- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методические особенности организации и проектирования факультативного курса «Основы алгоритмизации и программирования» для учащихся 10 классов»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011627 |
Тема: | Методические особенности организации и проектирования факультативного курса «Основы алгоритмизации и программирования» для учащихся 10 классов» |
Содержание
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Методические особенности организации и проектирования факультативного курса «Основы алгоритмизации и программирования» для учащихся 10 классов» Выполнила: Ухренкова Татьяна Александровна ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 1.1. Понятийный аппарат факультативных курсов и методика их проведения 5 1.2. Алгоритмическая культура учащихся 8 1.3. Обучение программированию 12 1.4. Планируемые результаты обучения 15 1.5. Определение необходимого минимума объема учебного времени и общего содержания обучения школьников программированию 19 1.6. Язык программирования Паскаль как логико-лингвистическая модель 19 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 24 2.1. Общие методические аспекты обучения программированию в процессе факультативных занятий 24 2.2. Методические принципы обучения "Основы алгоритмизации и программирования" 24 2.3. Методика преподавания факультативных занятий по «Основам алгоритмизации и программирования» 28 2.2. Проектирование факультативного курса "Основы алгоритмизации и программирования" 28 2.5. Методические рекомендации по изучению систем программирования 28 2.6. Особенности модульной технологии обучения в условиях реализации ФГОС 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38 Примерная программа факультативного курса «Основы алгоритмизации и программирования» 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 45 Планы-конспекты уроков 45 ВВЕДЕНИЕ Изучение темы алгоритмизация и программирование связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение данной темы развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приёмов умственной деятельности. Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. На изучение темы алгоритмизация и программирование в школьной программе по информатике отводится очень мало часов, а изучение языка программирования возможно только 8 - 9 классах. Наряду с этим олимпиады по информатике содержат задания и по программированию. Без знания алгоритмизации и программирования невозможно успешное выполнение заданий ЕГЭ. Вот почему линии алгоритмизации и программированию уделяют повышенное внимание в методике преподавания информатики и ИКТ. Программа предложенного факультативного курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся в области алгоритмизации и продолжить изучение языка программирования Паскаль. Данный курс рассчитан на учащихся 10 классов. Применение знаний, полученных на уроке информатики, во время проведения факультативных занятий позволяет углубить знания обучающихся в этой области, проявить творчество, изобретательность, развить способности. Таким образом, все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что тема данного исследования является актуальной. Предмет исследования: Методические особенности организации и проектирования факультативного курса информатики «Основы алгоритмизации и программирования» для учащихся 10 классов. Объект исследования: процесс обучения информатике в 10 классе. Цель работы: разработка методических рекомендаций по преподаванию факультативного курса "Основы алгоритмизации и программирования" в школьном курсе информатики. Для достижения целей ВКР поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать и изучить специальную литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть понятийный аппарат факультативных курсов и методику их преподавания. 3. Рассмотреть алгоритмическую культуру учащихся. 4. Рассмотреть планируемые результаты обучения. 5. Рассмотреть язык программирования Паскаль как логико-лингвистическая модель. 6. Разработать программу факультативного курса информатики «Основы алгоритмизации и программирования». 7. Разработать планы-конспекты проведения факультативного курса информатики «Основы алгоритмизации и программирования». В процессе решения поставленных задач используют следующие методы исследования: * аналитический (анализ литературы по проблеме исследования); * описательный (изучение и анализ педагогического опыта); * практический (практическое применение); Рабочая гипотеза: Приступая к работе, предполагаем, что данный факультативный курс направлен формирование операционного стиля мышления (элементов информационной культуры, развития коммуникативных умений и навыков) и творческих способностей учащихся; получение практических навыков работы с компьютером. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений. Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1.1. Понятийный аппарат факультативных курсов и методика их проведения Важной задачей обучения информатике в основной школе является подготовка к продолжению образования, воспитание у них стремления к непрерывному пополнению своих знаний в избранном направлении с помощью самообразования. Школьная программа содержит обязательный для всех учащихся минимум знаний по всем предметам. Факультативные занятия вводятся с целью углубления знаний по естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся. В течении многих лет идет большая работа по определению содержания, разработке методов и лучших путей организации факультативных занятий. В результате экспериментальной работы подготовлены и опубликованы различные программы, учебные пособия для учащихся и методические руководства для учителей. Факультативы - это небольшие специальные курсы, знакомящие учащихся с некоторыми областями знаний информатики, которые не рассматриваются в учебной программе. Целью организации факультативных занятий является расширением кругозора учащихся, развитие алгоритмического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету. [5, с.137] Требования к ученику, участвующему в работе факультатива, такие же, как и в отношении любого учебного предмета: обязательное посещение занятий, выполнение домашних заданий и других поручений, собранность, дисциплинированность в учебе и так далее. 1. Факультативный курс, направленный на "Основу алгоритмизации и программирования", представляет собой систему нескольких тем, частично связанных между собой. Каждая из них предназначена для развития основных идей школьной информатики, ее понятий, методов. Следовательно, факультативные занятий важно соотносить с основным курсом информатики, можно, например, отработать навыки решения задач с помощью ЭВМ. Для осуществления такой связи необходимо: * систематизировать материал; * последовательно развертывать теорию; * рассматривать дополнительные методы для решения задач. Факультативные занятия по информатике, проводятся в форме модульных групп по предложенной учебной программе, включающей в себя целевой план действий, банк информаций, руководство по достижению цели, реализуют образовательные запросы учащихся. Основной курс информатики и ИКТ служит источником тем для углубленной разработки факультативных занятий по предмету. Взаимосвязью основного и факультативного курсов необходимо воспользоваться для развития мышления школьников. 2. Факультативы по информатике дополняют кружки, занятия компьютерных клубов новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию. 3. Факультативные занятия представляют большие возможности подготовки к конкурсам, соревнованиям и олимпиадам (пользовательским, по языкам программирования), занятиям проектной деятельностью, подготовки к ЕГЭ. Содержание обучения на факультативах определяется типовыми учебными программами, которые согласованы с программами обязательных предметов. [5, с.138] Варианты факультативов для старшей школы: * Основы алгоритмизации и программирования; * Навыки работы с клавиатурой; * Настольная издательская система; * Компьютеры и связь; * Программирование и разработка программного обеспечения; * Создание графики; * Работа с мультимедией; * Система автоматического проектирования; * Моделирование и имитация; * Экспертные системы; * Роботы и устройства с обратной связью; * Музыка; * Статистика. Такой вариант факультативного курса как программирование может быть достаточно вариативным. Можно рассматривать различные языки программирования, различные среды программирования. Эта тема достаточно обширна и тематика задач, используемая для обучения, может быть основана на различном материале. В данной работе представлен один из вариантов. При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам этого курса. Одно из важнейших требований к методам состоит в активизации мышления учащихся, развитии самостоятельности в различных формах ее проявлении. На факультативах по информатике могут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий: * лекции; * практические работы; * обсуждение заданий по дополнительной литературе; * доклады учеников; * написание рефератов; * экскурсии. Часть курса может быть прочитана в форме лекции. Как показывает опыт преподавания, применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет учителю излагать учебный материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения вопросов теории и решении задач. Кроме того, такая организация занятий обеспечивает усиление практической и прикладной направленности преподавании, приобщение учащихся к активной работе с учебной литературой, повышения уровня их подготовки. При проведении лекции допустимы беседы с учащимися, обсуждение по ходу рассказа вопросов, которые заинтересовали школьников. Уроки практических занятий. Основным видом занятий является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции. На уроках практических занятий проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач. Уроки-семинары. Возможно проведение семинаров различных типов. Большую пользу приносит подготовка учениками рефератов. Выполнение такого рода работы необходимо для развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. Необходимо, чтобы подготовленные рефераты заслушивались всеми и обсуждались всеми школьниками. Для рефератов следует подбирать темы, по которым имеется легкий доступ к литературе. Можно использовать журналы "Информатика и образование", "Мир ПК", газета "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"). План реферата можно предложить составить ученику самостоятельно, но можно и помочь ему в этом. Для проведения практических работ учитель составляет рекомендации, с помощью которых определяется цель работы, задания для учащихся, порядок выполнения практической работы. Задания целесообразно подбирать дифференцированно. При подведении итогов можно показать результаты деятельности всей группы в целом. Методические рекомендации по организации факультативов по информатике: * Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и факультативных занятий; * Обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий; * Единство в содержании факультативных занятий различных разделов информатики; * Активизация самостоятельной работы учащихся; * Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся; * Использование наглядных пособий; * Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях; * Принципы занимательности занятий; * Построение занятий проблемного изучение материала. 1.2. Алгоритмическая культура учащихся Системный характер содержания курса информатики определяется названными темя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде): * информация и информационные процессы; * моделирование, информационные модели; * области применения методов и средств информатики. В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики: a) в направлении "Информация, информационные процессы": a. информационные процессы; b. информационные ресурсы. b) в направлении "Моделирование, информационные модели": a. моделирование и формализация; b. представление информации; c. алгоритмизация и программирование. c) в направлении "Области применение методов и средств информатики": a. информационные и коммуникационные технологии; b. информационные основы управления; c. информационная цивилизация. В основе программирования для ЭВМ лежит понятие алгоритмизации, рассматриваемой в широком смысле как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Однако алгоритмизация как метод, на который опирается общение человека с формализованным исполнителем (автоматом), связана не только с составлением программ для ЭВМ. Так же как и моделирование, алгоритмизация — это общий метод кибернетики. Процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. С построением алгоритмов связано и создание самых простейших автоматических устройств, и разработка автоматизированных систем управления сложнейшими производственными процессами. Фундаментальные основы алгоритмизации лежат в сугубо теоретической области современной математики — теории алгоритмов, однако, алгоритмизация в широком практическом смысле понимается как набор определенных практических приемов, основанных на особых специфических навыках рационального мышления об алгоритмах. [4, с.15] Образованная совокупность специфических понятий, умений и навыков, определяющая новый элемент общей культуры каждого современного человека и претендующая по этой причине на включение в общее школьное образование (как и в разряд новых понятий теории и методики школьного обучения), получила название алгоритмической культуры учащихся (М.П.Лапчик). [4, с.16] Ниже приведены перечень и описание компонентов алгоритмической культуры, составленные на основе анализа общеобразовательных основ алгоритмизации. 1. Понятие алгоритма и его свойства. Понятие алгоритма является центральным. В обучении алгоритмизации нет необходимости (да и возможности) использовать строгое математическое уточнение этого понятия, достаточно его толкования на интуитивно-наглядном уровне. Существенное значение при изложении приобретают такие содержательные свойства алгоритмов, как понятность, массовость, детерминированность и результативность.[4, с.16] 2. Понятие языка описания алгоритмов. Задача описания алгоритма всегда предполагает наличие некоторого языка, на котором должно быть выполнено описание. По этой причине само понятие алгоритма находится в неразрывной связи с понятием языка как средства выражения (представления) алгоритма. Выбор языка в каждом отдельном случае определяется областью применения алгоритма, т.е., по существу, свойствами объекта (человека, автомата, компьютера), выступающего в роли исполнителя. Соблюдение требования строго следовать границам языковых возможностей в общении с тем или иным исполнителем служит в некотором роде первоосновой алгоритмизации. Понимание этого обстоятельства и точное соблюдение возможностей используемых языковых средств в каждой конкретной ориентации описания также составляет важный компонент алгоритмической культуры.[4, с.16] 3. Уровень формализации описания. Применяемые на практике уровни формализации представления алгоритмов могут варьироваться в довольно широком диапазоне: от уровня полного отсутствия формализации до уровня формализации «в той или иной мере» и, наконец, до уровня «абсолютной» формализации. Умение работать с языками различных уровней формализации с учетом фактора понятности алгоритма для исполнителя также является существенным компонентом алгоритмической культуры.[4, с.16] 4. Принцип дискретности (пошаговости) описания. Построение алгоритма предполагает выделение четкой целенаправленной последовательности допустимых элементарных действий, приводящих к требуемому результату. Организованная совокупность этих действий образует определенную дискретную структуру описания алгоритма, сообщающую ему ясность и четкость. В различных языках такие отдельные этапы алгоритма представляются различными средствами. В словесных представлениях алгоритма (на естественном языке) - это отдельные предложения, указания, пункты, в языках схем - это отдельные блоки, в объектном языке ЭВМ - это отдельные команды, в алгоритмическом языке высокого уровня - операторы. [4, с.17] 5. Принцип блочности. Необходимо уметь расчленять сложную задачу на более простые компоненты. Такой путь приходится избирать всегда, когда задача оказывается достаточно сложной, чтобы алгоритм ее решения в нужном языке можно было описать сразу. В этом случае задача разбивается на информационно замкнутые части (блоки), которым придается самостоятельное значение, и после составления первоначальной схемы, связывающей части задачи, проводится работа по детализации отдельных блоков. Каждый из этих блоков может быть детализирован по только что описанному принципу. Принцип блочности наглядно показывает, какую общеобразовательную силу могут иеть подходы, заимствованные из области программирования. При окончательном построении алгоритма из блоков возможно два принципиально различных подходов: a) детальное представление блока помещается в соответствующее место алгоритма, а сам блок, исчерпав свою роль общего приема поиска алгоритма, как бы "растворяется" в нем; b) содержание блоков не встраивается в алгоритм, а в его соответствующих местах помещаются ссылки - обращение к размещенным отдельно блокам; окончательным алгоритмом считается совокупность главного алгоритма и всех его отдельных блоков (вспомогательных алгоритмов). [4, с.18] 6. Принцип ветвления. Организация алгоритмов требует умелого использования логических (разветвляющих) средств языка. Существенными компонентами алгоритмической грамотности здесь является осознание того, что: а) описание должно предусматривать все возможные варианты исходных данных и для каждой их комбинации быть результативным; б) для конкретных значений исходных данных исполнение алгоритма всегда проходит только по одному из возможных путей, определяемому конкретными условиями. [4, с.18] 7. Принцип цикличности. Эффективность алгоритмических описаний в большинстве случаев определяется возможностью неоднократного использования одних и тех же фрагментов описаний при различных значениях входных величин. Особенно важно, умение выделять при построении алгоритмов повторяющуюся (рабочую) часть цикла. Возвращение к повторному прохождению одного и того же фрагмента описания может быть организованно с применением логических средств языка, однако язык может содержать и специальные средства организации циклических алгоритмов (например, операторы цикла в языках высокого уровня). И в том и другом случае существенным компонентом алгоритмической культуры здесь является понимание общей схемы функционирования циклического процесса и, что особенно важно, умение выделять при построении алгоритмов повторяющуюся (рабочую) часть цикла. [4, с.18] 8. Выполнение (обоснование) алгоритма. Существенно важным компонентом алгоритмической грамотности является постоянно привлекаемое в процессе алгоритмизации умение воспринимать и исполнять разрабатываемые фрагменты описания алгоритма отвлеченно от планируемых результатов - так, как они описаны, а не так, как может быть, в какой-то момент хотелось бы самому автору или исполнителю. Говоря иными словами, требуется развитое умение четко сопоставить (и разделять) то, что задумано автором, с тем, к чему приводит фактически написанное. [4, с.18] 9. Организация данных. Исходным материалом для алгоритма является информация или исходные данные, которые надлежит обработать. Составитель алгоритма обязан думать не только о том, как и в какой последовательности производить обработку, но и о том, где и как фиксировать промежуточные и окончательные результаты работы алгоритма. [4, с.19] Мы перечислили компоненты алгоритмической культуры, овладение которыми имеет основополагающее значение для формирования навыка составления алгоритмов - алгоритмизации и, следовательно, программирования для ЭВМ. 1.3. Обучение программированию Обучение программированию для исполнителя нужно строить на последовательности решаемых задач. Очередность задач должна определяться следующими принципами: * от простого к сложному: постепенное усложнение задач; * новизна: каждая задача вносит какой-то новый элемент знаний (новая команда, новый прием программирования); * наследование: следующая задача требует использования знаний, полученных при решении предыдущих задач. В учебнике Информатика И.Г. Семакина рассматривается последовательность задач, которая позволяет ученикам осваивать приемы алгоритмизации в таком порядке: * составление линейных алгоритмов; * описание и использование вспомогательных алгоритмов; * составление циклических алгоритмов; * использование ветвлений в алгоритмах; * использование метода последовательной детализации при составлении сложных алгоритмов. Обсуждение методических вопросов изучения темы "Алгоритмы работы с величинами" будем проводить в программистском аспекте. Составление любой программы для ЭВМ начинается с построение алгоритма. Как известно, всякий алгоритм (программа) составляется для конкретного исполнителя, в рамках его системы команд. О каком же исполнителе идет речь в теме "программирование для ЭВМ"? Ответ очевиден: исполнителем является компьютер. Точнее говоря, исполнителем является комплекс "ЭВМ + система программирования (СП)". Программист составляет программу на том языке, на который ориентирована СП. Иногда в литературе по программированию такой комплекс называют "виртуальный ЭВМ". Например, компьютер с работающей системой программирования на Бейсике называют "Бейсик-машина"; компьютер с работающей системой программирования на Паскале называют "Паскаль-машина" и т.п. Схематически это изображено на рис.1 Рис. 1 Взаимодействие программиста с компьютером. Входным языком такого исполнителя является язык программирования Паскаль. При изучении элементов программирования в базовом курсе необходимо продолжать ту же структурную линию, которая была заложена в алгоритмическом разделе. Поэтому при выборе языка программирования следует отдавать предпочтение языкам структурного программирования. Наиболее подходящим из них для обучения является Паскаль. Процесс программирования делится на три этапа: 1. составление алгоритма решения задач; 2. составление программы на языке программирования; 3. отладка и тестирование программы. Для описание алгоритмов работы с величинами следует, как и раньше, использовать блок-схемы и учебный алгоритмический язык. Описание алгоритмов должно быть ориентировано на исполнителя со структурным входным языком, независимо от того, какой язык программирования будет использоваться на следующем этапе. Языки программирования делятся на две группы: * машинно-ориентированные: Автокоды, Ассемблеры; * языки программирования высокого уровня (ЯПВУ). В настоящее время практически все программисты пользуются языками высокого уровня. Даже такие системные программные продукты, как трансляторы, операционные системы и др., составляются на языках высокого уровня (обычно для этого используют язык СИ). На любом языке программирования алгоритм решения задачи представляется через совокупность команд. Что такое команда на машинном языке, демонтрируется на примерах учебных компьютеров. В ЯПВУ одна команда определяет уже не одну операцию процессора, а, в общем случае, множество. Поэтому к командам ЯПВУ более подходит термин "оператор". Важнейшим оператором является оператор присваивания. В ЯПВУ оператор присваивания записывается практически так же, как и в алгоритмическом языке команда присваивания. В ЯПВУ одним оператором представляются целые алгоритмические структуры ветвления, цикл. Правда, такое есть не во всех языках (например, нет в стандартном Бейсике). Языки, в которых имеются структурные операторы, принято называть структурными языками. К их числу относятся Паскаль и Си. Изучение языков программирования высокого уровня в базовом курсе должно носить только ознакомительный характер. Но использовать для этого какой-то учебный язык, учебную систему программирования, совсем не обязательно. Реальные ЯПВУ можно изучать с разной степенью подробности. Освоение же работы в современных системах программирования на таких языках не вызывает больших затруднений. Наиболее целесообразно для начального знакомства с языками программирования использовать язык Паскаль. Язык Паскаль был создан в 1971 г. Никлаусом Виртом как учебный язык. Основной принцип, заложенный в нем, - это поддержка структурной методики программирования. Этот же принцип лежит в основе учебного алгоритмического языка (АЯ). По сути дела, расхождение между АЯ и Паскалем состоит в следующем: * АЯ - русскоязычный, Паскаль - англоязычный; * синтаксис Паскаля определен строго и однозначно в отличие от сравнительного свободного синтаксиса АЯ. Конечно, учитель может выбрать и язык Бейсик из-за привычки к нему или при отсутствии системы программирования на Паскале. Но в этом случае возникают серьезные методические проблемы: как аккуратно отразить концепцию типов данных и структурную методику программирования на Бейсике? В принципе, известно, как это делать, но для неопытного учителя это может оказаться проблемой. Поскольку в базовом курсе ставится только лишь цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод - демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринимать ученикам на "интуитивном" уровне. Наглядность такого языка, как Паскаль, облегчает это восприятие. Кроме того, пониманию помогает аналогия между Паскалем и русскоязычным алгоритмическим языком. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом "по образцу". Учитель может задуматься над проблемой: как лучше связать изучение методов построения алгоритмов работы с величинами и языка программирования. Здесь возможны два варианта: 1. сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы и АЯ, а затем - правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке; 2. алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно. Опыт показывает, что теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере. А для этого им нужно знакомиться с языком программирования, осваивать приемы работы в системе программирования. Метод последовательного изучения алгоритмизации и языка программирования приемлем лишь в "безмашинном" варианте. Даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма. Этот прием помогает ученикам "почувствовать" процесс исполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме. Когда же они станут более опытными программистами, например, осваивая профильный курс программирования в старших классах, тогда можно будет отказаться от ручной трассировки. Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с постепенным усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так: * линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных; * ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трех значений; диалог с ветвлениями; * циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклических ввод данных с последовательной обработкой. Такая последовательность задач рассматривается в учебнике Информатика И.Г. Семакина и предлагается в списке заданий для самостоятельного выполнения. 1.4. Планируемые результаты обучения В настоящее время не существует жесткой привязки к конкретному языку программирования. Допускается написание программ на следующих языках программирования: * школьный алгоритмический язык; * Тurbo Pasса1; * С; * Visual Вasiс; * Delphi. Рассмотрим, каким должен быть уровень подготовки школьников в области знания языка программирования, чтобы они были готовы к успешной сдачи ЕГЭ. В данной работе уровень подготовки школьников по математике рассматриваться не будет. Безусловно, учащиеся должны уметь пользоваться средой программирования Паскаль, включая работу с текстовым редактором, уметь исполнять программу с помощью меню и функциональных клавиш, корректно прерывать работу программы. Они должны знать структуру языка программирования Pasса1, процедуры ввода - вывода, основные типы данных, все основные математические функции. Должны уметь использовать условный оператор, включая вложенные условия и составные условия, а также оператор выбора. Учащиеся должны знать: * что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; * классификацию структур компьютера; * систему типов данных в Паскале; * операторы ввода и вывода; * правила записи арифметических выражений на Паскале; * оператор присваивания; * структуру программы на Паскале; * логический тип данных, логические величины, логические операции; * правила записи и вычисления логических выражений; * условный оператор If; * оператор выбора Select case. Учащиеся должны уметь: * составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале; * программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления; * программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром; * программировать итерационные циклы; * программировать вложенные циклы; * выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; * описывать функции и процедуры на Паскале; * записывать в программах обращения к функциям и процедурам; * составлять типовые программы обработки массивов: заполнения массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.; * решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов. Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении алгоритмизации и программирования, являются: * развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; * способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; * готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; * способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; * способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технической условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемые при изучении алгоритмизации и программирования, являются: * владение общепредметными понятиями "алгоритм", "массив" и др.; * владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; * владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; * владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; * владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализации информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основные предметные результаты изучения информатики отражают: * формирование информационной и алгоритмической культуры; * формирование представления об основных изучаемых понятиях - "информация", "алгоритм", "модель" - и их свойствах; * развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; * развитие умений составлять и запис....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Реализация педагогических условий обучения учащихся средней школы решению линейных и квадратных уравнений с параметрами в процессе изучения факультативного курса по математике
- Реализация педагогических условий обучения учащихся средней школы решению линейных и квадратных уравнений с параметрами в процессе изучения факультативного курса по математике
- Методические особенности проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО с использованием компьютерных технологий обучения