- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Культурная жизнь СССР в середине 50 – х – середине 60 – х гг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001632 |
Тема: | Культурная жизнь СССР в середине 50 – х – середине 60 – х гг |
Содержание
Оглавление Введение с. 3 Глава 1. Культурная жизнь СССР в середине 50 – х – середине 60 – х гг. XX века с. 16 1.1. Демократизация культурной жизни советского общества под воздействием «хрущевской оттепели» с. 16 1.2. Театр периода «оттепели» с. 29 Глава 2. Особенности театральной жизни Ярославля с. 36 2.1. Ярославский драматический театр имени Ф.Г. Волкова: экскурс в прошлое и предпосылки творческого роста с. 36 2.2. Первый период «оттепели» в творческой жизни театра: творческий спад 1955 – 1959 г. г. с. 45 2.3. Второй период «оттепели» (1960 - 1965гг.): творческий взлёт с. 52 2.4. Творческий коллектив театра с. 61 Заключение с. 73 Список используемой литературы и источников с. 77 Приложения с. 82 Введение В России, в последние годы, вновь проявился интерес к эпохе «оттепели» (1956–1964 гг.). Это период, когда впервые стал ослабевать контроль партии над культурой, когда стали доступны многие архивные материалы, которые были закрыты ранее. Все это послужило стимулом к изучению этой эпохи, к появлению новых взглядов, выводов и фактов. В. Аксенов, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, А. Вознесенский, А. Солженицын – это лишь немногие имена, которые стали символом эпохи «оттепели». В последнее десятилетие очень многие деятели культуры ушли из жизни, началось переосмысление их творчества, их роли в развитии отечественной культуры. Все это привело к новым взглядам на эпоху в которой они жили, формировались и творили. При этом следует отметить, что если события «первого плана», происходившие в культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, достаточно хорошо изучены, то ещё остается много вопросов, связанных с тем, как феномен «оттепели» проявился в провинции и какое влияние оказал на развитие культуры в регионах, что делает тему выпускной квалификационной работы актуальной. Театр, единственный вид искусства, который представляет не только результат своего творчества. Приходя в театр, человек становится зрителем и соучастником спектакля, который творится в его присутствии, на его глазах. Именно способность говорить о том, что сегодня волнует людей, умение пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом, взять их за сердце и заставить его учащенно биться, влечёт людей в театр, где они получают истинное эстетическое наслаждение. Всё это говорит об актуальности театрального искусства и в наши дни. Вот почему всегда и во все времена люди, думающие и ищущие, устремлялись в театр, считая его школой высоких гражданских чувств и подлинной человечности1. Актуальность темы объясняется еще и тем, что Ярославль, являясь родиной первого русского театра, в последние годы, можно сказать, становится «провинциальной театральной Меккой», где проводятся разного рода фестивали, смотры, конкурсы. В его постановках принимают участие известные режиссеры, спектакли становятся лауреатами различных театральных премий, но сама история театра изучена слабо, особенно это касается деятельности театра в советское время. Период, рассматриваемый в выпускной квалификационной работе, получил название Хрущёвская «оттепель» (1953 – 1956 г. г.). В это время происходят большие изменения в жизни СССР. Начинается либерализация режима, ослабевает цензура, появляется все больше свободы для людей творчества. В историографии по данной теме можно выделить два этапа: первый этап - середина 1950 — 1991 г.г.; второй этап — современный, с 1991 г. по настоящее время. Первые работы, посвященные данной теме начали появляться в 70–80-х гг. ХХ века. Такие работы как «Очерки истории идеологической деятельности ЦК КПСС 1938-1961гг.»2, «Писатель и народ» В. М. Сидельникова3, К. А. Федина «Писатель, искусство, время»4. Отличительными чертами этих работ является влияние идеологии, господствовавшей тогда в обществе, отражение партийно – классовой сущности искусства. В 1980-е и начале 1990-х гг. была провозглашена политика гласности5. В это время Хрущевская «оттепель» начинает широко обсуждаться, как время, когда впервые была сделана попытка либерализации режима. В начале ХХI в. вновь появился научный интерес в изучение данной темы. Стабилизация демократического строя в стране побудила исследователей вновь обратиться к темам десталинизации режима, общественных отношений, формирования диссидентского движения. Но мнения исследователей разделились. Часть исследователей продолжают рассматривать «оттепель» как общественно-историческое явление (с привлечением новых документов), другие же рассматривают «оттепель» как явления культуры. Так же существует большая группа исследований о борьбе за власть после смерти Сталина, о внутренней и внешней политике данного периода. В этих работах анализируются аспекты культурного развития. Например, работа А. Пыжикова «Хрущевская оттепель»6 рассматривает развитие культуры во взаимосвязи с общественным развитием, анализируя влияние советской идеологии на культурные процессы данного периода. Одним из наиболее подробных исследований по данной теме является работа Д. А. Ванюкова «Хрущевская оттепель»7. Автор рассматривает экономическую, политическую, культурную и общественную жизнь страны в период «оттепели». Ю. В. Аксютин в работе «Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР»8 рассматривает процесс противостояния внутри творческой интеллигенции. Центром противостояний автор считает споры вокруг творчества Б. Пастернака, В. Гроссмана, А. Твардовского, А. Солженицына, молодых поэтов – Е. Евтушенко, А. Вознесенского и др. Так же Аксютин анализирует проблему противоречивого восприятия подобного противостояния в среде народных масс, а также роль партийной пропаганды в данном восприятии. В статье А. И. Липкина «О месте шестидесятников и «оттепели» в истории России»9 представлена концепция «оттепели» как социокультурного феномена. Автор рассматривает понятия «оттепель» и «шестидесятники» в контексте социокультурного развития России, в основе которого лежит противоречие между самодержавной системой правления (включавшей и сталинский период в том числе) и высокой культурой западного образца. «Оттепель» и явление шестидесятничества становятся проявлением этого противоречия, выражающимся в двух линиях. «Молодежную» линию автор связывает со студенческой молодежной средой и включает ее в общемировой синхронический контекст 1960-х гг. (имеются в виду протестные молодежные движения этого периода на Западе). Вторую линию А. Липкин обозначает как «интеллигентскую» и в ее контексте определяет «оттепель» как процесс «этической индивидуализации в образованном слое» (т. е. интеллигенции). В основу данного процесса был положен духовный опыт Великой Отечественной войны, и, по мнению автора, «оттепель» явилась своеобразным возрожденческим явлением, прививкой «личностной классической отечественной культуры XIX – начала ХХ в.»10. В то же время некоторые исследователи, занимающиеся проблемами культуры периода «оттепели», подчеркивают, что в данный период не произошло действительной смены культурной парадигмы. Например, С. Рассадин в работе «Советская литература. Побежденные победители»11 отмечает, что разоблачение культа личности повлекло за собой ожидание коренных изменений в литературе, литературного «ренессанса»; однако многие советские литераторы (Д. Самойлов, например) не видели серьезных изменений и сводили их только к расширению рамок печати и не более того. Литературного «ренессанса», по мнению Рассадина, не получилось и не могло получиться. Не выделяет кардинального отличия от предыдущего периода и А. Прохоров. В своей работе «Унаследованный дискурс: Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели»»12 он пытается проанализировать диалектическую связь между сталинской культурой и культурой оттепели, которая пыталась сформулировать новые ценности, отличные, с точки зрения творцов оттепели, от сталинских норм. Автор выделяет три основные метафоры, характерные для культурных текстов сталинского периода: «положительный герой», «война» и «семья» (последняя метафора рассматривается, в том числе через призму коллективизма и противопоставления «мы» – «они», восприятия советского общества как единой «семьи»). Так же при подготовке выпускной квалификационной работы используются исследования, анализирующие развитие театрального искусства период «оттепели», его взаимосвязь с другими видами искусств и происходящие в них процессы. Наиболее исследованный пласт культуры данного периода представляет литература, в первую очередь творчество поэтов и писателей, называемых впоследствии «шестидесятниками»13. Это связано с тем, что именно в литературе впервые проявились те новые мотивы и черты, которые впоследствии и станут основными признаками «оттепели». Среди всех существующих исследований литературы «шестидесятников», вышедших в последние годы, следует выделить работу Г. Ц. Свирского «На лобном месте»14, где автор подробно анализирует процессы, происходившие в литературе после знаменитого ХХ съезда КПСС, обращая внимание на краткий период подъема и последующий крах надежды, связанной с изменениями в культурной жизни страны. П. Б. Богданова в работе «Режиссеры-шестидесятники»15, обращаясь к анализу творчества О. Ефремова, М. Захарова, Ю. Любимова, Г. Товстоногова и др., подчеркивает, что к концу оттепели искусство интеллигенции заняло конфликтную позицию по отношению к официальной идеологии. На энергии этого конфликта оно существовало и развивалось вплоть до перестройки. Интересным является исследование П. Богдановой «Театр, рожденный «оттепелью»: общая характеристика»16. В статье рассматриваются общие предпосылки возникновения нового этапа в сценическом искусстве, принесшие новую проблематику и стиль. Общим пафосом театра, рожденного оттепелью, по мнению автора, было проведение в жизнь новой идеологии, исходящей из стремления построить «социализм с человеческим лицом». Автор считает, что этот период искусства, в частности театрального, выражал мировоззрение и стремление интеллигенции, передовая часть которой была в конфликте с официозом и властью. Поэтому театр, рожденный оттепелью, и был рупором этой интеллигенции, тоже существуя на энергии конфликта с советской системой. «Оттепельное» искусство выдвигало вперед человеческую индивидуальность в противовес искусству предыдущего периода (соцреализма), главным в котором был коллектив. Театр, рожденный оттепелью, на первое место ставил проблемы этического свойства, проблемы нравственности. Книга А. М. Смелянского «Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века»17 посвящена некоторым важнейшим сюжетам истории русского театра второй половины ХХ века. Герои книги – режиссеры театров, которые стали сосредоточением духовной жизни страны: Г. Товстоногов, Ю. Любимов, О. Ефремов, А. Эфрос и другие. Исследований, посвященных истории театра им. Ф.Г. Волкова немного. Большинство из них рассматривают жизнь и творчество основателя театра Ф.Г. Волкова и деятельность театра в дореволюционный период18. О работе театра в 50-60-е гг. ХХ века можно найти сведения в работе М. Н. Любомудрова «Века и годы старейшей сцены: Очерк истории Ярославского академического драматического театра имени Ф. Волкова»19. В монографии рассматривается история Ярославского театра с момента его основания до середины 70-х гг. ХХ века. Автор показывает его судьбу в контексте общенационального историко-художественного процесса. Подробно анализируется своеобразие различных этапов развития театра, рассматриваются наиболее значительные спектакли, Рассказывается о деятельности отдельных крупных режиссеров и актеров. Исследование Н. М. Севера «Летопись театра имени Ф. Г. Волкова»20 посвящено истории театра, прослеживается его репертуар до середины 60-х гг. Отличительной особенностью данной работы является использование документальных материалов, на тот момент ранее не опубликованных. Много делает для изучения истории Ярославского театра доктор филологических наук М. Г. Ваняшова. С 1980 г. преподает в Ярославском театральном институте, является заведующей кафедрой литературы и искусствознания. В течение многих лет была председателем секции театральной критики, членом правления Ярославской организации Союза театральных деятелей РФ. М. Ваняшова была редактором приложения «Уединенный пошехонец» к газете «Золотое кольцо» (1993-2002), где неоднократно были размещены материалы и по истории Волковского театра. Сейчас Маргарита Георгиевна активно сотрудничает с театром и ведет авторский блог (Блог Маргариты Ваняшовой) на сайте театра. Ее книга «Мастера Волковской сцены»21 состоит из театральных портретов известных ярославских актеров и режиссеров Г. Белова, А. Чудиновой, С. Ромоданова, В. Нельского, И. Ростовцева и др., отдельный раздел посвящен наиболее интересным спектаклям. Ярославская газета «Северный край» не раз опубликовала статьи М. Ваняшевой, посвященные известным артистам и режиссерам волковской сцены, наиболее удачным постановкам22. Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности и общие тенденции в театральной жизни общества эпохи «оттепели» на примере Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать культурные процессы, происходившие в обществе периода «оттепели» как ключа к пониманию тех тенденций, которые появились в культуре того времени; - охарактеризовать специфику и противоречия театральной жизни общества эпохи «оттепели»; - определить влияние Хрущевской «оттепели» на деятельность театра им. Ф. Г. Волкова. - проследить творческий путь театра в 1955 – 1964 гг., определив основные его этапы; - дать характеристику актёрскому и режиссёрскому составу театра; его постановкам. Объектом исследования является коллекция документов, относящаяся к деятельности Ярославского театра им. Ф. Г. Волкова. Предмет исследования – творческая деятельность театра им. Ф. Г. Волкова в годы «оттепели» 1953 - 1964гг. Начало «оттепели» театр встретил творческим спадом, который был вызван, прежде всего, отсутствием интересных постановок, определенными кадровыми проблемами, не стабильной режиссерской работой. Новый творческий взлет связан с приходом в театр в качестве режиссера Ф. Е. Шишигина, которому удалось осуществить постановку спектаклей, которые были положительно оценены критикой. Хронологические рамки: 1953-1964 гг. Начальной точкой «оттепели» послужила смерть Сталина в марте 1953 г. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела, прошла амнистия осужденных за незначительные преступления. В 1953-1955 гг. Сталин продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер, но после ХХ съезда партии процесс «десталинизации» усилился. Завершением «оттепели» считается отстранение Н. С. Хрущева и приход к руководству Л. И. Брежнева Источниковая база выпускной квалификационной работы представлена несколькими группами документов: делопроизводственная документация, законодательные акты, периодическая печать и источники личного происхождения. Делопроизводственная документация представлена архивными материалами, хранящиеся в Государственном Архиве Ярославской области.23 В результате деятельности театра отложились документальные материалы, имеющие историческую и практическую ценность. Наиболее информативны для выпускной квалификационной работы протоколы партийных собраний и приложения к ним, где можно получить информацию о работе театра, его репертуаре, оценке спектаклей режиссерским и актерским составом, а также о проблемах, которые приходилось решать труппе в своей работе в изучаемый период. При работе с подобного вида источником необходимо учитывать, что партийная ячейка театра объединяла не всю труппу, поэтому полностью объективной эта информация не является. Сами протоколы только схематично очерчивают спектр вопросов, обсуждаемых на собраниях. Приложения к партийным протоколам более информативны, но и они не передают того накала, который был на собраниях. Всего использовано 8 архивных дел. Кроме того, в работе рассмотрен ряд опубликованных источников данного вида: - Документы отдела ЦК КПСС за 1955 - 1957 гг. Отдел ЦК и, прежде всего, отдел культуры играл важную роль в механизме тотального контроля за культурой, существовавшего в СССР, в том числе в годы «оттепели». Документы объединены в единый сборник и освещают текущую деятельность отделов, то, как осуществлялся процесс контроля и управления культурой24. - Записка Отдела культуры ЦК КПСС «О некоторых вопросах развития современной советской литературы»25. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Ярославского государственного драматического театра им. Ф.Г. Волкова орденом Трудового Красного Знамени 26относится к группе законодательных актов. Отдельную группу источников составляют материалы периодической печати. При подготовке квалификационной работы использованы центральные периодические издания. Театр им. Ф. Г. Волкова в рассматриваемый период вел активную гастрольную деятельность, рецензии на его спектакли были опубликованы в газетах «Правда», «Известия», «Труд». Журнал «Театральная жизнь» публиковал критические материалы о постановках театра и игре актеров, следует отметить, что многие из них положительно оценивали работу волковцев. Кроме того материалы центральных СМИ позволили ознакомиться со статьями известных деятелей культуры и искусства, докладами и выступлениями на съездах работников культуры. Материалы местной печати использованы в двух временных пластах. Первый – рецензии, отклики, заметки на постановки театра и оценка игры актеров в газете «Северный рабочий» опубликованные в изучаемый период. Второй, материалы газет «Северный край», «Золотое кольцо», «Юность» с 90-х гг. ХХ века до настоящего времени, которые включают в себя интервью, воспоминания, очерки о жизни и деятельности известных ярославских актеров, о наиболее удачных постановках театра, приуроченные, как правило, к юбилейным датам. В 2013 г. вышел в свет двухтомник «Волковские сезоны ХХI века»27, где собраны наиболее интересные очерки, интервью, рецензии, опубликованные в ежедневной газете «Северный край» в 2000-2012 годах. По мнению составителей, «Северный край» ежегодно публикует по 40-50 материалов. Это рецензии на спектакли, обзоры волковских фестивалей, интервью с директорами и режиссерами, портреты ведущих актеров и, что особенно ценно, исторические очерки. Источники личного происхождения представлены опубликованными воспоминаниями работников культуры. Во – первых, это работа Николая Михайловича Севера «Летопись театра им. Ф. Г. Волкова»28. Н. М. Север в 1943 году был принят в труппу Ярославского театра. Актерскую работу на театральной сцене он успешно совмещал с преподавательской деятельностью в театральной школе и ярославском театральном училище. Выйдя на пенсию, он посвятил себя литературе и драматургии. Его статьи, очерки и заметки печатались в местной прессе. Н. М. Север был частью театра, видел его жизнь изнутри, общался с актерами и режиссерами, все это позволяет считать его работу «Летопись театра им. Ф. Г. Волкова» не только историческим исследованием, но и источником по истории театра в период «оттепели». Еще одна работа, которую можно отнести к этой группе источников - книга известного российского актера Виктора Гвоздицкого «Три квадрата»29. В 1967-1971 гг. он учился в Ярославском театральном училище на курсе Ф. Е. Шишигина. О встрече с великим мастером и другими актерами волковского театра можно узнать из его воспоминаний. Также информацию можно получить на официальном сайте театра30, где размещена информация о репертуаре, актерском составе, фестивалях и последние новости театральной жизни. Анализ указанных источников позволяет решить поставленные исследовательские задачи. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава 1. Культурная жизнь СССР в середине 50-х – середине 60-х гг. ХХ века 1.1. Демократизация культурной жизни советского общества под воздействием «хрущевской оттепели» Десятилетие «хрущевской оттепели» во многом изменило страну. Уже в самом начале 50-х годов наметились признаки оживления общественной и культурной жизни, развернулось обсуждение важных социальных и художественно-эстетических проблем. Особенно заметные перемены обнаружились в середине 50-х гг., обозначив новый период в развитии советской культуры, связанный с глубокими изменениями в самой жизни и общественном сознании. Важные последствия для духовной жизни общества имели работа ХХ съезда КПСС, доклад Хрущёва, осуждение культа личности. Многим деятелям культуры вернули доброе имя, очерненное при сталинских режимах, хотя многих из них уже не было в живых. Очень многие деятели науки и культуры были посмертно реабилитированы: О. Э. Мандельштам, Н. И. Вавилов, И. Э. Бабель и другие. После долгого перерыва стали издаваться сборники А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко. В марте 1953 года была проведена крупная реформа системы руководства культурой. Союзно – республиканское Министерство культуры стало главным органом в управлении всех областей культуры. Теперь оно заменяло такие министерства и комитеты как – кинематографии, радиовещания и радио-информации, высшего образования, по делам искусств, трудовых ресурсов. В состав Отдел науки и культуры вошел Отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС31. В 1954 году началось разделение Министерства культуры, так как новый орган оказался слишком большим. Теперь появились такие органы как – комитеты по радиовещанию и телевидению, кинематографии, комитет по культурным связям с зарубежными странами, Министерство высшего образования. Секретарь ЦК партии П. К. Пономаренко был назначен первым министром культуры. После этот пост занимали Г. Ф. Александров, Н. А. Михайлов. В 1960 году на пост министра культуры была назначена Е. А. Фурцева. Изменения произошли и в партийных органах – разделили Отдел науки и культуры на два. Происходили изменения и в деятельности Министерства культуры и Отдела культуры ЦК. Становятся популярными лозунги призывающие к «восстановлению ленинских норм партийно – государственного руководства» и «преодолению последствий культа личности». Все больше стал критиковаться бюрократизм, творческие коллективы стали более свободны в своей деятельности. Органы цензуры по - прежнему оставались, пусть негласными, но важными подразделениями в руководстве культурой. Фактически цензурные функции выполняли редакторы, Министерство культуры, местные партийные органы, управления культуры исполкомов советов. Но чтобы произведение было допущено к печати главное разрешение должно было быть получено от Главного управления по делам литературы и издательств. К распространению и опубликованию не допускались произведения искажающие советскую действительность, такие работы считались политически вредные32. Роль творческих союзов стала более высокой. Съезды художественной интеллигенции теперь регулярны. В 1954 году состоялся Второй съезд писателей СССР. В 1957 году прошёл Первый Всесоюзный съезд художников, завершивший оформление Союза художников СССР. В этом же году был созван Второй Всесоюзный съезд композиторов. В следующем году состоялся Первый съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей Российской Федерации. Состоялись Всесоюзные совещания строителей и архитекторов, историков. Партийное руководство давало больше свободы творческим союзам, тем самым стремясь возложить на них задачи идеологического контроля33. «Железный занавес» стал постепенно рушиться. Началось возрождение международных культурных связей. В 1954 – 1955 годах приняты постановления о расширении сотрудничества в области культуры с Италией, Францией, Англией. Начиная с 1958 года, в Москве проводится Международный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского. В 1957 году прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, именно он поспособствовал укреплению культурных контактов СССР с другими странами. Организовывались выставки зарубежных музейных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции. Широкую популярность приобрела выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году. В культурной и духовной жизни появляются новые тенденции, стала исчезать культурная закрытость общества. Зарождаются различные направления неофициальной культуры. Заметной становится молодёжная субкультура. В 1950-е годы в Москве, Ленинграде и других крупных городах появились «стиляги» - чисто советская субкультура. Молодежь представляющая эту субкультуру, стремились к «западному образу жизни», они не хотели быть «юными строителями коммунизма». Им нравилось смотреть американские фильмы, употреблять в своем общении английские слова, слушать джаз, подражать героям фильмов34. К середине 1960-х годов в стране появляются хиппи и панки. Появилось рок-движение, на первых порах подражательное Западу. В культуре периода «оттепели» получили развитие новые тенденции, она приобрела специфические черты, отличавшие её от культуры предыдущих лет. Основным фактором социальных и культурных изменений в жизни общества стал критика культа личности. В 1950 – 60 – х годов в художественную культуру вошло целое поколение интеллегенции, которое определяло климат художественного творчества СССР на всем протяжение периода «оттепели». В области культуры во время правления Н. С. Хрущева руководящее положение было у партии и идеологии коммунизма. Главенство над всеми сферами культуры стремилось охватить партия, сам Хрущёв стремился привлечь на свою сторону художественную интеллигенцию. Так же партия понимала какое большое значение на воспитание и жизнь общества оказывала литература, именно поэтому партийное руководство не могло оставить без своего руководства ставит партии было необходимо главенство над всеми сферами культурной жизни, в частности, над литературой. Неудовлетворительно оценивалась партией литература. Считалось что, литература не отвечала реальному положению вещей. В большинстве новых пьес вместо реальных жизненных конфликтов показаны надуманные ситуации35. В 1953 году публикация очерков В. Овечкина «Районные будни». В своей работе автор рассматривал проблему руководства сельским хозяйством. В. Овечкин хотел показать, как действительно все происходит в деревнях. С этого времени начался период подъема литературы. После «Районных будней» стали появляться очерки на деревенские темы таких писателей как С. Залыгина, Е. Дороша, А. Яшина, Г. Троепольского и других. В 1953 году была напечатана статья «Об искренности в литературе», автор В. Померанцев. Статья вызвала шквал критики за посягательство на принцип партийности литературы. Роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым» открыл тему репрессий в литературе. Писатель наталкивал читателей на мысли о бюрократии, господствовавшей в советском обществе. По данным записки отдела культуры ЦК КПСС «О развитии советской литературы после XX съезда КПСС», автор дал неправильную картину общества, поставив в центр произведения борьбу одиночки, а не коллектива, как того предполагали идеологические установки того периода36. Уже к 1954 году советская литература достигла удовлетворительных результатов в своём развитии, у многих народов Советского Союза появилась своя собственная, национальная литература, о чём свидетельствует записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС «О подготовке ко II Всесоюзному съезду советских писателей»: «Съезды писателей в республиках показали то новое, чем характеризуется советская литература накануне Второго съезда писателей СССР. Съезды продемонстрировали, что в нашей стране за истёкшие двадцать лет создана настоящая, большая, единая многонациональная советская литература, несущая в художественных образах правду великих идей социализма. Если накануне Первого съезда писателей многие народы СССР не имели ещё своей большой литературы, то теперь под благотворным влиянием русской литературы у них появились и развились такие крупные виды литературы, как проза, в том числе роман, а также драматургия, ставшие достоянием всех советских народов, что является результатом осуществления национальной политики нашей партии. За истекший период в советских республиках вырос большой отряд талантливых писателей, получивших известность во всей стране»37. В 1958 году прогремело «дело Пастернака». Писатель в течение долгого периода работал над романом «Доктор Живаго», который закончил в 1957 году, но опубликовать в СССР рукопись не позволяла цензура. Она попала за границу и была напечатана в Италии. Роман был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1958 году, что стоило автору исключения из Союза писателей и обвинительной кампании. «Литературная газета» писала 25 октября: «Пастернак получил «тридцать сребреников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнить роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды. Наживку заменят новой, как только она протухнет. Бесславный конец ждёт и воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение»38. 27 октября состоялось обсуждение «дела Пастернака» в Союзе писателей. На это собрание он не пошёл, а только направил туда письмо, в котором прощал осуждающих его людей. Ни один из писателей не выступил в его защиту. Данный случай показал неспособность творческой интеллигенции противостоять давлению власти. Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Однако неспособность вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых произведений приводила к неоправданным выпадам против творческой интеллигенции. Так, за неудовлетворительную деятельность было реорганизовано правление Союза советских писателей. Но люди, особенно молодёжь, почувствовав веяния свободы, стремились к формам художественного самовыражения, так долго пребывавшего под запретом. В Лужниках, Политехническом музее, Домах культуры проходили встречи любителей поэзии, которая стала индикатором духовных условий общества. Появились молодые талантливые поэты – Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. После открытия в 1958 году памятника Маяковскому молодёжь стала собираться у его подножия читать и слушать стихи, что очень тревожило власть. По мере ослабления идеологического контроля началась реабилитация жертв сталинских репрессий. К началу 1960-х годов только по Союзу писателей было реабилитировано 617 человек, из них 304 посмертно. Главное управление по делам литературы и издательств пересмотрело списки произведений, запрещённых по политическим мотивам или принадлежавших репрессированным авторам. Список запрещённых авторов сократился с 3310 до 675 имён. Это была первая ревизия спец фондов со времени их создания в 1922 году39. Одним из признаков наступившей «оттепели» в середине 50-х годов стало резкое увеличение литературно-художественных изданий. Было создано или возобновлено 28 журналов, 7 альманахов и 4 газеты республиканских и региональных уровней. Среди них журналы «Нева» (Ленинград), «Свет над Байкалом» (Улан-Удэ), «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия» (Москва), «Прапор» (Харьков), «Ашхабад» (Туркмения) и другие. Стали выходить литературные альманахи «Молодой Ленинград», «Литературная Москва» и многие другие издания. Активизация литературной деятельности после XX съезда партии способствовала тому, что отделения Союза писателей практически повсеместно начали выпуски альманахов и сборников, в которых представлялась возможность первых публикаций для начинающих авторов. Атмосфера демократизации в сфере художественной культуры вызвала публикацию новых произведений, которые не всегда вписывались в идеологические рамки линии партии. К 1959 году в республиках, краях и областях издавалось 122 литературно-художественных альманаха, из них 73 на русском и 49 на национальных языках. Эти литературно-художественные журналы и альманахи, безусловно, стали достижением в культурной жизни нашей страны, они открыли много новых имен в литературе40. Художественные произведения и мемуарная литература расширяли узкие рамки официально разрешённой правды, вынося на общественное обсуждение ранее закрытые темы. Крупным общественным событием стала публикация повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой была поднята тема сталинских лагерей. Перестала быть запретной тема советских военнопленных, их трагической участи. В военных мемуарах всё чаще встречалась критика Сталина и репрессий, вопросам морали уделялось всё больше места. Было возобновлено издание журнала «Иностранная литература», привлёкшего внимание советских читателей публикуемыми в нём произведениями Э. Ремарка и Э. Хемингуэя. Появились высокохудожественные произведения советской литературы, проникнутые гражданственностью и заботой о судьбе социалистической Родины: поэмы А. Твардовского «Тёркин на том свете» и «За далью – даль», роман Г. Николаевой «Битва в пути», рассказ Э. Казакевича «Враги» и повесть о Ленине «Синяя тетрадь». Всё более популярной становится бесцензурная литература. Получил распространение самиздат, куда попадали произведения не только советских авторов, отвергнутые издательствами, но и русских эмигрантов. Был выпущен первый самиздатовский журнал «Синтаксис». Таким образом, литература периода «оттепели» имела довольно противоречивый характер. С одной стороны, определяющей ролью в оценивании произведений обладала партия, только с одобрения которой можно было опубликовать рукопись. Но, с другой стороны, всё большее развитие получала бесцензурная литература, запрещённая властью, что свидетельствовало о более свободном развитии советской литературы. Изобразительное искусство в начале «оттепели» не отвечало партийным установкам, это объяснялось низким уровнем идейно-творческого руководства изобразительным искусством со стороны Министерства культуры СССР, Оргкомитета Союза советских художников ССС....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: