- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Лексические навыки как предмет научного анализа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002789 |
Тема: | Лексические навыки как предмет научного анализа |
Содержание
Введение Актуальность исследования заключается в том, что наиболее ярко трудности формирования системной организации словаря проявляются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР). Состояние лексикона - это основной критерий усвоения родного языка ребенком, так как именно он запускает механизм переработки смысловой информации, который связан с такими психическими процессами и явлениями как: * память; * наглядно-образное и словесно-логическое мышление; * речевое внимание. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), а также группы для дошкольников с нарушениями речи являются первой и самой главной ступенью беспрерывного обучения и входят в систему общественного дошкольного воспитания. ДОУ для детей с нарушениями речи отводится ведущая роль в их воспитании, формировании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по формированию и воспитанию дошкольников с нарушениями речи содержит в себе проведение ежедневных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. К числу главных задач логопедической практики с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) и задержку психического развития (ЗПР), относится развитие у них лексического словаря. Коррекционная работа необходима как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки дошкольников к школе. Анализ данных научной литературы показывает, что состояние лексической стороны речи ребенка является основным показателем усвоения родного языка. В научной литературе словарный запас представляется количественными и качественными показателями. Качественные показатели словаря составляют его системную организацию, которые характеризуются освоением значений слов, связями между словами, а также умением использовать их в конкретных условиях общения. Анализ логопедической практики показывает, что из-за внешнего сходства речевой продукции, детям с ОНР и ЗПР оказывается единое сопровождение. Однако причины возникновения и механизмы развития ОНР и ЗПР различны. Следственно возникает вопрос об особенностях развития лексики у детей данных категорий. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: А.Н.Гвoздев [8], О.И.Солoвьева [27], Е.И.Тихеева [17], К.Д.Ушинcкий [17], А.П.Усoва [33] и многие другие. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при ОНР и ЗПР раскрыты в исследованиях Б.М. Гриншпуна [21], Р.И. Лaлаевой [15], Р.Е Левиной [18], В.И. Лубoвского [21], Т.Б.Филичевой [31] и многих других. Р.Е.Лeвиной [19] описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития. Специфику речевой организации человека в своих работах рассматривали такие авторы, как Л.С. Выгoтский [9]. Н.И. Жинкин [11], А.А. Зaлевская [13], И.А. Зимняя [32], А.А. Лeoнтьев [20], А.Р. Лyрия [17] и др. Специфику усвоения слова как части лексической системы и его связи с другими лексическими единицами, изучали О.А. Бeзрукова [2], Е.М. Струнинa [33], О.С. Ушaкова [29] и др. В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР и ЗПР. Целью исследования является изучение особенностей развития лексики у детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР. Предметом исследования является лексическая сторона речи дошкольников с ОНР и ЗПР. Задачи исследования были сформулированы в соответствии с целью: 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучаемой проблемы. 2. Выявить особенности развития словарного запаса при ОНР и ЗПР с целью сопоставления структуры дефекта детей данных категорий. 3.Экспериментально изучить количественные и качественные показатели словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР. Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах, сущности и проявлении ЗПР и ОНР, можно предположить, что в дошкольном возрасте у детей данных категорий на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности обнаруживается своеобразие и в развитии лексического строя речи, а также низкий уровень его сформированности. При этом в большей степени у дошкольников с ЗПР наблюдается неточность употребления и понимания слов и недоразвитие семантической структуры значения слов. Методами исследования для решения данных задач были выбраны: * анализ литературных источников по проблеме исследования; * констатирующий эксперимент; * количественный и качественный анализ полученных данных по результатам эксперимента. Экспериментальная база исследования Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №8 «Лебёдушка». Участниками исследования стали дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР и ЗПР (20 человек). Среди них 10 детей с ОНР и 10 детей с ЗПР. Глава I Лексические навыки как предмет научного анализа 1.1 Лексикон как динамическая структура Лексикон (словарный запас) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек [31]. Иначе – это индивидуальный словарный запас каждого человека. Словарный запас рассматривают в двух видах: * Пассивный словарный запас; * Активный словарный запас. Под пассивным словарным запасом подразумевается набор слов, которые человек знает и понимает на слух, при чтении, но сам ими не пользуется [31]. А активный словарный запас составляют те слова, которые человек регулярно употребляет в собственной устной и письменной речи [31]. Изучение и исследование лексикона в отечественном языкознании началось в 60 – 70-е годы XX в. В рамках психолингвистики, которая обращается к внутреннему лексикону и рассматривает его через процессы восприятия слова и понимание смысла текста. Лексикон выражается как одни из основных механизмов переработки семантической информации, это высокоструктурированная динамическая система, содержащая в себе обширный набор связей между знаками и кодами семантических признаков, через которые с лексиконом связаны другие процессы и механизмы. Лексикон отражает систему знаний об окружающем нас мире. По-другому, значение слова понимает тот, кто понимает реальность, кодируемую данным словом (Н.И. Жинкин [11], Ч. Филмoр [33]). А.А. Зaлевская говорит о том, что «…лексикон человека наиболее целесообразно описывать как многоярусную структуру с разнообразными связями между единицами и внутри них. Это объясняет множественность параметров поиска слов в памяти и упорядоченность единиц лексикона по широкому спектру признаков. По результатам свободного и направленного ассоциативного эксперимента были установлены различия на разных уровнях идентификации слов испытуемыми, что привело к гипотезе многоуровнего строения лексикона при возможности актуализации связей между единицами поверхностного яруса слов без обращения к глубинным ярусам значений. Глубинный уровень включает в себя значение слова, грамматические, стилистические и синтаксические характеристики, а поверхностный – фонологию и морфологию». [13, с.16] Нахождение слов в памяти происходит по общим признакам, которые перекрещиваются между собой и служат «мостом» для объединения слов в одну общую группу. В соответствии с психолингвистической концепцией, человек в своей речевой деятельности опирается не на лексемы при выражении смысла, а на субъективный образ объективного мира. [13, с. 120] Ю.Н. Караулов [14] анализирует лексикон с точки зрения формирования языковой личности. Он понимает под лексиконом только ассоциативно-семантический уровень языковой личности, который включает лексические и грамматические средства. Ю.Н. Караулов выделил в своей концепции трехуровневую модель языковой личности, а именно: 1) лексикон – уровень владения естественным языком, уровень языковых единиц; 2) семантикон – картина мира, включающая понятия; 3) прагматикон – деятельностно-коммуникативные потребности (цели, мотивы, интересы, установки). [14, с. 56] В современной отечественной и зарубежной научной литературе, слово рассматривается как знак, означающий результат познания и мышления. В своих работах, А.Р. Лурия [17], писал о соотношении наглядных образных компонентов слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Он говорил, что человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Действительное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив. Наряду с этим, слово и все, что ассоциативно с ним связано, постоянно подвергаются анализу, синтезу, сравнению и классификации. Все это приводит к формированию категориальной системы. С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить человеку все раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта из реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по закону, открытым И.П. Павловым. Бывает, что, когда ребенок запоминает слово то он не всегда может соотнести его с действительностью. В таком случае можно сделать вывод о том, что у ребенка нарушена связь между первой и второй сигнальными системами и искажаются его представления об окружающем. [1, с.90] Слово, как основная лексическая единица представляет собой структуру взаимосвязанных элементарных лексических единиц – его лексико- семантических вариантов. По мнению В.А. Звягинцева, человек в речевом акте использует не слова, а семантические поля, и уже из них он выбирает нужное для него слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль. Ядро индивидуального лексикона человека составляют слова, обладающие наибольшим количеством смысловых связей с другими словами. Специалистами в области детской речи установлено, что чем больше «периферийных» слов в лексиконе ребенка, тем шире и многообразнее его словарный запас. Слово, с одной стороны, выступает средством выражения наших мыслей, чувств, обеспечивает содержание общения, а с другой стороны, помогает им обогащаться и развивает наше сознание. Ребенок приобретает свои первые представления из окружающего мира по средствам анализаторов, а уже слово – закрепляет в его сознании представления, приобретенные чувственным путем. В дошкольном возрасте, дети не в состоянии различить слова от предметов – для них они представляются, как одно целое. Слово, в первую очередь, имеет ценность из-за своего содержания. Слово превращается в простой звук, если становится не понятным тому, к кому оно адресовано. Именно поэтому, слово, адресованное к детям, обязанно быть всегда словом, а не лишь звуком. [25, с.132] Если рассматривать слово как психологическую единицу речи, то мы увидим, что слово является не только средством общения между людьми, но и служит для обобщения (Л.С. Выгoтский [9], А.Н. Лeoнтьев [20] и дp). Слова выступают «строительным материалом», с помощью которого нам удается соорудить «здание высказывания», т.е. передать смысл с помощью языка. Основной функцией слова выступает назывная, или номинативная функция. Так как слова, в первую очередь обозначают названия каких-либо предметов, действий, явлений, представлений и т.д., способность слова нарекать понятия помогает делать нашу речь ёмкой. [6, с. 23] Специалистами в области лингвистики говорится о грамматическом и лексическом смысле слова. Целостность этих значений является важнейшей особенностью слова. Если грамматическое значение – это особенности совмещения предоставленного слова с прочими словами, то обусловить лексическое значение можно, как сопоставление предоставленного слова с обусловленным понятием, которое оно обозначает. [23, c.73] Лексическое значение не указывает на всю совокупность признаков какого-либо предмета или явления, а включает только наиболее существенные. [6, с. 22] Я. А. Кoмeнский [33] заметил то, что слово и вещь должны даваться человеку одновременно, но в тоже время, отмечал, что на первом месте должна быть вещь, как предмет познания, так как язык формируется наглядным, действенным путем. Н.В. Сeрeбрякова, [26] полагает, что примитивный пересчет слов, представляет собой абсолютную бессмыслицу, что дает нам основание сделать утверждение о том, что важнейшим условием овладением словарем, является постижение смысла слов и их значений. «Слово и вещь должны быть представлены для человеческого ума в одно и тоже время то есть одновременно, тем не менее, вещь стоит на первой ступени, как предмет познания и речи». Вследствие этого, у человека зарождается возможность учиться красиво, грамотно и верно формулировать ход своих мыслей. В значении слова можно выделить различные компоненты. В качестве существенных выделяются (по А.А. Леонтьеву [20]): * денотативный (или номинативный) компонент (кровать – это конкретный предмет); * понятийный, или концептуальный (лексико-семантический), компонент, отражающий формирование понятий, связи слов по семантическому признаку (кровать – это предмет мебели); * коннотативный – отражение эмоционального отношения к слову; * контекстуальный компонент. Специфика единиц, которые входят в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка. Так как эти слова отражают индивидуальную картину мира малыша и в дальнейшем будут выступать в качестве опорных элементов при распознавании более абстрактных и многозначных слов. [36, с. 26] При изучении процессов порождения и восприятия речи, психолингвистами особенное значение отводится предикации, обусловливая ее как «интеллектуальный процесс, в ходе которого возникает смысл». Предикативный словарь – это совокупность слов, которые обозначают действие или состояние предмета. [30] Поскольку глагол является основой внутренней речи, а также одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребенка и на становление связной речи. [30] Для качественного формирования лексической стороны речи ребенку необходимо овладеть синонимами, антонимами и фразеологическими оборотами. Так как большая часть глаголов в русском языке имеет много значений, то ребенку необходимо уметь различать значение слова в контексте. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что мы должны способствовать развитию и формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, содействовать правильному и точному мышлению, возникновению и упрочнению мыслей, представлений и способности комбинировать их. При отсутствии всего этого, язык утратит свое значение. Так как гораздо легче научиться выр свои мысли, нежели приобретать и формировать их. 1.2 Развитие лексических навыков у детей дошкольного возраста в онтогенезе Развитие и формирование лексических навыков в онтогенезе определяется, прежде всего, уровнем умственных способностей ребенка, тесно связано с функционированием различных типов мышления, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического и иных психических процессов, а также с формирование всех компонентов языковой системы. Развитие и формирование лексического строя речи связано с углублением и расширением представлений и знаний об окружающей действительности. Помимо всего, формирование и развитие лексики детей обусловливается и воздействием социальной среды. Расширение словарного запаса в количественном и качественном аспектах взаимосвязано с формированием и развитием грамматического строя, а также звуковой стороны речи, развитие которой происходит в двух аспектах: усвоение признаков звуков, нужных для их различения, и усвоение артикуляционных позиций, нужных для произношения. Взаимосвязанность фонетического и лексического компонентов речи определена воздействием звукового состава слова (местоположением звуков, их количеством, последовательностью в слове) на семантику слова в целом, а также на грамматический смысл слова. Также, развитие лексики у детей реализовывается и в процессе формирования словообразования. Таким образом, развитие фонетической системы оказывает существенное влияние на формирование лексико-грамматического строя речи. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической [3]. Речь является главным средством усвоения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Ребенок понемногу учиться владеть речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. На каждом этапе развития перед ребенком возникают все большие задачи, требующие для их решения обращения к речевой коммуникации. У дошкольника последовательно развиваются средства, приемы и способы коммуникации. [1, c.60] Исследователи в области детской речи указывают на то, что особое место в лексиконе ребенка отводится словам, которые он сам выдумал (протослова). В самом начале слово для ребенка представляется как жесткая соотнесенность с предметом, которым оно обозначает. Со временем ребенок может выделить наиболее значительные признаки какого-либо предмета или действия, может делать обобщения, т.е. совершает операции, помогающие формированию понятий. Таким образом, слово приобретает понятийную соотнесенность, лежащую в основе лексического значения. [6, с. 30 - 31] Дети должны иметь явное представление о явлениях и предметах, которые их окружают, а также правильно называть то, с чем они сталкиваются в своей деятельности. Это бытовой словарь: названия профессий и орудий труда; отвлеченные понятия: обозначение моральных качеств; обозначение времени, пространства и количества; обобщенные понятия. В активном словаре должны присутствовать не только названия предметов, но и действий, признаков. [26, с. 157] Время появления первых слов у детей различно: одни начинают говорить в 8 – 9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые позднее. Запас слов у детей в год также неодинаков, он колеблется от 2 – 3 слов до 15 – 20. Второй и третий годы жизни ребенка характеризуются интенсивным пополнением словаря. [6, с. 30] У каждого ребенка по-своему развивается речь, но, несмотря на это, структура и этапы усвоения языкового материала для всех одинакова. [3] Язык возникает из потребности человека в общении. Именно поэтому, включение ребенка в социальную среду является одним из основных условий развития языка. Рассмотрим развитие словаря в раннем возрасте (1 – 3 года). В 1 год – 1 год 6 месяцев быстро возрастает импрессивный словарь ребенка, легко устанавливается связь между предметами и действиями. Активный словарный запас постепенно приближается к 30 – 40 словам, среди которых много лепетных (мама, папа, ляля, би би). Словами ребенок пользуется в основном в моменты радости, удивления и заинтересованности. Некоторые слова уже начинают приобретать обобщающий характер. В 1 год 6 месяцев – 2 года ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. Малыш интенсивно овладевает активной речью. Словарь употребляемых слов увеличивается до 300 – 400 слов. Лепетные слова сменяются общеупотребительными. В 2 года – 2 года 6 месяцев у ребенка успешно развивается умение группировать предметы по существенным признакам. Малыш уже умеет выражать словами свои чувства, мысли, впечатления. В 2 года 6 месяцев – 3 года активный словарный запас ребенка представлен всеми частями речи, кроме причастий и деепричастий. К концу третьего года словарь достигает 1200 – 1500 слов. [6, с. 34 - 36] Исследователи обращают особое внимание на то, что лексические единицы, усвоенные в первые годы жизни ребенка, характеризуются высокой степенью их конкретности, образности и эмоциональности. Именно эти слова отражают индивидуальную картину мира ребенка и в дальнейшем выступают в качестве опорных элементов при определении более абстрактных и многозначных слов. [6, с. 37] По мере того, как развивается ребенок, возрастает и его потребность в общении, что приводит к накоплению и развитию у него речевых умений и навыков. Выделяются следующие навыки и умения: - навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи; - умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями; - строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка; - применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению, условиям и целям сообщения; - умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания; - осмысливать интонационную сторону высказывания и тем самым определять его цель; - узнавать слова в соответствии с их значением; - различать слова, близкие по звучанию. Представленная совокупность умений и навыков является как бы исходной базой для дальнейшего его развития. [19, c.146] Обогащение словаря включает в себя не только расширение его объема, но и воспитание внимания к содержательной составляющей слова, уточнение его значения, обогащение связей слова с другими словами. [2, с. 5] Исследования показывают, что ребенок сначала овладевает денотативным компонентом значения слова. Понятийный компонент усваивается позднее, по мере того, как развиваются операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Номинативный и понятийный компоненты являются необходимым условием для усвоения коннотативного и контекстуального компонентов, которые тесно связаны с познавательным и эмоциональным развитием ребенка, а также его жизненным и речевым опытом. Иными словами, в процессе развития ребенка слово обогащается системой разнообразных связей и становится обобщением более высокого порядка. Словарный запас становится обширнее как за счет усвоения новых слов, так и за счет установления различных смысловых отношений между ними: родовидовых, синонимических, антонимических, омонимических и др. Работа над увеличением и уточнением словаря детей тесно связана с расширением их деятельности и кругозора путем игровой деятельности, наблюдений, бесед, рассказов взрослых и чтения художественной литературы. В развитии словаря можно выделить две стороны: количественную и качественную. Количественный рост словаря детей дошкольников обуславливается следующими цифрами: к 3 годам активный словарь ребенка может содержать в себе около 1500 слов. Это период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов увеличивается до 1900, к 5 годам – до 2000, а к 6 – 7 годам словарный запас увеличивается до 3500 – 4000 слов. [1, с. 95] Особенно активно увеличивается число существительных и глаголов, прилагательные же увеличиваются медленнее. Существительные зарождаются в речи в числе первых слов и какое-то время остаются неизменными. Ребенок использует исходную форму существительного, обычно в именительном падеже. Когда словарный запас ребенка насчитывает до сотни существительных, он начинает образовывать формы слов по аналогии, что говорит о наличии усвоения грамматического строя языка. Поначалу ребенок не использует множественное число существительных, которые оканчиваются на – а (дома), но широко применяет во множественном числе окончание – ы (шары). [10, с. 52] Глаголы в речи детей дошкольного возраста появляются немного позднее существительных и поначалу не применяются при построении предложений. Когда в речи появляются глаголы, названия действий первоначально употребляются в какой-либо одной неизменной форме и находятся в конце предложений. Только с появлением в речи ребенка 2-3 форм одного глагола устанавливается согласование между субъектом и действием сначала в числе, после в лице и роде. К тому моменту, когда запас глаголов в речи ребенка достигает 50 слов, начинает формироваться их словоизменение. Таким образом, последовательность усвоения глаголов ребенком определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. Закономерностью детской речи является сравнительно позднее появление прилагательных. В начале, прилагательные употребляются в речи после существительных. Усвоение словоизменения происходит на ограниченном количестве слов (около 25). Они могут обозначать: размер, цвет, вкус, форму, вес, и др. вначале также усваивается именительный падеж прилагательных, и только потом косвенные падежи. Наречия появляются уже в числе первых слов. К 2 годам 8 месяцам в словарном запасе ребенка насчитывается до 70 наречий, которые означают отношения: места, времени, количества, температуры, вкуса, оценки. Значительно медленнее усваиваются детьми числительные, первые из них осознанно применяются только в дошкольном возрасте. Согласование 15 числительных с существительными в косвенных падежах формируется очень медленно. Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. Раньше всего усваиваются предлоги, которые служат для обозначения пространственных отношений. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей, свидетельствует, что: К концу двенадцатого месяца – началу второго года жизни у большинства детей появились первые слова, в тоже время они научились ходить, у них начинала развиваться манипулятивная деятельность рук. Наличие первых слов появилось у 20% детей в возрасте 7-10 месяцев. 16 - 20 месяцев жизни – у детей отмечалось особенно эффективное пополнение словарного запаса. 18 - 22 месяца жизни – элементарная фразовая речь формируется у большинства обследованных детей. Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера. [15, с. 58] С.Н. Цeйтлин [34] о формировании словаря дошкольника говорит так: Переход от доречевой стадии к первым словам — важнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается около 50—70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Если до 1 г. 8 мес. активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6—7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двухсловным, а затем и к многословным. С.Н. Цeйтлин [34] выделяются в речи маленького ребенка следующие существенные группы слов, которые усваиваются одними из первых: 1. Люди, которые окружаю малыша (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля, девочка (различные способы языкового выражения), мальчик (различные способы языкового выражения). 2. Птицы и животные (мяу, кися, котя — кошка, ав-ав, гав-гав, ава, бака, баба-ка — собака, кукурику (ку-ку), тусек, пе-тусек — петух, куичка — курочка, кар-кар — ворона, иго-го, цок-цок, тпру — лошадь, ква-ква (ка-ка), гуська — лягушка, га-га, гусь, гось — гусь му, каова — корова) 3. Природные явления (кап-кап — дождь, вода) 4. Игрушки (ляля — кукла) 5. Еда (ам-ам, ням-ням — кушать, пить, вода, каша, суп, сок, кефир) 6. Сон (баю-бай, а-а-а— спать, отдыхать) 7. Движение, прогулка (топ-топ — ходить) 8. Одежда, обувь (юбкa, сапoги, сандaлии, шoрты, шaрф) 9. Падение (бaх, ба-бах, бaм, па, упa — упacть) 10. Пропажа чего-нибудь (тю-тю) 11. Место (тaм) 12. Оценки (низкий, высoкий, бoльшой, хoроший, маленький, чистый, красивый) 13.Транспорт (би-би — машина) 14. Купанье (купаться, мыло, вода) 15. Предметы в доме (тики, тик-тaк,— чacы, aлё — телефон, сося, сёcя — соска) 16. Естественные потребности 17. Состoяния (бo-бо — больно) 18. Некоторые действия и намерения (дaй, отдaй, на, тук-тук — стучать) 19. Согласие (да нет, неа, не) 20. Этикeтные фрaзы (пивет, пока — до свиданья, спасибо) 21. Нельзя, осуждение за проступок (низя, азя (с жестом), ай-ай). По данным С.Н. Цeйтлин [34] увеличение словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в 1 год ребенок говорит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мeс. — 20 слов, в 1 г. 6 мес. — 21-25 слов, в 1 г. 9 мес. — 120 слов. Словарь ребенка представляется в 2 аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика). Количественное накапливание словаря менее важно, чем его качественное развитие, т.е. формирование смысла и значений слов. В самом начале слово у ребенка ассоциируется только с каким-то определенным предметом, со временем слово начинает обозначать предметы какой-то определенной категории, развивается способность обобщать. М.М. Алексeeваой и В.И. Яшинoй [1] представляется путь развития обобщения, охарактеризованный М.М. Кольцoвой, ей выделен ряд степеней обобщения: Первая степень – слово заменяет чувственный образ лишь одного объекта. Эта степень достигается ребенком к концу первого – началу второго года жизни. Вторая степень – слово начинает заменять чувственный образ группы однородных предметов и достигается ребенком к концу второго года жизни. Третья степень – слово означает несколько групп предметов общих по значению. Эта степень достигается ребенком в три года. Четвертая степень – слово достигает высшей стадии обобщения (слово вещь, например, может содержать в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, мебель). Связь такого слова с конкретным предметом прослеживается с большой трудностью. Такого уровня обобщения дети достигают на пятом году жизни. После 4 - 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто эти слова используются окружающими их взрослыми и как организована деятельность детей с этими предметами [1. c.7-9]. В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета, поэтому, дети раньше усваивают слова, в которых закреплен функциональный признак. И наоборот, наименее усвоенными оказываются те слова, в названиях которых не отражено буквальное значение. [1, с.100] Говоря о развитии лексических навыков у дошкольников, исследователи приводят средние показатели их развития: К 3 годам происходит активное накопление лексических средств языка. У ребенка проявляется способность устанавливать смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть, животное и его детеныша, предмет и лицо, которому он принадлежит. Словарь в этом возрасте только начинает систематизироваться, малышу доступны лишь простые смысловые связи между словами (большой – маленький, собачка – лает, сумка – мамина и т.д.). В 4 года словарный запас пополняется за счет менее частотной лексики и увеличения количества тематических групп. Ребенок способен устанавливать более сложные связи между лексическими единицами благодаря речевому опыту и когнитивным возможностям. В 5 лет словарь ребенка активно пополняется за счет лексических единиц, семантическая структура которых отличается более тонкими дифференциальными признаками, чем у остальных лексем данных тематических групп. В этот период становится доступно установление более сложных смысловых связей между словами: антонимических, паронимических и др. В шестилетнем возрасте словарный запас ребенка состоит из лексических единиц самых разнообразных тематических групп и пополняется за счет «периферийных» слов, относящихся к 19 малоупотребительной лексике. Когнитивные возможности ребенка позволяют устанавливать самые разнообразные связи между словами. У него появляется возможность осознать такие языковые явления как многозначность слов или их синонимию. [6 с. 43 - 50] В формировании лексической системности можно выделить два направления: установление смысловых и формальных связей между лексическими единицами. Эти два направления дополняют друг друга. К основным видам смысловых связей относят родовидовые (береза – дерево, стул – мебель), антонимические (друг – враг, большой – маленький) и синонимические (большой – огромный, врач – доктор). К основным видам формальных связей между лексическими единицами относят связи между словами с общей звуковой (леска, лесенка), слоговой (дом, ком) или морфологической структурой (перебежал, перетащил). [33] Исследования Н.В. Серебряковой [10] по выявлению ассоциативных связей позволили выделить сменяющие друг друга этапы организации семантических полей в языковом сознании ребенка. Пeрвый этап характеризуется несфoрмированнoстью сeмaнтического поля, что прoявляeтся в преобладании ассоциаций, названных автором синтагматическими (собака – лает, мяч – красный). На втором этапе в речи преобладают тематические, ситуативно обусловленные и мотивированные ассоциации, свидетельствующие о начале формирования структуры поля. Образный характер связей определяет специфику семантического поля (дом – крыша, подушка – спать). На третьем этапе образные связи сменяются понятийными, что отражается в преобладании ассоциаций, которые свидетельствуют о сформированности у ребенка таких операций, как классификация, обобщение, выделение наиболее существенных признаков (посуда – чашка, хороший – плохой, сад – огород). В целом говорить о сформированности системной организации словаря можно лишь к наступлению старшего дошкольного возраста. Обобщая вышеизложенные данные можно отметить, что развитие словарного запаса занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, вместе с тем оно играет огромную роль в общем развитии ребенка. В процессе формирования лексических навыков выделяется период, когда ребенок проявляет особую способность к накоплению лексических средств языка, этот период длятся от 2 – 2,5 до 4 – 4,5 лет. Следующий период – от 4 – 4,5 до 6 – 6,5 лет – характеризуется повышенной способностью ребенка к установлению различных связей между словами. Для того, чтобы количественные и качественные показатели словаря совершенствовались, ребенка следует окружать положительным общением, богатой речью, предметами, которые он сможет изучать, сравнивать и действовать с ними. Ведь речь развивается и проявляется только в общении людей. Бедность словаря ребенка мешает его полноценному общению с окружающими, а, следовательно, и общему развитию. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. 1.3 . Особенности развития лексических навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сло....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: