- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативное правовое регулирование института публичных слушаний
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002697 |
Тема: | Нормативное правовое регулирование института публичных слушаний |
Содержание
АННОТАЦИЯ Публичные слушания или как их еще называют общественные слушания, признаются одной из форм непосредственного осуществления гражданами своего конституционного права по участию в управлении делами государства. В процессе исследования установлено, что институт публичных слушаний большее развитие приобрел на муниципальном уровне управления, чем на федеральном уровне. Исходя из этого, целью выпускной квалификационной работы является исследование и выявление проблемных вопросов института публичных слушаний, а также исследование теоретических, законодательных положений правоприменительной практики по вопросам публичных слушаний, как одной из форм осуществления гражданами своего конституционного права на участие в деятельности местного самоуправления. Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения в области публичных слушаний, как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Предмет исследования Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике проведенного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении приводится актуальность избранной темы, а также формулируются цели и задачи, отражается степень научной разработанности института публичных слушаний в России. В первой главе работы рассмотрено понятие и сущность публичных слушаний, типология, а также публичные слушания рассмотрены как этап правотворческого процесса. Во второй главе предметом изучения выступают нормативные правовые акты, которые регламентируют институт публичных слушаний. Рассмотрены стадии публичных слушаний. Раскрыты проблемные вопросы анализируемого нами института. Заключение содержит сформулированные автором общие выводы, а также определенные предложения по совершенствованию действующего законодательства. Общее количество страниц работы составляет 65. Количество источников использованной в работе составляет 60. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ 11 1.1 Понятие и признаки публичных слушаний 11 1.2 Принципы проведения публичных слушаний 4 1.3 Типологизация публичных слушаний 4 1.4 Публичные слушания как этап правотворческого процесса 4 ГЛАВА 2 ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 36 2.1 Нормативное правовое регулирование института публичных слушаний 36 2.2. Стадии публичных слушаний 4 2.3 Проблемы реализации права населения на участие в публичных слушаниях 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что население может участвовать в деятельности государства через различные формы1. Конституционное право граждан на участие в разрешении различных вопросов местного значения может проявляться в таких формах, как выборы, референдум, конференции, сходы граждан, участие в территориальном общественном самоуправлении, правотворческая инициатива, публичные слушания, обращения граждан в органы местного самоуправления, опросы граждан. Публичные слушания или как их еще называют общественные слушания, признаются одной из форм непосредственного осуществления гражданами своего конституционного права по участию в управлении делами государства. В процессе исследования установлено, что институт публичных слушаний большее развитие приобрел на муниципальном уровне управления, чем на федеральном уровне. Анализируя данный институт, стоит заметить, что публичные слушания выступают в качестве достаточно нового направления участия граждан в деятельности нашей страны. Проблемой стоит признавать то, что до настоящего времени действующее законодательство не содержит определения публичных слушаний, в результате этого возникает ряд дискуссионных вопросов. Подчеркивая значимость анализируемого института для формирования гражданского общества, отметим, что богатая практика поставила сегодня перед теоретиками значительное число проблем, которые требуют обстоятельного анализа и разработки рекомендаций, направленных на их решение. Гражданское участие в современной политической науке рассматривается в качестве важного принципа управления в демократическом обществе. Институт публичных слушаний обладает рядом проблемных вопросов, влияющих на эффективность его реализации при решении вопросов местного значения. В первую очередь, проблемой анализируемого нами института необходимо признавать несовершенство действующего законодательства. Действующий ФЗ - №131 не регламентирует достаточным образом институт публичных слушаний. В правовом регулировании института публичных слушаний отсутствует детальное регулирование его механизма. Данный механизм невозможно конкретизировать как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Достаточно много проблем в институте публичных слушаний возникает в процессе организации и проведении таких собраний. Причинами таких проблем в первую очередь становится низкий уровень участия доверия населения органам местного самоуправления, отсутствие доступной информации о проведении таких слушаний, отсутствие свободного времени, а также незаинтересованность жителей муниципального образования в решении вопросов местного значения. Нерешенной остается проблема информирования населения о проведении публичных слушаний. Так, как в настоящее время населению не всегда доступна информация о проведении слушаний. Полагаем, что интернет ресурс в настоящее время имеется почти у всех, и возможно ввести интернет форму обсуждения вопросов, которые выносятся на повестку дня публичных слушаний2. Участники должны обладать равными возможностями в выражении мнения по поставленным вопросам. Вышеизложенное подчеркивает актуальность темы настоящего исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование и выявление проблемных вопросов в реализации института публичных слушаний при осуществлении местного самоуправления, а также исследование теоретических, законодательных положений и правоприменительной практики по вопросам публичных слушаний, как одной из форм осуществления гражданами своего конституционного права на участие в деятельности органов местного самоуправления. Для достижения установленной цели необходимо решить следующие задачи: -исследовать понятие и признаки публичных слушаний, сформулировать определение понятия публичных слушаний; - проанализировать принципы публичных слушаний; -исследовать типологию публичных слушаний; -проанализировать правовое регулирование института публичных слушаний; -охарактеризовать стадии публичных слушаний; -выявить проблемы реализации права населения на участие в публичных слушаниях; -разработать и обосновать предложения по совершенствованию законодательства о публичных слушаниях, как форме участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие при реализации института публичных слушаний, как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Предметом выпускной квалификационной работы является комплекс правовых норм, которые регулируют порядок и отдельные особенности осуществления местного самоуправления населением путем проведения публичных слушаний. Кроме того, в качестве предмета нашего исследования необходимо рассматривать различные теоретические аспекты по теме работы, которые рассматривались в научных трудах. Так же полагаем, что предметом выпускной квалификационной работы выступает правоприменительная практика по проблемам в области публичных слушаний, как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы характеризуется отражением отдельных положений работы в научных трудах, монографиях различных ученых, а именно Е.В. Агапова, Е.А. Баранова, Е.И.Баулина, В.В. Бехер, З.Р. Зарипова, И.В. Захарова, С.С.Зенин, К.В. Карпов, П.Д. Козырева, В.В. Комарова, Н.В. Ларина, К.Ю. Матренина, К.М. Маштаков, Т.А. Млехина, А.Д. Нестерова, Д.В. Сенникова, С.Ю. Сергеева, З.Г. Тамазов, Р.А. Трутнев, И.В. Щербакова и другие. Проблемами публичных слушаний, как формы участия населения в решении вопросов местного самоуправления занимались такие ученые, как Л.В. Аверина,Л.А. Андреева, Д.А. Владимиров, Н.Н. Жадобина, П.М. Ивашкова, М.Д. Сафарова, С.Г. Соловьева и другие. Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в разработке определенных теоретических положений и практических рекомендаций, которые способствуют совершенствованию института публичных слушаний. Вы уверены? Может, попроще как-то сформулировать? В ходе проведения анализа публичных слушаний мы пришли к выводу о том, что действующее законодательство должно быть реформировано, урегулированы отдельные пробелы действующего законодательства. В работе приведены определенные выводы и положения, которые на наш взгляд, необходимы для совершенствования законодательства. В работе автором обосновано и сформулировано определение публичных слушаний, как формы участия в решении вопросов местного самоуправления. Практическое значение исследования. В работе приведены определенные выводы и положения, которые, на наш взгляд, необходимы для совершенствования законодательства. Отраженные в настоящем исследования предложения и выводы могут использоваться не только в практической деятельности, но и для написания учебных пособий. Кроме того, такое исследование может послужить объектом рассмотрения на курсах повышения квалификации. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплексный подход по изучению предмета исследования. При исследовании данного вопроса в работе в качестве методологической базы использовались следующие методы: -анализ литературы, который дает возможность узнать, какие проблемы в настоящее время уже изучены авторами, а какие стороны института публичных слушаний остаются не достаточно исследованными в настоящее время; -практический метод связан в первую очередь с выработкой определенных особенностей, характерных для института публичных слушаний; -метод толкования представляет собой интеллектуальный процесс, связанный с установлением смысла норм законодательства в области публичных слушаний; -метод исследований в первую очередь направлен на установление определенных особенностей, которые характеризуют институт публичных слушаний, выявление отдельных проблемных вопросов, которые до настоящего времени существуют в данном институте. Кроме вышеназванных методов в работе использованы современные общенаучные методы и приемы познания, научные концепции. В работе использованы структурно-функциональный, системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический и другие методы научного познания, которые позволили учесть все взаимосвязанные вопросы, объективно оценить актуальность института публичных слушаний. Нормативная основа выпускной квалификационной работы регламентирована Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления», иными федеральными законами по теме настоящего исследования, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами по теме настоящего исследования. Теоретическая основа выпускной квалификационной работы связана с толкованием отдельных особенностей характерных для публичных слушаний, как формы непосредственного участия населением в решении вопросов местного самоуправления. Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции. Выпускная квалификационная работа имеет свою структуру, которая состоит из введения, двух глав состоящих из параграфов, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ 1.1 Понятие и признаки публичных слушаний Публичные слушания выступают в качестве одной из форм непосредственного осуществления гражданами своего права на участие в управлении делами государства. Как мы отмечали, публичные слушания получили большое распространение среди иных форм участия населения в решении вопросов муниципального уровня. Однако теоретически развитие данного института имеет длительную историю, так как до настоящего времени нет единого определения анализируемой нами формы участия населения в управлении и разрешении вопросов местного значения. Сформулировать такое понятие публичных слушаний довольно длительный процесс, в течение которого предпринимались многократные попытки. ФЗ №131 не содержит определения публичных слушаний. Однако муниципальные нормативные акты содержат определение публичных слушаний, которые закрепляются в основных определениях к правовому акту. Так, например, Законом Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информированию населения при осуществлении градостроительной деятельности» закрепляет несколько определений публичных слушаний в зависимости от цели проведения публичных слушаний. В частности, публичные слушания по документации – это процедура, проводимая согласно настоящему закону до утверждения документации или например, публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - это процедура, проводимая согласно настоящему закону до предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства3. Анализ вышеизложенного положения позволяет сделать вывод о том, что вышеназванный нормативный акт не содержит конкретного определения публичных слушаний, а предусматривает только процедуру публичных слушаний определенного вида. Стоит также отметить, что не все муниципальные правовые акты вообще закрепляют определение публичных слушаний, а лишь содержат порядок проведения и организации таких слушаний. Так, например, решение Муниципалитета г. Ярославля «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле» не предусматривает определения публичных слушаний. Данный правовой акт регламентирует порядок проведения публичных слушаний, а также особенности проведения публичных слушаний по проекту бюджета4. Полагаем, для того, чтобы достаточным образом определить публичные слушания необходимо обратиться к определениям, которые приводятся на теоретическом уровне. Так, Е.В. Игнатюк отмечал: «публичные слушания, правовая абстракция, включающая в себя ряд однопорядовых понятий низшего уровня и выявляющая главное, основное, существенное в этих понятиях»5. Анализ приведенного автором определения публичных слушаний, на наш взгляд не позволяет определить, что такое публичные слушания. Из определения не совсем ясно, что понимать под такими элементами как «главное», «существенное», «основное». Полагаем, нельзя признать, что выдвигая такое мнение, вышеназванный автор раскрыл особенности, характерные для публичных слушаний. При определении публичных слушаний автор не упоминает о признаках, характерных для института публичных слушаний. Детальный анализ публичных слушаний осуществляла В.В. Комарова. Автор определяла публичные слушания, как консультативную форму непосредственного участия населения с целью решения вопросов местного значения, а также иных вопросов, которые затрагивают интересы населения, проживающего на территории муниципального образования, контроля за деятельностью органов местного самоуправления, управление территорией муниципального образования. Кроме того, публичные слушания по ее мнению необходимо рассматривать в качестве способа участия в выработке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития6. Несмотря на значительный вклад данного автора в развитие данного института и разработке понятия публичных слушаний, с таким определением института публичных слушаний согласиться нельзя, в силу того, что в определении отражен лишь его однобокий характер. То есть, определение публичных слушаний сводиться только к обсуждению вопросов местного значения, а также иных, которые связаны с правами населения на территории муниципальных образований. Еще один недостаток определения автора сводиться к тому, что автор публичные слушания сводит только к контролю за деятельностью органов местного самоуправления на территории муниципального образования со стороны населения, но при этом, ни как не упоминает о контроле за органами местного самоуправления. Полагаем, в данном определении есть один момент, с которым необходимо согласиться, а именно, контрольная функция, характерная для публичных слушаний. Основной целью публичных слушаний выступает обсуждение проектов нормативных правовых актов, актов муниципальных образований, а также иных важных вопросов, которые требуют принятия решения власти. Однако стоит помнить о том, что для того, чтобы такое решение было реализовано, оно должно иметь юридическую форму, а это значит, должен быть принят нормативный акт. При определении института публичных слушаний необходимо затронуть определение, которое предложено Н.В. Хвостуновой. Н.В. Хвостунова отмечает: «публичные слушания представляют собой форму участия граждан в управлении, в выработке определенных решений, являются средством выявления и учета общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения»7. Опять же автор сводит определение публичных слушаний только лишь к местному самоуправлению. Наиболее четкое определение, на наш взгляд, предложено С.А. Авакьяном. Автор отмечал: «публичные слушания – это самостоятельный институт непосредственной демократии, форма диалога органов публичной власти с населением, в том числе через правотворческий процесс, инициируемый гражданами»8. С позиции конституционного регулирования такое определение публичных слушаний возможно признавать. Полагаем, что в вышеизложенное определение стоит включить отдельные особенности, которые характеризуют публичные слушания, как институт. В качестве таких особенностей необходимо включить, например, индивидуальные черты, которые позволяет отделить публичные слушания от иных существующих форм участия населения в управлении государственными делами. Детальное определение публичных слушаний приводиться С.С. Зениным. С.С. Зенин отмечал: «публичные слушания в сфере конституционно-правовых отношений – это форма непосредственной демократии, обеспечивающая участие населения в управлении государственными и общественными делами в виде публичного обсуждения проектов правовых актов и иных общественно значимых вопросов в порядке нормативно установленной процедуры с непосредственным и обязательным участием населения и представителей органов власти, в результате которого, принимаются решения, имеющие рекомендательный характер»9. Определение С.С. Зенина также обладает определенными недочетами, в частности, приведенное определение характеризует публичные слушания только с точки зрения конституционно-правовых отношений, характер местного проведения не учтен. Нельзя согласиться также с тем, что решение по результатам публичных слушаний носит только рекомендательный характер. Полагаем, решение носит как раз общеобязательный характер для всех органов власти. Определяя институт публичных слушаний, С.С. Зенин не отметил контрольную функцию такого института. К.В. Киселева, М.А. Ляпустиной, В.Н. Руденко определяя публичные слушания, отмечали: «публичные слушания – это открытое и гласное непосредственное обсуждение вопросов местного значения представительным органом, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования»10. Такое определение содержит признак публичности, характерный для слушаний, но сводит публичность только к решению вопросов местного самоуправления. Положительным моментом данного определения выступает то, что определение содержит отдельные признаки, которые характерны для института публичных слушаний. Из данного определения можно выявить не только субъектов слушаний, но и объектов такого института. Но, на наш взгляд, отдельные признаки публичных слушаний не находит свое отражение в определении вышеуказанных авторов. В первую очередь в определении публичных слушаний должен фигурировать признак правовой основы, то есть публичные слушания выступают в качестве процесса обсуждения, который урегулирован нормами права. Сущность и значение института публичных слушаний также из вышеназванного определения выявить нельзя. Е.С. Шугрина указывает: «публичные слушания это публичное обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы, в том числе тогда, когда в представительный орган внесен проект соответствующего нормативного акта или такой акт, находится в процессе рассмотрения»11. Отметим, что Е.С. Шугрина и большинства ученых для того, чтобы определить институт публичных слушаний используют общие подходы к его определению. В качестве объекта публичных слушаний могут выступать государственно-общественные проблемы, тем самым объединяя все известные формы участия в управлении делами государства. Но, положительные моменты в определении публичных слушаний данным автором есть. В первую очередь, именно Шугрина определяет публичные слушания в качестве механизма обсуждения государственных проблем, несмотря на то, что автор устанавливает равенство между публичными и парламентскими слушаниями. О.Е. Кутафин определял публичные слушания, как: «обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, представительного органа, главы муниципального образований»12. Аналогичной позиции придерживались В.И. Фадеев и В.И. Васильев13. Но, возможно подвергнуть приведенное авторами определение небольшой критике. Вся критика связана с тем, что все авторы, в том числе и О.Е. Кутафин, связывают институт публичных слушаний только с решением вопросов местного значение, не учитывая при этом вопросы как федерального, так и регионального уровней власти, так как на таких уровнях также реализуются публичные слушания. На основании анализа вышеизложенных точек зрений, отметим, что «публичные слушания – это форма участия населения в решении вопросов местного значения, возможность влияния граждан на содержание принимаемых муниципальными органами нормативных правовых актов, а также выступает в качестве важного средства муниципальной демократии». На наш взгляд, для публичных слушаний характерны две основные цели. В качестве первой выступает информативная цель. Сущность данной цели проявляется в том, что граждане информируют власть о наиболее важных беспокоящих их вопросах, которым предполагается принятие соответствующих решений органам власти, с уже предложенными вариантами и видением на эти решения со стороны самих граждан. Второй целью института публичных слушаний выступает выявление мнения жителей по поводу, как содержания этих вопросов, а также и по поводу качества проектов решений. Действующее законодательство в качестве целей проведения публичных слушаний предусматривает следующие цели14: -информирование населения о деятельности органов местного самоуправления; -предоставление населению права выражать свое мнение о проблеме, внесение предложений по вопросам местного самоуправления значения или существу правового акта, оценить вариант, предложенный органами местного самоуправления; -осуществление контроля над принятием и реализаций решения со стороны населения; -предоставление органам местного самоуправления возможности влиять на формирование общественного мнения; -обеспечение легитимности муниципальных актов путем учета мнения населения на стадии их разработки; -создание условий для последующей реализации муниципальных проектов. Публичные слушания выступают в качестве одной из форм деятельности государственной и местной властей, обеспечивающих открытость механизма принятия властных решений для населения15. Стоит согласиться с мнением Е.В. Игнатюк, который публичные слушания связывал с формой участия граждан в управлении делами. Заметим, что для публичных слушаний характерны не только процессуальные, но и материальные нормы. Процессуальные нормы определяют порядок проведения публичных слушаний. Материальные нормы, в свою очередь, устанавливают право населения на участие в публичных слушаниях. Для того чтобы определить более детально публичные слушания, необходимо обозначить их основные признаки. Публичные слушания выступают в качестве публичного института, с помощью которого происходит обсуждение вопросов имеющих существенное значение для населения. Обсуждение носит независимый и свободный характер. Публичные слушания могут проводиться по инициативе граждан, и их результат не зависит от инициатора или организатора таких публичных слушаний. Результат определяется исключительно по результатам обсуждения вопросов. Именно такой признак отличает форму участия граждан в обсуждении вопросов местного значения – публичные слушания от иных форм. Публичные слушания связаны с более активным участием населения в обсуждении вопросов, имеющих значение. Стоит также заметить, что круг участников не может быть ограничен. Граждане могут не только выступать в обсуждении значимых вопросов, но и выступать в качестве инициаторов таких публичных слушаний16. В качестве следующего признака, который характерен для института публичных слушаний, необходимо отметить наличие двух субъектов, которые являются равноправными. В качестве таких субъектов выступает организатор и граждане, проживающие на территории данного публичного образования. В случае, если один из субъектов отсутствует, то говорить о том, что такие слушания выступают публичными, нельзя17. Заметим, что в том случае, если слушания проводятся без участия неограниченного круга лиц, то признать их в качестве публичных также нельзя. В таком случае они признаются в качестве разновидности парламентских слушаний. Такая же ситуация возникает в случае, если слушания проводятся в отсутствие управляющих субъектов, а только самостоятельно гражданами, то слушания не признаются публичными. Такие мероприятия можно признавать в качестве самостоятельных форумов, на которых граждане могут участвовать. Управляющие субъекты должны участвовать в слушаниях деятельно, с использованием легального представительства. Только в таком случае слушания признаются публичными. Однако, помимо вышеизложенных, необходимо еще упомянуть и иные признаки, характерные для института публичных слушаний. Публичные слушания признаются формой непосредственного участия граждан в осуществлении властных функций. В процессе участия, участники не принимают ни каких нормативных правовых актов. Институт публичных слушаний регулирует участие граждан в обсуждении проектов правовых актов, право принятия которых, принадлежит компетентным органам или должностными лицами органов. Кроме того, не стоит институт публичных слушаний признавать в качестве института непосредственной демократии. Публичный характер слушаний, как признак, вытекает из самого определения анализируемого нами института. Публичность обусловлена тем, что каждый гражданин, которого принимаемое решение может хоть как то затрагивать, может принять участие в обсуждении и принятии решений. Публичность выражается также в том, что управляющие субъекты становятся открытыми гражданам публичного образования. Открытость обеспечивается принудительной силой закона, которым предусматривается перечень вопросов, при наличии которых публичные слушания проводятся в обязательном порядке. Процесс принятия общеобязательных решений достигается открытостью. Анализ публичных слушаний позволяет отметить еще один признак, а именно, что в процессе слушаний происходит обсуждение проекта решения, которое проводится в рамках обычного диалога. То есть в рамках свободной дискуссии каждый может высказаться относительно проекта. Регламентом публичных слушаний могут быть введены определенные ограничения, но такие ограничения не должны оказывать воздействие на гласность проведения слушаний. Проведение слушаний в форме обсуждения конкретного вопроса, который на них выносится, также выступает в качестве очередного признака, характерного для института публичных слушаний. Дискуссионность, возникающая в процессе публичных слушаний, связана с участием субъектов в слушаниях, а также их прямого восприятия устных выступлений докладчиков. Заметим, что публичными слушаниями нельзя признавать интернет форумы и дебаты по телефону или на радио. Проведение слушаний в заочной форме также нельзя признать в качестве публичных. Ну и в качестве еще одного признака, необходимо признать то, что несмотря на то, что обсуждение вопроса на публичных слушаниях носит рекомендательный характер, но органы власти обязаны рассмотреть и принять решение с учетом данных рекомендаций. Такой учет, конечно необходимо признавать в качестве формальной процедуры, так как, если это будет наоборот, то восприниматься данный институт, будет как мероприятие, направленное на создание видимости обсуждения гражданами общественно значимых проблем. В настоящее время в России в большинстве случаев органы власти не учитывают интересов населения при принятии решений. Зачастую это происходит и в том случае, если учет интересов граждан должен быть обязательным. В странах с развитой демократией, мнение населения в принятии важных решений имеет важное и в большинстве случаев решающее значение. На наш взгляд, «публичные слушания представляют собой конституционно-правовой институт, выражаемый в определенных процедурах по обеспечению участия граждан РФ в управлении делами государства основанный на общих конституционных принципах, с целью всенародного обсуждения нормативных правовых актов и решений, а также вопросов, которые касаются деятельности органов государственной власти и муниципальной власти, и организаций имеющих особую ценность и значение, либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина по результатам которых, принимается решение, закрепляющиеся в норме права». Но мы же говорим о публичных слушаниях на уровне МСУ 1.2 Принципы проведения публичных слушаний Как мы уже отметили ранее, публичные слушания выступают одним из важнейших институтов местного самоуправления, в котором принимает участие население. Публичные слушания требуют адекватной системы их правового регулирования. Институт публичных слушаний находится в тесном взаимодействии с определенными принципами. Принцип в переводе с латинского означает начало, основа, какой - либо теории, учения, теоретической программы, с помощью которой происходит определение человеческой деятельности. В теории права принципы определяются как руководящие идеи, начала, на которых строится система права или отдельные ее элементы, которые выражены в отдельных нормах, путем прямого закрепления18. В первую очередь стоит отметить, что действующее законодательство, регламентирующее порядок проведения публичных слушаний не только не закрепляет принципы, которые выступают в качестве руководящих начал данной деятельности, но при этом и не содержат самого определения принципа права. Анализ принципов публичных слушаний необходимо начать на наш взгляд, с принципа всеобщего волеизъявления граждан. Суть такого принципа состоит, прежде всего, в том, что граждане независимо от расы, национальности, пола, языка, имущественного и должностного положения, происхождения, места жительства, а также отношения к религии могут участвовать в публичных слушаниях. Следующий принцип, который можно сказать находится в тесной взаимосвязи с принципом всеобщего волеизъявления граждан, выступает принцип равного права на участие в публичных слушаниях. Данный принцип означает, что граждане имеют равные права по участию в процедуре проведения публичных слушаний. Важную роль в публичных слушаниях играет принцип прямого волеизъявления, который в первую очередь сводиться к тому, что граждане могут проголосовать за обсуждаемый на публичных слушаниях проект за или против. Публичные слушания, как определенная процедура осуществляется в соответствии со свободным волеизъявлением, а также такое волеизъявление носит добровольный характер. Следовательно, гражданин самостоятельно может решить будет он участвовать в слушаниях или нет. Запрещается принудительно навязывать гражданам участие в проводимых публичных слушаниях. Запрещается навязывание определенного решения, которое гражданин должен принять при участии в публичных слушаниях. Кроме того, запрещается препятствовать свободному волеизъявлению граждан в процессе участия в публичных слушаниях. Принцип гласности. Именно с помощью публичных слушаний происходит реализация принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления, укрепляются связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, что способствует информационной открытости принимаемых решений. В связи с чем, действующее законодательство все шире использует механизм публичных слушаний, закрепляя обязательность их проведения органами местного самоуправления в самых различных ситуациях. Принцип законности для местного самоуправления, как и для всей публичной власти и для системы общественных отношений в целом в Российской Федерации, является неотъемлемым началом организации и осуществления местного самоуправления. Но если субъекты правовых отношений, не являющиеся публичными институтами, в большей мере занимаются исполнением права, т.е. должны четко и неуклонно выполнять предписания правовых норм, и это в первую очередь относится к жителям муниципального образования, то органы и должностные лица местного самоуправления, в той или иной мере наделенные полномочиями по обеспечению правопорядка на подведомственной территории, обязаны в пределах этих полномочий обеспечивать права, свободы, законные интересы человека и гражданина, всех физических и юридических лиц. Вместе с тем эти органы и должностные лица сами должны неуклонно исполнять и применять в своей деятельности предписания актов государственной власти и муниципальных правовых актов. Для реализации принципа законности, обеспечения прав и свобод на муниципальном уровне в системе органов местного самоуправления создаются правоохранительные органы, основное назначение которых - обеспечение правового порядка. В число таких подразделений следует отнести юридические отделы и управления местной ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: