VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Личные неимущественные права как объект гражданского права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000904
Тема: Личные неимущественные права как объект гражданского права
Содержание
Содержание

Введение................................................................................................................2-5
1. Личные неимущественные права как объект гражданского права
1.1 Понятие личных неимущественных прав в гражданском праве...............6-9
1.2 Классификация личных  неимущественных прав граждан......................9-31

2. Способы защиты личных прав граждан
2.1 Внесудебная защита...................................................................................32-39
2.2 Судебная защита.........................................................................................39-72

Заключение.......................................................................................................71-78
Список используемой литературы..................................................................79-83

















Введение
    В последние годы личные неимущественные правоотношения привлекают все большее внимание исследователей.
    Признавая права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ считается с тем фактом, что человеку от рождения принадлежит автономия воли по отношению к обществу и государству. Когда личные неимущественные права признает гражданское законодательство, это означает, что участники гражданских правоотношений (физические и юридические лица, публично-правовые образования) обладают автономией по отношению друг к другу. Именно в силу такой автономии их отношения регулируются гражданским законодательством.
    Специфика гражданско-правового регулирования личных прав определяется предметом гражданского права. В соответствии со ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
    Следовательно, с точки зрения функционирования права в целом охрана является его важнейшим атрибутом. При этом охрана общественных отношений осуществляется правом как в случае, когда речь идет о нарушении (защита) чьих-то прав или охраняемых законом интересов, так и в случае, когда какие бы то ни было нарушения отсутствуют. Вместе с тем возникает вопрос о том, различаются ли категории "охрана" и "защита", когда речь идет не о функционировании права в целом, а о реализации правовых норм. Б.Н. Мезрин полагает, что под охраной в праве должно пониматься регулирование прав вообще с включением сюда и защиты прав1. Ряд ученых-цивилистов считают, что в рамки охраны или обеспечения в области регулирования субъективных прав и интересов включается превенция, защита, ответственность и т.д., применяемые раздельно или в сочетании2.
    Итак, категория "охрана" в гражданском праве по своему объему гораздо шире понятия "защита" и полностью охватывает его. Под осуществлением гражданско-правовой охраны общественных отношений следует понимать применение всех норм гражданского права, которые обеспечивают их нормальное и беспрепятственное существование и развитие, а под осуществлением гражданско-правовой защиты общественных отношений должно пониматься применение лишь тех способов и средств, которые используются при совершении правонарушения. Изложенное не оставляет сомнений в том, что с точки зрения теории отсутствуют какие бы то ни было основания для исключения отношений, защищаемых нормами определенной отрасли права, из ее предмета.
    Кроме того, в ст. 17 Конституции РФ, как и в ст. 2 ГК, подчеркивается, что речь идет прежде всего о неотчуждаемых правах и свободах человека, которые не только охраняются, как уже отмечалось ранее, по существу, всей системой права, но и составляют смысл и содержание деятельности государственной власти. Это в полной мере подтверждается тем, что согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Само собой разумеется, что неотчуждаемые права и свободы человека не могут регулироваться нормами какой-либо одной отрасли права.
    Что касается иных неимущественных благ, то по смыслу п. 2 ст. 2 и ст. 150 ГК гражданское законодательство не в состоянии защищать те из них, которые не нуждаются в этом в силу самого их существа. К такого рода благам можно, например, отнести национальную принадлежность, родной язык и выбор языка общения, вероисповедание и некоторые другие. Однако подавляющее большинство личных неимущественных благ должно защищаться гражданским законодательством, поскольку согласно ст. 128 ГК они рассматриваются в качестве одного из видов объектов гражданских прав. В ст. 150 ГК, специально посвященной нематериальным благам, устанавливается, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Однако в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК и другими законами в порядке и в случаях, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
    Защита личных прав и свобод человека и сегодня находится в поле зрения правоведов, вызывая полемику на страницах книг и журналов. Все это и обусловило выбор темы дипломной работы.
    Цель работы – анализ действующего российского законодательства, регламентирующего защиту личных прав и свобод человека гражданско-правовыми средствами.
    Задачами исследования являются:
    - раскрыть понятие и сущность личных неимушественных прав;
    - проанализировать способы защиты личных прав во внесудебном и судебном порядках.
    




















1. Личные неимущественные права как объекты гражданского права

1.1. Понятие личных неимущественных прав в гражданском праве

    Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует два вида общественных отношений - имущественные и связанные с ними неимущественные, а также защищает неотчуждаемые права и свободы человека и нематериальные блага.
    Анализ отдельных норм ГК РФ и других правовых актов показывает, что личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, в действительности имеют позитивное содержание и именно регулируются, а не только защищаются гражданско-правовыми актами. Личные неимущественные права осуществляются на основе равенства, диспозитивности, автономии воли и самостоятельности управомоченного и противостоящих ему обязанных субъектов (других граждан и юридических лиц).
      Неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, обладают рядом отличительных признаков: 1) нематериальный характер; 2) направленность на выявление и развитие индивидуальности личности; 3) особый объект; 4) специфика оснований возникновения и прекращения.
    Нематериальный характер личных неимущественных прав проявляется в том, что они лишены экономического содержания. Это означает, что личные неимущественные права не могут быть точно оценены (например, в деньгах), для них нехарактерна возмездность, их осуществление не сопровождается имущественным предоставлением (эквивалентом) со стороны других лиц.
    Важный признак личных неимущественных прав - их направленность на выявление и развитие индивидуальности личности. Институт личных неимущественных прав охраняет самобытность и своеобразие управомоченного субъекта. Безусловно, каждый гражданин обладает собственным комплексом имущественных прав, которые также позволяют "выделить" его из массы других, но все же неимущественные права имеют приоритет при индивидуализации личности.
    Самостоятельный признак личных неимущественных прав - особенность их объектов. Само личное неимущественное право и его объект тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объектами личных неимущественных прав выступают нематериальные (духовные) блага.
    В законодательстве приводится приблизительный перечень нематериальных благ: жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, имя, честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др.
    Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Это означает невозможность их продажи, дарения, аренды, передачи в залог и т.п. Однако следует уточнить, что после смерти гражданина не отчуждаемость не является характерной особенностью нематериального блага. Узаконенная возможность осуществления и защиты неимущественных прав после смерти их обладателя третьими лицами приводит к мысли о существовании при этом некоторых нематериальных благ в отрыве от человека в усеченном объеме (составе).
    Следующий признак личных неимущественных прав - специфика оснований их возникновения и прекращения. Личные неимущественные права могут возникать при наступлении определенных событий. Так, с момента рождения (событие) человек обладает субъективными правами на имя, здоровье, индивидуальный облик и др.
    Отдельные личные неимущественные права (или их правомочия) возникают в связи с заключением сделок: например, право на тайну переписки - из договора оказания услуг связи, право на адвокатскую тайну - из договора поручения.
    Большинство личных неимущественных прав прекращаются со смертью их носителя. Однако некоторые правомочия, составляющие личное неимущественное право, осуществляются правопреемниками и после смерти управомоченного. Например, наследник вправе дать согласие на использование имени наследодателя в товарном знаке, но не может именоваться и подписываться именем умершего.
    Любое субъективное личное неимущественное право представляет собой совокупность возможностей (правомочий). Как правило, субъект имеет правомочия по владению и пользованию объектом (нематериальным благом). Но это не свидетельствует о перенесении конструкций вещных прав в сферу неимущественных отношений. В цивилистической и общетеоретической правовой литературе распространено мнение о том, что содержание любого субъективного гражданского права составляют правомочия на собственные действия, требования соответствующего поведения от других лиц, на защиту.
    В свою очередь, правомочие на собственные действия иногда рассматривается как совокупность возможностей пользования, владения и распоряжения объектом. Однако по содержанию эти правомочия (как составляющие разных субъективных прав) не совпадают.
    Субъект личного неимущественного права обладает и другими правомочиями помимо владения и пользования. Например, в состав права на честь, достоинство, деловую репутацию входит правомочие на изменение содержания чести, достоинства, деловой репутации; право на благоприятную окружающую среду включает правомочие на получение информации о санитарно-эпидемиологическом состоянии среды; право на жизнь содержит правомочие на распоряжение жизнью. Построение единой модели структуры правомочий для всех личных неимущественных прав вряд ли целесообразно, так как невозможно учесть специфику всех прав.
       Существуют различные критерии для систематизации личных неимущественных прав. Если в качестве критерия классификации выбрать цели, которые ставятся при осуществлении прав, то можно выделить несколько групп.
    К первой группе следует отнести личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности: права на жизнь, на здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, на благоприятную окружающую среду. Во вторую группу входят права, обеспечивающие индивидуализацию личности: права на имя, индивидуальный облик и голос, на честь, достоинство, деловую репутацию. Третью группу составляют права, обеспечивающие автономию личности в обществе: права на тайну частной жизни (на медицинскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений и др.) и права на неприкосновенность частной жизни (на неприкосновенность личной свободы, жилища и др.).
    Данную классификацию нельзя считать завершенной. Она будет совершенствоваться в процессе уточнения правовой природы содержания отдельных прав, а также с учетом возникновения новых прав и изменения законодательства.
    
1.2. Классификация личных неимущественных прав граждан

    Различают личные неимущественные права связанные с имущественными правами их и не связанные с ними. К первой группе относятся некоторые основные права граждан, установленные и гарантированные Конституцией Российской Федерации, семейные права, права, возникающие из членства граждан в кооперативных и общественных организациях, авторские права. Во вторую входят право на имя, право на честь и достоинство и т. п. В зависимости от направленности личные неимущественные права подразделяются на направленные:
    * на индивидуализацию личности (право на имя, право на честь, достоинство, деловую репутацию и т. п.);
    * на обеспечение физической неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, выбор места пребывания, места жительства и т. п.);
    * на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (право на личную и семейную тайну, невмешательство в частную жизнь).
    Как и другие нематериальные блага, личные неимущественные права существуют без ограничения срока их действия.
    Рассмотрим некоторые из них.
    Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан РФ. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. объявила права и свободы человека высшей ценностью, что для нашей страны весьма значительно, так как они на протяжении многих лет хотя в некоторой части и были законодательно урегулированы, но носили декларативный характер. Это касается и прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ставших теперь конституционными (основными).
    Но конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина не означает их безусловной материализации. Претворение в действительность предусмотренных законом субъективных возможностей гарантируется определенными правовыми механизмами реализации, обеспечивающими их реальность, эффективность и доступность.
    В науке конституционного права сложилось мнение, что на основании Закона РФ от 25 июня 1993 г. (с изм. от 25 декабря 2008 г.) "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" механизмом реализации прав на свободу выбора места пребывания и жительства служит регистрационный учет по месту пребывания и жительства3.  Поскольку Законом 1993 г. механизм реализации права на свободу передвижения не закреплен, И.Ш. Килясханов, исходя из неразрывной связи права гражданина на свободу передвижения и прав на свободу выбора места пребывания и жительства, делает вывод, что механизм регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства одновременно обслуживает и право граждан на свободу передвижения4.
    Содержание исследуемых прав позволяет сделать вывод о том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного проживания, чаще в дополнение к выбору места постоянного проживания.
    Таким образом, речь идет о правах, в содержании которых присутствует возможность использования социальных благ, связанных с двигательной активностью человека, осуществляемого им территориального перемещения и выбора территории постоянного или временного проживания. Каждое из указанных прав служит достижению различного социального блага, и значит, может быть реализовано отдельно. Следовательно, реализация права на свободу передвижения не всегда связана с реализацией прав на выбор места пребывания или жительства. То есть нельзя здесь говорить о том, что осуществление права на свободу передвижения можно рассматривать только в аспекте выбора человеком своего временного или постоянного места жительства, например возможны поездки на отдых к морю и проживание в местах, которые Закон 1993 г. не отнес к местам пребывания или жительства.
    В целом регистрационный учет не является средством реализации прав на выбор места пребывания и жительства. Ведь при его осуществлении может не иметь места материализация социального блага как цель личных прав человека.
    Согласно российскому законодательству граждане обязаны зарегистрироваться по месту жительства в течение семи дней со дня прибытия на новое место жительства; по месту пребывания - по истечении указанного срока, если общий срок проживания свыше девяноста дней5. Под регистрационным учетом понимают совокупность правовых предписаний, устанавливающих порядок регистрации и учета населения Российской Федерации, его передвижения внутри страны и при выезде в другие государства, правила въезда, выезда, проживания и передвижения по территории России иностранцев и лиц без гражданства6. Таким образом, целью регистрации является лишь учет передвижения человека, что происходит уже после того, как правообладатель поселился в выбранном им месте пребывания или жительства, т.е. после того, как субъект получил искомое благо.
    Данную точку зрения подтвердил и Конституционный Суд РФ, который в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г.7 отметил, что регистрационный учет носит лишь уведомительный характер. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ввел регистрационный учет взамен разрешительного режима (института прописки) и установил, что "в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
    То есть в Законе 1993 г. не говорится, что регистрационный учет является необходимым условием для осуществления ни права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ни других прав и свобод.
    Но как тогда быть со ст. 3 Закона 1993 г., установившей, что "граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"? Н.А. Лимонова право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства считает не только правом, но и обязанностью граждан РФ8. С данной точкой зрения я не согласен, поскольку субъективные права - это правовые возможности, реализация которых, в отличие от обязанностей, зависит только от воли субъекта. Так, по мнению Н.И. Матузова, "принадлежащее субъекту право (как вид и мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его воли и сознания, личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования"9.
    Таким образом, исходя из того, что регистрационный учет не является условием реализации прав и свобод человека и гражданина, данную процедуру нужно рассматривать как отдельный административный институт, обеспечивающий контроль за перемещением граждан на территории страны и исполнением ими обязанностей, который по отношению к правам и свободам человека носит уведомительный характер, тогда как в целях обеспечения необходимых условий для реализации прав и исполнения обязанностей по отношению к обществу и государству является обязательным.
    Конституционный Суд РФ, который в своем ранее упомянутом Постановлении от 4 апреля 1996 г. говорит, что регистрация гражданина по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации конституционных прав и свобод, также подтверждает данный вывод.
    Но анализ законодательства и правоприменительной деятельности органов государственной власти показывает, что позиция авторов, рассматривающих регистрационный учет как необходимое условие реализации прав на выбор места пребывания и жительства, не лишена оснований, так как обязательный характер регистрации приравнивает данный административный институт к правилам прописки и под местом жительства и местом пребывания понимается жилое помещение, подтвержденное регистрацией по месту жительства или пребывания. Не случайно в науке конституционного права сложилось мнение, что правила прописки сохранились в неизменности, поменяв лишь название10.
    В развитие такого конституционного принципа правового статуса личности, как принцип равенства перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ 1993 г., государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности и места жительства. Законодатель установил, например, в ст. 4 Уголовного кодекса РФ, что лица, совершившие преступление, равны перед законом независимо от места жительства и других оснований. Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах независимо от места жительства.
    С одной стороны, включение запрета рассматривать проживание в определенном месте как условие осуществления прав или основание их ограничения отвечает смыслу прав и свобод человека и уведомительному характеру регистрационного учета, с другой стороны, из-за его обязательного характера под местом жительства подразумевается регистрация в конкретном жилом помещении. И хотя в Комментарии к Конституции РФ 1993 г. говорится о равенстве прав независимо от проживания в определенном субъекте11, в Комментарии к Трудовому кодексу РФ подчеркивается недопустимость ограничений прав и свобод в связи с отсутствием регистрации по месту жительства12.
    Конституционный Суд РФ также отметил, что в правоприменительной практике под местом пребывания и местом жительства часто понимают наличие жилого помещения, подтвержденного регистрацией по месту пребывания или жительства13.
    Таким образом, законодатель понятия "место жительства" и "место пребывания" связывает с регистрационным учетом. Наличие данного института является необходимым условием реализации прав на выбор места пребывания и жительства и, как следствие, ограничением их осуществления.
    Данный вывод подтверждает и Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. (в редакции от 27 июля 2007 г.) "О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации"14, согласно которому гражданину РФ, не имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания, оформление и выдача паспорта, удостоверяющего его личность за пределами Российской Федерации, производятся по заявлению этого гражданина территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту его фактического проживания на территории страны.
    То есть данный нормативный акт вводит понятие "место фактического проживания", под которым понимается любое место, где гражданин пребывает, живет независимо от времени проживания и регистрации.
    Из сказанного допустим вывод о том, что гражданин может выбрать три места нахождения на территории страны: 1) место постоянного жительства; 2) место временного жительства (пребывания); 3) место фактического проживания.
    Но в Законе РФ 1993 г. содержатся только понятия "место пребывания" и "место жительства". Определение понятия "место фактического проживания" не дается ни одним нормативным правовым актом.
    Следовательно, когда гражданин получает регистрацию, он реализует урегулированные Конституцией 1993 г. и законодательством страны права на выбор места пребывания и жительства. В случае отсутствия регистрации он реализует не закрепленное в законах, а вытекающее только из Указа Президента РФ право на проживание, не связанное с регистрационным учетом. Причем последнее в большей степени отвечает естественному характеру личных прав и свобод человека и ставит реализацию данного права в зависимость только от воли субъекта.
    Правда, введение данного понятия в понятийный аппарат Закона 1993 г. не станет конструктивным шагом, так как не решает проблему двойственного характера регистрационного учета.
    В развитие Закона 1993 г. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 71315 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, которые действуют с изменениями и дополнениями.
    Однако существующая нормативно-правовая база, регламентирующая порядок осуществления регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, несет в себе некоторые противоречия.
    Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ16 пришел к выводу, что некоторые пункты Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 противоречат ч. 1 ст. 27 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
    Пункт 10 Правил ограничивал срок регистрации по месту пребывания до 6 месяцев, пункты 12 и 21 предусматривали возможность отказа в регистрации по месту постоянного или временного проживания. Очевидно, что данные нормы Правил шли вразрез с конституционным правом граждан на выбор места пребывания и жительства. И я согласен с тем, что данное ограничение является "безусловным попранием конституционных прав граждан на свободу выбора места пребывания и жительства и прямым вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон"17.
    Несмотря на изложенные факты и позицию Конституционного Суда РФ, существует прямо противоположное мнение. Так, А.В. Черных считает, что п. 10, 12 и 21 указанных Правил соответствуют Конституции РФ: Закон вводит определения понятий "место пребывания" и "место жительства" со сходным содержанием, отличием между ними выступает временной фактор (место пребывания носит временный характер, место жительства - преимущественно постоянный характер). По мнению А.В. Черных, п. 10 Правил, в свою очередь, детализирует и раскрывает эти понятия. То есть гражданин обязан покинуть место пребывания по истечении шестимесячного срока лишь в том случае, когда есть причины, вследствие которых по истечении этого срока он не может зарегистрировать место своего пребывания в качестве места жительства (место пребывания - до 6 месяцев, место преимущественного проживания - более 6 месяцев). Что касается п. 12 и 21 Правил, предусматривающих основания отказа в регистрации по месту пребывания и жительства, то, с точки зрения А.В. Черных, для проверки сведений о наличии жилого помещения, содержащихся в заявлении о регистрации, законодатель обязан предоставить органам регистрационного учета контрольные функции либо создать орган, осуществляющий контроль18.
    Однако с такими предложениями о совершенствовании Правил регистрации нельзя согласиться. Ведь выбор срока пребывания, определение места пребывания и жительства относятся к личным правам человека, неотчуждаемым и гарантированным государством. Конечно, это право, будучи неотчуждаемым и неотъемлемым для человека, не может быть абсолютным, т.е. подлежит правовому регулированию с точки зрения защиты прав и свобод других лиц. Но правовой режим ограничения прав человека и гражданина может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Таким образом, установление не предусмотренных федеральным законом ограничений является нарушением требований Конституции РФ, что и было подтверждено Конституционным Судом РФ.
    Что касается наделения органов государственной власти функциями контроля за достоверностью представленных документов, то, на мой взгляд, это противоречит уведомительному характеру регистрации. Как уже было сказано, органы, ответственные за регистрацию, лишь фиксируют нахождение человека в определенном населенном пункте, в первую очередь в правоохранительных целях, а также в целях контроля за миграцией. Наличие подобных функций приведет к ограничению осуществления гражданами указанного права.
    Есть и такая точка зрения: если органы исполнительной власти, ответственные за регистрацию, не могут проверять достоверность документов, то нет необходимости их представлять. Для получения регистрации достаточно лишь подать заявление и предъявить паспорт, что действительно будет отвечать уведомительному характеру регистрационного учета19.
    Полагая, данное предложение было бы уместным, если бы регистрационный учет носил только уведомительный характер, но его обязательная процедура в смысле контроля за исполнением обязанностей не предполагает отказа от установленных законодателем требований. Противоречивость исследуемой нормы обусловлена двойственным характером регистрации. С одной стороны, органы исполнительной власти, ответственные за регистрацию, не могут проверять достоверность документов, что отвечает уведомительному характеру, с другой стороны, представление документов, служащих основанием для вселения в жилое помещение, - это определенная гарантия того, что гражданин действительно будет проживать в указанном помещении, а также необходимая составляющая осуществления контроля за исполнением обязанностей.
    В приведенной выше позиции А.В. Черных все же есть рациональный момент в том плане, что на основании ст. 10 Правил регистрация по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на определенный срок по взаимному соглашению сторон. Но это может быть месяц, год, десять лет. Гражданский кодекс РФ под местом жительства понимает место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20)20. Законодатель не дает разъяснения, какой срок проживания необходим для определения его как постоянного. Можно сделать вывод, что это место, где гражданин фактически проживает. Таким образом, граждане могут постоянно проживать в течение многих лет, имея при этом регистрацию по месту пребывания.
    Но возникает вопрос: как данный вывод сопоставляется со ст. 2 Закона 1993 г., который под местом жительства понимает жилые помещения, в которых гражданин проживает постоянно или преимущественно, а под местом пребывания - жилые помещения временного назначения?
    Первоначально законодатель воспроизвел существовавший в советский период институт регистрации по месту кратковременного пребывания. Закон 1993 г. под местом пребывания в первую очередь понимает жилые помещения временного назначения: гостиницы, санатории, кемпинги и т.д. (ст. 2). Так, по мнению Е.Ю. Бархатовой, регистрация по месту кратковременного пребывания бессмысленна с точки зрения контроля за миграцией и сама по себе создает для граждан большие неудобства и провоцирует злоупотребления со стороны власти21.
    Сейчас от подобной практики пытаются отойти. Так, в первоначальной редакции указанных Правил регистрироваться по месту пребывания было необходимо гражданам, прибывшим для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней. В редакции от 22 декабря 2004 г. Правил регистрации она необходима по месту пребывания, если срок проживания превышает 90 дней.
    Следовательно, о кратковременности сейчас можно не говорить, тем более что регистрация по месту пребывания в гостиницах, кемпингах, санаториях, в иных подобных учреждениях осуществляется администрацией этих учреждений. Следовательно, различия в получении регистрации по месту пребывания или жительства заключаются в характере жилого помещения или зависят от воли человека. Временной фактор не влияет на выбор места пребывания или жительства. Что касается гостиниц, то и там граждане могут по своему желанию проживать постоянно.
    Таким образом, из определения "место пребывания", данного в Законе РФ 1993 г., необходимо исключить положение о временном характере проживания в месте пребывания. Данную точку зрения подтверждает и тот факт, что изначально условием реализации прав и свобод человека считалась только регистрация по месту жительства, впоследствии, когда для регистрации по месту пребывания было снято ограничение сроком, законодатель стал рассматривать и регистрацию по месту пребывания как условие осуществления прав и свобод и обязанностей человека и гражданина22.
    Как видим, законодатель отошел от практики регистрации по месту кратковременного проживания и установил свободный выбор срока проживания по месту пребывания, в то же время и регистрация по месту пребывания, и регистрация по месту жительства связываются с наличием жилого помещения и могут носить постоянный характер.
    И.Ш. Килясханов обоснованно рассматривает как одно из противоречий увязывание обоих видов регистрации с жилым помещением23. При такой постановке вопроса для лиц, которым не удалось решить проблему жилого помещения за пределами места своего постоянного жительства, становится весьма проблематичной реализация права на свободу выбора места пребывания. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П также пришел к выводу, что "определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем необязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания"24.
    Однако на основании ст. 9 указанных Правил к числу обязательных документов, необходимых для регистрации по месту пребывания, относятся документы, являющиеся основанием для временного проживания гражданина в указанном им жилом помещении. В Правилах ничего не говорится о процедуре регистрации по месту пребывания при отсутствии жилого помещения. Следовательно, можно сделать вывод, что вопреки правовой позиции Конституционного Суда РФ продолжает сохраняться требование о регистрации по месту пребывания только с увязкой с жилым помещением. Кстати, в других своих решениях из того же исходит и сам Конституционный Суд РФ25.
    Таким образом, все это предполагает необходимость дальнейшего совершенствования механизмов реализации конституционных прав человека на свободу передвижения, выбор места жительства и м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.