- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика исполнительной власти
| Код работы: | K009127 |
| Тема: | Общая характеристика исполнительной власти |
Содержание
ГЛАВА 1
Общая характеристика исполнительной власти
§1 Понятие «Исполнительная власть РФ» её основные признаки
Государственная власть – государственная возможность и способность подчинять своей воле иные структурные элементы общества, базируясь на систему методов государственного принуждения.
1 Разделяют следующие виды государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Из-за чего нужна теория разделения властей?
* Согласно конституции государственная власть не может принадлежать одному лицу или госоргану, т.к. это создает угрозу тоталитарного, антидемократического режима
* Все власти равны и отличаются определенной степенью самостоятельности, ни одна не может быть заменена любой другой, но и нельзя доводить до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.
* Ни одна из властей не может пользоваться правами другой власти
Термин «исполнительная власть» вступил в силу только после того, как Конституция Российской Федерации 1993года, ввела разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти (ст. 10 Конституции РФ). Разделение ранее игнорировалось. Оно официально признавалось явлением для западных стран, которое не подходило нашей стране, и нарушало единство власти. 2Так, в ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ впервые было упомянуто об органах исполнительной власти, говоря о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет правительство. Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.
Что же является отличительными признаками исполнительной от других ветвей власти? 3
* Исполнительная власть имеет вторичный характер, т.е. выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной власти. Действия органов исполнительной власти не могут противоречить закону, а являются его исполнением.
* Обладает единством, т. е. ее органы действуют непрерывно и везде, осуществляется на всей территории Российской Федерации.
* в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, т.е. опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, используя инструмент служебных продвижений и систему поощрений.
* Исполнительная власть имеет огромное количество ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. Это наделяет конкретные субъекты правами.
* Исполнительная власть самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти. В России контрольные полномочия принадлежат президентской власти, занимающей особое положение в российской системе разделения властей.
Лицо исполнительной ветви – серьезная сила, которая принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, полиции.
Какими целями оснащена данная ветвь государственной власти?
* 4Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления.
* Обеспечение безопасности государства и гражданина: организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации.
* Создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства.
* Создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов.
* Защита человека от противоправных посягательств.
Следовательно, обобщив все выше написанное, можем сказать, что исполнительная власть - самостоятельная и независимая ветвь публичной власти Российской Федерации, которая представляет собой комплекс полномочий по управлению государственными делами. Эта ветвь носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, и направлены на исполнение закона.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. При этом исполнительная власть, ещё и самостоятельно - независимой от других ветвей государственной власти, поэтому она реализует и собственные функции для направления деятельности ее органов, которые в свою очередь реализуют особые властные полномочия.
§2 Функции исполнительной власти
Деятельность функции исполнительной власти направлена на достижение поставленных целей.
Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти.
Так какие же функции выделяет исполнительная власть?
Ими являются:
* 5Исполнительная. В основе данной функции заложено исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ.
* 6Обеспечительная. Функция, которая создает определенные условия для совершенствования административно-политического строя и направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
* Правозащитная. Эта функция говорит о том, что органы исполнительной ветви обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать их, а в случае необходимости — защищать.
* Законно – соблюдающая. Правопорядок в стране отражает реальный уровень соблюдения законности. Под обеспечением законности, правопорядка имеется в виду создание надлежащих условий для строгого и неуклонного соблюдения всеми Конституции, законов и основанных на них иных нормативных правовых актов. Соблюдение Конституции – обязанность каждого (ст. 15 Конституции ч. 2).
* 7Регулирующая. В данной функции заложена основа осуществления многих функций таких, как руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование.
* 8Нормотворческая. Осуществляет, в установленных законом пределах, деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
Охранительная, еще именуется как юрисдикционная. Данная функция исполнительной власти действует на физические и юридические лица, в таких случаях, когда данными лицами были нарушаны нормы законодательства. Это означает, что исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.
Таким образом, функции являются основой деятельности исполнительной власти, в которой четко изложена нагрузка и объем государственных полномочий, которые в свою очередь применяются для достижения поставленных целей. Органы исполнительной власти в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов, о которых речь пойдет в следующем параграфе.
§3 Принципы деятельности исполнительной власти
В основе организации и деятельности исполнительной власти лежат принципы, т.е. законодательно закрепленные основные идеи и требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
Принципы осуществления исполнительной власти в Российской Федерации прописаны в Конституции РФ. А также об этом можно узнать из Федеральных законов: N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в законодательных и иных актах субъектов РФ.
И какими же принципами осуществления исполнительной власти оснащена наша страна?
* 9Принцип народовластия (ст. 3 Конституции РФ) означает, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть. 10Контроль над деятельностью органов исполнительной власти должен усиливаться как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и непосредственно со стороны народа и его негосударственных организаций. Для контроля установлен порядок регулярных отчетов должностных лиц органов исполнительной власти перед законодательными органами, чтобы не было появления коррупции, бюрократизма, безответственности.
* Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции РФ). Высшей юридической силой обладает главный закон государства — Конституция РФ, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права. Также в Конституции РФ решена международная проблема, с которой до этого сталкивались довольно часто.
1. 11Если в международном договоре содержатся иные положения, чем имеющиеся в национальном законе, то действуют положения Договора.
2. Общепризнанные принципы международного права и международные договоры России имеют прямое, непосредственное действие на российской территории. С принятием Конституции 1993 г. органы государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров, участницей которых является Россия.
* 12Принцип разделения властей (ст. 10 и 11 Конституции РФ) выражает существование и самостоятельность трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая ветвь государственной власти должна осуществлять свои функции и не вмешиваться в полномочия другой. При этом Конституция предусматривает систему сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти и не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.
* Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов (ст. 11 и 78 Конституции РФ) проявляется на основе нормативно-правовых актов. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации не должны противоречить актам федеральных органов исполнительной власти. Осуществляя свои полномочия, федеральные органы исполнительной власти вправе создавать свои территориальные структуры и назначать соответствующих должностных лиц. По договорённости с органами исполнительной власти субъектов Федерации Федеральные органы могут передавать им осуществление части своих полномочий, и наоборот, если это не противоречит Конституции РФ.
* 13Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ) говорит, ссылаясь на статью, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Все органы государственной власти, а так же граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Соблюдение законности — это главное условие эффективности, результативности деятельности органов исполнительной власти.
* 14Принцип гласности информирует нас о том, что все законы общедоступны и открыты (официально опубликованы) для всех граждан. Если же закон не опубликован – он не действителен. Любые нормативные правовые акты, касающиеся прав, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения. Но сведения, которые содержат информацию государственную и иную охраняемую законом, не подлежат публикации.
* Принцип приоритета и гарантированности прав личности (ст. 2 Конституции РФ). Статья гласит, что права личности признаются высшей ценностью, а все государственные органы, ответственны перед гражданами. Государство обеспечивает граждан надежной защитой личных прав и свободы, независимо от социального статуса.
1Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – стр. 4398
2 Алексеев И.А. и др. Административное право. - М- Проспект.- 2015.- стр. 717
3 Бахрах Д.Н. Административное право — М. : Норма, 2013.- стр. 543
4 Бахрах Д.Н. Административное право — М. : Норма, 2013.- стр. 543
5 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – стр. 4398
6 Старостин С.А. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. – М.- Проспект. – 2016. – стр. 275.
7 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – стр. 4398
8 Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти. – М.- 2015.- стр. 262
9 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – стр. 4398
10 Лебедев М. А. Законодательная и исполнительная власть субъектов РФ в теории и практике государственного строительства. – М.- 2014.- стр. 268
11 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – стр. 4398
12 Лебедев М. А. Законодательная и исполнительная власть субъектов РФ в теории и практике государственного строительства. – М.- 2014.- стр. 268
13 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – стр. 4398
14 Яркова В. В. Административное производство: Учебное пособие– М.: Статут, 2016.- стр. 366.
---------------
------------------------------------------------------------
---------------
------------------------------------------------------------
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

