- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методические рекомендации по использованию педагогических приемов, способствующих успешной адаптации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004085 |
Тема: | Методические рекомендации по использованию педагогических приемов, способствующих успешной адаптации |
Содержание
2.2. Методические рекомендации по использованию педагогических приемов, способствующих успешной адаптации первоклассников в учебной группе Адаптация с точки зрения физиологии и психологии – явление положительное, она позволяет организму приспособиться, привыкнуть к изменившейся среде обитания, повысить устойчивость индивида к необычным проявлениям среды, принять ее законы [5, с.84]. Но следует отметить, что затянувшийся процесс, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности . это становится причиной негативных проявлений ребенка, непослушание, капризы, замкнутость и пр. Более серьезное нарушение приводит к возникновению стрессов и нервных срывов. Этого можно избежать, если правильно организовать обучение в адаптационный период бережно относиться к тем детям, которые не могут быстро привыкнуть к школе, учителю, одноклассникам, не сразу принимают требования незнакомых взрослых. Чего учитель часто не учитывает? Нельзя упускать из виду, что первоклассник по своему психическому развитию еще не стал младшим школьником и к нему нельзя предъявлять те же требования, что к учащимся других классов нач. школы. Учащийся 6-7 лет находится как бы на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту и ему нужно помочь преодолеть этот кризисный период. Ученик 1 класса еще не овладел деятельностью, которой он начал заниматься в школе: он не умеет учиться. Это проявляется во многом. Ребенок не может выдерживать сразу предлагаемую нагрузку, он недостаточно внимателен, у него не сформирована произвольность поведения, усидчивость. Он не может сразу принять все требования, которые к нему начинают предъявлять учителя да еще в форме жестких указаний. Ведущей деятельностью В дошкольном возрасте была игра. И она остается актуальной для учащегося 1 класса. Ребенку 6-7 лет невыносимо трудно целый урок писать или читать. С продолжительной однообразной деятельностью ребенок справиться не может [3, с.82]. Поэтому необходима особая организация процесса обучения в адаптационный период. Как построить учебный день первоклассника, чтобы его адаптация прошла успешно, как строить взаимоотношения учителя с детьми и детей между собой? Каждый учитель нач. школы сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. Всем хорошо известно, что успешная адаптация ребенка к школе зависит от системы межличностных отношений, в которую вступает первоклассник с первых дней нахождения в коллективе сверстников и учителей. Поэтому очень важно, чтобы у школьника были сформированы следующие качества: - желание участвовать в совместной деятельности; - позитивные переживания в процессе совместной деятельности, уверенность в успехе, получение положительной эмоции от совместной деятельности; - адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех деятельности своей (товарища); - желание предложить свою помощь в процессе деятельности; - желание принимать помощь от других; - умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней; - умение взаимодействовать в условиях совместной работы; - понимание того, что Я как ученик – часть классного коллектива, желание быть соучастником общего дела; - умение рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать; - умение выслушивать мнение участников деятельности с своей работе; - умение высказывать свое мнение о достигнутом результате деятельности; Для формирования этих качеств необходимы специальные задания [3, с.67]. Игра – рефлексия Например, можно использовать уроки окружающего мира, риторика. Эти предметы содержат большие потенциальные возможности, способствуют социализации младших школьников, помогают первокласснику найти свое место в коллективе сверстников. Задания тренингового характера, используемые в адаптационный период, помогают, помогают детям узнать больше друг о друге, научиться взаимодействовать. В процессе выполнения заданий тренингового характера можно установить причины трудностей в общении первоклассников с самых первых дней пребывания в школе. 1. плохое знание русского языка у детей, для которых он не является родным. Вследствии этого, первоклассники плохо воспринимают незнакомую речь, затрудняются ответить на вопрос, выразить то, что знают. В этом случае нужно развивать активный словарь. Создавать ситуации общения с разными детьми. 1. Заикание ребенка часто делает детей стеснительными, поэтому они неохотно вступают в речевые контакты. От учителя требуется большая моральная поддержка, которая выражается в показе одноклассникам всех достоинств ребенка. 1. Плохо развитая речь (нарушение звукопроизношения) приводит к тому, что он чаще предпочитает невербальные формы общения, то есть ему проще заплакать, ударить, толкнуть одноклассника. 1. На первых порах таким ученикам нужно поручать задания не требующие развернутых словесных формулировок (раздать карточки, стереть с доски, повесить картинки). Это будет постепенно повышать их самооценку, придаст уверенности в своих силах. А также совместные логопедические задания смогут помочь преодолеть речевые проблемы. 1. Тревожность, замкнутость (вследствие психологической травмы или сложной атмосферы в семье) выражается в том, что ребенок долго присматривается к учителю, одноклассникам. В этом случае, учителю нужно с первых дней узнать, чем больше всего интересуется ребенок; необходимо больше общаться с его семьей. Чаще хвалить, много общаться персонально, подбадривать, включить невербальные формы общения (дотронуться, приласкать). Желательно, чтобы такой ученик имел доброжелательного , открытого соседа по парте. Таким образом, использование тренинговых заданий на уроках в первом классе может служить действенным средством обеспечения успешной адаптации каждого первоклассника. Во многих современных исследованиях особое внимание обращается на необходимость использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединяться парами, группами, большими коллективами. В процессе такой совместной деятельности формируются важнейшие качества личности школьника; умение договариваться, распределять обязанности; оценивать долю своего участия в общем труде, осознавать свою ответственность за его результаты [8, с.95]. Коллективное творческое дело Дети с удовольствием объединяются для совместной деятельности, только не всегда могут ее правильно строить. Для этого нужны особые условия. Например: пара первоклассников получает задание нарисовать варежки. в результате варежки должны получиться одинаковыми. Или: группа детей составляет совместный рассказ - описание животного. Или: класс весь делает общую картину. Одни рисуют, другие вырезают листочки, третьи их наклеивают. в результате совместной деятельности - общий результат. Преимущества всех этих форм организаций очевидны: они интересны детям, позволяют установить хорошие взаимоотношения между детьми. Помогают учителю понять особенности межличностных отношений школьников и регулировать их. В адаптационный период очень важным является установление отношений между учителем и детьми. На что нужно обратить внимание: - Прежде всего, учитель должен быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным - человеком с которым приятно заниматься любой деятельностью, учением, игрой, беседой и т.д. - Учитель должен быть убежден в том, что каждый ребенок может иметь право быть индивидуальностью и особенности его личности принимаются педагогом как ценность. - Учитель должен быть уверен в том, что у школьника все получится, что ему все будет удаваться, только ему нужно помочь проявить свои достоинства и способности. Поэтому в первом классе нет системы оценок, только положительная вербальная оценка. Именно поэтому нужно учитывать индивидуальный темп обучения первоклассника, т.е. одному предоставить возможность быстро продвигаться вперед, а другому - "спешить " медленно. У нас в школе, для того чтобы адаптация прошла успешно в течении первого месяца проводится по 3 урока в день. У первоклассников пятидневная учебная неделя. Уроки в первом классе по 35 минут, перемены по 20 минут. До звонка дети находятся в классе, рисуют цветными мелками, совершают разнообразные полезные движения, играют в игры, просто беседуют стоя у окна, ухаживают за цветами. В первые месяцы мы проводим экскурсии по школе. Знакомятся с помещениями школы, слушают рассказ об их назначении. "Сходи в ...", "Узнай у ...", и др. Проводим экскурсии и целевые прогулки в лес, по улицам нашего села. И конечно же в течении всего урока проводятся различные физ.минутки. Одну из которых мы с вами сейчас проведем, самую любимую в нашем 1 классе. Физминутка "Буратино" Буратино потянулся Раз нагнулся, два прогнулся Руки в стороны развел И пошел, пошел, пошел Игра - рефлексия "Знакомство" Цель: Развитие навыков общения (умение рассказывать о себе, составлять портрет одноклассника, выступать у доски); воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя; знакомство детей друг с другом. Время выполнения: 15 минут Форма проведения: парная, коллективная. Оборудование: каждому ребенку нужно раздать по два кружка из плотной бумаги; на одном - лицо с улыбкой, на другом - недовольное лицо. Такие же кружки, только большего размера размещаются на классной доске. Организация занятия: Тема урока - "Давайте познакомимся" - Мы с вами начинаем вместе учиться и пока еще незнаем друг друга хорошо, поэтому сегодня я предлагаю всем нам познакомиться. Узнайте у соседа по парте, как его зовут, что он больше всего любит, чем охотнее всего занимается. А затем поменяйтесь ролями. После диалога, каждый ряд по очереди выходит к доске, и дети по очереди рассказывают, что узнали о своих соседях. После всех выступлений дети с помощью пиктограммы выражают свое отношение к заданию. Если задание понравилось, дети покажут смеющееся лицо, а если не понравилось - грустное. Методические рекомендации Процесс выполнения данного задания может стать предметом анализа, что позволит выделить несколько групп первоклассников, имеющих свои особенности общения. Их необходимо учитывать в процессе формирования межличностных отношений в адаптационный период. 1 группа: С радостью приступают к выполнению задания: они спрашивают, с удовольствием рассказывают о себе. Они умеют задавать вопросы, отвечать на них, внимательно слушают другого. 2 группа: Не сразу приступают к диалогу, им необходима помощь учителя - повторить задание, например так: "Познакомимся поближе со своим соседом, расскажи ему, как тебя зовут, что ты больше всего любишь. А затем твой сосед расскажет о себе". Как правило, этого достаточно для того, чтобы первоклассники начали общение. Главная трудность детей этой группы состоит в неумении принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней. 3 группа: Не приступают к выполнению задания. Нужно оказать помощь - прямое участие: "Скажи своему соседу, как тебя зовут, начиная со слов - меня зовут ..."; "Я больше всего люблю читать книги, а ты? (рисовать, смотреть мультики, рисовать и т.д.)"; "Спроси, что любит твой сосед по парте (назвать имя)"; "Скажи так: "Больше всего я люблю..." Нужно предоставить достаточно подробный план, по которому дети будут общаться. Выступление командой у доски снижает тревожность, страх выступления у доски, формирует навыки публичного выступления. Дети становятся полукругом, сосед рядом с соседом по парте. При возникновении трудности помочь фразой "Моего соседа зовут..."; "Больше всего он любит.....". Можно попросить подсказать второго ребенка (на ушко). Если ребенок очень стесняется, даже не может повторить готовую фразу вслух у доски. Тогда нужно попросить всю команду поддержать товарища и сказать фразу хором. Могут быть и такие дети, которые не захотят рассказать о своем соседе, будут выражать агрессивность по отношению к нему "Не буду я о нем рассказывать, он плохой!". Всякие виды помощи в данном случае могут оказаться бесполезными, нужно просто спокойно для себя отметить особенности этих детей, что такая реакция не является подлинным отношением к однокласснику, а служит отражением массивных трудностей презентации своего партнера [10, с.58]. Как правило, после выступления нескольких пар многие дети начинают отвлекаться на посторонние разговоры, игры, ссоры и т.д., поэтому с самого начала работы у доски нужно вводить игровую ситуацию: та команда, которая лучше услышала и поняла выступающих, получает одно очко. После каждой пары, нужно обращаться к слушателям с вопросами: "Что больше всего любит делать Маша?", "Кто из мальчиков любит играть в шашки? " и т.п. Надо особо хвалить тех детей, которые во время выполнения задания старались преодолеть стеснительность, робость и другие трудности. К ученикам с проблемами в общении следует применить индивидуальные формы работы. Список использованной литературы 1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2014. 2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 2013. – 153с. 3. Амосов, В. В. Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста как средство социализации / В. В. Амосов // Новые исследования в психологии. - 2009. - № 2. - С. 6-8. 4. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : Избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева. - М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии : МОДЭК, 2015. - 386 с. 5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. 1989, №1. 6. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - JI. : Наука, 2010. - 346 с. 7. Безруких, М. М. Адаптация первоклассников к учебным нагрузкам по динамике некоторых вегетативных показателей / М. М. Безруких, И. А. Лаптева, Т. С. Володенкова // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе : материалы симп. - М., 2012. - С. 66-67. 8. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Бович. – М., 2011. – 267с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5 / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2013. – 251 с. 10. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. - СПб.: Сфера, 2014. -158 с. : ил. - (Серия «Здоровье человека»). 11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Давыдов В.В. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 2010. 12. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. – 2010. 13. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2015. – 182с 14. Дрягалова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника в школе. Автореферат канд.дисс. Нижний Новгород. 2010. 15. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / Коган А.Б. – М.: Высшая школа, 2012. 16. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2013. – 265с. 17. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2010. 18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / Кулагина И.Ю. – 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2011. 19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Леонтьев А.Н. – М., 2011. 20. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / Лурия А.Р. – М.: Педагогика, 2012 21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / Люблинская А.А. – М.:Просвещение, 2014. 22. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. – М.,2013 – 234с. 23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / Матюхина М.В. - М., 1984; Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 2011 24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / Мухина В.С. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 456 с. 25. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2015. – 352с. 26. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. . – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2013. – 208с. 27. Основы психофизиологии / под ред. Ю.И. Александрова. – М.: Инфра-М, 2014. 28. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 2012. – 321с. 29. Овчарова, Р.В. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - М. : Физкультура и спорт, 2014. - 206 с. 30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта : пер. с фр. / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 2010. - 659 с. 31. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с. 32. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив / Петровский А.А. – М., 2012. 33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М., 2013. 34. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер – 2014. – 652 с.: ил. 35. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. –Пермь, 2013. 36. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2011. 37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2016. 38. Северцов, А. С. Введение в теорию эволюции : учеб. пособие для биол. спец. ун-тов / А. С. Северцов. - М. : Изд-во МГУ, 2011. - 317 с. : ил. 39. Селье, Г. На уровне целого организма : пер. с англ. / Г. Селье. - М. : Наука, 2012. - 122 с. 40. Селье, Г. Стресс без дистресса : пер. с англ. / Г.Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. - Рига : Виеда, 2012. - 109 с. 41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Талызина Н.Ф. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Анализ процесса методы формирования культурно гигиенических большое навыков, способствующих эффективному использованию художественное игровых методов
- Анализ процесса методы формирования культурно гигиенических большое навыков, способствующих эффективному использованию художественное игровых методов
- Выявление педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников