- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011255 |
Тема: | Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства |
Содержание
Автономное образовательное учреждениевысшего образования Ленинградской области«Государственный институт экономики, финансов, праваи технологий» Заочный факультет Кафедра: гражданско-правовых дисциплин Допустить к защите Зав. кафедрой_____________ « ____ »____________20___ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция Выполнил студент группы 3у-128 Осипова Юлия Геннадьевна Научный руководитель к.ю.н., доцентН.Н. Бухаров Рецензент ___________________ Гатчина 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Правовая природа и генезис надзора и контроль как способов защиты трудовых прав………………………………………………6 1.1. Понятие и способы защиты трудовых прав работников……….6 1.2. История становления и развития надзора и контроля как способов защиты трудовых прав работников……………………………...10 Глава 2. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как способы защиты трудовых прав работников…...24 2.1. Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства как способов защиты трудовых прав……..24 2.2. Система органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, как способов защиты трудовых нрав работников….37 Глава 3. Особенности надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении отдельных категорий работников………………………………………………………………………50 3.1. Специфика деятельности органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних работник…………………………………………………………………………50 3.2. Контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников………………………………………………………………………58 Заключение……………………………………………………………….70 Список использованной литературы…………………………………72 Введение Актуальность проблемы надзора и контроля как способов защиты прав работников обусловлена несколькими факторами. Во-первых, следует констатировать, что уровень нарушений трудовых прав работников хотя и снижается, но остается высоким. Во-вторых, в России прослеживается рост количества малых и средних предприятий, выступающих в трудовых отношениях работодателями. В-третьих, неспособность существующей системы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства эффективно обеспечивать соблюдение трудовых прав работников особенно ярко проявилась в условиях экономической нестабильности, когда работодатели, разрешая возникшие финансовые сложности, зачастую нарушали права работников. За последние годы в России был принят целый ряд нормативных акюв, призванных повысить эффективность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, обеспечить снижение коррупционных рисков, улучшение инвестиционного климата, снятие с бизнеса излишнего административного бремени. В числе таких актов следует назвать Федеральный закон 01 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудовою законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права». Однако законодательные новации не только не достигли поставленных целей, но и существенно усложнили применение надзора за соблюдением трудового законодательства, снизили его эффективность. Все это обусловливает необходимость научного анализа действующего законодательства в указанной сфере, разработке предложений по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления надзора и контроля как способов защиты трудовых прав работников. Поскольку государственный надзор и контроль являются наиболее действенными способами защиты трудовых прав рабошиков, постольку необходимо уделить особое внимание анализу норм, регламентирующих правовое положение органов, его осуществляющих. Проблемы правового регулирования защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства являлись объектом научного интереса целого ряда авторов. Высоко оценивая приведенные работы, в то же время отметим, что комплексного, системного исследования проблем правового регулирования надзора и контроля как способов защиты трудовых прав работников не проводилось. Целью исследования является изучение теоретических и практических проблем надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства как способов защиты трудовых прав работников. Для достижения указанной цели автором поставлены и решены следующие задачи: - определено понятие и способы защиты трудовых прав работников; - рассмотрена история становления и развития надзора и контроля как способов защиты трудовых нрав работников; - раскрыто понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства как способов защиты трудовых прав; - выделена система органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, как способов защиты трудовых нрав работников; - обобщена специфика деятельности органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних работников; - проанализированы особенности контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между органами надзора, контроля за соблюдением трудового законодательства и работодателями в процессе осуществления защшы трудовых прав. Предметом исследования являются теоретические положения доктрины трудового права, правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства как способов защиты трудовых прав работников, судебная и административная практика применения данных норм. Теоретическую базу исследования составили концепции, гипотезы, положения, представленные в классических трудах по теории и истории государства и права, трудовому и административному праву, монографии отечественных ученых по исследуемой проблеме. Методологической основой работы явилось использование фундаментальных общенаучных методов познания: диалектического и системного подходов, позволивших рассматривать изучаемые явления и процессы в развитии, выявлять диалектические противоречия между их сущностными характеристиками и формами проявления. Наряду с общенаучными методами познания применялись такие специальные методы, как абстрагирование, прогнозирование, правовой анализ и синтез, а также метод сравнительного правоведения. Глава 1. Правовая природа и генезис надзора и контроль как способов защиты трудовых прав 1.1. Понятие и способы защиты трудовых прав работников 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР впервые в российском законодательстве было провозглашено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Основываясь на положениях Конституции РФ, законодатель в ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), справедливо выделил защиту прав и интересов работников и работодателей. Стоит отметить, что действующее трудовое законодательство уделяет повышенное внимание способам защиты трудовых прав работников, что, безусловно, является его достоинством. Однако противоречивость сложившейся судебной практики и норм законодательства о труде вызывает многочисленные вопросы в теоретическом и в практическом аспектах. Существует несколько способов защиты трудовых прав работников. В разделе XIII ТК РФ закреплены нормы, обеспечивающие правовую регламентацию таких способов защиты, как государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, самозащита работниками трудовых прав. Что касается самостоятельной защиты своих трудовых прав, то, согласно ст. 142 ТК РФ, в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник вправе приостановить работу (за исключением предусмотренных ТК РФ случаев, когда это не допускается), пока работодатель не сообщит ему в письменной форме о готовности произвести выплату. В этот период работник имеет право отсутствовать на рабочем месте в свое рабочее время. При этом необходимо учитывать, что во время приостановки работы работнику нужно выплачивать средний заработок. На практике возможны случаи, когда работник, получив от работодателя уведомление о готовности выплатить ему заработную плату в день выхода на работу, получает неполный размер причитающегося ему заработка. На наш взгляд, в случае выплаты работнику неполного размера заработной платы, работник имеет право обратиться в суд общей юрисдикции с просьбой выплатить ему компенсацию за задержку заработной платы, а также возместить моральный вред. Другой способ защиты трудовых прав, как уже было сказано выше, — это обращение в профессиональный союз. Профсоюзные органы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и представляют интересы работников во взаимоотношениях с работодателем. В соответствии со ст. 373 ТК РФ, при принятии решения о расторжении трудового договора в соответствии с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной организации проект приказа с прилагающимися к нему документами. В последнее время наблюдается снижение роли профессиональных союзных организаций. Целесообразно внести изменение в действующее законодательство в части профсоюзных организаций посредством расширения права профсоюзов по определению своей внутренней структуры, также следует дополнить законодательство правовыми нормами, которые определяют положение международных профсоюзных объединений, создаваемых в России. Следующий способ защиты трудовых прав — обращение работника в Федеральную инспекцию труда. Право на обращение в Федеральную инспекцию труда помимо ТК РФ также регулируется: Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как справедливо отмечает А. А. Сапфирова, данные нормативные акты отражают особенности взаимодействия граждан с Федеральной инспекцией труда, однако не закрепляют формы такого взаимодействия. Исходя из анализа данных актов следует, что каждый работник вправе обратиться с письменным (в том числе электронным) заявлением в Федеральную инспекцию труда за разъяснением норм трудового законодательства и для проведения проверки изложенных фактов нарушения трудовых прав. Работник имеет право потребовать от Федеральной инспекции труда не сообщать работодателю свои персональные данные, такие как фамилия, имя и отчество, должность и т. д. Такое право для работников предусмотрено ТК РФ, чтобы пресечь давление работодателя на работника после обращения им в Федеральную инспекцию труда. Следует отметить, что возможны случаи, когда работник злоупотребляет своим правом в целях причинения вреда работодателю. В соответствии со ст. 2, 11 Федерального закона от 2.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. На наш взгляд, на правовом уровне следует закрепить положение, согласно которому работник будет обязан уплатить штраф в случае злоупотребления своим правом. При этом размер штрафа следует определять в зависимости от количества обращений одного гражданина в ораны исполнительной власти и объема рабочего времени, которое было потрачено на рассмотрение этого обращения. Также отметим такой способ защиты трудовых прав, как обращение работника в комиссию по трудовым спорам (далее — КТС). В соответствии со ст. 385 ТК РФ, КТС — это орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор, если разногласие не было урегулировано работником (самостоятельно или с участием своего представителя) при непосредственных переговорах с работодателем. В соответствии со статьей 386 ТК РФ, работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам, комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор. На практике в компаниях очень редко создаются комиссии по трудовым спорам. ТК РФ не содержит обязательного досудебного порядка разрешения трудовых споров в КТС, работник имеет право обратиться как в КТС, так и в суд. Одним из самых распространенных способов защиты трудовых прав является обращение в суд. Согласно ст. 46 Конституции РФ, на территории Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры в следующих случаях: по заявлению работника (а также профсоюза, защищающего его интересы) или работодателя в случае несогласия с решением КТС; когда работник обращается в суд, минуя КТС; по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и другим актам, содержащим нормы трудового права. В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По спорам об увольнении уставновлен другой срок — в течение одного месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных указанной статьей, они могут быть восстановлены судом. На наш взгляд, сроки обращения работников за защитой своих трудовых прав значительно меньше по сравнению со сроками обращения работодателей (в соответствии с вышеуказанной статьей, срок обращения работодателя в суд за защитой трудовых прав составляет один год). Целесообразно внести изменения в ст. 392 ТК РФ, которые бы увеличили сроки обращения работников в суд за защитой трудовых прав. Таким образом, в случае нарушения трудовых прав работник может воспользоваться одним из любых вышеуказанных способов защиты. На наш взгляд, выбор такого способа зависит от определенной категории спора. 1.2. История становления и развития надзора и контроля как способов защиты трудовых прав работников Институт надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеет глубокие исторические корни. В 80-х годах 19 века, в условиях резкого роста промышленною производства, увеличения количества людей, занимающихся несамостоятельным трудом, нарастания рабочего движения уровень травматизма на производстве достигал 325 тыс. случаев в год, уровень смертности не менее 6 тыс. случаев. Одной из причин данного явления было отсутствие надлежащего надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства на фабриках и мастерских. В это время предпринимаются первые попытки законодательного регулирования указанных вопросов. Одним из первых был закон от 01.06.1882г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Для контроля и надзора за его соблюдением в Российской империи была учреждена Фабричная инспекция. Первоначально она состояла из 5 человек (4 окружных инспектора и 1 главный фабричный инспектор), а сам орган находился в ведении Министерствафинансов. Следует оговориться, что фабричная инспекция на тот момент не имела традиционных для надзорного органа полномочий по выявлению и пресечению нарушений законодательства, а лишь знакомилась с положением рабочих на промышленных предприятиях и доводила до них нормы закона1882г. Дела о нарушении данного закона рассматривала полиция или суд. Фабричное право стремительно развивалось, вслед за законом 1882г. последовали законы 1885 г,- «О воспрещении ночной работы подростков и женщин», 3 июня 1886 г.- «Об утверждении проекта правил о надзоре та заведениями фабричной промышленности, о взаимных отношениях фабрикатов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции». В последнем достаточно подробно регламентировались вопросы найма, увольнения, выплаты заработной платы, наложения взысканий, увеличивалась численность инспекции труда. С развитием законодательства становится ясно, что надзор, осуществляемый силами полиции, неэффективен, в связи с этим функции инспекции дополняются и расширяются. Фабричная инспекция наделяется правом осуществлять надзор за исполнением законодательства на всех предприятиях, за исключением государственных, отменять незаконные распоряжения фабрикантов, давать распоряжения о приведении в исполнение фабриками или заводами постановлений губернских фабричных присутствий и надзирать за исполнением таковых, возбуждать преследования против нарушителей правил. В 1894г. происходит слияние фабричной инспекции с инспекцией по горной части, инспекция наделяется полномочиями по техническому надзору и надзору за паровымикотлами, вновь созданный орган переходит в непосредственное подчинение Министерства торговли и промышленности. Наблюдение на местах поручается осуществлять фабричным инспекторам и губернскими по фабричным и горнозаводским делам присутствиями, подчиненными главному по фабричным и горнозаводским делам присутствию. Непосредственное влияние на деятельность инспекции осуществляется со стороны Министерства внутренних дел и губернаторов. Приведенный статус фабричной инспекции сохранился вплоть до ее ликвидации декретом от 17 мая 1918 года «Об учреждении инспекции труда». История развития контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в Советский период ведет свой отсчет с Декрета от 17 мая 1918г. «Об учреждении инспекции труда». В соответствии с указанным нормативным актом инспекция труда учреждалась в составе Народного комиссариата труда, должность инспектора была выборной, избирались они советами профессиональных союзов и общегородскими или окружными страховыми кассами и утверждалась областным инспектором труда. На инспекторов возлагались обязанности по наблюдению и контролю за исполнением актов Советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, непосредственному принятию необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц. Законодательно было закреплено право па свободный доступ инспектора во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей, применение мер ответственности за выявленные правонарушения. В декабре 1918 года принимается Кодекс законов о труде РСФСР. В КЗоТ 1918г. отсутствовала отдельная глава, посвященная деятельности государственных органов контроля и надзора за соблюдением законодательства, основные положения данного института были сосредоточены в разделе 9 «Охрана труда». Кодексом закреплялась структура инспекции, наиболее важные полномочия инспекторов труда (ст. 130-132) и сфера их деятельности (ст. 127, 134, 137). Большинство положений были перенесены из декрета «Об учреждении инспекции труда», однако имелись и новшества. На инспекцию труда возлагался технический (в том числе пожарный) и санитарный надзор. В ее составе были образованы относительно обособленные подразделения: техническая и санитарная инспекции. Указанные органы при этом находились в двойном подчинении, с одной стороны их деятельность определялась указаниями Народного комиссариата труда, с другой - Комиссариата здравоохранения. Наряду с технической инспекцией при инспекции труда, 30 января 1922 года Декретом Совнаркома было создано Центральное управление горного надзора (ЦУГН), основной задачей которого было наблюдение за выполнением горными предприятиями норм и правил в области горного дела. 19 мая 1927 г. ЦУГН преобразовали в специальный орган охраны недр, а функций надзора за безопасностью горных работ передали Наркомату труда СССР, при котором создали Главную государственную горнотехническую инспекцию. Декретом Совнаркома РСФСР от 15 сентября 1922г. «О санитарных органах республики» была создана государственная санитарно-эпидемологичсская службы осуществлявшей санитарный контроль и надзор от имени государства через санитарно-эпидемологические секции, дезинфекционные отряды и лаборатории. Непосредственно контроль и надзор осуществлялся должностными лицами контрольных органов - санитарными врачами соответствующей специализации. Указанные органы действовали наряду с санитарными органами инспекции труда. Санитарным врачам предоставлялось право входа с целью санитарных осмотров во все без исключения общественные и частные помещения, право ставить перед советскими исполнительными органами вопросы о наложении взысканий в административном порядке за нарушение санитарных требований. Они также имели право возбуждать дела в местных народных судах, привлекать виновных к ответственности за нарушение санитарных требований и выступать в качестве официальных обвинителей или экспертов. Следующий выделяемый нами этап 30е - 50е годы 20 века характеризовался развитием государственного надзора и контроля, появлением новых органов, расширением полномочия уже существовавших, увеличением и расширением полномочий профессиональных союзов. Большинство органов, которые в последствии будут играть важную роль в данной сфере, появились именно в указанный период. В соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 23 июня 1933 года «Об объединении Народною комиссариата труда союза ССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов». Таким образом, в ВЦСПС был сосредоточен и общественный контроль и государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В предвоенные годы функции инспекции труда в составе профсоюзов были сосредоточены на техническом надзоре за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности и к 40-м годам правовая инспекция труда в составе ВЦСПС полностью упраздняется, при том чисто юридические вопросы приема, увольнения, режима работы и отдыха и другие продолжали входить в компетенцию профсоюзов на основании ст. 146, 150 КЗоТ РСФСР 1922г. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 18 мая 1944 года была организована Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР - первый орган энергетического надзора в истории России. Предпосылкой ее создания был упадок в энергетическом хозяйстве, обусловленный войной. Актуальной была задача восстановления и развития производства, а это было невозможно без мобилизации сохранившихся ресурсов, установления строгого контроля за потреблением электрической энергии. Основными задачами инспекции было обеспечение надежности, безопасности и эффективности при производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов, контроль над рациональным использованием электрической и тепловой энергии. При этом собственно безопасности энергоустановок потребителей касалась лишь небольшая часть полномочий. Развитие получили и положения о санитарном надзоре. В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест СССР» были законодательно определены санитарно-гигиенические нормы и требования к производству, строительству, и другим сферам, утверждены санитарные нормативы и требования в сфере производства пищевых продуктов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26 июля 1935 г. «О создании Всесоюзной Государственной санитарной инспекции» в СССР была создана единая система санитарного надзора, состоящая из Всесоюзной санитарной инспекции, санитарных инспекций республик, санитарных инспекция областей, краев. Перед государственной санитарной инспекцией были поставлены цели улучшения санитарного обслуживания населения, полного охвата санитарным надзором всех отраслей производства. На службу был возложен как плановый текущий, так и предупредительный санитарный надзор. На ВГСИ (Всесоюзную государственную санитарную инспекцию) возлагались функции объединения и руководства работой органов ГСИ на всей территории СССР, непосредственное осуществление санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Надзор за санитарным состоянием промышленных предприятий не был в числе основных задач вновь созданного органа, но врачи могли привлекаться в отдельных случаях санитарными инспекторами труда для проведения совместных проверок. Такая структура существовала до 50-х годов, когда разрозненные санитарно-эпидемологические органы были реорганизованы в сапитарно-эпидемологические станции. При этом, как орган надзора госсанинспекция перестал существовать. Задачи санитарно-эпидемологических станций сводились к борьбе с инфекционными заболеваниями, массовыми отравлениями и их распространением. Оценивая данный период развития органов контроля и надзора необходимо отметить противоречивость в имевшемся регулировании. С одной стороны создавались новые виды надзоров, инспекция труда была лишена «чрезвычайных» полномочий по привлечению к уголовной ответственности и принятию мер, не предусмотренных законодательно, что свидетельствует о развитии законодательства в сфере контроля и надзора. С другой стороны упразднение правовой инспекции труда негативно сказалось в целом на качестве контроля и являлось шагом назад по сравнению с предыдущим регулированием. Следующий период с 50-х до 80-х годов 20 века характеризуется планомерным развитием государственного контроля и надзора, смещением акцентов в сторону защиты интересов личности в противовес ориентации на защиту государства, характерной для предыдущего периода. Более четко выстраивается система контроля профсоюзными органами, увеличивается роль местных комитетов по труду, областных и местных советов профессиональных союзов. 9 декабря 1971 года принимается Кодекс законов о труде РСФСР. Впервые в Кодексе появляется глава, специально посвященная надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства. Выделяется надзор, осуществляемый инспекцией труда, государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности, государственный энергетический надзор, государственный санитарный надзор, общественный контроль. Сфера контроля и надзора была расширена. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 апреля 1957г. «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» надзор технической инспекции был также распространен на колхозы. До этого времени к работникам колхозов положения КЗоТ и иных общих законодательных актов о труде фактически не применялись. В конце 50-х годов для преодоления имевшихся недостатков контрольно-надзорной деятельности, в порядке эксперимента, создается 8 правовых инспекций при некоторых советах профсоюзов. Опыт работы инспекций показал необходимость их создания во всех регионах СССР на постоянной основе, однако, воссоздан данный государственный орган был только Постановлением Президиума ВЦСПС только 22 ноября 1976 года «О правовой инспекции труда». В соответствии с указанным актом, правовая инспекция была уполномочена проверять соблюдение законодательства о трудовом договоре, о ведении трудовых книжек, о режиме рабочего времени и времени отдыха (наряду с технической инспекцией), об оплате груда, гарантиях и компенсациях, о трудовой дисциплине, материальной ответственности рабочих и служащих, соответствии закону условий коллективного договора. При осуществлении контроля правовой инспектор обладал правом беспрепятственного прохода на территорию проверяемого объекта, получения необходимых пояснений и информации. При выявлении нарушений правовой инспектор мог выдавать обязательные для исполнения предписания, привлекать виновных лиц к административной ответственности, ставить вопрос о привлечении их к дисциплинарной ответственности, вплоть до смещения с занимаемой должности. Основная нагрузка по контролю за соблюдением прав работников была перенесена на уровень местных комитетов профессиональных союзов, в связи с этим их полномочия были существенно увеличены. Контроль за соблюдением трудовых прав со стороны ФЗМК осуществлялся через общественных инспекторов и комиссии по охране труда. В рассматриваемый период принимается ряд подзаконных актов, регламентировавших полномочия и компетенцию органов общественного контроля: Положение об общественном инспекторе по охране труда, утвержденное Президиумом ВЦСПС 21 января 1944 г., Положение о комиссиях по охране труда ФЗМК, утвержденное ВЦСПС 8 февраля 1954 г. Положение о комиссиях по охране груд, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 4 октября 1963 г., Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971г. В соответствии с указанными подзаконными актами общественный инспектор труда должен был осуществлять непосредственный, оперативный контроль за тем, как соблюдается законодательство об охране труда, о продолжительности рабочего дня, о предоставлении выходных дней, отпусков и обеденных перерывов, о труде женщин и подростков, проверять качество спецодежды и спецобуви, выдаваемых рабочим. При реализации данных полномочий инспектор имел право в любое время посещать цеха, отделы, подсобные помещения предприятия, запрашивать документы и сведения, касающиеся охраны труда и техники безопасности, требовать от администрации предприятия необходимые объяснения. В случае выявления нарушений, общественный инспектор мог выдавать обязательные для исполнения предписания или привлекать работодателей к ответственности, однако, предварительно согласовав принимаемое решение с техническим инспектором труда. Наличие таких прав существенно усиливало положение общественного инспектора, делало его деятельность более эффективной. Однако, это ставило под вопрос «общественный» статус осуществляемого контроля, так как фактически инспектором осуществлялись властные полномочия. В случае невыполнения требований общественного инспектора об этом сообщалось старшему общественному инспектору в цехе, в комиссию по охране груда, в техническую инспекцию профсоюза для принятия необходимых мер. Комиссия по охране труда ФЗМК действовала в соответствии с Положением о комиссиях по охране труда, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 4 октября 1963г и имела широкие полномочия по контролю во всех сферах деятельности. Председатель комиссии одновременно являлся старшим общественным инспектором предприятия. Условно в полномочиях комиссии можно выделить следующие направления: предварительный контроль, заключавшийся в рассмотрении планов по подготовке цехов к летним или зимним условиям, дача заключений при введении в эксплуатацию цехов и производств, анализ результатов расследования несчастного случая, выдача рекомендаций по устранению причин и условий, ему способствовавших; текущий контроль, заключавшийся в проверке исполнения требований законодательства во всех сферах производственной деятельности от трудового договора до охраны труда; контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений; проверка соблюдения целевого характера расходования денежных средств, выделенных па охрану труда и улучшение условий деятельности работников. В целях реализации данных полномочий комиссия имела следующие права: проводить обследование цехов и рабочих мест, знакомиться с документами, относящимися к охране труда, заслушивать руководителей предприятий, отделов о проводимой ими работе. В рассматриваемый период профессиональные союзы осуществляли функции государственных органов, обладали соответствующими административно-властными полномочиями. Их контроль распространялся на все предприятия и организации Советского союза. Профессиональные союзы обладали реальной возможностью эффективно защищать права и законные интересы работников, обеспечивать исполнение трудового законодательства на всех стадиях производственного процесса. За счет информации, поступающей от общественных инспекторов труда и комиссий по охране труда, наличие которых предусматривалось на каждом предприятии и производстве, увеличивался охват осуществляемого контроля, ускорялась и упрощалась процедура выявления, фиксации и устранения нарушений. Указанные положительные черты отмечало и международное бюро труда. В рассматриваемый период развивались положения о контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства, осуществляемом иными органами. Постановлением Совета Министров СССР от 3 октября 1977г. утверждено Положение о Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам. В соответствии с п. 9 данного Положения Госкомтруда СССР - единая система органов, находящаяся в ведении Совета Министров СССР, состоящая из Госкомтруда СССР, государственных комитетов Советов Министров союзных республик по труду, органов по труду Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, горисполкомов и райисполкомов, подчиненных им учреждений и организаций. Госкомтруда СССР контролировал работу министерств и ведомств по осуществлению государственной политики в области оплаты труда, а также по выполнению программ перераспределения рабочей силы, реализации планов подготовки и повышения квалификации кадров, осуществлял государственный контроль на предприятиях и в организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, за использованием рабочей силы, соответствием численности рабочих и служащих плану по труду, проведением мер по сокращению текучести кадров. В целях выполнения поставленных задач Госкомтруда СССР наделялся существенными правами: проверять работу министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, давать им обязательные для исполнения указания по устранению выявленных при проверках недостатков, в необходимых случаях вносить в вышестоящие органы предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности отдельных должностных лиц, приостанавливать действие приказов и инструкций министерств и ведомств, противоречащих законодательству о труде, в необходимых случаях вносить в Совет Министров СССР или в Советы Министров союзных республик предложения об их отмене, кроме того, инспектора Госкомтруда пользовались традиционными правами беспрепятственно проходить на территорию подконтрольных объектов, получать любые необходимые документы и материалы. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 г. на базе Главного управления горного надзора, Инспекции котлонадзора и Государственной газовой инспекции СССР образован Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и гор....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: