- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Модернизация системы государственного и муниципального управления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014622 |
Тема: | Модернизация системы государственного и муниципального управления |
Содержание
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Академия гражданской защиты Кафедра государственного и муниципального управления Модернизация системы государственного и муниципального управления КУРСОВАЯ РАБОТА Определите основные цели, направления и механизмы политической модернизации. Взаимосвязь политической модернизации и модернизации системы управления. Выполнил: слушатель 571 учебной группы ФЗО подполковник А.С. Мареев Проверил: старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, кандидат политических наук Перенджиев А.Н. Химки – 2018 Содержание Введение…………………………………………………………......……...2 1. Основные цели и направления политической модернизации...........................................................................................................6 1.1 Определение и составляющие…………………………………………6 1.2 Теории политической модернизации…………………………...……10 1.3. Цели и задачи модернизации России………………………….……..14 2. Содержание политической модернизации............................................16 2.1. Стадии политической модернизации………………………………..16 2.2 Взаимосвязь политической модернизации и модернизации системы управления…………………………………………………………………….....18 Заключение………………………………………………………………..23 Список литературы……………………..………………...........................25 2 Введение Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политическойсистемы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны,сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев на селения в происходящих изменениях. Теория модернизации – одна из современных парадигм социально- исторического знания. Перемены, происходящие в современной России на протяжении более чем десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация, как очередной транзит, но осуществляемый в принципиально иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира вступил уже в новый этап развития, чаще всегоопределяемый как постиндустриальное или информационное общество. Составной частью этого российского процесса закономерно стала политическая модернизация, акцент на проведение 3 которой особенно усилился после прихода к власти в России нового президента и его команды. Поскольку сами результаты продолжающегося постсоветского транзита пока не позволяют говорить о завершённости этого процесса, скорее, наоборот, демонстрируют его перманентность, закономерно усиление внимания к проблеме политической трансформации со стороны отечественной академической науки. Характеристика российского общества как переходного, «промежуточного», переживающего догоняющую, частичную модернизация стала сегодня общепринятой в отечественной науке. Значительное место в поисках ответа на вопросы о характере и перспективах нынешней российской модернизации заняло обращение к историческому опыту стран Западной Европы и Северной Америки, составивших "первую волну". В этих странах процесс "естественной" модернизации охватил все сферы жизнедеятельности общества - экономику, политику, право, культуру, социальные отношения. Усилился интерес и к опыту второй и третьей волн модернизации, включая как дореволюционный, так и постреволюционный опыт самой России. Тем более, что накопленный к настоящему времени опыт трансформации стран прежней социалистической системы весьма противоречив и неоднороден. Возникающие на прежнем социалистическом и советском пространствах политические режимы часто формально отвечают таким минимальным критериям демократии, как всеобщее и равное избирательное право, регулярные выборы и наличие оппозиционных партий, но в то же время не менее часто оказываются 4 далеки от демократий Запада с их приверженностью рыночной экономике и гражданским правам, и свободам. Таким образом, можно сказать, что новое осмысление как исторического, так и современного опыта модерни зации как целостного и закономерного этапа в развитии обществ, переходящих в индустриальную стадию и преобразующихся внутри самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач современной отечественной политической науки. Объект: Современная российская модернизация. Предмет: Причины, механизмы и специфика современной российской модернизации. Целью курсовой является первичное обобщение и анализ тех подходов и интерпретаций модернизационной теории, которые в последние десять лет выявились в отечественной политической науке. Задачи курсовой работы: 1. Выявление особенностей и содержания российской политической модернизации. 2. Понять смысл модернизации страны. 3. Анализ и систематизация интерпретаций исторического опыта росси йской модернизации. 4. Исследование применений модернизационной теории применительно к современному этапу развития России предполагается сделать темой последующих работ. Методы исследования: общенаучные (анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный, абстрагирование, моделирования, и др.); конкретно-научные: социологические (опрос, наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент), статистические (ранжирование, корреляция) и прочие. 5 Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 6 1. Основные цели и направления политической модернизации 1.1 Определение и составляющие. Политическую модернизацию можно определить, как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности1. Однако яинчпсбоединства мнений хдпотносительно движущей нжлодсилы процесса йчонырполитической модернизации зилнав западной политологии не существует. Наиболее инледывобщепризнанной является нжлодпозиция Г. Алмонда и ьяаывнсоЛ. Пая, утверждающих, автсещбочто политическое яицднетразвитие опирается хсечимокэна процесс постоянного совершенствования функций, которые йыензиждолжна выполнять огещюаызявсполитическая система для обеспечения зилнастабильности и эффективности всего социального иртунворганизма. Исходя яаксечровтиз функционального подхода, онимдернизац установили, чтоуниверсальы «изменение системныхвеьма качес тв ирос функций политических институтов включаетнеограичый три процесса: 1) структурную дифференциацию институтовданой политической системыиклыодерп и специализацию их функцийяниротва; 2) возрастание способности политической системы кяимертс мобилизации и выживанию (Л. Пай); йещюянгод 3) тенденцию ктворчесая равноправию. 1 Ильин М.В. «Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости». М., 2011г 7 Рассмотрим подробнее обозначенные Г. Алмондом и Л. Паем процессы, отражающие содержание политической модернизации. Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Чтобы удовлетворить новые экономические и социальные потребности, политическая система должна быстро реагировать на их появление. Это достигается с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функции институтов политической системы. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) выполняет четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры тесно взаимосвязаны и составляют внутренне интегрированную систему. Подобного разделения труда между политическими структурами не существует в политически неразвитых обществах. Обычно все властные и управленческие функции в традиционных обществах сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов2. О способности ещюакинзовполитической системы ичдазк выживанию свидетельствует ее стремление зречк модернизации. Более сложные политические йыензижсистемы обладают автсещбозначительным потенциалом йьертк выживанию, поскольку гонвиткефэрасполагают различными ынжлодформами 2 Мау В. А. Человеческий капитал: вызовы для России // Развитие человеческого капитала: новая социальная политика : сб. науч. ст. / науч. ред. В. А. Мау, Т. Л. Клячко. — М. : ИД «Дело» ; РАНХиГС, 2013. 8 коммуникации и социализации (школа, вузы, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные образцы политического поведения и внушает доверие к власти, поддерживает веру в ее законность и справедливость. Естественно, что традиционные политические системы реализуют свою способность к выживанию не формированием положительной установки на систему, а принуждением, опорой на силу обычаев, традиций, верований. Тенденция к равноправию проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных)на политическое участие различных социальных групп, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов3. Наиболее когдачасто используемый обеспчивающумеханизм политической котрыемодернизации — заимствование (копирование, полархимитация) образцов. Обычно затемвыделяют два доминрваетипа имитации: - имитация алгоритма, чтобыкогда копируется интеграцмеханизм какого- либо ринуждающегопроцесса, включая догняющйего содержание или функциональную поэтмунагрузку (например, процесса взаимодействияюуксечтилоп трех ветвей власти); - имитация результата илианежлорп формы, другими словами, «симуляция» когдаПри дальнейшмэтом, как перы верно отмечают первуюнекоторые видные треьгополитологи, наилучшие результаты с срукаточки зрения решения спобнтьзадач модернизации сущетвюидает имитация итянзалгоритмов. Следует учесть, ешьлобчто имитация акуртсосуществляется не в пустом дешзиорпространстве, а в конкретно-историческом и ьлуткаенсоциокультурном контексте той щбоесвили иной страны инерокупод влиянием гьлоицанациональных традиций. Более гксечилоптого, 3 Медведев Николай Павлович «Модернизация России в условиях мировой глобализации». // Вестник БИСТ н.2 2011г 9 имитационные институты и практики не только изменяются под влиянием традиций, но и перерабатываются под эти традиции. В целом можно утверждать, что происходит взаимовлияние традиций и заимствований и их изменение в ходе этого процесса. Несмотря на точтомодернизацияможетосуществляться различными способами с использованием различных механизмов, можно вы делить универсальные составляющие политической модернизации: создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов; создание современного государства, обладающего суверенитетом; усиление роли государства, расширение сферы действия и усиление роли закона, связывающего государство и граждан; рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов; 10 1.2 Теории политической модернизации Теория политической модернизации начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Эта теория направлена на развитие общества путем последовательности. Причем общества, сосуществуя друг с другом, находятся на разных этапах развития. Теория также стремится учесть все то многообразие обществ, которое сложилось в мире. Большое внимание уделяется не-западному миру. В первую очередь в данной теории выделяют два типа общества: традиционное и современное. Модернизацией называется переход от традиционного общества к современному4. Традиционному обществу, пойещбо теории модернизации, присущиеыноцидарт следующие чертыянвалг: цикличность развитияеыток, авторитарная властьтсещбо, организация социальнойдхбо жизни зависитьтидхорп от религии иовтсечак мифологии, коллективистский характеряанмерво общества, производствомищбо акцентируется наумещяотса насущных потребностях. Что касаетсяяинерз современного обществаыечинарг, то оно вмолец большей степени подномла своим характеристикам противоположноамьсев традиционному: преобладаниеиювтещус инноваций надйлец традициями, поступательноекьлот развитие, значительноетивар 4 Коваленко В.И. Политология: к осмыслению национальных интересов России. – М.: МГУ, 2016 11 выделена персональность, способность производить ради будущего, а не ради насущих потребностей, система власти либерально-демократическая, ориентация на инструментальные ценности. Согласно теории модернизации одни общества все ещё имеют яркие черты традиционных, другие уже перешли в пост-современной (постиндустриальной) фазе. Соответственно не все существующие общества относятся к современным. Освоение современного научно-технического прогресса и утверждение ценностей либерализма в обществе - основное составляющее модернизации. Если рассматривать варианты и пути модернизации, то эта проблема решалась в теоретическом споре между либералами и консерваторами5. Либерализм нжомговорит о таком йоньлискамустройстве общества, сетнокв котором обеспечивается ьтнбопсмаксимум свободы еыноцдартиндивида. Несмотря ыартсна все разнообразие хынметискультур, ценностей, аеспилтрадиций, социальных хесвособенностей, темпов развитиякаждой, по либеральной теориивсех модернизации всегорит общества должныстран прийти кпрохдить схожей модели социальнойуделят системы. В рамкахдоступне этого подходаантиоде известный американскийспобнть политолог Робетнезрлости Даль выдвинулполжитеьнй теорию полиархии. По ищбосвего мнению, мшйеньладв слаборазвитых странах полиархия обеспечивает хынчилзароткрытость политического мотсуплидерства и элит, атсещбовысокую активность теялопывнаселения, что йонади создает политические еыртокпредпосылки и условия дляполитческм реформ. Однако такаяфаз система невозбляемы всегда достигается спротые легкостью для такихеория стран, гдекотрые была «закрытая гегемонияимтаця» и начала строитьсяпроихдят система, дающаяполитческм возможность гражданамполжитеьнй контролировать деятельностьтраицоных власти исоветкм исключающая произвол элитытеори. По мнению Далявзаимоляне, переход квласти 5 Дорожкин Ю.Н. «Актуальные проблемы модернизации политической систем России». // Власть н.10 2012г. 12 полиархии должен быть не резким, а последовательным. Авторитаризм он понимал, как неизбежное установление гегемонии лишь в одной из сил, которые участвуют в политическом диалоге. Это может плачевно сказаться на достижении целей модернизации. Поэтому нужна сильная исполнительная власть, развитое самоуправление на местах и обеспечение взаимной безопасности конкурирующих элит. Роберт Даль «Полиархия. Участие и оппозиция.» 1971г. Помимо либерального направления, выделяют консервативное. С. Хантингтон, один из известных представителей консервативной теории модернизации, подчеркивал, что главная проблема теории модернизации - создание институтов, которые будут эффективно решать проблемы важные для данного общества. Открытость и демократизм в данной ситуации встают уже на второе место. Ученый делает упор на порядок, организованность, авторитарных методах правления. С точки зрения консерватизма модернизации должна проходить в соответствии с особенностями данного общества. Общей слабостью теорий модернизации был дихотомизм, представление о развивающихся обществах как антиподе развитых по всей сумме социально-экономических и культурно- антропологических характеристик. Различие между теми и другими обществами сводилось в ряд противоположностей: аграрные - индустриальные, перераспределяющие ограниченные материальные ресурсы и регламентирующие общественные потребности - ориентированные на неограниченный рост производства и потребностей, авторитарные - либеральные, иерархические - эгалитарные, закрытые - открытые, семейственность (преданность первичной социальной ячейке) - гражданственность (лояльность обществу и государству), «растворенная» (стадная) личность - 13 самостоятельный индивид, конформизм - творческая личность и т.д. Левая часть такого ряда формировала модель «традиционного общества», правая часть - модель «современного общества». Между состояниями «традиционности» и «современности» не было видно никакого исторического пространства: подразумевалось нечто вроде вознесения развивающихся стран из своей первозданности в цивилизованные по мировым стандартам общества. Схема «идеальной» модернизации диктовала полный разрыв государств третьего мира со своим прошлым, отказ от всякой преемственности, полное размежевание с культурной традицией. Сэмюэл Хантингтон «Политический порядок в изменяющихся обществах» 1996г6. В теориимиаця модернизации говоритсяходе о том, чтофазы страны Западарешния прошли повлиянем пути модернизации первымиструка, а в не-западных процесстеоричскм модернизации осуществлялся какнапрвлеи ответ наекотры вызовы Запада. Поэтому всущетю не-западных странах модернизацияспециалзю получается догоняющейкотрые и говорит освбды том, чтобы идтиобеспчня по дороге, котораяструа уже проложеналисета Западом (примером можетговрит служить современнаямотивац Россия). 6 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2015. 14 1.3. Цели и задачи модернизации России Исходя из изложенного выше, цель модернизации России состоит в том, чтобы построить инновационную, сильную страну, способную успешно конкурировать в современном мире, обеспечивающую безопасность и высокий уровень жизни народа. Модернизация в этой связи должна восприниматься как совокупность трех взаимозависящих направлений: первого - подготовки политико-правовых, экономических, технологических и социальных предпосылок для инновационного развития, второго - коренной инновационной модернизации уже существующих инфраструктур и материального производства, и третьего -создания принципиально новых инновационных сфер деятельности. К числу последних относятся, в 15 первую очередь, развитие новых форм взаимоотношений людей и окружающей среды; создание совокупности новых исходных композитных и иных материалов, используемых взамен традиционных металлов, и соответствующих способов их обработки; повсеместный переход к возобновляемым источникам энергии; принципиальное совершенствование и системное внедрение во все сферы жизни (в том числе в систему управления и обратной связи) микроэлектроники и информационных технологий; качественное совершенствование биологических условий существования и деятельности личности. Задачи модернизации России Для достижения цели модернизации страны необходимо решить ряд задач. Они заключаются в том, чтобы, во- первых, построить эффективное государство, обеспечивающего работу закон а, защищающего права и свободы человека, своевременно и успешно решающего возникающие проблемы. Во- вторых, уйти от примитивного сырьевого хозяйства и сформировать инновационную, конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень жизни народа. В-третьих, создать условия для развития общества умных, свободных и ответственных людей. В- четвертых, обеспечить эффективное образование, здравоохранение и науку, доступное и комфортное физическую культуру и, как следствие, сформировать высокое качество человеческого капитала7. 7 Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России : пер. с англ. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 16 2. Содержание политической модернизации 2.1. Стадии политической модернизации Некоторыми исследователями выделяются различные этапы или стадии модернизации. В частности, весьма распространенным в настоящее время является выделение Раннего, Среднего и Зрелого Модерна. 17 Так, М.В. Ильин конструирует идеальную модель модернизации, включающую три ее фазы, специфика содержания каждой из которых обусловлена особым набором функциональных задач. Эта идеальная модель иллюстрируется на примере процесса модернизации стран Западной Европы. Под Ранним Модерном понимается фаза политического развития, включающая в себя становление суверенного национального государства (Nation- State), а также выделение и развитие гражданского общества как зоны, свободной от принуждающего насилия государственной власти. Итогом этой фазы является закрепление позиций государства и гражданского общества в так называемых «конституциях первого порядка» (например, британская неписанная конституция). В период Среднего Модерна происходит дифференциация внутри гражданского общества и государства, что выражается в появлении групп интересов, протопартий, а также разделение властей. Зрелый Модерн характеризуется решением задач, связанных с созданием механизма чередования, сменяемости, легитимации и делегитимации политических курсов и дискурсов. Эти задачи решаются с помощью дальнейшей демократизации, точнее, процесса консолидации демократии, в процессе которой закрепляются институты и механизмы такой соревновате льности (например, институт выборов)8. В целомйчоныр анализ современных концепцийювитсан модернизации, соцазинредомдержания процессаымеялнбзов и выявление его отдельныхиелврпан составляющих этого 8 Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2011. 18 позволяет утверждать, что модернизация (в том числе и политическая) не является движением к какому-либо образцу. Этот процесс имеет многовариативный и альтернативный характер. Поэтому имеющиеся типологии модернизации, а также характеристики отдельных типов и этапов могут рассматриваться только как рабочие варианты, нуждающиеся в дальнейшем уточнении и дополнении. Вместе с тем эти типологии и модели обладают значительной теоретической и эвристической ценностью, так как позволяют выделить некоторые основные элементы модернизации и, таким образом, формируют предпосылки для анализа единичных случаев и сравнения этого процесса в разных странах и регионах, в том числе в России. 2.2 Взаимосвязь политической модернизации и модернизации системы управления Политическая модернизация представляет собой возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам 19 социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы9. Первые концепции теанзирполитической модернизации метазпоявились в 50-60- е йиешнтогоды ХХ в. в США. В исалвто время политическая онвечалпмодернизация понималась итупреимущественно как йсечмнокэисторический процесс, ыметисвключающий реформы, ищбоесвпроизошедшие в Западной яанмервоЕвропе и Северной ьтишерАмерике в XVII- XIX гнбдопвв., а затем ямевраспространившиеся на другие еинтсазоврегионы. В качестве втсечакосновных направлений юувреполитической модернизации рассматривалисьосийк: демократизация политическойзадчи системы потольк западному образцу (централизованное государствоактульных, парламент, многопартийностьсвои, всеобщие выборыближайше), активное сотробщейудничество развивающихся странобщей с государствами Западнойроцеса Европы иполтческг Северной Америки. Особый вкладструкы в разработку теорииявлес модернизации внеслиперносиль работы Г. Алмондагражднско и Дпасивном. Пауэлла «Сравнительная политологияобесчивающу. Подход с позицийхантиго «концепции развитияпактим» (1966), Д. Аптераизменяющхс «Политика модернизациипротивлжн» (1965), С. Липсета «Политический человеккотрые» (1960), Лроцеса. Пая «Аспекты политическогоситемы развития. Аналитическое исследование» (1966), Дсферы. Растоу «Мир наций» (1967), Шобычн. Эйзенштадта «Модернизация: протествозбнляемы и изменение» (1966), С. Хантингтгражднскоона «Политический порядокконструие в меняющихся обществах» (1968) и другиепустом. Во второй половинесамой 80-х годованлиз получает своепредолагт развитие концепциямотивац «модернизации висключащя обход модернити», то есть концепциячтобы политического развитияплачевно, основанного начтобы сохранении социо-культурных 9 Петухов В.В.«Перспективы политической модернизации в России и развитие гражданской активности населения». // Вестник института социологии. 2011г. н.3 20 традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель- Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.). В развитие теории модернизации внесли вклад и ряд российских ученых (М.В. Ильин, Ю.С. Пивоваров, В.И. Пантин, В.В. Лапкин и др.). В настоящее время интерес к теории модернизации возрастает в научных и аналитических кругах в связи с провозглашенным Президентом РФ Д.А. Медведевым курсом на политическую модернизацию. Модернизациясистемы государственногои муниципального управления должна проходить в соответствие с объективными потребностями, которые связаны с обеспечением конкурентоспособности Российской Федерации на международном уровне, а также с учетом тех национальных и традиционных особенностей, ко Большинством ученых, те процессы, которые происходят в России в последние десятилетия, оцениваются неоднозначно. Например, А. Фадин в своей статье, которая носит название «Модернизация через катастрофу говорит о том, что та политическая система, которая существуют в России не подлежит реформам без резких скачков или потрясений. «Ответ» российского социума на модернизационные импульсы, которые идут с верху выражается, как правило, в пассивном сопротивлении новациям и неприятии. Специфика российской модернизации рассматривается также А.Г. Володиным. По его мнению, данная спецификаобосновывается следующими факторами: трансконтинентальным размахом; устойчивостью структуры общественной стратификации и тех социально-институциональных связей, которые ее олицетворяют; стационарностью, которая соответствует политическим структурам в патримониальном государстве, моноцентрический характер этих структур; 21 доминированием со стороны патриархально-коллективистских ориентация в сознании общества и в мотивации социальной активности; наличие слабой выраженности в политической культуре секуляристских ценностей10. Историческое содержание модернизациийцидарт в России можноьонв сформулировать какяануртс нарушение равновесияичдаз между такимийокечсирвэ подсистемами жизнедеятельностинартс общества какьтавируно политические, социальнонарт- институциональные и экономические, вогьерт тот момент, когдастелвя появляется новыестяледу эффективные стимулыйцидарт к развитию обществамтндизерп. В России вогещюаызяс социальном плане всёытобар еще нееыоцидарт оформилась та сила, котораяньаболг могла быавтсещо самостоятельно возглавить процессамехс, связанный смкечтилоп модернизацией. Тот фактйокечтсирвэ, что нынешнийидаф политический классицнуф, который представленьонв как властьюйоньлискам, так еыртоки оппозицией, не способен вывестийбос Россию траекториюядхсиорп устойчивой модернизацииюнкуртс, приводит кйтсонец тому, что обществодреп стоит передокснджарг необходимостью поискамонвиса парадигмы, котораяйцидарт включала выполняетбы в себя стратегию вторйполитического и экономического сущетвюиразвития. Осуществляться сферытакая стратегия оснвыемогла бы по следующим экомичесйнаправлениям: в направлении «осовременивания» и «горизонтальной» интеграции первуюнационально-этнической и социально- экономической онвыеструктур общества, властикоторые являются итеграцнеоднородными; в направлении стимулированиятеашунв экономического ростаежкат и ориентации найычиаргое то, чтобы повыситьзилна жизненный уровеньещюакинзов массовых слоевилец населения, асецорп также на то чтобы внушаетпредупредить и амортизировать различныете конфликты, которые достигаеямогут возникать групв процессе модернизации; ноьв направлении утверждения нарвлеиполитической демократии спобнтив социальной среде, пустомв которой глубокое должнукоренение имеет обепчивающусословно-статусная иерархия, ьвичйотсуюа те группы, 10 Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Едиториал УРСС, 2012 22 которые доминировали ранее, сохраняют концентрацию экономической власти. Согласно мнению Ю.А. Сухарева, перед тем как разрабатывать стратегию процессов по преобразованию в стране, должны быть решены 2 задачи, которые являются концептуальными: должно быть определено содержание современного этапа развития Российской Федерации в историческом процессе, который соответствует социально-политической динамике. За счет этого с максимальной точностью можно определить, в каком узле пересечения внешних и внутренних ритмов в настоящее время находится Россия; Можно сказать, что те перемены, которые происходили и происходят в России представляют собой составную часть глобального процесса, представляют собой специфическое отражение тех переходов и преобразований, которые имеют место быть в мире в целом11. В качестве ориентировинледыв стратегии трансформациицадилснок, которая относитсяумнцидарт к современному российскомуцагетни обществу, можногрток выделить: необходимостьяксатирб создания условиййтсонец для обеспеченияызаф функционирования гражданскогоонвечалп общества; созданиеяварп модели, котораятеянлопыв могла быйещо сбалансировать вопросы, которыенежолзи касаются собственностиамьев и власти, экономикизреч и политики. В даннойсецорп модели государственнаянидаф власть должнаыечинарго занимать доминантныеичаз позиции всецорп системе, которая включаетцаитом в себя хозяйственныеироет связи, должнагкйисор владеть инструментамисор, направленными наюкуртс управление и влияние основнымийксечтилп отраслями экономикиеырток, которые являютсяыботч базовыми. Помимо этогохиертунв, государственная властьяцазинртсе должна такжеыбоч располагать возможностямияироет, которых былоыотч бы достаточно дляумтэоп того, чтобыуотсар 11 Поляков А.В. «Модернизация: сущность, акторы, векторы.» // Теория и практика общественного развития. 2012г. н.2 23 решать задачи, имеющие общенациональный характер. В завершение второй главы курсовой работы, можно сделать следующие выводы. Как правило, эффективной может быть только та модернизация, которая является органичной и учитывает не только цели, в связи с которыми проводятся те или иные реформы, но и определенные особенности того общества в котором она проводится. Органичная модернизация может быть охарактеризована в качестве эволюционного процесса, которые предполагает наличие качественного изменения общества, которое проявляется как результат преимущественно ненасильственного реформирования или воздействия. Такой процесс рассматривает в качестве опоры внутренний потенциал, которым обладает общество. Также при данном процессе учитывается общественная самоорганизация. Как результат этого процесса - появляются новые социальные формы и образцы взаимодействия социальных субъектов. Рассмотренный пример органичной модернизации в Индии показывает, как можно совместить потребности развития и национально-культурные особенности того или иного общества12. Модернизация есьмав России имеет тендциясвою специфику, имтацякоторая определенаконслидацрядом объективных струкыособенностей. Наличие явлетсу России специфических другособенностей может мотивацбыть определена вехследующими факторами: двухтрансконтинентальным размахом; политческмустойчивостью структуры спбнтиобщественной стратификации онкурватьи тех социально- институциональных имтацясвязей, которые слаборзвитыхее олицетворяют; стационарностью, властикоторая соответствует традицоныеполитическим структурам качеств патримониальном государстве, вноьмоноцентрический характер закрытеэтих 12 Категории политической науки : учебник для вузов / А. Ю. Мельвиль [и др.] ; под общ. ред. А. Ю. Мельвиля. — М. : МГИМО (У) ; РОССПЭН, 2012. 24 структур; доминированием со стороны патриархально-коллективистских ориентация в сознании общества и в мотивации социальной активности; наличие слабой выраженности в политической культуре секуляристских ценностей13. 13 Лавров С. В. Внешняя политика России и новое качество геополитической ситуации: [электронный ресурс] / С. В. Лавров //http://www.mid.ru/brp_4.nsf/itogi/BB6FDBCB9CE863B2C325752E0033D0F9 25 Заключение Объединив все, изложенное выше, можно отметить несколько общих для всех перечисленных точек зрения положений. Каждый признает и обосновывает ведущую роль политической, экономической элиты в модернизационном процессе. Начиная с Хантингтона и Растоу и заканчивая Фадиным, никто не допускает возможности модернизации «снизу», без желания, воли, вынужденности правящих кругов. Переход к демократии, означающий коренной сдвиг в сфере организации власти, всегда происходил в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: