успешного выступления на спортивных соревнованиях необходимо не только быть в хорошей физической форме и тактически подготовленным спортсменом, но и быть обсолютно готовым к соревнованиям психологически. Чтобы в полной мере реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а так же вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, их  закономерности,  причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что отрабатывалось и накапливалось в процессе обучения и тренировок в течении долгого времени, может быть растерянно в мгновение перед стартом или в ходе спортивной борьбы, если спортсмен психологически не готов [4].

При участи в соревнованиях спортсмен находится в состоянии повышенной напряженности, которое затрудняет сложные действия  и интеллектуальные функции. Эмоциональные проявления главным образом связаны с объективными внешними воздействиями на организм спортсмена, с его субъективным отношением к уровню сложности предстоящей или выполняемой деятельности и реакцией на внешние воздействия [5].

С психофизиологической точки зрения наступление субъективных переживаний, которые затрудняют осуществление деятельности связанно с нарушением нервных временных связей. Для достижения высокого результатов на соревнованиях и вообще в спортивной деятельности у спортсмена должен быть выработан оптимальный уровень психофизиологических реакций, который необходим при повышенном нервном возбуждении. Благодаря этому эмоции переживаемые в процессе соревновательной деятельности будут более стабильными, при этом переживания всегда будут направлены на решение спортивной задачи [5].



Влияние спортивной деятельности на эмоциональное состояние подростков.

Со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся, как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивной деятельности, которая содействует развитию спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;

С максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков с развитием моторных способностей, постоянным поддержанием их на высоком уровне. В связи с этим спортивная деятельность приобрела сложную структуру и в настоящее время включает в себя не только участие в соревнованиях, но и систематические тренировочные занятия;

С резко выраженным сознательным характером, что объясняется чувством большой ответственности и стремлением достигнуть наиболее эффективного результата, добиться рекорда в выполнении данного действия. Спортивная деятельность предъявляет огромные требования к процессам информации и её переработки, памяти и внимания спортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям.

Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность - это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на органические процессы и поведение человека.

Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее:

1. Эмоциональные переживания, связанные со значительными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе спортивных занятий. Повышенная мышечная активность, составляющая характерную и необходимую особенность спортивных занятий, если они протекают нормально, всегда сопровождается образным состоянием эйфории (повышенной оживлённости действий, речи и т.п.), стеническими чувствами бодрости и жизнерадостности. В случаях перетренировки та же мышечная активность вызывает астенические эмоции: упадок сил, неудовольствие и др.

2. Эмоциональные переживания, связанные с высоким уровнем совершенства в выполнении технически сложных, трудных и опасных физических упражнений. Эти эмоции отражают состояние повышенной общей работоспособности организма, переживание успеха в выполнении данного действия и вызванное этим сознание личного превосходства: приятно ощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными в своих силах, способным выполнить не всякому доступное трудное упражнение. Эти чувства соотносятся со способностью спортсмена направлять большие усилия воли, направленные на преодоление значительных трудностей, что является существенной чертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но и окружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решивший спортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий.

И, наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнении трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могут вызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. У опытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолеть опасное препятствие.

3. Эмоциональные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы. Эти эмоции всегда имеют очень напряжённый характер, в них отражается большие усилия, направленные на достижение победы или наилучшего результата. По своей интенсивности они намного превышают те эмоциональные состояния, которые доступны человеку в его обычной повседневной деятельности. Нередко они получают своеобразное отражение в мимике эмоционального напряжения. В процессе спортивной борьбы при удачном выполнении ответственного приёма (например, когда футбольный мяч забит в ворота противника) эмоциональное переживание успеха может достигнуть степени бурного аффекта радости. При неудачах нередко наступает чувство растерянности, упадка сил, неуверенности в себе.

Эмоциональные состояния во время спортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения, получившего название "спортивной злости" и имеющего огромное динамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себе колоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены, он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям.

4. Эстетические эмоции. Чаще всего они бывают связаны с восприятием ритма движений, красоты их формы и других сторон, характеризующих совершенство выполнения физического упражнения. Эти чувства возникают при занятиях гимнастикой, фигурном катании на коньках и т.п. Большое эстетическое значение имеют чувства, вызываемые восприятием внешней обстановки, в которой протекают спортивные занятия или соревнования. Её торжественность, красивое внешнее оформление места занятий, одинаковая форма, в которую одеты участники, присутствие многочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность - всё это создаёт у участников соревнований приподнятое эмоциональное состояние и желание добиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивную подготовленность. Когда же внешняя обстановка спортивных соревнований слишком обыденна, это может привести к появлению у спортсмена астенических эмоциональных переживаний.

5. Нравственные чувства, связанные с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехи и неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т.п.). Они являются могучим стимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исход спортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремлений спортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом. Спортсмен, обладающий этим чувством, никогда не откажется от борьбы за интересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была.

Таким образом, для спортивной деятельности характерны:

а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;

б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции - от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единое целое;

в) динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%