- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Налоговая система России в контексте ее влияния на предпринимательскую деятельность (на примере субъектов малого и среднего предпринимательства)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000155 |
Тема: | Налоговая система России в контексте ее влияния на предпринимательскую деятельность (на примере субъектов малого и среднего предпринимательства) |
Содержание
Введение Актуальность дипломной работы связана с тем, что предпринимательская деятельность и экономика страны находятся в тесной взаимосвязи с государственной политикой. В рамках проводимого политического курса государство может, как стимулировать, так и сдерживать отдельные экономические процессы, оказывающие непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность. Правовое регулирование отношений в сфере экономики - одна из основных функций государства. Ее суть заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе налогообложения хозяйствующих субъектов. Государственное регулирование налогообложения предпринимательской деятельности призвано обеспечить баланс интересов между различными группами в обществе. Преобразования в сфере экономики стимулируют необходимость перманентного совершенствования системы налогового регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства. Об этом свидетельствует тот факт, что если ранее налоговое регулирование предпринимательской деятельности являлось только государственным полномочием, то в настоящее время это и полномочие органов местного самоуправления. Данное утверждение указывает на то, что государство придает большое значение развитию налогового регулирования предпринимательской деятельности. В условиях рыночной экономики проблема развития предпринимательской деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки. В связи с этим, особенно актуальной становится необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций воздействия государственного налогового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности. Следует отметить, что малый бизнес - это основа экономики страны, её защита от безработицы. Однако в нашей стране индивидуальное предпринимательство и малый бизнес переживали серьезный кризис, его часто связывают с налоговым бременем малого бизнеса. К моменту завершения формирования в 2002 системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса (с принятием двух глав Налогового кодекса РФ - 26.2 и 26.3) на территории Российской Федерации было официально зарегистрировано около 850 тыс. предприятий, подпадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн. налогоплательщиков. И в то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - не представляли балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах. При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности индивидуальных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая - на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет. В последние несколько лет развитие малого бизнеса провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, наконец, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе. Особенностью малого бизнеса в настоящее время является способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные позиции. Этому, несомненно, способствуют специальные режимы налогообложения для малого и среднего предпринимательства. Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования. Объектом исследования является налоговая система России в контексте ее влияния на предпринимательскую деятельность (на примере субъектов малого и среднего предпринимательства). Предметом исследования является механизм налогового воздействия на предпринимательскую деятельность в России. Целями данного исследования являются: -определение сущности и значения налогового воздействия на предпринимательскую деятельность; -формирование теоретических представлений о характере налогового воздействия па предпринимательскую деятельность в России; -выявление особенностей налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Цели исследования предопределили постановку следующих задач: -раскрыть понятие налогового воздействия на предпринимательскую деятельность, его цели, принципы и методы; -исследовать сущность налогового воздействия на предпринимательскую деятельность; -установить состав факторов налогового воздействия на предпринимательскую деятельность; -оценить эффективность применяемых в России инструментов налогового воздействия на предпринимательскую деятельность; -определить характерные особенности налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства; -раскрыть сущность упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; -выявить сходства и различия двух специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Методологической основой исследования явились общенаучные методы (историко – логический, системно – аналитический, диалектический, социологический), а также такие специальные методы, как исторический, формально – юридический, структурно – функциональный, эмпирический. Теоретическую основу дипломного сочинения в сфере налогового воздействия на предпринимательскую деятельность составляют труды таких ученых как А.А. Лебедь, Д.Б. Волков, М. Беспалов, Н.В. Половникова, И.Г. Русаков, В.А Кашин, Н.В. Миляков, Г.Б. Поляк, А.Е. Суглобова, С. Пыхтин, Н.Г. Апресова, Е.Н. Ефименко и др. Научная новизна темы дипломной работы состоит в целесообразности внесения изменения и дополнения в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ, предусмотрев в ней основания к отказу в удовлетворении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Практическая применимость дипломного исследования заключается в том, что информация, выводы и предложения, содержащиеся в дипломной работе, могут использоваться при проведении дальнейших научных исследований различных аспектов налогового воздействия на предпринимательскую деятельность. Кроме того, материалы настоящего исследования также могут использоваться в качестве дополнительного специализированного источника по изучению института налогообложения в сфере предпринимательской деятельности. Структура частей дипломной работы обусловлена целями исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографии и восьми приложений. Во введении особое внимание уделено рассмотрению актуальности дипломного исследования, постановке целей и задач дипломной работы. Первая, теоретическая глава, посвящена раскрытию общих положений о налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность. В рамках данной главы рассматриваются понятие, цели, принципы и методы налогового воздействия на предпринимательскую деятельность. Во второй главе дается представление об особенностях налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. В ней раскрываются особенности специальных режимов (упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Также дается сравнительный анализ двух этих режимов. В заключении сделаны выводы о проделанной работе, акцентировано внимание на основных положениях исследования и сформулированы рекомендации по внесению изменения в российское законодательство. Глава 1 Общие положения о налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность 1.1 Понятие, цели и принципы налогового воздействия на предпринимательскую деятельность При рассмотрении вопроса о налоговом воздействии на предпринимательскую деятельность, прежде всего, необходимо раскрыть термины «воздействие» и «регулирование». Так, в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова воздействие рассматривается как «система действий, имеющих целью повлиять на кого/что-нибудь»1. Термин «воздействие» имеет непосредственную связь с термином «регулирование», так как под регулированием понимается «воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров»2. Анализ содержания данных терминов позволяет сделать вывод о том, что всякое регулирование есть воздействие, но не всякое воздействие есть регулирование. Иными словами, термин «воздействие» является более широким, чем термин «регулирование». Исходя из данного сопоставления понятий, регулирование следует рассматривать как вид воздействия. В юридической науке выделяют два вида воздействия: правовое (государственное) и социальное. Если социальное воздействие включает в себя влияние на поведение человека посредством всего набора экономических, культурных, политических и иных средств, то правовое (государственное) воздействие основано на использовании специфических юридических инструментов: норм права, договоров, правоприменительных актов, запретов, наказаний, субъективных прав, юридических обязанностей и т.д. Специфика процесса правовой регламентации выражается с помощью разных понятий — «правовое воздействие» и «правовое регулирование». По своей природе они отличаются друг от друга. Однако В.С. Мартемьянов отождествляет данные понятия. По его мнению, «правовое регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации или, напротив, поддержание ее в соответствующем состоянии»3. С этим понятием нельзя согласиться, поскольку, как было отмечено выше, понятие «воздействие» шире понятия «регулирования». В данном контексте необходимо раскрыть различия между понятиями «правовое воздействие» и «правовое регулирование» по различным критериям. Так, по объему понятие «правовое воздействие» шире, чем понятие «правовое регулирование», и включает в себя последнее. В юридической науке под правовым воздействием понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса). Следовательно, правовое воздействие является составной частью системы социального регулирования, которое осуществляется не только юридическими средствами через правовую норму и правоотношения, но и иными формами влияния права (социальной, воспитательной, информационно-психологической) на общественные отношения. Правовое регулирование — это социально-юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Правовое воздействие и правовое регулирование различаются по предмету. Если предметом правового воздействия является вся совокупность общественных отношений: экономических, социальных, политических, культурных и других, то предметом правового регулирования являются не все общественные отношения, а лишь те, которые объективно, по своей природе нуждаются в нормативно-организационном воздействии. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном поведении, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную. Наряду с различиями правовое воздействие и правовое регулирование объединяет общая цель — упорядочение общественных отношений и согласование разнородных интересов в соответствии с фундаментальными принципами, провозглашенными в Конституции РФ. По объекту влияния со стороны государства выделяются различные направления правового воздействия на общественные отношения: бюджетное, налоговое, антимонопольное и др. Иными словами, налоговое воздействие является одним из видов правового воздействия на общественные отношения. Н.В. Половникова говорит о «взаимосвязи и естественной зависимости бюджетного и налогового регулирования, поскольку финансовая деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей регламентируется государством под призмой формирования доходов бюджетной системы, уплаты соответствующих налогов и сборов. Государство заинтересовано в финансовой устойчивости и развитии предпринимателей, так как денежные средства, отчуждаемые в качестве налогов из сферы частных финансов, являются основным источником пополнения бюджета. Налоговое регулирование включает регулирование элементов налогообложения и установление мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Средствами налогового регулирования являются налоговый режим, размер налоговых ставок и их дифференциация, а также виды и размеры налоговых льгот»4. Суть налогового регулирования состоит в том, что государство через законодательство о налогах ограничивает право собственности налогоплательщика на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов. В то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов. Иными словами, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Следовательно, право собственности налогоплательщика на прибыль и доход, полученный в результате предпринимательской деятельности, может быть ограничено в целях удовлетворения публичного интереса. Исполнив обязанности налогоплательщика, субъект предпринимательской деятельности по своему усмотрению расходует оставшуюся часть имущества на удовлетворение своих частных потребностей. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности с помощью налогов ограничено рамками исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. Поскольку правовое регулирование реализуется государством путем издания общеобязательных норм поведения, в чем заключается его отличие от правового воздействия, то следует рассматривать налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность именно через правовое регулирование, поскольку налогообложение подлежит правовой регламентации посредством установления нормативных правил поведения в актах, принимаемых законодательными органами государственной власти. К тому же само правовое воздействие действенно и реально лишь при налаженности системы правового регулирования. Необходимость использования налогового регулирования при государственном воздействии на предпринимательскую деятельность была обозначена еще И.Х. Озеровым, отмечавшим, что «вырастает роль налога как реформатора в целях перераспределения имущества, поддержания одних форм промышленности и развития других»5. В юридической науке часто путают понятия «государственное регулирование» и «правовое регулирование». Однако их следует различать. Так, А.П. Алехин раскрывает государственное регулирование как «установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий»6. Согласно данной точке зрения, государственное регулирование всегда облекается в форму правовых актов, то есть всегда является правовым. По мнению Т.В. Ефимцевой, «такая характеристика государственного регулирования акцентирует внимание лишь на правовой стороне этого сложного явления, на очень важной, но одной стороне этого сложного понятия, в силу чего не раскрывает в полной мере существа государственного регулирования, которое не сводится только к правовому регулированию»7. Что же касается правового регулирования, то оно в настоящее время в основном осуществляется государством, но не всегда. Есть случаи, когда государство дает возможности осуществления такого регулирования иным субъектам (саморегулирующиеся организации (СРО), коллективные договоры и т. д.) и они в отведенных им пределах занимаются этим. Кроме того, среди классических источников права есть правовой обычай. Даже если считать, что к праву относятся только обычаи, санкционированные государством, все равно очевидно, что сами-то обычаи (и соответственно, регулирование, которое ими осуществляется) не государством выработаны. Таким образом, правовое регулирование с этой точки зрения шире, оно не всегда государственное. В то же время и государственное регулирование - не всегда правовое. Существуют чисто рекомендательные или информационные акты государства, которые фактически оказывают влияние на адресатов, «регулируют», но обязательными не являются. Такие акты вряд ли можно считать правовыми. Кроме того, различие в самой логике конструирования терминов: «правовое» - это характеристика качества соответствующих предписаний (в частности подразумевается такое их свойство, как обязательность для всех, кого они касаются), а «государственное» - характеристика субъекта, издающего эти предписания. При рассмотрении понятия «налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность», следует учитывать, что данное воздействие имеет государственно-правовой характер, так как налоговая политика отнесена к ведению органов государственной власти. Они, в свою очередь, осуществляют налоговое воздействие через применение нормативных правовых актов, иными словами речь идет о правовом, а не о социальном воздействии. Налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность имеет непосредственную связь с государственным регулированием экономики, так как отношения в сфере предпринимательской деятельности носят, прежде всего, экономический характер. В.П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как «деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов»8. К.Ю. Тотьев рассматривает государственное регулирование экономики как «нормативную, индивидуально-регулятивную и организационную деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующую на рыночный (экономический) процесс с целью защиты публичных интересов»9. Таким образом, необходимо отметить, что особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности в различных сферах, в частности, в сфере налогообложения, «представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений»10. Таким образом, под налоговым воздействием на предпринимательскую деятельность следует понимать «установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения»11. Налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность имеет свои цели. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова раскрывает термин «цель» как «то, к чему стремятся, что намечено»12. «Правовая цель, в частности цель налогового регулирования предпринимательской деятельности, представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Цели играют важную роль в процессе правового регулирования. Они отражают злободневные общественные потребности и стремления, раскрывают содержание и значение юридических средств, ориентируют на ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства»13. Следует выделить три цели налогового воздействия на предпринимательскую деятельность: фискальная, регулирующая и стимулирующая (приложение № 1). Фискальная цель налогового воздействия на предпринимательскую деятельность представляет собой стремление к максимальному наполнению государственного бюджета. Стремление достичь этой цели, придание ей приоритета по сравнению с другими целями означает увеличение налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Регулирующая цель налогового воздействия на предпринимательскую деятельность представляет собой стремление достичь баланса интересов между различными группами в обществе. Использование налогообложения с регулирующей целью позволяет перераспределить налоговое бремя между различными субъектами предпринимательской деятельности. Иными словами, это позволяет достичь баланса между публичными и частными интересами субъектов предпринимательской деятельности. Регулирующая цель налогообложения также способствует решению различных социальных, экономических и политических задач, стоящих перед обществом и государством в настоящее время. Через регулирующую цель налогообложения государство приводит в действие механизмы стимулирования либо дестимулирования предпринимательской деятельности, обеспечивает воздействие на налогоплательщиков, влияя на процессы производства, обращения и потребления. Стимулирование как цель налогообложения предпринимательской деятельности – это ослабление налогового бремени для экономически невыгодных, но социально значимых видов предпринимательской деятельности, и усиление налогового бремени для экономически выгодных, но социально нейтральных видов предпринимательской деятельности. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов (приложение № 2). Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности. Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил - это их практическая реализация, состоящая из следующих действий: 1. возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности; 2. признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности; 3. объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности; 4. исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности. Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов над применением правил налогообложения предпринимательской деятельности. Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности. Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений. Н.В. Половникова отмечает, что «важнейшая роль государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в том, что оно обеспечивает единые и общие для всех субъектов предпринимательской деятельности правила хозяйствования, не вмешиваясь при этом во внутренние дела предпринимателей»14. Иными словами, государственное регулирование предпринимательской деятельности базируется на общих для всех субъектов хозяйствования принципах. Однако прежде чем говорить о принципах налогового воздействия на предпринимательскую деятельность, следует определить понятие принципов права. Так, принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которое ориентируется право. «Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах. Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты и отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы»15. Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства. Основным (базовым) принципом регулирования предпринимательской деятельности в различных сферах, в частности, в сфере налогообложения является «принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела»16. Данный принцип закреплен в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Его суть заключается в том, что законодатель в целом не допускает произвольного вмешательства в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе. Произвольное вмешательство – незаконное явление. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и сегодня: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания). В соответствии с принципом справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения. В соответствии с принципом определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. В соответствии с принципом удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. В соответствии с принципом экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Е.Н. Ефименко считает, что общие принципы налогового регулирования предпринимательской деятельности Российской Федерации базируются на философии патернализма. Патернализм представляет собой опеку государственной власти над гражданами при удовлетворении потребностей граждан. Однако суть этих принципов, по его мнению, состоит в следующем. «Во – первых, государство обладает интересами, которые могут не совпадать с интересами общества. Государство ставит свои интересы выше интересов общества и всю свою деятельность направляет на удовлетворение именно государственных, а не общественных интересов. Во – вторых, общество для государства выступает как инструмент для достижения своих целей. Государство заботится об обществе лишь в той мере, в которой это необходимо, чтобы обеспечить минимальное существование его членов. В – третьих, государство действует так, как если бы только оно обладало полнотой публичной власти и являлось ее источником. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, которые предъявляются как к государству, так и к обществу, необходимо изменить принципы патернализма на современные принципы построения налогового регулирования. Эти принципы заключаются в следующем: во – первых, у государства не должно существовать других интересов, чем те, которые есть у общества, во – вторых, государство существует лишь постольку, поскольку обществу это необходимо, государство обязано полностью обеспечивать потребности общества, а общество согласно оплачивать содержание государства, в – третьих, только общество является источником публичной власти»17. Необходимо рассмотреть выделяемые в настоящее время принципы налогообложения (приложение № 3). 1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина не иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение - это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, то есть основанное на законе, в широком смысле направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). Налоговый кодекс РФ в п. 1 ст. 3 также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы18. 2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно этой статье «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ). Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками. 3. Принцип справедливости налогообложения. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов). При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости, то есть налоги должны быть справедливыми. При этом справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям». 4. Принцип публичности налогообложения. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц - налогоплательщиков и общества в целом. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества. В ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ19 предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Подобные деяния идут вразрез с провозглашенным в Налоговом кодексе РФ принципом публичности, поскольку нарушают баланс публичных и частных интересов. 5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов не иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Так, в ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф за нарушение сроков представления налоговой декларации20. Установление сроков представления налоговой декларации на законодательном уровне базируется именно на данном принципе. 6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (не должны быть произвольными) в соответствии с п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ. 7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодатель....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: