VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Механизм правового регулирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001905
Тема: Механизм правового регулирования
Содержание
      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      
      ФГБОУ ВПО «ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
      ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
      
      КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
      
      
      
      
      
      
      Механизм правового регулирования
      
      Курсовая работа
      
      
      
      
      Белимов Данил Владимирович
      ________________________
      (подпись)
      
      Эл.адрес: ghgh_gh_10@mail.ru
      
      Научный руководитель:
      д-р юрид. наук, проф. А.В. Бутаков
      
      
      
      Омск
      2017



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ	5
§ 1. Понятие и социальная обусловленность механизма правового регулирования	5
§ 2. Структурные элементы механизма правового регулирования	10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА	15
§ 1. Пределы правового регулирования	15
§ 2. Эффективность механизма правового регулирования	20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	28




     ВВЕДЕНИЕ
     
     Одна из важнейших особенностей права как социального регулятора заключается в его действенности. Право должно на всех этапах общественного развития эффективно выполнять свои задачи - определять общественные отношения, реализовываться в действиях физических и юридических лиц, в ходе и направленности общественных процессов. Изучение правового регулирования затрагивает вопросы функционирования права, его структуры, взаимосвязи и взаимодействия его структурных элементов, а следовательно, те или иные аспекты правового механизма.
     В кругу наиболее актуальных вопросов, стоящих перед современной юридической наукой, именно изучению механизма правового регулирования данной проблемы по праву принадлежит одно из главных мест. Об этом достаточно убедительно свидетельствует появление в последние годы значительного количества трудов, непосредственно посвященных анализу данного механизма, его отдельным элементам, а также исследований, в той или иной мере затрагивающих различные аспекты данной проблемы. Результатами проведенных исследований явилось определение сущности правового механизма, под которым понимается совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, выявлены его элементы и некоторые особенности функционирования.
     Высоко оценивая труды ученых, вносящих весомый вклад в изучение рассматриваемой проблемы, логично предположить, что, несмотря на количество и бесспорное качество работ, далеко не все аспекты и особенности столь сложного правового явления, каким является правовой механизм, уже нашли свое полное отражение в научной литературе.1
     Именно этим и обусловлена актуальность данного исследования.
     Таким образом, целью данного исследования является изучение и анализ категории «механизм правового регулирования» как совокупности правовых средств. 
     Задачи исследования обусловлены целью и выглядят следующим образом:
     - изучить понятие механизма правового регулирования;
     - охарактеризовать структуру механизма правового регулирования;
     - исследовать содержание стадий правового регулирования;
     - изучить пределы правового регулирования;
     - исследовать эффективность правового регулирования.
     Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации механизма правового регулирования общественных отношений, предметом исследования является действующее законодательство, а также общая и специальная литература, раскрывающая механизм правового регулирования.
     В разное время к исследованиям особенностей механизма правового регулирования обращались именитые ученые. Основные положения по данной теме содержатся в трудах С.С. Алексеева, А.И. Бобылева, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, A.B. Малько, М.Н. Марченко, В.Г. Смирнова, Ю.К. Толстого, А.Х. Саидова и др. 
     Нормативную основу данного исследования составили Конституция РФ, действующее материальное и процессуальное законодательство.
     Для достижения целей и решения задач работы использован ряд методов научного исследования: диалектический метод, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, сравнительный, социологический и др.
     Структура исследования обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам, состоит из введения, двух глав, объединивших пять параграфов, заключения и списка используемой литературы
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
     
     § 1. Понятие и социальная обусловленность механизма правового регулирования
     
     Механизм правового регулирования - категория социальная, поскольку данный механизм существует в обществе и призван регулировать общественные процессы и отношения. Другими словами, данный механизм социален по своей сути, тесно связан с обществом и может рассматриваться как составная часть более широкого механизма социального регулирования, включающего наряду с правом такие социальные регуляторы, как обычаи, ритуалы, традиции, религиозные нормы, мораль и т.д.2
     Как целостная самостоятельная система, механизм социального регулирования зарождается уже на ранних этапах существования общества одновременно с появлением первых социальных норм, регулирующих поведение человека. Не останавливаясь на причинах и процессе зарождения как самих социальных норм, так и механизма их реализации, поскольку эти вопросы не относятся к рассматриваемой нами проблеме и в различных версиях охарактеризованы в научной литературе достаточно подробно3, выделим ряд положений в качестве основы для дальнейших рассуждений:
     - социальное регулирование возникает в силу общественного характера жизни человека как одна из форм удовлетворения потребности общества в организации общественных отношений и определении правил взаимодействия людей;
     - социальное регулирование в первую очередь возникает в виде запретов и предписаний, устанавливающих границы поведения человека.
     Именно общество и только оно способно в своем развитии корректировать собственные действия и по истечении некоторого времени исправлять как их, так и ошибки любого из входящих в его состав субъектов. В результате общество, как активный, деятельный субъект процесса созидания механизма социального регулирования, может ошибаться в оценке жизненных реалий, однако во всех случаях его действия и решения будут оправданны и объективны, поскольку будут отражать естественный ход вещей, определяться самой жизнью. Поэтому возникающие регуляторы в виде правил, обычаев, ритуалов воспринимались обществом в целом и всеми его членами как единственно возможный вариант действий и поведения, а любые другие, не совпадающие с правилами поступки выводили человека за пределы общественной группы и превращали его в чужака4.
     Одновременно с системой социальных норм-регуляторов складывались методы их реализации, представляющие собой еще один элемент механизма социального регулирования. Ими становятся запреты определенных поступков и предписание обязательного совершения других действий. Возникнув в глубокой древности как наиболее простые и эффективные (а по сути, наверное, тогда единственно возможные) варианты воздействия на поведение, эти способы сохраняют свое значение и сегодня. Можно предположить, что дозволение как способ регулирования появляется позднее, т.к. предполагает возможность выбора варианта действий, что невозможно без достаточно развитых материальных условий жизни, определенного уровня сознания, моральных ограничений и т.д.
     Таким образом, взаимодействие людей, интересы консолидации общества и его самовоспроизводства вполне естественно формируют механизм социального регулирования, т.е. систему организации общежития людей, охватывающую социальную и хозяйственную сферы. Структурно, на наш взгляд, такой механизм можно рассматривать как систему, включающую в качестве составных элементов как самих членов социума, с присущими им целями, способами, формами поведения и действия, так и сформировавшиеся в социуме общественные институты, регулирующие поведение и взаимодействие людей. Обоснованность предлагаемого понимания, как представляется, вполне подтверждается пониманием данного механизма как механизма в первую очередь социального, другими словами, неотделимого от жизнедеятельности общества, ею порожденного и ею же выраженного.
     Возникающий правовой механизм не только активно использовал всю систему социального регулирования, созданную обществом, но и видоизменял ее, вносил в нее не свойственный ей ранее субъективный элемент, проявлявшийся в воле законодателя. Поэтому новые правовые регуляторы формировались как проявление присущих законодателю взглядов, интересов и предпочтений, а в результате не всегда соответствовали обществу, его интересам и представлениям.
     При этом выбор конкретной формы становления механизма правового регулирования, преобладание в нем объективной или субъективной стороны зависели от специфики конкретного общества, его культуры, политической организации, особенностей исторического этапа. Представляется, что именно этим в немалой степени объясняется наличие ряда различий между современными правовыми семьями и системами.5
     Сложность и значимость решаемых механизмом задач позволяет предполагать соответствующую им сложность функционирования. Организуя общественные отношения, упорядочивая их, механизм правового регулирования сам в свою очередь подчиняется объективным общественным закономерностям, зависит от особенностей жизни общества, его уклада и политической системы. С другой стороны, как система, встроенная в общественные отношения, он зависит от организуемых отношений, реагирует на их изменения, особенности и состояния. При этом нельзя исключать и наличие собственных закономерностей, свойственных любой сложной системе. Сочетание трех отмеченных характеристик определяет не только процесс развития данного механизма, но и его характеристики.
     Говоря об особенностях процесса формирования и развития механизма правового регулирования, естественно, невозможно не выделить в качестве одного из важнейших факторов деятельность государства. Формируя этот механизм, реформируя и развивая его, государство исходит из имеющихся представлений и целей, руководствуется прогнозами и представлениями, отталкивается от сложившихся политических и организационных структур. Поэтому государство, как и любой действующий, активный субъект, может ошибаться, да и сами регулируемые процессы не всегда совпадают с прогнозами и представлениями, сами в определенной мере являются случайностями. Поэтому деятельность государства по созданию и совершенствованию механизма правового регулирования носит вероятностный характер. Говоря о социальной составляющей правового механизма, нельзя забывать еще об одной ее характеристике. Именно она связывает право, как государственную систему регулирования, и общество, позволяет считывать информацию с любой точки общественного пространства, передавать информацию, корректируя на этой основе как развитие права, так и реакции общества на его изменение.6
     Понятие механизма правового регулирования является производным от понятия правового регулирования. В литературе неоднократно предпринимались попытки раскрыть через данное понятие механизм правового воздействия на субъектов общественных отношений. Но этого сделать в принципе невозможно, так как механизм правового воздействия имеет психологическую природу, связан с восприятием правовых средств и формированием мотива будущего поведения субъектов общественных отношений. По нашему мнению, единственное назначение понятия механизма правового регулирования заключается в объяснении структуры правового регулирования. Значение понятия механизма правового регулирования заключается в том, что оно показывает динамику права от зарождения правовых норм до их воплощения в реальные поведенческие акты субъектов общественных отношений. 7
     Описывая механизм правового регулирования, некоторые авторы в качестве его признаков называют свойства понятия правового регулирования8. Но ведь свойства родового понятия, каковым является правовое регулирование, никак не дифференцируют производное от него понятие механизма правового регулирования. Поэтому большинство авторов понятие механизма правового регулирования связывают с его стадиями, со структурными элементами правового регулирования.
     Так, В.Н. Хропанюк под механизмом правового регулирования понимает систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства9. К системе правовых средств он относит такие структурные элементы механизма правового регулирования, как норма права, правоотношение и акты реализации юридических прав и обязанностей. Но ведь правовые средства содержатся в нормах права, а их еще нужно издать. Таким образом, в приведенном определении механизма правового регулирования отсутствует стадия правовой регламентации, т.е. правотворческий процесс, который формирует основу правового регулирования. Сходную позицию занимают Н.И. Матузов и А.В. Малько, только в качестве элементов механизма правового регулирования добавляют юридические факты, организационно-исполнительные правоприменительные акты и охранительные правоприменительные акты, а также определенные действия субъектов права10.
     Таким образом, структура правового механизма складывается из двух взаимосвязанных подсистем - собственно правовой и социальной.
     Первая из них правовая, состоящая из правовых средств, обеспечивает регулирование общественных отношений, формирование и реализацию норм права. Вторая, социальная подсистема увеличивает возможности права, позволяя включить в сферу его влияния общественное сознание и культуру, систему воспитания, экономику и т.д., другими словами, практически всю гамму общественных отношений и процессов. И именно такое сочетание собственно юридического и социального позволяет праву реализовываться в общественных отношениях в двух основных формах - в виде правового регулирования и в виде правового воздействия.
     Сказанное позволяет сделать вывод, что механизм правового регулирования представляет собой совокупность всех юридических и социальных средств и институтов, обеспечивающих реализацию права и организацию общественных отношений. Как система организующая, он призван обеспечивать ряд специфических функций. Наряду с отмеченными выше регулированием и воздействием, к числу таких функций необходимо отнести обеспечение сбалансированности и рациональности общественных отношений, сохранение общественной стабильности. Другими словами, данный механизм призван обеспечивать важнейшие условия для сохранения и воспроизводства общества.
     
     § 2. Структурные элементы механизма правового регулирования
     
     Традиционно к структуре данного механизма относят нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты.
     Таким образом, механизм правового регулирования - это структурная характеристика правового регулирования, состоящая из правотворчества, субъективации объективного права и реализации права. 38
     Многие авторы, признающие правотворческий процесс в качестве начальной стадии правового регулирования, начинают анализировать его механизм почему-то с правовых средств, чаще всего с норм права. Например, С.С. Алексеев выделяет три основных звена механизма правового регулирования: 
     1)юридические нормы, как основу правового регулирования; 
     2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов-носителей прав и обязанностей; 
     3) акты реализации прав и обязанностей. 
     Он также допускает в ряде случаев четвертое звено механизма правового регулирования - «акты применения права, а также индивидуальные акты, правоположения практики и др.»11
     С этим положением согласиться нельзя, так как концептуально к правовому регулированию законодатель приступает еще с формулирования идеи законопроекта и определения его предмета регулирования.
     В юридической литературе чаще всего указывается на эти четыре стадии механизма правового регулирования. При этом правоприменительный акт, как правило охранительного характера, называют факультативным элементом или звеном механизма правового регулирования. Более того, многие авторы даже не упоминают юридические факты в структуре механизма правового регулирования, а ведь без них правоотношения возникнуть не могут.
     Нельзя согласиться и с факультативным звеном механизма правового регулирования, так как в правовой действительности проявляются три его разновидности или модели, на которые совершенно справедливо обращает внимание Ж.Б. Дорожиев12. 
     Первая модель механизма правового регулирования состоит из: 
     1) стадии правовой регламентации; 
     2) стадии действия права и 
     3)стадии реализации права. 
     Вторая модель состоит из: 
     1) стадии правовой регламентации; 
     2) стадии применения права; 
     3) стадии действия права; 
     4) стадии реализации права. 
     Третья модель тоже состоит из четырех стадий: 
     1) стадии правовой регламентации; 
     2) стадии действия права; 
     3) стадии применения права и 
     4) стадии реализации права.
     Опять-таки необходимо отметить, что такая градация стадий механизма правового регулирования является условной, так как правовое регулирование это бесконечно длящийся юридический процесс, на различных пространственно-временных отрезках которого этот механизм приобретает то одну, то другую модель. Но во всех случаях его началом является правотворчество, а концом - реализация права, особой формой которой является применение права. 
     Кроме того, вряд ли целесообразно в механизме правового регулирования выделять стадии, так как стадию правотворчества в структурном отношении тоже можно разделить на два этапа, каждый из которых состоит из четырех стадий, а правоприменение состоит, как минимум, из трех стадий. Термин «стадия» больше применим к практической деятельности, длящейся во времени и пространстве (например к правотворческой деятельности или деятельности, связанной с реализацией права).
     Анализ существующих точек зрения позволяет сделать вывод о наличии в структуре механизма правового регулирования трех элементов: правотворчества или правовой регламентации общественных отношений; субъективации права и реализации права.
     Правотворчество обеспечивает формирование норм права. С их помощью моделируются направления общественного поведения, которые предусматриваются в общественных отношениях, определяется круг субъектов, на которые распространяется воздействие правовых предписаний, формулируются обстоятельства, которыми руководствуются данные субъекты, раскрывается содержание самого правила поведения и устанавливаются меры юридической ответственности за нарушение этих правил. Все эти признаки в совокупности позволяют считать правовые нормы нормативной основой механизма правового регулирования.
     Правотворчество является первым этапом правового регулирования. Традиционно вопросы правотворчества в учебной литературе рассматриваются автономно без обозначения взаимосвязей с правовым регулированием. Тем самым нарушаются объективно существующие взаимосвязи правовых явлений и процессов в процедурах правового регулирования13. 
     Правоотношения тесно взаимосвязаны с правовым воздействием в правовом регулировании. Именно с этих позиций и необходимо рассматривать понятие правоотношения. Правовое отношение - это общественное отношение, возникающее на основе субъективации норм права, в результате чего их участники приобретают субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые государством. Или, проще говоря, правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права.14
     Реализация права представляет собой третий элемент механизма правового регулирования и второй, заключительный этап правового регулирования, когда правовые предписания объективного права субъективировались и стали субъективными правами и юридическими обязанностями субъектов правовых отношений. 
     При раскрытии содержания вопросов реализации права важно уяснить их объективные взаимосвязи со способами, методами и типами правового регулирования общественных отношений, а также с правовыми стимулами и ограничениями, содержащимися в субъективированных правовых предписаниях.
     Реализация права характеризует правовое регулирование с точки зрения его фактического итога. Она проявляется в фактическом поведении участников общественных отношений, в которых реально воплощаются требования юридических норм и предоставляемые ими возможности.15
     Таким образом, правовое регулирование может быть представлено в виде стадийного процесса, в котором все стадии являются типичными. Это стадии нормативного и индивидуального правового регулирования. В то же время в зависимости от вида используемых нормативных и индивидуальных правовых средств, а также иных ранее упомянутых обстоятельств каждая из этих стадий обладает определёнными особенностями, которые могут быть описаны с помощью понятий нормативного и индивидуального правового регулирования. 
     


     ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
     
     § 1. Пределы правового регулирования
     
     Правовое регулирование как форма осуществления властной деятельности - один из сложнейших процессов, происходящих в обществе и государстве. С момента возникновения права и до сегодняшнего дня государственная власть пытается оптимизировать механизм правового регулирования, чтобы последний удовлетворял нужды как государства, так и общества и отдельных граждан. 
     Важным аспектом данного процесса оптимизации является установление пределов правового регулирования, что непосредственным образом влияет как на объем прав и обязанностей, так и на методы и режимы правового регулирования, с целью максимально эффективного управления. Правовое регулирование - это постоянно осуществляемая властная деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью установления и реализации правил поведения общего характера и иных специальных средств и обеспечиваемая государством и обществом. Пределы правового регулирования обладают рядом признаков, позволяющих отграничить их от других явлений.16
     Во-первых, пределы правового регулирования отражают одну из возможностей существования правового регулирования в объективной реальности. К таковым возможностям, по нашему мнению, относятся цель правового регулирования, начало и конец правового регулирования, средства правового регулирования. Под целью правового регулирования понимается установление эффективного правопорядка, который имеет собственную ценность, но предназначен воплощать ценности свободы и справедливости.
     Во-вторых, пределы обозначают возможность и целесообразность правового регулирования тех или иных общественных отношений. Под возможностью следует понимать объективный характер общественных отношений, который обусловлен т. н. «правовой природой» общественных отношений, под которой понимается совокупность специфических признаков, позволяющих отличить их от других общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования.
     Можно выделить несколько таких специфических признаков:
     1. Общезначимость общественных отношений, под которой понимается ситуация, в которой для каждого субъекта отношений имеет значение не личность другого субъекта, а иные элементы правоотношения: объект и основания возникновения, изменения и прекращения общественных отношений. Например, юридически возможно запрещать индивидам исследование звезд и планет с помощью микроскопа, однако, поскольку таковое поведение нетипично и не затрагивает общественных интересов, данные общественные отношения, очевидно, не являются общезначимыми17.
     2. Сознательно-волевой характер общественных отношений. Данный характер выражается в том, что субъекты общественных отношений обладают собственной волей, которая является ключевой в определении их поведения. Вместе с тем, это не лишает лиц, не обладающих способностью выражать свою волю, возможности участвовать в общественных отношениях. Кроме того, бессознательное поведение может находиться в рамках правового регулирования в виде юридических фактов.
     3. Повторяемость общественных отношений. Данный признак корреспондирует такому признаку права как нормативность права, он указывает на ту глубинную основу общественного отношения, которая объективно предопределяет его неоднократное осуществление. Общественное отношение как бы «затвердевает», образуя стабильную форму социального взаимодействия, пригодную относительно длительное время для самых различных индивидов. 
	Вместе с тем, фактическое отношение может быть неповторимым. Поскольку право призвано регулировать наиболее типичные и повторяющиеся общественные отношения, то единичные, эпизодические отношения не должны регулироваться правом.
     4. Эквивалентность общественных отношений. Общественные отношения, которые обладают такой характеристикой, связаны со взаимообменом деятельностью (или её результатами) между субъектами на равных началах. Эквивалентность выделяет правовые отношения от иных сфер (нравственных, религиозных), в которых субъекты обмениваются на основе своих духовных свойств, которые позволяют поделиться благами на безвозмездной основе.
     5. Возможность внешнего контроля. Правовому регулированию могут быть подвергнуты лишь те общественные отношения, за которыми возможно установить внешний контроль. Так как без такого контроля нельзя получить информацию о том, в какой степени право повлияло на существующие отношения, и воздействовало ли право на отношения вообще. Например, можно предписать людям любить некоторые продукты.
	 Однако проконтролировать наличие любви и её степень у конкретного человека не представляется возможным. В данном случае можно лишь установить нормы потребления продуктов и контролировать их, но и в этом случае нельзя будет говорить о том, что люди любят данные продукты. 18
     6. Вариативность поведения. Урегулировать правом можно лишь те отношения, когда у субъектов есть как минимум два варианта возможного поведения. 
     7. Помимо этого, нельзя урегулировать те отношения, модели которых будут противоречить законам природы. 
     Целесообразность пределов правового регулированию заключается в том, что существуют общественные отношения, которые хоть и могут быть довольно эффективно урегулированы правом, но из-за высокой развитости общества в правовом регулировании не нуждаются, так как наиболее эффективным является упорядочение с помощью иных социальных регуляторов. 
     К таким отношениям можно отнести взаимодействие членов общества в религиозной сфере. Здесь право должно присутствовать лишь в той части, в которой оно запрещает преследование за религиозные убеждения. При решении вопроса о целесообразности следует обращаться к предельным основанием выбора цели - ценностям свободы и справедливости, постольку именно эти ценности являются первоочередными для права, они наполняют право содержанием. Данные ценности являются высшими, поскольку они отвечают критериям долговечности, обоснованности, глубины переживания и неделимости.19
     К сожалению, возможны ситуации, когда правовое регулирование зависимо от субъективных волюнтаристских интересов и осуществляется в тех сферах, где его быть не должно, например, излишним представляется предоставление т. н. «права на забвение», согласно которому лицо может потребовать удалить информацию о себе, которая стала для него неактуальной. Вместе с тем, действия личности предполагают осознание последствий таких действий, в том числе того, что информация о деятельности может быть сохранена. Кроме того, нередко получение информации о конкретных лицах является необходимым условием для обеспечения безопасности, жизни, здоровья и благополучия людей и их близких. 
     Таким образом, свобода получения информации, которая своим содержанием и/или способом размещения не умаляет права и свободы и свободы лица, к которому она относится, является превалирующей ценностью, поскольку по-настоящему свободное общество не может строиться на началах цензуры и манипулирования информацией. Обратная ситуация - правовое регулирование не осуществляется в тех сферах, где оно должно присутствовать, например, недостаточным является правовое регулирование инвестиционных процессов. В силу указанных обстоятельств вопрос о пределах правового регулирования требует дальнейшего исследования.20
     Итак, пределы правового регулирования– это границы. Есть такие общественные отношения, которые не поддаются правовому регулированию, например интимные отношения: мораль туда проникает, а право нет. Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:
     1. Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.
     2. Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.
     Границы правового регулирования со временем не сужаются, а расширяются.
     


     § 2. Эффективность механизма правового регулирования
     
     Одной из актуальных проблем в теории права является эффективность правового регулирования. К сожалению, в отечественной юридической науке вопросам эффективности правового регулирования достаточного внимания не уделялось. Основным фактором, влияющим на эффективность правового регулирования, является совершенство законодательства, правотворчества, правоприменения и правовой охраны. Некоторые специалисты к числу факторов, влияющих на эффективность правового регулирования, относят «методы правового регулирования, которые обеспечивают неукоснительную реализацию закрепленных ими норм права в конкретных правоотношениях». Это «достигается органическим сочетанием дозволений и запретов, стимулов и санкций, прав и обязанностей, закреплением действительных способов защиты субъективных прав и другими способами»21.
     Эти факторы, влияющие на эффективность норм права, следует дополнить следующими: 1) адекватность целей правового регулирования существующим в обществе общественным отношениям; 2) адекватность целей правового регулирования существующим в обществе принципам правового регулирования; 3) адекватность способов правового регулирования заявленным целям правового регулирования; 4) соответствие способов правового регулирования принципам правового регулирования; 5) соответствие субъективных прав и обязанностей интересам субъектов права и общественным интересам; 6) адекватность юридических фактов социальным ситуациям22; 7) наличие механизма, позволяющего привлекать лиц, нарушающих субъективные права и не исполняющих возложенные на них юридические обязанности, к ответственности, в особенности должностных лиц; 8) адекватность содержания правового регулирования сложившимся общественным отношениям, входящим в предмет правового регулирования.
     При «измерении» уровня эффективность правового регулирования необходимо исходить из вышеупомянутого общего положения теории эффективности правовых явлений, согласно которому эффективность любого правового регулирования включает в себя формальную эффективность и социальную эффективность23. При этом формальная эффективность определяется из соотношения реально достигнутого уровня правового регулирования с потенциально возможным уровнем. 
     Эффективность правового регулирования определяется исходя из анализа функций правового регулирования. Следовательно, чтобы оценить эффективность правового регулирования, необходимо определить:
     1. насколько право при помощи правовых средств упорядочивает общественные отношения, иными словами, насколько при помощи правовых средств общественным отношениям, входящим в предмет правового регулирования, придается юридическая форма и осуществляется приведение этих отношений к определенной системе;
     2. насколько система правового регулирования гарантирует свободу субъектов права;
     3. насколько при помощи правовых средств осуществляется координация и защита интересов субъектов права;
     4. насколько система правового регулирования способствует интеграции общества в целом;
     5. насколько при помощи правовых средств определены круг субъектов общественных отношений и их правовой статус, круг объектов общественных отношений и их правовой режим, характер и содержание субъективных прав и обязанностей, круг юридических фактов, вид норм, которыми регулируются общественные отношения, круг источников, в которых они выражены, пределы действия этих источников во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы и сроки реализации субъективных прав и обязанностей, порядок реализации субъективных прав и обязанностей, определение органа, который может или должен применить право по данному делу, стадии и сроки правоприменительного процесса их осуществления, задачи каждой стадии и решения, принимаемые по завершении каждой стадии;
     6. насколько при помощи правовых средств осуществляется ориентация субъекта права относительно возможного и должного поведения;
     7. насколько при помощи правовых средств осуществляется стабилизация общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
     8. насколько при помощи норм права осуществляются ориентация и стабилизация общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
     9. насколько в ходе правового регулирования общественных отношений осуществляются функции стимулирования и ограничения.24
     Анализ эффективности правового регулирования требует специальных исследований правового регулирования общественных отношений, чтобы выяснить, насколько в существующем состоянии системы правового регулирования осуществляются те или иные функции правового регулирования (выражается в процентах). После такого анализа можно определить причины низкой эффективности осуществления тех или иных функций правового регулирования. Для этого проводится исследование состояния юридических норм, изучаются их внутренняя структура и содержание. Кроме того, анализируется и нормативный материал на предмет игнорирования общих структурно- функциональных закономерностей правового регулирования и предъявляемых к нему требований; иными словами, осуществляется поиск ошибок в правовом регулировании при помощи определенного алгоритма. После этого проверяются факторы, препятствующие реализации функций правового регулирования25; производится оценка перспектив устранения таких факторов пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%