VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Криминалистическая регистрация лиц, проблемы и перспективы разсития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011506
Тема: Криминалистическая регистрация лиц, проблемы и перспективы разсития
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

		



Левченко Софья Геннадьевна

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗСИТИЯ.	

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

 по направлению 40.03.01 – «Юриспруденция»





Научный руководитель: доцент кафедры Уголовного процесса и криминалистики,

к.ю.н. Фролова Елена Юрьевна

Рецензент: преподаватель кафедры Уголовного процесса и

криминалистики

Батманов Станислав Александрович

















Ростов-на-Дону – 2017

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и система криминалистической регистрации.

1.1. История формирования современного понятия   криминалистической регистрации………………………………………………………………………6

1.2. Система криминалистической регистрации. Место дактилоскопических и геномных учетов в системе криминалистической регистрации………………10

Глава 2. Правовое регулирование криминалистической регистрации лиц.

2.1. Конституция Российской Федерации………………………………………16

2.2. Федеральные законы………………………………………………………...16

2.3. Подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ…………………25

2.4. Ведомственные акты МВД РФ……………………………………………...28

Глава 3.Перспективы развития криминалистических учетов лиц.

3.1.Перспективы развития правового регулирования криминалистической регистрации лиц………………………………………………………………….33

3.2. Перспективы технического развития криминалистической регистрации лиц………………………………………………………………...………………35

3.3. Перспективы расширения круга лиц, подлежащих регистрации…………36

Заключение…………………………………………………………………...…44

Список использованных источников и литературы………………………48

	



















Введение.

Расследование преступлений- одно из важных направлений государственной деятельности, основная цель которого- установить и привлечь к ответственности совершившее преступление лицо.

Для достижения этой цели органами предварительного расследования используются средства технического и информационного обеспечения. Важное место в системе информационного обеспечения занимает криминалистическая регистрация. В её систему входят учеты разных объектов: похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия, похищенных предметов антиквариата, разыскиваемых транспортных средств, лиц по способу совершения преступления, по признакам внешности и т.д. 

Отдельную группу в системе учетов составляют учеты лиц, наиболее важное значение из которых имеют дактилоскопический и геномный учеты. Их положение среди иных учетов обусловлено тем, что с их помощью можно точно установить личность человека, а иные учеты носят, скорее, ориентирующий характер.

Актуальность темы исследования обусловлена высоким значением информационного обеспечения предварительного расследования.Роль дактилоскопии в расследовании преступлений сложно переоценить, так как она применяется достаточно длительное время и способствовала раскрытию множества преступлений, а с помощью исследований ДНК в 2015г. были установлены 46 363 лица, причастных к совершению преступления, в 54 941 случае из 75 323 назначенных экспертиз результаты способствовали раскрытию и расследованию преступлений.

Проверка изъятых с мест преступлений объектов дактилоскопических и геномных учетов далеко не всегда приводит в установлению лица, причастного к совершению преступления. Одной из причин этого является сравнительно небольшой круг лиц, подлежащих дактилоскопической и геномной регистрации. 

Исследованием этой проблемы занимались разные ученые, но к единому мнению не пришли: одни считают, что следует расширить круг лиц, подлежащих регистрации путем включения новых категорий граждан, а другие указывают на необходимость введения всеобщей дактилоскопической либо геномной регистрации.

Другой проблемой криминалистической регистрации лиц является правовое регулирование. На данный момент она регулируется целым массивом правовых актов различных уровней, хотя приняты специальные законы, регулирующие отдельные виды учетов (ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»). Наличие большого количества правовых актов, регулирующих схожие вопросы, является неудобным, может негативно повлиять на правильность и точность применения правовых норм. Единого мнения о том, как решить эту проблему нет.

Еще одной проблемой является техническое обеспечение субъектов регистрации, а именно: обеспечение их современным программным обеспечением, оборудованием и т.д.

Целью исследования является изучение теоретических проблем криминалистической регистрации лиц, проблем, связанных с ее правовым регулированием, техническим развитием, расширением круга лиц, подлежащих криминалистической регистрации, определить наиболее целесообразные пути решения проблем.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

Изучение теоретических основ криминалистической регистрации;

Определение места дактилоскопических и геномных учетов в системе криминалистической регистрации лиц;

Изучение и анализ правовых актов, регламентирующих криминалистическую регистрацию лиц;

Анализ предложенных путей решения проблем криминалистической регистрации лиц.


Глава 1.

Понятие и система криминалистической регистрации.

1.1. История формирования современного понятия   криминалистической регистрации.

	Криминалистическая регистрация как отрасль криминалистической техники возникла во Франции в 2-ой половине 19в. с созданием Бертильоном антропометрического метода регистрации.

До этого времени во многих государствах применялась система клеймения, а позднее- регистрация по анкетным данным. Такая регистрация была разрозненной, не основывалась на научных положениях, описание внешности преступника не представляло ценности, так как отсутствовал централизованный учет и описание осуществлялось произвольно.

	Антропометрический метод регистрации Бертильона внес необходимую ясность и четкость в процесс регистрации преступников. Он представлял собой измерение частей тела человека, позднее был дополнен словесным портретом. Большое значение имело составление единых правил регистрации, что устраняло разрозненность учетов и создавало возможность идентификации лица по его регистрационной карте.

	В конце 19в. распространение получает дактилоскопическая регистрация, основы которой были разработаны в 1860-хг. Уильямом Гершелем. Дактилоскопическая регистрация достаточно быстро заменила антропометрическую, так как была проста и удобна в использовании, а так же существенно снижала вероятность судебной ошибки.

	Таким образом, теоретические основы криминалистической регистрации были заложены во 2-ой половине 19 в, но основной целью ученых было решение практических задач, а не формирование теорий и концепций, поэтому определению понятия криминалистической регистрации внимание не уделялось.

	В отечественной литературе в 1920-х годах Б.И. Шевченко и И.Н. Якимов определяли регистрацию как учет определенной информации.

	В юридическом словаре 1984г. под ред. А.Я. Сухарева вместо термина «криминалистическая регистрация» используется термин «уголовная регистрация». Ее определяют как систему учета преступников, людей, пропавших без вести, и неопознанных трупов; учет отпечатков пальцев, пуль и гильз; описания способов совершения преступлений; учет похищенного оружия и некоторых других объектов.

	К середине 1980г. в отечественной литературе уже сложилось мнение о криминалистической регистрации как о системе учетов информации, значимой для расследования преступлений, то есть криминалистической.

	Согласно Р.С. Белкину,криминалистическая регистрация представляет собой систему криминалистических учетов определенных объектов — носителей информации, используемую для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Преимуществами этого определения являются переход от перечисления видов учетов по объектам к обобщающему словосочетанию и указание на цели использования информации, содержащейся в криминалистических учетах.

	В.А. Образцов же определил ее как научно обоснованную информационную систему, созданную для собирания, учета, накопления, обработки данных о преступлениях и некоторых других объектах для последующего их (данных) использования правоохранительными органами в поисковых, в том числе розыскных, идентификационных и иных целях. Важным в таком определении представляется указание на научную обоснованность, субъектов и цели использования.

	С.А. Ялышев дал криминалистической регистрации иное определение: основанная на применении закономерностей существования, функционирования и практического использования криминалистически значимой информации о механизме преступления и его составляющих элементов система научных положений и выводов, а также соответствующих им технических средств, методов и практической деятельности оперирования информаций, применяемых в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. 

	Таким образом, к концу 20-го века определение криминалистической регистрации стало более глубоким, более точно ее характеризующим. Ученые-криминалисты отразили в нем одну из основных ее целей- информационное обеспечение расследования.

	На сегодняшний день единого определения криминалистической регистрации нет: современные ученые-криминалисты 	определяют ее по-разному.

	Некоторые ученые определяет ее как разновидность практической деятельности, осуществляемой правоохранительными органами в целях раскрытия, расследования, предупреждения преступлений и иных целях, которая заключается в собирании, хранении, обработке и обращении криминалистически значимой информации в рамках криминалистических, оперативно-справочных и справочно-вспомогательных учетов.

	По мнению других, криминалистическая регистрация- это интегрированный комплекс различных информационно-поисковых систем криминалистического назначения, выполняющая функции сбора, накопления и выдачи информации и являющаясяважной составляющей технико-криминалистического обеспечения в раскрытии и расследовании преступлений.

	Анализ приведенных определений позволяет выделить признаки криминалистической регистрации.

	1. Научная обоснованность. Обоснованными называют такие мнения, решения, выводы и т. п., которые подтверждены серьёзными и убедительными фактами, доказательствами, доводами,а под научным понимают основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. То есть научная обоснованность означает доказанность фактами, полученными в соответствии с принципами и требованиями науки.

	2. Системность. Этот признак характеризует криминалистическую регистрацию как совокупность учетов, образующих единую систему, в которой каждый отдельный учет является структурным элементом, содержащим сведения об однородной группе объектов. Такое строение позволяет выделить и разграничить виды учетов, обеспечивает возможность быстрого поиска необходимых сведений.

	3. Криминалистическое значение сведений, содержащихся в учетах. Криминалистически значимыми являются те сведения, которые имеют отношение к событию преступления. Наличие связи между объектом регистрации и преступлением является важным признаком, позволяющим разграничить криминалистические учеты и иные виды учетов.

	4. Основная цель криминалистической регистрации- информационное обеспечение расследования.Информационное обеспечение- это создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных.

	5. Осуществляется специальными субъектами.Так как криминалистическая регистрация тесно связана с процессом расследования преступлений, в ее существовании, поддержании на должном уровне и развитии заинтересованы именно правоохранительные органы. Рядом федеральных законов прямо предусмотрена возможность ведения ими учетов. Так, например, в ст. 17 ФЗ «О полиции» закреплено право полиции формировать и вести банки данных некоторых категорий граждан.

	6. Практическая обоснованность.Сущность этого признака состоит в том, что формируются и ведутся только те виды учетов, сведения из которых регулярно используются при расследовании преступлений. Иными словами, необходимость в ведении которых подтверждается практикой.

	Представляется важным добавить еще один признак- правовую регламентацию, так как, во- первых, криминалистическая регистрация осуществляется специальными субъектами- правоохранительными органами, правовой статус которых устанавливается только правовыми актами, во-вторых, создание конкретного учета производится только с принятием соответствующего закона либо подзаконного акта.

	Обобщив вышеизложенное, можно дать криминалистической регистрации следующее определение- это научно и практически обоснованная и регламентированная нормами права система учетов, содержащих имеющие криминалистическое значение сведения и используемых с целью информационного обеспечения расследования.

1.2. Система криминалистической регистрации. Место дактилоскопических и геномных учетов в системе криминалистической регистрации.

	Система криминалистической регистрации включает в себя учеты различных уровней: международный, федеральный региональный, местный. 

	Объекты учетов между этими уровнями распределены следующим образом: по преступлениям тяжким и особо тяжким- федеральный уровень, по преступлениям небольшой и средней тяжести- региональный и районный (местный) уровни, объекты международных учетов определяются в соответствии с международными договорами РФ.	

В зависимости от назначения учетов криминалистические учеты можно разделить на следующие группы:

1) оперативно – справочные- объекты, как правило, имеют причинно-следственную связь с событием преступления; обладают внешне очевидными, зрительно воспринимаемыми регистрационными признаками;

2) криминалистические- обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных познаний;

3) справочно-вспомогательные- не имеют причинно-следственной связи с событием преступления; регистрационные признаки объекта выявляются зрительно и с помощью специальных исследований. Это обычно образцы предметов, материалов, веществ, следы которых чаще всего обнаруживаются на местах происшествий.

 Сами названия групп весьма условны: так, оперативно-справочные учеты лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых и осужденных за совершение преступлений включены в оперативно-справочные, хотя в основе регистрации этих лиц лежит дактилоскопия, как отрасль криминалистики.

Одни авторы отдельно рассматривают экспертно-криминалистические учеты.Такая точка зрения представляется обоснованной, так как сам термин «экспертно- криминалистические учеты» используется в нормативных актах.

Другие выделяют в системе учетов розыскные учеты, включая в них учеты следующих объектов: неопознанные трупы, лица, объявленные в федеральный розыск, без вести пропавшие, несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов и других аналогичных учреждений, а также бежавшиеиз детских приемников-распределителей, спецшкол и др.; психическибольные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; лица, находящиеся в различных медицинских учреждениях и не могущие в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе какие-либо данные. 

Криминалистическая регистрация имеет очень важное практическое значение, так как обеспечивает предварительное расследование информацией о различных объектах. Наряду с такими объектами как похищенное, утерянное, изъятое, добровольно сданное нарезное огнестрельное оружие, похищенные предметы антиквариата, разыскиваемые транспортные средства ведутся учеты лиц по способу совершения преступления, по признакам внешности и т.д. Такие учету образуют отдельную группу криминалистических учетов- криминалистических учетов лиц.

Особое место среди них занимают дактилоскопический и геномный, так как с их помощью можно точно установить личность человека, а сведения из иных видов учетов носят ориентирующий характер.

Для определения места дактилоскопических учетов в системе криминалистической регистрации, рассмотрим их объекты. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обязательной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы и следующие категории лиц:

	1) лица, подлежащие дактилоскопической регистрации и связи с должностным (служебным) положением и осуществляемой профессиональной деятельностью;

	2) лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные, а также подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

	3) лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

	4) различные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе, совершившие на территории РФ административные правонарушения и преступления.

	Исходя из того, что объекты всех видов учетов в системе криминалистической регистрации так или иначе связаны  с событием преступления, можно сделать вывод о том, что дактилоскопическая регистрация категории лиц, указанных в п.1 и некоторых категорий иностранных граждан (получивших разрешение на временное проживание, разрешение на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в РФ, обратившихся с заявлением о выдаче дубликатов документов) в систему криминалистической регистрации не входит, так как никакой связи с правонарушениями не имеет, хотя  может использоваться при расследовании уголовных дел (запрет на использования в действующем законодательстве не содержится, но есть некоторые ограничения доступа к ряду сведений, составляющих государственную тайну, порядок получения доступа к ним определяется федеральным законодательством).

	К тому же, в соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, самостоятельно осуществляют получение, учет, хранение, выдачу дактилоскопической информации, то есть ведут собственные учеты, не связанные с системой учетов МВД России. Учеты этих органов могут не иметь никакой причинно- следственной связи с событием преступления либо правонарушения, с розыскными мероприятиями.

	По поводу места учетов таких объектов в системе криминалистической регистрации есть другая позиция, согласно которой, они входят в систему оперативно- справочных учетов. 

	С.С. Самишенко в систему оперативно справочных учетов включает также дактилоскопические сведения о:

1) подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений либо осужденных за совершение преступлений, подвергнутых административному аресту, совершивших административные правонарушения, если установить их личность иным способом невозможно;

2) лицах, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности (если установить указанные данные иным способом невозможно);

3) о гражданах, прошедших добровольную дактилоскопическую регистрацию;

4) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подлежащих выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации; всех неопознанных трупах.

	А.А. Курин рассматривает дактилоскопические учеты в системе экспертно- криминалистических учетов. Такая позиция отражает содержание приложений к Приказу МВД РФ от 10 февраля 2006 года №70 «Об организации использования экспертно- криминалистических учетов Органов Внутренних Дел Российской Федерации», в которых следы рук отнесены к объектам экспертно- криминалистических учетов.

	Кроме того, дактилоскопические сведения содержат и оперативно- справочные пофамильные учеты.

	В соответствии со ст. 7. ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы.

	Ведение учетов таких объектов осуществляется в форме Федеральной базы данных геномной информации Экспертно-криминалистическим центром МВД России и его территориальными подразделениями.

	В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день определить место геномных и дактилоскопических учетов в системе криминалистической регистрации достаточно сложно, единого мнения по этому вопросу среди ученых нет. Представляется, что не все дактилоскопические и геномные учеты входят в систему криминалистических учетов.  Так, в частности, объекты, полученные в результате прохождения лицом добровольной геномной или дактилоскопической регистрации и некоторые категории объектов обязательной регистрации не имеют никакой причинно- следственной связи с событием преступления, ведутся органами, не являющимися правоохранительными, но могут использоваться в расследовании уголовных дел в порядке, установленном законом.

Глава 2.

Правовое регулирование криминалистической регистрации лиц.

		

Конституция РФ.

В основном законе РФ вопросы криминалистической регистрации прямо не урегулированы, но закреплены права человека и гражданина, которые не должны быть нарушены при ее осуществлении.

	В ст. 19 Конституции РФ закреплено равенство граждан перед законом и судом, запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

	В части криминалистической регистрации такое положение закона означает, что при её осуществлении не допускается дискриминация граждан по каким- либо признакам, что субъекты регистрации должны обеспечивать единообразное применение законов в отношении всех граждан.

	 В статье 24 Конституции РФ определено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.  Подробно это положение будет рассмотрено в свете федеральных законов.



Федеральные законы.

На уровне федеральных законов дактилоскопическая и геномная регистрация регулируются целым массивом федеральных законов, которые условно можно разделить на две группы: законы, регламентирующие общие положения о дактилоскопических и геномных учетах и содержащихся в них сведениях как об особых видах персональных данных, и специальные законы.

Рассмотрим федеральные законы, в которых закреплены общие положения.

	В ФЗ «О Персональных данных» определено место дактилоскопических и геномных сведений в системе персональных данных. В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ «О персональных данных»: биометрические данные- сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность. Так как специальными законами дактилоскопические и геномные данные отнесены к биометрическим данным, можно сделать вывод о том, что геномные и дактилоскопические данные представляют собой особый вид персональных данных- биометрические данные.

	В соответствии со ст. 2 ФЗ «О персональных данных», его цель- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, то есть реализация положений Конституции РФ в части защиты информации о частной жизни лица от ее несанкционированного использования и распространения. Так, в частности, установлен запрет на обработку персональных данных в отсутствие согласия на это субъекта персональных данных (его законных представителей в случае смерти либо недееспособности субъекта). 

Исключения из этого правилазакреплены в ч.2 ст. 11 ФЗ «О персональных данных». К ним относятся осуществление правосудия и исполнение судебных актов, случаи, предусмотренные законодательством об оперативно- розыскной деятельности, о противодействии терроризму, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством о гражданстве и т.д.

	Что касается правового положения субъектов регистрации, то ст. 13 ФЗ «О персональных данных» предусмотрено право государственных и муниципальных органов в пределах своих полномочий создавать и вести системы учетов, осуществлять правовое регулирование учетной деятельности, в том числе в части защиты банков персональных данных. 

	Кроме того, в законе содержатся положения, касающиеся трансграничной передачи персональных данных.  Так, в соответствии со ст. 12 ФЗ «О персональных данных» субъектами- получателями могут быть государства- стороны Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных либо иные иностранные государства, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, а также случаи, в которых такая передача может производиться.

	Так как персональные данные составляют охраняемую законом тайну, при их обработке должны применяться специальные меры защиты от постороннего доступа и распространения.  Перечень таких мер закреплен в ч.2 ст. 19 ФЗ «О персональных данных», но он исчерпывающим не является:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

	ФЗ «О государственной тайне» затрагивает вопросы правовой охраны не всех дактилоскопических и геномных сведений, а только тех, которые связаны с оперативно- розыскной деятельностью и деятельностью в области противодействия терроризму.

Так, в п. 4 ст. 5 ФЗ «О государственной тайне»к числу сведений, являющихся государственной тайной, отнесены сведения в области оперативно-розыскной деятельности и противодействия терроризму.

	Органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность могут осуществлять регистрационно- учетную деятельность, т.е. сведения, содержащиеся в учетах органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, составляют государственную тайну и подлежат охране в порядке, предусмотренном   ФЗ «О Государственной тайне».

	В ФЗ «О Полиции» отражены вопросы правового положения субъектов регистрации.Так, в п. 32 ч.1 ст. 13 ФЗ «О Полиции» закреплено право органов полиции получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию, п. 19 ч. 1 ст. 13 -  производить регистрацию, дактилоскопирование некоторых категорий лиц; п. 33 ч. 1 ст. 13- вести и использовать банки данных оперативно- справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах.

Кроме того, при осуществлении деятельности использовать информационные системы, достижения науки и техники: это является одновременно и правом полиции, закрепленным в п. 33 ч. 1 ст. 13, и обязанностью в соответствии с ч. 1 ст. 11.

	 Также органы полиции вправе использовать сведения, содержащиеся в банках данных других государственных органов, если федеральным законодательством не установлено иное.

	Нормы о субъектах регистрации 	и их правовом положении содержатся в ФЗ «Об ОРД».

	Так, ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об ОРД» установлено право органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность создавать и использовать информационные системы для решения возложенных на них задач. Криминалистические учеты по своей сути являются информационными системами.

	Но, ведением собственных учетов полномочия органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, не ограничиваются. Для определения иных полномочий в этой сфере рассмотрим такие оперативно- розыскные мероприятия как наведение справок, предусмотренное п. 2 ст. 6 ФЗ «Об ОРД», и отождествление личности, предусмотренное п. 7 ст. 6 ФЗ «Об ОРД».

	Наведение справок- оперативно- розыскное мероприятие, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.Таким образом, одним из способов наведения справок является изучение сведений, содержащихся в банках данных (системах учетов).	

	Отождествление личности — это ОРМ, заключающееся в негласном опознании и установлении тождества личности по признакам внешности и поведения, оставленным следам и продуктам жизнедеятельности.Отождествление личности возможно провести по отпечаткам пальцев, использую сведения, содержащиеся в дактилоскопических учетах, по объектам- носителям ДНК, используя сведения, содержащиеся в геномных учетах, что предполагает получение сведений из учетов, ведение которых отнесено к компетенции иных органов.

	В круг субъектов регистрации включены органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы. 

Так, в соответствии с п. 7 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» такие органы вправе осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;

	Кроме того, п. 2 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» дает им право осуществлять ОРД, то есть проводить оперативно-розыскные мероприятия, вести соответствующие целям ОРД учеты и использовать сведения из учетов иных органов.

	В ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»затронут вопрос о субъектах и объектах дактилоскопической регистрации: ст. 16 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»установлено, что порядок дактилоскопирования и фотографирования определяется правилами внутреннего распорядка.

	Из этого положения можно сделать вывод о том, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, подлежат обязательной регистрации (дактилоскопированию), то есть объектом регистрации являются следы рук подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, а субъектом- учреждения, в которых эти лица содержатся.

	Отдельно следует выделить УПК РФ, в котором прямо вопросы криминалистической регистрации не урегулированы, но содержатся положения, закрепляющие возможность использования сведений из учетов в доказывании по уголовному делу.

	Так, в п.6 ч.2 ст. 74 УПК РФ установлено, что в качестве доказательств допускаются «иные документы». Результаты проверки объектов геномной и дактилоскопический регистрации по соответствующим учетам оформляются справкой сотрудника экспертно- криминалистического подразделения.Т. е., определен статус такой справки среди доказательств- иной документ.

	Кроме того, сведения из учетов могут использоваться при проведении судебных экспертиз. Например, при проведении судебной экспертизы, цель которой - установление тождества или его отсутствия между неустановленным лицом, оставившим на месте преступления отпечатки пальцев либо биологический материал и подозреваемым по уголовному делу.

Также в УПК РФ содержится исчерпывающий перечень следственных действий и лицо, осуществляющее предварительное расследование, объекты геномной и дактилоскопической регистрации может получить только при производстве указанных в УПК РФ следственных действий и в порядке, определяемом УПК РФ;

В специальных законах отражены особенности отдельных видов учетов, закреплены их объекты, а также специальные правила обращения с информацией.

	В ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»:

1.Дано легальное определение понятию дактилоскопической регистрации граждан. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»,государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека;

2. Определено место дактилоскопических данных в системе персональных данных информация: дактилоскопические данные определены как биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, то есть они входят в систему персональных данных как биометрические данные.

3. Закреплены виды дактилоскопической регистрации. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Феде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44