VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Место финансов в воспроизводственном процессе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000244
Тема: Место финансов в воспроизводственном процессе
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
1 Место финансов в воспроизводственном процессе……….…………………….5
1.1 Понятие и роль финансов в системе общественного воспроизводства……...5
1.2 Влияние финансов на сферы производства, распределения, обмена и потребления…………………………………………………………………………..7
1.3 Роль финансов в формировании фондов потребления и 
фондов накопления…………………………………………………………………12
2 Роль финансов организаций в процессе воспроизводства и первичном распределении вновь созданной стоимости………………………………………16
2.1 Формы участия организаций в  обеспечении процесса общественного воспроизводства финансовых ресурсов…………………………………………..16
2.2 Понятия сбережения и накопления…………………………………………..22
2.3 Анализ ВВП как основного показателя воспроизводства…………………..25
3 Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода………………………28
3.1 Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределительных процессах………………………………………….…….28
3.2 Роль государственного бюджета в организации перераспределения национального дохода и обеспечении финансовыми ресурсами общественных потребностей………………………………………………………………….…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….……33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ А.…………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.………………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ В.………………………………………………………………….40



     ВВЕДЕНИЕ
     
     Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. По своей экономической сущности финансы - объективная экономическая категория. Но в практике хозяйствования они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития.
     Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и обеспечивать различные общественные потребности.
     В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, государство использует их как активный инструмент управления экономикой. При этом финансы количественно и качественно влияют на общественное производство. Первое влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов, второе - выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование). 
     Финансы представляют собой, в первую очередь, способы и системы образования, использования и перераспределения денежных средств между субъектами хозяйствования и государством в разрезе ВВП страны и Национального богатства. Возможность подобного использования финансов заложена в их экономической природе, причем более глубокое познание сущности категории позволяет полнее и активнее использовать финансы в общественном воспроизводстве.
     Цель исследования курсовой работы – изучение роли финансов в процессе воспроизводства.
     В соответствии с целью работе поставлены следующие задачи:
     - дать понятие и определить роль финансов в системе общественного воспроизводства;
     - описать влияние финансов на сферы производства, распределения, обмена и потребления;
     - показать роль финансов в формировании фондов потребления и фондов накопления;
     - рассмотреть формы участия организаций в  обеспечении процесса общественного воспроизводства финансовых ресурсов;
     - дать понятия сбережения и накопления;
     - провести анализ ВВП как основного показателя воспроизводства;
     - выявить роль государственных и муниципальных финансов в перераспределительных процессах;
     - описать роль государственного бюджета в организации перераспределения национального дохода и обеспечении финансовыми ресурсами общественных потребностей.
     Объектом исследования курсовой работы является роль финансов в процессе воспроизводства. 
     Предмет исследования – финансовые отношения, связанные с процессом воспроизводства.
     
     1 Место финансов в воспроизводственном процессе
     
     1.1 Понятие и роль финансов в системе общественного воспроизводства
     
     Финансы органически связаны с экономической деятельностью людей. Эта связь выражается в том, что финансы проявляются и реализуются в процессе общественного воспроизводства. 
     На первой стадии процесса общественного воспроизводства создается новый продукт (новая стоимость, или ценность). 
     На второй стадии процесса воспроизводства происходит распределение созданной стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования через посредство системы финансовых отношений [13, c. 37]. 
     Финансы следует отличать от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям.
     Стоимость общественного продукта распределяется в денежной форме, или распределение общественного продукта получает форму движения денежных средств. Именно на стадии распределения возникают такие экономические категории, как цена, первичные доходы (заработная плата, прибыль, доходы от собственности), кредит [22].
     На третьей стадии процесса воспроизводства осуществляется непосредственная реализация продукции. Здесь операции по обмену обслуживаются ценой и деньгами. Именно на базе цены происходит количественное измерение обменивающихся стоимостей, находящихся в товарной и денежной формах. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, выступают посредником в процессе обмена. Вновь созданная стоимость в товарной форме обменивается на деньги и превращается в денежную форму. Таким образом, распределение новой стоимости сопровождается движением денежных средств, принимающих особую форму финансовых ресурсов. 
     Формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения (обмена), когда стоимость реализована и в составе выручки от реализованной продукции обособляются такие ее элементы, как амортизационные отчисления, заработная плата, прибыль. Как правомерно отмечается авторами, «в широком смысле финансы представляют собой движение всех стоимостных величин в хозяйственном процессе. Речь при этом идет обо всех формах, включая денежно-кредитные».
     И наконец, на четвертой стадии процесса воспроизводства происходит потребление конечного продукта общественного производства. Если в процессе личного потребления потребляются товары и услуги, то в процессе производственного потребления происходит потребление товаров, выступающих в качестве средств производства. Производственное потребление дает начало новому циклу процесса воспроизводства [27, с. 94].
     Следовательно, несмотря на то, что финансы в общественном производстве играют обслуживающую роль, тем не менее, как экономическая категория они выражают совокупность экономических отношений по поводу распределения (обмена) общественного продукта. Без финансов продукты общественного производства не могут быть распределены, и, в конечном счете, использованы, ибо финансы выступают в качестве неотъемлемого связующего звена между созданием и использованием стоимости общественного продукта.
     Выражая необходимость воспроизводства условий общественного производства в определенной экономической форме, финансы с функциональной точки зрения также выступают как наиболее глубокий импульс, движущая сила экономики в наиболее общем, абстрактном виде [29, c. 336]. 
     Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.
     С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. 
     Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д. [28, c. 64].
     Можно сделать вывод, что финансы - это внутренние механизмы, «кровеносная система» функционирования и развития общественного производства, посредством которых обеспечивается взаимосвязь производства и потребления в рамках исторически определенной совокупности экономических отношений.
     
     1.2 Влияние финансов на сферы производства, распределения, обмена и потребления
     
     Как известно, общественное воспроизводства включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление. В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы): домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты (фирмы); государство. Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. 
     На рис. 1.1 представлена упрощенная схема образования доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения совокупного общественного продукта и ВВП.

     Рисунок 1.1 -  Схема образования доходов субъектов экономических отношений в процессе распределений и перераспределения стоимости общественного продукта
     
     Видно, все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Образуются:
     - у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
     - у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;
     - у государства в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
     Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения и перераспределения этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Так называемый «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:
     - государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
     - финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
     - финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.
     Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансовые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспределения денежные, кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией [21, c. 128].
     На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения. 
     Все распределение ВВП и национального дохода в условиях командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Но в современных условиях России деятельность предприятий регламентирована значительно меньше. Так, при создании и распределении стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:
     1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
     2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);
     3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;
     4) объекты и ставки налогообложения, включая отчисления во внебюджетные фонды;
     5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;
     6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли [20, c. 89].
     Определенные денежные доходы и фонды образуются уже на стадии создания и распределения произведенного продукта (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия. 
     У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав себестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распределения выручки от реализации продукции [28, c. 92].
     В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта [3, c. 127].
     Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) охватывают все стадии воспроизводственного процесса - производство, обмен, распределение, потребление и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:
     - создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
     - обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
     - создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.
     
     1.3 Роль финансов в формировании фондов потребления и фондов накопления
     
     Одним из определений воспроизводства является повторение процесса общественного производства на стадиях производства, распределения и потребления. 
     Наилучшее сочетание накопления и потребления предусматривает такое соотношения между ними, при котором достигается создание условий для воспроизводства материально–технических ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Вследствие этого высокорентабельное производство является необходимым условием для создания фонда накопления. Достижимость расширенного воспроизводства характеризуется нормой расширенного воспроизводства (Нр), которую можно рассчитать по формуле:
                                                 (1.1)
     где Фн – фонд накопления предприятия, руб.; 
     Фо – стоимость основных производственных фондов, руб.; 
     Со – стоимость оборотных средств, руб.
      Данный показатель показывает, достаточно ли имеется собственных средств для его нормального функционирования и наращивания производства. Этот показатель является основным для характеристики возможности предприятия приобретать основные производственные фонды и увеличивать оборотные средства.
     Норма накопления (Нн, %) – это процентное отношение фонда накопления (ФН) к чистому доходу (ЧД):
                                                 (1.2)
     Норма пропорциональности (Нп, %) – это процентное отношение фонда накопления (ФН) к валовому доходу (ВД) [12, c. 42]:
                                                        (1.3)
     Взаимосвязь факторов формирования накопления и потребления находится под воздействием величины отчислений денежных средств населения 1) в фонде потребления и фонде накопления и 2) инвестиционных сбережений [18, c. 47].
     Макроэкономическая структура использования национального продукта страны складывается из определенной пропорции деления валового национального продукта (ВНП): 1) на удовлетворение потребностей населения и государства, текущее потребление и 2) на капитальные вложения, инвестиции, создание запасов. 
     Такое разделение позволяет выделить различные направления использования ВНП, влияющие на состояние национальной экономики страны, ее динамику, уровень благосостояния: 
     1. Фонд потребления, составляющий часть чистого продукта, которая используется для удовлетворения личных потребностей населения. При этом фонд потребления служит основой для воспроизводства рабочей силы и ее развития, а также за его счет удовлетворяются потребности в услугах образования, здравоохранения, социального обеспечения. 
     2. Фонд накопления, включающий часть дохода, оставшуюся после уплаты налогов и не израсходованную в полном объеме на приобретение потребительских товаров. Он может быть сформирован вследствие отказа от текущего потребления с целью улучшения потребления в будущем; для приобретения товаров длительного пользования; получения дополнительного дохода, а также сбережения могут выступать как страховой фонд [11, c. 92]. 
     Источниками финансирования фонда потребления являются личные доходы населения, доходы предприятий и средства бюджета. Доля фонда потребления в произведённом национальном доходе определяется уровнем развития производительных сил и степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социально-демографических групп непосредственно зависит от распределения общественного продукта. Дифференциация потребления определяется различием в доходах, уровне и качестве потребляемых благ, а также в структуре потребления. 
     Рост фонда потребления имеет объективные пределы, его чрезмерный рост неизбежно приведет к необоснованному сокращению фонда накопления, что подорвет материальные основы расширенного воспроизводства и экономического роста. Поэтому чрезмерное увеличение нормы накопления может прийти в противоречие с потребностями формирования фонда потребления и привести к сокращению возможности повышения уровня потребления [19, c. 56]. 
     Фонд накопления, который также можно охарактеризовать как часть национального дохода, используемую на расширение процесса воспроизводства: прирост основных фондов, материальных оборотных средств и резервов. Фонд накопления материально реализуется в приросте национального богатства, а по натурально-вещественному содержанию он представляет собой:  
     - средства производства (здания и сооружения, машины, оборудование, материалы, сырье, топливо), используемые на производственное накопление;  
     - предметы потребительского назначения, обеспечивающие прирост основных фондов в непроизводственной сфере (жилые дома, школы, больницы, стадионы и другие объекты социального назначения) и накопление запасов жизненных средств, необходимых для обеспечения потребления вновь вовлекаемых в производство работников;  
     - прирост резервных и страховых фондов, состоящих из средств производства и предметов потребления, предназначенных для предотвращения перебоев процесса воспроизводства.
     Фонд накопления является базой роста и совершенствования производства, укрепления и развития производственных отношений. Прирост средств осуществляется за счет дохода предприятий и средств государственного бюджета, а также личных доходов населения [14, c. 37].
     Главным для расширенного производства становится не только такое количество средств производства, которое пойдет на обновление изношенных на протяжении года средств, но и их определенный излишек для строительства новых предприятий. Поскольку на них необходимо привлекать дополнительное количество работников, то из фонда накопления часть средств следует направить на производство дополнительных предметов потребления.
     Вследствие этого формирование оптимального соотношения между фондами накопления и потребления является одной из наиболее трудных макроэкономических проблем. Пропорция между потреблением и накоплением определяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе и одновременно отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов [24, c. 275].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2 Роль финансов организаций в процессе воспроизводства и первичном распределении вновь созданной стоимости
     
     2.1 Формы участия организаций в  обеспечении процесса общественного воспроизводства финансовых ресурсов
     
     Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные отношения. Предприятия производят и продают; домохозяйства потребляют и накапливают; государственные бюджетные учреждения взимают налоги и удовлетворяют коллективные потребности. 
     Основным созидающим звеном экономического оборота являются предприятия (фирмы), изготавливающие необходимые обществу (домохозяйствам) продукты и услуги [28, c. 197].
     Исходным пунктом, доминантой экономического оборота благ являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства, в то же время, представляют собой и конечный продукт экономического оборота, и его конечную цель. Производство, в конечном счете, функционирует для обеспечения потребления. Таким образом, цель потребления достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.
     Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (налог на доходы физических лиц, поземельный, за владение автомобилем и др.), а получают от государства заработную плату и жалованье, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату).
     Предприятия (фирмы) платят государству косвенные налоги (НДС,  акциз) и прямые налоги (на прибыль, взносы на социальное страхование), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, премий, льготных займов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций. Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики осложняется добавлением еще одного хозяйствующего субъекта — мирового хозяйства. Постоянное повторение и продолжение этих процессов составляют содержание общественного воспроизводства.
     Таким образом, основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:
     1) частный бизнес - производители материальных и нематериальных благ и услуг;
     2) население - потребители этих ценностей;
     3) государство как институт, создающий условия для максимизации полезностей частного бизнеса и населения [19, c. 55].
     Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения совокупного общественного продукта СОП (ВВП) могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов - системы взаимосвязанных статистических показателей):
     Y= С + I + G                                                  (1.4)
     где Y - Gross Domestic Product - ВВП по расходам;
     С - Consumption - потребительские расходы домашних хозяйств;
     I - Investment - инвестиционные расходы частного бизнеса:
     G - Government' Spending - государственные расходы.
     В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).
     В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции:
     Y=C + I + G + (ЕХ- IM)                                        (1.5)
     где ЕХ - IM - (Export - Import) - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна; если импорт больше экспорта, то она отрицательна.
     Исходя из этой формулы, годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y - ВВП - в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (EX - IM), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.
     Другими словами, если государство при прочих равных условиях перераспределяет с помощью финансов доли ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.
     Таким образом, влияние государственных расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления примет вид: 
     С= а + b(1 - t)Y                                                (1.6)
     где а - константа, характеризующая некую величину потребления, вне зависимости от доходов; 
     b - предельная склонность к потреблению;
     t - ставка подоходного налога; 
     Y - доход домашних хозяйств.
     Графическая интерпретация зависимостей, описанных функцией потребления, представлена на рис. 2.1. 

     Рисунок 2.1 - Взаимосвязи переменных в функции потребления домашних хозяйств
     
     Положительная функция потребления демонстрирует прямую зависимость между уровнем располагаемого дохода домашних хозяйств и уровнем их потребления. Угол наклона графика функции потребления обозначает предельную склонность к потреблению и показывает, в какой степени меняется потребление в зависимости от изменения располагаемого дохода, на величину которого непосредственное влияние оказывают финансы.
     Что касается инвестиционной функции, то она имеет следующий вид: 
     1= е – Dr                                                  (1.7)
     где е - константа, показывающая инвестиционные расходы вне зависимости от ставки процента (амортизационные отчисления); 
     d - предельная склонность к инвестированию; 
     R - процентная ставка.
     Графическая интерпретация функции инвестиций приведена на рис. 2.2. 
     С ростом ставки процента спрос на инвестиции падает. Рост процентной ставки означает, что стоимость фондов, необходимых для инвестирования, возрастает. Будут реализованы только те инвестиционные проекты, которые исключительно прибыльны.
     
     Рисунок 2.2 - Взаимосвязи переменных в функции инвестиций
     
     В связи с этим в качестве эффективных могут рассматриваться только те финансовые отношения, которые приводят к расширению производства.
     Функция чистого экспорта (разницы экспорта и импорта) записывается следующим образом:
     X = g – mY                                                    (1.8)
     где g - константа; 
     т - коэффициент при ВВП, означающий предельную склонность к импорту и показывающий, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на т рублей.
     Из этой формулы следует, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на т рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии:
     - как чистый экспорт, так и потребление зависят от дохода;
     - однако чистый экспорт сокращается на т рублей на каждый рубль роста дохода;
     - потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению) на каждый рубль роста дохода.
     Из этих соотношений можно сделать выводы, что существует следующая зависимость государственных расходов:
     - прямая - от величины ВВП, поступлений подоходного налога, предельной склонности к потреблению и процентной ставки, а также от предельной склонности к импорту;
     - обратная - от предельной склонности потребителей к сбережению, от константы потребления, автономных инвестиций (амортизации) [13, c. 208].
     Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то, необходимого им, - каких-то товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жертвы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государства) и соответствующими потерями в покупательной способности.
     В конечном итоге, исходя из макроэкономического тождества, можно с определенностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводство ВВП в реальном выражении, то есть физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции [28, c. 245].
     
     
     
     2.2 Понятия сбережения и накопления
     
     Простейшее, поверхностное определение категории сбережений часто представляется как излишек доходов над текущими расходами (потреблением) и является исходным в его понимании. 
     Развернутое определение сбережений как экономической категории может выглядеть следующим образом: «Сбережения есть экономические отношения между, с одной стороны, сберегателем и по преимуществу кредитно-финансовой системой — с другой стороны; при этом сберегатель преследует цели сохранения и преумножения стоимости, а партнер — цели использования временно предоставленных денежных средств и получения дохода от них на основе организации какой  либо экономической деятельности, при условии их возврата в обусловленные сроки и на установленных условиях» [14, c. 35]. 
     Рассматривая сбережения на уровне макроэкономики, можно утверждать, что при отсутствии сбережений нет возможности для осуществления инвестиций, нет и источника погашения долгов. Следовательно, для обеспечения нормального хода воспроизводственного процесса предпринимателям-капиталистам не стоит экономить на заработной плате наемных работников, так как это создает возможность для формирования источников инвестиций и резервов, а также позволяет погашать долги. В данном случае представляется возможным говорить о так называемом «воспроизводственном колесе» [6, с. 55]:
     
     С точки зрения микроэкономической, сбережения представляют собой часть стоимости рабочей силы (здесь сбережения детермированы в микроэкономической позиции). В связи с этим особо следует выделить тему потребительского кредита. Известно, что последний позволяет при недостатке доходов поддерживать приемлемый уровень жизни, но в то же время происходит рост долга и возникает вопрос о погашении кредита. В этом должен существовать либо источник возврата, заложенный в доходе индивидуума, либо вариант перекредитования [16, c. 277]. 
     В народнохозяйственном плане сбережения рассматриваются как инвестиции (приравниваются к ним), связанные чаще всего с расширенным воспроизводством. Известная неоклассическая формула S = I в современных условиях должна быть пересмотрена в связи с тем, что лишь часть сбережений направляется на инвестиции. В то же время оставшиеся средства могут быть рассмотрены как некий резерв или идти на погашение долгов прошлых периодов [17, с. 99]. 
     Таким образом, с точки зрения функционального назначения сбережения на макроуровне составляют объективную денежную основу инвестиций (инвестиционный процесс), резервов, расходов будущих периодов и погашения долгов, а на микроуровне - обеспечивают движение этой системы в рамках сегодняшнего дня. Исходя из направлений использования сбережений, можно выделить три основные их варианта. Так, в наиболее общем плане, когда имеется в виду активное их использование, сбережения могут идти, вопервых, в реальный сектор экономики, вовторых, на потребление, втретьих, на различного рода спекуляции.
     Часто.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44