VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методология оценки кредитоспособности и факторов на нее влияющих

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007515
Тема: Методология оценки кредитоспособности и факторов на нее влияющих
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	2

	1. Кредитная политика коммерческого банка	4

	2. Методология оценки кредитоспособности и факторов на нее влияющих	10

	3. Зарубежный опыт механизма оценки кредитоспособности заемщиков	27

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	34

	СПИСОК ИСТОЧНИКОВ	36








ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день кредит — это активный и очень значительный «игрок» народно-хозяйственных процессов. С помощью кредитования происходит перелив ресурсов, капитала, создается новая стоимость. Но при определенной конъюнктуре он может играть и отрицательную функцию — скрывать перепроизводство товаров, фактическую ситуацию должников, содействовать обострению экономических и социальных противоречий. 

Кредитная деятельность — один из важнейших, конституирующих само понятие банка признаков.

Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как в последние годы розничный сегмент кредитного рынка являлся одним из динамично развивающихся направлений банковской деятельности в России.

Пик роста кредитования пришёлся на посткризисный 2012 год, когда темпы роста задолженности по потребительским кредитам составляли 44%.

Впоследствии темпы роста кредитования населения замедлялись, упав уже к началу 2015 года до минимальных значений, что обусловлено большим объемом кредитов у заёмщиков, ситуацией с доходами населения, а также ростом процентных ставок на фоне вызванных девальвацией изменений в структуре относительных цен. При этом обострился вопрос «проблемных» кредитов на розничном банковском рынке, возросла доля просроченных потребительских кредитов в кредитных портфелях банков [33].

Рост просрочки по кредитам, ухудшение финансового положения заёмщиков поднимают вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования методов оценки кредитных рисков. Развитие института бюро кредитных историй, накопление статистических данных о потребительском кредитовании, в настоящее время позволяет расширять использование в отечественной практике розничного кредитования зарубежных наработок в данной области в целях приближения к международным стандартам оценки кредитных рисков, что может помочь  качеству кредитных портфелей банков. 

В настоящее время в розничном сегменте кредитного рынка наблюдается «оживление», это связано с понижением ключевой ставки Центрального банка России.

Все это акцентирует внимание на важности налаживания четких и эффективных механизмов кредитного процесса, как для самих банков, так и для экономики в целом. Создание и отработка механизмов можно рассматривать как одну из приоритетных задач, стоящих перед всей банковской системой России.

Это в свою очередь повышает актуальность исследований по вопросам совершенствования методов оценки кредитоспособности заёмщиков, что и предопределило выбор темы работы. 

Целью исследования является анализ существующих в российской банковской практике методов к оценке кредитоспособности физических и юридических лиц. 




1. Кредитная политика коммерческого банка

Кредитная политика - банковский документ, который создается с целью контроля рисков в процессе кредитования и наиболее эффективного размещения ресурсов банка. Кредитная политика должна базироваться на кредитной стратегии банка и определять основные направления работы в части кредитования.

На сегодняшний день перед большинством банков стоит задача стандартизации кредитных процессов и одним из признаков такой стандартизации является наличие формализованной Кредитной политики. Перед тем как приступить к разработке Кредитной политики, необходимо определиться с ответами на следующие вопросы:

- кому предоставлять кредит (определение целевого клиента, целевых/приоритетных для банка отраслей экономики)?

- на каких условиях (перечень продуктов и услуг, которые банк планирует продавать клиентам, сроки кредитования, валюта кредитования)?

- в каких объемах (количество клиентов, которое банк хочет привлечь на кредитование, планируемые объем и качество кредитного портфеля)?

Знание ответов на эти вопросы позволит выработать общую стратегию развития кредитного бизнеса банка.

Основным фактором, определяющим потребность в создании Кредитной политики в банке, является приоритет контроля за кредитными рисками. Здесь следует выделить три ключевых понятия:

1) качественные активы;

2) прибыльные отношения;

3) разумный рост кредитного портфеля.

Качественные активы - такие активы, которые обеспечивают адекватный доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий или условий ведения бизнеса. Качественным кредитом является кредит, который может быть погашен в установленные кредитным соглашением сроки без возникновения проблем или затруднений у заемщика.[16, c. 82]

Наличие залога не является критерием качества актива: последствия кризиса, с которыми сегодня сталкиваются банки, только лишний раз это доказывают.

Прибыльные отношения предполагают, что:

- стоимость кредита будет соответствовать предполагаемой (расчетной) степени кредитного риска;

- политика банка направлена на создание устойчивых, прибыльных для банка отношений с клиентами (как вариант прибыльность можно максимизировать путем перекрестных продаж).

Разумный рост кредитного портфеля означает, что:

- целью банка является долговременный устойчивый рост прибыльности бизнеса. При этом необходимо отметить, что рост не может быть обеспечен без должного качества активов и без достижения оптимального соотношения между доходностью и риском;

- банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Его рост должен контролироваться в целях избежания неприемлемой концентрации риска, например, по отраслям, по заемщику, по территории, по виду и цели и т.д.

Таким образом, наличие/отсутствие Кредитной политики в банке определяет уровень его кредитной культуры. При этом под кредитной культурой понимается такое сочетание факторов, которые формируют кредитную среду, определяющую конкретное кредитное поведение участников кредитного процесса в банке. Кредитная культура охватывает взгляды, философию, организацию и процедуры (политику), относящиеся к процессу кредитования в банке. Развитие (разработка) кредитной культуры в финансовом институте может быть эффективным только в том случае, если она соответствует миссии, целям и задачам организации.

Кредитная политика считается важным индикатором кредитной культуры банка. Она определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. На наш взгляд, это совокупность стратегических и текущих мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения привлеченных средств в кредитные продукты банка в целях обеспечения стабильного роста прибыли и финансовой устойчивости кредитной организации.

Кредитная политика коммерческого банка обычно разрабатывается и совершенствуется всеми сотрудниками банка и утверждается уполномоченным органом (например, собранием акционеров (советом директоров)) или кредитным комитетом. В ней формулируются основные направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники; основные действия лиц, принимающих стратегические решения в области кредитования; принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.

Можно сказать, что кредитная политика банка - это совокупность его кредитной стратегии и кредитной тактики. При этом стратегия определяет основные принципы, приоритеты и цели конкретного банка на кредитном рынке, а тактика - конкретные инструменты, используемые банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса.

О наличии кредитной культуры в банке свидетельствуют:

- отлаженное взаимодействие внутри банка между всеми подразделениями, задействованными в процессе кредитования;

- постоянная работа по подготовке и переподготовке персонала (регулярные тренинги и сертификация менеджеров продаж, риск-менеджеров);

- незначительное число отклонений от Кредитной политики;

- адекватный баланс между качеством кредитов и объемом прибыли;

- приоритет качества, а не объема кредитного портфеля. Качественный рост, а не чистое стремление к увеличению объемов кредитования является определяющим фактором долговременного постоянного успеха;

- сильная и независимая функция кредитного контроля;

- осознание и учет возможности наступления спада в экономике при рассмотрении каждой кредитной сделки;

- ожидание и раннее обнаружение активов, качество которых ухудшается, готовность предпринять комплексные действия, а при необходимости - исключить неприемлемые риски из портфеля;

- осознание каждым кредитным сотрудником своей обязанности действовать в рамках кредитной политики;

- отсутствие (по возможности) "неписаных правил" в кредитном процессе;

- направленность кредитных решений на улучшение кредитной культуры банка;

- рассмотрение кредитных заявок в следующей последовательности: качество, доходность, рост портфеля.[14, c.24.]

Руководству кредитных подразделений банка, так же как и руководству банка, необходимо постоянно отслеживать состояние кредитной культуры. О ее ухудшении свидетельствуют следующие признаки:

- приоритет частных интересов (предоставление кредитов сверх установленных лимитов вразрез с установленными кредитными принципами под давлением заинтересованных сторон);

- невыполнение кредитных принципов (банки предоставляют чрезмерно рискованные кредиты или кредиты на неудовлетворительных условиях с полным осознанием того, что нарушаются кредитные принципы).

Как правило, причинами такого ухудшения кредитной культуры являются:

- личные интересы заинтересованных сторон;

- давление со стороны конкурентов на ключевых рынках банка;

- конфликты личных интересов;

- чрезмерная озабоченность прибылью (стремление получить прибыль перевешивает благоразумие, и банк принимает кредитные решения в надежде, что риски не реализуются или условия погашения не окажутся невыгодными);

- неполнота предоставляемой кредитной информации. Исчерпывающая кредитная информация является единственным достаточно точным инструментом оценки финансового состояния заемщика;

- потеря внимательности, которая часто становится причиной принятия неадекватных кредитных решений.

Потеря внимательности может выражаться следующим образом:

- недостаточный контроль за старыми, хорошо знакомыми заемщиками;

- избыточное доверие к устной информации, а не к надежным и полным финансовым данным;

- оптимистичное толкование известных недостатков заемщика, так как в прошлом они не повлияли на возврат кредита.

К сожалению, многие банки нередко игнорируют тревожные знаки в отношении заемщика, экономики, региона, индустрии или других существенных факторов. Часто негативным образом сказывается и недостаток контроля и мониторинга выданного кредита. Как следствие, банк получает неполную информацию о действиях заемщика на протяжении всего срока кредита. Вследствие этого первоначально надежные кредиты могут трансформироваться в проблемные или убыточные.

Кроме того, служащие подразделений продаж/кредитного анализа/риск-менеджмента могут не обладать достаточными профессиональными навыками для того, чтобы проанализировать финансовые отчеты, а также получить и оценить любую другую необходимую информацию.[16, c. 84]

Также критично сказывается неправильное определение рисков, в частности, нередко возникают проблемы:

- с кредитами на создание нового предприятия, в котором доля капитала, финансируемая банком, значительно превышает инвестиции самих владельцев предприятия;

- с кредитами, выданными на основании предположения о благополучном завершении торговой операции (в частности, спекуляции), а не платежеспособности заемщика;

- с кредитами компаниям, работающим в экономически неблагополучных регионах или отраслях;

- с кредитами, обеспеченными залогом с сомнительной ликвидационной стоимостью (AssetBasedlending) или не гарантирующим наличия необходимого запаса прочности.

Основной целью кредитной политики банка является обеспечение максимальной эффективности деятельности банка, доходности и снижения кредитных рисков.

Приоритетные задачи кредитной политики:

- защита интересов банка, его акционеров, собственников, кредиторов, инвесторов и клиентов;

- высокодоходное размещение пассивов (в т.ч. привлеченных вкладов и депозитов) банка в кредитные продукты при одновременном поддержании определенного уровня качества кредитного портфеля банка;

- снижение реализации кредитных рисков (минимизация их проявления);

- соблюдение соответствия ценовых условий кредитной сделки (платежи по процентам, комиссии) уровню кредитного риска, а также уровню, обеспечивающему конкурентоспособность кредитных продуктов банка на рынке банковских услуг;

- надлежащее управление кредитными рисками в соответствии с требованиями Банка России, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, передовой международной банковской практики;

- исключение конфликтов интересов между банком и его клиентами, а также между клиентами банка;

- соблюдение сотрудниками банка законодательства, нормативных документов Банка России и стандартов профессиональной деятельности;

- выработка единого подхода к операциям кредитования, особенно в случае наличия филиальной сети у кредитной организации.


2. Методология оценки кредитоспособности и факторов на нее влияющих

Кредитоспособность как сформулированное определение использовалось с XVIII–XIX вв. такими общеизвестными учеными, как А. Смит, Д. Кейнс, Н. Бунге и В. Косинский. Ядром для появления кредитных операций, как в отечественной, так и в мировой истории являлось ростовщичество, а основными критериями кредитоспособности были репутация клиента, размер имения, предоставляемого в качестве залога, количество крепостных крестьян.

Развитие современной банковской системы происходит в условиях постоянно растущей конкуренции на рынке банковских услуг, поэтому банки пытаются увеличить спектр предоставляемых кредитных услуг и различных условий кредитования. 

Новые продукты расширяют рынок банковских услуг, но это не влияет на степень надежности клиентов, поэтому банки пытаются привлечь наиболее платёжеспособных клиентов для снижения кредитных рисков и получения наибольших доходов. 

Однако, финансовый кризис затронул всю банковскую систему России, в банковском секторе он проявился в снижении ликвидности многих коммерческих банков, что привело к снижению объема кредитования своих клиентов. 

Кредитование заёмщиков позволяет коммерческим банкам наращивать свои доходы за короткий период времени, но кредитование всегда связано с риском несвоевременного погашения кредита, поэтому оценка кредитоспособности заёмщика  ориентирована не только на текущую платёжеспособность, но и прогнозирование финансового состояния заёмщика.

Процесс анализа кредита заключается в определении цели финансирования, источника погашения кредита, оценки рисков, присущих данной организации, которые могут затруднить процесс погашения кредита.

На сегодняшний день блок розничного кредитования физических и юридических лиц во многих банках вновь набирает обороты (см. рисунок 1).



                  Динамика предоставленных кредитов на 01.10.2016 г., млн.руб. 

Банк России рекомендует каждому коммерческому банку разработать свою собственную систему показателей финансовой деятельности заёмщиков. Методика проведения оценки финансового состояния заёмщиков оформляется отдельным положением и утверждается правлением коммерческого банка. 

Каждый коммерческий банк должен использовать современные и точные методы и инструменты оценки кредитоспособности заёмщика. От правильного определения кредитоспособности заёмщика зависят возможные риски банка, качество кредитного портфеля, а также полученные доходы банка. Поэтому те методы оценки кредитоспособности, которые используются банками, не должны приводить к ошибкам, соответственно не должно возникать ситуаций, когда банками выдаются кредиты недобросовестным заёмщикам, не способным вернуть заемные средства.

В Российской Федерации понятие и методы оценки кредитоспособности никак не регулируются законодательно. При этом анализ литературных источников позволяет в целом определить кредитоспособность заёмщика банка как его способность к получению кредита, а также, одновременно, возможность в полном объеме и в срок рассчитаться по основному долгу и процентам с банком-кредитором.

Такой точки зрения, относительно кредитоспособности придерживаются, в частности, Колесников В.И. и Кроливецкая Л.П., которые под кредитоспособностью понимают «… наличие у заёмщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок» [10], а также Баканов М.И. и Шеремет А.Д., которые определяют кредитоспособность как «… состояние финансового положения предприятия, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить» [19]. Аналогичный подход использует Е.Б. Ширинская, которая под кредитоспособностью понимает «…наличие предпосылок для получения кредита и способность возвратить его»[19]. 

При этом необходимо отметить, что многие авторы, определяя кредитоспособность, рассматривают ее только с точки зрения способности заёмщика к заключению кредитной сделки или только с позиций возможности в срок и в полном объеме рассчитываться по обязательствам перед банком. 

Первый подход используют, например, Жариков В.В., Жарикова М.В. и Евсейчев А.И., которые считают, что кредитоспособность это «… способность к совершению сделки по предоставлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, способность к совершению кредитной сделки» [17], а также О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко которые под кредитоспособностью заёмщика понимают его «способность к совершению сделки по представлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредитной сделки» [6, c. 39]. 

К этой же группе, вероятно, следует отнести и понятие кредитоспособности, сформулированное Г.М. Кирисюк: «Сущность категории «кредитоспособность» представляет собой то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заёмщика, исходя из оценки которого банк принимает решение о начале (развитии) или прекращении кредитных отношений с заёмщиком» [12]. 

Примером использования второго подхода являются определения Тавасиева А.М., который рассматривает кредитоспособность как «… способность и готовность лица своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги» [11], Пожидаевой Т.А., которая определяет кредитоспособность заёмщика как «… способность в установленные сроки и полностью рассчитываться с кредитодателями по полученным краткосрочным и долгосрочным ссудам», Афанасьева Э.В. и Ярощенко В.Н., по мнению которых «кредитоспособность означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам» [5]. 

Оценка кредитоспособности заёмщика для банка является одним из методов регулирования рисков банковской деятельности и, в частности – кредитного риска. Поскольку риск по своей природе есть вероятностное, а не свершившееся событие, то кредитоспособность заёмщика, по мнению автора настоящего исследования, следует рассматривать как оценку будущих событий, прогноз поведения заёмщика в отношении выполнения обязательств по кредиту, основанный на текущем положении вещей.

Кредитоспособность клиента коммерческого банка - способность заёмщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Кредитоспособность заёмщика в отличие от его платёжеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:

Характер клиента;

Способность заимствовать средства;

Способность зарабатывать средства для погашения долга;

Капитал;

Обеспечение кредита;

Условия, в которых совершается кредитная операция;

Контроль (законодательная основа деятельности заёмщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается под воздействием таких факторов, как длительность его работы в данной сфере, соответствие экономических показателей среднеотраслевым, кредитная история, репутация в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). 

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, т.е. наличие определенных полномочий у представителя организации, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заёмщика — у физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности). 

Существует и другая позиция, когда кредитоспособность связывают со степенью вложения капитала в недвижимость. Это хотя и представляет собой форму защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, не может быть основным признаком кредитоспособности заёмщика. Дело в том, что для перевода недвижимости в денежные средства требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заёмщика, его денежные потоки.

Критерии и показатели оценки кредитоспособности заёмщика во многом определяются экономическими особенностями развития общества.

В современных условиях, состояние рынка кредитных услуг, не предполагает принятия поспешных решений по вопросу предоставления кредитов клиентам банка, так как при проведении кредитных операций банки получают довольно хороший доход в виде процентов, полученные проценты занимают наибольший удельный вес в общем объеме полученных доходов банка.

Целью анализа кредитоспособности заёмщика является определение способности и готовности заёмщика вернуть запрашиваемую сумму кредита, в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен для каждого заёмщика в отдельности определить степень риска, который готов взять на себя, а также размер кредита, который может быть предоставлен клиенту. Поэтому факторы, которые анализируются при оценке кредитоспособности заёмщика, являются основной базой для формирования кредитного портфеля банка, которое зависит от выбранного метода анализа кредитоспособности клиентов. 

Задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении:

Способности заёмщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде;

Степени риска, который банк готов на себя взять;

Размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах; 

Условий его предоставления. 

Кредитоспособность – это способность и желание заёмщика своевременно вернуть основной долг по кредиту и уплатить проценты в установленные сроки.

Платёжеспособность является более широким понятием по отношению к кредитоспособности и означает возможность предприятия полностью и в установленный срок оплатить все свои долговые обязательства перед кредиторами.

 Задачи, которые решаются в процессе анализа и оценки кредитоспособности:

Сбор, накопление и группировка исходной информации;

Выбор методики проведения экспертизы исходной информации для анализа и оценки кредитоспособности потенциального заёмщика;

Уточнение критериев анализа и оценки кредитоспособности потенциального заёмщика;

Формирование результатов экспертизы исходной информации о заёмщике, их качественная оценка;

Подготовка отчёта об оценки кредитоспособности потенциального заёмщика и проекта решения о целесообразности предоставления кредита (об отказе в выдаче кредита). 

В качестве исходных данных для анализа кредитоспособности заёмщика используется следующая информация, [20]:

		предоставленная банку самим заёмщиком; 

		имеющаяся непосредственно у банка; 

		содержащаяся во внешних источниках информации. 

Изучение исходной информации в процессе анализа и оценки кредитоспособности заёмщика банк проводит, как правило, с двух сторон:

? юридической (правовой);

? экономической (финансовой или бухгалтерской).

		юридической точки зрения необходимо проанализировать и оценить правовую способность потенциального заёмщика (организации) к совершению кредитной сделки. Для подтверждения своей правоспособности заёмщик представляет банку соответствующие документы. 

С экономической точки зрения для оценки кредитоспособности заёмщика необходимо выявить факторы и условия, при которых он будет не в состоянии в полном объёме и в надлежащий срок оплатить свой долг по кредиту. 

Источниками информации об экономической стороне кредитоспособности заёмщика могут служить: 

? сведения, полученные в процессе проведения переговоров с потенциальным заёмщиком; 

? сведения, полученные в процессе проведения инспекции по месту деятельности потенциального заёмщика; 

? финансовая (бухгалтерская) отчётность за последние несколько лет, предоставленная потенциальным заёмщиком;

? данные о поступлении и расходовании денежных средств по расчётным счетам, открытым заёмщиком в банке-кредиторе, накопленные самим банком;

? информация, полученная банком из внешних источников (бюро кредитных историй, средств массовой информации, и других организаций).

Оценка кредитоспособности заёмщика осуществляется кредитными экспертами банка на основе тщательного анализа всей информации об экономической стороне деятельности заёмщика. 

Для анализа кредитоспособности используется различная внутренняя и внешняя информация.

К внутренней информации можно отнести: учредительные документы; юридические документы, отражающие взаимоотношения с инвесторами, вкладчиками, поставщиками, покупателями, кредиторами, заёмщиками; статистическую отчетность; акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок; бизнес-планы и технико-экономические обоснования; первичные документы, отражающие состав и оценку основных фондов и оборотных активов, хозяйственные операции, движение денежных средств; проектно-сметную документацию; данные аналитического учета; данные о личном составе персонала организации; бухгалтерскую отчетность.

В настоящее время в соответствии  законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ года в состав годовой бухгалтерской отчетности включают: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах;  отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств; пояснительную записку к балансу; итоговая часть аудиторского заключения (для организаций с обязательным аудиторским контролем) [3].

Внешняя информация поступает из источников, находящихся вне организации, к такой информации относятся:

Сведения из других кредитных учреждений о хозяйствующем субъекте — потенциальном заёмщике;

Информация из бюро кредитных историй;

Политическая информация, затрагивающая экономические сферы;

Информация о состоянии и перспективах развития различных отраслей, ставках по кредитам в кредитных учреждениях, перспективах изменения курсов валют;

Данные о хозяйствующих субъектах, непосредственно связанные с деятельностью потенциального заёмщика (поставщики, покупатели, инвесторы, кредиторы) и влияющих на эту деятельность;

Сведения о деловой репутации заёмщика, а также новых и личных качествах топ-менеджмента организации.

В процессе такого анализа целью является решение следующих задач:

?  выяснение способности клиента своевременно и в полном объёме погасить задолженность по полученному кредиту;

? установление степени риска, который берет на себя банк, предоставляя данный кредит;

?  расчёт суммы кредита, которую банк может предоставить;

? определение условий предоставления данного кредита заёмщику.

Способность заёмщика своевременно и в полном объёме погасить задолженность по полученной ссуде и уплачивать проценты по кредиту выясняется посредством расчёта показателей, характеризующих его платёжеспособность на определённую дату, и составления прогноза финансовой устойчивости заёмщика на определённую перспективу.

Таким образом, обоснованная оценка кредитоспособности и финансовой устойчивости заёмщика даёт возможность банку определить степень риска, который он берёт на себя, предоставляя клиенту данный кредит, и заранее спрогнозировать денежные потоки поступающих процентов и погашений выданных ссуд.

При оформлении любого кредита все банки или иные финансовые компании всегда проводят оценку кредитоспособности заёмщика. Это важный момент, без которого не обходится ни одна заявка на получение кредита. Банк анализирует клиента по различным параметрам и принимает решение относительно того можно ли клиенту выдать кредит и какой лимит кредитования для него оптимален.

Единого эталона оценки кредитоспособности нет, каждый банк сам определяет важные для себя критерии и методы проведения анализа. Кто-то использует специальные программы с математическими формулами, кто-то обладает специальным отделом, где заявки рассматриваются реальными людьми. В любом случае всё сводится к тому, что банк определяет конкретные критерии, которым должен соответствовать потенциальный заёмщик для получения одобрения.

Методы анализа кредитоспособности заёмщика в целом и кредитоспособности заёмщика – физического лица, в частности, классифицируются в экономической литературе различным образом. 

Лаврушин О.И. [7, с. 69] сводит совокупность методов оценки кредитоспособности заёмщиков к построению интегрированных показателей рейтинговой оценки различных критериев кредитоспособности, которые, по его мнению, при всем разнообразии отражают, в целом, финансовое состояние и репутацию заёмщика. При этом в рамках построения таких рейтингов он выделяет три основных способа моделирования уровня кредитоспособности заёмщика: 

- модели, основанные на статистических моделях (методах); 

- модели ограниченной экспертной оценки; 

- модели непосредственно экспертной оценки.

Рудой Н. [31], рассматривая вопросы автоматизации систем оценки кредитоспособности в банках, использует несколько иную классификацию, в рамках которой делит методы оценки кредитоспособности на две категории:  

-  классификационные методики; 

- методики, основанные на применении экономико-математических методов формализованной оценки кредитоспособности, которые, в свою очередь, делятся на рейтинговые, прогнозные и матричные; 

- методы комплексного анализа кредитоспособности – методики, которые опираются на общий анализ совокупности факторов, не всегда сопровождающийся формализованными расчётами.

Логинов Д.В. [14, с.75], а также Ворошилов И.В. и Сурина И.В. [12],  рассматривают три группы методов оценки кредитоспособности, разделяя их применение по направлениям кредитования: 

- скоринговые модели – по мнению авторов, применяются в экспресс - кредитовании; 

- анализ платёжеспособности клиента – привязывается к кредитованию на неотложные нужны и осуществляется экспертным методом; 

- андеррайтинг – в интерпретации авторов представляет собой анализ вероятности погашения кредита и относится к оценке кредитоспособности при оформлении ипотечных кредитов.

Успешная концепция банковских действий с обширной клиентурой способна и обязана содействовать мобилизации внутренних сбережений. 

Кредитование корпоративной клиентуры банков формируется весьма стремительными темпами,  при этом пред банковским сектором возникает несколько трудностей. 

Самая важная – предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный возврат кредита, снизить риск просрочки.

Разрешением данной проблемы является разработка качественной и эффективной оценки кредитоспособности заёмщика. 

На сегодняшний день  в банковской практике нет единой стандартной системы оценки кредитоспособности. В различных странах кредитными учреждениями используются абсолютно разные показатели оценки кредитоспособности клиента. Такой спектр подходов можно объяснить разным уровнем доверия к качественным и количественным методам при оценке способности погасить обязательства, а также индивидуальными особенностями и сложившейся практикой кредитования.

Цель оценки кредитоспособности предприятия – это определение вероятности риска банкротства потенциального заёмщика. 

Анализ кредитоспособности предприятия кредитные организации проводят в несколько этапов:

1. Собирают и анализируют информацию о финансовом состоянии потенциального клиента, его деловой репутации, положении на финансовом и товарном рынке; о дееспособности заёмщика;

2. Рассчитывают ключевые показатели финансового состояния предприятия: платёжеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость.

3. Проводят оценку кредитной истории и обеспечения кредита.

К основным методикам оценки кредитоспособности предприятий, применяемых современниками, без отраслевого фактора можно отнести:

- классическая методика рейтинговой оценки платёжеспособности предприятия [14, с. 489];

- методика, основанная на расчёте синтетического коэффициента кредитоспособности Е.В. Неволиной [12];

- методика анализа денежных потоков [5, с. 169]; 

- методика, рекомендуемая Центральным банком России [6, с. 296]; 

- комплексная методика оценки кредитоспособности, основанная на методике арбитражных управляющих.

Анализ ликвидности баланса демонстрирует возможности предприятия перекрыть различные виды обязательств соответствующими ликвидными активами. В таблице 1 представлена классификация активов предприятий по степени ликвидности.

Баланс предприятия будет ликвидным только при выполнении следующих четырех неравенств:

А1 > П1 – предприятие в состоянии покрыть наиболее срочные пассивы высоколиквидными активами;

А2    > П2 – предприятие имеет возможность покрыть среднесрочные обязательства быстрореализуемыми активами;

А3 > П3 – предприятия может рассчитаться по долгосрочным обязательствам с помощью медленно реализуемых активов;

А4  < П4 – предприятие имеет достаточный собственный капитал, который идет на формирование как оборотных, так и внеоборотных активов;

Далее определяются показатели оборачиваемости. Они показывают степень эффективности использования ресурсов экономическим субъектом. Более высокая скорость оборачиваемости всех видов активов предприятия свидетельствует об их более эффективном использовании. Для этого рассчитываются коэ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44