- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика оценки внутригрупповых отношений школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013643 |
Тема: | Методика оценки внутригрупповых отношений школьников |
Содержание
Основные данные о работе Версия шаблона 4.1 Вид работы Электронная письменная предзащита Название дисциплины Тема Методика оценки внутригрупповых отношений школьников (на примере СОШ №1 г.Грозный). Фамилия выпускника Асанов Имя выпускника Сайд-хусаин Отчество выпускника Абуазитович Id (№ контракта) 2330815406455001 Отзыв руководителя Содержание Введение…………………………………………………………………………..……….3 1. Социально-психологические исследования малых детских групп первоклассник межличностный отношение…………………………………………….6 1.1 Проблематика изучения взаимоотношений в малых детских группах в истории отечественной науки…………………………………………………………..………….6 1.2 Психологическая структура личности младшего школьника………….…………15 1.3 Структура и динамика взаимоотношений в детских группах……...……………..21 2 Специфика внутригрупповых отношений младших школьников со сверстниками……………………………………………………………………………..24 2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…………………28 2.2 Условия развития межличностных отношений…………………………..………..33 2.3 Изучение некоторых особенностей внутригрупповых отношений младших школьников……………………………………………………………………………....40 Заключение……………………………………………………………………………….65 Глоссарий........…………………………………………………………………………...67 Список литературы………………………………………………………………………70 Приложения………………………………………………...…………………… Введение Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками. Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанность к семье. Но это только полдела. Вторая – и не менее важная – половина состоит, по мнению А. Кемпински, в том, что при общении со сверстниками для ребенка создаются возможности наладить контакты с равными ему людьми. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой со-циальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенно-го возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи¬тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме¬нено и к характеристике детской группы. Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений. Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребенка, компонентов учебной деятельности, рефлексии и т.п. Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства ее организации (Г.А. Цукерман). Но, помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются не изученными. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей. Кроме того, данные по этому вопросу сделают более полной психологическую характеристику младшего школьного возраста. В этой связи, мы предприняли попытку исследовать психологические особенности общения и межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Мы исходили из гипотезы, что межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свою возрастную специфику, которая определяется возрастными особенностями младшего школьника. Таким образом, предметом настоящего исследования являются межличностные внутригрупповые отношения детей. Объектом исследования стали поведение и высказывания учащихся младших классов школы. Основная цель работы заключается в выявлении и изучении особенностей межличностных отношений, их динамики в течение периода начального обучения. Конкретные задачи настоящего исследования следующие: 1. изучить сущность и значение межличностного общения; 2. осуществить наблюдение за взаимодействиями детей в различных ситуациях на разных этапах младшего школьного возраста; 3. разработать экспериментальные методики, адекватные для младшего школьного возраста, выявляющие особенности общения и межличностных отношений; 4. сравнить особенности общения и межличностных отношений детей 1 и 3 классов с целью выявления динамики отношений на протяжении периода обучения в начальной школе; 5. выделить индивидуальные типы отношения к сверстнику. Основная часть 1. Социально-психологические исследования малых детских группвоссник межличностный отношение 1.1 Проблематика изучения взаимоотношений в малых детских группах в истории отечественной науки Анализ взаимоотношения и взаимосвязь внутри малых детских групп имеет значительную традицию в отечественной педагогической и социальнопсихологической литературе. С одной стороны, в работах современных авторов, обнаруживается тенденция рассматривать нынешний этап изучения групп и коллективов как явление совершенно новое для нашей науки, связанное исключительно с освоением зарубежного опыта в этой области. А с другой стороны, наблюдается осознанное или неосознанное стремление ретроспективно модернизировать проблемы, методические подходы и результаты психолого-педагогический изысканий отечественной науки 1920-1930-х гг. Принципиальное значение и актуальность тех историко-психологических и историко-педагогических исследований, которые содержат объективный и разносторонний анализ раннего этапа изучения детского коллектива в русской и советской психолого-педагогической науке представляется нам очевидной. Такой анализ содержится в общих руководствах и статьях по истории психологии (А.В.Петровский и др.), в трудах по социальной психологии (Б.Д. Парыгин, Е.С. Кузьмин), в ряде специальных работ, посвященных видным представителям советской детской, педагогической и социальной психологии. Первые указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в классе, на их психологическое влияние и значимость можно обнаружить в русской художественной и педагогической публицистике второй половины XIX в. Уже Л.Н. Толстой, опираясь на опыт педагогической работы в яснополянской школе, вынес убеждение о существовании особого явления, которое он обозначил как «дух школы». Позднее к анализу «духовного единения», «корпоративного духа», «общественности», «товарищества», как мы бы теперь сказали, социально-психологического климата, социально-психологической атмосферы, возникающей внутри детских сообществ, обращались почти все либеральные авторы, пишущие о школе. Важно отметить, что для русских авторов последней четверти XIX в. характерно стремление связывать школьных «дух товарищества» с атмосферой общественной жизни. Так, на детерминированность отношений между детскими общественными отношениями указывает автор цикла статей «Товарищество в школе» О. Шмидт. По его мнению, общество, основанное на эксплуатации, стяжательстве, эгоизме, не может создать условия для развития чувства товарищества, сотрудничества, общественных устремлений детей. В этих условиях особенно велика роль учителя, который, все же способен сделать многое для создания такого «духа» класса, при котором царило бы товарищеское, теплое отношение группы к отдельному ученику. Важно отметить, что О. Шмидт, как и некоторые другие представители педагогической науки того времени, придавал решающее значение в формировании «духа товарищества» совместной деятельности детей, коллективным формам учебной работы и игре. О. Шмидт усматривал особое значение игры в том, что она приводит к общей цели, а в достижении общей цели забываются и личная боль и личный неуспех, завязываются симпатии. Заслуживают внимания и высказывания известного педагога своегоп времени Г.А. Рокова. Педагогика исходил изо того, чтоб школьный классы - этот не простая сумматор статистических неизвестных величина, ад особая групповая индивидуальность, имеющая своий отличительные психические свойства, несводимыеж к свойствам отдельных индивидовг, свое лицовка, свой «особый умственныйк и нравственный облик», которыйк «кладет тема больший отпечаток над характер, чемер продолжительней из чем теснее оно с нею соприкасается». Интереснымн представляется из сопоставление школьного класса се различными объединениями взрослых из семей. Се точки зрения исследователя, классы - более цельная из сплоченная общность, поскольку оно психологически связывает детей дажеж более теснота, чемер семья, где возрасти кладет психические различия. Г.А. Роковой очерчивает сложный процессия психических взаимодействий, который приводить к тому, чтоб возникает нечто общее, родственноеж, характерное для всегоп класса. Видное место во жизни школьного класса, под мнению Г.А. Рокова, принадлежит педагогуф, которому совершенно необходимость знание психологии классного обществаб. Учителю необходимость уметь руководиться и управляться не только одним воспитанникомн, нож и группой, ад для этого оно должен знать комбинации последствийк, ка которым приводить комбинация учеников, составляющих группуф. Г. Роковой подчеркивает очень важную мысльэ, которую впоследствии разовьету в своих трудах А.С. Макаренкоп, об том, чтоб опора над класс нет исключает индивидуализации воспитания. Проблемаб взаимных влияний из воздействий детей другач на другач находит отражение из в работах других крупныхц педагогов начала XX в. Интересность, чтоб в этот периодика на страницах педагогических произведенийк возникает проблема, которая далееж станет во какой-тоё мере традиционной - вожачество, об которой писали В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеровг, К.Н. Вентцель из др. Огромное значение отношениямн, складывающимся между детьмий в коллективе во период школьного обучения, придавалм П.Ф. Каптеров. Явность преувеличивая образовательное из воспитательное значение взаимовлияния детейк, авторша дает весьма актуальные из сегодня рекомендации под правильной организации товарищества во школе. В.П. Вахтеров приводил во «Основах новой педагогикий» (1913) ужели экспериментальные данные, основанные над анализе практического опыта, беседа, анкетирования, касающихся дружескихц компаний из уличных объединений детей. Оно отмечал важную ролька вожаков, которые чаще всегоп определяли содержание деятельности кружкаб и заражали своим настроениемн его членов. Се другой стороны, качества вожакаб зависели ото целей из содержания деятельности группы. Согласность данным анкетирования, детина 10-11 лета при выборе вожаков руководствовалисьэ в первую очередь физическойк силой (22%), затем следовали ловкостьэ, умёт, превосходство во возрасте, смелость, доброта, успехий в школе, особая озлобленностьэ к враждебным кружкам. Такимн образом, изыскания В.П. Вахтерова воз многом предвосхитили позднейшие социальноп-психологические исследования и, се нашей точки зрения, нет утратили научной ценности из в нашить дни. Во дальнейшем во психолого-педагогической науке из народном образовании складывается драматическая обстановкаб. Послед взлета во 20-её годы происходить резкий спадать в 30-её годы. Закрываются прежние творческиеж лаборатории, группы, школы, площадкий. Во изучении взаимоотношений во детских коллективах начался определенныйк спад, который продолжался вплотьэ до конца 1950-ха гг. Постепенность в 1940 - 1950-ха гг. поди влиянием идейка А.С.Макаренко вновь оживаету интерес ка проблемам детского коллектива. Во специальных исследованиях под коллективу из общих руководствах под детской из педагогической психологии, былина обстоятельно рассмотрены проблемы формирования детскогоп коллектива, содержания егоза деятельности, основные черты, характеризующиеж первичный из общешкольный коллективка, ихний соотношение, педагогическое руководство коллективомн и т.д. Чтоб касается личных эмоциональных взаимоотношенийк внутри коллектива, тоё они рассматривались во основном во специфическом аспекте исследований дружескихц отношений. Исследования дружбы из в нашить дни представляют собой особуюя группу работа, имеющих свой самостоятельныйк объект изучения. Ка концу 1950-ха гг. сложилась такая ситуация, се одной стороны, тенденция некоторыхц психологов исследоваться личность школьника изолированность от коллектива, во котором оно живет из формируется, ад с другой стороны, тенденциий тех, кто, изучая коллективка, забывает об том, чтоб он состоит изо конкретных личностей, имеющих своий индивидуальные особенности, определенным образомн сказывающиеся над его жизни развитии. Преодолетьэ указанный разрывать можно былой, лишь построив исследования взаимоотношенийк в детских группах над экспериментальной базелец, которую детская из педагогическая психология коллектива моглаб обрести во русле социальной психологии. Глубоконек закономерным представляется тоё, чтоб становление нового этапа развития социальнойк психологии во нашей стране былой в тоё же времянка становлением нового подхода ка исследованию детских коллективов, которыеж явились весьма существенной составнойк частью возрождающейся социальной психологиий. Ка исследованиям под возрастной социальной психологии можноп отнести анализ положения концаб 1950-ха гг., который быль дан А.В. Петровским: «Существенным обстоятельствомн развития нашейный социальной психологии являлось тоё, чтоб в начальном периоде ееж становления онагр была лишена экспериментальной основыь…характеристика из оценка социально-психологических явленийк психологами осуществлялась главным образомн на основе наблюдений из имела во значительной степени умозрительный характерец… Во ходе дискуссий конца 50-ха и начала 60-ха годов, ошибочная позиция, подвергавшая сомнениюя возможности экспериментального метода применительноп к социальным наукам, былаб оставлена». [18, с.179 ] Вопросы становления детскогоп коллектива, характерные особенности учениковг младшего школьного возрастать, влияние классного коллективаб на формирование личности отдельныхц детей из межличностные отношения во учебной группетто - всего это представляло из представляет исключительный интересно. Поэтому из проблема межличностных отношений, которая возниклаб на стыке ряда наука - философии, социологии, социальнойк психологии, психологии личности из педагогики, - однако из важнейших проблема нашего временить. Онагр с каждым годом привлекаету все большее внимание исследователейк у наст и за рубежом из является под существу, ключевой проблемой социальнойк психологии, изучающей многообразные объединения людейк - такт называемые группы. Сфера межличностныхц отношений охватывает практический весь диапазонный существования человека. Можно утверждаться, чтоб человек, даже будучи во совершенном одиночестве, продолжает опираться во своих действиях из мыслях над свои представления оба оценках, значимых для другихц. Межличностные отношения проявляются во большом разнообразии сфера человеческого бытия, которые существенность отличаются другач от другач и во которых действуют различные психологическиеж факторы, какао эмоциональный компонента межличностного восприятия [23, с. 104]. Многие известныеж ученые такие какао Г.А. Роковой, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровинаб, В.С. Мухина, Г. Крайком, М.В. Гамезо, Б.С. Волков, А.В. Мудрикл, Л.И. Божович, М.В. Матюхина. Б. Ф. Ломовик, А. В. Петровский из др. работали надо проблемой взаимных влияний из воздействий детей другач на другач и внесли большой вкладка в разработку проблема социальной перцепции, выявление механизмовг и закономерностей межличностного познания. Этаж проблема смыкается се проблемой «личность во системе коллективных отношений», столько важной для теории из практики воспитания подрастающего поколения. Однимн из условий формирования личностий ребенка служить детский коллективка в школе из те отношения, которые возникаюту в нема между детьми. Каждый изо авторов указывает над значимость таких характеристика как умёт и знания, физическая силал, внешность, способность ка общению, отзывчивость, доброта из справедливость. Каждый изо них изучал межличностные отношения какао основной фактория, способствующий формированию из становлению личности. [22, с. 211]. Сейчас для психологическойк науки очень актуальность, используя сравнение, разработаться типологию общения личностей, похожихц друг над друга под определенным параметрам либор отличающихся другач от другач также под определенным параметрам. Отношения людейк представляют реальность особого родан, которая нет сводима низ к совместной деятельности, низ к коммуникации, низ к взаимодействию. Субъективная из фундаментальная значимость этой реальностий для жизни человека из развития егоза личности нет вызывает сомнений. Таким образомн, проведенный анализ показываету, несмотря над то, чтоб в отечественной психологии из педагогике взаимоотношения во группе сверстников давность стали специальной научной проблемойк, которая включалась во широкий контекстный научных исследований из размышлений, многие вопросы всего еще остаются недостаточность исследованными. Кроме того, саман сложность проблемы требует использования новыхц методических средство, применяемых над современном этапе социально-психологическойк наукой. Социальная коллективность. Отношения междуф индивидом из группой. Какао уже былой сказано ранее, коллективка – высшая формат развития малой группы. Нож сам коллективка не возникает внезапность. Существуют различные формыь коллективных отношений, которые проходяту определенные этапы своего развития. Развитиеж коллектива проходить через следующий ряда этапов: номинальная группа, группаб-ассоциация, группа-кооперация. Ото кооперации дог коллектива группа проходить уровень автономизации, для которого характерность довольно высокое внутреннее единствоп по всемеро общим качествам, кроме интергрупповойк активности. Именной на этом уровневый члены группы идентифицируют себя се ней(моя группа). Однако группаб-автономия может уйтий в сторонушка от коллектива. Возможность развитие группы во отрицательном направлении, когда развитие группыь приводит ее ка положению замкнутой изо вне группы, нож отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностнымн эгоцентризмом из эгоизмом, агрессивностью. Социальная коллективность заключается во том, чтоб, объединяя людей общимий социальными из производственными интересами, онагр ставит высшей своей целью создание условийк для раскрытия индивидуальности каждого членаб общества из отвечает за реализацию полноценногоп развития личности. Терминал « Социальная психология» такт обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальнуюя обусловленность психики отдельного человекаб», «Коллективная» психология во его понятии, совпадает се традиционным «Всего в наст социально, нож это нет означает, чтоб все свойства психики отдельногоп человека присуще всемеро другим членам данной группы». Толькоп некоторая частью личной психологии может считаться принадлежностьюя данного человека, из вот этуаль часть личной психологии во условиях ее коллективного проявления из изучает коллективная психология (психология войныь и т. п.) Во результате развития своих членов развивается из сам коллективка: чемер ярче из богаче индивидуальность, выше уровеньэ развития каждогодно члена коллектива, тема более дееспособным, человечным во общественном своем качественно является из коллектив во целом. Суть социального коллективизмаб не сводится ка совместной деятельности для достижения общейк цели. Из даже нет сводится ка умению житьё сообща, вместе решая всего вопросы. Состояние из зрелость социальной коллективности определяется тема, насколько социальное, общественное прониклосьэ личным, индивидуальным интересом. Любоеж взаимодействие людей, даже приз минимальном ихний количестве, начинается се распределения функций. Безе этого нет возможно существование группы какао единого целого. Группа можету быть понята через личность, такт как человеческая личность является главнымн материалом для ее создания. А.В. Петровскийк считает приз классификации группа определять степень ихний развития, учитывая характерец межличностных отношений, формирующихся во зависимости ото ценностно-ориентационного единства группыь (оптимальное совпадение целейк, связывающих личность, группуф, обществовед). Иерархия реальных контактныхц групп может бытьё представлена следующим образом: Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются нет содержанием групповой деятельности, ад только симпатиями из антипатиями. Ассоциация - группа, во которой взаимоотношения опосредуются толькоп личностно значимыми целями. Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностность значимыми, нож ассоциальным под своим установкам содержанием групповойк деятельности. Коллективка - взаимодействия опосредуются личностнозначимымн и общественно ценным содержанием групповойк деятельности (бригада, экипажик, расчет). Во них оптимальность могут сочетаться личные, коллективныеж и общественные целик и ценности. Дог сих пора мы исходили изо того, чтоб группа во целом ставить своей задачей достижение максимального сближения воз взглядах из выборах, стремясь выработаться общую позицию. Однако нами известно, чтоб это предположение верность лишь ото части. Во действительности приз множестве разных обстоятельство и особенность, если требуется изменениеж, происходить обратное: преобладает напряжение из расхождение воз мнениях. Значительное числовой социальных установок человека имеету отношение ка одной или нескольким социальнымн группам или связаны се ними. Характерец этой связист не является простым, ясным. Се одной стороны - установки человекаб связаны се социальными установками, обычность проявляющимися во группах, ка которым оно принадлежит. Се другой стороны - изменение влияния престижа, лидерстваб мнений, отвержение членских группа теми кто занимает во них низкий статусный, ад также влияние внешних группа на уровень притязаний показывает, чтоб социальные установки частота бывают связаны се нечленскими группами. Какао признание этого факта - терминал «референтная группа», впервыеж употребленный Хаймоном, сталь использоваться для обозначения любойк группы, се которой индивидуал соотносит установки. Одновременность стала развиваться общая теория референтных группа. Этот понятие используется для обозначения двухц видов отношений между индивидомн и группой1. Замечена закономерностьэ: чемер ближе под уровню своего развития группаб находится ка коллективу, тема более благоприятные условия онагр создает для проявления лучшихц сторон личности из торможения того, чтоб в нейл есть худшего. Из напротив, чемер дальше группа под уровню своего развития отстоиту от коллектива, (ад ближе ка корпорации), тема больше возможности онагр представляет для проявления во системе взаимоотношений худших сторона личности се одновременным торможением лучших устремлений. Этот достаточно подробность показывает схема: ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Несовместимые Согласованныеж + + + + - - Идеальные Влияние группыь разного уровнять на развитие, поведение личностий в группах. + - положительное во личности из межличностных отношениях - - отрицательное во личности из межличностных отношениях ? - поворотить отношений во любую сторонушка ? - отношения. Этот пример взаимоотношений во микрогруппе - триаде. Оникс представлены близкими друзьями, молодыми семьямий. Оникс наиболее частота встречаются во любой малой группетто. Взаимоотношения парные всегдаб строятся се учетом отношений се другими, окружающими ихний людьми. Исследователи, разрабатывающие критериий отбора из комплектования малых группа, считают, чтоб нельзя над основании только индивидуальных характеристика участников совместной деятельности прогнозироватьэ успешность ихний групповой работы. «Обществовед не состоит изо индивидов ад выражает сумму техно связей из отклонений во которых этил индивиды находятся другач к другу»2. Различие междуф индивидами является основным двигателемн развития ихний взаимодействий из их самих какао личностей. Противоположности (нож не крайности) порождают развитиеж системы, во данном случаем - коллектива. Даже молчаливоеж присутствие группы людей изменяету психическую деятельность человека, заставляя вестимо себя иначе. Таким образомн, во регуляции эффективности коллективистской деятельностий участвуют самые разные системыь факторов: внегрупповые (физические из социальные) внутригрупповые (нормы, межличностныеж отношения) внеличностные (однородность - разнородностьэ по индивидуально-психологическим параметрам) внутриличностныеж (индивидуально-психологические особенностий членов группы, ихний состояние, исходные мнения, оценкий) Фактором, связывающим всего перечисленные системы, пронизывающим ихний, является фактория общественной значимости, совместной деятельностий группы людей. Оно является стержневым, оптимальность сочетающим личностность значимые из общественно ценные ориентации коллективаб. 1.2 Психологическая структура личностий младшего школьника Приходить ребенка во школу обозначает начало следующегоп этапа возрастного развития. Начальныйк период школьной жизни занимаету возрастной диапазонный от 6-7 дог 10-11 лета (1-4 классы школы ). Младшийк школьный возрасти - этот особый периодика в жизни ребенка, которыйк выделился исторический сравнительно недавно. Егоза не былой у техно детей, которые вообще нет посещали школу, егоза не былой и уд тех, для коготь начальная школа была первойк и последней ступенью образования. Появлениеж этого возрастать связано се введением системы всеобщего из обязательного неполного из полного среднегорье образования. Однако, социально-психологическиеж границы этого возрастать в жизни ребенка нельзя считаться неизменными. Оникс зависят ото готовности ребенка ка обучению во школе, ад также ото того, се какого временить начинается из как идет обучение во соответствующем возрасте. Младший школьныйк возраст наиболее глубоконек и содержательно представление в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдоваб, А.К. Занкова, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковаб, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, Г.А. Цукермано, Л.И. Божович, И.С. Славиной, Е.Е. Кравцовойк. Начнем психологический анализи данного возрастать с социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития во младшем школьном возрасте: Учебная деятельностьэ становится ведущей деятельностью. Завершается переходить от наглядность-образного ка словесно-логическому мышлению. Отчетливоп виден социальный смыслить учения (во отношении маленьких школьников ка отметкам). Мотивация достижения становится доминирующейк. Происходить смена референтной группы, под сравнению се дошкольным возрастом. Происходить смена распорядка днями. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется систематик взаимоотношений ребенка се окружающими людьми. Когда ребенокл приходит во школу, происходить перестройка всей системы егоза отношений се действительностью. Если уд дошкольника такие сферы социальныхц отношений какао «ребенок - взрослый» из «ребенок - детина» какао бы параллельный друг другу, тоё есть нет имеют иерархического строения, ад находят точки соприкосновения толькоп в игровой деятельности, тоё у младшего школьника систематик «ребенок - взрослый» начинаету дифференцироваться над «ребенок - родители» из «ребенок - учительша». Приз этом отношения «ребенок - учительша» начинают определяться все другие социальные отношения. Учительша становится центральной фигурой во жизни ребенка, оно является нет только носителем общественного опытаб, который перенимает ребенокл, нож также вводить определенные правила взаимоотношения над уроках ( сидеться спокойно, подниматься руку для ответа из т.д. ) из дома ( выполнение домашнего задания ), из дети стараются безукоризненно следоватьэ этим правилам. [23, с. 104]. Данный типи взаимоотношений очень важенка для ребенка, если оно испытывает во них удовлетворение, тоё такое жезл удовлетворение оно будет испытываться в отношениях из с родителями, из с друзьями. Данная социальная ситуация предполагаету определенный видак деятельности, во процессе которой происходить развитие ребенка. Ведущим видомн деятельности для младшего школьникаб является учебная деятельность. Учебная деятельностьэ - этот деятельность, которая непосредственно направленаб на усвоение науки из культуры , накопленных человечеством. Предметыь данной деятельности нет даны во реальности, оникс абстрактны, из необходимо научиться имидж действовать. Учебная деятельность нет дана во готовой форменка. Когда ребенок приходить в школу, ее ещеж нет. Учебная деятельность должнаб быть сформирована, именной в ее построении из заключается задача начальной школыь - прежде всего ребенкаб надо научиться учиться. Именной здесь из возникает первая трудность. Деловик в томан, чтоб мотив, се которым ребенок приходить в школу, нет связан се содержанием тойон деятельности, которую оно должен выполняться в школе. Мотивный и содержание учебной деятельностий не соответствуют другач другу, поэтому мотивный постепенно начинает теряться свою силур, оно не работает иногда из к началу второго классаб. Процессия учения должен бытьё построен такт, чтоб бы егоза мотив быль связан се собственным, внутренним содержанием процессаб усвоения, т.е. необходимость формировать познавательную мотивацию. Учебная деятельностьэ парадоксальна под своему предмету. Суть состоиту в томан, чтоб усваивая знания, ребенок само ничего во этих знаниях нет меняет, предметом изменений во учебной деятельности впервые становится само ребенок, само субъект, осуществляющий этуаль деятельность. Онагр как бык поворачивает ребенка над самого себя, требует рефлексиий, оценки того, «чемер я быль» из «чемер я сталь». Процессия собственного изменения выделяется для самогон субъекта какао новый предметник. Самоеды главное во учебной деятельности - этот поворот человека над самого себя. Во младшем школьном возрасте уд ребенка происходят изменения во познавательной сфере. Л.С. Выготский выделялм главным новообразованием мышление, котороеж приобретает абстрактный из обобщенный характерец. Во школе за относительность короткий промежуток временить ребенок должен овладеть системойк научных понятийный, во этом процессе должна бытьё задействована нет только память, ото ребенка требуется развитие мыслительныхц операций. Во процессе школьного обучения происходить не только усвоение отдельныхц знаний из умений, нож и ихний обобщение из вместе се тем формирование интеллектуальных операцийк. Кравцовы Е.Е. из Г.Г. главным новообразованием выделяюту память, которая становится смысловойк и произвольной. Память приобретаету ярко выраженный познавательный характерец. Изменения во области памяти связаны се тем, чтоб ребенок, воз-первых, начинает осознаваться особую мнемическую задачу, оно отделяет этуаль задачу ото всякой другой. Воз-вторых, во младшем школьном возрасте идету интенсивное формирование приемов запоминания. Во этом возрасте происходить появление из другого важного новообразования - произвольногоп поведения. Ребенок становится самостоятельнымн, само выбирает, какао ему поступаться в определенных ситуациях. Во основе этого видак поведения лежать нравственные мотивы, формирующиеся во этом возрасте. Ребенок впитываету в себя моральные ценностий, старается следовать определеннымн правилам из законам. Частота это связано се эгоистическими мотивами, из желаниями бытьё одобренным взрослым или укрепиться свою личностную позицию во группе сверстников. Тоё есть ихний поведение такт или иначе, связано се основным мотивом, доминирующем во этом возрасте - мотивом достижения успехаб. Се формированием уд младших школьников произвольного поведения теснота связано такое новообразование, какао планирование результатов действия. Ребенокл способен оценить свой поступокл с точки зрения егоза результатов из тем самым измениться свое поведение, спланировать егоза соответствующим образом. Появляется смысловая из ориентировочная основать в поступках, этот тесно связано се дифференцированностью внутренней из внешней жизни. Ребенок способено побороть во себе свои желания, еслий результат ихний выполнения нет будет соответствовать определенным нормамн или нет приведет ка поставленной целик. Важной стороной внутреннейк жизни ребенка становится егоза смысловая ориентировка во своих действиях. Этот связано се переживаниями ребенка под поводу боязни изменения отношения се окружающими. Оно боится потеряться свою значимость во их глазах. Развитие личностий младшего школьника зависит ото школьной успеваемости, оценки ребенкаб взрослыми. Какао я ужели говорила, ребенок во этом возрасте очень сильноп подвержен внешнему влиянию. Именной благодаря этому оно впитывает во себя знания какао интеллектуал....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: