- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методологические подходы к организации программ волонтерской деятельности старшеклассников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002951 |
Тема: | Методологические подходы к организации программ волонтерской деятельности старшеклассников |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Педагогический институт Кафедра психолого-педагогического и социального образования ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой _____________ /__________________ подпись расшифровка подписи «___» ____________ 2017г. Иванова Анастасия Сергеевна ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Магистерская диссертация Студент 2 курса направления подготовки 39.04.02 Социальная работа очной формы обучения Научный руководитель д.п.н., доцент Курилович Надежда Васильевна Тамбов-2017 РЕФЕРАТ Иванова А. С. Организация программ волонтерской деятельности старшеклассников как направление социальной работы: магистерская диссертация по направлению 39.04.02 – Социальная работа; наименование магистерской программы - «Организация и управление в социальной работе» / Иванова Анастасия Сергеевна; Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р.Державина.- Тамбов, 2017.- 123 страницы, 10 рисунков, 2 таблицы, 9 приложений, 60 использованных источников. Ключевые слова: организация, программа, волонтерская деятельность, программа волонтерской деятельности старшеклассников, старшеклассники, социальная работа, направления социальной работы. Тема магистерского исследования: организация программ волонтерской деятельности старшеклассников как направление социальной работы. Объект исследования: процесс организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы. Предмет исследования: волонтерская деятельность старшеклассников как направление социальной работы. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы. Гипотеза исследования: Процесс организации волонтерской деятельности старшеклассников как направление социальной работы будет эффективен, если: - определены характеристики и содержание процесса организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; - спроектирована и реализована модель организации волонтерской деятельности старшеклассников; - выявлены и подобраны критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику развития организации волонтерской деятельности старшеклассников, а также ведущие методы. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы в исследовании были определены следующие задачи: 1.Определить сущность и особенности организации волонтерской деятельности старшеклассников; 2.Описать процесс организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; 3.Разработать и апробировать модель организации волонтерской деятельности старшеклассников; 4.Выявить и подобрать критерии, показатели и уровни организации волонтерской деятельности старшеклассников; 5. Разработать практические рекомендации по организации волонтерской деятельности старшеклассников. Научная новизна исследования состоит в следующем: - Разработана и апробирована модель организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; объединяющая концептуальный, содержательно-методический, процессуальный и критериально-результативный блоки. - Выделены критерии, показатели и уровни организации волонтерской деятельности старшеклассников как направление социальной работы, позволяющие осуществить диагностику результативности организации в условиях образовательного учреждения. - Разработана авторская программа «Знай наших» как компонент модели организации программ волонтерской деятельности старшеклассников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты дополняют теорию и методику организации социальной работы со старшеклассниками в рамках образовательного учреждения. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при организации социальной работы в рамках образовательного учреждения, а также при организации молодежного движения. Ценность для практики социальной работы имеет разработанная авторская программа «Знай наших» в совокупности с подготовленными рекомендациями по организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы, которая может найти применение в организациях, осуществляющих социальную работу с молодежными объединениями. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 6 ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1.Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности……………………………………………………………………... 13 1.2.Методологические подходы к организации программ волонтерской деятельности старшеклассников……………………………………………… 21 1.3.Модель организации программ волонтерской деятельности старшеклассников……………………………………………………………… 31 Выводы по первой главе ……………………………………………………….50 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1 Базовые условия организации программ волонтерской деятельности старшеклассников………………………………………………………………. 51 2.2 Особенности программы обучения старшеклассников основам волонтерской деятельности «Знай наших»…………………………………… 58 2.3 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по реализации программы «Знай наших»…………………………………………………… 65 Выводы по второй главе …………………………………………………….. 75 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 79 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 84 ВВЕДЕНИЕ Политические и социально - экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию подрастающего поколения. В последние десятилетия в обществе произошли серьезные изменения, которые наложили отпечаток и на социальное положение жителей нашей страны: падение жизненного уровня большинства семей, резкая дифференциация доходов различных слоев населения способствует массовому обнищанию. Вследствие этого происходит дезорганизация жизни людей, разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции семейного уклада, усиливает негативное влияние на личность поток информации из СМИ, непосредственное окружение (друзья, соседи, родственники), таким образом меняется представление ребенка о социальных нормах. Первоочередным приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новейшим творческим мыслям [31]. Ушедшие в прошлое прежние формы организации досуга учащихся и изменившаяся ситуация в стране требуют появления новых методов и программ вовлечения в социально-полезную деятельность. Проблема организации программ волонтерской деятельности старшеклассников является значимой для всего российского общества и государства в целом, а в современных условиях она приобретает особую актуальность. Данная проблема обусловлена рядом причин, с одной стороны это расслоение общества, рост девиаций, а также изменение нравственных ориентиров среди молодых людей, а с другой стороны социальная ситуация, которая стимулирует развитие социально-активной и творчески развитой личности современного молодого человека. Сегодня молодежь имеет огромный потенциал для социальных перемен в жизни не только общества, но и государства в целом [11,с.25]. Проблемы волонтерской деятельности среди молодежи изучались многими авторами с различных точек зрения специфика волонтерской деятельности подростков и молодежи изучалась Н.А.Агеевой, Л.Ф.Козодаевой, Г.В.Олениной; проблема включенности волонтерства в социальную работу исследовалась Л.В.Вандышевой, И.А.Степановой, А.А.Клепиковой, разработке проблемы развития социальной активности, гражданского и социального участия, технологизации управления на разных уровнях посвящены работы В.И. Патрушева, А.И.Пригожина, Ж.Т.Тощенко, А.В.Тихонова, педагогические аспекты волонтерской деятельности рассматривали Л.И.Сикорская,Н.В.Тарасова. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между общественной потребностью в организации волонтерской деятельности старшеклассников, социально-педагогическим потенциалом волонтерской деятельности и недостаточностью научного обоснования теоретического и технологического аспектов данного процесса. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы. Объект исследования: процесс организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы. Предмет исследования: волонтерская деятельность старшеклассников как направление социальной работы. Гипотеза исследования: Процесс организации волонтерской деятельности старшеклассников как направление социальной работы будет эффективен, если: - определены характеристики и содержание процесса организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; - спроектирована и реализована модель организации программ волонтерской деятельности старшеклассников; - выявлены и подобраны критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику развития организации программ волонтерской деятельности старшеклассников, а также ведущие методы. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы в исследовании были определены следующие задачи: 1.Определить сущность и особенности организации волонтерской деятельности старшеклассников; 2.Описать процесс организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; 3. Разработать и апробировать модель организации программ волонтерской деятельности старшеклассников; 4. Выявить и подобрать критерии, показатели и уровни организации программ волонтерской деятельности старшеклассников; 5. Разработать практические рекомендации по организации программ волонтерской деятельности старшеклассников. Методологическую основу исследования составляют: * на общефилософском уровне – принципы диалектического подхода, общефилософские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности процессов и явлений социальной сферы. * на уровне общенаучной методологии являются системный (Э.Г.Юдин, А.Н Аверьянов, В.И Садовский и др.) и деятельностный (М.В.Демин, А.И. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.) подходы; * на уровне частнонаучной методологии – технологический (Г.К. Селевко , В.П. Беспалько, В.В. Гузеева и др.) и личностно-ориентированный (Е.В.Бондаревская, И.С. Якиманская и др.) подходы. Теоретической основой исследования являются: ведущие положения теории социальной работы (П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Юзефавичус Т.А. и др.); разработки в области содержания и технологии организации социальной работы (И.Г.Зайнышев, Н.Ф.Басов, В.И.Курбатов и др.); специфика волонтерской деятельности подростков и молодежи (Н.А.Агеева, Л.Ф.Козодаева, Г.В.Оленина и др.); проблема включенности волонтерства в социальную работу (Л.В.Вандышева, И.А.Степанова, А.А.Клепикова и др.); разработка проблемы развития социальной активности, гражданского и социального участия, технологизации управления на разных уровнях (В.И. Патрушев, А.И.Пригожин, Ж.Т.Тощенко, А.В.Тихонов и др.); педагогические аспекты волонтерской деятельности (Л.И.Сикорская,Н.В.Тарасова и др.). Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение при изучении философской, науковедческой, социологической, психологической, педагогической и методической литературы, учебников, учебных пособий, выполненных ранее диссертационных исследований; моделирование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, картографирование, обобщение практического опыта, экспертиза, опытно-экспериментальная работа. Математические методы исследования: статистическая обработка данных. Организация и этапы исследования: Исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» г.Котовска Тамбовской области. Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе в рамках исследования была изучена научная литература по социальной работе, философии, менеджменту, педагогике и социальной педагогике; обобщение опыта по организации социальной работы с молодежью в рамках образовательного учреждения; определение теоретико-методологических основ исследования; разработка научного аппарата и подбор методов исследования. На втором этапе были сформулированы основные положения, раскрывающие теоретические основы организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; для отслеживания успешности данного процесса были подобраны критерии и показатели волонтерской деятельности старшеклассников. Осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробации модели организации программ волонтерской деятельности старшеклассников в условиях образовательного учреждения. На третьем этапе производилась систематизация и обобщение результатов теоретических изысканий, обработка полученных данных в ходе экспериментальной работы, формулирование выводов по исследовательской работе. Результаты исследования оформлены в виде магистерской диссертации. Достоверность научных результатов обеспечивалась: опорой на разнообразные источники научной информации и обобщенный передовой опыт образовательных учреждений; теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций; использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам магистерского исследования. Научная новизна исследования состоит в следующем: - Разработана и апробирована модель организации волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы; объединяющая концептуальный, содержательно-методический, процессуальный и критериально-результативный блоки. - Разработаны критерии, показатели и уровни организации волонтерской деятельности старшеклассников как направление социальной работы, позволяющие осуществить диагностику результативности организации в условиях образовательного учреждения. - Выделены базовые условия организации программ волонтерской деятельности старшеклассников; - Разработана авторская программа «Знай наших» как компонент модели организации программ волонтерской деятельности старшеклассников. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при организации социальной работы в рамках образовательного учреждения, а также при организации молодежного движения. Ценность для практики социальной работы имеет разработанная авторская программа «Знай наших» в совокупности с подготовленными рекомендациями по организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы, которая может найти применение в организациях, осуществляющих социальную работу с молодежными объединениями. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выдвигаемые в научном исследовании и его результаты обсуждались на научно-методологических семинарах кафедры социально-педагогического образования (2015-2016 гг.) и кафедры психолого-педагогического и социального образования (2016-2017 гг.) ТГУ им. Г.Р. Державина. Основные идеи и результаты исследования докладывались на конференциях и нашли свое отражение в выступлениях и публикациях по теме диссертационного исследования: Международная научно-практическая конференция «Гражданское и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы» (г.Тамбов, 24-25 ноября 2015г.): Программы волонтерской деятельности молодежи: виды и технологии организации. Публикации в сборниках: Социальная активность как основа волонтерской деятельности старшеклассников // Вестник современных исследований.- Омск: Научный центр «Орка», 2016.-191с. (С.59-63). Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XLV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2017 - № 5(44) Положения, выносимые на защиту 1. Организация программ волонтерской деятельности старшеклассников – это совокупность общественно-полезных мероприятий, направленных на решение социальных проблем с участием волонтеров в лице старшеклассников. 2. Модель организации волонтерской деятельности старшеклассников отражает взаимосвязь и взаимообусловленность следующих блоков: концептуальный, содержательно-методологический, процессуальный, критериально-результативный. 3. Условия организации программ волонтерской деятельности старшеклассников. 4. Критерии и показатели организации программ волонтерской деятельности старшеклассников. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1. Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности История современной России не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Современное развитие волонтерское движение получило в связи с увеличением социальных проблем населения, в решении которых волонтеры стали незаменимыми. Наиболее успешно волонтерская деятельность реализуется в молодежной среде, а особое внимание уделяется волонтерскому движению среди школьников, поскольку оно является одной из удобных форм организации, активизации и самореализации молодежи [2,С.43]. У разных исследователей понятие «волонтерская деятельность» трактуется по-разному. С позиции П.Д. Павленка волонтерство является добровольным принятием обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами, оказывающимся в сложных жизненных ситуациях[33,c.492]. Синонимом волонтерства является слово «добровольчество» поэтому часто в нашей стране наряду с волонтерской деятельностью применяется словосочетание добровольческая деятельность. Так в проекте федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» определены основные термины нашего исследования: добровольчество (волонтерство), добровольческая (волонтерская) деятельность и добровольческая (волонтерская) программа. В статье 2 проекта федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» определено: 1) Добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера); 2) Добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат); 3) Добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров)[38]. В основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года определено понятие молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности которая является добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения затрат, связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности) [31] Для достижения эффективности исследуемого процесса необходимо учитывать его организацию. При решении социальных проблем в социальной работе вся деятельность строится на организационных процессах, всегда системных по своей структуре и связям, связанных с управлением. Система управления – организационная система, которая состоит из двух подсистем, которые представляют субъект и объект управления, прямых и обратных связей между ними [19,c.22]. Согласно Пригожину А.И., одним из смыслов понятия «организация» является разновидность социальной системы, которая объединяет людей, которые совместно реализуют некоторую общую цель и действуют на основе определенных принципов и правил. То есть такое понимание организации позволяет рассматривать ее субъекта, который обеспечивает формирование у старшеклассников осознания к волонтерской деятельности, а в нашем случае этим субъектом будет являться образовательное учреждение [37, с.35]. По мнению А.И.Панова организация представляет единство структуры и реализуемых ею функций. Она отражает упорядоченность, согласованность в пространстве и времени проявления функций. Формой проявления организации является программа функционирования (правила распределения функций, уровни управления, ресурсные потоки). Организация учитывает факторы и условия деятельности (жизнедеятельности) системы. Уровень организации определяется качеством программ функционирования и развития системы [34,С.14]. Анализируя теорию социального менеджмента понятие «организация» рассматривается в различных аспектах, это управленческая технология, технология социального менеджмента, а также деятельность, которая обеспечивает эффективность конкретной системы, а в нашем случае это программа волонтерской деятельности старшеклассников. Проанализировав данные нами понятия, мы попытались дать определение: организация программ волонтерской деятельности старшеклассников – это совокупность общественно-полезных мероприятий, направленных на решение социальных проблем с участием волонтеров в лице старшеклассников. Волонтерская деятельность старшеклассников изучается с различных позиций: как социальная активность, развитие личностных качеств, а также как способ самореализации, что послужило предпосылками к разработке критериев и показателей исследуемого процесса. Добровольческая деятельность детей и молодёжи (молодёжное добровольчество) является эффективным методом формирования и развития их знаний и жизненных навыков, социализации, самореализации и самоактуализации молодёжи. Соответствующим образом организованная добровольческая деятельность на всех уровнях и стадиях обучения создаёт условия для активного участия подростков и молодёжи в жизни общества. Международный и российский опыт подтверждают, что развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях полностью отвечает приоритетным направлениям государственной молодёжной политики и политики образования и нацелено на их реализацию. Общей целью поддержки и развития молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях является содействие реализации приоритетных направлений государственной молодёжной политики и политики образования, к числу которых относятся: • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи; • развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны; • вовлечение молодёжи в социальную практику. Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях базируется на основополагающих положениях о том, что молодёжное добровольчество является способом: • личностного, лидерского и карьерного роста молодёжи; • патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания молодёжи; • приобретения новых знаний и навыков; • совершенствования профессиональных компетенций; • формирования здорового образа жизни [6,c.122]. На сегодняшний день очень важно активное включение молодежи в социально-полезную деятельность. Это необходимо для того чтобы данная категория с интересом принимала участие в социальных изменениях не только государства, но и общества в целом. По мнению Н.Ф. Басова доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны [44,c.50]. Проблема вовлечения подростков и молодежи в активное участие в общественной жизни во многом являются следствием несформированности устойчивой инфраструктуры поддержки и развития молодежного добровольчества. В том числе прослеживается недостаточность методической базы и, соответственно, недостаточность профессиональных знаний и навыков специалистов, работающих в сфере добровольчества; разрозненность подходов, применяемых при обучении специалистов и добровольцев, несовершенство нормативной правовой базы в сфере добровольческой деятельности [4,С.50]. Согласно позиции З.Н. Калининой основополагающими принципами добровольческой деятельности молодежи являются: * Добровольность – каждый человек вправе участвовать в волонтерской деятельности по собственному и свободному волеизъявлению; * Безвозмездность (бескорыстность) – выполнение добровольческой деятельности не должно быть условием материального обогащения; * Добросовестность – доведение до конца взятых на себя обязательств; * Законность – деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ; * Социальная значимость – добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества; * Уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека и принятие его как неповторимой личности; * объединение людей, выполняющих миссию добра и служения другим; * предоставление равных возможностей для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям независимо от поля, физического состояния, вероисповедания и финансового положения; * воспитание лидерских качеств и нравственных ценностей у молодых людей - добровольческая деятельность является не только ресурсом общественного развития, но и возможностью, которую общество предоставляет гражданам для полноценного личностного роста; * повышение гражданской активности путем привлечения молодежи к решению социальных проблем общества, а также предоставление возможности брать на себя ответственность на всех уровнях работы с волонтерами [18,с.70]. Известно, что добровольческая деятельность может приобретать самые различные формы и виды в зависимости от областей и сфер, в которых она осуществляется. По мнению Г. П. Бодренковой, основными формами добровольческой деятельности, как правило, относят организованную (формальную) и неорганизованную (неформальную) добровольческую деятельность. Неуправляемая добровольческая деятельность – это деятельность, основанная на спонтанном проявлении оказания помощи, как правило, помощи соседям или помощи во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф. Неорганизованная добровольческая деятельность не менее важна и ценна, чем организованная, но, как правило, она остаётся не только неучтённой в общем вкладе добровольцев, поскольку способы измерения и оценки вклада неформальных добровольцев остаются не исследованными, но и в основном без какой-либо поддержки со стороны государства. Такие как, например, спонтанная реакция и отклики людей в случае стихийных бедствий, пожаров, катаклизмов, в других подобных случаях, когда многие люди откликаются на оказание помощи, относятся к спонтанному (не формальному) типу добровольчества. И во всех случаях неформального (спонтанного) добровольчества легко обнаружить все три критерия: помощь людям и обществу, без ожидания вознаграждения, собственный осознанный выбор. Следует отметить, что при неформальном добровольчестве в большой степени проявляется именно альтруистическая составляющая мотивации. Кроме того, важно отметить, что очень часто именно из инициатив, предпринимаемых неформально, вырастают организованные действия, преобразующиеся в формально действующие организации, в том числе активно сотрудничающие с органами власти. Примерами могут служит действия при пожарах 2010 года, добровольческие усилия по поиску пропавших детей и др. Управляемая добровольческая деятельность – это добровольческая деятельность, организованная и осуществляемая через некоммерческие, государственные, муниципальные учреждения, инициативные и иные самоорганизующиеся группы. Особенностью эффективно организованного добровольчества является то, что это должен быть хорошо спланированный, мобильный и управляемый процесс координации, предоставления добровольческих услуг и обучения методам добровольческого управления, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой или на добровольческой основе. Как организованное, так и не организованное (неформальное) добровольчество предоставляет разнообразные и многочисленные возможности для приложения добровольческих усилий, которые дают шанс людям предпринять ту деятельность, которая для них интересна, приносит пользу и моральное удовлетворение прежде всего другим, но и в немалой степени и себе. Добровольческие усилия, направленные на любую созидательную общественно полезную деятельность, индивидуальные или коллективные, вместе составляют колоссальный потенциал и ресурс для решения проблем страны [6,c.31]. Таким образом, сущность волонтерской деятельности старшеклассников заключается в том, что она создает условия для формирования социально-полезных установок, а также помогает самореализоваться и определить дальнейший путь профессионального развития. Особенностью развития добровольчества в рамках образовательного учреждения является то, что включение в социально-полезную деятельность старшеклассников это главное направление государственной молодежной и образовательной политики. 1.2. Методологические подходы к организации программ волонтерской деятельности старшеклассников Теоретический анализ исследовательской проблемы проводился на базе уровней философской методологии, общенаучного и конкретно-научного уровня, а также методики и техники исследования. Основными подходами, позволяющими раскрыть сущность и особенности процесса организации программ волонтерской деятельности старшеклассников как направления социальной работы являются: системный, технологический, личностно-ориентированный и деятельностный. Системный подход позволяет рассматривать социальную работу, которая состоит из таких подсистем, как прикладная наука, профессиональная и волонтерская деятельность, в тесной взаимосвязи с полученными знаниями о развитии людей, их поведении, социальных, экономических и социокультурных институтах, о взаимодействии всех этих факторов и обстоятельств в процессе осуществления социальной работы. Базовым понятием, с которым непосредственно связана реализация системного подхода, является понятие «система». Основываясь на системном подходе, термин система применяется для того чтобы показать собранность или организованность группы элементов. По мнению Курбатова В.И. системой является целостность иерархически организованная множеством функций и соответствующих действий по принятию решений и их реализации.[22, с.6] В.Н. Садовский проводит логико-методологический анализ основных понятий и принципов, указывает на то, что система - «есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» [39,с 93]. В нашем исследовании системой будет являться, разработанная нами, модель организации программ волонтерской деятельности старшеклассников. Системный подход можно определить как способ мышления. В этом смысле он означает использование понятий и терминов определенного типа мышления, называемого общей теорией систем и ее принципов, – целостности, структурности, управляемости. Системный подход к исследованию любых объектов представляет собой одну из форм конкретизации материалистической диалектики, прежде всего принципа взаимосвязи явлений, а указанное множество объектов называется системой, если отношение между ними обладает определенными свойствами. Системный подход предполагает исследование отдельных сторон объекта, но не изолированно друг от друга, а в совокупности, взаимосвязи и взаимообусловленности [24,с.17]. Согласно позиции В.П. Беспалько системный подход лежит в основе любой технологии, воспроизводимость и планируемая эффективность которой целиком зависят от ее системности [3,c.6]. Применение системного подхода в социальной работе включает четыре последовательных этапа. На первом этапе определяется сфера системного подхода. На втором проводятся необходимые исследования (системно-структурный анализ). На третьем этапе разрабатываются многовариантные решения определенных социальных проблем, тип социальных отношений и социальных рисков, характер социальных девиаций, определяется оптимальный вариант решения каждой задачи в области социальной работы. На четвертом этапе осуществляется конкретное решение комплекса задач в сфере социальной работы при помощи современных технологий и частных методик. Разумеется, системный подход предполагает применение системного метода, а именно набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы. Он предполагает высший профессионализм специалистов по социальной работе [47,с.120]. С целью наиболее точного и полного описания системной методологии необходимо сформулировать ряд положений, которые принято называть принципами системного подхода. Основными принципами системного подхода являются: 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня -элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере лю....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: