- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Налоговая система РФ, основные бюджетообразующие налоги и их характеристика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011027 |
Тема: | Налоговая система РФ, основные бюджетообразующие налоги и их характеристика |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Экономики и права Кафедра Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Финансы СтудентаДеевой Анастасии Александровны (фамилия, имя, отчество) На тему: «Налоговая система РФ, основные бюджетообразующие налоги и их характеристика». Автор работы: Деева А.А. ___________________ (подпись) Научный руководитель: Фурсова Татьяна Викторовна ___________________ (подпись) Дата сдачи: «_1_»____май_______2017г. Дата защиты: «____»_____________2017г. Оценка: __________________ Москва 2017 АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧСЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА Кафедра Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения Дисциплина Финансы Факультет Экономики и права группа___ 07ЭКд4510 ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Студенту Деевой Анастасии Александровны Научный руководитель Фурсова Татьяна Викторовна Тема: «Налоговая система РФ, основные бюджетообразующие налоги и их характеристика» Основные вопросы, подлежащие разработке: 1. рассмотреть налоговую систему РФ 2. дать классификацию налогов 3. проанализировать осуществления налоговой политики США 4. дать оценку реализации налоговой политики Норвегии 5. сравнить налоговые системы РФ, США и Норвегии Основная литература: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 2.Аксенов С., Битюкова Л.«Налоги и налогообложение». 3. Брагина, Г.Н. Современная налоговая политика 4. Дружинина, А.А. Особенности налоговой политики России в условиях нестабильной_____ социально-экономической ситуации 5. Всемирный Банк 6.Федеральная служба государственной статистики 7. Министерство казначейства США 8. Министерство финансов Норвегии 9. Министерство финансов Российской Федерации Содержание Введение 3 1 Налоговая система РФ 5 1.1 Структура налоговой системы РФ 5 1.2 Классификация налогов 6 1.3 Характеристика бюджетообразующих налогов 10 2 Зарубежный опыт в области налогообложения 16 2.1 Анализ осуществления налоговой политики США 16 2.2 Оценка реализации налоговой политики Норвегии 18 2.3 Сравнение налоговых систем РФ, США и Норвегии 20 Заключение 24 Список использованных источников 26 Приложения 28 Введение История налогов неотделима от истории государства. С развитием государственности налоги также претерпевали существенные изменения. На сегодняшний день налоговая система РФ представляет собой сложную систему обязательных платежей, выплачиваемых населением государству. Налоги являются основным источником доходов бюджета Российской Федерации. Перед правительством стоит насущная проблема устранения дефицитности бюджета. Одним из стандартных приемов его покрытия является повышение налогов, что увеличивает поступления средств в бюджет государства. Данный прием является негативной мерой, так как он приводит к сокращению доходов населения и переходу доходов населения в теневой сектор. С каждым годом налоговая нагрузка на населения как в мире, так и России, растет - это связанно с различными экономическими кризисами, что приводит к различным негативным последствиям. Чтобы проследить данную тенденцию нужно подробно изучить налоговую системы РФ, ее составляющие, а также зарубежный опыт. Поэтому данная работа является актуальной. Цель исследования: провести анализ налоговой системы РФ, дать характеристику основных бюджетообразующих налогов. Задачами данной курсовой работы являются: Рассмотреть налоговую систему РФ. Выявить структуру налоговой системы РФ. Дать классификацию налогов. Охарактеризовать бюджетообразующие налоги. Ознакомиться с зарубежным опытом в области налогообложения. Проанализировать осуществления налоговой политики США. Дать оценку реализации налоговой политики Норвегии. Сравнить налоговые системы РФ, США и Норвегии. Объект исследования: налоговая система РФ. Предмет исследования: бюджетообразующие налоги. Теоретическая база исследования: нормативные акты, определяющие налоговую систему РФ, экономическая литература и официальные сайты, предоставляющие статистические данные о влиянии налогов на экономику. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы и приложения. В введении сформулированы цели и задачи исследования, обоснована актуальность темы. В первой главе содержатся теоретические основы функционирования налоговой системы. Во второй главе проведен анализ реализации государствами налоговой политики. В заключении подведен итог результатов исследования и сделаны соответствующие выводы. 1 Налоговая система РФ 1.1 Структура налоговой системы РФ В настоящее время налоговое законодательство РФ не содержит определения понятия «налоговая система», поэтому в разных источниках даются разные его определения. Объединив данные определения, мы можем сказать, что налоговая система государства представляет собой: совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ; систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налоговых платежей; систему государственных институтов, обеспечивающих принятие нормативных актов, а также администрирование налогов в соответствии с законодательством РФ и контроль за своевременностью и правильностью уплаты. Благодаря налоговой системе государство реализуетосновные функции по управлению финансовыми потоками на своем географическом и экономическом пространстве. Основу налоговой системы РФ составляют налоги, сборы и иные платежи,которые взимаются в установленном порядке на территории страны. Налоговая системы РФ стоится на следующих принципах: Обязательное закрепление видов налогов порядка их расчета, сроков уплаты, а также ответственность за уклонение от уплаты в законодательстве РФ; Стабильность и гибкость, означающие изменение и приведение в соответствие экономическим условиям налоговой системы РФ; Защиты от двойного налогообложения; Разделение налогов на уровни, которые определяют их изъятие; Единства ставки налогообложения при равных доходах; Адресность и целостность системы налоговых льгот в налоговой системе; Простота, равномерность, точность и удобство налоговых платежей. Различают 2 основные функции налоговой системы: Фискальная - означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего ее перераспределения; Регулирующая - означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. На сегодняшний день основным законодательным актом, определяющим налоговую систему РФ, является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей, регламентирующих общие принципы построения налоговой системы, взаимоотношения государства и налогоплательщиков по определенным видам налогов и другим вопросам[3, С. 10]. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней: федеральный (уровень РФ), региональный (уровень республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) местный (уровень муниципальных образований). Таким образом, налоговая система, строящаяся на определенных принципах, помогает государству реализовывать его основные функции по управлению финансовыми потоками. Главным документом, определяющим налоговую систему РФ, является Налоговый кодекс, в котором устанавливаются три территориальных уровня налогообложения. 1.2 Классификация налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований [1]. Важное место в теории налогообложения занимает вопрос налоговой классификации. Классификация налогов представляет собой их группировку по определенным критериям и признакам. Такая группировка может проводиться в зависимости от методов установления и взимания налогов, по характеру применяемых ставок и объектов обложения, по способу или источнику обложения и т.д. [2, С. 37]. В настоящие время основными признаками, служащими основной классификации налогов РФ являются: Принадлежность к уровню управления и власти; Субъект обложения; Предмет (объект) обложения; Бухгалтерский источник уплаты; Назначение налогов. Классификация налогов по принадлежности к уровню управления и власти является основной классификацией в России. Она разделяет все налоги на: Федеральные - признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. К ним относятся:налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог. Субъектов РФ (региональные) – признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих субъектов.Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. К ним относятся: налог на имущество организаций,налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные - признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К ним относится: налог на имущество физических лиц; земельный налог. Классификация налогов по субъекту обложения включает: налоги, взимаемые с юридических лиц, налоги, взимаемые с физических лиц, смешанные налоги. В настоящее время данная классификация налогов практически не используется – это связано с развитием малого предпринимательства, а именно, преобладания формы физического лица (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица). Поэтому разграничение налоговых платежей по субъектам обложения весьма затрудненно. Классификация по степени переложения является более универсальной классификацией налогов, разделяющей налоги на: Прямые - налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом. Косвенные - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене/тарифу.Владелец продает услуги и товары по цене с учётом надбавки и отчисляет государству соответствующую налоговую сумму из выручки. Классификация налогов по предмету (объекту) обложения применяется для более детального теоретического анализа пропорций и уровня налоговой нагрузки населения. Она различает налоги: с имущества– налоги, взимаемые с физических и юридический лиц, по факту владения имущества и операциям по его продаже; с доходов - налоги, взимаемые с юридических и физических лиц при получении ими дохода; с потребления - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, работ и услуг. с использования ресурсов (ресурсно-рентные) - это налоги, которые взимаются в процессе использования ресурсов окружающей среды. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по определённым источникам уплаты налогов в составе выручки предприятия и ее структурных элементов.В качестве источников уплаты выступают: Выручка от реализации. К ней относится НДС, таможенные пошлины и единые налоги, уплачиваемые организациями при применении определенных налоговых режимов. Себестоимость продукции, к которой относят акцизы, гос. пошлина, транспортный и земельный налоги, НДПИ и другие. Финансовый результат деятельности. К нему относят налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. Оплата труда и предпринимательский доход, к которому относятся: НДФЛ и единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов; Валовая налогооблагаемая прибыл - налог на прибыль организаций. Данная классификация востребована со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также проверяющихналоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, которые не осуществляют данную деятельности, эта классификация не применима. Классификация налогов по назначению выделяет: абстрактные (немаркированные) налоги - налоги, средства от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления. Поступления от немаркированных налогов являются основным доходным источником разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. целевые (маркированные) налоги - налоги, которые имеют определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. За счет маркированных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Таким образом, существуют различные классификации налогов в России. Они строятся по различным классификационным признакам - принадлежность к уровню управления и власти, субъект обложения, предмет (объект) обложения, бухгалтерский источник уплаты, назначение налогов, - все они систематизируют налоговую систему РФ, что помогает избежать двойного налогообложения населения. 1.3 Характеристика бюджетообразующих налогов В настоящее время наиболее весомый вклад в налоговую составляющую бюджетных доходов вносят: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль организации; акцизы. Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, а также формой изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, создающаяся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносящаяся в бюджет по мере реализации. Конечный потребитель товара, работы и услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости блага, однако в бюджет данная сумма поступает раньше конечной реализации, т.к. данный налог уплачивает каждых, кто участвовал в процессе производства товара, услуги или работы. Налогоплательщиками данного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и иные лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. В настоящее время налоговая ставка НДС составляет 0, 10 и 18 процентов.Рассмотрим некоторые случаи уплаты каждой налоговой ставки[1]. Налогообложение по налоговой ставке 0% производится при реализации: товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; работ (услуг), выполняемых или оказываемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления/пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ; товаров (работ, услуг) в области космической деятельности; иные условия реализации товаров/услуг/работ. Налогообложение по налоговой ставке 10% производится при реализации: Продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе, молока и молокопродуктов, соли, сахара, крупы, хлеба и хлебобулочных изделий, мухи, живой рыбы море- и рыбопродуктов и т.д.; Товаров для детей: трикотажных и швейных изделий, обуви, детских кроватей и матрацев, игрушек, колясок, канцтоваров и т.д.; Периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа; иные товары/услуги/работы. Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в других случаях. Налог на прибыль является прямым налогом, который взимается с прибыли организации, предприятия, банка и т.д. Прибыль при исчислении данного налога определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и/или получающие доходы от источников в РФ.Налог взимается на основе налоговой декларации по соответствующей ставке, действующей на территории государства. В России действует смешанный тип налогообложения [4]. Рассмотрим некоторые налоговые ставки данного налога. При установлении налоговой ставки 20% выполняются следующие условия: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, которые не связанны с деятельностью в России через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах: 20% - со всех доходов и 10% - от использования, содержания/сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок. Для доходов, полученных от дивидендов, используются ставки: 1) 0%–при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов, организация которая получает дивиденды в течение годавладеет не менее чем 50% в уставном капитале организации, которая выплачивает дивиденды или имеет депозитарными расписками в сумме не менее 50% от общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. 2) 13% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских/иностранных организаций российскими организациями, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками; 3) 15% - по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной формы. Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Акциз является косвенным общегосударственным налогом, который устанавливается на предметы массового потребления внутри государства. Включается в цену товаров или тариф за услуги. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Подакцизными товарами в соответствии со ст. 181 НК РФ признаются: спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции. алкогольная продукция и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента; спирт этиловый из всех видов сырья; дизельное топливо; табачная продукция; автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); иные товары. Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами регламентируются ст. 204 Налогового Кодекса РФ.Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, бюджетообразующими налогами являются: НДС - налог, включаемый в стоимость блага, который уплачивается на всех стадиях производства и имеющий разные налоговые ставки в зависимости от видов и условий реализации товаров и услуг; Налог на прибыль – налог, взимаемый с прибыли организации, с различными налоговыми ставками, доходная часть которых зависит отпринадлежности организации стране и дивидендов, полученных от национальной либо иностранной компании; Акциз – налог, устанавливаемый на предметы массового потребления внутри государства, требующие разрешение на реализацию от государства. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговая система России, основывающаяся на определенных принципах, является основой реализации основной функции государства по управлению финансовыми потоками. Налоговый кодекс – основополагающий документ, содержащий структуру организации налогообложения РФ. Налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации и акцизы составляют большую часть доходной части бюджета, тем самым являясь основными бюджетообразующими налогами РФ. Каждый из них имеет ряд особенностей: НДС – косвенный налог, уплата которого взимается на всех стадиях производства и реализации товаров и услуг, налог на прибыль – налог, процентная ставка которого зависит от того, является ли организация российской или нет, акциз – косвенный налог, взимаемый с организации, производящей блага, требующие разрешение государства. В России применяется множество классификаций налогов, строящихся по определенным признакам, которые помогают избежать государству случаев двойного налогообложения благодаря систематизации. Основной классификацией Российской Федерации является классификация по признаку принадлежности к уровню управления и власти. 2 Зарубежный опыт в области налогообложения 2.1 Анализ осуществления налоговой политики США США являются экономической державой номер один. Состояние американской хозяйственной системы оказывает серьезное влияние на страны Европы, Азии, Северной Америки, тихоокеанские и атлантические сотрудничества в частности, и на глобальную экономику в целом. Многие государства, в том числе и Россия, заимствуют многие элементы структуры экономики США. Наиболее часто данное заимствование проявляется в налоговой политике. Система налогообложения Соединенных Штатов обладает широким спектром налогов, сборов и прочих обязательных платежей.Помимо этого, общее количество налогов в стране является одним из самых низких в мире (рис.1) [12]. Рис. 1. – Среднее количество налогов в мире Рассмотрим основные налоги Соединенных Штатов и их ставки: Federal Income Tax (федеральный налог), налоговая ставка варьируется в пределах от 10% до 39,6% в зависимости от дохода налогоплательщика (чем выше доход, тем выше ставка процента); Social Security Tax (налог в фонд социального обеспечения), ставка которого составляет 6,2% от дохода налогоплательщика; Medicare Tax (страхование здоровья по старости), составляющего 1,45%; State Tax (налог штата), процент отчисления которого находится в диапазоне 0% -11%. Он также зависти от дохода налогового резидента. Налоги занимают значительное место в жизни американцев. Уклонение от уплаты налогов жесткого карается законом США. Знаменитая поговорка – “есть две вещи, которых никак не избежать в жизни: смерть и налоги” — родилась именно в США. Кодекс внутренних доходов США гласит: «любое лицо, преднамеренно пытающееся любым способом уклониться от налогов или иного платежа, взимаемых согласно закону, в дополнение к штрафным санкциям будет признано виновным в тяжком преступлении и согласно обвинительному приговору должно быть подвергнуто штрафу, не превышающим 100 тысяч долларов (500 тысяч долларов для корпораций) или лишению свободы на срок до 5 лет, а также будет нести все издержки по судебному разбирательству». Данный кодекс ко всему прочему является одним из самых объемных налоговых кодексов мира, что говорит не только о продуманности налоговой системы Соединенных Штатов, но и строгости карательного аппарата. Независимо от того, что количество налогов в общем соотношении в США достаточно невелико по отношению ко всему миру, налог на прибыть организации (налог на прибыль организации) в данной стране является одним из самых больших (рис. 2). Рис. 2. – Ставки корпоративного налога Данный аспект совместно с законодательной базой США, которая практически не позволяет населению уклонятся от налогов, вынуждает американские корпорации выводить свои активы за рубеж в офшорные зоны, обладающие льготным налоговым режимом и секретностью финансовых операций (рис. 3)[12]. Рис. 3. – Американские компании, капиталы которых находятся в офшорных зонах Таким образом, налоговая политика в США является одной из эффективнейших налоговых систем мира. Это выражается не только в слаженной структуре, но и в высокой компетентности контрольных налоговых органов. Но при всем этом хозяйствующие субъекты находят способ уклонения от налогов в виде перевода капитала в офшоры. 2.2 Оценка реализации налоговой политики Норвегии Несмотря на то, что большинство стран Европы, стремящихся к единству как в законодательстве, так и в экономике, налоговые системы европейский государств обладают суверенитетом. Рассмотрим налоговую политику Норвегии, входящую в европейскую экономическую зону. Норвегия известна высокой налоговой нагрузкой - 26 место по уровню налогообложения по данным 2017 года Всемирного банка, однако население страны пользуется всем спектром социальных благ. Главный принцип налоговой политики Норвегии заключается в том, что налоги должны покрывать расходы общества. Действие данного принципа подтверждается индексом качества жизни от Economist Intelligence Unit – Норвегия занимает 3 место. ? Прямые и косвенные налоги являются основными источниками доходов для центрального, местного и регионального самоуправления Норвегии.Норвежская налоговая система имеет 2 основных дохода. База обычного дохода является чистой базой. Налог на обычный доход составляет 24% в 2017 г. Кроме того, в Норвегии есть личная база доходов - валовая база налогообложения. На ней основаны налоги и взносы на социальное обеспечение сотрудников. Налоговые ставки в 2017 году[18]: с 164 164 норвежских крон: 0,93%; с 230 950 норвежских крон: 2,41%; с 580 650 норвежских крон: 11,52%; выше 934 050 норвежских крон: 14,52%. Соотношения прямых и косвенных налогов в Норвегии представлен рис. 4. Рис. 4. – Процент начисленных прямых и косвенных налогов в 2014 г. Как мы можем заметить, большую часть составляют НДС (Value added tax), подоходный налог с физических лиц (Tax on ordinary income from individuals), налог на добычу нефти (Petroleum tax) и взносы в фонд социального обеспечения работодателем (Еmployer` social security contribution). Такое соотношение налогов говорит об эффективности и продуманности не только налоговой системы, но и экономики государства в целом, т.к. при равном положении физических и юридических лиц, как субъектов налогообложения, достигается общий экономический баланс страны. Подтверждением эффективности налоговой системы Норвегии могут послужить следующие показатели: Уровень налогообложения физических лиц - 36,2% от доходаиз которых: 17,5% - подоходный налог или налог на доход физического лица, 7,3% - отчисления работника на социальное страхование. (пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование по безработице и т.д.), 11,5% - отчисления работодателя на социальное страхование работника (пенсионное страхование, медицинское страхование и др.); ВВП на душу населения - 70,392 (3 место в мире в 2016 г.); Государственный бюджет по странам - 220 200 (19 место в 2015 г.); Индекс лёгкости ведения бизнеса – 6 место в 2017 г. Таким образом, налоговая политика в Норвегии реализуется на высоком уровне. Уровень налоговой нагрузки на население в данной стране является одним из самых высоких в мире, но это компенсируется обеспечением норвежцев всем комплексом социальных благ, а также отличными показателями эффективности экономики. 2.3 Сравнение налоговых систем РФ, США и Норвегии В условиях мирового финансово-экономического кризиса как перед Правительством РФ, так и перед правительствами других стран, стоит тяжелая задача в решении многих экономических задач. Одной из таких задач является построение эффективного механизма налоговой политики страны на текущий и последующие года. Для оценки эффективности налогообложения нашей страны проведем сравнительный анализ основных налоговый показателей России с такими экономически развитыми странами, как США и Норвегия. В налоговой практике мира показателем налоговой нагрузки является отношение суммы всех налоговых взысканий налоговых резидентов на всехуровнях бюджетной системы государства к объему ВВП. Данные о степени налоговых изъятийв период 2005-2015 г. по отношению к ВВП в данных странах приведены на рис. 5. Более подробные данные представлены Приложением А [19]. Рис. 5. – Налоговые изъятия в процентном отношении к ВВП Из этих данных можно сделать вывод о том, что налоговое бремя для налоговых резидентов РФ не так велико, как трактуется в различной экономической литературе – уровень налоговых изъятий в предшествующем десятилетии не превышал 20% от ВВП. Так же мы можем заметить, что даже в экономически развитых странах Европы этот уровень с каждым годом снижается. Наиболее ярко данное снижение мы наблюдаем в отношении Норвегии – с начала 2005 года уровень изъятий снизился с 28% до 22,4%. В отношении США уровень налоговых изъятий, наоборот, повышается – с 2009 с 8% до 11,4%. Правительство Соединенных штатов подобным образом пытается снизить дефицитность государственного бюджета, который занимает 1 место в мире по дефициту, в условиях глобального экономического кризиса, достигшего своего пика в 2008 году. Рассмотрим более подробно налоги на доходы и прибыль организаций (в процентах от общей суммы налогов). Налоги на доходы и прибыль организаций составляют основу налоговый поступлений налоговой системы каждого государства. В зависимости от их величины можно говорить о налоговой нагрузке на население и промышленность страны. Рис. 6. – Динамика налогов на доходы и прибыль организаций(в % от общей суммы налогов) Как видно из графика на рисунке 6 (Приложение Б), в России наблюдается рост процентного отношения налогов на доходы и прибыль организации к общей сумме налогов – это говорит не только о возрастающем темпе роста налоговой нагрузки на население страны, но и о уменьшении дохода населения, что в долгосрочной перспективе может привести к продолжению и возможном ухудшении экономического кризиса в государстве. Вернемся к показателю уровня налогообложения физического лица в процентах от дохода. Рассмотрим его в отношении России, США, а также Норвегии (таблица 1). Таблица 1 – Уровень налогообложения физического лица в процентах от дохода (данные 2017 г.) Страна/Показатель Подоходный налог или налог на доход физического лица, в % Отчисления работника на социальное страхование, в % Отчисления работодателя на социальное страхование работника, в % Итого, в% Россия 13 0 22 35 США 16,9 7,1 7,7 31,7 Норвегия 17,5 7,3 11,5 36,2 Как видно из табл. 1, Россия в общем проценте от дохода находится на одном уровне с наиболее развитыми странами, но все же видны существенные отличия в соотношении процентных долей: налог на доход физического лица является одним из самых низких в мире, что привлекает многих иностранных граждан; отчисление работника на социальное страхование отсутствует в связи с тем, что функция обеспечения социальной защиты возложена на государство и руководство организаций – это отличительная черта российской экономики. У данного аспекта есть негативное проявление, заключающееся в увеличении расходной части бюджета и возможном недофинансировании сферы социальной защиты из-за деятельности государства. В США и Норвегии такое проявление исключено в следствии иной налоговой системы и государственной системы в целом. Таким образом, развивающаяся налоговая система России частично заимствует идеи у таких экономически развитых стран как США и Норвегия, кото....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: