- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Механизмы принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002383 |
Тема: | Механизмы принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ КУРСОВА РАБОТА Механизмы принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России Тема: ВЫПОЛНИЛ: студент 1158 группы Демин Евгений Николаевич Ф. И.О. ПРОВЕРИЛ: доцент звание Ретивых Инга Викторовна Ф. И.О. Оценка Подпись « » 2016г. Барнаул, 2016 Реферат Региональная экономика представляет собой важнейшую структурную составляющую национальной экономики любой страны. Управленческие решения, принимаемые в отношении её регулирования (безусловно, рыночного), отражаются на качестве и уровне жизни всего населения. Процесс принятия управленческих решений – это сложная процедура, в рамки которой включены вопросы, касающиеся не только непосредственно принятия решений, но также их разработки и реализации. Поэтому изучение существующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона вопрос, бесспорно, важный, как с точки зрения их функциональной нагрузки, так и с точки зрения социальных последствий. Особую значимость управление приобретает в федеративном государстве, в котором с одной стороны, должна выстраиваться четкая вертикаль власти, а с другой, существует необходимость обеспечения нерушимой сферы полномочий регионов. В связи с чем, актуальность курсовой работы обусловлена изучением эффективности действующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона (в структуре отношений центр – регион). Объектом исследования выступает механизм принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона. Предметом – оптимальность существующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в условиях их многообразия. Цель работы – выявление наиболее актуальных механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: * во-первых, рассмотреть экономику региона в качестве объекта управления; * во-вторых, выявить сущностные характеристики процесса принятия управленческих решений; * в-третьих, раскрыть содержание наиболее актуальных механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в ней содержится авторская интерпретация исследуемых понятий и раскрывается содержание наиболее актуальных управленческих практик региональными экономиками1. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы, в числе прочих, для осмысления существующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России и служить основанием для дальнейших научных разработок по обозначенной проблематике. Практическая значимость работы заключается в предоставлении систематизированной информации о наиболее актуальных механизмах управления региональной экономикой в современной России с целью её использования в качестве методической разработки. Содержание Введение 5 Глава 1. Экономика региона как объект управления 9 Глава 2. Содержание процесса принятия управленческих решений 23 Глава 3. Механизмы принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России 34 Заключение 44 Список использованных источников и литературы 46 Введение Экономика – один из важнейших фундаментов жизнедеятельности общества, качество которого обусловлено процессами её управления. Показатель уровня развития страны в целом – это сумма достигнутых результатов региональных экономик. В этой связи исследованию механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона должно быть определено особое внимание. Региональная экономика – это неотъемлемая структурная единица государства. Управленческие решения, принимаемые в отношении её регулирования (безусловно, рыночного), отражаются на качестве и уровне жизни всего населения. Процесс принятия управленческих решений – это сложная процедура, в рамки которой включены вопросы, касающиеся не только непосредственно принятия решений, но также их разработки и реализации. Поэтому изучение существующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона вопрос, бесспорно, важный, как с точки зрения их функциональной нагрузки, так и с точки зрения развития возможных последствий для государства и общества. В связи с чем, актуальность курсовой работы обусловлена изучением эффективности действующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона. Степень научной разработанности проблемы исследования напрямую связана с появлением и развитием нескольких направления как в регионалистике, так и в теории управления. В настоящее время уже накоплен значительный теоретический и практический опыт в области анализа содержания региональной экономики и процесса принятия управленческих решений, который и был положен в основу курсовой работы. В соответствии с содержанием работы литературу целесообразно систематизировать по следующим направлениям. Общая характеристика понятия «регион» представлена в работах Г. Миськевича, Ю. Хаустова, Н. Некрасова, И. Арженовского, М. Кия, В. Лексина, Л. Ситникова, О. Юнкиной, Ю. Гладких, А. Чистобаева, М. Мунтяна, В. Алексеева, В. Кононенко, Н. Межевича.2 Несмотря на многообразие существующих подходов, в целом исследователи склоняются к интерпретации региона в качестве выделившейся территории, характеризующейся своей специализацией производства, взаимосвязанностью элементов, их комплексностью и целостностью, наличием собственных интересов, обеспечивающихся управленческим аппаратом. Экономическая основа регионализации интерпретирована теориями размещения хозяйственной деятельности (объясняет тенденции и направления размещения производства); теорией диффузии инноваций (рассматривает причины, технологии, скорости распространения новых идей), теорией регионального жизненного цикла (представляет процесс производства как процесс с несколькими стадиями), теорией пространственной организации (расширяет состав факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний), макро- и микроэкономическим анализом3. Общая характеристика процесса принятия управленческих решений, определение его сущности и роли представлена работами О.С. Виханского, А.А. Дегтярева, А.И. Наумова, А.И. Орлова, Л.Е. Скрипко4. Институциональные принципы процессу управления, раскрывающиеся через выбор наилучшей альтернативы, принятой на основе математических методов и алгоритмов, систематизированы в исследованиях С.Р. Филонович, А.А. Фисуна, И.В. Четвертиковой5. Процесс принятия управленческих решений через призму поведенческого подхода отображен в трудах М. Мескона, К.В. Симонова, М.П. Фоллет6, в которых рассмотрены разнообразные факторы, влияющие на процесс выработки и принятия решений в каждой отдельной ситуации. Источниковая база содержания существующих механизмов управления региональной экономикой сформированы исходя из анализа нормативно-правовой актов в этой сфере регулирования7. Объектом исследования выступает механизм принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона. Предметом – оптимальность существующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в условиях их многообразия. Цель работы – выявление наиболее актуальных механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: * во-первых, рассмотреть экономику региона в качестве объекта управления; * во-вторых, выявить сущностные характеристики процесса принятия управленческих решений; * в-третьих, раскрыть содержание наиболее актуальных механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России. Теоретико-методологической основой исследования стал структурно-функциональный подход. Он является основополагающим для анализа функционального и дисфункционального аспектов при анализе воздействия механизмов принятия управленческих решений на экономические процессы, что становится особо актуальным для прогнозирования тенденций их развития в будущем. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, институциональный анализ. Научная новизна курсовой работы состоит в систематизации научных направлений и применении комплексного подхода к рассмотрению механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в ней содержится авторская интерпретация исследуемых понятий и раскрывается содержание наиболее актуальных управленческих практик региональной экономикой. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы, в числе прочих, для осмысления существующих механизмов принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона в современной России и служить основанием для дальнейших научных разработок по обозначенной проблематике. Практическая значимость работы заключается в предоставлении систематизированной информации о наиболее актуальных механизмах управления региональной экономикой с целью её использования в качестве методической разработки. Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложении и включает введение, три главы, заключение и список используемых источников и литературы. Глава 1. Экономика региона как объект управления Россия – сама большая странами в мире. Богатый исторический опыт и масштаб её территории обусловил многообразие имеющихся форм управления в регионах. Экономика – один из важнейших фундаментов жизнедеятельности общества. При этом результат экономической деятельности во многом определяется качеством принятых управленческих решений. Это доказывает существующая действительность: введение санкций против нашей страны полностью опровергает вторичность политики над экономикой. В этой связи серьезное внимание необходимо уделить механизмам принятия управленческих решений в сфере управления экономикой региона, поэтому что показатель уровня развития страны в целом – это сумма достигнутых результатов региональных экономик. Само понятие «регион» в отечественной науке появилось в конце XIX века и означало «страна, область, пространство воздуха»8. Интерес к изучению данного понятие в советской России возникает со второй половины XX века с 1960-х годов, что обусловлено, прежде всего, глобализационными процессами, эскалацией «холодной войны», обострением конфликтов в странах третьего мира (Суэцкий, Карибский кризис, Вьетнамская война, Афганистанский конфликт), связанных с деколонизацией, новым размежевание старых территорий, перераспределения сфер влияния. В советской экономической науке дефиницию понятия «регион» одним из первых определил академик Н.Н. Некрасов. Под ним он понимал крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктуры9. Правовая трактовка региона представлена в Указе Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Под регионом в документе понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий10. В среде современных регионалистов нет единого понимания данного понятия. В своей работе «Региональная экономика» И. Арженовский и М. Кий не только раскрывают содержание понятия «регион», но и обозначают признаки выделения региона: специализация, целостность и комплексность. В силу своей специфики (например, географической (места расположения территории на перекрестке торговых путей), природно-климатической, позволившей сформироваться определенной группе полезных ископаемых или наоборот, обусловивших их отсутствие, социально-экономической (Нью-Йорк – крупней финансовый центр планеты)) на территории региона формируются благоприятные условия для ведения того или иного вида экономической деятельности: добычи нефти, ловли рыбы, посев пшеницы, предоставление туристических услуг и т.д. Специализация – преобладание на территории того или иного производства или вида экономической деятельности в результате развития общественного (территориального) разделения труда, определяющего место региона в комплексе хозяйственного производства всей страны. Целостность региона – это рациональное использование имеющихся на территории региона ресурсов, создание по возможности замкнутых производственных цепочек с использованием сформировавшихся внутри- и межрайонных технологических связей. Целостность региона определяется и благодаря сформировавшимся интересам и целям его жителей, с одной стороны, общими для населения этого региона, с другой стороны, специфичным для всей страны. Безусловно, их оформление именно в таком виде – это результат довольно длительный образа жизни этих людей, традиционных укладов, обычаев… Одним из ключевых признаков целостности региона является его управляемость, т.е. наличие специализированных институтов, обеспечивающих постановку целей и их достижение. Комплексность региона выражается во всестороннем, сбалансированном развитии его производства, основанном на межотраслевом взаимодействии различных сфер хозяйствования и недопущении серьезных внутрирегиональных диспропорций, не позволяющих создавать условия для комплексного развития других отраслей жизнедеятельности общества, из расширенно производства на основе имеющихся ресурсов. Специализация региона рассматривается в качестве ведущей, но далеко не единственной сферой производства товаров и услуг. Ключевыми показателя комплексного развития региона являются удельный вес продукции межотраслевого производства, степень освоения региональных ресурсов. Исследователи определяют регион как выделившуюся в процессе общественного (территориального) разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг; общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач11. В целом, дефиниция И. Арженовского и М. Кия, разделяется большинством ученых, исследующих данную проблематику. К наиболее часто встречающимся характерным чертам региона относят такие как целостность, взаимосвязанность элементов (А. Гранберг)12, наличие управленческого аппарата, призванного обеспечить интересы регионального развития (В. Лексин, Л. Ситников, О. Юнкина)13, территории, по своим признакам не подходящая к уже принятой системе территориального членения (Ю. Гладкий, А. Чистобаев)14. Особую актуальность регионализм приобрел в период распада Советского союза, усиления роли национальных территорий, ослабления федеральной власти в стране, нарастания тенденции децентрализации, объявления верховенства регионального права. Здесь уместно говорит, прежде всего, о политическом подходе к определению понятию региона. Регионализм стал трактоваться не через призму особенностей форм хозяйствования, а как политико-экономическое движение за самостоятельность территориальных сообществ в области социально-экономических и этнокультурных прав15. Призма этого подхода позволяет говорить о регионе как о самостоятельном, прежде всего, политическом субъекте правоотношений, использующим децентрализацию власти для усиления своих полномочий, зафиксированных документально в договоре между центром и периферией. Новая реальность предполагает выстраивание отношений на равноправной основе, ранее иерархиеризированных субъектов. В основе обособления регионов лежит, прежде всего, субъективный политический фактор, а не объективная экономическая реальность. В этом плане интересную интерпретацию региона предлагает М. Мунтян. Несмотря на то, что исследователь ведет речь о международном понимании процессов регионализации, подобная логика действий может быть экстраполирована и на внутриполитический масштаб любой страны. М. Мунтян выделяет три группы факторов и соответственно три уровня становления регионов16. Первая группа – предпосылочные – географический, социально-психологический, культурологический и др. Вторая группа – экономические факторы. Третья группа – политические факторы, обладающие субъективно-волевым характером. Отсутствие первой группы факторов ослабляет систему региональных отношений, без второй и третьей группы – они разрушаются. Межисицплинарность исследуемого понятия позволяет говорить о множестве подходов к определению региона (экономическом, политологическом, социальном, этнокультурном, географическом и др.). На основании их анализа считаем необходимо дать следующую дефиницию изучаемому понятию. Регион – это отчасти самостоятельный экономико-политический элемент системы, располагающий собственным ресурсным потенциалом, способный вести отличную от других субъектов отношений хозяйственную жизнь, но в силу ряда сложившихся обстоятельств, подчиненный устоявшимся формам коммуникаций. Данная дефиниция позволяет, во-первых, определить регион в качестве одного из субъектов сложившихся отношений, наряду с другими крупными хозяйствующими субъектами, партиями, элитами и т.д. Во-вторых, система отношений, неотъемлемой частью которых является регион, характеризуется стабильностью и воспроизводством различных типов коммуникаций. В-третьих, регион отчасти имеет право на принятие ряда самостоятельных решений, обеспеченных своими ресурсами, в рамках сложившихся «правил игры». В-четвертых, регион обладает своими интересами, своей уникальностью и неповторимостью. В-пятых, место региона в системе взаимоотношений с другими субъектами во многом определено историчностью процесса, но это не означает, что сложившаяся система коммуникаций является незыблемой и не может изменяться. В свою очередь к определению региональной экономики тоже существует несколько подходов. Один из основных – теория размещения хозяйственной деятельности, включающая в себя теорию сельскохозяйственного штандорта, теория промышленного штандорта и теорию центральных мест. Родоначальником теории сельскохозяйственного штандорта (местоположения) является Й. Тюнен17. Ученый в своих исследованиях обосновывает наличие экономически изолированного от всего остального мира государства, в пределах которого есть центральный город, выполняющий два основных предназначения: является единственным центром сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Цена продукта, доставленного в город, отличается от цены в любой точке пространства на величину транспортных затрат, которые рассчитываются исход из веса груза и расстояния перевозок. В результате сопоставления этих величин Й. Тюнен выявляет зоны (круги, пояса), наиболее благоприятные для ведения того или иного вида сельскохозяйственного производства. Всего таким зон шесть: вольная (высокопроизводительное – огородничество, садоводство), лесная, плодосеменная, семипольная выгонная, классическая трехпольная зерновая и зона экстенсивного скотоводства и овцеводства. Каждая из них имеет свой диаметр и расстояние удаленности от центра. Ведение того или иного хозяйства обуславливается правилами: чем выше его продуктивность, тем ближе оно размещается к городу и чем дороже продукт на единицу веса, тем дальше от города он производится. В этой связи закономерно снижение интенсивности ведения хозяйства при его удалении от центра. Кроме того, значимое место в его теории занимает ещё один фактор – земельная рента – отдача земельных ресурсов от инвестированного в них капитала. Она зависит от географического положения зоны относительно рынка сбыта продукцию. Рост спроса основного рынка сбыта на сельскохозяйственную продукцию требует увеличение производства её объемов путем вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель. В связи с тем, что близлежащие к центру земли уже были заняты, требовалось окультуривание земель, расположенных на большем расстоянии от города. При прочих равных условиях рост транспортных издержек не позволял сохранить конкурентоспособную цену производителям отдаленных к центру территорий на свою продукцию, так как в любом случае собственники, имеющие свои земли в непосредственной близости к центру получали дополнительную прибыль за счет снижения доли транспортных затрат в цене продукцию. В это связи компенсация выпадающих доходов собственников отдаленных районов возможна за счет снижения ренты на землю. В итоге расстояние расположения участка от центра определяет размер земельной ренты: чем дальше от его центра он находится, тем больше она стремится к нулю и наоборот. Логическим продолжением теории сельскохозяйственного штандорта (местоположения) является Й. Тюнена явилась теория промышленного штандорта А. Вебера, в которой исследователь ставит задачу создать общую теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия, стремящегося сократить производственные и сбытовые издержки. А. Вебер создает классификацию основных факторов размещения, не зависящих от местоположения. К ним он относит транспорт, рабочую силу и агломерацию. В связи с эти выделяются три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная18. Под влияние транспортных издержек (вес перевозок грузов и расстояние перевозки) предприятия будут тяготеть к размещению в тех территориях, где они достигается наименьшего значения, рассчитывая их исходя из местоположения потребительского рынка и источника сырья. При этом А. Вебер замечает, что производства с высоким материальным индексом стремятся к размещению производства сырья и материалов, а производства с небольшим индексом – к центру потребления. На выбор места расположения предприятий оказывает влияние также и пункты с наиболее низкими рабочими издержками, если экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства. А. Вебер проводит исследование агломерационного фактора, учитывая содержание транспортных издержек, исходя из которых он объясняет отклонение производства. Местоположения агломерационного производства определяется критической точкой, в которой перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства. Отклонение изолированных производств от их транспортных пунктов целесообразно только в случае, когда все отклоняющиеся производства не выходят за данную критическую площадь19. В. Кристаллер, ученик В. Вебер, в своих исследованиях акцентирует внимание не только на отраслевой признак экономического районирования, сколько на место и функции системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве и предоставляемых в них услугах20. Центральное место – экономический центр, любой населенный пункт, который является центром для населения данного района, обеспечивая его центральными товарами и услугами. Центральные места иерархиеризированы: центры более высокого порядка обладает более широким набором товаров и услуг; центры более низкого ранга имеют не только меньший набор товаров и услуг, но также и частично обеспечиваются ими частично за счет центрального места более высокого ранга. Соответственно чем выше ранг центра территории, на которой проживает потребитель, тем больший объем товаров и услуг они может получить. Вокруг центральных мест располагаются дополняющие районы, которые обслуживаются центральными местами. Они тоже подвержены определённой градации, в зависимости от того, к какому рангу центральной территории они принадлежат. Для определения центральности территории и широты спектра предоставляемых в ней услуг, В. Кристаллер использовал такой показатель, как число междугородних телефонных разговоров. Центральность населенного пункта равнялась общему числу зарегистрированных абонентов за вычетом людности города, умноженная количество телефонов, в среднем приходящегося на каждого жителя в дополняющем районе. Таким образом находилась разность между необходимым и желаем уровнем обеспеченности услугой в определённом городе. Графическое изображение теории центральных мест автор представил в виде гексагональных структур – шестиугольных форм. Центр каждого шестиугольника совпадает с центром центрального места, а группа центральных мест одного ранга, имеющих систему дополнительных районов, формируется в виде правильной решетки, в которой отсутствуют зоны перекрытия и не принадлежащие ни одному из городов участки. Благодаря именной такой форме предоставления услуг возможно сокращение расстояния до минимума для сбыта продукции, а также для поездок в центры за покупками21. В основу выше озвученных подходов положены представления региона в качестве обособленной от внешнего мира территориальной единицы, имеющей свои ресурсы, население, производящее и потребляющее товары, пользующиеся определенным спектром услуг. Современная региональная экономическая теория несколько дифференцирована в этом плане. В настоящий момент существует три основные направления её развития – новые парадигмы и концепции региона, теория размещений деятельности и теория пространственной организации экономики22. Рассмотреть регион через призму его экономических интересов, в качестве самостоятельного (относительно рамок существующих «правил игры») субъекта отношений, многофункциональной открытой системы позволяют новые парадигмы и концепции региона. В рамках данного подхода существует два основных направления: макро- и микроэкономическое. Макроэкономическое направление предполагает исследование региона в качестве относительно обособленной подсистемы национальной экономики (квазигосударства), сосредотачивающей в себе все большее количество функций, предусмотренных действующей системой разделения полномочий между центром периферией. Уровень развития национальной экономики представляется в качестве сальдированного результата деятельности субъектов отношений, перечень и формы взаимодействия которых достаточно разнообразны. Они включают в себя не только отношения между столицей и регионами, но и разнообразные экономические межрегиональные формы взаимодействий, союзы, ассоциации между субъектами. Демократический центр всегда заинтересован в развитии подобной конструктивной системы коммуникаций, но только до тех пор, пока результат данных коммуникаций не станет препятствием проводимой центром региональной политики и не создаст угрозу его суверенитета. Методологии микроэкономического направления соответствуют теоретические подходы регион как квазикорпорация, регион как рынок, регион как социум. Корпоративный подход. Регион является крупным владельцем собственности и активным субъектом экономической деятельности, что позволяет ему участвовать в рыночных отношениях в качестве самостоятельного актора, с успехом защищая свои экономические интересы. Но прежде всего, регион должен быть заинтересован в развитии своего потенциала, привлечении инвестиций, создании благоприятных условия для ведения предпринимательской деятельности на своей территории. При взаимодействии с другими участками поля экономики его основная цель заключается в привлечении крупных хозяйствующих субъектов на свою территорию, заключение с ними соглашений о создании различных производств, развитии сфер услуг, строительстве объектов инфраструктуры. Создание условий – это безусловная прерогатива региона. Другим активным участником экономического развития территории являются корпорации, которые рассматриваются в качестве инвесторов для развития региона, механизмом, обеспечивающий его экономический рост. Деятельность корпораций оказывает непосредственное влияние на финансовое положение территории, выполняя ряд важных социальных и экономических функций: создание рабочих мест, объектов инфраструктуры, уплата налоговых отчислений в бюджет. Стоит обратить внимание на то, что борьба между регионами за инвесторов порождает конкуренцию между ними и улучшает инвестиционный климат в территориях. Вместе с тем, и регион, и корпорация не могут успешно развиваться без активного сотрудничества, несмотря на то, что каждый из них обладает способностями для саморазвития. Рыночный подход. Подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на создании условий для развития конкуренции между субъектами хозяйствующей деятельности. При этом регион рассматривается не только как территория, внутри которой действуют рыночные отношения в различных сферах производства товаров и предоставления услуг, но и как субъект, вступающий в рыночные отношения с аналогичными акторами макроуровня. Стимулирование развития таких отношений с помощью создания действующих механизмов рыночного регулирования позволит укрепить позиции региона не только в среде типовых субъектов, но также будет способствовать привлечению внимания более крупных игроков рынка, выпускающих уникальную и инновационную продукцию. Особое внимание рыночный подход уделяет проблемам соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. При рассмотрении теоретических аспектов региональной экономики стоит обратить внимание на одну из современных модификаций теории размещения – теорию диффузии инноваций Т. Хегерстанда. Продолжая линию Й. Шумпетера о развитии экономики в результате появления и распространения в ней инноваций, Т. Хегерстанд смещает акцент с традиционных факторов размещения на нематериальные (технологии, опыт производства и др.). Диффузию инноваций он определил как процесс рассевания экономических инноваций23. Раскрытие содержание данного подхода позволяет определить скорость, каналы, волны распространения диффузий. Каждое поколение инноваций регламентировано, т.е. подчинено циклическому характеру. Т. Хегерстанд выделяет четыре стадии диффузии нововведений: 1 – возникновение (зарождение) акцепторов – характеризуется резким контрастом между центром и периферией; 2 – диффузия акцепторов на полупериферию и периферию – стремительное размещение новой технологии, сопровождающееся повелением новых центров; 3 – накопление акцепторов – равномерное расширение по всему пространству; 4 – насыщение (выравнивание) акцепторов по все территории. Скорость диффузии зависит не столько от расстояния, сколько от трансляционной способности отдельных городов, их внутреннего потенциала через которые она осуществляется, а также интенсивности и эффективности контактов. Всего Т. Хегерстанд выделяет три типа диффузий: - диффузия расширения – равномерное распространение инноваций по всем направлениям от точки сингулярности до остальных районов, сопровождающееся локализацией районов своего возникновения, становясь в нем более многочисленными и ярко выраженными. - диффузия перемещения – связана с распространением / миграцией явлений и предметов из ареалов их возникновения в определенных направлениях (на другие территории). - смешанный тип – включает четыре стадии – возникновение, диффузия, накопление, насыщение. Распространение инноваций – процесс взаимосвязанный, объясняющийся эффектом «влияния ближайшего соседа». При этом необходимо отметить, что распространению новых технологий, продвижению услуг и товаров, препятствуют барьеры (этнокультурные, политические традиции), которые не пропускают линии инноваций и участвуют в определении направлений и расстояний их рассевания, также волнообразный характер диффузий инноваций. Еще одна из интересных модификаций теорий размещения деятельности – теория регионального жизненного цикла, в рамках которой процесс производства рассматривается как четырехстадиальный цикл: появление нового продукта, рост его производства, зрелость и сокращение24. В связи с тем, что на стадии появления продукта требуются активные персональные данные, их размещение происходит в больших городах. Стадия роста производства сопровождается его распространением в периферийные города, что с одной стороны, обуславливает их развитие, а с другой, создает для них риск, так как за стадией насыщения происходит снижение или прекращение производства, до тех пор, пока в больших городах снова не появятся точки сингулярности инноваций. В этой связи активную региональную политику в области инноваций целесообразно проводить в менее развитых регионах для обеспечения их более стабильным производством25. Теория пространственной организации во многом представлена теорией полюсов (точек) роста. Точки роста – зоны экономического пространства, где размещаются передовые предприятия, становящиеся полюсами притяжения факторов производства за счет создания эффективной системы интеграции и использования ресурсов. В качестве полюсов роста могут выступать как отдельные фирмы, предприятии, отрасли производства, так и населенные пункты, регионы, реализующие свой потенциал обеспечивающие инновационными разработками страну. Для России особенно интересен опыт формирования так называемых полюсов конкурентоспособности – консорциумов (кластеров), объединяющиющих исследовательские организации, образовательные центры и промышленные предприятия26. Основные факторы отнесения территории к этому статуса – соответствие вектору развития региона, международное значение полюса, эффективное управление и производство продукта с высокой добавленной стоимостью. Формирования региональных точек роста может происходить или путем увеличения количества крупных фирм с вертикально-интегрированной сетью филиалов, или путем развития большого количества мелких и средних предприятий, кумулятивный эффект которых позволяет им занять не менее значимое место в регионе. Главное, что и в первом, во втором случае субъекты экономического развития позволяют реализовать инновационный потенциал региона. Взаимодействие полюсов роста обеспечивается за счет осей развития – территорий, расположенных между полюсами развития, формирующие их транспортно-логистическую сеть (транспортный каркас экономического роста) и получающие дополни....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: