- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методологическая характеристика понятия функции государства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000244 |
Тема: | Методологическая характеристика понятия функции государства |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, от чего оно не должно и не может отказаться. Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет взглянуть на государство не только со стороны его форм, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности Современные тенденции и перспективы развития российского общества, происходящие и прогнозируемые процессы планетарного масштаба, обусловливают необходимость фундаментального анализа активных свойств (функций) наиболее эффективного социально-политического института - государства. Эпоха неопределенности и нестабильности, в которой находится современное человечество, заставляет переосмыслить сущностные свойства государства, соотнести их с рисками общемировых и национальных процессов. Степень изученности проблемы. Среди дореволюционных (до 1917 года) авторов можно отметить Н.Н. Алексеева, Г. Еллинек, В.В. Ивановского, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Ше-ршеневич. Значительный вклад в разработку теории функций государства был внес отечественные ученые советского и постсоветского периодов среди которых можно назвать : М.И. Байтинк, А.Б. Венгеровк, Ю.Г. Галай, АА.Г. Горина, В.М. Корельского, М.Н. Марченко, Л.А. Морозову, Н.В. Черноголовкина и др. Правовые аспекты функций государства в той или иной мере были рассмотрены в работах: С.С. Алексеева, В.М. Баранова, Д.Н. Бахраха, Н.В. Витрука, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, A.C. Пиголкина, A.C. Шабурова и др. Как показывает анализ литературы, проблема определения понятия «функции государства» изучена еще недостаточно. Отдельные аспекты данного вопроса, получив определенное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией охранительной функции государства, а также формы ее теоретического познания. Предмет исследования составляют ценностно-целевые основания, системные свойства, механизм реализации, а также условия, влияющие на содержание и эффективность охранительной функции государства на современном этапе. Целью настоящей работы является изучение функций государства. Задачи курсовой работы можно сформулировать следующим образом: - провести методологическую характеристика понятия функции государства; - рассмотреть основания классификации функций государства; - проанализировать формы осуществления функций государства. 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Понятие а а «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства. Понятие функции ввел в научный оборот Г.В. Лейбниц еще на рубеже XVII-XVIII веков. Первоначально его употребляли прежде всего в математике и им выражали зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Достаточно сложно определить, когда произошла социологизация и юридизация данного понятия. Например, в энциклопедическом словаре 1 понятие функции раскрывается только как математическое. Но уже в середине XIX века некоторые ученые упоминают о функциях в социологическом аспекте2, а в начале XX века - и в государственноюридическом. В начале XX века данную категория рассматривали в работах Л. Дюги, Н.М. Коркунова, Л.Б. Петражицкого, К. Реннера и некоторых других авторов. Но особенно активно данная область в юридической науке начала исследоваться в 60-80-е гг. и остается предметом научного поиска и дискуссий до настоящего времени. 3 Следует отметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению понятия «функции государства». Разнообразие определений понятия «функции государства» в значительной мере объясняется расширением и углублением методологической базы теории государства на основе все большего использования частных методов исследования. Это можно проследить, например, на эволюции философского толкования самого понятия функции. Так, на рубеже 60-70-х гг. ХХ века щ под функцией понимался «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит».4 Однако, в юридической науке нет единства мнений относительно определения категории «функции государства», что обуславливается, очевидно, своеобразным и вполне объяснимым некоторым видоизменением сущности понятия «функции» при использовании его в связке с такой сложной и многогранной правовой категорией, как «государство». Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением5 . Попытки определить, что из себя представляют функции государства предпринимались в отечественной правовой науке с начала XX в. В основу первых определений, данных советскими правоведами, были положены классические идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина: «Различные общественные функции суть меняющие друг друга способы жизнедеятельности» «Государство не есть нечто инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично, всегда активно и никогда пассивно»6. В современной российской научной юридической литературе функциям государства даются достаточно разные по содержанию определения, в частности, например, С.А. Комаров подчеркивает тот факт, что в правовой науке под функциями государства подразумеваются и основные направления (стороны, виды) деятельности государства, и его непосредственная практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер, и, наконец, социальное направление деятельности как внутри, так и вовне государства7 . Л.А. Морозова Л.А. предложена трактовка функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов 8. В свою очередь А.П. Глебов предлагает рассматривать функцию государства как сложное по своему содержанию явление, включающее социальное назначение государства как основу и сущностную сторону функции («должное») и практическую деятельность государства по реализации его назначения как динамичный элемент функции, выражающий ее жизнедеятельность («сущее»). А.П. Глебов предложил определение функции государства, под которой, по его мнению, «следует понимать социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций)» 9. Профессор В.И. Червонюк 10в своей работе подчеркивает: «функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе» . Более развернутое определение приводит профессор В.М. Корельский: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль-ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами»11. Авторы учебника В.Л. Кулапов и А.В. Малько дают следующую характеристику понятия функций государства: «Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма» 12. Однако, по мнению В.Н. Кручинина13 в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных, приоритетных) направлений его деятельности. Ряд ученых, например, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин, пытаются решить проблему определения понятия «функция государства», указав на двойственную его природу: с одной стороны, - это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой, - реализация данной способности (реализация потенциального). Такое решение позволяет совместить в понятии «функция государства» и потенциальный момент, и реальную деятельность государства. При этом такой дуализм, безусловно, должен найти отражение в определении данного понятия. Формулируя понятие «функция государства», и Л.И Загайнов, и Н.В. Черноголовкин пытаются отразить оба указанные момента, определяя ее и как направление, и как сторону деятельности государства14. Это представляется неудачным, так как не совсем ясно в чем принципиальное различие между направлениями и сторонами деятельности государства. Тем более, что в юридической науке, посвященной рассматриваемой проблеме, существует спор по поводу того, что из них лучше позволяет отграничить функцию государства от его деятельности15. Итак, следует согласиться с тем, что функция государства имеет двойственную природу, но отразить ее в определении данной категории надо иначе. Функциями государства называют совокупность основных, социально значимых направлений его деятельности, которые способны выражать сущность государства и соответствовать главным задачам определенных исторических этапов общественного развития, а также механизмы государственного воздействия на происходящие в нем процессы.16 В функциях государства находит выражение его сущность, его предназначение и структура государства, то есть элементы его внутреннего строения, которое способно определить в первую очередь его назначениями и направлениями деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, которое проявляется в его функциях, выступает в качестве объективной необходимости выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Иногда понятие функций государства ограничивают представлением об основных направлениях деятельности государства лишь в сфере « управления обществом» или, наоборот, расширяют за счет включения в их понятие и содержание «механизмов государственного воздействия на развитие общественных процессов»17. Кроме того, ранее существовала точка зрения. которая рассматривает функции государства в качестве предметно-политической характеристики содержания его деятельности18. К существенным признакам функций государства относят: - предметную деятельность государства в важнейшей сфере общественной жизни; - направленность данной деятельности относительно выполнения тех задач и целей, которые присущи конкретному историческому этапу развития общества; - определенные формы (чаще всего правовые) в сфере реализации государственных функций, которые связывают с применением особых, в том числе властно- принудительных, методов.19 Формирование функций осуществляется в процессе становления и развития государства. Определенная последовательность возникновения тех или иных функций находится в прямой зависимости от степени важности и очередности задач, которые стоят перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение может быть присуще различным целям государства, а, следовательно - и его различным функциям. Каждая из функций государства обладает определенным содержанием, которое может показать, что делает государство, чем занимаются его органы, решением каких вопросов они занимаются. Содержание функций не может оставаться неизменным - оно меняется вместе с изменениями, которые происходят в обществе. На содержание функций современных государств может оказывать влияние совокупность национальны факторов, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др. 2 Классификация функций государства Вследствие развития и изменения общественных отношений функции государства также подвержены развитию, изменению и совершенствованию, то есть могут получать свое дальнейшее развитие. Государство в процессе осуществления своей деятельности может использовать довольно большое количество функций, выполняя их применение как отдельно взятых, так, и в их совокупности, но на современном этапе его развития, вопросы относительно количества (объема) функций уже не столь важны, как актуальны вопросы, связанные с классификацией последних. Классификацию функций государства можно проводить, принимая во внимание различные критерии, это и может объяснять возникновение разнообразных противоречий среди научных кругов. Процесс составления любой классификации, в том числе функций государства, предполагает возникновение необходимости определения, во-первых, объекта классификации, во-вторых, признаков (критериев), которые будет заложены в основание данной классификации, и, наконец, в третьих, процесс в сфере распределения классифицируемых объектов на взаимосвязанные классы согласно определенным признакам. При этом очень важно, чтобы были соблюдались правила деления объема понятия: в одной и той же классификации нужно применять одно и то же основание; объем членов классификации должен быть равен объему классифицируемого класса; члены классификации должны производить взаимное исключение друг друга; подразделение на классы должно происходить непрерывно.20 Для начала любой классификации необходимо определиться с ее объектами, которые в свою очередь должны быть в дальнейшем подразделены на классы (классификации). Здесь необходимо отметить очень парадоксальный факт, что проблема классификации функций государства тесно связана с проблемой выделения отдельных функций государства (как объектов. которые подлежат дальнейшей классификации). В данном случае существует можно рассматривать только один лишь вариант выхода из сложившейся ситуации, то есть, для начала необходимо, во-первых, провести выделение конкретных функции государства, и, во-вторых, уже в последующем классифицировать их. Но данное обстоятельство может быть усложнено тем, что в науке отсутствует единое мнение в сфере понятия функции государства. В качестве одного из свойств каждой функции государства выступает показатель целостности (данный факт нам думается, является неоспоримым), то есть, данное свойство означает, что каждую функцию нельзя подразделить на более мелкие (не основные) самостоятельные функции. Необоснованной можно признать классификацию функций государства на основные и не основные. Пожалуй, для начала следует отметить, что в настоящее время в теории функций государства отсутствует единое основания подразделения данной классификации. Сторонники данной классификации рассматривали не основные функции государства в качестве составных частей его основных функций. Исходя из этого получается, что одно – единое направление государственной деятельности (основная функция) способна как бы «расщепляться» на ряд компонентов (не основных функций) и сравнивается с ними, то есть, по сути дела с самим собой, получается, что один из элементов деления может содержать в себе другой элемент этого же деления. Данное утверждение вступает в противоречие с приведенными правилами классификации, которые гласят: что члены классификации должны производить взаимное исключение друг друга. М. Манели, утверждал, что у государства отсутствуют основные и неосновные функции, поскольку в каждой из них может проявляется его сущность.21 Пожалуй, также к наиболее распространенной классификации функций государства относится классификация на внутренние и внешние, которая основана на таком критерии как сфера деятельности государства. Стоит отметить, что данная классификация получила свое широкое распространение в 60-70-х голах ХХ века, большинство ученных классифицировали функции государства на внутренние и внешние. Внутренние функции государства можно рассматривать в качестве направлений деятельности государства, которые тесно связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу внутренних относятся функции: Экономическая – функция, связанная с реализацией государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности выступают производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном; Финансовая - осуществление управленческой деятельности в сфере сбора и распределения денежных средств в целом может быть отнесено относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию. Необходимость выполнения экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. В условиях рынка государственное регулирование экономики, связано с целенаправленным воздействием правительства на отдельный сегмент рынка при помощи микро- и макроэкономического регулятора, основная цель которого связана с обеспечением равновесного роста экономической системы в целом. Вся совокупность используемых правительством регуляторы экономической жизни общества нужно разделить на способы по прямому и способы по косвенному регулированию. Экономические функции государства многообразны и сложны. Единое понятие «экономическая функция государства» отсутствует в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи, в частности производят определение экономической функции государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, которые выражаются в механизмах, связанных с выработкой и координацией государством экономического развития страны в наиболее оптимальных режимах.22 Экономическую функцию государства относят к внутренней функции, выступает в качестве основы и одинакова для всех органов государства и присуща для каждого его звена, по продолжительности сфер своего воздействий она постоянна. Экономическая функция может выражаться в процессе, связанном с выработкой и координацией государством стратегического направления развития экономики страны в наиболее оптимальных режимах. В правовом государстве, которое функционирует в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики может быть осуществлено в основном совокупностью экономических, а не административных методов. Для такого государства всегда характерной является свобода и самостоятельность собственников, которые могут обеспечивать реальное равенство и независимость как производителя, так и потребителя социальных благ. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи; Так, социальную функцию можно понимать как направление деятельности государства по регулированию социальной сферы общественных отношений - без связи с каким-либо положительным результатом (в социальной сфере) такой деятельности. Вместе с тем функция как направление деятельности государства, обусловлена определенным целеполаганием - значит, реализация социальной функции преследует достижение определенного положительного результата в социальной сфере. В юридической литературе сложилось разное понимание в отношении сущности этого положительного результата. Одни авторы полагают, что целью реализации социальной функции является обеспечение членам общества достойного уровня жизни. Другие - удовлетворение потребностей людей, поддержание определенного (необходимого) уровня жизни. 23А. И. Поляков определяет социальную функцию как деятельность, направленную «на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения...»24 . В. И. Червонюк полагает, что назначение социальной функции сводится к предоставлению социальных услуг обществу в целом и государственной поддержке социальных аутсайдеров: малоимущих, инвалидов, престарелых25. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти; Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов; Основное содержание экологической функции государства составляет государственное управление и координация деятельности субъектов природопользования в области охраны окружающей природной среды, регулирование процесса природопользования, осуществление и координация деятельности по оздоровлению и улучшению качества природной среды. Естественно, что данный список не является исчерпывающим. Исходя из вышесказанного, содержание экологической функции государства составляют три взаимосвязанные подфункции, под которыми следует понимать индивидуально-определенное поднаправление деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению конкретного природного объекта (экосистемы). Таким образом, можно сказать, что в данных подфункциях раскрывается вся полнота практической деятельности государства в сфере воздействий на окружающую среду26. Культурная функция может рассматриваться в качестве направления деятельности государства в сфере духовного, культурного развития общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, квалифицированные специалисты. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан в которой заложена деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Контрольно-надзорную функцию можно определить как направление деятельности государства по установлению фактического выполнения юридических норм и сдерживанию выявленных отклонений. Контрольно-надзорная функция предполагает осуществление квалифицированного, профессионального наблюдения за тем, чтобы фактическая деятельность контролируемых субъектов строго соответствовала предписаниям, содержащимся в законе, и в максимальной степени обеспечивала охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан27. Данная функция позволяет получить информацию о состоянии законности и выступает в качестве одной из действенных юридических форм устранения отступлений от закона, создания препятствий к совершению правонарушений. Имея интегративный характер, она является важным, неотъемлемым звеном в системе функций государства и находится в взаимодействии со всеми остальными функциями государства. Являясь одной из функций государства, контрольно-надзорная функция реализуются посредством соответствующего государственного аппарата, представляющего собой систему органов, учреждений и должностных лиц, наделенных в правовом порядке государственно-властными полномочиями. Иначе говоря, формой реализации государственной контрольно-надзорной функции выступает соответствующая деятельность уполномоченных государственных органов и их должностных лиц. И в этом значении контрольно-надзорная функция, прежде всего, относится именно к функциям государственных органов, и осуществляется в рамках ряда функций по обеспечению стабильности и безопасности существующего строя, охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка и т.д. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности. Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. В условиях глобализации внешние функции государства обусловлены новыми вызовами в области образования (Болонский процесс) и культуры (проблемы сохранения культурной идентичности в условиях мультикультурных процессов), противоречиями развития информационного общества в условиях глобальной сети Интернет, модернизационными процессами, столкновением цивилизационных парадигм, экономических, политических интересов и военных интересов.. На процесс переосмысления сущности и видов внешних функций, их соотношения в новых условиях влияют совершенно новые факторы, связанные с изменившейся общей ситуацией вокруг Российской Федерации. Прежде всего, это новый спектр субъектов внешних отношений, сформировавшихся в последние годы. Так, в результате распада государств-метрополий в 50 - 90-х гг. прошлого века возникло более 100 новых государств в Азии, в Африке, в Латинской Америке 28. В изменившихся условиях Россия должна четко обозначить систему приоритетов и интересов сотрудничества с новыми государствами, провести соответствующие юридические мероприятия. Проблема, во –первых, актуализируется также динамикой становления и развития новых региональных стратегических союзов, в том числе в военной сфере. Во-вторых, объем внешних функций объективно усиливается в связи с конституционным уровнем закрепления тезиса о значении норм, общепризнанных принципов международного права для российской правовой системы. Данное правовое положение не может не изменить теоретико-правовые подходы к пониманию роли и значения внешних функций с учетом данного фактора. Как справедливо писал Ю.А. Тихомиров, признавая известную позитивность интернационализации национального права, нельзя ее абсолютизировать и тем самым поощрять «глобализаторские аппетиты» крупных монополий и ряда государств 29. В-третьих, теоретико-правовая наука должна «переработать» эмпирические данные, связанные с возможностью и необходимостью участия России в международных организациях, с нарастанием дискуссий вокруг потенциального вступления России в ВТО и иные международные организации. В-четвертых, Российское государство вынуждено учитывать не только позитивные тенденции, связанные с углублением международного сотрудничества, но и новые вызовы национальным интересам и национальной безопасности России. Речь идет об усилении тенденции к созданию однополярной системы мира с силовым и экономическим превосходством США, с возрастанием влияния глобализации на жизнь всех государств. В-пятых, следует уточнить внутреннюю структуру подсистемы внешних функций в электронном государстве в условиях глобализации с учетом смены парадигмы формационного понимания государства на цивилизационный подход. Необходимо исследование внешних функций, в том числе в аспекте адекватной оценки состояния внешних функций, для выработки дальнейших политико-правовых решений, своеобразного правового мониторинга данного направления деятельности Российского государства.30 3 ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не может отрицать первостепенную организующую роль права. Организационные и правовые формы деятельности находятся в органической связи друг с другом. Они различны по характеру выражения и по своему объему. По мнению М.И. Байтина, правовые формы всегда являются организационными. Однако не все организационные формы правовые. К последним можно отнести лишь те из них, которые находятся в тесной связи с процессом в сфере издания правовых актов и способны повлечь возникновение юридических последствий31. В.М .Горшенев ставит под сомнение процесс по разделению форм осуществления функции государств на правовые и организационные32. Однако следует отметить, что организационная форма деятельности может быть реализована в пределах правового регулирования и на основании строгих соблюдений требований законности, для нее не требуется полное и строгое правое оформление, не связана с совершением юридически значимых действий. Принято считать, что наиболее удачное решение вопроса о правовых и чисто фактических (организационных) формах осуществления функций государства предложил И.С. Самощенко : «под правовыми формами понимает однородную по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства в сфере руководства обществом путем издания правовых актов»33 . Более приемлемой может быть признана позиция ряда ученных, которыми выделяется в качестве правовых форм осуществления государственных функций правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная. Правотворческая деятельность – это правовая форма осуществления функций государства, которая включает в себе деятельность субъектов государственной власти в сфере создания или санкционирования правовых норм, а также изменений и отмену действующих норм права. Нормативные правовые акты регулируют наиболее важные сферы общественных отношений, и от того, какая форма будет использована, может зависеть появление возможности, которая направлена на достижение социально значимых целей, для которых и были созданы соответствующие правовые нормы. Четкое и рациональное установление пределов действия нормативно-правового акта позволяет достичь необходимого качества, согласованности между собой, и, в конечном счете получить, высокий уровень эффективности правового регулирования. Как отмечает С.С. Алексеев, «необходимо провести регламентирование пределов так, чтобы обеспечить своевременное введение в действие принятых нормативно-правовых актов, отмену старых нормативно-правовых актов, определить их субординацию, не допускать случаи по произвольному применению актов к отношениям, которые не относятся к сфере их функционирования» 34. Действие нормативно-правовых актов во времени должно ограничиваться моментами вступления в юридическую силу и моментами утраты юридической силы. Кроме этого, следует определить действие обратной силы (ретроактивность) нормативно-правовых актов и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правовых актов. Сроки по вступлению в юридическую силу нормативно-правовых указывается или в самих нормативно-правовых актах, или в специальных сопутствующих документах. Для вступления в законную силу нормативно-правового акта определяется конкретная дата, причем довольно часто срок от принятия до введения в действие нормативно-правовых актов не превышает одного-трех месяцев. Срок введения в действия нормативно-правового акта может быть увеличен, если принимается довольно сложный и важный нормативно-правовой акт. Так, принятие Уголовного кодекса РФ было Государственной Думой осуществлено 24 мая 1996 г., одобрение Совета Федерации данный правовой акт получил 5 июня 1996 г., а введение его в действие на территории РФ относиться к 1-ому января 1997 г. Вступление в законную силу нормативно-правовых актов может осуществляться поэтапно. В данном случае каждый этап введения в действие той или иной главы, раздела, статьи определяется конкретным срокам либо связывается с наступлением определенных условий 35. С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться вхождение в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства. Наиболее многочисленную группу законов в нашей стране составляют федеральные законы, которые могут регулировать проблемы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, социальных институтов. Но на этом законы Российской Федерации не ограничиваются, существуют ещё законы субъекта Российской Федерации. Законы субъекта Российской Федерации – законы, которые издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Естественно, что они должны соответствовать и не противоречить основному закону государства – Конституции.Особое место в российском законодательстве имеют Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации. По Конституции РФ президент «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако они несколько отличаются от законов в их «чистом виде». Закон всегда является нормативно-правовым актов, а Указы и Распоряжения Президента могут носить и ненормативный характер. Нормативные Указы и Распоряжения Президента издаются в рамках, установленных Конституцией и законами. Юридическая природа указа Президента обуславливается: во-первых, тем, что Президент может издавать указы, регулирующие общественные отношения в отсутствие законов. В данном случае, указ восполняет пробел в праве и имеет, по сути, силу закона. Но с принятием федерального закона по данному вопросу указ автоматически теряет силу. Во-вторых, указ – это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Ненормативные указы относятся к подзаконным актам и касаются решения отдельных организационно-распорядительных вопросов (награждение высшими государственными наградами, назначение на должность конкретного лица и т.д.). Распоряжения – это вторые по значимости подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Все Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации обязательно публикуются в официальных изданиях. Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: