- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Музей-заповедник как центр развития туризма в историческом городе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001668 |
Тема: | Музей-заповедник как центр развития туризма в историческом городе |
Содержание
Тимофеева Л.С.. Вагапова Ф.Г, Ахметова А.А. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕЛАБУЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА) Аннотация: В статье рассматривается опыт бытования исторических городов как центров развития туризма на примере Елабуги. Город Елабуга входит в число исторических городов России. Важнейшую роль в развитии города как туристского центра играет Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Объектом исследования в статье является Елабуга как средний исторический город. Предметом исследования является деятельность музея-заповедника, способствующая сохранению и развитию исторического облика города Елабуги и повышению его туристической привлекательности. Туристская привлекательность Елабуги определяется, прежде всего, наличием прекрасно сохранившегося исторического центра города с кварталами целостной застройки XIX в. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, возникший в 1989 г., в настоящее время является объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Музеи-заповедники с их значительными территориями и богатым историческим, культурным и природным наследием обладают уникальными ресурсами для реализации крупных партнерских проектов. Такие проекты направлены не только на привлечение широкого круга туристов, но и стимулируют интерес к заповеднику со стороны бизнес-элиты, муниципальных и региональных органов власти. В качестве наиболее известного примера можно назвать возрождение 2008 г. в Елабуге Спасской ярмарки. Она проводилась в городе со второй половины XIX в. и была широко известна по всей России. Процесс возрождения и успешного развития ярмарки можно рассматривать как создание специального туристического события, способствующего созданию новых, актуальных туристских продуктов. Ключевые слова: исторический город, музей-заповедник, туристская деятельность, историко-культурное наследие, Елабуга, Спасская ярмарка. Abstract: The article discusses the experience of existence of historical cities as centers of tourism development on the example of Elabuga. Studied project activities of Elabuga Museum-reserve as a means of increasing the tourist traffic and attract new partners. Keywords: historical city, museum-reserve, tourist activity, historical and cultural heritage, Elabuga, Spasskaya fair. Историческим городом считается городское поселение, в границах которого располагались объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места), а также иные археологические, исторические, архитектурные, градостроительные, эстетические, научные или социально-культурные ценности.[1] В них формируется территориально-локальная общность, которая, являясь частью истории и культуры России, в то же время, отражает специфику конкретного региона, позволяя создавать уникальные туристские продукты. Термин "исторические города" утвердился в литературе в 1970-е гг., после появления соответствующего списка Министерства культуры РСФСР. В результате постоянных дополнений к 2002 г. в списке были представлены уже 478 исторических городских поселения. В их числе были и 9 поселений в Татарстане - Казань, Бугульма, Елабуга, Лаишево, Мамадыш, Мензелинск, Свияжск, Тетюши, Чистополь. Но в 2010 г. перечень исторических городов России был серьезно изменен. [2] В нём остался всего 41 город, в том числе находящиеся на территории Татарстана Елабуга и Чистополь. Исследование базируется на изучении значительного корпуса источников и литературы. Источниковую базу представляют нормативно-правовые документы, регламентирующие как развитие исторических поселений, так и сферу туризма. [1, 2] Опыт бытования исторических городов как центров развития туризма изучен еще недостаточно и нуждается сегодня в осмыслении. Литературу, освещающую данную проблему, можно условно подразделить на три группы. Первая объединяет работы, изучающие характерные черты исторических городов, особенности их статуса (малые, средние, крупные) и взаимосвязь с туризмом. [7, 8, 14] Ко второй группе относятся исследования, посвященные развитию туризма, в том числе в Татарстане, его отдельным объектам. [5, 6, 11, 12] Третья группа – публикации о музеях-заповедниках, их месте и роли в развитии туризма. [10, 13] Объектом исследования является Елабуга как средний исторический город. Предметом исследования является деятельность Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, способствующая сохранению и развитию исторического облика города Елабуги и повышению его туристической привлекательности. Елабуга приобрела статус города в 1780 г. Планомерные археологические исследования на территории исторической части Елабуги дали неопровержимые доказательства возникновения в устье р. Тоймы поселения городского типа на рубеже X-XI веков. На протяжении многих веков здесь находилась переправа через Каму – составная часть торгово-караванного пути из центра Волжской Булгарии в Прикамье и далее до Северного Ледовитого океана. [9] В XIX в. город стал крупным торговым центром Прикамья. Целостный архитектурный облик города сложился в XIX в., когда после пожара, уничтожившего значительную часть деревянной Елабуги, началось каменное строительство. Центральные улицы, сохранившие образ традиционного купеческого города позапрошлого века, застроены в стиле эклектики с элементами классицизма. Уникальность Елабуги как объекта историко-культурного наследия состоит в присутствии здесь единственного сохранившегося домонгольского булгарского памятника – Чертова городища, превосходно сохранившегося исторического центра города XIX в., множества музеев и других объектов туристического интереса. Управление объектами историко-культурного и природного наследия осуществляет Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Дополнительные возможности для развития туризма представляют, с одной стороны, находящиеся рядом с Елабугой аттракции, такие как Национальный парк "Нижняя Кама" с уникальными ландшафтами, а с другой стороны, расположенные неподалеку новые города (Набережные Челны, Нижнекамск) жители которых являются потенциальными и реальными квазитуристами, составляющими важный сегмент туристского рынка. К числу проблем, которые необходимо решить для успешного развития туризма, можно отнести транспортную проблему. Елабуга расположена более чем в 200 км от Казани – главного центра прибытия туристов в Республику Татарстан. Железнодорожного вокзала в городе нет, ближайшая станция – Набережные Челны, куда прибывает поезд из Москвы. Ближайший аэропорт – Бегишево расположен в 40 км от Елабуги. Привлекательным для туристов транспортом являются круизные теплоходы и быстроходные суда типа "Метеор", курсирующие из Казани и Чистополя. Но здесь серьезным ограничением является сезонность этого вида транспорта. Главным средством доставки туристов из Казани являются автобусы, время путешествия составляет более 3 часов. Таким образом, поездка в Елабугу занимает целый день, что ограничивает туристский спрос. Успешное развитие исторических городов, особенно малых и средних, во многом зависит от наличия в них субъектов или структур, управляющих объектами историко-культурного наследия и стимулирующих интерес к ним туристов. В этом качестве успешно выступают музеи-заповедники, действующие сегодня в 22 исторических городах России. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник создается в 1989 г. на основании Постановления Совета министров РСФСР и аналогичного Постановления Совета министров ТАССР. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации музей-заповедник признан объектом исторического и культурного наследия федерального значения. [3] Территория музея-заповедника включает в себя всю историческую часть города площадью 491,5 гектаров, на которых расположено 184 исторических и культурных объекта. Шесть из них, включая дом–музей одного из наиболее известных и узнаваемых русских художников И.И. Шишкина, музей–усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой, имеют федеральное значение. Разнообразие пространственных локусов музеев-заповедников создает возможности для реализации в них проектов и акций широкого спектра. Это позволяет не только презентировать здесь историко-культурные события, но и "включать" пространство музея в современные культурные и общественные процессы, тем самым привлекая сюда новые группы посетителей, позволяя развивать новые виды и формы туризма, способствуя продвижению городского бренда. По отношению к развитию туризма в исторических городах современные исследователи все чаще используют термин "культурный туризм", трактуя его как форму, в рамках которой реализуются, в той или иной степени, многие виды туризма. В число объектов культурного туризма включены не только памятники культурно-исторического наследия (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), но и актуальная культура сегодняшнего дня (преимущественно художественная), а также образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр. [9, С.3] Исторические города являются оптимальной площадкой для развития культурного туризма во всем его многообразии. Для понимания сути процессов, происходящих в исторических городах под воздействием туристской деятельности, большой интерес представляет схема, разработанная исследователями G.J. Ashworth и J.E. Tunbridge. Данная схема систематизирует процесс развития средних исторических городов Европы. Представленный в ней подход может быть применен и к историческим городам России. Авторы выделяют четыре этапа в развитии города: 1. Вся городская деятельность происходит в границах города, который чаще всего представлял собой крепость. Здесь же располагался центральный деловой район (Central Business District), где сосредоточены такие функции, как торговля, управление и т.д. 2. Городские границы становятся узки, и жители начинают расселяться в окрестностях, осваивая прилегающие территории. Здесь формируются второстепенные деловые районы. 3. На этом этапе второстепенные районы становятся полноценными центрами с полным набором всех функций. Таким образом, в старом центре освобождаются территории и часть исторической застройки. Так возникает вопрос о сохранении и рациональном использовании культурного наследия, оставшегося в старом центре. 4. На этом этапе туризм и туристская деятельность становится важным фактором развития города. Увеличивается спрос на туристские услуги, оказываемые в старом и новых центрах. Приток туристов ведет к созданию новых туристских объектов и быстрому развитию соответствующей инфраструктуры. [15, С.86] Можно утверждать, что, в соответствии с этой схемой, Елабуга находится на четвертом этапе развития. Об этом свидетельствует создание в последние годы целого ряда новых объектов городской среды (памятников, новых музеев и музейных комплексов, произведений городской скульптуры, отелей, кафе), которые являются объектами туристского показа либо удовлетворяют потребности туристов. Среди них музей-театр "Трактир", созданный в духе уездного трактирного заведения XIX века, единственный в России музей "Портомойня", где представлена история развития прачечного дела, уникальный музей уездной медицины им. В.М. Бехтерева, объекты городской скульптуры, формирующие неповторимый образ Елабуги, – памятники Городовому, Дворнику, бездомной собаке. Одновременно происходит формирование новых туристских маршрутов и услуг с целью расширения туристского рынка. Музеи-заповедники с их значительными территориями и богатым историческим, культурным и природным наследием обладают уникальными ресурсами для реализации крупных партнерских проектов, направленных не только на привлечение широкого круга туристов, но и стимулирующих интерес к заповеднику со стороны бизнес-элиты, муниципальных и региональных органов власти, местного населения. [13] Наиболее известным примером такого проекта, значительную роль в котором играет Елабужский музей-заповедник, можно назвать возрождение в Елабуге Спасской ярмарки. Она проводилась в городе со второй половины XIX в. и пользовалась широкой известностью не только в Волжско-Камском регионе, но и по всей России. Однако в советский период все было предано забвению. Возрождение ярмарки произошло в 2008 г. по инициативе администрации музея-заповедника, поддержанной муниципальными и республиканскими властями. С этого времени ярмарка проводится ежегодно. В первой ярмарке приняли участие 160 мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, а число посетителей составило 25000 человек. А в 2015 г. число участников составило уже более 1100 мастеров из 145 городов и поселений Татарстана, России, Узбекистана, Белоруссии, Литвы, Монголии, Эквадора и.др.[4] Проведение ярмарки стало серьезным стимулом развития в городе не только культурно-познавательного, но и событийного, делового, этнографического туризма. Традиционно ярмарка является местом не только торговли, но и общения людей, приятного досуга. Воссоздавая эту атмосферу, организаторы включили в программу Спасской ярмарки, помимо торговли изделиями декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, работу национальных подворий и "Города мастеров", выступления фольклорных и цирковых коллективов, детские и спортивные игровые площадки. В "Городе мастеров" действовали мастер-классы, где посетителя могли приобрести навыки гончарного и ткацкого ремесла, познакомиться с ручным узелковым плетением, изготовить обереги из лыка, ситца и лозы. Развитию этнографического компонента способствовала открытие Сельских подворий, где были представлены особенности национальных жилищ и традиций народов, проживающих в регионе - русских, татар, кряшен, марийцев, удмуртов и чувашей. Процесс возрождения и успешного развития ярмарки можно рассматривать как создание специального туристического события, проводимого в целях маркетинга и брендинга города Елабуги в целом. Спасская ярмарка обладает всеми необходимыми для этого характеристиками: уникальностью, символичностью содержания, имеющей непосредственное отношение к идентичности города, зрелищностью, и наконец, привлекательностью для целевых аудиторий, одной из которых являются туристы. (7, С. 104) Более того, ярмарка стала тем событийным ядром, вокруг которого происходит постепенная концентрация новых привлекательных событий и явлений. Своеобразной формой презентации нематериального наследия стало проведение в дни ярмарки Всероссийского фестиваля колокольного звона, в котором принимают участие представители разных регионов России, вокалисты и исполнители музыки на древнерусских инструментах - колёсной лире и гуслях. В 2016 г. во время ярмарки проходил Фестиваль малых городов России, организованный Министерством культуры Российской Федерации и Ассоциацией малых туристских городов России. Для Елабуги и региона "Закамье" ярмарка - это еще и важное экономическое событие. Не случайно среди ее организаторов республиканские министерства экономики, промышленности и торговли, Торгово-промышленная палата Набережных Челнов. Торговые обороты ярмарки ежегодно растут. Так, в 2015 г. на Спасскую ярмарку было привезено товаров на сумму около 22 млн. рублей, а реализовано более чем на 12 млн. рублей. Таким образом, проведение Спасской ярмарки способствует увеличению занятости населения и росту налоговой базы бюджета города и региона. Развитие города как туристического центра во многом зависит от использования традиционных и инновационных технологий. Туристско-информационный центр "ЕЛАБУГА", действующий при музее-заповеднике, является одним из немногих в России музейных туроператоров, что позволяет наиболее оптимально использовать туристские ресурсы города и прилегающих территорий, формируя новые маршруты внутреннего туризма и определяя партнеров – турагентов. Осуществляя функции продвижения и реализации регионального туристского продукта данный центр обеспечивает весь комплекс обслуживания туристов. Для более полного удовлетворения запросов туристов в качестве партнеров привлекаются к сотрудничеству Национальный парк "Нижняя Кама", дельфинарий в г. Набережные Челны, представители сельских поселений, организующие путешествия в рамках агро- и этнотуризма – в марийскую деревню Куклюк, татарскую деревню Морты. Не случайно Елабуга рассматривается как возможный центр локального туристского кластера.[6, С.35-45] Роль одного из координаторов этого процесса уже играет Елабужский музей-заповедник. Исторические города по самой сути своей являются центрами развития туризма, а музеи-заповедники, действующие на их территории, являются не только местами сосредоточения разнообразных ресурсов, привлекающих туристов. Они выступают в качестве субъектов, организующих и координирующих туристский поток, создающих новые, актуальные туристские продукты. ********** 1. Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" URL http://base.garant.ru/12127232/ (дата обращения 25.02.2017) 2. Приказ Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 "Об утверждении перечня исторических поселений" URL http://base.garant.ru/199389/#ixzz4aWnh3ewo (дата обращения 25.02.2017) 3. Елабужский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник официальный сайт URL http://www.elabuga.com/about/about.html (дата обращения 25.02.2017) 4. Туристско-информационный центр "ЕЛАБУГА" URL http://www.elabuga.com/turizm/tur01.html (дата обращения 25.02.2017) 5. Агишина Т.И Опыт и перспективы развития туризма в Елабуге, как малого исторического города / "ТУР-ФАКТОР 2014" - "Стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона": мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. (Казань,10-11 апреля 2014 г), / Редкол. С.Е. Иванов и др. – Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2014. С.18-22] 6. Данилевич В.В., Рубцов В.А. Байбаков Э.И. Елабуга как центр туристического кластера республики Татарстан // Ученые записки Крымского федерального университета им.В.И. Вернадского. География. Геология. Том 2(68), № 3. 2016 г. С.35-45. URL http://elibrary.ru/item.asp?id=27429754 (дата обращения 25.02.2017 7. Денис Визгалов: пусть города живут / сост. М. Губергриц, Н.Замятина, М. Ледовский. – Москва: Сектор, 2015. – 272 с. 8. Емельянова Н. А., Сарайкина С. В. Природный и культурно-исторический потенциал малых городов Мордовии и развитие туризма в регионе. URL http://cyberleninka.ru/article/n/prirodnyy-i-kulturno-istoricheskiy-potentsial-malyh-gorodov-mordovii-i-razvitie-turizma-v-regione#ixzz4XJv0vHqY (дата обращения 25.02.2017) 9. Красная С.А. Культурный туризм (просветительская сущность и факторы развития): автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. культурологических наук: (24.00.01) [Текст] / С.А. Красная. - М.: МГУКИ, 2006. 21с. 10. Мастеница Е.Н. Актуализация культурного наследия в музеях-заповедниках России // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. №1 (13) С.89-93. 11. Розанова Л.Н., Мухаметова Л.Р., Чинкина Д.И. Событийный туризм: опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 79-85. 12. Рубцов В.А. Байбаков Э.И. Развитие туристского комплекса малых городов России (на примере г. Елабуга), Экологический консалтинг, Поволжский Центр Экологических Оценок, Казань, 2015, № 3, С. 7 – 12. 13. Тимофеева Л.С. Потенциал музеев-заповедников в сфере "культурного туризма" (на примере деятельности музеев-заповедников Татарстана) /Музей и проблемы "культурного туризма": мат-лы XIV Круглого стола в Государственном Эрмитаже. – Санкт-Петербург, 7-8 апреля 2016 г. - СПб, изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. С.242-247. 14. Федорова М.С. Туризм в развитии малых городов России / Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М. Частное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет им. С.Ю. Витте". 2015. С. 442-449. 15. Ashworth, G. J. & Tunbridge J. E. The Tourist–Historic City: Retrospect and Prospect of Managing the Heritage City // Amsterdam & New York: Pergamon, 2000, P. 315. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: