VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансы Древней Греции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011950
Тема: Финансы Древней Греции
Содержание
2

ГЛАВА 1. ФИНАНСЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



1.1. Денежная система Древней Греции



Денежная система Древней Греции развивалась в направлении от товарной формы к металлической. Так, «Илиада» повествует о том, что в предполисный период бытовала товарная форма денежной системы и счет ценностям велся в быках. Треножник стоил 12, а искусная рабыня — 4 быка. Среди находок крито-микенского периода имеются слитки с клеймом весом от 29 до 37 кг, похожие на высушенные бычьи шкуры, предположительно, составляющие стоимость 1 быка. Стоимость 100 быков получила название «гекатомба». Ею оперировали при совершении крупных торговых сделок и принесении жертв богам. В греческих колониях Северного Причерноморья в рамках товарной денежной системы роль денег выполняли рыба и зерно. Затем деньгами стали миниатюрные орудия труда в виде мотыг, лопат, ножей и топоров. Внутренняя и внешняя торговля способствовала появлению денег в виде слитков металла или прутьев, что явилось переходным этапом к металлическому типу денежной системы. 

Первые монеты, вероятно, появились в развитом в торговом отношении государстве Малой Азии у лидийцев. В VII в. до н. э. Лидия при последнем царе Крезе начала чеканить монеты из естественного сплава золота и серебра (электра), которым обладала в достаточном количестве. Возникли первые государственные мастерские по чеканке монет. Лидийские монеты имели форму фасоли, на лицевой стороне которых поначалу делались желобки и клеймо веса и чистоты металла, а затем появились изображения и начертание имя царя. Лидийский статер весом 14 г имел на одной стороне изображение льва - символ столицы г. Сарды (рис. 1). 



Рис. 1. Древнейшая лидийская монета – статер (VI в. до н.э.)



Чаще золотые статеры весили 8 г, серебряные - 11 г. Широкому распространению этих монет мир обязан греческим городам Ионии. 

Одновременно с Лидией монеты появились на острове Эгина, где проживали греки. Они чеканились из серебра с изображением на лицевой стороне панциря черепахи, священного животного бога Аполлона Дельфиния - покровителя мореходов и торговцев (рис. 2). 



Рис. 2. Эгинская монета (VI в. до н.э.)



Вскоре монеты из серебра начинают чеканить передовые в экономическом отношении греческие города Эвбеи - Халкида и Эретрия. 

Чеканили свою монету греческие города северного Причерноморья. В Ольвии распространилась своеобразная монета в форме дельфина, литая из меди или бронзы. На монетах Пантикапея изображался хлебный колос. Значительно позже, в VI в. до н. э., серебряные монеты появились в аграрной Спарте. Средством обмена у спартанцев длительное время оставались железные прутья, от которых давно отказались другие полисы. С целью пресечения хищений спартанский законодатель Ликург сохранял железные прутья, которые при большом весе составляли малую сумму и требовали больших складских помещений для хранения и повозок для перемещения значительных стоимостных единиц. К тому же железные прутья вымачивали в уксусе для придания хрупкости металлу. Таким деньгам легче было обеспечить охрану. 

В IVв. до н. э. зависевший от Греции Боспор начал чеканить золотую монету. Свою монету в Греции чеканили 1 136 полисов. В V в. до н. э. экономическое и политическое преобладание Афин привело к превращению афинских серебряных монет в самую надежную валюту, что способствовало ее широкому распространению. На аверсе афинской монеты изображалась голова богини Афины, а на реверсе - голова совы, символ Лаврионских (Лаврийских) серебряных рудников, где обитали совы (рис. 3).



Рис. 3. Афинская монета (V в. до н.э.)



 Афинские «совы» имели высокое содержание серебра, поэтому их охотно принимали во всех полисах, а в городах Афинского морского союза они были обязательны наравне с местными монетами. 

В годы войны со Спартой истощились запасы серебра. Попытки правительства перейти на золотое, а затем бронзовое обращение успехом не увенчались. Деньги в Древней Греции обожествляли. Даже портик, где собирались философы, был украшен статуей богини мира Эйрены с мальчиком Плутосом как символом связи Мира и Богатства. Основной денежной единицей Греции была серебряная драхма (горсть - 27 г). Она делилась на 6 оболов (железные палочки, стержни) по 4,5г весом каждый. Две драхмы составляли греческий статер (коромысло весов, весы), который чеканился из электра, серебра и золота. Вес статеров зависел от колебаний валют и составлял от 14 до 16 г. Перечисленные монеты составляли основные средства обращения. Самой крупной весовой денежной единицей Греции был талант (вес, чаша весов), заимствованный из Вавилона. В разных городах его вес колебался от 26 до 30 кг серебра. Один талант состоял из 60 мин (камень - 425г серебра, 100 драхм), или 6 000 драхм. Именно эти денежные единицы упоминаются в речах Демосфена против Афеба. Как весовые и денежно-счетные единицы талант и мина непосредственного участия в денежном обращении не принимали. С их помощью измерялись крупные денежные суммы. Архонт Солон унифицировал единицы мер и весов, отменив местные и родовые меры. 

Денежная реформа Солона заменила эгинскую денежную систему на более распространенную - эвбейскую. Солонов талант сначала содержал, а затем 26 кг серебра. Переход на более легкий талант способствовал понижению имущественного ценза и расширил число афинских граждан за счет малоимущих лиц. Дневной заработок рядового афинянина составлял 2 обола. Обол также делился на меньшие фракции, самая мелкая из которых составляла 1/8 обола и называлась гемитетартеморий. В классический период мелкие разменные денежные единицы чеканили из меди. К ним относились халки (0,09 г) и лепты (мелкий, тонкий). Часть мелких монет чеканилась из бронзы и широко использовалась для розничной торговли. 

Таким образом, денежная система Древней Греции развивалась в эволюционном направлении и совершенствовалась.



1.2. Трапезиты, храмы и банки как элементы финансовой системы Древней Греции



Обилие монет разной чеканки и разного веса привело к появлению профессии менял, хорошо знавших соотношение стоимости монет различных систем и их курс. Обмен монет происходил на рынках агоры - делового и торгового центра города. За совершенную операцию менялы брали небольшие деньги. Работали менялы за столами, поэтому получили название трапезитов (трапедзитов) (от греческого «трапедза» - стол). Только высокий профессионализм помогал менялам определить степень износа монет, содержание в них драгоценного металла и отличить фальшивки от полноценных денег. Трапезиты разных полисов совершали финансовые операции по перечислению денежных средств со своего счета на счет другого менялы без перевозки денег, т. е. прибегали к векселю. 

По мере роста межполисных и международных связей растет почитание святынь и значение храмов, территория которых объявлялась священной и неприкосновенной. Храмовые праздники одновременно сочетались с ярмарками общегреческого характера. Как в самом надежном месте в храмах греки хранили свои богатства, в том числе денежные. В храме Артемиды в Эфесе хранились средства малоазиатского побережья, а в храме Аполлона в Дельфах - свободные деньги Греции. Раскопки храмов помогли установить, что деньги хранились в металлических, деревянных и костяных контейнерах, а также в глиняных горшках, установленных рядами и помеченных буквами алфавита (так называемая «экономика горшков»). От соблазна уберегал строгий порядок хранения ключей. Один чиновник хранил ключ от кассы, а другой - ключ от помещения с документами. Ключи обмену не подлежали. Храмовые вклады были закрытыми и в обороте не использовались, играя роль государственного резервного фонда. Менялы не хранили деньги, а заставляли их работать с помощью кредита. Они активно занимались ростовщичеством. Купцам, занимавшимся особенно опасной заморской торговлей, деньги ссужали под очень высокие «морские проценты», учитывая риск потери капитала в случае гибели должника во время торговой экспедиции. Процентные ссуды также выдавались под залог земли, домов и другого имущества. 

Ростовщичество в классической Греции достигло заметного развития, так как было единственным способом для деловых людей достать недостающие оборотные средства в условиях рабовладельческого общества, сохраняющего многие черты натурального хозяйства. С деятельностью менял связано появление частных банков в Греции. Наряду с обменом трапезиты участвовали в сделках как посредники, поручители, свидетели и хранители документов и ценностей. Кредитовали частные банкиры преимущественно торговцев и предпринимателей. Экономические меры тирана Писистрата привели к конфискации земельных владений и раздаче их бедным крестьянам, а также к введению государственного кредита. Высокие ссудные проценты позволяли ростовщикам эксплуатировать крестьян, нуждавшихся в средствах. 

Введение дешевого государственного кредита облегчало положение крестьян. Первые греческие банкиры формировались из числа рабов и чужестранцев, так как для коренных граждан престижными были лишь занятие земледелием, наукой и искусством. 

Со временем рабы, занятые в финансовой сфере, получали свободу, но сохраняли некоторые обязанности по отношению к бывшему владельцу. Получившие свободу рабы и иностранцы относились к метекам. Всех метеков заносили в списки и регулярно проверяли. Метеки платили большую часть военного налога, специальный налог - метекион, а рабы сверх этого платили 3 обола в знак свидетельства их рабского происхождения. В случае неуплаты податей метекам грозили тюремное заключение, конфискация имущества и возвращение в рабское состояние. Лишь с 509 г. до н. э. метекам начали давать гражданство.  Главным историческим источником о деятельности банков служит «Банкирская речь» или «Трапедзитик» о тяжбе сына Сопея с бывшим рабом, а теперь самым известным и богатым банкиром Афин IV в. до н. э. Пасионом, состояние которого к концу жизни исчислялось 39 талантами. Крупнейшее частное состояние в Афинах составляло 200 талантов. Из рабов происходил банкир Гермиос из города Асос в Ионии, друживший с Аристотелем и Платоном и погибший в войне с персами. Знакомы были древние греки и с явлением банкротства. В 377 и 371 гг. до н. э. лопнуло несколько банков. Небезупречная деятельность банкиров в IVв. до н. э. вызывала многочисленные иски. Судебные процессы проходили зимой в период прекращения навигации и длились не более месяца. Банкир, проигравший дело, лишался имущества и репутации честного человека. С III в. до н. э., когда упрочились традиции финансовых расчетов и устоялась репутация банков, деятельность трапезитов попала в число почетных и ею начали заниматься граждане Греции. О финансовых операциях банков можно судить по косвенным данным речей афинских ораторов Исократа и Демосфена. Из них ясно, что при вкладе денег клиента в банк составлялся устный или письменный договор, возможно, в присутствии поручителя, и указывалось, кому должно вклад выдать. Хотя банкир и нес ответственность своим имуществом перед клиентом, но последний не был защищен полностью. Платон упоминает трапезитных контролеров, которые определяли подлинность поступающих монет. Особого внимания требовали кредитные операции. Требовалось точно определить стоимость залога и просчитать риск невозврата ссуды. В качестве залога выступали товары, грузы, недвижимость и другие ценности. Ссуды были краткосрочными и долгосрочными и выдавались под разработку рудника, основание или расширение мастерской. Самыми рисковыми были ссуды под морские перевозки. Банкиры избегали их, но все- таки допускали. Трудными для возвращения были также кредиты государству. Величина процентов по ссудам не регулировалась законодательно и не ограничивалась, но в целом составляла 12%. Банкиры предпочитали крупные обороты. Доход банка составлял 20-40% основного капитала. В банках допускались безналичные расчеты через платежные поручения или симболы в виде кольца-печатки, разломанной пополам монеты или глиняной таблички.

Таким образом, трапезиты, храмы и банки являлись элементами финансовой системы Древней Греции. Однако, их деятельность носила плохо урегулированный, порой стихийный характер, поэтому можно говорить не о наличии банковской системы в античной Греции, а о её зарождении.



1.3. Особенности организации финансового хозяйства и налоговой системы Древней Греции



Финансовое хозяйство Древней Греции поражает отсутствием определенности: ничего похожего на систему, никаких более или менее ясно выработанных начал для собирания государственных доходов не существует; на всех финансовых мероприятиях отпечатлевается господство личного элемента правителей; их личные воз зрения определяют направление и способы удовлетворения государственных потребностей. Характерной чертой греческого, как и вообще древнего, финансового хозяйства является отвращение от налогов: 

личные налоги считались носящими на себе печать рабства и потому унизительными для полноправного гражданина; 

взгляд на налоги с имуществ был более снисходительный, но и они переносились с крайним неудовольствием; 

вследствие этого обложению подвергались обыкновенно не граждане, а иностранцы, вольноотпущенники, метойки, куртизанки. 

При этом нерасположении афинян к принудительным сборам государственный доход приходилось получать главным образом двояко: путем эксплуатации государственных имуществ и в виде дани и добычи и притом не столько с врагов, сколько с союзников.

Самый обильный источник составляла именно эта дань с союзников, которая была следствием политического преобладания афинян над другими греками. Для борьбы с персами Аристидом была учреждена союзническая казна, хранившаяся первоначально на острове Делос как месте, священном для всей Греции. С течением времени первоначальная цель общей казны - борьба с персами - устранилась; союзники были разрозненны, слабы сравнительно и платили иногда вместо войска и кораблей деньги, что придало их взносам характер дани; в результате, пользуясь своей обширной политической властью, афиняне вполне овладели этой сокровищницей, стали смотреть на нее как на свою собственность, перенесли ее в Афины, а еще позднее завладели самовольно и Делосом. Эта дань союзников занимала долгое время в Аттике первое место по своей доходности между источниками государственных доходов: при Аристиде она приносила 460 талантов, при Перикле же она достигла до 600 талантов. Другой источник доходов - были государственные имущества, сдававшиеся частным лицам в оброчное содержание или обрабатывавшиеся самой казной при помощи рабов. Главное из этих имуществ - Лаврионские серебряные рудники - были разбиты на участки и отдавались в наследственный откуп под условием платежа единовременного сбора при отдаче участка и затем 4 % с полученной руды ежегодно. Подобные же рудники существовали и в других частях Греции, на острове Тазос, во Фракии и пр.; доходы от них не превышали 35-40 талантов в государстве. Кроме названных видов государственных доходов, в Древней Греции имели еще некоторое значение конфискация, специальные налоги, пошлины и так называемые «литургии» (натуральные приношения богатых граждан).

Конфискация имуществ частных лиц имела не только характер политической меры, как это бывало в тех случаях, когда государство отбирало имение гражданина, возбудившего народное недоверие своим властолюбием и подвергнутого остракизму, но и была наказанием за уголовные преступления.

Налоги прямые отличались случайным характером и, как уже сказано, падали исключительно на вольноотпущенников и метойков; рабы несли специальный поголовный налог в размере 3 оболов (50 сантимов), доставлявший казне до 33 талантов в год. Были и косвенные налоги - сборы с товаров, привозимых и вывозимых морем и сушей, сбор в размере 750 части при нагрузке и выгрузке, маленький сбор за стоянку кораблей в гавани; завладевши Византией, греки тотчас учредили там таможню, весьма прибыльную. Сборы эти давали от 70 до 80 талантов. Затем пошлины, так называемые притании, были довольно разнообразны и взимались на различных основаниях: за оказание правосудия истец и ответчик платили суду сбор соразмерно сумме иска (от 100-1000 драхм - 3 драхмы, от 1000-10 000 драхм - 30 драхм и т. д.); виновная сторона платила двойной штраф; такие же пошлины были при переносе дела из одной инстанции в другую, при апелляции и прочем. При распространении судебной власти афинян на союзные города этот источник делался все более и более обильным. Наконец, литургии были натуральные повинности богатых людей, сопряженные с принятием на себя некоторых почетных должностей; важнейшая из них была триерархия, заключавшаяся в снаряжении военных кораблей.

Таким образом, важнейшие источники доходов в Афинах имели в свою очередь источником политическое господство Афин над другими греческими городами, иными словами, в большинстве случаев основаны были не на правильных, сознательно усвоенных началах, а на случайных и произвольных актах внешней политики. Этим же самым характером случайности и неопределенности отличаются и воззрения древних греков на финансовые вопросы, насколько можно судить о них по немногим отрывкам в дошедших до нас памятниках, главным образом по сочинениям Ксенофонта и Аристотеля. Без сомнения, воззрения этих писателей не лишены здравого смысла, но имеют вид разрозненных и случайных сведений, без всякой претензии на обобщение. Финансовые меры не вытекали из каких-нибудь убеждений, систематических и разработанных, а были мерами случайными, возникшими из окружающих обстоятельств или просто личных воззрений правителей.

Подводя итог характеристике финансов Древней Греции, следует сделать вывод, что в этом античном государстве эволюционировала и была неоднократно реформирована денежная система, заложившая основу металлического обращения денег. Также именно в Древней Греции были заложены основы ссудного и банковского дела. Однако, отсутствовала чёткая кодификация норм финансового и налогового права, что лишало финансовую систему государства стройности и четкости. 

Особенности финансовой системы Древней Греции объясняются тем, что  у греков, в отличие от Древнего Востока, не было централизованного управления, как ни существовало единственной Эллады (самоназвание Греции) и единственного народа. От середины VIII ст. до н.э. началось активное основание отдельных полисов, каждого со своей замкнутой финансово-экономической системой. Города-полисы то воевали между собой, то подписывали мирные соглашения, но торговые, а затем и денежные связки всегда оставались. Эллинистическая эпоха на греческих землях закончилась в 146 г. до н.э., когда они полностью перешли под римское господство. Однако, элементы греческой финансовой системы – в частности, металлическая денежная система эллинов – была унаследована византийцами.

Таким образом, финансы Древней Греции – значимое звено в эволюции теории и практики финансов.


ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ ДРЕВНЕГО РИМА



2.1. Монетная система Древнего Рима



Монетная система Древнего Рима - античная монетная система, развивавшаяся на территории Апеннинского полуострова начиная со второй половины IV века до н. э..

Изначально «денежными» металлами у племён Средней Италии были медь и бронза, поэтому изначально возникшая в Риме монетная система основывалась на медном весовом фунте (либре). Примерно в 338 году до н. э. начинают выпускаться первые медные литые монеты. Один либральный асс, вес котрого равнялся одному фунту, делился на 12 унций (табл. 1).

Таблица 1

Номиналы римских литых монет

Номинал

Кол-во унций

Тип аверса

Обозначение номинала

Асс

12

Голова Януса

I

Семис

6

Голова Юпитера

S

Триенс

4

Голова Минервы

….

Квадранс

3

Голова Геркулеса

…

Секстанс

2

Голова Меркурия

..

Унция

1

Голова Ромула

.



Принципиальная монетная реформа осуществляется в Риме около 269 года до н. э., когда начинается систематическая чеканка серебряных денариев весом 4 скрупула (около 4,5 г),  а стандартный вес асса методом секстарной редукции уменьшается в 6 раз (до 54,59 г). 

Один денарий был приравнен к 10 ассам. Кроме денария выпускались также его фракции (табл. 2).





Таблица 2

Фракции римского денария

Номинал

Вес
в скрупулах

Обозначение
номинала

Тип аверса

Тип реверса

Денарий

4

X

Голова Ромула

Диоскуры на конях

Викториат

3



Голова Юпитера

Виктория с трофеями

Квинарий

2

V

Голова Ромула

Диоскуры на конях

Сестерций

1

IIS

Голова Ромула

Диоскуры на конях



Следующая реформа была проведена в 217 года до н. э.. Вес асса был снова уменьшен и фактически он был приравнен по весу к унции (1/12 либры). Вес денария был также снижен до 3,9 грамма и номиналы теперь соотносились в пропорции 1 денарий = 16 ассам. Чеканка золотых монет в эпоху Республики была эпизодична.

К началу I века до н. э. серебряная монета создала устойчивую основу денежного обращения Римской Республики, вследствие чего появились условия для превращения медных номиналов в кредитные - в 89 года до н. э. вес асса был снова уменьшен вдвое, хотя приниматься он должен был по-прежнему как 1/16часть денария (вес которого не изменился).

Существенные изменения в монетной системе происходят при Октавиане Августе, когда начинает систематически чеканиться золотой ауреус, приравненный к 25 денариям. В это же время осуществляется пересмотр системы медных номиналов: сестерций (4 асса) и дупондий (2 асса) чеканятся из аурихалка, а асс и квадранс - из бронзы. Таким образом, римская монетная система приобретает следующий вид:

1 ауреус = 25 денариям = 100 сестерциям = 200 дупондиям = 400 ассам.

Со времени императора Нерона в связи с ухудшением экономической ситуации началась порча монеты - вес и проба ауреуса и денария стали негласно снижаться. Это подорвало доверие населения к денежной системе. Император Каракалла попытался исправить ситуацию, введя в обращение серебряный антониниан, равный при обмене 2 денариям, но и эта мера дала лишь временный эффект: к концу III века формально серебряные монеты стали чеканиться практически из меди, иногда лишь сверху покрытой серебром. Золотая чеканка находилась в столь же плачевном положении.

Улучшения ситуации добился только император Константин I Великий, который начал выпуск высокопробного золотого солида весом 4,55 грамм (1/72 фунта золота) и ввёл новый стандарт для серебряной чеканки, привязав стоимость серебряных монет к стоимости фунта золота: серебряный милиарисий стоил 1/1000 фунта золота, а силиква - 1/1728 фунта золота.

Итак, трудно сказать, когда именно появилась чеканная монета в Риме. Для её появления понадобился надлежащий уровень торговли и ростовщичества. Монета сначала была медная, а позднее появились серебряные и золотые монеты. До того, как в обращении появились первые медные монеты, жители римского государства пользовались слитками необработанной меди (AES RUDE). Медные ассы стали чеканить во второй половине IV века до н. э., а серебряные монеты - динарий и сестерций - с 268 года до н. э. Динарий равнялся десяти бронзовым ассам. Сестерций составлял одну четверть динария.

Римский динарий стал любимой монетой для всей западной римской империи. Золотая монета регулярно стала появляться лишь при Цезаре. До поры до времени монополия на чеканку монеты принадлежала столичному монетному двору (в Новое время исключительное право чеканки монеты именуется монетной регалией).  В конце принципата, при императоре Аврелиане (273-275 гг. н. э.) деятельность монетного двора в Риме сократилась, тогда как существовавшие в нескольких провинциях монетные дворы даже расширили её.

Таким образом, монетная система Древнего Рима активно развивалась и этому способствовали развитие торговли и ростовщичества.

2.2. Денежные реформы и особенности финансовой системы Древнего Рима



В период империи время от времени остро ощущался недостаток монеты, находившейся в обращении. Причина была та, что ввоз в Рим и Италию преобладал над вывозом. Италийская торговля давала пассивный баланс и вследствие этого драгоценные металлы уплывали в восточные провинции, а оттуда даже за пределы империи. Многие императоры в целях пополнения казны, а затем и личного обогащения не останавливались перед порчей монеты, то есть уменьшали количество серебра, содержавшегося в ней, что влекло за собой рост спекуляции, повышение цен на продукты и вообще расстройство оборота. Примером беззастенчивой порчи денег была выдача из казны монеты по её полной номинальной цене, но приём обратно в казну по её действительной стоимости, применительно к цене золота. Обесценение монеты было одной из причин перехода от денежного расчёта к расплате натурой, то есть продуктами хозяйства. Падение денег в цене и удорожание жизни были показателями прогрессирующего ухудшения экономического положения в Риме. Стремясь оздоровить денежное хозяйство, император Диоклетиан провёл финансовую реформу. Он выпустил золотую, серебряную и бронзовую монеты. Золотая монета (AUREUS) весила (официально) 1/60 римского фунта (5,45 г). Однако реформа не удалась. Полноценная монета, то есть в первую очередь золотая, исчезала из обращения, превращалась в слитки - сокровища. Цены на товары продолжали повышаться. Причина была в неправильном соотношении между реальной и номинальной стоимостями монеты (металла). 

В 301 году Диоклетиан издал эдикт о ценах на товары (EDIC- TUM DE PRETIIS RERUM VENALIUM), в котором устанавливались максимальные цены на различные товары, предметы потребления. Цены были установлены для всей империи, без учёта региональных условий. Предусматривалась также регламентация оплаты труда лицам различных занятий и профессий, в том числе подёнщикам, адвокатам и архитекторам (последние две категории получали гонорар - HONORARIUM). 

В начале принципата существовали две казны. При Октавиане Августе параллельно со старой казной - эрариумом (AERARIUM или AERARIUM POPULI ROMANA - стала действовать новая казна, императорская - фиск (FISCUS или FISCUS CAESARIS). Слово FISCUS получило значение «казна» на почве военного дела. Буквально же оно означает корзину, в которой во время похода перевозили деньги в обозе войска. Позднее понятием фиска стали также охватываться понятия «недвижимость» и «налоги». Фиском безраздельно управлял сам принцепс. Доходы этой казны состояли главным образом из налогов, поступавших из императорских провинций. В эрарий, которым распоряжался сенат, поступали доходы с сенатских провинций. И та и другая казна чеканили монету. Но эрарий выпускал лишь медную монету. А фиск - золотую и серебряную. Состояние императорской казны было намного лучше сенатской. Порой Август, как отмечалось, пополнял своими взносами сенатскую казну. Вследствие чего эрарий попадал в зависимость от императора.

Для контроля за финансами в провинциях Октавиан Август назначал прокураторов. Эти финансовые чиновники порой и сами наживали большие богатства. При Клавдии (41-54 гг.) счетоводством по императорским финансам и имуществу ведали два дворцовых отдела или «департамента». Один ведал финансами - A RATIONIBUS, а второй недвижимостью - A PATRIMONIO. Первый наблюдал за движением всех денежных средств императора, находившихся в столице. По существу, это была функция канцелярского счетоводства, бухгалтерии и контроля. Этот департамент заведовал учётом хлеба, поступавшего из Африки для нужд столицы, и ассигнованием сумм, например, на CURA ANNONAE (попечение о снабжении Рима продовольствием, особенно хлебом) и CURA EQUARUM (попечение о водопроводах) и прочее, а также на постройку храмов и дворцовых зданий, на чеканку монеты, на жалование императорским чиновникам. Принимая во внимание все эти моменты, можно назвать этот департамент своего рода «министерством императорских финансов». При Клавдии (41-54 гг.) финансовая компетенция императорских прокураторов расширяется. Специальным сенатским решением им было предоставлено право чинить суд по делам фиска, что можно было назвать финансовой юрисдикцией. С течением времени сенатский эрарий, по существу, превратился в простое отделение императорского фиска. При императоре Септимии Севере (193- 211 гг.) сенатская казна становится не чем иным, как всего лишь римской городской кассой, тогда как фиск превратился в общегосударственную казну.

Анализ денежных реформ и финансовой системы Древнего Рима позволяет говорить о зарождении управляемой системы государственных финансов, закреплении финансовых компетенций за должностными лицами, наделенными властными полномочиями. 



2.3. Налоговая система Древнего Рима



Налоги в Древнем Риме являлись главной статьей доходов государства. В период ранней республики римские граждане не платили постоянного налога с поземельной собственности. Но за пользование общественной землёй (AGER PUBLICUS) они платили налоги (VECTIGAL) как в денежной, так и в натуральной форме, то есть продуктами. Союзники (SOCII ROMANI), то есть италийские общины, налогов также не платили, но они обязаны были содержать на свой счёт пехоту и конницу, выставляемые по требованию Рима. Освобождение италиков от уплаты поземельного налога в пользу государственной казны, восходившее ко временам республики, италики рассматривали как своё право (IUS ITALICUM). Для военных нужд римские граждане платили так называемый трибут - на основе списков по трибам. Такой платёж может рассматриваться как своего рода заём государства, который возвращался с прибылью в результате захвата земель, имущества, рабов у побеждённого противника. В период империи наблюдается всё более частое взыскание прямых налогов натурой. Император Максимин (235-238 гг.) установил для северной части Италии (бывшая Галлия Цизальпина - GALLIA CISALPINA) обязанность поставлять его двору в Милане припасы (аннону - ANNONA). Другие области поставляли в Рим известь, дерево, овощи, вино. Провинциалы, по общему правилу, платили так называемый стипендиум (STIPEN-DIUM) - подать, налагаемую сенатом на всю провинцию. Эта поголовная подать была не что иное, как продолжающаяся военная контрибуция. Они же платили декуму (DECUMA) - поземельную подать в размере 1/10 части земельного продукта. Данный платёж можно рассматривать как арендную плату владельцев земли собственнику этой земли - Риму. Денежные налоги с крестьян-ремесленников дополнялись натуральными повинностями: строительством мостов, прокладкой и ремонтом дорог, строительством и ремонтом императорских дворцов. Особенно обременительна для населения была квартирная и постойная повинность. Ещё в период республики правители провинций и члены их свиты, при разъездах по провинции, пользовались квартирами, предоставляемыми жителями. Последние поставляли также провиант и фураж. В виде похвалы Цицерону отмечалось, что, в бытность свою правителем Киликии, он пользовался квартирой у обывателей только в дурную погоду. В ясные дни он раскладывал для себя и своих спутников палатки близ города. Иногда провинциальные правители требовали выкуп за освобождение от постоя чиновников и солдат.

Помимо прямых налогов практиковались и косвенные налоги, взимавшиеся с предметов потребления. В отличие от прямых налогов, падавших на лицо, то есть на личность налогоплательщика, косвенные налоги взимались с предметов потребления. К косвенным налогам, встречавшимся уже в период республики, надо отнести PORTORIA - таможенные пошлины, то есть пошлины за провозимый из-за границы товар. К косвенным налогам относится также VICENSIMA МANUMIS SIONUM - пошлина за отпускаемых на волю рабов, в размере 5% их стоимости. Казна пополнялась и за счёт выморочных имуществ, и за счёт публичной продажи рабов. Со времени Августа стали облагаться наследства (1/20 часть с каждого наследства). Налог на наследство уплачивал наследник при принятии имущества. В распоряжение казны поступало также имущество осуждённых- BONA DAMNATORUM.

Специального аппарата для взимания налогов Римское государство не имело. Налоги взимались посредством откупной системы, суть которой состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом (SOCIETAS PUBLICANO-RUM), заранее вносили в казну определённую сумму денег, а затем взыскивали её с местного населения. Такое право откупные компании получали на основе аукциона, проводившегося цензорами в Риме. Первоначально откупа распространялись и на прямые и на косвенные налоги. Эта система была крайне обременительна для населения, так как откупщики взимали внесенную ими в казну сумму со значительным превышением. В качестве участников откупных компаний обычно выступали всадники - незнатные, но богатые плебеи. Крупные откупные компании обзаводились некоторым числом своих служащих: писцов, агентов. Они располагали своими кораблями и провинциальными конторами. 

Публиканы занимались и ростовщичеством. Они требовали немедленной уплаты налога. А если налогоплательщики не в состоянии были это сделать, то публиканы давали требуемые суммы взаймы, но под высокий процент. По истечении срока займа, они выколачивали его самым жестоким образом. В период консульства Цезаря (59 г. до н. э.) налоговая система совершенствуется. Ограничивается деятельность откупщиков-публиканов. Эта система отныне контролируется. Откуп на косвенные налоги сохранился. Но прямые налоги в ряде провинций стали поступать в казну непосредственно от самих общин. В Галлии подать - трибут (TRIBUTUM) - собирали не публиканы, а вожди отдельных племён. Это облегчало положение налогоплательщика. При Августе откупа не были окончательно упразднены, но их удельный вес заметно понизился, ибо многие налоги стали собираться непосредственно прокураторами, назначаемыми Августом.

В городах или муииципиях финансовые поступление шли за счёт сдачи городских земель в аренду. Вторым источником были пожертвования местных магистратов (декуриоиов), которые немедленно по их избрании производили те или иные затраты в знак признательности за оказанный им почёт (HONOR). Они строили новые здания, устраивали игры, давали обеды, платили деньгами и продуктами. Существовала постоянная тенденция усилить императорский контроль над городскими финансами. При Константине фискальная политика вылилась в издание эдиктов (316-325 гг. н.э.), закрепостивших куриалов (городскую верхушку). Куриалы обязаны были нести муниципальные повинности до конца дней своих и даже передавать эту обязанность по наследству. Куриалы ни в каком случае не могли покидать город, в котором родились и проживали (ни по постановлению городского совета и даже по распоряжению императора, ни в случае занятия гражданской и военной должности). Лишь некоторые городские общины были освобождены от налогов и не подчинялись власти правителя провинции.

При императорах из династии Антонинов - Нерве и Траяне учреждается должность городского куратора (CURATOR REI PU- BLICAE), обязанного следить за состоянием городских финансов. Правительство стремилось сделать города ответственными за все сборы. К городам ещё в начале империи переходит сбор прямых налогов. В конце концов правительство возлагает материальную ответственность за сбор налогов в данном городе и округе, как уже отмечалось, на декурионов, вернее на десять высших членов совета (DECEM PRIMI). Провинциальные города платили прямой налог, именовавши.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44