- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Культура серебряного века
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015822 |
Тема: | Культура серебряного века |
Содержание
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА Факультет Государственного и муниципального управления Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Кафедра Философии Дисциплина Культурология РЕФЕРАТ на тему: «Культура Серебряного века» Автор работы: студент 2 курса 124 гр. очной формы обучения Иващенко Анастасия Сергеевна Руководитель работы: К.ф.н., доцент Морохова Елена Игоревна Оценка______________________ Подпись_____________________ «____»_________2018 г. Саратов 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………... 3 Глава 1. История развития и основные составляющие Серебряного века …………………………………………………………………….……. 6 1.1 Начало Серебряного века...……………………………………………... 6 1.2 Просвещение, наука и литература Серебряного века…………….…... 8 Глава 2. Исторические особенности Серебряного века………………. 17 Заключение…………………………………………………………………. 21 Библиографический список………………………………………………. 22 Введение Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца ХIХв. – начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Понятие «модернизм» включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. «Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева «Санин» (1907), который пользовался большой популярностью как самый «модный» роман. Его герой издевался над теми, кто «готов пожертвовать жизнью ради конституции». С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что «всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту». Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции. Глава1. История развития и основные составляющие Серебряного века 1.1.Начало Серебряного века Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры. Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия. Рубеж XIX-XX вв. был назван Серебряным веком. Веком, - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников. Многие народы, населявшие Российскую империю, получили к этому времени свой алфавит, у них появилась своя литература, своя национальная интеллигенция. Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явлениевторого плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии. Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX - начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России. 1.2.Просвещение, наука и литература Серебряного века. Сделала шаги вперед система образования в России. Хотя она по-прежнему оставалась трехступенчатой, но была дополнена новыми структурами. Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские. Выросло число земских начальных училищ. Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов. В 1896 г. по инициативе и на средства торгово-промышленной буржуазии была создана сеть коммерческих училищ, дававших среднее семилетнее, восьмилетнее образование, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др. С 1912 г. были введены в действие высшие начальные училища, куда можно было поступить после начальной школы и далее без экзамена перевестись в средние учебные заведения. Большие изменения произошли и в высшей школе. В условиях революционного подъема царское правительство восстановило автономию высших учебных заведений, разрешило студенческие организации и выборы деканов и ректоров. В 1909 г. был основан очередной (девятый) университет в Саратове. Новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире. В конце XIX – начале XXвв. Российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появились ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова. Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX – начале XX вв. В. И. Вернадским. Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидродинамики и аэродинамики. Жуковский с начала 20 в. уделял этим вопросам свое основное внимание. Вместе с ним работала большая группа его учеников, из которых впоследствии выросли крупные специалисты в разных областях авиационной науки и техники. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н.Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. Значительным явлением в развитии реалистического направления в русской литературе были произведения таких писателей, как И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, А.Н.Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е.В. Чириков и др. В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П. Чехов: повести и рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста" и др.), драматические произведения, поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенной системы общественно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. «Теперешняя культура, - писал он в 1902 г., - это начало работы во имя великого будущего». В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького (Пешкова, 1868-1936). Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892 г. в газете "Тифлисский вестник". Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и рассказы" принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном "безумству храбрых", отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу. В эти годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В 1893 г. в журнале "Русское богатство" появился первый рассказ И.А.Бунина "Танька". В конце 90-х годов появляются первые значительные произведения А.И.Куприна ("Олеся", "Молох"). Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества "Знание" (1898-1913). В 1900 г. в этом издательстве начал сотрудничать Горький, став одним из его руководителей (с 1902 г.). К участию в сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных писателей. Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый "Сборник пролетарских писателей" под редакцией М.Горького. Символизм Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже ХIХ и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; Белый увлекался Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).«Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам . Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать «своими» Пушкина, Гоголя, названного Ивановым «испуганным соглядатаем жизни», Лермонтова, который, по словам того же Иванова, первый затрепетал «предчувствием символа символов – Вечной Женственности». С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. «В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии». Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов «мистическими ключами тайн», которые помогают человеку выйти к свободе. Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия. Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворенииИванова «Средь гор глухих»: И думал я: «О гений! Как сей рог, Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах Будить иную песнь. Блажен, кто слышит». .А из-за гор звучал ответный глас: «Природа – символ, как сей рог. Она Звучит для отзвука. И отзвук – бог. Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук». Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл. Акмеизм Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич). В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. Акмеисты считали себя наследниками «достойного отца» – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, «...закончил свой круг развития и теперь падает». Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. «Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе «Наследие символизма и акмеизм», – так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь». Первые сборники А. Ахматовой «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) принесли ей громкую известность. Замкнутый, узкий интимный мир отображается в её творчестве, окрашенном в тона грусти и печали: Я не прошу ни мудрости, ни силы. О, только дайте греться у огня! Мне холодно... Крылатый иль бескрылый, Веселый бог не посетит меня '. И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они «...рождаются впервые» «как невиданные доселе, но отныне реальные явления». Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал. Например, у Волошина: Люди – звери, люди гады, Как стоглазый злой паук, Заплетают в кольца взгляды'. Футуризм Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941). В группе футуристов под названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922) и В.В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против «всяческого старья», но и за созидание нового в общественной жизни. Глава 2. Исторические особенности Серебряного века К моменту вступления Александра III на престол расстановка сил в Европе начинает меняться. После поражения Франции во франко-прусской войне начинается процесс складывания новых политических группировок. Дальнейшая роль России в европейской политике должна была определиться той позицией, которую она займёт в этой ситуации. Заключённый при Александре II австро-русско-германский союз, провозглашённый как Союз трех императоров, почти полностью потерял к себе доверие после Боснийского кризиса 1875 - 1878гг., в ходе которого Бисмарк открыто поддержал Австро-Венгрию, заключив с ней союз против России. Напряжение в Европе постепенно росло, требовалось новое соглашение, уравновешивающие политику австро-германского блока. Вступив на престол в 1881 году, Александр III некоторое время продолжал германофильскую политику своего отца. В начале 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. К тому же союз с ней мог стать опорой в борьбе против Англии - на тот момент главного политического соперника России, особенно в связи со столкновением колониальных интересов двух держав в Средней Азии. 1882 г. В тоже время Германия охотно идёт на сближение с Италией, крайне недовольной колониальной политикой Франции (в частности, Италия претендовала на Тунис, над которым Франция успевает установить свой протекторат). Германо-Итальянское политическое партнёрство и далее будет целиком держаться на взаимном соперничестве с Францией. К союзу также была привлечена Австрия, надеявшаяся на союзную помощь, в случае борьбы с Россией. Результатом переговоров трёх правительств явился подписанный 8(20) мая 1882 г. в Вене тайный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, известный под названием Тройственного союза. Согласно этому договору союзные державы обязывались не участвовать в союзах, направленных против одной из них. Роль России в европейской политике вполне заметно отходила на второй план. Это несложно видеть, хотя бы по отношению сильнейших держав, ещё недавно воспринимавших её как равную себе, теперь, без особых сомнений, создающих союз военного толка без всякого её участия (“благожелательный нейтралитет”, в контексте обострения отношений с Францией, вполне можно считать военным союзом). В такой ситуации Союз трёх императоров для этих держав, вероятнее всего, являлся вспомогательной и временной мерой, призванной исключить возможность русско-французского союза (могущего укрепить главного соперника - Францию). Понятно, что в таком виде прочность этого союза уже тогда можно было поставить под сомнение. Действительное отношение Германии и Австро-Венгрии к своим “обязательствам” становится особенно заметным в свете событий на Балканах. Тот факт, что в Балканском конфликте Австро-Венгрия и Германия выступили против России, несомненно, подрывал “Союз трех императоров”, который к моменту истечения срока своего действия (1887 г.) и так был фактически аннулирован. При участии германской дипломатии в 1887г. был заключен австро-англо-итальянский союз - Средиземноморская Антанта. Его главной целью был подрыв русского влияния в Турции. По сути своей это была новая политическая группировка, направленная не только против Франции, но и России. Как уже было сказано, что очень важно, основателем этого блока была Германия. Очевидно, что Россия была ограничена в выборе союзников - таким союзником должно было стать государство, достаточно сильное, чтобы противостоять членам Средиземноморской Антанты. Ввиду резкого роста противоречий между Россией и Германией, даже англо-русское колониальное противостояние, казалось не столь непримиримым. Такая резкая смена межгосударственных установок кажется особенно неожиданной, в свете предшествующих тому конфликтов Англии и Российской империи, особенно в Средней Азии. Надолго Средняя Азия станет неотъемлемой частью российского государства (вместе с рядом трудно ассимилируемых национальностей, управление которыми и дальше будет требовать постоянного внимания). Описанные выше противоречия - достаточно чёткое отражение тенденций, преобладавших в отношениях Англии и России на тот период, - раздел их сфер колониального влияния (в основном на востоке), а не борьба за независимость одного из государств, делали этот конфликт второстепенным по отношению к общеполитической ситуации в Европе.. Итак, охлаждение в отношениях между Германией и Россией, и соглашение между Германией, Австрией и Италией естественно подготавливали сближение между Россией и Францией. Основой для этого сближения, как уже было упомянуто, стало наличие общих противников - Англии и Германии.. Итак, из рассмотрения этого весьма важного периода в истории России и мира можно сделать несколько выводов. Очевидно, что военно-политические приоритеты России, её экономическое состояние, некоторые черты личности Александра III (его политическая близорукость) нашли своё проявление в реализуемой им внешней политике России, так, например, изменение отношений с Германией, приведшее к союзу с Францией. Этот союз представлял собой существенный сдвиг в расстановке сил в Европе. Во многом это предопределило расстановку сил в последовавшей Первой Мировой Войне, как, на мой взгляд, и саму причину войны - образование чётких военно-политических группировок и столкновение их интересов. Отсюда также видна неизбежность катаклизмов последовавших в России и в мировой истории, экономике и культуре. Что указывает на преемственность исторических и политических периодов и процессов. 1894 год оказался переломным рубежом в истории России. Главным событием его стала смерть императора Александра III и воцарение последнего российского самодержца. И к началу ХХ века Российская империя представляла собой абсолютную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала императору Николаю II.. С начала ХХ века борьба крестьянства за землю значительно усилилась. Крестьянские выступления все чаще перерастали в восстания. Так, например, весной 1902 года вспыхнули крестьянские восстания в Харьковской и Полтавской губерниях. Мощное крестьянское движение развернулось на Кавказе. 1901 год прошел в массовых политических демонстрациях, причем рабочие выступали с представителями демократической интеллигенции. Демонстрации в Москве, Петербурге, Харькове, Киеве проходили под лозунгами политических свобод. Таким образом, 1901-1903 гг. ознаменовали собой переход к сочетанию экономических и политических методов борьбы рабочего класса.. И тем не менее, как мы видим, духовное развитие России этого периода было достаточно разнообразным. Заключение Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Изучая эту тему, я поняла насколько важно её изучение. С полной уверенностью, я могу сказать, что конец XIX – начало ХХ вв. ознаменовался бурным расцветом русской культуры. Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Да, все новшества и открытия дались России тяжело. Многие великие люди так и не были услышаны, но мы не можем умалять достоинства Серебряного века, не можем не говорить о его величии. Мне кажется, что на пороге ХХI века мы должны больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её, и тогда нам будет легче создавать свою, новую культуру. Пустой кинозал, в котором раздаются аплодисменты. Были моменты, когда жизнь казалась сладкой. Солнце светило так, как надо, и мой внутренний компас все время указывал на море Лаптевых. Зачем, компас, куда? - Извините, это, кажется, моё место. Я отвлекаюсь и смотрю - пустой кинозал, я сижу в центре, до начала ещё десять минут. Надо мной тяжёлый человек, и костюм у него такой тяжелый - как будто он взял его напрокат в семидесятых. Ещё раз оглядываю пустой зал. - У меня одиннадцатое. - говорит он. Я смотрю свой билет - двенадцатое. Поднимаюсь и пересаживаюсь на другой ряд. Провожает меня взглядом. - Пожалуйста, сядьте на своё место. Я даже растерялся. - Да никто не придёт больше, все нормально. - Умоляю, сядьте на своё место. Мне не по себе стало. Может, он извращенец? Может, я? Да нет, со мной все в порядке - я по утрам пью молоко с хлопьями. Прожариваю их хорошенько до хруста и пью, пока они первыми не начали.. - Я очень вас прошу. У него как будто слёзы в глазах застыли. Вот дерьмо. Ладно, я возвращаюсь к нему, сажусь рядом, он облегчённо вздыхает и тоже садится. Плёнка крутится. Часом ранее я просто шёл вдоль дороги и смотрел в небо. Небо было пасмурное - и это было хорошее небо. Яркое безоблачное солнце, как поп-музыка - с ним чувствуешь себя немного неуютно. Глаза щурятся. Только честные тучи над головой, только ожидание грозы - вот где настоящая жизнь, вот где надо ходить голым по пустой квартире. Почему-то вспомнил о воздушной кукурузе. Какая она на вкус? Зашёл в кинотеатр, а там она и маленькая, и средняя, и большая.. Я долго на неё смотрел, а потом подошёл к окошку и говорю: - Один билет, пожалуйста. Зал был пуст. Среда. Сижу и думаю - ну, здесь я в безопасности, здесь хлопья меня не тронут. Все хорошо. - Запомните - говорил нам учитель физики в начальной школе - МЫ ОБРЕЧЕНЫ , ОБРЕЧЕНЫ! - Ага, нам следующий параграф читать? - Вселенная бесконечна, - вставал он и начинал ходить по классу - а даже со скоростью света не долететь до ближайшей галактики за нашу жизнь, мы заперты в солнечной системе, даже на нашей планете - как кот в квартире, КАК ЧЕРТОВ КОТ В КВАРТИРЕ! Да, он пил перед уроками, но глаза у него были доб....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: