- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нишевый туризм в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002252 |
Тема: | Нишевый туризм в России |
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнеса и менеджмента Магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», КУРСОВАЯ РАБОТА На тему:«Нишевый туризм в России: факторы, влияющие на развитие» Студентка группы №МЭВ151 Ерома Анна Сергеевна Научный руководитель К.э.н., доцент Предводителева Марина Дмитриевна дата, подпись научного руководителя) (дата, подпись студента) Москва 2016 Содержание Введение ……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретическая основа исследования. Понятие туризма и классификации. ………………………………………….7 1.1. Туризм и его типы ……………………………………………………...7 1.2. Туристическая дестинация…………………………………………….10 1.3. Нишевый туризм ………………………………………………………12 Глава 2. Приключенческий туризм. …………………………………………..18 2.1 Приключенческий туризм в мире…………………………………………..18 2.2. Экстремальный туризм ……………………………………………….........19 2.3. Экстремальный туризм в России…………………………………………..21 2.4. Проблемы развития экстремального туризма в России…………………24 Глава 3 Эмпирическое исследование………………………………………….27 3.1. Методология магистерской диссертации………………………………….27 3.2.Турфримы, специализирующиеся на внутреннем туризме……………….28 3.3. Характеристики экстремального туризма………………………………....31 Заключение………………………………………………………………………33 Приложения …………………………………………………………………...35 Список использованной итературы....................................................................46 Введение. Туризм – активно развивающая отрасль сферы услуг, которая включает в себя множество составляющих и сама по себе является обширной и разносторонней. С течением времени туризм становится значимой отраслью, в том числе и в экономике. Прямой экономический эффект от отрасли, в том числе жилье, транспорт, развлечения и достопримечательности, составил около 2360 млрд долларов США в этом году[37]. Во всем мире, индустрия туризма почти каждый год переживает устойчивый рост. Международные туристские прибыли также увеличились. Так, выручка от предприятий в сфере туризма выросла от 474 млрд. долларов в 2000 году до 1245 млрд. долларов в 2014 году[38]. Помимо наиболее известного курортного туризма, отдыха, где «все включено», и традиционной экскурсионной программы в последнее время начинает развиваться так называемый «нишевый туризм» – т.е. туристические поездки узкой направленности, очень специализированные, например: агротуризм, фермы, медицинский туризм, путешествия по легендарным, мифическим местам, местам киносъемок и из книжных сюжетов, гастрономический туризм, спортивный туризм – горные лыжи, сноуборд, серфинг, велотуризм, конные походы, путешествия по историческим местам, этнодеревни, туристические поездки по традиционным праздникам и процессиям, экстремальный туризм – рафтинг, каякинг, сплавы по горным рекам, покорения горных вершин, походы на дикой природе, путешествия в заповедники, дайвинг с акулами, экотуризм и многое другое. Открываются и начинают функционировать множество агентств и туристических клубов, которые занимаются исключительно внутренним туризмом, и узкоспециализированными поездками, предлагают оформление индивидуальных туров с самыми интересными, сложными и малоизвестными маршрутами, продумывают программу, предлагают экипировку, а самое главное, все они предлагают «эксклюзивный продукт», неординарные, особенные впечатления/ Анжелика Познякова, представлявшая компанию Jaguar Aventura Tours, сообщает, что состоятельные туристы хотят получить что-то необычное, возможно, связаного с дузовными практиками, или наоборот – получением адреналина от экстремальных турв. Ради жтого они готовы платить больше, либо терпеть неудобства в дороге и месте назначения[44]. За особыми впечатлениями туристы едут не только за границу. Например, увеличился поток туристов в природно-оздоровительный комплекс Altay Resort, расположенном в 40 км от Горно-Алтайска[44]. Директор по продажам сочинского Rodina Grand Hotel & Spa (GOST Luxury Clubs) отмечает , что туристы, ранее предпочитавшие рповодить отпуск за рубеом полнили ряды постоянных клиентов. В данной работе нишевый туризм будет рассматриваться в рамках российского рынка. Для этого существует ряд причин. Во-первых, рынок российского туризма сильно видоизменился, потребители переориентировались на внутренний туризм, растет количество туропреаторов, специализирующихся на внутреннем туризме. По данным РосТуризма количество внтуренних туропреаторов выросло с 1858 фирм в 2010 году до 2 626 компаний в 2014.[45] Присоединение Крыма к России создало бум внутреннего туризма [46], и ожидается еще большее увеличение турпотока по этому направлению. Во-вторых, в свете последних событий политическую обстановку назвать стабильной нельзя, а положение России в мировой экономике подлежит многочисленным обсуждениям. Введенные санкции, угрозы терроризма, приток беженцев в европейские страны – эти факторы приводят к закрытию некоторых дестинаций для российских туристов. Например, Египет и Турция. В свете политической и экономической ситуации, многие россияне либо боятся ехать на отдых в Европу, либо не имеют такой возможности из-за поднявшихся крусов валют или «невыездного» служебного положения. В-третьих, если говорить о традиционном отдыхе, то инфраструктура российских курортов развита не настолько хорошо, чтобы безоговорочно заменить собой зарубежные курорты, поэтому нишевый туризм – адекватное решение для рынка российского туризма. Курортные направления внутреннего туризма перегружены. Но туристические ресурсы России способны предложить альтернативные виды отдыха. Об этом говорится в материалах Ростуризма, к совещанию правительства по вопросам развития внутреннего туризма, состоявшемуся 5 января в Сочи[47]. По данным статистики агентств «РоссТур» сильно повысился спрос россиян именно на активные туры внутри страны. Бронирование активных и экстремальных туровпо России возросло на 410% по сравнению с 2014 годом[48]. Важно отметить, что большая часть подобных туров представляет собой посещение природных парков и заповедников (в Карелии, на Камчатке и т.д.) Для зимнего отдыха появляются новые горнолыжные курорты, такие как: Шерегеш, Абзаково, Кировск, Казань, Токсово, Гороховец, Мончегорск, Кандалакша и другие, ранее не специализировавшиеся на зимних видах спорта, города и районы. Популярность нишевого туризма растет. Увеличивается интерес к индивидуальным турам по России [48]. Несмотря на расплывчатость формулировок и отсутствие четких критериев и стандартов, приключенческий туризм разивается в несколько раз быстрее аналогичных групповых программ стандартного типа[50]. Тема нишевого туризма на данный момент крайне актуальна, т. к. данный феномен распространяется, но в России почти не изучен. Так, например, после присоединения Крыма к России, изменения на рынке нишевого туризма изучены не были. Существует большое количество зарубежных исследований, касающихся разных аспектов нишевого туризма: популярность тех или иных его видов, особенности туризма в маленьких городах, креативный туризм, взаимосвязь нишевого и обычного туризма[5], стимуляция спроса на нишевый туризм[1] экономическую зависимость[13], геотруизм[6] и многие другие аспекты. Однако нельзя сопоставлять зарубежную ситуацию с российским рынком. Именно поэтому данная работа может быть полезной и актуальной. Перспективы роста нишевого туризма, включая разнообразие специализированных путешествий, связаны с развитием информационного общества в принципе. Туристы становятся более требовательными, избирательными, дифференцированными и склонными к индивидуализации. Они будут склоняться к нестандартному туризму, исходя из своего хобби или условий дестинации[23].Переориентация туристов на внутренний рынок влечет за собой необходимость в разнообразии туристического продукта. Россия – страна с большим потенциалом как с точки зрения экскурсионного и познавательного туризма, так и с точки зрения туризма приключенческого и экстремального. Именно этот вид нишевого туризма будет рассмотрен в данной работе, целью которой является выявление факторов, способствующих, или, наоборот, препятствующих развитию нишевого туризма в России. Используя опыт зарубежных коллег, для анализа российского рынка нишевого туризма представляется целесообразным соотнести уже имеющиеся теоретические предпосылки с результатами исследования в среде российского потребителя. Глава 1. Теоретическая основа исследования. Понятие туризма и классификации. 1.1. Туризм и его типы Данная работа посвящена исследованию нишевого туризма в России. Соответственно, введем понятие туризма в целом. Существует несколько определений, что такое туризм и туристическая дестинация. Туризм не покупается и не продается как физический товар[11]. Туризм — это «товар-впечатление». В различных источниках можно найти несколько определений туризма. Так, основоположники исследования туризма Хунцикер (основатель Научно-исследовательского института туризма в Университете Санкт-Галлена) и Крапф дали следующее определение: «поездка и пребывание в стране нерезидентов, за исключением также поездок с целью заработка или целей, не связанных с проведением «leisuretime» [8]. Однако, это определение не включает в себя внутренний туризм, бизнес-поездки и медицинский туризм. Поэтому в ходе некоторых видоизменений[4] определение стало таким: «Туризм включает в себя любые активности, связанные с краткосрочными передвижениями людей в любые дестинации из своих каждодневных мест жительства и любая их деятельность в течение путешествия» [8]. Также Н. Ванхов указывает пять характеристик, которыми обладает туризм: * Это сочетание нескольких явлений, а не какой-то один феномен; * Эти явления произрастают из передвижений людей, их пребывания на новом месте, различных дестинаций, есть элемент динамики и статики; * Туризм дает широкий спектр для деятельности, которой турист не занимается во время пребывания дома; * Процесс пути к дестинации — кратковременное явление не являющееся целью поездки; * Дестинации посещаются не с целью найти там работу. Туризм — международный феномен. Люди путешествуют в другие страны, чтобы познакомиться с культурой, открыть природные богатства, отличный от привычного климат и т. д. Статистика[36] показывает, что среди большинства направлений путешествий у Европейцев самое большое количество — в их же страны, т.е. развит внутренний вид туризма. Существует несколько видов/типов туризма и его классификаций. Н.Ванхов предлагает следующую классификацию[8]: 1) Домашний туризм (или внутренний) — туризм резидентов страны, посещающих дестинации в их же стране. 2) Въездной туризм (в страну приезжают нерезиденты) 3) Выездной туризм (резиденты страны покидают ее пределы) 4) Внутренний – Домашний плюс въездной 5) Национальный – туризм посетителей-резидентов в пределах и за пределами экономической территории страны 6) Международный – Въездной и выездной Помимо классификации, предложенной Н.Ванховом, существует деление по сегментации рынка, целям поездки: бизнес-трип, культурный туризм, leisure туризм[7]. В зависимости от способа организации можно выделить: 1) Организованный туризм – заранее проработанная программа тура для туриста или группы исходя из бюджета 2) Неорганизованный туризм. По продолжительности путешествий выделяют следующие виды туризма: туры «выходного дня» (короткие поездки до 7 дней), средние туры (от 9 до 12 дней) и долгосрочный /многодневные (туры на срок от 15 дней до 30 дней)[21]. Также можно провести классификацию по использованию транспортных средств, используемых в ходе путешествия: 1) Железнодорожный. 2) Авиационный. 3) Теплоходный/водный (морской и речной). 4) Автомобильный. 5) Автобусный. 6) Велосипедный. 7) С использованием иных средств передвижения. По интенсивности посещения туризм бывает постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается круглогодичное посещение тех или иных туристических объектов. Когда мы говорим о сезонном туризме, мы подразумеваем, что частота посещение определённых дестинаций зависит от природных и погодных особенностей региона и от иных характеристик. Одним из указанных выше типов туризма был внутренний, а так как в данной работе делается акцент на туризм в России, необходимо расширить понятие внутреннего туризма.Для этого обратимся к нескольким авторам. Прежде всего, к работе А.М. Моррисона[11]. Моррисон указывает на то, что одним из факторов развития домашнего туризма является схожий уровень цен на территории одной страны (или хотя бы одна валюта). Если говорить о России, то в свете последних событий с курсами валют это может оказаться важным фактором. Еще одним важным аспектом, рассмотренным в работе Моррисона, является момент конкуренции внутреннего туризма с международным, выездным.С одной стороны — за государственные ресурсы для поддержки туристического сектора. С другой — конкуренция за бизнес от резидентов данной страны. Относительный цены и качество путешествия — ключевые факторы того, кто одержи победу в данном соперничестве. В рамках данной работы выводы А.М. Моррисона применимы с точки зрения резкой переориентации туристов на внутренний рынок, а соответственно — падением продаж по зарубежным направлениям. Этот же факт отмечают специалисты таких компаний как TUI, Вокруг Света и др.[39] Для внутреннего туризма часто характерны однодневные поездки. Встает вопрос о том, можно ли их считать туризмом (так, в России — однодневные поездки по городам золотого кольца, например). Согласно UNWTO [40] есть туристы, а есть «экскурсионисты» (это те, кто находится на дестинации меньше 24 часов). Для внутреннего туризма этот факт имеет большое значение в рамках развития предлагаемого продукта. О развитии продукта можно судить по динамике спроса на него, по его популярности среди туристов. Исследование авторов роста популярности приключенческого туризма внутри своей страны и изменения спроса на него за последние годы проводилось в статье «Adventure tourism an local livelihoods” (Ralf Buckley, Aishath Shakeela, Daniela Guitart)[3]. Авторы пришли к выводу, что в течение последнего десятилетия, все больше и больше туристов уделяют особое внимание внутреннему туризму, а именно – приключенческом. При этом наблюдается некоторое разграничение видов туризма. Если это пляжный отдых – то предпочтения потребителей оказываются на стороне зарубежных дестинаций. Однако, если говорить о приключенческом туризме, активном и экстремальном, то туристы предпочитают начинать подобные виды отдыха со своей страны. Туристический продукт, являясь сам по себе товаром впечатления, не отделим от места, в котором турист получает это впечатление, т.е. от дестинации. 1.2. Туристическая дестинация В данной работе понятия «дестинация» и «туристическое направление» принимаются как синонимичные и взаимозаменяемые, т.к. термин «дестинация» не приобрел еще широкого распространения и всеобщего понимания на российском рынке. Традиционно «дестинация» воспринимается в терминах стран и государств. Однако в сфере туризма это не всегда целесообразно. Туристы могут посещать не только конкретные страны, но и определенные курорты, города, регионы. Поэтому Н.Ванхов предлагает такое определение дестинации – «Определенная географическая область в соответствии с одним или несколькими органами государственной власти, которая привлекает посетителей из мест жительства, находящихся на значительном расстоянии от данного места благодаря достопримечательностям и особенностям и предоставляет платные объекты размещения» [8]. Согласно определению UNWTO, дестинация – это физическое пространство, в котором турист проводит как минимум одну ночевку. Оно включает в себя различные туристические продукты, такие как: поддержка сервисов и достопримечательностей и туристические ресурсы. Имеет физические и административные границы, определяющие их менеджмент, имидж и восприятие. Но это определение не исчерпывает полностью данный термин. Для более глубокого понимания, рассмотрим ключевые характеристики туристической дестинации[11]: 1) Географическая область, которая имеет административную границу или границы 2) Место, где турист может найти размещение на ночевку 3) Посетителям доступны различные сочетания и выбор дестинаций 4) Существуют определенные туристические маркетинговые действия 5) Создана организационная структура 6) В сознании туриста существует определенный имидж дестинации 7) Государственные власти создают законы и нормативные акты 8) Несколько стэйкхолдеров (заинтересованных лиц) Качество дестинации не может быть истинно оценено или достигнуть совершенства. Они не могут быть универсальными, не могут быть заранее опробованы, т.к.их выбирают если они подходят требованиям и желаниям туристов. Иными словами, турист делает выбор в пользу какой-либо дестинации, основываясь на свои предпочтения и представления относительно данной местности. Такой уровень неопределенности в свою очередь обуславливает необходимость специализированного менеджмента и брэндинга дестинаций [11]. Эти два аспекта влияют на имидж дестинации в представлении туриста, на осведомленность туристов и туроператоров о данном направлении, на его привлекательность и популярность, а значит – способствуют развитию. Таким образом брэндинг дестинаций – одна из основных для успешного развития и продвижения какого-либо туристического направления [12] Однако, несмотря на невозможность абсолютно точной оценки качества дестинации, можно выделить некоторые параметры, или факторы успешных дестинаций. Так, А.М.Моррсион выделяет такназываемые 10 «А» успешных дестинаций: 1) Осведомленность (awareness) 2) Привелекательность (attractiveness) 3) Наличие и пригодность (availability) 4) Доступность (access) 5) Появление (appearance) 6) Активности (activities) 7) Гарантии и уверенность (assurance) 8) Признательность, оценка (appreciation) 9) Проводимые действия (action) 10) Ответстенность (accountability) 1.3. Нишевый туризм Ключевым направлением данного исследования является так называемый нишевый туризм. Нишевый туризм — один из трендов в туризме в последнее время. Главная причина — в настоящее время интересы туристов намного более диверсифицированы, чем раньше [5]. Некоторыеавторы (Vanhove, Hall&Weiler, Jang&Morrison) используют термин «special interest tourism». Однако, если посмотреть классификацию, приведенную разными авторами, то можно прийти к выводу об идентичности данных понятий. Для того, чтобы проводить анализ и оперировать понятием «нишевый туризм», определим, какие виды туризма можно отнести к «специальным». Такие туры должны полностью или частично характеризоваться следующими признаками [11]: 1) Не всеобщие, редкие виды туризма. 2) Трудоемкие по созданию конечного турпродукта виды туризма. 3) Капиталоемкие виды туризма, 4) Туры, сочетающие признаки различных видов туризма. 5) Новые виды туризма, обусловленные вторичными потребностями человека. 6) Виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования Исходя из этих признаков, можно выделить следующие виды нишевого туризма: * Приключенческий туризм[3]. Это такой вид туризма, который включает в себя по крайней мере два из следующих аспектов: физическая нагрузка, взаимодействие с природой и культурное изучение или обмен. (Adventure Travel Trade Association, 2010). Может быть разделен на два типа — тяжелый и легкий в зависимости от потенциальных рисков. Дестинации с богатой и особенной природой наиболее популярны для такого вида туризма. Согласно ATDI 2010 топ 10 развитых стран: Швейцария, Исландия, НоваяЗеландия, Канада, Германия, Швеция, Ирландия, Норвегия, Финляндия и Австрия. Топ 10 развивающихся: Израиль, Чили, Словакия, Эстония, Чехия, Болгария, Словения, Иордания, Румыния, Латвия1. * Круизный Испытывает устойчивый рост в последние несколько десятилетий и является важным источником спроса на такие направления, как Карибское и средиземное моря, а также другие морские и речные дестинации [15]. * Гастрономический (кулинарный) Министерство туризма дало такое определение: «любой туристический опыт, , для которого характерно обучение, дегустация покупка еды и питья, особенно традиционных, а также рассказы и экскурсии о них». В настоящее время наблюдается растущий интерес к кулинарному туризму, к фермам, к натуральным овощам/фруктам и хлебу, растущий спрос на здоровое питание (становится трендом не столько в рамках туризма, сколько в рамках lifestyle), травы, специи и ягоды, растущее осознание значимости партнерств и стратегических альянсов в туризме и для маркетинга и для инноваций продуктов, рост использования социальны медиа покупателями для поиска информации, веб-купоны, широкое использование технологий (мобильные приложения ит.д.). В чем особенность гастрономического туризма? Всегда во время поездок люди едят. Но дестинации по кулинарному туризму превратили этот процесс в своего рода привлекательность и даже ивент: фестивали, тематические агротуры, по ресторанам и прочее * Культурный (включая фестивали, музыку, концерты)[10] Предлагается очень много определений культурного туризма. Он ассоциируется с туризмом наследия и историческим туризмом. Канадская компанияLordCulturalResourcesопределяет культурный туризм так – «путешествие, полностью или частично мотивированное интересом в историческом, художественном, научном или житейском наследии общества» (2011). The National Trust for Historic Preservation в США дает такое определение — «поездки с целью получения уникального опыта, места и деятельность, которые аутентично воспроизводят истории и людей прошлого и настоящего. Включает исторические, культурные и природные ресурсы» Другими словами, если объединять все определения, это микс исторических, традиционных и современных культурных достопримечательностей.Культурный туризм крайне важен для множества дестинаций по всему миру (фонд всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году включил 936 объектов в 153 странах. 725 из них — культурные, 183 — природные, 28 — микс). * Dark туризм[14] Некоторые люди имеют пристрастие путешествовать к местам, которые ассоциируются с катастрофами, ужасами, войнами, сражениями, известными преступлениями и каким-то образом, связанными со смертью, выживанием и т.д. Такой туризм разделен на несколько категорий: 1) FunDark туризм (Дракула и т. д.) 2) Dark выставки и музеи (пыточные и т. д.) 3) Подземелья 4) Места упокоения (например, кладбища и захоронения мировых войн, Некрополи) 5) Мрачные святыни (мемориалы, памятники) 6) Конфликтные места, места сражений 7) Лагеря геноцида * Экотуризм The International Ecotuorism society (TIES) определяет экотуризм как «сознательное путешествие в природные области, которое поддерживает окружающую среду и улучшает благополучие местных жителей». Экотуризм должен следовать шести принципам[15]: 1) минимизировать влияние человека 2) отношение к культуре и окружающей среде с осознанием и уважением 3) предоставить позитивный опыт взаимодействия для посетителей и местных 4) представлять собой прямые финансовые выгоды для дестинации 5) финансовые выгоды и улучшения для местных жителей 6) повысить чувствительность политического, природного и социального климата. Nature-based tourism (включая экотуризм) составляет 20-40% всего международного туризма. Однако спрос продолжает расти [15]. * Оздоровительный туризм[16] Люди больше заботятся о своем здоровье ==> больше путешествуют по местам здорового и полезного отдыха., спа, природные ресурсы (грязевые ванны и т. д.) Как отдельный вид выделяют медицинский туризм — ради лечения или хирургического вмешательства. Причина - ниже цены, выше качество. Топ медицинских дестинаций — Венгрия, Индия, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Тайланд, Украина * Индустриальный Подразумевает под собой исследование и посещение зданий, территорий и сооружений специального назначения (производственного, например). Цель такого туризма – удовлетворение интереса либо получение эстетического удовольствия * Религиозный Популярные направления: Саудовская Аравия, Италия, Португалия, Испания, Хорватия, Индия, Шри-Ланка, Израиль и др. Подразумевает под собой посещение мест, важных для какой-либо из религий, особенно мировых. Цели таких посещений могут быть разными, Поэтому можно выделить две разновидности религиозных туров – паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности[30]. Можно также разделить на краткосрочный (локальный и региональный, в города и храмы, на празднования, конференции и встречи) и долгосрочный (включает национальный или международный туризм на несколько дней или недель) * Волонтерский[2] Волонтеры хотят что-то давать дестинации, в которой находятся, помогать локации, и считают, что они получают более богаты аутентичный культурный обмен. Некоторые авторы выделяют такжешоппинг-туризм (Vanhove, The economics of tourist destinations), wellness tourism (M.Smith, C.Kelly, Wellness tourism, 2006), спортивный туризм и др. Одним из аспектов, касающихся предпочтений туристов относительно того или иного вида туризма является вопрос мотивации туристов к поездкам нетрадиционного типа [9], однако это требует отдельного исследования. Черты, характеристики и маркетинговые особенности дестинаций, которым отдают предпочтение туристы являются важным исследовательским предметом. Так, например, все больше туристов выбирают для отдыха приключенческий туризм [17]. Глава 2. Приключенческий туризм. 2.1 Приключенческий туризм в мире В последнее время активно развивается приключенческий туризм [34]. Наиболее крупная ассоциация AdventureTravelTradeAssociation регулярно публикует отчеты, что операторы приключенческого туризма создают и предлагают новые маршруты в таких местах, как Колумбия, Северная Корея, Иран, Руанда и другие места, доступные для путешественников, ищущих новый опыт [34].С каждым годом туроператоры разрабатывают все новые экстремальные туристические маршруты. Например, помимо указанных выше, огромной популярностью пользуются посещения Южного и Северного полюсов, Чернобыль, космический туризм и др [31]. Увлечение людей экстремальным туризмом начинает занимать значимое положение на рынке. Так, по некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире [41]. На данный момент какого-либо стандарта для приключенческого туризма не создано, нет четкого определения[17]Существует несколько мнений. Например, коммерческий директор туристической фирмы «Астравел» А.Ярошевский говорит: «Дело не в названии, а в том, что оно представляет. Приключение олицетворяет фантазии о встрече со всем новым и необычным, в это слово уже «заложен» выход за рамки рутины, которым могут стать и водный поход по речке где-нибудь в Средней полосе России, и восхождение по тропе инков в Перу» [42]. Генеральный директор «RussiaDiscovery» Т. Рогожин полагает, что у приключенческого тура обязательно должна быть привлекательная познавательная цель [43]. По мнению А.В.Бабкина приключенческий тур – это нестандартный тур в экзотические или экологически чистые природные места, связанный с необычными путешествиями, нетрадиционными транспортными средствами, и в первую очередь - с определенным риском и физическими нагрузками [17]. К приключенческому туризму можно отнести походные экспедиции, сафари-туры, охоту/рыбалку, речной и морской каякинг, рафтинг, кругостветные путешествия на яхтах, горнолыжные туры, джип-туры, пешие экспедиции, восхождения и многое другое. Общим признаком является то, что ткие туры требуют от участников определенной физической подготовки и мастерства, и поэтому доступные далеко не всем категориям туристов. Особенно здесь выделяется экстремальный туризм[18]. 2.2 Экстремальный туризм К экстремальному туризму постепенно приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития [33].В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами и становиться более массовым в конце 1980 х - начале 1990 х гг. А у нас, в России, - с середины 1990-х [17]. Экстрим – это относительное понятие и зависит от опыта путешественников и используемого снаряжения. Например, один и тот же маршрут может быть экстремальным для начинающего велосипедиста и легкой прогулкой для чемпиона мира по велокроссу, а сплав по порожистой реке при прохождении одних и тех же водных препятствий – иметь различную степень риска в зависимости от типа судна, а некоторые реки вообще считаются непроходимыми, например, на байдарках, в то время, как на сплав на катамаранах по этой же реке даже не будет иметь наивысшую степень сложности. Экстремальный туризм относится к наиболее опасным видам туризма, но его цель и заключается в том, чтобы почувствовать опасность. Активные виды отдыха начинают привлекать все больше поклонников, в том числе любители обычного туризма начинают приобщаться к экстремальным путешествиям. Особенно популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Об этом свидетельствует тот факт, что только активных дайверов в мире насчитывается более 40 млн. человек [19] Экстремальный туризм обязывает путешествующего иметь отличную физическую форму или спортивную подготовку [28]. Он делится на ряд видов: воздушный (прыжки с парашютом, фрифлай, скайсерфинг, фристайл и др.), наземный (походы, авто-вело туризм, сафари, спелеология, конный и т.д.), водный(дайвинг, рафтинг, байдарки,вейкбординг, каякинг, серфинг и др.), горный (альпинизм, восхождения, сноубординг, горные лыжи и т.д) и характеризуется рядом факторов риска. Факторы риска в экстремальном туризме классифицируются согласно их природе и вине туриста [22]: 1. травмоопасность маршрута для самого туриста – результат камнепадов, лавин, бурных течений, некачественного снаряжения или неумелой его сборки и подготовки. 2. воздействие окружающей среды - опасность проявления неблагоприятных погодных условий, ливни, холода, засуха, пожароопасность, торнадои др.катастрофы; 3. недружелюбная флора и фауна (укусы животных или ядовитых насекомых, ожоги от ядовитых растений, употребление в пищу непригодных к этому ягод и прочих природных продуктов; 4. нервное напряжение на маршруте при прохождении трудных, опасных участков; 5. опасность ультрафиолетового и радиационного излучения, химическое воздействие, токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее воздействие; 6. Плохое техническое состояние объектов, низкий уровень подготовки обслуживающего персонала, инструкторов, недостаточное информационное обеспечение на маршруте [26]. Еще одним фактором риска, который нам представляется целесообразным выделить, это степень уверенности туриста в своей подготовке и знаниях. Это может быть как положительный фактор, так и отрицательный, так как может привести к разногласиям с инструктором, непослушанию туриста в экстренной ситуации и другие возможные случаи. Однако, есть также авторы, которые вовсе не выделяют экстремальный или приключенческий туризм как отдельные виды туризма, а считают, что это лишь тип туристической программы [24]. В данной работе мы будем понимать приключенческий туризм в широком значении в соответствии с определением А.В.Бабкина – как туризм, объединяющий все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе с целью получения новых ощущений, впечатлений и результатов. 2.3 Приключенческий туризм в России Внутренний туризм вообще, и нишевый в частности, постепенностановится все более и более популярным (Л.Федорова, директор туроператора «Виадук»). За 2015 год туристический рынок в России кардинально изменился, как утверждают эксперты. Причинами тому могут послужить: падение курса рубля, снижение доходов россиян и неуверенность в будущем. Многие туроператоры начинают продавать туры по новым для себя направлениям. Так, компания TUI впервые открыла продажи в Великий Устюг (культурный туризм) и на горнолыжные курорты России в Сочи и Красную поляну (спортивный туризм). «Мы продаем все регионы России вплоть до Дальнего Востока, предлагаем экскурсионные пакеты и перевозку. Делаем туры выходного дня в Москву, Казань, Санкт-Петербург, Самару, по Золотому кольцу, в Нижний, Великий Новгород, Псков, Вологду» - говорит директор «Виадук Тур». Однако, не смотря на растущую популярность приключенческих туров, Россия так и не попала в рейтинг стран, подходящих для экстремального туризма [34]. При этом по данным ATTA в первую десятку вошли: Швейцария, Исландия, Германия, Норвегия, Новая Зеландия, Австрия, Канада, Финляндия, Швеция и Франция. По мнению экспертов, у нашей страны есть огромный потенциал для развития экстремального вида туризма, однако он пока не достиг должного уровня, сопоставимого с ситуацией за рубежом. Как отмечает АТОР (Ассоциация Туроператоров России), наиболее перспективные места для экстремального туризма в России — Камчатка, Сахалин и Алтай, где природные условия идеально подходят для экстремального туризма. В данных районах можно развивать горнолыжный туризм, также там много мест для альпинизма, спелеологии, маунтинбайкинга, каякинга, рафтинга, пеших походов и т.д. Практически любая российская турфирма предлагает конные туры на Алтай. Серьезный подход к экстремальному туризму в данном регионе, приведет к повышенному притоку туристов из России и жители близ лежащих стран, таких как, например, Казахстан, Китай, Монголия, считают эксперты[51]. Основным фактором, оказывающим негативное влияние на процесс развития экстремального туризма в России, наряду с завышенными ценами, является низкий уровень качества предоставляемых услуг[22]. Эта проблема включает в себянедостаточный уровень безопасности, отсутствие достойной инфраструктуры, недостаточная развитость и уровень подготовки кадров, наличие информационной асимметрии. В силу специфики экстремального туризма,указанная проблема имеет серьезные негативные последствия, связанные как с экономическими последствиями, так и с риском для здоровья и жизнилюдей [19]. Существует несколько факторов, которыми обусловливается сложность преодоления обозначенной выше проблемы. Во-первых, особенностью услуг экстремального туризма является то, что потребитель тура сам является субъектом оказания услуги, и конечное ее качество будет зависеть от его мастерства и уровня подготовки. Так, больше впечатлений будет у туриста, прошедшего сложный маршрут, но не все подготовлены к высокому уровню сложности. Во-вторых, экстремальный туризм ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: