VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Кредитная политика на предприятии и ее совершенствование на примере ооо «гидротехника»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006515
Тема: Кредитная политика на предприятии и ее совершенствование на примере ооо «гидротехника»
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации



федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



высшего образования



«Тольяттинский государственный университет»







РОСДИСТАНТ



(институт)



38.03.01 «Экономика»



(код и наименование направления подготовки, специальности)



Финансы и кредит



(наименование профиля, специализации)





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА1



на тему «Кредитная политика на предприятии и ее совершенствование на примере





ООО «Гидротехника»





Студент(ка)

Максим Викторович Злобин















(И.О. Фамилия)



(личная подпись)

Руководитель

Наталья Николаевна Быкова















(И.О. Фамилия)



(личная подпись)

Консультанты

















(И.О. Фамилия)



(личная подпись)

Допустить к защите





Заведующий кафедрой _____________________________

________________



(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)



(личная подпись)

«_____»______________________20_____г.

















Тольятти 2016









	Бакалаврская работа, дипломная работа, дипломный проект



1





федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования



«Тольяттинский государственный университет»





Институт финансов, экономики и управления



Кафедра Финансы и кредит



УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой Финансы и кредит

	____________	________________________

	(подпись)	(И.О. Фамилия)



« ____ « _______________ 201___ г.





ЗАДАНИЕ



на выполнение бакалаврской работы



Студент: Злобин Максим Викторович



	Тема:  Кредитная  политика  на  предприятии  и  ее  совершенствование  на  примере



ООО «Гидротехника»



	Срок сдачи студентом законченной бакалаврской работы: «____» __________ 201__ года



	Исходные данные к выпускной квалификационной работе: нормативно-правовые акты; финансовая и налоговая отчетность ООО «Гидротехника»; другие финансовые документы.



	Содержание бакалаврской работы (перечень подлежащих разработке вопросов, разделов): кредитная политика предприятия, оценка и анализ дебиторской задолженности предприятия, разработка мероприятий по повышению кредитной политики предприятия, оценка эффективности вводимых изменений кредитной политики.



	Ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала: аналитические и сводные таблицы, схемы и диаграммы.



	Консультанты по разделам: отсутствуют





	Дата выдачи задания «___» ____________  201___ г.



Руководитель бакалаврской работы





Н. Н. Быкова















(подпись)













(И.О. Фамилия)













Задание принял к исполнению





М. В. Злобин















(подпись)













(И.О. Фамилия)































2



Аннотация





Тема выпускной квалификационной работы: Кредитная политика на предприятии и ее совершенствование на примере ООО «Гидротехника».



Цель данной работы – изучить применение кредитной политики предприятия в сфере сбыта и разработать предложения по ее совершенствованию для ООО «Гидротехника».



Границами исследования являются 2013-2015 годы.



Первая глава содержит описание теоретического подхода к анализу дебиторской задолженности предприятия, основных инструментов кредитной политики и методики ее формирования.



Вторая глава посвящена экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия ООО «Гидротехника», а также оценке его дебиторской задолженности.



	третьей главе описаны предложения по совершенствованию существующей кредитной политики в ООО «Гидротехника», а также проведен расчет эффективности предложенных изменений кредитной политики.



Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные рекомендации и полученные выводы могут быть использованы на практике.



Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из следующих разделов: введение; три главы, включающие 6 пунктов; заключение; список используемой литературы, содержащий 34 источника. Работа изложена на 54 страницах, содержит 23 таблицы, 6 рисунков, 1 приложение.



Ключевые слова: кредитная политика предприятия, дебиторская задолженность, эффективность кредитной политики.





















3



Содержание



	Введение	5



	1 Общая характеристика кредитной политики предприятия	7



	1.1 Принципы формирования кредитной политики предприятия	7



					1.2	Оценка	эффективности	преобразований	кредитной	политики



	предприятия	21



	2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Гидротехника»	24



2.1 Характеристика экономической деятельности ООО «Гидротехника» 24



	2.2 Оценка дебиторской задолженности ООО «Гидротехника»	38



	3 Модифицирование кредитной политики ООО «Гидротехника»	42



					3.1	Рекомендации	по	совершенствованию	кредитной	политики



	ООО «Гидротехника»	42



					3.2	Оценка	эффективности	изменения	кредитной	политики



	ООО «Гидротехника»	44



	Заключение	47



	Список использованных источников	49



	Приложение А	53



































































4



Введение





	настоящее время бизнес в Российской федерации функционерует в сложных международных политических и экономических условиях. По данным, опубликованным Всемирным банком в докладе «Ведение бизнеса в



2016 году», Россия занимает 51 место по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что за последний год наша страна улучшила свои позиции на 11 пунктов, ведение бизнеса в условиях жесткой конкуренции требует решения большого количества проблем.



Управление и анализ дебиторской задолженностью в рамках кредитной политики предприятия имеет основополагающее значение для эффективного управления предприятием. Имея значительную дебиторскую задолженность, компания ограничивает осуществление инвестиционной деятельности. В результате снижается ликвидность предприятия, нарушается его финансовая устойчивость.



Большой опыт банков в сфере контроля над кредитными рисками используется в деятельности компаний нефинансовых секторов экономики. Задолженность дебиторов рассматривается как вид коммерческого кредита для покупателя. На основе анализа специфики бизнес-деятельности своих контрагентов предприятие может использовать следующие инструменты: отсрочка оплаты, лимит по кредиту, штрафы за просрочку платежа и пр. Таким образом, кредитная политика компании осуществляется путем разработки условий предоставления товарного кредита.



Актуальность темы данной квалификационной работы обуславливается тем, что грамотно и научно разработанная кредитная политика позволяет повысить конкурентные преимущества компании, что в результате стимулирует рост объемов продаж и управление прибылью.



Цель данной работы – изучить применение кредитной политики предприятия в сфере сбыта и разработать предложения по ее совершенствованию для ООО «Гидротехника».



						Перечислим	задачи,	которые	необходимо	решить	для	достижения



5



поставленной цели:



	проанализировать финансовое состояние предприятия;



	проанализировать дебиторскую задолженность;



	разработать рекомендации по совершенствованию кредитной политики предприятия;



	оценить эффективность применения кредитной политики на исследуемом предприятии.



Объект исследования в квалификационной работе – предприятие ООО «Гидротехника», производящее и реализующее строительные материалы. Предмет исследования – принципы формирования кредитной политики предприятия и пути ее совершенствования для улучшения результатов экономической деятельности.



Теоретической основой дипломного проекта являются законодательные и нормативные акты в области управления финансами предприятия [1, 2], а также учебная литература и научные статью по вопросам разработки и управления кредитной политикой предприятия.



Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Первая глава содержит описание теоретического подхода к анализу дебиторской задолженности предприятия, основных инструментов кредитной политики и методики ее формирования. Вторая глава посвящена



				экономическому	анализу	хозяйственной	деятельности	предприятия



	«Гидротехника», а также изучению и оценке его дебиторской задолженности. В третьей главе описаны предложения по совершенствованию существующей кредитной политики в ООО «Гидротехника», а также проведен расчет эффективности предложенных изменений кредитной политики.



Практическая значимость результатов исследования заключается в том,



что сформулированные рекомендации и полученные выводы могут быть использованы на практике.













6



1 Общая характеристика кредитной политики предприятия





1.1 Принципы формирования кредитной политики предприятия



	настоящее время в различных сферах жизни и производства широко применяется кредитование. Существенная роль кредитных отношений объясняется рядом причин:



? кредит перераспределяет денежный капитал между различными сферами хозяйственной деятельности;



? кредит восполняет недостаток денежных средств у отдельных предприятий;



? кредитные отношения ускоряют денежное обращение, замещая наличные деньги кредитными;



? кредит делает возможным для предприятия расширение производства, а следовательно и получение дополнительной прибыли;



? условия получения кредита стимулируют заемщика к рациональному расходованию полученных средств.



	современных условиях ведения бизнеса широкое распространение получили коммерческие кредиты, условия предоставления которых формируются в рамках кредитной политики предприятия.



	соответствии c ГК РФ (ст. 823) коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров,



работ или услуг, если иное не установлено законом [1].



Форма, условия и порядок заключения договора коммерческого кредита будут зависеть от вида основного договора. Различают следующие способы предоставления коммерческого кредита: вексель, открытый счет, скидка покупателю при оплате в определенный срок, сезонный кредит, консигнация.



Различными авторами кредитная политика рассматривается в контексте управления дебиторской задолженностью предприятия. Однозначного определения кредитной политики нет. Выделим мнения трех авторов: Сребник Б. Н. [17]. Ковалев В. В. [10, 11] и Бобылева А. З. [19]. Самое точное



7



определение, характеризующее все аспекты понятия формулирует Бобылева А. З.: «Кредитная политика – это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием товарных кредитов, предоставляемых компанией» [19].



Оптимальной кредитной политике предприятия соответствует превышение дополнительной суммы чистой прибыли от реализации товаров в кредит над текущими затратами, связанными с обслуживанием дебиторской задолженности и потерей дохода при отвлечении от нее средств предприятия.



Понятие «управление дебиторской задолженностью», так же как и термин «кредитная политика» не имеет однозначной трактовки. Многие авторы, а том числе Ю. Биргхем, Л. Гапенски [4] считают, что основная цель управления дебиторской задолженностью – это оптимизация ее величины, поскольку не только завышенный, но и заниженный объем дебиторской задоленности негатиивно сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия.



На основе анализа учебной [16, 24] и научной [29, 32] литературы приведем характеристику этапов разработки кредитной политики для предприятия. Для формирования основных положений кредитной политики необходимо провести оценку текущей дебиторской задолженности предприятия. Далее приведем показатели, используемые для анализа дебиторской задолженности [9, 15, 30].



	Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности ( kдз ) или



период погашения дебиторской задолженности – показывает сколько раз в среднем в течение года дебиторская задолженность превращалась в денежные средства:



kдз

выручка

,

(1)





ДЗ























где ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности.



Высокое значение показателя свидетельствует о том, что сокращается количество покупателей, имеющих задолженность перед организацией или сокращаются продажи в кредит. Также возможно сочетание обеих причин.



8



Динамика этого показателя определяется эффективность. Кредитной политики предприятия.



Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Если значение коэффициента



оборачиваемости дебиторской задолженности превышает значение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, то можно говорить о положительной динамике развития бизнеса данного предприятия.



	Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях ( DSO ):



DSO

365

.

(2)















kдз





Данный показатель следует рассчитывать отдельно по различным условиям заключения сделок (сделки с юридическими и физическими лицам, сделки по отдельным видам продукции и пр.). Чем меньше дней требуется для оборота дебиторской задолженности, тем лучше, так как увеличение продолжительности периода погашения задолженности, повышает риск ее непогашения.



	Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов предприятия:



YДЗ

ДЗ

100%.

(3)

















текущие активы



















Чем выше данный показатель, тем менее мобильна структура имущества хозяйствующего субъекта;



4.Доля

сомнительнойзадолженности

в составе

дебиторской



задолженности:

















YСДЗ

сомнительная ДЗ

100% .



(4)





















текущие активы







Данный

показатель

характеризует

«качество»

дебиторской



задолженности.

Тенденция

к его    росту    свидетельствует

о снижении



ликвидности.

















5. Средняя величина дебиторской задолженности  ДЗср :





9



ДЗ

ДЗн.п.ДЗк.п.

,

(5)

















ср

2



























где  ДЗн.п.  – дебиторская задолженность на начало периода,

ДЗк.п. – дебиторская



задолженность на конец периода.













6. Средняя величина инвестиций предприятия в счета дебиторов:



INVДЗ     DSO

ТС

,

(6)



















S





где ТС  – доля издержек в цене реализации.



S



7. Коэффициент просроченной дебиторской задолженности ( kпдз ):



kпдз

сумма просроченной ДЗ

.

(7)















ДЗ







	Инвестиции  в  дебиторскую  задолженность  ( INVДЗ )  –  это  объем



средств, необходимый для финансирования дебиторской задолженности и изменения прибыли компании для различных сроков предоставления товарного кредита:



INVДЗ     S  V

DSO

,

(8)





365



















где S – планируемый объем продаж продукции в кредит; V – переменные затраты как процент от валового объема реализации (затраты на производство, связанные с хранением запасов, административные расходы кредитного отдела и другие переменные затраты).



Для выявления причин образования дебиторской задолженности необходимо сопоставить ее с размером кредиторской задолженности. Анализ кредиторской задолженности проводится на основе коэффициентов, приведенных ниже [5].



					9.	Коэффициент	оборачиваемости	кредиторской	задолженности	–



показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого хозяйствующему субъекту:







10



выручка

		kкз	КЗ	,





где КЗ – средняя величина кредиторской задолженности.



10. Период погашения кредиторской задолженности в днях ( KSO ):



	KSO	365 .



kкз






(9)















(10)





Как и для дебиторской задолженности, чем продолжительнее указанный период, тем выше риск непогашения кредиторской задолженности предприятием.



11. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности ( k ДЗ КЗ ) показывает, в каком математическом отношении



находится объем денежных средств, причитающихся компании за поставленные товары в ближайшем будущем, к объему заимствований организации, которые ей предстоит в перспективе вернуть:



k ДЗ  КЗ

ДЗ



(11)





КЗ .













Математически данный показатель показывает, какой объем дебиторской задолженности, имеющейся на предприятии приходится на 1 руб. Совокупной кредиторской задолженности.



Практическое значение коэффициента в том, что он показывает эффективность использования имеющихся на предприятии финансовых ресурсов, в том числе заемных.



Относительно значения показателя соотношения дебиторской и кредиторской задолженности в практике существует несколько мнений:

	k ДЗ  КЗ    2 ,  т.е.  дебиторская  задолженность  должна  быть  больше



кредиторской не менее чем в 2 раза. Значение коэффициента меньше 2 свидетельствует о снижении эффективности функционирования компании: ликвидные активы недостаточно быстро обращаются в денежные средства.



	k ДЗ КЗ 1, т.к. в этом случае размеры дебиторской и кредиторской задолженностей соответствуют.



11



Если k ДЗ КЗ 1, то на предприятии значительный объем заемных ресурсов, которые в настоящий момент неэффективно используются.



Отметим, что верхний предел значения коэффициента не регламентируется, но вместе с этим, завышенное значение свидетельствует о неоптимальном выборе контрагентов.



Также отметим, что значение данного показателя динамически изменяется



	требует постоянного контроля со стороны руководства, что позволит своевременно диагностировать неэффективное использование ресурсов и оперативно принять соответствующие меры.



Оценка дебиторской задолженности предприятия заканчивается сравнением дебиторской и кредиторской задолженности по следующим показателям: темп роста (%), оборачиваемость (в оборотах) и период погашения в днях. По итогам этого сравнения прогнозируют перспективы дальнейшего развития предприятия, его финансовое состояние и платежеспособность.



Положения кредитной политики предприятия формулируются отдельным документом, что придает не только официальный характер, но и систематизирует работу по управлению дебиторской задолженностью. Автор данной квалификационной работы считает необходимым рассмотреть основные характеристики кредитной политики в виде типичной структуры документа о кредитной политике предприятия.



	Цели кредитной политики формируются каждым предприятием индивидуально.



	Тип  кредитной политики.  Выделяют  три  типа  кредитной  политики:



консервативный, умеренный и агрессивный.



	Стандарты оценки покупателей, которые необходимы для разработки индивидуальных условий кредитования клиентов предприятия.



	Критерии предоставления коммерческого кредита.



	Подразделения, задействованные в процессах оценки, управления и контроля над дебиторской задолженностью.



6. Действия персонала.





12



Для эффективного применения кредитной политики на предприятии и придания ей обязательного статуса необходимо четко распределить полномочия персонала и их ответственность в вопросах предоставления товарного кредита. Это исключает разного рода противоречия и не дает возможности должнику использовать их в конфликтной ситуации. Кроме того, четкая формулировка позволяет избежать недопонимания действий руководства. В результате снижаются финансовые затраты и сокращаются потери времени. Кроме того, кредитная политика стимулирует и поддерживает необходимость обучения или повышения квалификации персонала. Кроме указанных причин, отметим также, что разграничение ответственности необходимо и в силу того, что разные отделы в качестве первоочередной могут иметь противоположные цели (например, отдел сбыта стремится максимизировать объемы продаж, тогда как финансовый отдел – минимизировать просроченную задолженность).



	Шаблоны различных документов, применяемых в процессе управления дебиторской задолженностью.



Разделы 5-7 кредитной политики призваны разграничить уровни управления дебиторской задолженностью. Таким образом, необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами [26].



Охарактеризуем типы кредитной политики предприятия, стратегические направления которой зависят от сочетания значений показателей рентабельности, ликвидности и риска. Агрессивная политика характеризуется высоким уровнем рентабельности и риска, а также низким уровнем ликвидности. Консервативная политика – высокой ликвидностью и низким уровнем риска и рентабельности. Политика, нацеленная на средние значения указанных показателей считается умеренной.



	таблице 1 представим распределение долей оборотных активов к общей сумме активов и коэффициентов продолжительности оборота оборотных средств по типам кредитной политики.









13



Таблица 1 – Характеристики типов кредитной политики



Показатель

Консервативная

Умеренная

Агрессивная



доли оборотных активов к

40%

45%

50%



общей сумме активов



















продолжительность оборота

50 дней

70 дней

95 дней



оборотных средств





















Далее остановимся на описании стандартов оценки покупателей. По результатам анализа учебной и научной литературы автор считает необходимым



	данной работе описать более подробный подход к оценке надежности дебиторов, описанный в работе В. А. Волнина «Кредитная политика предприятия: переход к системному управлению» [27].



Итоговый кредитный рейтинг вычисляется по формуле:



Rri   ni ,

(12)



где R – итоговый кредитный рейтинг; ri – рейтинговый балл по отдельному фактору совокупного риска; ni – коэффициент значимости каждого фактора совокупного кредитного риска.

В работе [27] выделяют следующие факторы совокупного риска.



	Страновой риск или риск взаимодействия с дебиторами отдельных регионов. Значимость данного фактора наиболее низкая в силу того, что проводимые международными или национальными рейтинговыми агентствами исследования не отражают объективной величины риска. Однако данный фактор имеет важное значение для предприятий, которые осуществляют экспорт своей продукции.



	Юридический риск дебитора. Данный фактор характеризуется такими показателями, как организационно-правовая форма юридического лица, период его функционирования, период сотрудническая с дебитором и пр. Оценки по всем принятым к рассмотрению факторам суммируются. Оценка юридического риска рассчитывается как отношение набранных баллов к минимально возможному значению оценок, которые может получить дебитор. В зависимости от полученного значения юридического риска дебитору присваивается соответствующий рейтинговый балл.



14



	Деловой риск дебитора характеризуется его зависимостью от рыночной конъюнктуры и влияет на интенсивность его денежных потоков. К факторам, влияющим на данный тип риска можно отнести: длительность работы дебитора на рынке, доля дебитора на рынке, чувствительность дебитора



	сезонным  факторам,  наличие  конкурентов  на  рынке,  качество  продукции,



ассортимент продукции, зависимость дебитора от одного покупателя или группы покупателей, ценовая стратегия. По каждому считается оценка (положительная или отрицательная), а по их количеству выставляется рейтинговый балл.



	Финансовый  риск  дебитора  характеризуется  низкой  ликвидностью,



несбалансированностью активов и источников финансирования, низкой отдачей на вложенный капитал, невозвратом дебиторской задолженности, нарушением платежной дисциплины, вероятностью его потенциального банкротства [27]. Заметим, что автор статьи предлагает модифицированные формулы для расчета следующих показателей: коэффициенты абсолютной, срочной и текущей ликвидности, коэффициент достаточности денежных средств для проведения платежей, доля оборотных активов в валюте баланса, коэффициент финансовой



независимости, коэффициент рентабельности продаж, а также средневзвешенный срок старения просроченной задолженности дебитора за прошедший отчетный период. В зависимости от полученного значения финансового риска дебитору также присваивается соответствующий рейтинговый балл.



Важно отметить, что при определении кредитного лимита потребителя, его доля в общей сумме дебиторской задолженности предприятия должна соответствовать его доле в суммарной выручке.



Стандарты оценки покупателей необходимы для расчета индивидуальных условий кредитования. Выделяют два основных подхода для оценки лимита кредитной политики предприятия. В соответствии с первым подходом лимит конкретного дебитора определяется на основе накопленной статистики среднемесячных поступлений денежных средств, а в соответствии со вторым —



15



на основе общего лимита задолженности, рассчитанного по предприятию в конкретном периоде [27]. Более предпочтителен второй подход, т.к. он учитывает не только индивидуальные характеристики дебитора, но и стратегические интересы предприятия.



	Лимит кредитования на основе истории его платежей:



ДЗlim

ДСср   T ,

(13)

где   ДСср    –  среднемесячный

размер  поступлений  денежных

средств  за



последние 3 мес. (для нового покупателя – в пределах месячной выручки); T :1 6 - коэффициент времени.



Максимальный размер кредитного лимита не должен превышать чистой прибыли, полученной от конкретного дебитора за период от 3 до 6 мес.



	Лимит кредитования на основе общего лимита задолженности по предприятию:



ДЗlim     СК   ДО   КО   ВА   З   ДЗаванс    КФВ   ДС ,

(14)



где СК – собственный капитал; ДО – долгосрочные обязательства; ВА – внеоборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; З – запасы и затраты; ДЗаванс – дебиторская задолженность в части авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, и прочих дебиторов; КФВ – краткосрочные финансовые вложения; ДС – денежные средства.



Тогда лимит кредитования для каждого дебитора рассчитывается по формуле:



ДЗlim_ i     ДЗlim   di   ki ,

(15)



где di – доля покупателя в выручке; ki – коэффициент надежности и выгодности клиента, который определяется на основе следующих параметров: длительность работы; объем поступлений денежных средств от клиента; процент поступлений денежных средств по клиенту в общем объеме продаж.



По каждому из трех параметров каждому дебитору на предприятии присваивается конкретный балл, а затем путем перемножения получают итоговую сумму баллов по конкретному клиенту. На основе итоговой суммы



16



баллов, клиенту присваивается соответствующая категория. Например можно выделить следующие категории клиентов: новые малоэффективные клиенты, новые эффективные клиенты, постоянные клиенты, VIP-клиенты, стратегические партнеры.



Расчитывая стоимость товарного кредита, необходимо учитывать уровень инфляции, размер депозитных ставок или кредитных ставок. Однако наиболее правильным для предприятия считается способ определения стоимости товарного кредита на основе величины потерянной прибыли, т.к. прибыль, получаемая предприятием должна быть выше, чем доход по депозитным или кредитным ставкам [25]. В противном случае ведение предпринимательской деятельности бессмысленно. Кроме того, необходимо учитывать финансовые потери и фактор упущенного времени.



Также отметим, что стоимость кредитования клиента может оплачиваться либо как часть стоимости товара, либо за счет предприятия-кредитора.



Кратко опишем критерии предоставления коммерческого кредита. Управляя дебиторской задолженностью важно найти баланс между минимизацией случаев неоплаты по коммерческому кредиту и продвижением продаж. Для этого руководству предприятия необходимо следить за качеством обслуживания клиентов. Очевидно, что для крупных или постоянных клиентов выбираются более выгодные для них условия, чем в ситуациях с рискованными или непостоянными клиентами. Кроме того, в условиях нехватки клиентов критерии менее жестки, нежели при их избытке.



Далее приведем формулу для определения максимального размера скидки для клиентов предприятия.

Скидкаmax     P   С

(З   С)  (1   N )  Qmin

,

(16)

















Q





где   P,  С   –   цена

без   скидок   и   себестоимость   единицы   продукции,



скорректированные  с

учетом  индекса  инфляции,  соответственно;

Qmin–



минимальный размер партии, при приобретении которой предоставляется скидка, Q – объем партии, заказанной клиентом, N – дополнительная норма



17



прибыли по сделке.



Важно отметить, что репутация и финансовая состоятельность клиента, а не объем поставок ему продукции является определяющим фактором. Очевидно, что при небольших размерах кредита несостоятельным клиентам можно образовать на предприятии большой объем дебиторской задолженности [6].



Для эффективной и своевременной работы с должниками необходимо контролировать следующие пункты:



– срок предоставления товарного кредита и длительность задержки оплаты;



– причину несвоевременной оплаты за поставленную продукцию.



Кроме этого, необходимо предусмотреть условия, при которых не только нельзя предоставлять кредит, но и условия, при которых дебитору невыгодно нарушение взятых на себя обязательств. В частности, можно применять штрафы, размеры которых вычисляются по формуле:



штраф   ПД  КК  R  p  Shi ,

(17)



где ПД :1 5 – коэффициент, характеризующий платежную дисциплину клиента в зависимости от срока просрочки платежа; КК :1 5 – категория клиента (примерные перечислены выше); R :1 5 – рейтинг дебитора (см. формула (12)); p – поправочный коэффициент, который рассчитывается как отношение произведения коэффициентов платежной дисциплины, категории клиента и рейтинга дебитора к 125; Shi – суммарный размер задолженности клиента.





Для контроля платежной дисциплины дебиторов используются разного рода отчеты, которые обеспечивают своевременное погашение задолженности в соответствии с договорными условиями. Период, отражаемый в указанном отчете зависит от специфики предприятия.



	частности, для более детального описания сложившейся ситуации также применяется реестр старения дебиторской задолженности, который отражает распределение долга по срокам погашения для каждого должника, и



18



процент, относимый к каждому периоду просрочки клиентом, и в целом по дебиторской задолженности [15].



Для исключения сезонной составляющей в работе дебитора используется отчет об остатках непогашенной дебиторской задолженности, который заполняется так: из выручки за каждый месяц квартала выделяется непогашенная дебиторская задолженность, определяется ее доля в выручке.



Контроль исполнения кредитной политики на предприятии проводится посредством организации общей системы финансового контроля в качестве самостоятельной единицы [3] на основе бухгалтерской отчетности предприятия, составление которой регулируется федеральным законом «О бухгалтерском учете» [2].



При возникновении неоплаты со стороны клиента необходимы быстрые, решительные, разнообразные и последовательные действия со стороны предприятия. Долги необходимо держать под контролем и напоминать о них должнику регулярно. При этом необходимо помнить, что проблема состоит в неплатеже, а не в дебиторе, с которым необходимо найти общий язык в вопросе погашения задолженности. В этом отношении важна последовательность действий не только по взысканию долга, но и по его предупреждению.



Если взыскать задолженность не получается, предприятие вынуждено обращаться либо к профессиональным коллекторам, либо в суд, что связано с дополнительными издержками. Поэтому в кредитной политике предприятия необходимо предусмотреть жесткие временные нормативы отсрочки, а также дифференцированные нормативы времени просрочки платежа, при которых применяются те или иные запланированные меры по взысканию.



	заключение обзора теоретических концепций разработки кредитной политики предприятия, подведем итоги.



Дебиторская задолженность предприятия, как ключевой элемент текущих активов, оказывает значительное влияние на различные финансовые показатели: оборот и прибыльность, ликвидность и платежеспособность, финансовая стабильность, продолжительность операционного и финансового



19



цикла. Поэтому характер кредитной политики организации, степень ее агрессивности – многоаспектная проблема, не имеющая однозначного решения. Определяя дебиторскую задолженность как коммерческий кредит, предоставляемый покупателю, необходимо знать своего клиента, понимать специфику его бизнеса, чтобы адекватно применять такие инструменты, как отсрочка платежа, кредитный лимит, штрафные санкции за просрочку оплаты и др. [18].



Итак, при формировании кредитной политики предприятия необходимо разработать и формализовать процедуру предоставления кредита, методы мониторинга просроченной дебиторской задолженности и анализ ее влияния на финансовые результаты компании. Именно тогда управление дебиторской задолженностью будет целенаправленным и системным.



























































































20



1.2 Оценка эффективности преобразований кредитной политики предприятия



Изменение кредитной политики предприятия связано с изменением трех основных ее элементов: продолжительность периода отсрочки платежа за приобретенный товар; величина скидки, предоставляемой за досрочную оплату товара, а также период, в течение которого покупатель имеет право



воспользоваться скидкой. В результате предприятие стремиться максимизировать чистую прибыль предприятия.



Для оценки эффективности изменения кредитной политики в данной работе применяется модель, подробно описанная в статье А.Е. Лукьянова и Е.Д.Никулина «Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью».



Для оценки последствий изменения кредитной политики организации данная модель предполагает проведение сравнения чистого денежного потока фирмы, который.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44