- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Концепция ноосферы в трудах П.Тейяр де Шардена.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001069 |
Тема: | Концепция ноосферы в трудах П.Тейяр де Шардена. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» РЕФЕРАТ для сдачи кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Направление подготовки: 05.06.01 Науки о Земле Направленность: «Геоэкология» на тему: «Концепция ноосферы в трудах П.Тейяр де Шардена». Выполнил: аспирант 1 курса кафедры географии и гидрометеорологии Артемьев Сергей Николаевич Проверил: к.г.н., доцент кафедры географии и гидрометеорологии Преминина Яна Клавдиевна Архангельск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ НООСФЕРА 4 2. ПОНЯТИЕ НООСФЕРНОЙ ЛИЧНОСТИ 8 3. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕНА 10 4. СТАНОВЛЕНИЕ НООСФЕРЫ 11 5. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ 13 5.1 Гуманитарно-теологическое направление 13 5.2 Ноосфера как процесс гоминизации 14 5.3 Философско-теологическая система 15 6. ДРУГИЕ ОБЛАСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НООСФЕРОЙ 17 7. ОТНОШЕНИЕ К НООСФЕРЕ ДРУГИХ УЧЕНЫХ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23 ВВЕДЕНИЕ Несмотря на появление представлений о единстве природы и человека, и их взаимообусловленности, мир неживой материи и живого вещества и мир человека и общества, им созданного, в XIX веке еще не были взаимосвязанными в сознании ученых [10]. Научные учения в этих трех сферах не были связаны друг с другом, и изучались как отдельные дисциплины. А опытного материала, в то время, было слишком мало, чтобы воспроизвести цельную картину мира. Объединяющим элементом явилось учение о ноосфере, которое начало формироваться Владимиром Ивановичем Вернадским (1863 – 1945 гг.) в начале 20 века. Сам же термин «ноосфера» предложен профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870 – 1954 гг.), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся за счет человеческого сознания. Э. Леруа подчеркивал, что пришел к этой идее совместно со своим другом – широко известным геологом, палеонтологом – эволюционистом, и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом под влиянием идей В.И. Вернадского и термин был введен в науку в конце 20-х годов ХХ века. 1. ПОНЯТИЕ НООСФЕРА Хотелось бы начать с самого термина. Итак, что же такое ноосфера. Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера) [1]. Но определения этих терминов не полностью отражают понятия «ноосфера». Антропосфера - земная сфера, где живет и куда временно проникает (с помощью спутников и т.п.) человечество [13]. Социосфера(от лат. societas общество и греч. sphaira шар) -это философская категория, обозначающая социальную сферу человеческого общества - продукт развития этносферы. Социосфера включает в состав своего содержания освоенную человеком природную среду, в совокупности с человечеством составляющую часть географической оболочки Земли. Термин, используемый часто (не совсем удачно) как синоним ноосферы. Понятие введено немецком географом Э. Нефом [13]. Техносфера - это част биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств (научно-технической революции) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества [5]. В современной науке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований, по мнению Г.А. Бачинского, ноосфера представляет собой глобальную оптимизированную социально-экологическую систему. Понятие социально-экологической системы получило достаточно широкое, хотя и неоднозначное применение в работах Г.А. Бачинского, А.Н. Гончаренко, Э.В. Гирусова, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Реймерса и др. Ее можно рассматривать как экологическую систему, включенную в сферу общественных отношений, т. е. как саморегулирующуюся природную систему, динамическое равновесие которой обеспечивается обществом. Ноосферу как глобальную оптимизированную социально-экологическую систему можно представить, как комплекс четырех взаимосвязанных подсистем: - природной (воздух,вода, климат,рельеф, флора, фауна и т. д.); - экономической (население, сельское хозяйство, промышленность,транспорт и т. д.); - социокультурной (наука, искусство, здравоохранение, образование, религия и т. д.); -этносоциальной (быт, традиции, обычаи, язык и т. д.). В отличие от опубликованных работ по проблеме устойчивого развития и ноосферы глобалистика (совокупность исследований, направленных на выявление глобальных проблем, затрагивающих интересы человечества как в целом так и каждого отдельного человека, и поиск путей их решения) впервые вводит количественные критерии в их концепцию. Тогда понятие ноосферы можно сформулировать следующим образом. Ноосфера - непрерывно расширяющаяся в пространстве и во времени сфера разума и духа, сфера основанной на них жизнедеятельности Земной цивилизации, ядром которой служит историческая биосфера Земли. Неограниченная во времени жизнедеятельность Земной цивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы, регламентированным индексом устойчивости развития (меньше единицы), и гармонией внутри самого общества (определяемой индексом социально-экономической дисгармонии меньше 10-15). Под словами «непрерывно расширяющаяся в пространстве» понимается распространение человечества в космическое пространство. Введение в концепцию ноосферы количественных критериев рассеивает туман вседозволенных толкований, делает концепцию научно-конструктивной, ясной и удобной для дальнейшего развития учения о ноосфере. Что касается проблемы «устойчивого развития – ноосферы», то очень важно понять, что термин «устойчивое развитие» означает лишь тип развития человеческого общества, предшествующий становлению ноосферы. Этот термин не может охватить необычайно широкий спектр содержания и функционирования самого общества, возможного взаимодействия нашей цивилизации с другими космическими цивилизациями. Он ограничен по содержанию. Значительно более широким понятием является понятие ноосферы. В научном смысле представленное выше определение ноосферы является предельно широким и достаточным для определения уникального явления духовной организации разума на планете Земля. Проблема преобразования биосферы в ноосферу, сформулированная В.И. Вернадским, поднимается в XXI веке до проблемы конструирования и становления Земной ноосферной цивилизации. В настоящее время активно развивается ноосферное мышление, представляющее собой ключевой узел ноосферогенеза, всей концепции ноосферы. Ноосферогенез переживает самый сложный этап, на котором происходит выбор основного направления развития. В пределах биосферы идет борьба различных стратегий, одной из которых является формирование ноосферной оболочки, идеальное дальнейшее развитие человечества и т.д. Однако этой стратегии противостоят другие, в том числе и разрушительные, так что ноосфера вполне может не состояться и ответ на вопрос, быть ей или не быть, связан прежде всего с формированием ноосферного мышления. В ноосферном мышлении можно выделить несколько основных направлений: планетарное мышление, формирование нообиогеоценозов, осознание ноосферогенеза в целом. Человек не может пока охватить своим сознанием все аспекты ноосферы: ее многомерность, сложное иерархическое устройство и саморазвитие. Первой фундаментальной ступенью в процессе восхождения человечества к ноосфере можно считать планетарное мышление. 2. ПОНЯТИЕ НООСФЕРНОЙ ЛИЧНОСТИ Понятие «личность» является исключительно многомерным, что часто приводит к недостаточно четкой проработанности отдельных связанных с ним вопросов и как следствие этого к односторонним и неглубоким определениям. Многие из великих философов дали оригинальные определения этого понятия, высказали глубокие идеи, направленные на развитие этих определений. Так, Боэций определял личность как «индивидуальную субстанцию разумной природы», Фома Аквинский - как «то, что является наиболее совершенным во всей природе». Ф. Бэкон рассматривал личность как цельную природу человека, единство души и тела, В. Лейбниц выделял в личности совесть, т.е. рефлексивное внутреннее чувство того, какова ее душа, Д. Локк отождествлял личность с самосознанием, а для И. Канта личность основана на идее морального закона (равна ему). Кант одним из первых заявил, что человек должен быть только целью, и даже Бог не может использовать его как средство. Начиная с Л. Фейербаха во главу философствования ставится не человеческое сознание, а целостность человека. Это обусловило антропологическую редукцию от бытия к человеческому бытию. Человека в значительной степени формируют его потребности, среди которых можно выделить 5 иерархических уровней (по А. Маслоу): физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные контакты, самоуважение, потребность в самоактуализации [11]. Характерной основной чертой ноосферной личности является ее способность включиться в процессы, происходящие внутри нообиогеоценоза. Ноосферная личность выступает как некоторая целостная тотальность, своего рода неделимая, непротяженная, нематериальная, вечная субстанция. Ее внутреннее содержание бесконечно богато и разнообразно, поскольку изоморфно всему ноосферному человечеству. Целостность человека, его самоподобие окружающему миру подчеркиваются в подавляющем большинстве религий и во многих философских системах. Ноосферная личность имеет значение не меньшее, чем нообиогеосфера, нообиогеоценоз, поскольку каждая такая ячейка-вечная субстанция незаменима в природе, взаимодополнительна со всем миром. Формирование ноосферной личности - процесс длительный, ему предшествует этап формирования ноосферного человека, ощутившего ритмы нообиогеосферы. «Ноосферный человек» осознает вектор своего развития, сопоставляя его с процессом формирования нообиогеосферы, «зацепляясь» за нее сначала как бы одной только гранью. Естественно, такая связь будет слабой и непродолжительной, но главное, что курс развития окажется найденным. Затем связь начнет укрепляться, постепенно начнется процесс превращения ноосферного человека в ноосферную личность. Ноосферный человек начинает стремиться вступить в устойчивую взаимосвязь с нообиогеосферой. Ноосферный человек периодически получает доступ к своему ядру, интегральной сущности, которая тесно связана со всеми способами проявления его бытия (психологическими, биологическими, общественными). Ноосферного человека невозможно использовать как средство, их тесная взимосвязь с нообиогеосферой не позволит это осуществить. Иногда употребляется термин «ноосферная элита», которым условно обозначается часть общества, способная повести за собой остальных людей в деле ноосферного строительства. Эта часть общества имеет уверенность в ноосферном выборе цивилизации и будет сохранять её в будущем. Можно утверждать, что ноосферная элита образуется из ноосферных людей и что она имеет принципиальное значение для выживания человечества. Термин «элита» употребляется здесь исключительно в положительном смысле. Эти люди не будут пытаться возвыситься над остальной частью общества, видя свою задачу только в обеспечении устойчивости ноосферогенеза и прогнозировании новых его путей [4]. 3. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕНА TeilharddeChardin, Pierre (1881 – 1955 гг.), французский геолог, палеонтолог и философ. Родился в фермерской семье в Сарсене недалеко от города Клермон-Ферран во Франции. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899 г. С 1901 г. по 1905 г. изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905 – 1908 годы находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией – млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 г. вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911 г. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром–носильщиком[7]. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Он работал профессором кафедры геологии Парижского Католического университета (1920 - 1925 гг.), также являлся членом Парижской академии наук (1950 г.). В 1951 году его пригласили возглавить антропологические исследования на юге Африки.В 1952 г. он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера – Грена в Нью-Йорке [3]. 4. СТАНОВЛЕНИЕ НООСФЕРЫ Критерием для выделения основного ствола эволюции, ведущего к человеку и ноосфере, послужило то, что американский геолог, минералог и биолог Джеймс Дана (1813 –1895 гг.) называл цефализацией (возрастающим с ходом геологического времени усложнением нервной системы и головного мозга). Дана пришел к этой мысли, к этому пониманию эволюции живой природы, принимая участие в кругосветной экспедиции Чарльза Уилкса (1836 –1842 гг.), окончательно доказавшей существование Антарктиды. На научные выводы Дана не обратили внимания ни Дарвин, ни эволюционисты, хотя с Ч. Дарвином Дана состоял в дружеской переписке. Тейяр де Шарден, разделял точку зрения Дж. Дана и основываясь на данных палеонтологов, считал, что от пласта к пласту нервная система и мозг постоянно развиваются скачкообразно. Это придает эволюции направленность, а мозг становится указателем и мерой сознания. По своей анатомии человек мало отличается от человекообразной обезьяны (одно семейство гоминоидных). Однако Тейяр хорошо видел ту пропасть, которая отделяет человека от всего остального мира, отмечая, что «ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека». Разумное существо, благодаря сосредоточенности на самом себе, становится способным развиваться в новой сфере, и тут рождается поистине новый мир: логика, математика, искусство, изобретения, абстрактное мышление, тревоги, верность, мечтания, грезы, любовь. Вся эта деятельность - возбуждение вновь образованного центра. Обладание разумом дает человеку коренной перевес над всей предшествовавшей жизнью. Разумеется, что животное также знает, но, безусловно, оно не знает о своем знании, иначе оно бы давно умножило изобретательность. Перед ним закрыта та область реальности, в которой развивается человек. Мозг смог увеличиться лишь благодаря прямой походке, освободившей руки, а возникновение разума связано с развитием не только нервной системы, но и всего существа. В отношении животных же, например, льва, лошади,одновременно с подъемом своего психизма они частично стали, как и насекомые, пленниками орудий бега и добычи, в которые превратились их члены. Таков один из тупиков эволюции, к которым приводит узкая специализация организма [16]. 5. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ 5.1 Гуманитарно-теологическое направление Тейяр де Шарден относится к тем мыслителям, которым ближе гуманитарно-теологического направление. Он рассматривает человека в рамках эволюционного подхода. Однако в своём труде «Феномен человека» Тейяр говорит, что в его книге «не стоит искать конечного объяснения природы всех вещей - какой-то метафизики» [14]. Тейяр призывает соединить разум и мистику. В христианстве он видит возможность синтезировать всё и личность. Путь к синтезу лежит, по его мнению, в сплочении людей в коллективы.Де Шарден считает, что центр конструирования универсума является именно человек, поэтому всю науку в конечном итоге надо сводить к человеку. Человек у Тейяра – ключ универсума. Своеобразие научной позиции де Шардена было неизбежным следствием его удивительной судьбы. Вся жизнь священника-ученого проходила между двумя полюсами: с одной стороны, активная общественная работа, путешествия, деятельность исследователя, с другой - мир духа, где монах-мистик предстоял Христу. Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире. «Оригинальность моего верования, - говорил Тейяр, - состоит в том, что корни его уходят в две области жизни, которые обычно считаются взаимоисключающими. По воспитанию и образованию я принадлежу к «детям неба», а по темпераменту и профессиональным знаниям я – «дитя Земли», между ними я не воздвигал никакой внутренней перегородки». Другое его свидетельство: «В той мере, в какой вообще можно различить в своей мысли разные пути и способы постижения реальности, я остаюсь, прежде всего, на позиции естествоиспытателя, а не убежденного верующего». И еще одно: «Величайшим событием моей жизни было постепенное осознание двух солнц на небе моей души: одно из этих светил - космическая вершина, постулированная общей эволюцией сходящегося типа, другое светило - воскресший Иисус христианской веры». В своих работах, по мнению клерикальных кругов, Тейяр углубился в теоретические построения спорного характера. Его эволюционизм казался им слишком радикальным. Несмотря на то что он уже имел мировую известность и был избран членом Французской академии, ему было запрещено заниматься преподаванием и печатать свои труды [14,15]. 5.2 Ноосфера как процесс гоминизации Тейяр представляет ноосферу в качестве продукта процесса гоминизации. Гоминизация - это процесс эволюционного преобразования предка человека из числа ископаемых высших приматов в человека современного вида.Термином «гоминизация» де Шарден назвал процесс очеловечевания человечества, то есть реализацию его возможностей. Гоминизация, как он утверждает, представляет собой удивительное зрелище коллективной рефлексии. «Каждое эго перерастает в некое мистическое суперэго» [14]. В результате этого процесса образуется «Мыслящий, коллективный и постоянный организм», «мыслящий пласт земли». «Земля не только покрывается миллиардами крупинок мысли, но опутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально существующую обширную крупинку мысли в космическом масштабе». Свое завершение ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универсума - «точке Омеге» - Боге. «По своей структуре,- пишет Тейяр,- Ноосфера и вообще мир в целом представляют собой совокупность не только замкнутую, но и имеющую где-то центр. Пространство и время необходимо конвергентны по своей природе, следовательно, его безграничные поверхности в соответствующем направлении, должны снова сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовем его Омегой, который и сольет их полностью и поглотит в себя») [7, 14]. 5.3 Философско-теологическая система Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега» [14]. С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, по замыслам Тейяра, завершается первая часть его философско-теологической системы в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать монотеизму христианский характер. Образ Бога - Омеги в этой части системы уступает место образу Христа – универсального и Христа -эволюционера. Здесь Тейяр стремится обосновать положение, что богочеловек - Иисус Христос в силу механизма воплощения обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр всего универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только человечества и Земли, но и планет, звезд и более того всех реальностей, от которых мы зависим с физической точки зрения.Христос представляется Тейяром как неисчерпаемый синтез системы, элементов, единства, множественности, материи, духа, бесконечного, личного. Следовательно, Христос является органическим центром гармонизации всего универсума. Универсум определяется его выбором, воодушевляется его формой. Он даёт решающий отпечаток на все свойства универсума. В нем сходятся линии мира, причём все, созидается целостно дух и материя. Он придает всем свою консистенцию и, таким образом, в нем находится вершина творения, завершающая и достигающая наивысшие возможности в любых измерениях, в сверхъестественных глубинах [14]. Вся Вселенная по мнению Шардена, тело Иисуса Христа - Божественная среда. Все члены этого тела находятся в определенной связи друг с другом, влияют друг на друга[14]. Духовный прогресс и интеллектуальное превосходство, однако, могут сосуществовать со злом. Злом в числе прочего Тейяр де Шарден считал тоталитарное общество. Необходимой частью эволюции человека станет замена со временем современной формы общественного устройства на другую, более совершенную. 6. ДРУГИЕ ОБЛАСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НООСФЕРОЙ Творчество Тейярамногоуровнево и разнопланово. Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. В этом контексте Тейяр трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что «универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству», с его точки зрения: «мы, несомненно, осознаем, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чем мы живем и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и все наше существо, казалось бы, исчезает». Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Тейяру, необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. Тейяр де Шардена, уделял основное внимание разуму, его эволюции. Говоря об эволюции, Тейяр справедливо настаивает на том, что в настоящее время она перестала быть спорной гипотезой. "В мире, - пишет он, - еще встречаются люди, подозрительно и скептически настроенные в отношении эволюции. Зная природу и натуралистов лишь по книгам, они полагают, что борьба вокруг трансформизма все еще продолжается, как во времена Дарвина. А поскольку в биологии идут дискуссии относительно механизма видообразования, они воображают, что эта наука сомневается или еще могла бы сомневаться, не отрицая себя самой, насчет факта и реальности такого развития. Но положение дел совершенно иное"[14]. 7. ОТНОШЕНИЕ К НООСФЕРЕ ДРУГИХ УЧЕНЫХ В понимании В.И. Вернадского ноосфера – это последнее из многих состояний биосферы, которое только начинает проявлять свои собственные свойства. Эволюция биосферы в результате, которой образовалось человечество, подходит к той ступени, когда под влиянием социальной деятельности «биосфера переходит в новое состояние – ноосферу». Биосфера постоянно меняется и ее переход в ноосферу не случайность, причиной тому служит эволюционный процесс, который длится многие тысячелетия [2]. Эд.Леруа трактовал ноосферу «мыслящей» оболочкой, формирующейся человеческим сознанием. И он говорил, что пришел к этому именно с П.Тейярде Шарденом под влиянием идей В.И. Вернадского. Н.Н. Моисеев относился к проблеме ноосферы достаточно сложно. Он писал: «вступление в эпоху ноосферы, т. е. в тот период истории, когда биосфера и общество будут развиваться как единый организм, как кооперативная система, эволюция которой следует целенаправляемому началу, стремящемуся (но не гарантирующему) обеспечить гомеостаз человека и биосферы, как мне представляется, в принципе возможно[9]. Но оно будет означать качественное изменение характера эволюции общества и человека. И не только общества, но и биосферы как системы»[8]. Проводившиеся им компьютерные эксперименты, при их несовершенстве (как говорил сам Моисеева), показывали, с одной стороны, огромные трудности, которые надо пройти, чтобы наконец вступить в эпоху ноосферы, а с другой - принципиальную возможность этого. Произойдет ли указанное событие - заранее сказать очень сложно. Произойдет ли окончательный переход к ноосфере и вовсе сказать невозможно. Эту же мысль, но более категорично, Моисеев высказал в одной из своих последних работ - в статье «Системная организация биосферы и концепция коэволюции». Идеи несколько иного крена, развивающие представления о ноосфере, содержатся в книге «Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы» В.П. Попова и И.В. Крайнюченко. Авторы пишут, в частности, что последние миллионы лет биосфера не родила ничего принципиально нового, кроме человека. Человек затормозил биологическую эволюцию, но интенсивно развивает техносферу. В настоящем мы не видим зарождения новых биологических форм, но видим зарождение будущего (искусственного) интеллекта. Следовательно, новый постчеловеческий уровень разумной организованности обещает быть явлением неорганической природы. Скорее всего, это будет разумная техносистема, способная к саморазвитию. Исходя из тенденции постоянного усложнения мира, новый уровень организованности должен быть сложнее, чем человеческий, разумнее человеческого, разнообразнее и менее зависим от внешней среды. Так же, как живое вещество взяло на себя функции вовлечения в процесс коэволюции тупиковые, косные формы материи на Земле (по Вернадскому), так и разумное вещество, по их мнению, станет управлять коэволюцией звёзд, планет, галактик (авторы имеют в виду не только разумное вещество Земли, но и разум, возникший на других объектах вселенной). Таким образом, главная цель человечества, по мнению современных мыслителей от синергетики, состоит в создании на Земле другого (не человеческого), более высокого разума, способного противодействовать космическим катастрофам, осваивать пространства Вселенной и осуществлять дальнейшую эволюцию [12]. Есть и те, кому близки идеи Пьера де Шардена о неизбежном слиянии ноосферы с теосферой. Наиболее известен академик РАЕН В.П. Казначеев своей крупной работой в соавторстве с Е.А. Спириным «Космопланетарный феномен человека». Казначеев и Спирин убеждены, что развитие жизни на Земле, как и человека, не может происходить без внешнего «интеллектуального»управления этим развитием, другими словами, эволюция живых систем на планете Земля невозможна без постоянного или хотя бы периодического притока управляющей информации из Космоса. Ранее возможность такого управления подвергалась сомнению из-за «запрета Эйнштейна» на превышение любыми сигналами световой скорости в вакууме. Если сигнал «летит» от одной звезды до другой тысячи лет, то о каком управлении в масштабе вселенной можно говорить?Да и сигналы с такими ничтожными скоростями невозможно представить даже на уровне Галактики. В ответ на это авторы утверждают, что управление процессами в биосфере Земли, как и развитием человека, осуществляется из Космоса двумя типами энергоинформационных субстанций не электромагнитной природы. Одна из них (наиболее тонкая и скоростная) - голограммная информация - переносит в эфире пространственные формы того, что должно овеществиться в виде атомарного вещества. Мысли человека являются частным случаем этой голограммной субстанции. Вторая энергоинформационная субстанция гравитационной природы. Все инерционные сигналы имеют торсионные и спиновые составляющие. Скорости распространения торсионных “энергий”, согласно известному эксперименту Лаврентьева с соавторами, почти в тысячу раз превышают световые скорости. Скорость передачи голограммной информации, похоже, в миллиарды раз превышает световую в вакууме. Если все это так, то голограммные “чертежи” новых, более сложных систем могут поступать, к примеру, из центра Галактики на Землю практически мгновенно. Вместе с тем, чтобы из галактического центра достиг Земли поток необходимых инерционных энергий (без них процесс овеществления невозможен), требуется уже существенное время. Именно поэтому в Галактике, в любой точке её пространства, практически мгновенно можно получить любую информацию в виде голограммных образов на эфирном плане [6]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тейяр де Шарден выстраивает схему мирового процесса: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь, которая, однако, ничего не объясняет. Вместе с тем, он отмечает взаимосвязь случайности и необходимости, единства и множественности и т.п. Строго научным труд Тейяра назвать нельзя. Ученый поставил перед собой весьма сложную задачу, решить которую ему оказалось не под силу. Все изыскания автора направлены, по сути, на самоидентификацию человека во вселенной, в человеческом обществе. Ограниченность концепции ученого проявляется хотя бы в той роли, которую он отводит радиальной энергии, конвергирующих к точке Омега. Очевидно, что Тейяр не верит в «бесконечный прогресс» человечества. Некоторым современным ученым концепция Тейяра дала основание построить идеологию «единой индустриальной цивилизации» или «глобализации», у которой есть как сторонники, так и противники. Этот вопрос в наши дни является предметом острых дискуссий в научной среде и противостояния в обществе. Подтверждением последнему служат широко известные всем выступления антиглобалистов, стремящихся обосновать пагубность унификации социально-экономической жизни человечества. Скончался Тейяр от сердечного приступа в возрасте 74 лет в 1955 г. в Нью-Йорке. [15]. Тейяр де Шарден не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке - тейярдизм. Его концепция ноосферы оказала огромное влияние на развитие современной науки, нашла - и постоянно находит - отражение в жизни общества, в культуре и даже в масскультуре». Его идеи, соединяющие в себе сразу и науку, и философию, и христианский мистицизм, были выложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры. Также следует отметить, что ноосфера активно участвует в формировании совершенно нового человеческого сознания и сферы образования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Баш Л.М., Боброва А.В., Вячеслова Г.Л. и др. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001. - 567 с. 2. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. - М.: Наука, 2000. - 504 c. 3. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировозрении // Вопросы философии 1995. - №3.- С. 43-45. 4. Данилова B.C. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. - 2004. - С. 50. 5. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. – К.: Гл. ред. МСЭ, 1990. – 408 с. 6. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: Наука. Cибирское отделение, 1991. - 304 с. 7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. - М.: «Логос», 2000. – 320 с. 8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Яз. рус. культуры, 2000. – 223 с. 9. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, Акад. соц. наук. - М.: РИЦ ИСПИ, 1996. - 167 с. 10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 351 с. 11. Николаев В.А. Концепция ноосфер: история и современность: Концепция перехода Российской Федерации на ноосферный путь развития// Вестн.Моск.ун-та. Номер 2. География. - 1996. - C.11. 12. Попов В.П. Крайнюченко, И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов-н-дону: Изд ГНУ «СКЦВШ». 2003. с. 334. 13. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 640 с. 14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Издательство ACT, 1987. - 240 с. 15. Чесноков B.C., Прокопенко Е.Е. Пьер Тейяр де Шарден о человеке, ноосфере и космосе / Журнал «Вестник единства», № 2 (106), 2013. – 17 с. 16. Чесноков B.C., Прокопенко Е.Е. Пьер Тейяр де Шарден о человеке, ноосфере и космосе / Журнал «Культура и время», № 3 (107), 2013. – 20 с. 24 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: