VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Курдский вопрос в Ираке в 1958-1970 гг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015743
Тема: Курдский вопрос в Ираке в 1958-1970 гг
Содержание
МИОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

   «Южный федеральный университет» Институт истории и международных отношений
Кафедра зарубежной истории и международных отношений








Фамилия ИБРАГИМ МАХМУД








КУРДСКИЙ ВОПРОС В ИРАКЕ В 1958-1970 гг.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

МАГИСТРА

по направлению 46.04.01








Научный руководитель:

Д. и.н., профессор Апрыщенко Виктор Юрьевич Рецензент -












Ростов-на-Дону, 2018

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ	3

I Курдский вопрос в новой геополитической ситуаций в Ираке 1958

года	11

1.1  История курдского вопроса в XX века	9

1.2  Революции 14 июля 1958 года в Ираке	24

II Курдская Проблема в Иракском Курдистане с начале 1960 – 1963 гг 52

2.1  Ситуация в Ираке после революции в 1960 г	52

2.2. Обострение обстановки в Курдистане начало вооружённой борьбы за ав-

тономию в 1961-1963 гг	54

III Курдский вопрос в 1964 – 1970 гг	30

3.1. Курдское движение в иракском Курдистане в 1964- 1968 гг ...........................

3.2. Значение урегулирования курдского вопроса по Соглашение 11 марта

1970 г . …................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	77

.........................................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Сегодня на развитие исторического процесса значительное влияние оказыва-ют этнополитические проблемы, возникающие в разных странах и регионах мира. Нередко это деструктивно влияет не только на общественно-политиче-скую жизнь отдельных стран, но и на международные отношения.
  В современных условиях обострился, так называемый, курдский вопрос. Это во многом обусловлено тем, что курдский этнос является одним из крупнейших в мире этносов, не имеющих своего государства. По оценкам аналитиков численность курдов составляет более 30 млн. В странах Европы проживает около 1 млн. курдов. Однако местами их компактного прожива-ния являются горные районы, вошедаие в Северо-Восточную (а частично и Северо-Западную) Сирию, где проживает свыше 1 млн. человек, Юго-Вос-точную Турцию, где насчитывается свыше 15 млн., а также в Северо-Запад-ный Иран (7 млн.), в Северо-Восточный Ирак (6 млн.). Названные регионы составляют этнический Курдистан, на территории которого на протяжении XX века и в начале XXI века возникают очаги напряжённости и конфликтно-сти вследствие нерешенности курдской проблемы в этих государствах.
     Необходимо отметить, что в современной истории курдская проблема приобрела политический оттенок в 1920 году после Первой мировой войны. Судьбу курдов во многом определил Лозаннский договорм, заключённый в 1923 году. В соответствии с ним значительная часть Курдистана вновь вли-лась в Турцию, а его южная часть в качестве британской подмандатной тер-ритории стала частью Ирака. После того, как в 60-х годах XX Ирак получил полный суверенитет, активизировалось движение иракских курдов, высту-павших за независимость и предоставление им политической свободы и эко-номической самостоятельности. В этом движении лидирующие позиции за-няла созданная в начале 60-х годов XX в. Мустафой Барзани Демократиче-ская партия Курдистана (ДПК). В связи с тем, что мирным путём договорён-ности достигнуты не были, развязалась кровопролитная война. Курды, руко-
     
водимые М. Базани, несмотря на превосходящие по силе правительственные войска, самоотверженно сражались, не сдавали своих позиций и не отказы-вались от намерений получить суверенитет. Мирное соглашение между пра-вительством Ирака и курдскими лидерами, было подписано 11 марта 1970 года. В соответствие с этим соглашением многие важные условия для культурного и социально-экономического развития курдов Ирака были вы-полнены. День подписания соглашения стал для курдов важной историче-ской датой, так как Демократическая партия Курдистана получила офици-альное признание как законного представителя курдского народа. Это серьёзно улучшило положение курдов в Ираке. Однако данное соглашение не было реализовано в полном объёме. Кроме этого, правовой статус курд-ской территории в Ираке остался нерешенным. Это порождает рост социаль-ной напряжённости и конфликтности, протестных настроений в курдском сообществе.

     Таким образом, в настоящее время для решения курдского вопроса необходим конструктивный гражданский и политический диалог. Однако, его эффективность во многом зависит от анализа и осмысления событий, происходящих в Ираке в 1958-1970 гг, которые оказали влияние на мобили-зацию этнического самосознания курдов, формирование идеологических основ и общественно-политических воззрений движения за независимость курдов.

Объект исследования: внутренний аспект проблемы самоопределения Ирак-ского Курдистана в период с 1958 -1970 гг.
Предмет исследования: становления полноправной автономии иракских курдов в период с 1958 -1970 гг.

Степень изученности проблемы и её историография.

Работы, посвящённые комплексному исследованию курдского вопроса в Ираке в 1958-1970 гг., крайне мало. Однако именно этот период важен в пла-не социально-исторических аспектов, во многом определивших современное состояние проблемы курдов в Ираке. Всесторонний анализ развития курдско-

го вопроса в изучаемый период позволит осуществлять системный анализ и определять механизмы разрешения существующих противоречий. Следует заметить, что курдскому вопросу, посвящены работы арабском, курдском и английском языках, отражающие её различные аспекты и неодинаковые ис-следовательские позиции. Вместе с тем в российском научном дискурсе уде-ляется большое внимание изучению этнонациональных особенностей кур-дов, их этнического самоопределения и развития движений по борьбе за свои права на разных исторических этапах.
     Работы, наиболее важные для исследования, можно разделить на ряд тематических блоков.
1. Исследования состояния курдского вопроса в новой геополитической си-туаций в Ираке 1958 году.
2. Работы, посвящённые рассмотрению курдской проблемы в иракском Курдистане с начале 1960 – 1963 гг .
3. Анализ курдского вопроса в 1964 – 1970 гг.

4. Работы курдских, арабских, английских авторов, раскрывающие тему ис-следования.
Прежде чем изучать состояние курдского вопроса в новой геополитиче-

ской ситуаций в Ираке 1958 году, мы обратились к предыстории вопроса. Это во многом обусловлено тем, что Курдское движение, возникшее на рубеже XVIII–XIX вв., стало активно развиваться и влиять на геополитическую си-туацию в XX веке. В этой связи мы опирались на работы российских, араб-ских и курдских исследователей. Лазарев М.С, В. Никитин, Камаль Муз - кар, О.И. Жигалина , Гасратян М.А., Васильева Е.И., Ш.Х. Мгои и других.

     Работы, посвященные первому тематическому блоку стали появляться практически сразу после революции в 1958 г. Эти события освещались, как в периодической печати, так и научно-исследовательских работах. Особый ин-терес в контексте нашего исследования представляют труды А. К. Салалех, Ф. Хусейн Абдул Кадир Салех, Л. А. Хасан Аль-Зубайди, Х. Аль-Хамдани, М.
     
Разок Ахмед, М. Аль-Барзани, К.А. Гуллали, Барзани М. Сирач Билгин, В.А.

Исаев , Озолинг В.В. 'Катар, М. Хадер и другие.

     Большое значение при рассмотрении курдской проблемы в иракском Курдистане в начале 1960 – 1963 гг. имели труды Е.М. Примакова, А.Р. Ка-коева, Мам Хул, Рафик Рахман, Амин Ахмед Ахамад, Куичра Крес, Дакха-ни Шехаб, Бутан Али Абдуль Фатех, Джалал Талабани, Валид Мохаммед Саид Аль-Азми, Вушяар Абдулла Сангави, Джалал Талабани,О.Г. Гераси-мов, Саад Наджи Джавад, Макдовалль Дэвид, П. Демченко, Масуд Барзани, Хавкар Карем, Вертяев К. В., Вахед Омар Мхиоден,Курду Али, Чарлез Та-риб, Мейселас С. и другие.
Анализу курдского вопроса в 1964 – 1970 гг. посвящены труды таких авто-ров, как Мгои Ш. Х., Каиван Азад Анвор, Говинтер Дешнар, Садек Снур Са-бах, Наз мухамед Абдуль Кадер, Примаков Е. М., Аль-Зубайди, Алия Мохам-мед Хусейн, Миван Ареф Абдель Рахман Аль-бади, Кавсар Азиз Абдалла, Абдуль-рахим Фараидун, Гариб Е., Мумтаз Хаидар , Вушяар Абдулла Сан-гави, Масуд Аль-Барзани.
Проведённый анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что все-сторонних системных исследований, посвящённых истории курдского во-проса в Ираке в 1958-1970 гг, недостаточно для комплексного понимания этих событий.

Цель исследования заключается в комплесном анализе формирования, станов-ления и развития курдского автономистского движения в Ираке в исследуемый период.

     Задачи исследования. Для достижения главной цели исследования был поставлен комплекс взаимосвязанных задач:
охарактеризовать историю курдского вопроса в XX веке;

определить особенности революции 14 июля 1958 года в Ираке; рассмотреть ситуацию в Ираке после революции 1960 г.; проанализировать обстановку в Курдистане перед началом во-

оружённой борьбы за автономию в 1961-1963 гг.;

    раскрыть специфику Курдского движения в Ираке в 1964- 1968 гг.;

    показать значение урегулирования курдского вопроса и Соглаше-ния 11

марта 1970 г.

     Хронологические рамки исследования во многом определяются истори-ческой значимостью борьбы за становления полноправной автономии ирак-ских курдов в период с 1958 -1970 гг. Нижняя хронологическая рамка связана революция 1958 г., начало которой положил государственный переворот, орга-низованный в целях свержения колониального правительства Англии. Подчерк-нём, что Демократическая партия Курдистана (ДКП) сыграла значительную роль в антиколониальной борьбе Ирака и впоследствии стала активно разви-ваться как влиятельное общественно-политическое движение. Верхняя хроно-логическая рамка связана заключением Соглашения 11 марта 1970 г., ставшего результатом долгой борьбы курдов за свои национальные права и автономию в Ираке. В контексте рассматриваемой нами проблематики целесообразно также выделять три периода в истории курдского вопроса в Ираке в 1958-1970 гг. Первый -это курдский вопрос в новой геополитической ситуации в Ираке 1958 году и изменим формы государственного управления страной. Второй - куд-ская проблема в Иракском Курдистане в 1960 – 1963 гг ., связанная со станов-лением и активным развитием движения за права курдов. Третий- курдский во-прос в 1964 – 1970 гг. Именно в этот период определили положение и перспек-тивы курдского этноса в Ираке.

Источниковая	база	исследования.

     При подготовки диссертации был рассмотрен и проанализирован широ-кий спектр источников и литературы на русском, курдском, арабском и англий-ском языках. Следует выделить несколько видов источников, используемых в работе:

1. законодательные акты;

2. документы ведущей курдской политической партии - ДПК и дру-

гие;

  3. материалы периодической печати (выступления и интервью ли-деров ДПК- М.Барзани и другие);

4. архивные документы.

     В числе документов ДПК наиболее содержательными и важными для изу-чения курдского вопроса в Ираке в 1958-1970 гг. являются документы на араб-ском языке. Во- первых, это Масуд Барзани. Барзани и курдское освободитель-ное движение 1945-1958гг. На арабском языке. Курдистан 1987 г. Во-вторых, Масуд Барзани. Барзани и курдское освободительное движение, Сентябрьская революция 1961-1975гг. На арабском языке. Курдистан 2003 г. Вместе с тем важные для нашей работы сведения мы почерпнули в сборниках советских до-кументов: «СССР и арабские страны 1917-1960гг. Документы и материалы»1, «Барзан М. (14.03. 1903-01.03.1979) Легендарный вождь курдского народа. Сборник материалов советской прессы 1958-1979 годы»2, «Советско-иракские отношения в прессе и документах»3, изданной под редакцией Е. М. Примакова.

     Следует отметить, что в числе Архивных документов (АВП РФ) в рам-ках нашего исследования были наиболее полезны материалы фондов 93 и 94 «Реферантура по Ираку» фонда 173 «Миссия СССР в Ираке», документы Госу-дарственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Национального архива Республики Ирак «Дом книги и документов» (Д.К.Д.). Документы по исследуе-мой нами теме были обнаружены в фонде 9576 «Союз советских обществ, дружбы и культурных связей с зарубежными странами 1958-1992 гг.», в Нацио-нальном архиве республики Ирак в фонде «Документальное подразделение. Архив Королевского суда».

     Наряду с этим, важным источником для анализа данных стали Интер-нет-ресурсы. Был привлечен разнообразный фактический материал, представ-


1СССР и арабские страны 1917-1960гг. Документы и материалы. Документы и материалы. М. 1961

2Барзан М. (14.03. 1903-01.03.1979) Легендарный вождь курдского народа. Сборник материалов советской прессы 1958-
1979 годы. Москва-Тбилиси. 2003

3«Советско-иракские отношения в прессе и документах». В 20 томах. Под редакцией  Е. М. Примакова. М.
2008г.

ленной на сайтах курдских политических партий, KurdishMedia.com, Интернет сайта Министерства иностранных дел Ирака, Kurdistanobserver.com, ряда дру-гих.

     Использовались также отдельные статьи и обзоры иракских и периодиче-ских изданий: Аз-Заман, Аль-Иттихад, Ат-Таахи, Машрик, Адаля и др. Кроме того, были привлечены публикации российских научных периодических изда-ний (в журналах Азия и Африка сегодня, Центральная Азия и Кавказ, Восток и др.).

     Использование всех групп источников позволило провести комплекс-ное и всестороннее исследование.
     Научная новизна исследования состоит в том, что в трудах курдове-дов проблема курдского самоопределения в Ираке в 1958-1970 гг. не явля-лась предметом специального комплексного исследования, хотя многие ее стороны и освещались в научных разработках. В диссертации предлагается осмысление проблемы самоопределения иракских курдов на данном истори-ческом этапе, дается анализ их борьбы за свои национальные права в усло-виях изменившегося политического режима в стране, так произошедшие в исследуемый период события во многом определили векторы дальнейшего развития и повышения статуса курдской автономии и перспективы Иракско-го Курдистана в новейшее время.

     Практическая значимость работы обусловлена возможностью ее ис-пользования при подготовке научных статей, монографий, обобщающих тру-дов по истории внешней политики Ирака и международных отношений по курдской проблеме в Ираке, а также при разработке курсов лекций по дисци-плинам социально-гуманитарного цикла. Работа может быть также полезна для органов государственной власти Ирака, её отдельные теоретические по-ложения могут быть использованы при разработке рекомендаций по органи-зации гражданского и политического диалога, направленного на конструк-тивное решение курдского вопроса. Вместе с тем работа может быть полезна
     
для практической деятельности государственных и неправительственных учреждений и организаций РФ, связанных со странами Ближнего Востока.
     Методология исследования. Методологической основой иссле-дования служат фундаментальные теоретические положения современной исторической науки. Основным методом исследования стал диалектический подход, который позволил определить комплекс проблем, вытекающих из единого процесса борьбы курдов за национальные права и автономию в 1958-1970 гг., а также проанализировать их в социально-политических усло-виях Ирака в указанный период. Вместе с тем исследование базируется на принципах историзма и объективизма. Принцип историзма дал возможность погрузиться в события исследуемого периода, принцип объективизма - под-вергнуть эти события научному осмыслению и анализу на основе системного метода, позволившего изучить внутренние и внешние связи, а также динами-ческие изменения курдского движения в 1958-1970 гг.
     
1. Курдский вопрос в новой геополитической ситуаций в Ираке 1958
году

1.1.	История курдского вопроса в XX века


     Особенностью географического положения Курдистана является отсут-ствие четких физических и юридически фиксированных политических границ. Название Курдистан (буквально – «страна курдов») относится не к государству,

а исключительно к этнической территории, в которой курды составляют абсо-лютное или относительное большинство населения и географические координа-ты которой не могут быть точно определены, поскольку они носят сугубо оце-ночный характер. Очертания этой территории вследствие исторических ката-клизмов неоднократно менялись главным образом в сторону расширения кур-дофонного ареала.
     Как проблема политического самоопределения курдского народа в го-сударствах Ближнего Востока (Юго-Западной Азии) и в системе междуна - родных отношений в этом регионе существует не менее двух последних столетий. За это время он претерпел ряд существенных изменений. Перво - причиной его появления на исторической сцене стала освободительная борьба курдов, разделенных с начала XVI в.
     Между Османской империей и Ираном и населявших ряд сопредель-ных феодальных княжеств по обе стороны турецко-иранской государствен - ной границы. Курдское движение, возникшее на рубеже XVIII–XIX вв. и но-сившее поначалу феодально-сепаратистский характер, приобрело геополи - тический аспект, главным образом, Как внутриполитическая проблема кло-нившихся к упадку Османской Турции и Каджарского Ирана и как важней-ший фактор перманентного обострения турецко-иранских отношений. Экс-пансия на Ближний Восток царской России и западных колониальных дер - жав (в первую очередь Англии, а позже также и Франции, и Германии) об - наружила именно возраставший геополитический интерес этих конкуриро-вавших между собой держав к Курдистану, занимавшему центральное стра-тегическое положение в регионе.
     
     На Курдистан Непосредственное влияние на будущее Курдистана оказаг Лозаннский договор. Поэтому рассмотрение Лозаннского договора имеет важ-ное значение с точки зрения признания нынешнего статуса Курдистана. Почему Южный Курдистан, включенный в рамки «национального обета», не включили

в его границы на практике Почему, соглашаясь в 1921 г. с французскими импе-риапистами, оставили за собой маленькую часть Курдистана Дело в том, что турецкая буржуазия согласовала свои национальные цели с империалистиче-скими целями Это-то соглашение и было осуществлено Лозаннским договором В этот период три силы вели борьбу за Курдистан: англичане, французы и тур-ки.
     Столкновение турецких националистов с англичанами в Лозанне по во-просу о Курдистане и противоречия, которые установились с французами, не были положительными факторами для курдского народа Борьба в Лозанне ве-лась не ради создания Курдистана, а с целью определения, под чье господство из этих трех сил попадет Курдистан. В результате обсуждения этого вопроса договорились о его разделе. Кемалисты оставили империалистическим силам Северо- Западный Курдистан и другие его части, то есть пошли им на уступки И была на то очень важная причина. Кемалисты считали, что включение всего Курдистана в границы Турции может стать источником силы возможного наци-онально-освободительного движения, а это, в свою очередь, создаст большую угрозу для них. Таким образом, в соответствии с политикой «разделяй и власт-вуй» южную часть Курдистана, где часто бывают народные выступления, кема-листы оставили англичанам Другую часть Курдистана, маленькую, французам Лозаннский договор для турецкого буржуазного национально-освободительно-го движения был важной победой, а для курдистанского народа крахом Этот договор в международном плане составил правовую основу для раздела Курди-стана и превращения его в колонию, для сильного колониального гнета над ча-стью населения, находившегося под господством турецкой буржуазии Англий-ский империализм стремился представить в этом договоре курдов в качестве
     
юридически полноправной стороны и таким образом прижать кемалистов. Ке-малисты же, чтобы договор был заключен и в их интересах.
     Для своей поддержки использовали некоторых курдских соглашателей и представляли их как представителей своей стороны Однако все эти условия были игрой. Англичане, чтобы захватить Мосул у кемалистов, внесли курд-скую проблему на рассмотрение в Лозанне, а кемалисты, утверждая, что курды вместе с ними составляют единую нацию, получили поддержку курдских согла-шателей. Игры обеих сторон были направлены против Курдистана и его разви-тия Столкновения англичан, французов и турок по поводу Курдистана были ре-акционными. Они происходили с целью вмешательства в будущее народа В этих противоречиях невозможно отдать предпочтение той илииной стороне, утверждать, что права та или иная сторона Но признание подхода кемалистов является не чем иным, как предательством. Потому что самая большая опас-ность для Курдистана возникла в результате этого подхода. Политика кемали-стов в Курдистане привела к большим разрушениям и опасным ситуациям. С подписанием Лозаннского договора для Курдистана стали тяжелыми действия не империализма, а турецкой буржуазии. Турецкая буржуазия стала жестоко угнетать курдский народ и использовать Курдистан для своего национального развития. В то время, как во многих регионах мира устанавливалось империа-листическое господство, турецкая буржуазия, оказывая влияние на эту часть Курдистана, начала осуществлять свои разрушительные планы. В заключение хотелось бы отметить, что Курдистан был важной вспомогательной силой для турецкой буржуазии в национально- освободительной борьбе, а также пред-ставлял значительную силу в этом тактическом союзе. Более того, в начале борьбы этот тактический союз составил важный элемент турецкого националь-ного освобождения, а в результате его осуществления турецкая буржуазия до-стигла стратегической цели . В настоящее время шовинистические и соци-ал-шовинистические круги хотят исказить эту проблему Они утверждают, что курдский и турецкий народы вели совместную борьбу против империализма и вместе добились освобождения. Такой взгляд лживая демагогия. Между тем.
     
турецкая буржуазия укрепляла этот тактический союз, используя потенциал Курдистана в своих целях. После того, как турецкая буржуазия добилась своей цели, создала угодный ей политический режим, она начала наносить тяжелые удары по курдистанскому движению.
     Чтобы вычеркнуть из истории и стереть с лица земли курдов как народ и Курдистан как страну, она прибегала к различным формам национального угне-тения. Южный Курдистан В период между двумя мировыми войнами малень-кая часть на западе Южного Курдистана была предоставлена господству фран-цузского империализма, а большая часть на востоке - господству английского империализма Как мы уже отмечали, английские империалисты, поспе Первой мировой войны включившиеся в борьбу с турецкой буржуазией за Курдистан, по Лозаннскому договору, а также по договору 1926 г.

      Взяв у турецкой буржуазии Мосул и Киркук, входившие в границы «на-ционального обета», установили свое господство над Южным Курдистаном Для установления согласия с Турцией сыграли роль такие факторы, как стрем-ление ослабить народные волнения в разделенном Курдистане (нежелание под-держивать эти восстания), а также подавить их и ассимилировать курдов Ан-глийские империалисты, в период между двумя мировыми войнами осуще-ствлявшие господство над Ираком и Южным Курдистаном, опирались, глав-ным образом, на арабские господствующие классы, а отношения с курдскими господствующими классами отодвигали на второй план. Устанавливая отноше-ния с курдами, англичане, как это было раньше с османами и кемалистской буржуазией, намеревались использовать выступили за свою независимость (против английского империализма), англичане закрыли глаза на развитие курдских национальных движений. Однако , когда эти движения стали угро-жать империалистическим интересам, английские империалисты вместе с араб-скими господствующими классами стали жестоко подавлять их. 1

     Английское господство, как это видно и на опыте турецкой буржуазии, не подавило окончательно автономные силы курдских феодалов и вождей пле-мен в Курдистане Дело в том, что английские империалисты в целом сумели
     
договориться с феодалами, привязать их к себе с тем, чтобы использовать курд-ских феодалов и вождей племен в качестве козыря против арабских господству-ющих классов Курдские господствующие классы, пользуясь благоприятными географическими условиями Курдистана.
     Сумели защитить свое существование перед лицом английского господства. хотя англичане время от времени подавляли выступления курдских феодалов и вождей племен, в целом они не смогли добиться успеха в этом, напротив, укрепили положение этих сил В указанный период английские импе-риалисты не дали возможности развивать устойчивый капитализм в Ираке и Южном Курдистане. Поскольку компрадорский капитализм, развивавшийся на основе экспорта товаров и добычи нефти, опирался, главным образом, на араб-ские господствующие классы, феодальный социальный строй в Южном Курди-стане проарабских должал свое существование. К началу Второй мировой вой-ны положение в Южном Курдистане отличалось от положения Северо-Западно-го Курдистана.

     В условиях, когда в Северо-Западном Курдистане турецкая буржуазия полностью установила свое военное и политическое господство, когда силы курдских феодалов и вождей племен в значительной мере были подавлены, в Южном Курдистане зарождавшаяся торговая буржуазия, вожди курдских пле-мен и феодалы укрепили свои экономические, социальные и политические силы, что после Второй мировой войны составило основу для господствующих сил в Южном Курдистане. В Южном Курдистане, где классический феодализм сохранил свое господство в период между двумя войнами, не созрели объектив-ные условия для национального освобождения.1

     Всемирно-исторические изменения, произошедшие на мировой арене во время и после Второй мировой войны, разумеется, не прошли мимо курдов и Курдистана. Процесс деколонизации, охвативший все континенты, не миновал

и Юго-Западной Азии, курдское национальное движение вступило на путь ре-волюционно-демократической борьбы. В Иранском (Восточном) Курдистане, где наиболее сильно проявлялось советское влияние, даже забрезжила заря

курдской независимости; в 1946 г. Почти год, на части его территории фактиче-ски существовала курдская республика со столицей в Мехабаде. Однако уже в который раз в истории обстоятельства обернулись против курдов. Иранский Курдистан стал первой ареной холодной войны, что помешало Советскому Со-юзу оказать курдам действенную помощь.

     В дальнейшем состояние курдского вопроса в раскладе противобор-ства мировых политических сил зависело от перипетий холодной войны как непосредственно в регионе проживания курдов, так и на его периферии. Не - сомненно одно: этот вопрос становился не только одним из важных, но и постоянных факторов, влияющих на международные отношения на Ближ-нем Востоке. Поддержка или противодействие национальному движению курдов рассматривались в прямой зависимости от приоритетных задач, ко-торые в конкретных обстоятельствах и в определенное время преследова - лись заинтересованными державами. Г. Курдская проблема во время и после второй мировой войны (1940 — 1945) Если в начале первой мировой войны вильсоновские принципы не помогли осуществлению национальных чаяний курдов, то и во время и после второй мировой войны мировая конъюнктура не стала более благоприятной для курдов.

     В1943 году вспыхнуло новое восстание в Барзане, руководимое братом шейха Ахмеда, муллой Мустафой, которому оказывал поддержку шейх Латиф. Багдад стремился умиротворить восставших, не сделав, однако, попыток прий-ти к подлинному соглашению.1
     В 1945 году на Учредительной конференции ООН в Сан-Франциско Курдская лига вручила письмо и меморандум с картой, в которых были отраже-ны национальные требования создания свободного и независимого Курдистана. Утверждения о том, что мир в Среднем Востоке не может быть установлен без разрешения курдской проблемы, не являются в этом документе пустой фразой. По крайней мере с августа 1945 года кровь снова льется в Барзане. Доведенный до капитуляции мулла Мустафа перешел в Иран, в Мехабад (Соудж-булак). В Турции происходят волнения курдов.
     
     Пользуясь благоприятной обстановкой в связи с событиями в Иранском Азербайджане, 13 января 1946 года в Мехабаде была провозглашена Курдская республика во главе с Кади Мухаммедом. Она, впрочем, просуществовала недолго. В декабре в Азербайджане вновь были установлены иранские порядки,

а республика в Мехабаде была уничтожена в результате беспощадных репрес-сий (см. «Курдская республика в Мехабаде», статья из архива Рузвельта в жур-нале «Средний Восток», апрель, 1947).

     Две точки зрения были распространены в тот момент среди курдских во-ждей. «Молодые» считали возможным рассчитывать на поддержку русских. «Старые» были против всякой идеи сотрудничества с Советами. Небезынтерес-но также отметить письмо (в газете «Тайме» от 24 апреля 1946 года) Филипса Прайса, консервативного депутата, в котором он воздает должное политике Со-ветов! Только Советы, по его мнению, нашли разрешение курдской проблемы, преступив к ней с экономической стороны и борясь с нищетой племен. Прайс полагает, что если бы правительство Ирака, вместо того чтобы расстреливать барзанских курдов, захотело использовать водные .ресурсы гор, богатые «бе-лым углем», можно было бы добиться длительного умиротворения курдов. Надо ли, впрочем, говорить о том, что к концу второй мировой войны весь Средний Восток под влиянием войны, инфляции, переплачиваемой под давле-нием военных нужд заработной платы, выплата которой была затем внезапно прекращена, вступил в период социальных брожений, которые дали о себе знать без всякого вмешательства Советов .

     В заключение нашей попытки определить место политической проблемы курдов мы не хотим скрывать наших искренних симпатий к ним. В то же время трудно было бы отрицать интерес к современному этапу развития курдской проблемы и формированию национального самосознания курдов, начавшемуся еще с прошлой войны в Иране, Турции и арабских странах.

В этом, по нашему мнению, главный камень преткновения для достижения со-глашения с курдами, процесс развития сознания у которых начался со времени

феодальных восстаний прошлого. Они теперь выражают свои национальные требования во имя торжественно провозглашенных принципов.
     Значительно труднее стало теперь их игнорировать или отклонять, тем более что курдская проблема получила уже, пусть теоретически и не полно-стью, международное признание. Таким образом, постановка курдской пробле-мы уже приобрела необратимый характер. И только политический поворот в сторону сотрудничества помог бы выйти из тупика.

Необходимый шаг в этом направлении должны сделать соответствующие пра-вительства. Чем дольше будут медлить с применением эффективных средств, которые, разумеется, будут различными в каждой стране, тем больше будет простора для всякого рода интриг. Судя по некоторым сведениям, в Турции, где курдов, впрочем, продолжают не признавать как национальное меньшинство, а само их этническое название по-прежнему находится под запретом, нельзя го-ворить об успехах политики, ведущей к утрате национальных черт путем асси-миляции, поскольку население по-прежнему привержено к своему родному языку. За пределами родной провинции культурные объединения курдской мо-лодежи функционировали в Анкаре и Стамбуле, причем нередко можно было встретить в турецкой прессе статьи, критикующие деятельность администрации восточных вилайетов.

     Эти несколько положительных штрихов, пусть они даже очень мелки, заслуживают того, чтобы их отметить, хотя и целом курдская проблема в Тур-ции остается нерешенной. То же самое происходит и в Иране, где решительным действиям как будто было отдано предпочтение перед поисками взаимопони-мания, судя по тому, что произошло в 1950 году, во время карательных акций против племени дживанруд.
     Впрочем в Иране племенная проблема в целом действительно весьма сложна и неопределенна. В Иране политика Реза-шаха в отношении племен ознаменовалась, особенно в начале его царствования, ссылкой вождей племен, конфискацией их земель и насильственным принуждением к оседлому образу жизни, с запрещением выгона скота в горы на летние пастбища и запрещением
     
кочевий всех без исключения курдских племен (таких, например, как келбагы) па большие расстояния. Гибельные последствия этих мер для экономики стра-ны вынудили правительство Реза-шаха к концу его правления несколько осла-бить репрессии. После его отречения в 1941 году прежний порядок вещей был полностью восстановлен. В 1946 году имели место репрессии в Мехабаде.

     Дело в том, что передать на рассмотрение ООН своп требования курды могли только через посредство государства, являющегося членом этой между-народной организации. Эта процедура почти не отличается от той, которая су-ществовала в Лиге Наций; там право представления, на рассмотрение Совета Лиги Наций принадлежало тоже только членам Совета. Представители мень-шинств и государства, не состоявшие членами Совета, имели право только по-давать петиции, справки.

     Невозможно было с точки зрения правовой подавать свои просьбы на рассмотрение Совета и добиться его вмешательства. Курдская интеллигенция в Ираке обвиняет Багдад в пренебрежительном отношении к экономическим и культурным интересам своего народа.
     Заключение турецко-иранского пакта объясняется во многом совпадени-ем взглядов Багдада и Анкары в отношении курдов. К моему глубокому сожа-лению, будучи связан объемом своей книги, я вынужден был значительно со-кратить изложение исторических фактов, содержащихся в гл. VIII, IX и X.3
     В Ираке, где статус курдов опирался в принципе на международные га-рантии, восстания приобретают особое значение. Немецкий географ проф. С. Пассарж полагает, что «не было бы ничего удивительного в том, если бы этот народ пастухов, закаленный, волевом, обладающий чувством реальности, за-хватил в Ираке политическое руководство, несмотря на свое численное мень-шинство». Как свидетельствует доклад верховного комиссара британской адми-нистрации в Ираке, с октября 1920 по март 1922 года курды не принимали ни-какого участия в выборах короля Фейсала. Впрочем, начиная е 24 декабря 1922 года англо-иракская декларация признала «право курдов Ирака на организацию своего курдского правительства». Известно, что британская поли
     
Между 1919 и 1930 годами мы стали свидетелями антианглийской борьбы шей-ха Махмуда Барзанджанского из Сулеймание, который объявил себя «шахом Курдистана». Оказавшись вначале английским пленником, затем помилован-ный ими и бежавший от них, он неутомимо борется с ними, пока в конце кон-цов в 1931 году его не помещают в находящейся под наблюдением резиденции

в Багдаде. «Только благодаря таким фактам, как сдача в плен шейха Махмуда, можно представить себе всю глубину ошибок, совершенных и Лозанне».2 При рассмотрении в Лиге Наций в мае 1932 года британского предложения о буду-щем статусе Ирака Поль Бонкур заявил, что можно было бы установить для курдов режим национального меньшинства, близкий к административной авто-номии. Это облегчило бы в .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%