VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Личность в период ранней взрослости

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000387
Тема: Личность в период ранней взрослости
Содержание
Содержание
Введение	3
Глава 1. Личность в период ранней взрослости	4
1.1. Теоретические подходы к пониманию личности и личностной зрелости в отечественной и зарубежной психологии	4
1.2. Проявление личностной зрелости	13
1.3. Психологические особенности человека в период ранней взрослости	31
1.4. Особенности проявления личностной зрелости в период ранней взрослости	33
Глава 2. Исследование проявления личностной зрелости в период ранней взрослости	41
2.1. Описание методик	41
2.2.  Результаты исследования	43
2.3. Обработка результатов методом математической статистки	48
2.4. Анализ полученных результатов исследования	52
Заключение	54
Список литературы	56
Приложение 1	58
Приложение 2	70



Введение
    Период ранней взрослости, да, пожалуй, и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется постепенным изменением его мотивационной сферы жизни. Широко известно, что мотивы поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме.
    Изменения мотивов определяются, прежде всего, личными, социальными и культурными событиями и факторами: попытками разрешить конфликты, возникшие в юности, поиском своего места в микро- и макромире, приходит осознание того, что не бывает жизнь без обязательств перед собой, семьей, обществом. И эти изменения дают надежду и предполагают стабильное предсказуемое будущее.
    Вступая во взрослую жизнь, молодой человек, прекрасно понимает, что в наступающей фазе жизненного цикла передним ним встанет необходимость выбора и решения многих проблем, с которыми он ранее не сталкивался, но которые рано или поздно должны быть им и только им самим решены. Прежде всего, это выбор профессиональной стези, мысли о смысле жизни, несколько позднее приходят мысли о браке, супружеской жизни и детях.  Эти события всегда ожидаемы у всех, чаще всего они наступают у большинства людей в определенное время, поэтому их наступление носит характер нормы. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения [1].
    Цель настоящей работы – изучить проявление личностной зрелости в период ранней взрослости.
    Предмет исследования – личностная зрелость в период ранней взрослости.
    Объект исследования – личностная зрелость человекав период ранней взрослости.

Глава 1. Личность в период ранней взрослости
1.1. Теоретические подходы к пониманию личности и личностной зрелости в отечественной и зарубежной психологии
    Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существует огромное количество подходов к пониманию личности. Приведем лишь некоторые из них: социологический, философский, биологический, психологический, гуманистический, психолого-педагогический и еще много других. 
    Будучи сложным, многогранным социальным явлением, личность требует к себе системного, междисциплинарного подхода. Если обобщить определения, даваемые различными подходами, то на наш взгляд, наиболее всеобъемлющим определением можно считать следующее: личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности1.
    В этом и многих других определениях присутствует один очень важный общий момент: везде в том или ином виде имеется указание на то, что развитие личности происходит как результат тесного взаимодействия человека с тем, что его окружает – окружающей средой и обществом, однако, не смотря на это личность всегда несет на себе отпечаток тех качеств и свойств, которые присущи только данному человеку.
    Как видим личность это сложное, многогранное социальное явление, и подход к ней должен быть междисциплинарным и системным. В широком плане можно сказать, что каждая личность является совокупным единством биологических, социальных и психологических составляющих. 
     В процессе развития личности исследователи выделяют этап завершения созревания, другими  словами, этап достижения зрелости основных систем и функций организма. Когда живой организм способен к реализации своего жизненного предназначения. Для человеческого существа этот этап зрелости определяется возрастными нормативами, при достижении которых общество передает индивиду его права, обязанности и меру ответственности за совершенные деяния. 
     Человек – субъект социальный, общественный, он не может существовать без общества. Поэтому влияния внешних факторов на личность человека неизбежны, хотим мы того или нет. Мы обязательно что-то берем из окружающей среды и что-то передаем ей от себя. Важно, как мы это делаем.
     Когда человек перенимает, к примеру, чей-то опыт, знания или пример, то, прежде всего, он обязательно должен «переварить», ассимилировать под их себя. При необдуманном восприятии какого-то опыта или знания, например, под влиянием родителей или просто позаимствованный у кумира, этот «навязанный» опыт будет мешать настоящему, истинному развитию личности. 
     На протяжении всей жизни, особенно в детстве и юности, человек получает и принимает в свой опыт извне множество установок, необдуманных самим решений и чуждых  способов действия и поведения сначала от родителей и учителей, потом просто наблюдая и повторяя, то, что видит в поведении взрослых. Далеко не все личности в период активного развития стараются примерить получаемый извне опыт к себе: я с этим согласен или нет, мне это подходит или все же не мое.
     Со временем у человека накапливается целый слой установок, мнений, условностей, которые препятствуют естественному развитию личности.
     Когда мы говорим о человеке, как о личности, то тем самым мы признаем, что он достиг достаточно высокого уровня развития как индивид. Прекрасно известно, что личностью не рождаются, рождаются индивидом. И постепенно, по мере развития индивид начинает проявлять личностные качества. В начале на неосознанном уровне, потом под влиянием родителей и другим ближайшим окружением. И лишь к совершеннолетию у человека появляется реальная возможность осознанно стать личностью, в полном объеме принять ответственность на себя за свой дальнейший личностный рост.
     Личность развивается, развивается постоянно, и можно сказать, что это развитие начинается с того момента, когда индивид активно включается в социальные отношения и начинает осознанную деятельность. 
     Какими отличительными чертами будет обладать личность взрослого человека, находится в зависимости от множества факторов, и тех, которые уже оказали свое влияние в период детства, и тех, которые будут оказывать свое воздействие в будущем. Естественной задачей такого поступательного развития является достижение личностной зрелости.
     Личностная зрелость это определенный уровень развития человека, морального, социального, интеллектуального и эмоционального, а не его физический возраст. Здесь много зависит от конкретной обстановки и условий, в которых рос и воспитывался человек. Поэтому случается так, что порой подросток иногда может отличаться достаточной личностной зрелостью, в то время как  взрослые и даже иногда пожилые люди остаются детьми в своих взглядах и установках по отношению к важным аспектам человеческих взаимоотношений.
     О том, что такое личностная зрелость до сих пор ведется много споров. В разных подходах и направлениях психологии есть понятия, наиболее близкие к определению личностной зрелости, такие как сила Эго, локус контроля, «отвага быть», жизнестойкость, но не одно из них не претендует на полное и окончательное описание. Из множества близких по смыслу понятий довольно интересным можно считать разработку С. Мадди, в которой он вводит понятие жизнестойкости. По мнению С. Мадди это понятие включает в себя определенную систему убеждений или установок, а именно: установка на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установка на контроль за событиями в противовес чувству бессилия, установка на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжения. 
     Личностно зрелый человек не идет слепо туда, куда его направляет среда и окружающие его люди, а задается вопросом «чего я сам хочу, что мне интересно в этой жизни, каков ее смысл, какие у меня цели», то есть смотрит в будущее и выбирает это будущее для себя.
Вот этот момент выбора на наш взгляд и является определяющим для процесса взросления. 
     Признаками личностной зрелости можно считать умение делать выбор, принимать осознанные решения и, это обязательно, нести ту самую пресловутую ответственность за принятые самим решения.
     Наиболее адекватным пониманием личностной зрелости на наш взгляд можно считать то, которое приводится в работах Л.И. Божович, которая проводила свои исследования в рамках идей Л.С. Выготского. Она очень редко использует термин личностная зрелость, но понимает его как определенный уровень развития человеческого существа, которое постепенно в процессе развития превращается в личность. Л.И. Божович считает, что «…личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии „Я"... человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием». [7].
     Для того чтобы понять, что именно подразумевают под личностной зрелостью, можно также обратиться, например, к трудам Фрица Перлза – выдающегося немецкого психотерапевта, создавшего новое направление исцеления человека, которое получило название «гештальт-терапия».
     Перлз Ф. считал, что определить человека как личностно зрелого можно только при выполнении следующих важнейших критериев:
     1) он определяет свои границы в социальном окружении – не растворяется в социуме и не замыкается в себе, а именно определяет границы и «умеет обращаться с собой и со своей средой»;
     2) он опирается на себя самого – не бросается на поиск внешней поддержки, а изыскивает ресурсы внутри себя самого, чтобы жить, действовать и решать встающие перед ним задачи. Это можно объяснить по-другому. Тот, кто чувствует контактную границу между собой и обществом, умеет отделять, что принадлежит ему, а что — окружающей среде, — тот находится в равновесии, которое и формирует личностную зрелость. [21].
     Следует отметить, что Фриц Перлз подчеркивал ответственность самого человека за создание того равновесия, которое определяет его личностную зрелость.
     Современные исследователи намечают различные пути и выделяют различные механизмы, способствующие достижению личностной зрелости.
1.2. Проявления личностной зрелости
    Считается, что личностная зрелость это одна из положительных и социально значимых характеристик человека. Имеется большое количество перечней черт зрелой личности, сделанных разными авторами, однако определение личностной зрелости как психологического понятия нам найти не удалось.
     Поэтому представляется целесообразной задача более четкой дефиниции личностной зрелости вообще и в период ранней взрослости в частности.
     Это дало бы возможность сравнить научные взгляды на понятия «зрелая личность» и «личностная зрелость» и определить, какие психологические задачи смогут помочь в процессе достижения человеком личностной зрелости.
     Исследованиями феномена личностной зрелости занимались многие ученые: Карл Юнг (2002), Гордон Олпорт (2002), Леонид Бурлачук (2001), Дмитрий Леонтьев (2002), Нина Бордовская и Артур Реан (2004), Татьяна Титаренко (2001), Аарон Антоновский (1999) и многие другие.
     Из работ уважаемых ученых мы акцептировали наиболее важные моменты:
     - личностная зрелость не связана в обязательном порядке с хронологическим возрастом;
     - личностная зрелость является критерием личностного роста.
     В качестве основных черт зрелой личности Г.  Олпорт  называет следующие:
     1. широкие границы своего “Я”,  позволяющие ей живо интересоваться политическими  и социальными вопросами;
     2. способность к теплым социальным отношениям, которые рассматриваются в двух аспектах: дружеской интимности и сочувствии 
     3. эмоциональная неозабоченность и самопринятие;
     4. реалистичное восприятие, опыт и притязания;
     5. способность к самопознанию  и чувство юмора;
     6. цельная жизненная философия (22).
     Как видно из этого перечня черт зрелой личности, она предстает отзывчивой, мудрой, непредвзятой, способной принимать и себя и окружающих людей такими, какие они есть.
     А. Маслоу, создавший портрет идеального человека в лице самоактуализирующейся личности, называет аналогичные черты: беспристрастное восприятие реальности, принятие себя и других людей, простота и естественность поведения,  независимость от культуры и окружения, общественный интерес, сопротивление окультуриванию и т.д. (1).
     Другой представитель гуманистической психологии К. Роджерс для обозначения людей, движущихся в направлении самосовершенствования, ввел понятие “полноценно функционирующий человек” и наделил его следующими основными личностными характеристиками: 
1. открытостью к опыту;
2. стремлением  жить полно и насыщенно в каждый момент существования;
3. доверием  к своему организму, проявляющимся в доверии своей интуиции и собственному опыту;
4.  эмпирической свободой, состоящей в стремлении быть самостоятельным и ответственным за свои поступки;
5.  креативностью (3).
     Как и предыдущие авторы, К. Роджерс подчеркивает освобождение зрелого человека от всяческих внешних искусственных рамок для собственного поведения и переход на внутренние критерии оценки своего и чужого поведения.
     В завершение этого обзора представлений о зрелой личности рассмотрим критерии, предложенные И.М. Палеем и В.С. Магуном (20). Они считают, что со стороны внутренней организации зрелая личность характеризуется иерархичностью и целостностью. Во взаимодействии с предметным миром ее отличает активность и самостоятельность. В межличностном плане зрелость определяется по ее возможности содействовать личностному росту других людей. 
     Как мы видим, в различных психологических теориях основные черты личностной зрелости представляются по-разному: в гуманистической психологии основной характеристикой личностной зрелости считается  потребность в самоактуализации и стремление к смыслу; в гештальт-теории  – самостоятельность,  в социально-психологической теории – умение строить межличностные отношения. 
     На наш взгляд личностная зрелость должна рассматриваться как минимум в двух аспектах: социокультурном и психологическом. В социокультурном аспекте личностная зрелость находится на стыке завершения одного этапа онтогенеза и начале следующего. Человек переходит от детского «идеального» восприятия действительности к восприятию взрослому, когда мало что принимается на веру, но проходит «личностную» проверку. В психологическом аспекте зрелая личность  старается раскрытии условия и механизмы, которые оказывают влияние на уровень индивидуального развития личности в соответствии с социокультурными эталонами. Таким образом, личностная зрелость рассматривается как такой уровень развития психики, сознания и структуры личностных качеств, на котором завершается дезактуализация первичных детских эгоистически-эгоцентрических установок, ориентированных на принцип удовольствия, и обеспечивается условие для формирования стойкого социального интереса и восприятия другого как ценности. Такой уровень развития личности не только должен способствовать эффективной адаптации, направленной на удовлетворение базовых потребностей (витальных, потребности в безопасности, материальном благополучии и т. д.) за счет интеллектуальной зрелости и высших механизмов саморегуляции, но и при помощи защитных механизмов не блокировать стремления личности к полноценному развитию, к реализации высших потребностей в истине, красоте, альтруизме и самореализации. 
     А. Маслоу (2002) отмечает, что люди, не находящие удовлетворения своих базовым потребностей, считают мир полным опасностей, вражеской территорией, и заселена она теми, кого он сам может подчинить, или теми, кто может его подчинить. Поэтому у такого человека доминируют низшие потребности, прежде всего потребность в безопасности, а также другие базовые потребности живых существ.
     Индивиды, базовые потребности которых удовлетворены, ведут себя совершенно иначе. Принимая эти низшие потребности и их удовлетворение как должное, они имеют возможность посвятить себя высшим устремлениям.
     Из социокультурных норм житейской психологии можно выделить ряд качеств понятия личностная зрелость, которые зафиксированы в обыденном сознании. Личностные черты «зрелого», «взрослого» человека могут включать следующие характеристики: самостоятельный, разумный, компетентный, логичный, цельный, волевой, целеустремленный, дальновидный, объективный. 
     Противоположным понятию «зрелый» выступает понятие «инфантильный», которое включает в себя следующий набор качеств: незрелый, легкомысленный, легковерный, бездумный, непутевый, недотепа и т. д. (А.Г. Шмелев и др., 1988).
     В ходе специальных исследований было установлено, что инфантильная личность психически и интеллектуально незрела, например, она постоянно использует незрелые критерии для оценки своих и чужих поступков, и на основании их она строит свое поведение, ее уровень самокритики снижается, самоконтроль находится на низком уровне.
     Для инфантильного человека типичны ограниченность суждений, интересов и взглядов; конкретный образ мышления, функционирующий по типу «черно-белое»; упрямство; склонность к преувеличению, лжи и привлечению внимания к собственной персоне; погоня за сильными ощущениями; трудность сосредоточения внимания; ситуационно обусловленные обманы памяти и резкие, часто неожиданные перемены настроения. Вся сфера познания, поведения и чувств обнаруживает отчетливую стереотипность. Эмоциональные переживания довольно просты, бедны, интенсивны, кратки, непосредственны, быстро забываются и т. д. По И. Ялому (1999), в основе инфантильности, помимо нежелания и неспособности человека брать на себя ответственность, зачастую лежат также детские убеждения: с одной стороны, убеждение в своей исключительности, рассматриваемое как нарциссизм и эгоцентризм; с другой стороны, поиск «спасителя», на которого естественным образом можно перенести ответственность буквально за все.
     
     Личностную зрелость это динамическая структура, ее содержанием являются черты, которые взаимно  активизируют друг друга. 
    Личностно зрелый человек сам в себе находит силы для преодоления жизненных обстоятельств и самого себя. По нашему мнению, внутренние ресурсы обеспечивают личностно зрелому человеку  способность видеть и ощутить свою жизнь целостной.
    В соответствии с эпигенетической теорией Э. Эриксона (2002) возрастной период 11-20 отмечен нормативным кризисом эго-идентичности, и на наш взгляд именно к этому периоду можно отнести начало формирования зрелой личности. 
    Последующее развитие, становление, «обновление» личностной зрелости связанно с ситуациями выбора. На наш взгляд, развитие личностной зрелости связана с ощущением человеком своей социальной и личностной перспективности, значимости. В молодости все изменения в жизненной перспективе человек чаще всего воспринимает как стрессовые или кризисные, которые требуют от него выбора, такие моменты значительно снижается уровень самопонимания личности. В целях сохранения собственной целостности человек вынужден отказаться от понимания себя через отождествление с критериями внешнего мира. «Найти себя» он может через соотнесение себя с самим собой. Логично предположить существование некоторой личностной структуры, которая обеспечивает человеку возможность принять себя как смысл, быть аутентичным. В нашем понимании, этой структурой является личностная зрелость.
    Такой ход рассуждений привел нас к определению личностной зрелости как эффекта самостоятельно пережитого человеком в зрелом возрасте ненормативного кризиса идентичности. 
    Мы определяем личностную зрелость как эффект, поскольку видим ее как следствие ненормативного кризиса. Акцент на самостоятельности, а не конструктивности переживания ненормативного кризиса поставлен потому, что именно самостоятельность (состоятельность себя, в состоянии быть собой – авт.) показывает способность человека без посторонней помощи, полагаясь только на себя, выйти из сложной ситуации. Важно, что именно эта способность задекларирована в определении общей зрелости, которое было дано в гештальт-психологии (В. Кондрашенко, Д. Донской, С. Игумнов, 1999).
    Наиболее ярким показателем сформированной личностной зрелости является самодетерминация, которая, на наш взгляд, проявляется во взаимоактивации свободы и ответственности, которые можно рассматривать, как инструменты мировоззрения человека. Таким образом, самодетерминация не только сопутствует построению собственной системы ценностей человека, делает выбор психологически возможным, но и активизирует процесс трансформации, благодаря которому личность обретает завершенность и целостность – зрелую эго-идентичность. Возможно, окружающим этот результат виден как личностный рост. У человека появляется ощущение полноты внутренних ресурсов, новой жизненной перспективы, стремление к которой сопряжено с новыми ненормативными кризисами. 
    Поскольку мы рассматриваем личностную зрелость как динамическую структуру, считаем важным рассмотреть вопрос о механизмах, детерминирующих ее проявление.
    Личностная зрелость исходит из имманентного для личности саморазвития. Саморазвитие рассматривается как стремление человека сформировать в себе определенные качества и способности, при наличии которых, по его мнению, он сможет максимально полно реализовать себя и свой внутренний потенциал.  
    Таким образом, неизбежен самоанализ, который возможен за счет внутренней  диалогичности человека. Дуальность человеческой сущности порождает внутренний конфликт, который может быть движущей силой развития при стремлении человека построить отношение к ситуации не на противоположностях, а на взаимосвязях.  По нашему представлению, такая гармонизация внутреннего мира человека обеспечивается механизмами интенциональности и когерентности. 
    Интенциональность предлагаем рассматривать как направленность личности на создание самой себя и самоопределение. Создание себя может осуществляться или в рамках адаптации человека к заданным обстоятельствам, и, вследствие этого, проявляются новые качества личности, или путем выхода за рамки ситуации. Тогда человек меняет социальную роль, способ самопрезентации, отношение к себе таким образом, что он становится субъективно другим, таким, который компетентен преобразовать ситуацию внутреннего конфликта в ситуацию приобретения жизненного опыта. 
    Продуктивное решение внутреннего конфликта обуславливается, на наш взгляд, особым механизмом – когерентностью, которую мы склонны рассматривать как операциональный аналог жизненной компетентности. В когерентности проявляется самодостаточность: человек доверяет самому себе, поэтому собственного мнения ему достаточно  для принятия решения. Это решение, как нам кажется, касается смелости быть самим собой. 
    Таким образом, возникает необходимость в личностной структуре, содержащей индикаторы аутентичности – личностной зрелости. Сформированная личностная зрелость создает возможность для самоизменения, самосоздания через самодетерминацию. Поле деятельности последней находится исключительно на сознательном уровне, тогда как целостность личности возможна при тотальности ее психики. Поэтому, мы думаем, включается следующий механизм – прегнантность. 
    Прегнантность обеспечивает насыщенность и завершенность формирующейся эго-идентичности подводя «недейственную» идентичность к трансформации, затрагивающей бессознательное. Прегнантность выступает механизмом сопоставления Я-реального с Я-истинным, ради которого был начат процесс самоизменений. Как стремление к содержательности прегнантность обеспечивает адекватность восприятия человеком того, что он может лишь приблизиться к Я-истинному, ощутить его в момент «пикового» опыта, но не стать им. 
    Результатом психологической трансформации становится обновленная эго-идентичность. Для  ее сопоставления с целями саморазвития вновь включается механизм интенциональности, но уже в больше мере как активное отношение к самому себе – самоверификация. 
    Когда уяснено представление о значении личностной зрелости  и механизмах, обуславливающих ее, предлагаем обратить внимание на содержание этой структуры, которым, по нашему предположению, являются черты – индикаторы эго-идентичности.  
    Признание личностной зрелости характеристикой с высоким уровнем социального признания привело нас к убеждению, что ее черты должны иметь социально-психологическую значимость. Ведь, с одной стороны, в соответствии с ними окружающие характеризуют человека как личностно зрелого, с другой, эти черты являются определяющими для эго-идентичности человека. 
    Результатом рассуждений стало предположение, что черты личностной зрелости можно определить как центральные диспозиции проприума личности – очевидные для окружающих черты личности, которые обуславливают готовность человека действовать с позиции зрелой личности. 
    С целью выделить черты личностной зрелости мы проанализировали характеристики продуктивно развивающейся личности, представленные в работах К. Юнга (2002),  Г. Олпорта (2002), А. Маслоу (1999), Ф. Перлза (1999), Г. Абрамовой (1999), А. Реана (2004), Д. Леонтьева (2002). 
    Выделенные черты личностной зрелости представляют, по нашему понятию, один полюс континуума эго-идентичности – «зрелость». Придерживаясь целостного подхода в описании личности, мы представили  также черты полюса «инфантильность» (табл.1). 
Таблица 1.
    Психологические субстанции и акциденты личностной зрелости
Черты личностной зрелости
Проявления деперсонализации
Ответственность 
Конформность
Креативность
Страх неопределенности
Децентрация
Эгоцентричность
Контактность
Отчужденность
Толерантность
Стремление доминировать
Автономность
Зависимость
Самопринятие
Самообвинение
Глубинность переживаний
Предпочтение регрессивных ценностей
Синергичность
Конфликтность
Жизненная философия
Десакрализация
    
    В акцидентных чертах мы склонны видеть деперсонализацию личности, которую мы рассматриваем, как феномен утраты идентичности. Этот феномен может проявляться в склонности человека отрицать как свою личностную автономность, так и независимость других людей. Вместе с тем, мы не отрицаем, что деперсонализация может быть проявлением временной регрессии в процессе личностной трансформации. А последняя ведет к формированию целостности личности, выражающейся в зрелой эго-идентичности.
    Предлагаем авторскую характеристику черт личностной зрелости, в которой раскрыто их содержание как диспозиций и представлена значимость для эго      идентичности личности.
     Синергичность – способность осознавать себя в качестве смысла. В эго-иденитичности функция синергичности состоит в обеспечении самодостаточности. 
     Синергичность проявляется в умении понимать взаимосвязанность противоположностей и вникать в суть вещей. Для синергичного человека характерна неконфликтность собственных ценностей. Он самодостаточен, то есть способен корректировать свою сущность соответственно пониманию смысла своей жизни. В отношениях с окружающими цельность его натуры проявляется в продуктивной деятельности, умении реализовывать свои замыслы.
     В противоположность целостному мировосприятию, конфликтное обостряет несовместимость противоположностей и делает из них разногласия. Человека, которому свойственна конфликтность мировоззрения, не устраивает любое решение, которое он бы не принял. В межличностных отношениях склонность к конфликтности проявляется в противопоставлении «Я» – «Они», выборе конкуренции как наиболее подходящей тактики взаимоотношений, стремление к реваншу в случае неудачи. Для человека, склонного к конфликтности, характерны трудности в определении приоритетов, как собственных, так и во взаимоотношениях с окружающими. Вероятно, это может быть связано с недостаточно четко сформулированными жизненными принципами или/и недостаточным уровнем психологической культуры и культуры общения.
     Автономность – готовность доверять себе и способность к самоопределению. В эго-иденитичности функция автономности состоит в сохранении аутентичности. 
     Автономность проявляется в умении человека самоорганизовываться, в характерном для него своем взгляде на мир, умении видеть и реализовывать собственную жизненную миссию. Для автономного человека характерен высокий уровень целеобразования, понимания личных ценностей, видения себя источником событий своей жизни. В отношениях с окружающими проявляет ассертивность, умеет достигать свои цели, используя собственные ресурсы. Результаты его деятельности оригинальны. Сотрудничая, гибко меняет лидерскую позицию на позицию помощника, не центрируется на собственном доминировании, склонен сравнивать уровень собственной компетентности, профессиональности с уровнем своих предыдущих достижений или с идеальными нормами, и, в меньшей мере – с достижениями других людей.
     Противоположностью автономности является зависимость. Человек, проявляющий характеристики зависимости, как правило, не воспринимает и не хочет принимать окружающий мир таким, каким он есть. Он хочет жить в иллюзорном мире, наполненном ожидаемыми радостями. В реальном мире он ищет людей, которые бы заботились о нем, спасали его, и, таким образом, перекладывает на них ответственность за себя и свои действия. Создается впечатление, что люди, склонные к зависимости, боятся проживать собственную жизнь, поэтому стремятся навязать ее окружающим.
     Контактность – способность быть откровенным в содержательном общении со значимыми людьми. В эго-иденитичности функция контактности состоит в готовности к самораскрытию.
     Контактность проявляется в умении быстро налаживать взаимоотношения и сохранять их ценность на длительное время. Контактный человек умеет найти взаимопонимание с окружающими, склонен к открытому общению с людьми, которые для него интересны, с которыми у него схожие жизненные ценности. Располагает к себе  тактичностью и искренностью общения, склонностью к помощи, инициативности и сотрудничеству. Запоминается как человек, которому характерен некоторый «магнетизм» личности, а также умением заинтересовать собой других и  проявлять искренний интерес к  окружающим. Контактный человек проявляет ненавязчивость и дипломатичность во взаимоотношениях, умеет предоставить обратную связь, то есть вовремя сообщить свое мнение относительно рассматриваемого вопроса. В общении стремится развивать философские, экзистенциальные темы, склонен рефлексировать относительно высказанных мыслей, поэтому общение для него – это источник самоизменения, личностной трансформации.
     Люди, для которых характерна отчужденность, выстраивают собственное видение мира, в котором другие воспринимаются как чужие, а значит враждебные. Отчужденность закрывает для человека всю яркость и разнообразие мира, переживаний, смыслов. Психологическими причинами отчужденности могут быть трудности в становлении идентичности и аутентичности, когда человек не ощущает осмысленности жизни.
     Самопринятие – способность относиться к себе, как к перспективному проекту. В эго-иденитичности функция самопринятия состоит в обеспечении самообъективации. 
     Самопринятия проявляется в умении человека признавать соразмерность собственных сильных и слабых сторон. Человек, которому характерно самопринятие, определился в собственных ценностях и уважает себя за то, что реализовывает свою миссию, позволяет себе быть счастливым безусловно, поэтому у него высокая самооценка. Он относится к себе с философским чувством юмора, то есть понимает относительность собственных успехов и, вместе с тем, не центрируется на неудачах. В отношениях с окружающими уважает их достоинство, терпимо относится к их недостаткам, считает, что заслуживает уважения к себе, спокойно воспринимает конструктивную критику.
     Противоположностью самопринятия является самообвинение, при котором человеку характерно своеобразное «злорадство» над собой. При этом может прослеживаться некоторая фатальная обреченность, когда человек, все причины своих неудач только себе, даже не пытается что-то изменить. Люди, склонные к самообвинению, как будто ставят себе условие, при котором, чтобы жить полноценной жизнью, они должны «отстрадать». В увлечении самокритикой им кажется, что каждая следующая проблема недостаточно значительна, чтобы после ее решения позволить себе быть счастливым. Возможно, единственная проблема, которую они должны решить на пути к аутентичности – это отказ от самообвинений, ретрофлексии в пользу рефлексии.
     Креативность – способность воплощать собственный взгляд на жизнь в результатах деятельности. В эго-иденитичности функция креативности состоит в самосотворении.
     Креативность проявляется в способности человека реализовывать собственный потенциал, умении донести до окружающих авторское видение мира. Решения креативного человека характеризуются как целесообразные, оптимальные, поскольку он действует соответственно ситуации. Креативный человек способен больше, чем жить, он создает жизнь: вещи, проекты, ситуации, самого себя. Ему характерно стремление понять идею и реализовать ее. В общении с окружающими креативный человек умеет быть интересным, раскрепощенным, спонтанным.
     Противоположность креативности – страх неопределенности, проявляющийся в избегании любых ситуаций выбора, прогнозирования и планирования будущего. Человек склонен воспринимать только все привычное, ему характерен низкий уровень адаптивности.
     Толерантность – готовность к непредвзятому, безоценочному, аксиологическому восприятию людей и событий жизни. В эго-иденитичности функция толерантности состоит в понимании неконфликтности себя и окружающего мира.
     Толерантность проявляется в способности реалистично воспринимать жизненные события и поступки окружающих. Толерантный человек принимает аутентичность других людей, поэтому не стремится доминировать над ними. Ему характерны неконфликтность, демократический стиль общения, уважение ценностей других людей, с которыми он умеет находить что-либо общее, не центрируясь на отличиях. Толерантность создает основу для безоценочного, многокритериального восприятия мира. Значимой становится уникальность человека или события.
     Для интолерантного человека ситуация, в которой что-то происходит не так, как он этого хотел, становится дискомфортной. И не потому, что создается когнитивный диссонанс, а потому, ставится под сомнение первенство этого человека. Интолерантным людям характерно восприятие мира сквозь призму жестких стереотипов,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44